СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА по дисциплине Обществознание (вкл. экономику и право, основы финансовой грамотности) на тему "Духовная культура человека и общества"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данного урока способствовать пониманию учащихся, что такое культура и каковы ее виды и функции; совершенствовать умение аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Просмотр содержимого документа
«МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА по дисциплине Обществознание (вкл. экономику и право, основы финансовой грамотности) на тему "Духовная культура человека и общества"»

Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым

Государственное бюджетное профессиональное образовательное

учреждение Республики Крым

«Красногвардейский агропромышленный техникум»






















МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ОТКРЫТОГО УРОКА

по дисциплине ОУД. 12 Обществознание (вкл. экономику и право, основы

финансовой грамотности)

Тема урока:  «Духовная культура человека и общества»








Разработал:

преподаватель : Кушпит Е.А.










2020 г.

Тема урока: «Духовная культура человека и общества»

Цель урока:

образовательная: способствовать пониманию учащихся, что такое культура и каковы ее виды и функции; совершенствовать умение аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;

развивающая: развитие толерантного отношения к разным типам культур;

воспитательная: воспитать чувство толерантности.

Тип урок: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Оборудование: Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей: учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования / А.Г. Важенин. – 9-е изд., исправл. – М.: Издательский центр «Академия», 2020. – 528 с. ISBN 978-5-4468-8419-3


План изучения нового материала

1. Духовная деятельность
2. Что такое культура. Традиции и новаторство в культуре
3. Функции культуры
4. Формы и разновидности культуры


Х о д у р о к а

Организационный момент

Актуализация опорных знаний

I. Повторение пройденного материала

1. Вспомните основные сферы общественной жизни и кратко охарактеризуйте их.

Экономическая

Производство, распределение, обмен и потребление материальных благ.

Социальная

Отношения между классами, сословиями, нациями, обеспечение социальных гарантий со стороны государства.

Политическая

Отношения между государством и политическими партиями, между государством и обществом.

Духовная

Отношения, возникающие в процессе создания, сохранения, распространения и потребления духовных потребностей.

2. Как функционируют сферы жизни общества?

Каждой сфере жизни общества присуща определенная самостоятельность, но вместе с тем, они не только взаимодействуют, но и взаимно обуславливают друг друга.

Например: влияние политической сферы на культуру:

– государство проводит определенную политику в области культуры
– деятели культуры в своих произведениях, в своем творчестве отражают политические взгляды и позиции

3. Подведите итоги:

– духовная сфера тесно связана с другими сферами жизни общества
– наряду с экономической, политической, социальной сферой духовная сфера занимает важное место в деятельности человеческого общества.





II. Изучение нового материала

Таким образом, духовная жизнь общества возникает на основе практической деятельности  человека и является формой отражения окружающего мира и средством взаимодействия с ним.

К духовной жизни относят :                         взятые в единстве они составляют

Духовная жизнь одна из подсистем общества и элементами духовной сферы являются:

В связи с тем, что общество существует в природной среде и люди взаимодействуют друг с другом, это способствует формированию культуры.

Культура является предметом изучения многих наук – (перечислите какие науки изучают культуру) – истории, социологии, философии и антропологии. Один из культурологов насчитал в современном гуманитарном знании более 200 определений культур.


Где начинается культура?

Пчелы строящие соты, не  создают культуру, они миллионы лет воспроизводят то, что заложено в них природой.

Человек создавший каменный топор, станки  и машины, самолеты и поезда создал нечто новое, чего нет в природе. Т.е. все созданное человеком, что не является природой мы относим к культуре.


Что же такое культура?

В широком смысле слова можно сказать, что культура – это преобразовательная, творческая деятельность человека по отношению к природе.

Культуру иногда называют «вторая природа», рассматривая ее в качестве ближайшего к обществу «слоя» природы, который люди видоизменяют и приспосабливают для удовлетворения своих разносторонних потребностей

В узком смысле слова культура употребляется для характеристики материального и духовного развития определенных исторических эпох, конкретных обществ, народностей, наций.



Например:

  • античная культура

  • культура майя

  • художественная культура

  • культура  труда

  • культура быта и т.д.

т.е. в узком смысле термин культура относят к сфере духовной жизни общества.

Как вы понимаете выражения «культурная жизнь страны», «дни культуры», «культурный человек»?

Современное общество, как и мир, характеризуется культурным многообразием.

Приведите примеры многообразия культур.

Основные формы культуры:

Элитарная культура – культура высшего уровня знатоков и специалистов в какой-либо области.

Массовая культура – культура низкого уровня, рассчитанная на массу людей, не готовых или не желающих усваивать высшие образцы культуры в данной области.

Народная культура – это культура, которая создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки.

Разновидности культуры:

Субкультура – часть общей культуры, система ценностей, присущих определенной группе.

  • Половозрастные

  • Профессиональные

  • Досуговые

  • Религиозные

  • Этнические

  • Криминальные

Контркультура – оппозиция и альтернатива по отношению к господствующей в обществе культуре.

  • Битники

  • Панки

  • Хиппи

  • Левые радикалы

  • Андеграунд

Ряд видов культуры определяется в соответствии с особенностями той или иной человеческой деятельности – политическая, экономическая, правовая, религиозная, научная и другая культура.

А что является корнями любой культуры?

Это обычаи, традиции, ценности, идеалы, менталитет народа. Совершенно верно в основе культуры лежат эти важные понятия.

Еще культура делится на материальную и духовную

Дайте характеристику этим видам культур.

Материальная культура связана с производством и освоением предметов и явлений материального мира. К ней относят материально - технические средства труда, коммуникации, культурно - бытовые сооружения. А также производственный опыт, умения, навыки, знания людей.

Духовная культура представляют совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению.

Всё верно.

Слово «культура» также используется для названия той или иной локальной (частной) культуры:

а) национальная культура;

б) культура отдельной социальной группы, слоя, сословия в обществе;

в) профессиональная культура сельского хозяйства, производства, управления, торговли;

г) этническая культура племени, народов, формируемая в процессе их исторического развития;

д) культура семьи;

е) культура личности.

Что дает нам культура? Поразмышляйте по этому поводу. Напишите пятиминутное сочинение-эссе.



Главная функция культуры – сохранение и совершенствование опыта познания и действия людей во всех сферах жизни человека и общества в формах, доступных для потомков. Сохранение, простое воспроизводство культуры, а тем более ее развитие, совершенствование, требуют от общества не только постоянных усилий, но и мудрости.

Функции культуры

1. Функция приспособления к окружающей среде.

2. Функция накопления, хранения и передачи культурных ценностей (позволяет человеку определить свое место в мире и, используя накопленные о нем знания, развиваться от низшего к высшему).

3. Функция целеполагания и регулирования жизни общества и деятельности человека (культура создает ценности и ориентиры общества, закрепляет достигнутое и становится основой для дальнейшего развития).

4. Функция социализации (дает возможность каждому конкретному человеку усваивать определенную систему норм, ценностей и знаний, позволяющих ему действовать в качестве полноправного члена общества).

5. Коммуникативная функция (обеспечивает взаимодействие между людьми и общностями, способствует процессам интеграции и единства человеческой культуры).

Ценности материальной культуры – постройки, произведения искусства, книги – уничтожает время, они страдают во время стихийных бедствий и войн. Высокоразвитая цивилизация, создавшая немало культурных ценностей, может быть завоевана народами с более низким культурным уровнем. Так не раз случалось в истории, например во времена крушения Древнего Рима.

Разрушительное землетрясение может стереть с лица Земли современный город. Но богатства культуры гибнут и от деятельности самих людей. В периоды войн, смут, социальных конфликтов бывало так, что культуре наносился огромный урон. В III в. до н. э. китайский император Цзин Чи Ган приказал сжечь все книги в стране, кроме книг по сельскому хозяйству, медицине и черной магии, а ученых отправил на строительство Великой Китайской стены. Пропало множество текстов, в том числе почти все труды философа Конфуция (551–479 гг. до н. э.). В Александрии Египетской, в городской библиотеке было собрано более полумиллиона древних свитков и манускриптов со всего мира. Когда в 641 г. город завоевал калиф Омар, ими полгода топили городские бани. Как гласит история, калиф сказал, что содержание этих книг либо находится в согласии с Кораном, либо противоречит ему. Если оно находится в согласии, Коран обойдется и без них, а если оно противоречит ему, они вредны. Поэтому, решил калиф, да будут они уничтожены.

При социальном перевороте победившая сторона зачастую пытается провести «ревизию» национальной культуры с точки зрения своего представления о жизни общества. Так было в нашей стране после революции 1917 г. и после победы одной из сторон в Гражданской войне.

Цивилизованное общество осуществляет кропотливую деятельность по сохранению и накоплению культурных ценностей. Оно стремится осуществлять не просто воспроизводство, а расширенное воспроизводство культуры – увеличивать размеры своего культурного достояния, культурного богатства. Этому служат музеи, библиотеки, архивы, специальные службы охраны памятников истории и культуры. В каждом государстве, в том числе в России, существует национальное законодательство об охране памятников истории и культуры. Свою роль здесь играет и международное сотрудничество. В рамках одной из структур ООН – организации по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) – создан перечень объектов культуры, составляющих мировое культурное наследие, т. е. имеющих значение для всего человечества. Некоторым странам, у которых недостает средств для сохранения выдающихся памятников культуры на их территории, включенных в мировое культурное наследие, оказывается финансовая помощь.

Двумя взаимодополняющими сторонами воспроизводства и развития культуры в обществе являются понятия «культурная традиция», «культурная новация».

– Что, по вашему мнению, относится к понятию «культурная традиция»?

Записать слова-ассоциации

– Что такое «культурная новация»?

Записать слова-ассоциации

К культурной традиции относят устойчивые явления культуры, сохраняющиеся долгое время и воспроизводящиеся в новых и новых поколениях людей.

Культурная новация дает новый взгляд на то, как надо совершать ту или иную деятельность в обществе.

Факторы, влияющие на процесс воспроизводства и развития культуры:

а) духовное состояние, интересы и потребности людей в обществе;

б) глобальные мировые тенденции развития человеческой цивилизации.

– Вы, наверное, уже слышали понятие «глобализация культуры»? Что же это такое?

В условиях глобализации культуры культурная политика всех суверенных государств строится на том, чтобы, усваивая передовые достижения материальной культуры других стран, одновременно бережно сохранять и развивать свою духовную культуру.

На примере России покажите взаимодействие культурных традиций и новаций в воспроизводстве и развитии культуры.

Таким образом, культура (в узком смысле) – та область творческой деятельности, которая связана с искусством.

Культура (в широком смысле) – совокупность форм и результатов человеческой деятельности, закрепившихся в общественной практике и передаваемых из поколения в поколение при помощи определенных знаковых систем (языковых и неязыковых), а также путем обучения и подражания.

Оценка влияния культуры на жизнь людей:

1. Духовная культура играет важную роль в жизни общества, являясь средством аккумуляции, хранения и передачи накопленного человеческого опыта.

2. Культура является особой формой бытия, которая имеет свои пространственно-временные границы.

3. Культура служит одной из важнейших характеристик жизнедеятельности как отдельной личности, так и конкретного общества в целом.


III. Закрепление изученного материала

1. Соотнесите форму культуры и характеризующий ее признак

1. Элитарная культура;

2. Народная культура;

3. Массовая культура;


А) ориентированность на коммерческий успех;

Б) сложность языка культуры;

В) соответствие культурным традициям и обычаям.

Ответ: А(3); Б (1); В(2).


2. Верны ли следующие суждения о массовой культуре:
1. Для всех явлений массовой культуры характерно обращение к народным традициям.
2. Для всех явлений массовой культуры характерно простое и доступное содержание.

А) верно только 1;

Б)  верно только 2;

В) верны оба суждения;

Г) оба суждения неверны.

Ответ: (верно только 2)


3. Верны ли следующие суждения о развитии и сохранении культуры?

А. Каждый этап развития культуры, как правило, характеризуется деятельностью выдающихся личностей.

Б. Культура сохраняется, «будучи усвоенной» обычными, не выдающимися личностями.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

Ответ: (верны оба суждения)


4. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «народная культура».

Традиция, стандартизированность, фольклор, анонимный творец, социальная привычка.

Найдите и запишите термин, не связанный с понятием «народная культура».

Ответ: (стандартизированность)


5. Установите соответствие между компонентами духовной жизни и её видами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Компоненты духовной жизни

A) философия
Б) вера
B) религиозные организации
Г) знания
Д) искусство

Виды духовной жизни

1) духовная жизнь общества
2) духовная жизнь личности

Ответ:(12121)

IV. Итог урока. Выставление оценок.

Домашнее задание: ОЛ (1), гл. 2, т. 2.1. выучить тему, письменно ответить на вопросы в конце темы.