Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
"Детская музыкальная школа" п. г. т. Краснозатонский
Методическая разработка открытого урока по учебному предмету
«Специальность и чтение с листа»
на тему:
«Музицирование как основа развития музыкально-творческих способностей»
Берникова Елена Сергеевна
преподаватель класса фортепиано
МБУДО "Детская музыкальная школа"
п. г. т. Краснозатонский
Сыктывкар 2022
Пояснительная записка
Данная работа посвящена формированию таких навыков музицирования как импровизация и аккомпанемент. Обучение приемам музицирования проходит в рамках учебного предмета «Специальность и чтение с листа» по Дополнительной предпрофессиональной образовательной программе «Фортепиано». Предлагаемые формы работы направлены на раскрытие и активизацию музыкально-творческих способностей учащегося.
Во введении раскрыты место и роль учебного предмета в образовательном процессе; определены цель и задачи, направленные на развитие музыкально-творческих способностей учащихся. Основная часть работы состоит из технологической карты урока и методических комментариев, списка использованной литературы. В приложении представлен нотный материал
Введение
Учебный предмет «Специальность и чтение с листа» является основным в обязательной части Дополнительной предпрофессиональной образовательной программы «Фортепиано» и направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на фортепиано, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика. Одной из целей этого учебного предмета является обеспечение развития музыкально-творческих способностей обучающегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области фортепианного исполнительства. Основой творческого развития является формирование таких навыков как чтение с листа, подбор по слуху, импровизация, аккомпанемент, то есть музицирование. Цель занятий музицированием - не просто научить ребенка играть на фортепиано, но, в первую очередь, пробудить желание музицировать самостоятельно, предоставить ученику возможность творить, созидать и развиваться. Занятия импровизацией, желание выучить и хорошо исполнить понравившуюся песню вдохновит ученика на работу, которая разовьет его и в техническом, и в музыкальном плане, приучит к самостоятельной, осмысленной работе с текстом, расширит его музыкальный кругозор. А главное - учиться ребенок будет с интересом и с удовольствием. Владение навыками музицирования находит свое практическое применение в жизни учащегося как во время обучения, так и после окончания им музыкальной школы.
Технологическая карта урока
Преподаватель - Берникова Елена Сергеевна
Учащаяся - Васильева Мирослава, ученица 6-го класса ДМШ.
Учебный предмет (основная программа)– «Специальность и чтение с листа» (ДПОП в области музыкального искусства «Фортепиано»)
Дата – 26.05.2022г.
Тема урока: «Музицирование как основа развития музыкально-творческих способностей».
Вид урока: индивидуальный урок.
Тип урока: комбинированный, направленный на приобретение новых и применение уже полученных знаний и навыков.
Цели урока:
1) Содержательные: приобретение опыта музицирования, создание условий для творческой самореализации.
2) Предметные: освоение исполнительских приемов гармонической и мелодической импровизации, аккомпанемента к заданной мелодии.
3) Воспитательные: воспитание устойчивого познавательного интереса и любви к музыке.
Задачи:
1) Образовательные задачи:
- систематизировать полученные теоретические знания и практические навыки;
- активизировать творческие способности учащегося;
- мотивировать учащегося на самостоятельное дальнейшее развитие и применение полученных теоретических и исполнительских навыков (импровизации и сочинения аккомпанемента к заданной мелодии).
2) Развивающие задачи:
- развивать гармонический слух, ладогармоническую память;
-развивать навыки импровизации и исполнения аккомпанемента;
- развивать умение применять полученные теоретические знания и практические навыки в самостоятельной работе;
- развивать индивидуальные познавательные, коммуникативные способности учащегося;
3)Воспитательные задачи:
-воспитывать эстетический вкус;
- воспитывать положительное отношение к решению творческих и технических задач в работе.
Планируемые результаты:
Предметные:
умение систематизировать и применять полученные теоретические знания и практические навыки;
применение навыков импровизации, вариативности в аккомпанементе к заданной мелодии;
умение правильно прочитать и исполнить буквенно-цифрованный аккомпанемент в произведениях;
Личностные:
развитие мотивации к обучению и творческой деятельности;
интерес и эмоционально-ценностное отношение к искусству;
навыки самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих задач
Метапредметные:
Регулятивные: умение определять проблему, ставить учебные цели и задачи, планировать учебные действия в соответствии с поставленными задачами.
Познавательные: умение работать с разными источниками информации, владеть способами решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений.
Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого воплощения различных художественных образов; вести диалог, слушать и понимать собеседника (преподавателя, иллюстратора).
Применение навыков, полученных на предмете «Сольфеджио»:
- пение с аккомпанементом;
- повторение и закрепление навыка свободного чтения буквенных обозначений аккордов;
- импровизация на основе гармонических последовательностей;
- сочинение вариации на заданную тему.
Применение навыков, полученных на предметах «Слушание музыки» и «Музыкальная литература»:
- прослушивание, сопоставление, сравнивание вариантов исполнения заданного произведения;
- структурный анализ произведения.
План урока
№ | Этап урока | Приемы и методы | Музыкальный материал | Время (мин) |
1. | Организационный этап: Вступительное слово. Актуализация темы урока. | Словесный метод | | 3 минуты |
2. | Основной этап | | | |
Импровизация. игра кадансовых оборотов в разных фактурных вариантах в тональностях C,G, D;a,e; Игра гармонических последовательностей с применением различных приёмов варьирования аккомпанемента, импровизации последовательности различными длительностями и ритмическими рисунками. | Методы: словесный, аналитический, практический, метод контроля. Коммуникативно-диалоговые технологии. Межпредметные связи | Кадансовый оборот» T – S – D -T Гармоническая последовательность – I-V- VI – IV. | 10 минут |
Сочинение вариаций. Игра мелодий с аккомпанементом по цифрованному басу; Варьирование выбранной мелодии с помощью изменения лада, размера, ритма, регистра. | Методы: словесный проблемно-поисковый, эмоциональный, аналитический, практический, метод контроля. | М. Качурбина «Мишка с куклой». | 10 минут |
Игра мелодий с аккомпанементом по буквенным обозначениям: Прослушивание записи произведения; повторение алгоритма работы над произведением с буквенным обозначением; анализ произведения; аранжировка песни из двух куплетов, со вступлением, заключением и варьированием фактуры внутри произведения; исполнение с иллюстратором- инструменталистом; исполнение с иллюстратором -вокалистом; | Методы: словесный, аналитический, проблемно-поисковый, эмоциональный, метод контроля. Технологии: Проблемно-поисковые. Деятельностного подхода. Коммуникативно-диалоговые. | М. Таривердиев «Маленький принц». | 14 минут |
8. | Заключительный этап | Методы: словесный, аналитический. Коммуникативно-диалоговые технологии | | 1 минута |
Используемые ресурсы:
Методическая литература:
• Т.Сиротина «Подбираем аккомпанемент» вып. 1.
• О. Геталова «Обученье без мученья».
• Л.И. Счастливченко «Радуга мелодий»
• О.Булаева, О.Геталова «Учусь импровизировать и сочинять» тетрадь V.
Интернет-сервисы: видеохостинг -YouTube
для показа вариантов видеозаписи исполняемого произведения:
- https://www.youtube.com/watch?v=XqOe0Ld745A ("Маленький принц" в исполнении Эдуарда Хиля),
- https://www.youtube.com/watch?v=GuZCZ3FGKvQ (в исполнении Елены Камбуровой)
- https://www.youtube.com/watch?v=Lj5-640PMIw (в исполнении инструментального ансамбля)
https://vk.com/muzvideo2 - Онлайн-школа фортепиано (пианино) Muzvideo2.ru
3. Оснащение урока: 2 фортепиано, ноутбук с подключением к сети Интернет, ноты, карточки с образцами фортепианной фактуры
Основное содержание урока
Этапы урока | Деятельность преподавателя | Деятельность учащейся | Планируемые результаты Формируемые УУД |
Организационный: 1.Вступительное слово. 2.Актуализация темы урока. | Приветствие гостей урока. Сообщение преподавателя о роли развития музыкально-творческих способностей учащихся, целях данной работы. | Приветствует преподавателя и гостей урока. Воспринимает информацию о задачах урока. | Личностные: положительный психоэмоциональный настрой на работу. |
Основной: Подготовка к активной учебной деятельности | Сообщение темы урока, его структуры: импровизация на основе гармонических последовательностей; сочинение вариаций; игра мелодии с аккомпанементом по буквенным обозначениям. | Восприятие информации | Учебные: мотивация учебной деятельности через четкую постановку задач урока |
Импровизация | Преподаватель рассказывает об импровизации и предлагает самый простой способ - «Музыкальный конструктор», где за основу взят кадансовый оборот. Показывает упражнения на инструменте: игра Рассказывает о вариантах импровизации гармонической последовательности I-V-VI-IV ступени. Обращает внимание на важный момент – плавное, без скачков соединение аккордов. Это будет правильно с точки зрения гармонии и удобнее для исполнения. Вопрос преподавателя: что необходимо сделать, чтобы избежать неудобных скачков? | Повторение теоретического материла – кадансовый оборот. Выполняет упражнения, предложенные преподавателем - исполняет кадансовый оборот в разных фактурных вариантах в тональностях C,G, D; a,e. Учащаяся отвечает, что для плавного соединения аккордов необходимо найти в них общие звуки. | Предметные: систематизирует и применяет полученные знания на практике; исполняет аккордовые последовательности и применяет в них приемы импровизации. Регулятивные: контролирует и оценивает свои действия; Познавательные: понимает, осуществляет деятельность для решения учебно-познавательных задач; Межпредметные: свободно читает буквенные обозначения, играя гармонические аккордовые последовательности с аккомпанементом по буквенно - цифровым обозначениям |
2. Сочинение вариаций. | Высказывание преподавателя: Вариации - музыкальная форма, предполагающая активное изменение мелодии. Какие способы варьирования ты знаешь, Мирослава? Существует определенный алгоритм сочинения вариаций: 1.Выбор темы для вариаций. У нас это всем известная пьеска «Мишка с куклой». Простая мелодия в пределах пятипальцевой позиции, с простой гармонической основой (T-D). 2. Затем необходимо придумать сюжет, некую историю. Это поможет в определении характера будущего произведения в целом и каждой вариации в отдельности. Преподаватель подводит итог данной работе: такие простые вариации может сочинить каждый Ученик, на любую тему. | Внимательно слушает. Отвечает на вопрос – перечисляет виды варьирования: смена лада, размера, ритма, регистра . Исполняет Тему вариаций Рассказывает сюжет на выбранную тему - в духе сказки «Золушка». Получились такие вариации: Основная тема – мелодия в сопровождении аккордов. 1вар. – полька (знакомство Куклы и медвежонка на балу), 2 вар. –альбертиевы басы, как в классической сонате(характеризуют классический облик Куклы-принцессы), 3 вар.–звучит мелодия в миноре (кукла потерялась), 4 вар. – марш (героический медвежонок идет спасать свою принцессу), 5 вар. – вальс, в мелодии звучат терции (хорошее завершение истории). | Предметные: систематизирует, применяет полученные знания на практике; применяет навыки импровизации, вариатив-ти в аккомпанементе к заданной мелодии; Личностные: сформированы навыки самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих задач; Регулятивные: контролирует и оценивает свои действия; Коммуникативные: Умеет общаться, взаимодействовать в процессе урока; умеет вести диалог, слушать и понимать преподавателя. Межпредметные: слушает, сопоставляет, сравнивает, анализирует закрепляет тему «вариационная форма» |
3. Игра мелодий с аккомпанементом по буквенным обозначениям: Прослушивание записи произведения; Повторение «Алгоритм работы над произведением с буквенным обозначением»; Разбор произведения; Аранжировка песни из двух куплетов, со вступлением, заключением и варьированием фактуры внутри произведения. Игра мелодии с аккомпанементом по буквенным обозначениям в соответствии с «Алгоритмом» на примере песни: а) самостоятельно; б) с иллюстратором инструменталистом; в) с иллюстратором вокалистом; | Высказывание преподавателя: Часто детям хочется самостоятельно выучить какую – либо мелодию или песню, понравившуюся ему или его близким. Очень легко этому научиться, если познакомиться с системой буквенных обозначений аккордов. Это поможет самостоятельно разучивать и свободно исполнять любые мелодии и песни даже со сложной гармонией. Проверка домашнего задания: прослушать и сравнить на канале Ютюб 3 варианта исполнения песни Микаэла Таривердиева «Маленький принц»– в исполнении Эдуарда Хиля, Елены Камбуровой и инструментального ансамбля. Предлагает еще раз прослушать песню в исполнении Эдуарда Хиля. Преподаватель просит ученицу вспомнить алгоритм работы над произведением с буквенным обозначением. Высказывание преподавателя: Это песня о маленьком принце – герое сказки Антуана Де Сент – Экзюпери. Обязательно перечитай ее, это поможет тебе лучше понять музыку М. Таривердиева. Эта сказка хоть и грустная, но добрая о дружбе, одиночестве и любви Преподаватель напоминает, что выбор определённой фактуры зависит от многих причин – от музыкального содержания, от тембра солиста. И предлагает исполнить произведение сначала с солистом-инструменталистом (иллюстратор, преподаватель класса виолончели Н.А. Михайлова), потом с солистом-вокалистом (иллюстратор, Н.А. Михайлова). В качестве вступления преподаватель предлагает использовать мелодию припева, а в конце, так как мелодия заканчивается на доминанте, использовать гармонический оборот: VI ступень, затем VI ступень с повышенной септимой, доминанта с задержанием и разрешение в тонику. Преподаватель напоминает, что аккомпанируя голосу нужно учитывать, что по сравнению с густым, насыщенным тембром виолончели, тембр голоса более светлый, прозрачный, легкий, поэтому и фактуру следует сделать более воздушной. Преподаватель подводит итог данного раздела работы: у нас получилось сделать аранжировку песни из двух куплетов, со вступлением, заключением и варьированием фактуры внутри произведения. | Ученица делится впечатлениями от прослушивания, сравнивает исполнения. Повторяет «Алгоритм работы над произведением с буквенным обозначением»: 1.Чтение с листа строчки солиста. Определение тональности, размера, формы, жанра и характера произведения. 2.Гармонический анализ. Для начала необходимо запомнить буквенное обозначение звуков и понять принцип записи аккордов. 3. Игра мелодии и аккомпанемента (аккордами). 4. Выбор фактуры произведения, исходя из жанра и характера. 5. Игра аккомпанемента двумя руками, мелодию исполняет солист. Идет усложнение и варьирование фактуры. жанра и характера. 5. Игра аккомпанемента двумя руками, мелодию исполняет солист. Идет усложнение и варьирование фактуры. Выполняет задания согласно алгоритму | Личностные: сформированы навыки самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих задач; Познавательные: умеет пользоваться справочной литературой для поиска информации, демонстрирует ИКТ-компетенции, осознанно и произвольно строит речевое высказывание в устной форме; Коммуникативные: поддерживает диалог с преподавателем. Предметные: знает и применяет в работе алгоритм работы над произведением с буквенным обозначением; грамотно проводит гармонический анализ произведения; осознано применяет навыки вариативности в аккомпанементе к заданной мелодии; хорошо читает и исполняет буквенно-цифрованный аккомпанемент в произведении; правильно подбирает виды и приемы исполнения аккомпанемента к мелодии; демонстрирует владение навыками игры в ансамбле с солистом-инструменталистом. Межпредметные: поет мелодию изучаемого произведения, аккомпанируя себе; свободно читает буквенные обозначения, играя мелодии с аккомпанементом по буквенно - цифровым обозначениям; слушает, сопоставляет, сравнивает; проводит структурный анализ произведения. |
Заключительный этап: 1.Подведение итогов урока. Рефлексия. 2. Домашнее задание и инструктаж по его выполнению. 3. Заключительное слово преподавателя | 1. Преподаватель задает вопросы ученице: - Мирослава, был ли тебе интересен наш урок? - Какие виды музицирования мы сегодня затронули? Какие виды работы особенно понравились? Может, что – то было очень сложно понять или исполнить? Оценивает работу ученицы: Мне очень понравилось, как ты сегодня работала, с тобой очень интересно заниматься. 2. Преподаватель дает домашнее задание: 1.Продолжить работу над гармонической кой последовательностью 1-5-6-4- ступени, попробовать импровизировать, применяя разные виды фактуры. 2. Внимательно проанализировать все 3 варианта исполнения песни «Маленький принц» и найти для себя какие-то интересные приемы, виды фактуры, с помощью которых ты можешь еще интереснее исполнять это произведение. 3. В заключительном слове преподаватель отмечает, что цели урока достигнуты: учащаяся получила опыт различных видов музицирования, освоила предложенные исполнительские приемы импровизации, подбора аккомпанемента Поставленные задачи урока выполнены. -Давай поблагодарим друг друга и иллюстратора за сегодняшний плодотворный урок. Спасибо за внимание, наш урок окончен. | Мирослава отвечает - что урок был очень интересным. Перечисляет вместе с преподавателем виды работы на уроке. Особенно понравилось сочинять вариации. Сложным ничего не показалось, все достаточно просто и понятно. Находиться в приподнятом настроении, заряжена на самостоятельную работу над новыми произведениями. | Регулятивные: оценивает результат работы, осознает качество и уровень усвоения материала, степень развития собственных навыков. Коммуникативные: умеет выстраивать диалог с окружающими |
Методические рекомендации к уроку
«Музицирование как основа развития музыкально-творческих способностей»
Одной из задач обучения игре на фортепиано, прописанной в образовательной программе, является формирование следующих музыкальных способностей, интересов и умений детей:
- свободно читать с листа, иметь достаточно большой репертуар для досуговых мероприятий и постоянно самостоятельно его расширять;
- подбирать по слуху понравившуюся мелодию с аккомпанементом;
- аккомпанировать поющему и петь под собственный аккомпанемент;
- импровизировать.
Использование таких видов работы, как подбор по слуху, транспонирование, сочинение, чтение с листа делают более тесной взаимосвязь специальности и теории музыки, повышают интерес к занятиям, развивают музыкальное мышление и прививают ученикам самостоятельность.
Интересы детей часто не исчерпываются произведениями традиционного детского репертуара. Они хотят расширить его полюбившимися песнями современных композиторов, знакомой музыкой из кинофильмов и мультфильмов. Это стремление должно поощряться педагогом.
Во время занятий музицированием развиваются не только базовые навыки, полученные на занятиях в классе по специальности, но и активизируются творческие способности учащихся. За период обучения в музыкальной школе у ученика должен сформироваться комплекс умений и навыков, необходимых для самостоятельного музицирования.
На данном уроке показана работа над такими видами музицирования как:
импровизация на основе гармонических последовательностей;
сочинение вариаций;
игра мелодии с аккомпанементом по буквенным обозначениям.
Импровизация – качество, присущее природе человека. Она лежит в основе человеческого общения, то есть в разговорной речи, в языке движений и поэтому импровизация более свойственна человеку, чем деятельность по заранее отработанному плану.
Импровизация на уроках фортепиано - это сочинение музыки в данный момент времени. Импровизация – это творчество, причем, очень увлекательное, так как каждый раз во время таких занятий появляется нечто качественно новое и отличающееся оригинальностью, неповторимостью, уникальностью. Элементы импровизации присутствуют уже с самых первых уроков маленького пианиста. Простота и доступность занятий импровизацией позволяет развивать творческие способности, раскрепощает учеников в овладении инструментом, способствует развитию внутреннего гармонического и мелодического слуха.
Самый простой способ импровизации - взять за основу какую-то небольшую гармоническую последовательность, например, всем знакомый кадансовый оборот и затем, во время исполнения, варьировать ритм и фактуру. В качестве упражнения рекомендуется играть кадансовый оборот во всех удобных для исполнения тональностях. При условии хорошего усвоения этих навыков, гармонию с каждым разом можно усложнять, разнообразить, добавлять проходящие и вспомогательные звуки, экспериментировать с вариантами фактуры.
Вариации – это музыкальное произведение, в котором тема излагается несколько раз с изменениями в фактуре, тональности, мелодии, гармонии. Форма вариаций очень распространена в инструментальной, особенно, в фортепианной музыке. Вариации пишутся на темы других композиторов, на собственные темы, а так же на темы народных песен.
Сочинение вариаций (мелодическое варьирование) – одна из интереснейших форм музицирования, доступная каждому ученику. Тему для вариаций лучше выбрать небольшую по объему, с несложной гармонической основой. Затем необходимо придумать сюжет, некую историю. Это поможет в определении характера будущего произведения в целом и каждой вариации в отдельности.
Игра мелодий с аккомпанементом по буквенным обозначениям.
Часто детям хочется самостоятельно выучить какую – либо мелодию или песню, понравившуюся ему или его близким. Очень легко этому научиться, если познакомиться с системой буквенных обозначений аккордов. Это поможет самостоятельно разучивать и свободно исполнять любые мелодии и песни даже со сложной гармонией.
Для начала необходимо запомнить буквенное обозначение звуков и понять принцип записи аккордов .
Ноты обозначаются латинскими буквами C D E F G A H. В аккордовых обозначениях большая буква указывает основной тон. Если это нота с диезом или бемолем, то добавляется соответствующий знак. Диез также может обозначаться –is, бемоль -es. Для обозначения минорного трезвучия добавляется маленькая буква m, к септаккордам добавляется цифра 7. Повышение каого-либо звука аккорда на полтона обозначается знаком плюс перед соответствующей цифрой, а понижение – знаком минус. Аккорды запомнятся легче, если в качестве упражнений поиграть песенки, основанные на простой гармонии, но написанные в различных тональностях. С приобретением опыта можно будет включать и более сложные варианты.
Примерный план работы при разучивании песен по цифровкам.
1. Чтение с листа строчки солиста. Определение тональности, размера, формы, жанра и характера произведения
2. Гармонический анализ.
3. Игра мелодии и аккомпанемента (аккордами).
4. Выбор фактуры произведения, исходя из жанра и характера.
5. Игра мелодии и аккомпанемента в выбранной фактуре.
6. Игра аккомпанемента двумя руками (мелодию исполняет солист). Усложнение и варьирование фактуры.
Выбор определённой фактуры зависит от музыкального содержания, характера песни, размера, от тембра солиста. При исполнении желательно выбрать несколько вариантов аккомпанемента. Аккомпанемент может быть
- в виде аккордов (длинными и короткими длительностями, арпеджиато);
- в виде различных арпеджио ( коротких, ломаных, длинных);
- в виде альбертиевых басов;
- в ритме различных танцев (польки, вальса, марша, румбы и т.д.)
Образцы различных видов фактуры можно разместить на карточках и использовать их на уроке в качестве подсказок.
Музицирование ориентировано на становление личности ребенка, на развитие его эстетических чувств, эмоций, художественного вкуса и эмоционально-нравственных поступков, т.е. на формирование музыкальной культуры ребенка как части его духовной культуры. С другой стороны, любительское музицирование способствует социальной адаптации детей в обществе, выявлению их художественных способностей и тем самым играет большую роль в музыкально-профессиональной мотивации. Все это особенно важно для формирования личности ребенка в условиях обучения игре на фортепиано.
Приложение
Карточки с образцами фактуры для аккомпанемента
Нотный материал