СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка открытого урока по дисциплине «Специальность и чтение с листа» на тему: «Музицирование как основа развития музыкально-творческих способностей»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа посвящена формированию таких навыков музицирования как импровизация и аккомпанемент. Обучение приемам музицирования проходит в  рамках учебного предмета «Специальность и чтение с листа» по Дополнительной предпрофессиональной образовательной программе «Фортепиано». Предлагаемые формы работы направлены на раскрытие и активизацию музыкально-творческих способностей учащегося.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка открытого урока по дисциплине «Специальность и чтение с листа» на тему: «Музицирование как основа развития музыкально-творческих способностей»»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования

"Детская музыкальная школа" п. г. т. Краснозатонский




Методическая разработка открытого урока по учебному предмету

«Специальность и чтение с листа»

на тему:

«Музицирование как основа развития музыкально-творческих способностей»




Берникова Елена Сергеевна

преподаватель класса фортепиано

МБУДО "Детская музыкальная школа"

п. г. т. Краснозатонский



Сыктывкар 2022


Пояснительная записка

Данная работа посвящена формированию таких навыков музицирования как импровизация и аккомпанемент. Обучение приемам музицирования проходит в рамках учебного предмета «Специальность и чтение с листа» по Дополнительной предпрофессиональной образовательной программе «Фортепиано». Предлагаемые формы работы направлены на раскрытие и активизацию музыкально-творческих способностей учащегося.

Во введении раскрыты место и роль учебного предмета в образовательном процессе; определены цель и задачи, направленные на развитие музыкально-творческих способностей учащихся. Основная часть работы состоит из технологической карты урока и методических комментариев, списка использованной литературы. В приложении представлен нотный материал











Введение

Учебный предмет «Специальность и чтение с листа» является основным в обязательной части Дополнительной предпрофессиональной образовательной программы «Фортепиано» и направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на фортепиано, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика. Одной из целей этого учебного предмета является обеспечение развития музыкально-творческих способностей обучающегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области фортепианного исполнительства. Основой творческого развития является формирование таких навыков как чтение с листа, подбор по слуху, импровизация, аккомпанемент, то есть музицирование. Цель занятий музицированием - не просто научить ребенка играть на фортепиано, но, в первую очередь, пробудить желание музицировать самостоятельно, предоставить ученику возможность творить, созидать и развиваться. Занятия импровизацией, желание выучить и хорошо исполнить понравившуюся песню вдохновит ученика на работу, которая разовьет его и в техническом, и в музыкальном плане, приучит к самостоятельной, осмысленной работе с текстом, расширит его музыкальный кругозор. А главное - учиться ребенок будет с интересом и с удовольствием. Владение навыками музицирования находит свое практическое применение в жизни учащегося как во время обучения, так и после окончания им музыкальной школы.






Технологическая карта урока


Преподаватель - Берникова Елена Сергеевна

Учащаяся - Васильева Мирослава, ученица 6-го класса ДМШ.

Учебный предмет (основная программа)– «Специальность и чтение с листа» (ДПОП в области музыкального искусства «Фортепиано»)

Дата – 26.05.2022г.

Тема урока: «Музицирование как основа развития музыкально-творческих способностей».

Вид урока: индивидуальный урок.

Тип урока: комбинированный, направленный на приобретение новых и применение уже полученных знаний и навыков.

Цели урока:

1) Содержательные: приобретение опыта музицирования, создание условий для творческой самореализации.

2) Предметные: освоение исполнительских приемов гармонической и мелодической импровизации, аккомпанемента к заданной мелодии.

3) Воспитательные: воспитание устойчивого познавательного интереса и любви к музыке.

Задачи:

1) Образовательные задачи:

- систематизировать полученные теоретические знания и практические навыки;

- активизировать творческие способности учащегося;

- мотивировать учащегося на самостоятельное дальнейшее развитие и применение полученных теоретических и исполнительских навыков (импровизации и сочинения аккомпанемента к заданной мелодии).

2) Развивающие задачи:

- развивать гармонический слух, ладогармоническую память;

-развивать навыки импровизации и исполнения аккомпанемента;

- развивать умение применять полученные теоретические знания и практические навыки в самостоятельной работе;

- развивать индивидуальные познавательные, коммуникативные способности учащегося;

3)Воспитательные задачи:

-воспитывать эстетический вкус;

- воспитывать положительное отношение к решению творческих и технических задач в работе.


Планируемые  результаты:

  1. Предметные:

  • умение систематизировать и применять полученные теоретические знания и практические навыки;

  • применение навыков импровизации, вариативности в аккомпанементе к заданной мелодии;

  • умение правильно прочитать и исполнить буквенно-цифрованный аккомпанемент в произведениях;

  1. Личностные:

  • развитие мотивации к обучению и творческой деятельности;

  • интерес и эмоционально-ценностное отношение к искусству;

  • навыки самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих задач

  1. Метапредметные:

Регулятивные: умение определять проблему, ставить учебные цели и задачи, планировать учебные действия в соответствии с поставленными задачами.

Познавательные: умение работать с разными источниками информации, владеть способами решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений.

Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого воплощения различных художественных образов; вести диалог, слушать и понимать собеседника (преподавателя, иллюстратора).

    1. Межпредметные:

  • Применение навыков, полученных на предмете «Сольфеджио»:

- пение с аккомпанементом;

- повторение и закрепление навыка свободного чтения буквенных обозначений аккордов;

- импровизация на основе гармонических последовательностей;

- сочинение вариации на заданную тему.

  • Применение навыков, полученных на предметах «Слушание музыки» и «Музыкальная литература»:

- прослушивание, сопоставление, сравнивание вариантов исполнения заданного произведения;

- структурный анализ произведения.


План урока


Этап урока

Приемы и методы

Музыкальный материал

Время (мин)

1.

Организационный этап:

Вступительное слово.

Актуализация темы урока.

Словесный метод



3 минуты

2.


Основной этап




Импровизация.

  • игра кадансовых оборотов в разных фактурных вариантах в тональностях C,G, D;a,e;

  • Игра гармонических последовательностей с применением различных приёмов варьирования аккомпанемента, импровизации последовательности различными длительностями и ритмическими рисунками.

Методы: словесный, аналитический, практический, метод контроля.

Коммуникативно-диалоговые технологии. Межпредметные связи

Кадансовый оборот»

T – S – D -T


Гармоническая последовательность – I-V- VI – IV.

10 минут

Сочинение вариаций.

  • Игра мелодий с аккомпанементом по цифрованному басу;

  • Варьирование выбранной мелодии с помощью изменения лада, размера, ритма, регистра.

Методы: словесный проблемно-поисковый, эмоциональный, аналитический, практический,

метод контроля.

М. Качурбина «Мишка с куклой».

10 минут


Игра мелодий с аккомпанементом по буквенным обозначениям:

  • Прослушивание записи произведения;

  • повторение алгоритма работы над произведением с буквенным обозначением;

  • анализ произведения;

  • аранжировка песни из двух куплетов, со вступлением, заключением и варьированием фактуры внутри произведения;

  • исполнение с иллюстратором- инструменталистом;

  • исполнение с иллюстратором -вокалистом;

Методы: словесный, аналитический, проблемно-поисковый, эмоциональный, метод контроля.

Технологии:

Проблемно-поисковые. Деятельностного подхода.

Коммуникативно-диалоговые.

М. Таривердиев «Маленький принц».

14 минут


8.

Заключительный этап

  • Подведение итогов урока. Рефлексия

  • Домашнее задание

Методы: словесный, аналитический.

Коммуникативно-диалоговые технологии



1 минута




Используемые ресурсы:

  1. Методическая литература:

Т.Сиротина «Подбираем аккомпанемент» вып. 1.

• О. Геталова «Обученье без мученья».

• Л.И. Счастливченко «Радуга мелодий»

• О.Булаева, О.Геталова «Учусь импровизировать и сочинять» тетрадь V.


  1. Интернет-сервисы: видеохостинг -YouTube

для показа вариантов видеозаписи исполняемого произведения:

- https://www.youtube.com/watch?v=XqOe0Ld745A ("Маленький принц" в исполнении Эдуарда Хиля),

- https://www.youtube.com/watch?v=GuZCZ3FGKvQ (в исполнении Елены Камбуровой)

- https://www.youtube.com/watch?v=Lj5-640PMIw (в исполнении инструментального ансамбля)

https://vk.com/muzvideo2 - Онлайн-школа фортепиано (пианино) Muzvideo2.ru



3. Оснащение урока: 2 фортепиано, ноутбук с подключением к сети Интернет, ноты, карточки с образцами фортепианной фактуры



Основное содержание урока


Этапы урока

Деятельность преподавателя

Деятельность учащейся

Планируемые результаты

Формируемые УУД

Организационный:

1.Вступительное слово.

2.Актуализация темы урока.

Приветствие гостей урока.

Сообщение преподавателя о роли развития музыкально-творческих способностей учащихся, целях данной работы.

Приветствует преподавателя и гостей урока. Воспринимает информацию о задачах урока.

Личностные:

положительный психоэмоциональный настрой на работу.


Основной:

Подготовка к активной учебной деятельности

Сообщение темы урока, его структуры:

  • импровизация на основе гармонических последовательностей;

  • сочинение вариаций;

  • игра мелодии с аккомпанементом по буквенным обозначениям.

Восприятие информации

Учебные:

мотивация учебной деятельности через четкую постановку задач урока

Импровизация


Преподаватель рассказывает об импровизации и предлагает самый простой способ - «Музыкальный конструктор», где за основу взят кадансовый оборот. Показывает упражнения на инструменте: игра

Рассказывает о вариантах импровизации гармонической последовательности

I-V-VI-IV ступени.

Обращает внимание на важный момент – плавное, без скачков соединение аккордов. Это будет правильно с точки зрения гармонии и удобнее для исполнения.

Вопрос преподавателя: что необходимо сделать, чтобы избежать неудобных скачков?



Повторение теоретического материла – кадансовый оборот.

Выполняет упражнения, предложенные преподавателем - исполняет кадансовый оборот в разных фактурных вариантах в тональностях C,G, D; a,e.






Учащаяся отвечает, что для плавного соединения аккордов необходимо найти в них общие звуки.

Предметные:

  • систематизирует и применяет полученные знания на практике;

  • исполняет аккордовые последовательности и применяет в них приемы импровизации.

Регулятивные:

контролирует и оценивает свои действия;

Познавательные: понимает, осуществляет деятельность для решения учебно-познавательных задач;

Межпредметные:

свободно читает буквенные обозначения, играя гармонические аккордовые последовательности с аккомпанементом по буквенно - цифровым обозначениям

2. Сочинение вариаций.


Высказывание преподавателя:

Вариации - музыкальная форма,

предполагающая активное изменение мелодии.

Какие способы варьирования ты знаешь, Мирослава?

Существует определенный алгоритм сочинения вариаций:

1.Выбор темы для вариаций. У нас это всем известная пьеска «Мишка с куклой». Простая мелодия в пределах пятипальцевой позиции, с простой гармонической основой (T-D).

2. Затем необходимо придумать сюжет, некую историю. Это поможет в определении характера будущего произведения в целом и каждой вариации в отдельности.




Преподаватель подводит итог данной работе:

такие простые вариации может сочинить каждый Ученик, на любую тему.

Внимательно слушает. Отвечает на вопрос – перечисляет виды варьирования: смена лада, размера, ритма, регистра .









Исполняет Тему вариаций

Рассказывает сюжет на выбранную тему - в духе сказки «Золушка».

Получились такие вариации:

Основная тема – мелодия в сопровождении аккордов.

1вар. – полька (знакомство Куклы и медвежонка на балу),

2 вар. –альбертиевы басы, как в классической сонате(характеризуют классический облик Куклы-принцессы),

3 вар.–звучит мелодия в миноре (кукла потерялась),

4 вар. – марш (героический медвежонок идет спасать свою принцессу),

5 вар. – вальс, в мелодии звучат терции (хорошее завершение истории).

Предметные:

систематизирует, применяет полученные знания на практике;

применяет навыки импровизации, вариатив-ти в аккомпанементе к заданной мелодии;

Личностные:

сформированы навыки самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих задач;

Регулятивные: контролирует и оценивает свои действия;

Коммуникативные:

Умеет общаться, взаимодействовать в процессе урока; умеет вести диалог, слушать и понимать преподавателя.

Межпредметные:

  • слушает, сопоставляет, сравнивает, анализирует

  • закрепляет тему «вариационная форма»


3. Игра мелодий с аккомпанементом по буквенным обозначениям:

  1. Прослушивание записи произведения;

  2. Повторение «Алгоритм работы над произведением с буквенным обозначением»;

  3. Разбор произведения;

  4. Аранжировка песни из двух куплетов, со вступлением, заключением и варьированием фактуры внутри произведения.

  5. Игра мелодии с аккомпанементом по буквенным обозначениям в соответствии с «Алгоритмом» на примере песни:

а) самостоятельно;

б) с иллюстратором инструменталистом;

в) с иллюстратором вокалистом;

Высказывание преподавателя:

Часто детям хочется самостоятельно выучить какую – либо мелодию или песню, понравившуюся ему или его близким. Очень легко этому научиться, если познакомиться с системой буквенных обозначений аккордов. Это поможет самостоятельно разучивать и свободно исполнять любые мелодии и песни даже со сложной гармонией.

Проверка домашнего задания: прослушать и сравнить на канале Ютюб 3 варианта исполнения песни Микаэла Таривердиева «Маленький принц»– в исполнении Эдуарда Хиля, Елены Камбуровой и инструментального ансамбля.

Предлагает еще раз прослушать песню в исполнении Эдуарда Хиля.

Преподаватель просит ученицу вспомнить алгоритм работы над произведением с буквенным обозначением.

Высказывание преподавателя:

Это песня о маленьком принце – герое сказки Антуана Де Сент – Экзюпери. Обязательно перечитай ее, это поможет тебе лучше понять музыку М. Таривердиева. Эта сказка хоть и грустная, но добрая о дружбе, одиночестве и любви






Преподаватель напоминает, что выбор определённой фактуры зависит от многих причин – от музыкального содержания, от тембра солиста. И предлагает исполнить произведение сначала с солистом-инструменталистом (иллюстратор, преподаватель класса виолончели Н.А. Михайлова), потом с солистом-вокалистом (иллюстратор, Н.А. Михайлова).

В качестве вступления преподаватель предлагает использовать мелодию припева, а в конце, так как мелодия заканчивается на доминанте, использовать гармонический оборот: VI ступень, затем VI ступень с повышенной септимой, доминанта с задержанием и разрешение в тонику.

Преподаватель напоминает, что аккомпанируя голосу нужно учитывать, что по сравнению с густым, насыщенным тембром виолончели, тембр голоса более светлый, прозрачный, легкий, поэтому и фактуру следует сделать более воздушной. Преподаватель подводит итог данного раздела работы: у нас получилось сделать аранжировку песни из двух куплетов, со вступлением, заключением и варьированием фактуры внутри произведения.






Ученица делится впечатлениями от прослушивания, сравнивает исполнения.




Повторяет «Алгоритм работы над произведением с буквенным обозначением»:

1.Чтение с листа строчки солиста. Определение тональности, размера, формы, жанра и характера произведения.

2.Гармонический анализ. Для начала необходимо запомнить буквенное обозначение звуков и понять принцип записи аккордов.

3. Игра мелодии и аккомпанемента (аккордами).

4. Выбор фактуры произведения, исходя из жанра и характера.

5. Игра аккомпанемента двумя руками, мелодию исполняет солист. Идет усложнение и варьирование фактуры.

жанра и характера.

5. Игра аккомпанемента двумя руками, мелодию исполняет солист. Идет усложнение и варьирование фактуры.


Выполняет задания согласно алгоритму

Личностные: сформированы навыки самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих задач;

Познавательные: умеет пользоваться справочной литературой для поиска информации, демонстрирует ИКТ-компетенции, осознанно и произвольно строит речевое высказывание в устной форме;

Коммуникативные: поддерживает диалог с преподавателем.

Предметные:

знает и применяет в работе алгоритм работы над произведением с буквенным обозначением;

грамотно проводит гармонический анализ произведения;

осознано применяет навыки вариативности в аккомпанементе к заданной мелодии;

хорошо читает и исполняет буквенно-цифрованный аккомпанемент в произведении;

правильно подбирает виды и приемы исполнения аккомпанемента к мелодии;

демонстрирует владение навыками игры в ансамбле с солистом-инструменталистом.

Межпредметные:

поет мелодию изучаемого произведения, аккомпанируя себе;

свободно читает буквенные обозначения, играя мелодии с аккомпанементом по буквенно - цифровым обозначениям;

слушает, сопоставляет, сравнивает; проводит структурный анализ произведения.

Заключительный этап:

1.Подведение итогов урока. Рефлексия. 2. Домашнее задание и инструктаж по его выполнению.

3. Заключительное слово преподавателя



1. Преподаватель задает вопросы ученице:

- Мирослава, был ли тебе интересен наш урок?

- Какие виды музицирования мы сегодня затронули?

Какие виды работы особенно понравились?

Может, что – то было очень сложно понять или исполнить?

Оценивает работу ученицы:

Мне очень понравилось, как ты сегодня работала, с тобой очень интересно заниматься.


2. Преподаватель дает домашнее задание:

1.Продолжить работу над гармонической кой последовательностью

1-5-6-4- ступени, попробовать импровизировать, применяя разные виды фактуры.

2. Внимательно проанализировать все 3 варианта исполнения песни «Маленький принц» и найти для себя какие-то интересные приемы, виды фактуры, с помощью которых ты можешь еще интереснее исполнять это произведение.


3. В заключительном слове преподаватель отмечает, что цели урока достигнуты:

учащаяся получила опыт различных видов музицирования,

освоила предложенные исполнительские приемы импровизации, подбора аккомпанемента Поставленные задачи урока выполнены.

-Давай поблагодарим друг друга и иллюстратора за сегодняшний плодотворный урок. Спасибо за внимание, наш урок окончен.



Мирослава отвечает - что урок был очень интересным.

Перечисляет вместе с преподавателем виды работы на уроке.

Особенно понравилось сочинять вариации.

Сложным ничего не показалось, все достаточно просто и понятно.


Находиться в приподнятом настроении, заряжена на самостоятельную работу над новыми произведениями.


















Регулятивные: оценивает результат работы, осознает качество и уровень усвоения материала, степень развития собственных навыков.

Коммуникативные: умеет выстраивать диалог с окружающими

  • Познавательные: осознанно и произвольно строит речевое высказывание в устной форме.







Методические рекомендации к уроку

«Музицирование как основа развития музыкально-творческих способностей»


Одной из задач обучения игре на фортепиано, прописанной в образовательной программе, является формирование следующих музыкальных способностей, интересов и умений детей:

- свободно читать с листа, иметь достаточно большой репертуар для досуговых мероприятий и постоянно самостоятельно его расширять;

- подбирать по слуху понравившуюся мелодию с аккомпанементом;

- аккомпанировать поющему и петь под собственный аккомпанемент;

- импровизировать.

Использование таких видов работы, как подбор по слуху, транспонирование, сочинение, чтение с листа делают более тесной взаимосвязь специальности и теории музыки, повышают интерес к занятиям, развивают музыкальное мышление и прививают ученикам самостоятельность.

Интересы детей часто не исчерпываются произведениями традиционного детского репертуара. Они хотят расширить его полюбившимися песнями современных композиторов, знакомой музыкой из кинофильмов и мультфильмов. Это стремление должно поощряться педагогом.

Во время занятий музицированием развиваются не только базовые навыки, полученные на занятиях в классе по специальности, но и активизируются творческие способности учащихся. За период обучения в музыкальной школе у ученика должен сформироваться комплекс умений и навыков, необходимых для самостоятельного музицирования.

На данном уроке показана работа над такими видами музицирования как:

  • импровизация на основе гармонических последовательностей;

  • сочинение вариаций;

  • игра мелодии с аккомпанементом по буквенным обозначениям.


Импровизация – качество, присущее природе человека. Она лежит в основе человеческого общения, то есть в разговорной речи, в языке движений и поэтому импровизация более свойственна человеку, чем деятельность по заранее отработанному плану.

Импровизация на уроках фортепиано - это сочинение музыки в данный момент времени. Импровизация – это творчество, причем, очень увлекательное, так как каждый раз во время таких занятий появляется нечто качественно новое и отличающееся оригинальностью, неповторимостью, уникальностью. Элементы импровизации присутствуют уже с самых первых уроков маленького пианиста. Простота и доступность занятий импровизацией позволяет развивать творческие способности, раскрепощает учеников в овладении инструментом, способствует развитию внутреннего гармонического и мелодического слуха.

Самый простой способ импровизации - взять за основу какую-то небольшую гармоническую последовательность, например, всем знакомый кадансовый оборот и затем, во время исполнения, варьировать ритм и фактуру. В качестве упражнения рекомендуется играть кадансовый оборот во всех удобных для исполнения тональностях. При условии хорошего усвоения этих навыков, гармонию с каждым разом можно усложнять, разнообразить, добавлять проходящие и вспомогательные звуки, экспериментировать с вариантами фактуры.

Вариации – это музыкальное произведение, в котором тема излагается несколько раз с изменениями в фактуре, тональности, мелодии, гармонии. Форма вариаций очень распространена в инструментальной, особенно, в фортепианной музыке. Вариации пишутся на темы других композиторов, на собственные темы, а так же на темы народных песен.
Сочинение вариаций (мелодическое варьирование) – одна из интереснейших форм музицирования, доступная каждому ученику. Тему для вариаций лучше выбрать небольшую по объему, с несложной гармонической основой. Затем необходимо придумать сюжет, некую историю. Это поможет в определении характера будущего произведения в целом и каждой вариации в отдельности.

Игра мелодий с аккомпанементом по буквенным обозначениям.
Часто детям хочется самостоятельно выучить какую – либо мелодию или песню, понравившуюся ему или его близким. Очень легко этому научиться, если познакомиться с системой буквенных обозначений аккордов. Это поможет самостоятельно разучивать и свободно исполнять любые мелодии и песни даже со сложной гармонией.

Для начала необходимо запомнить буквенное обозначение звуков и понять принцип записи аккордов .

Ноты обозначаются латинскими буквами C D E F G A H. В аккордовых обозначениях большая буква указывает основной тон. Если это нота с диезом или бемолем, то добавляется соответствующий знак. Диез также может обозначаться –is, бемоль -es. Для обозначения минорного трезвучия добавляется маленькая буква m, к септаккордам добавляется цифра 7. Повышение каого-либо звука аккорда на полтона обозначается знаком плюс перед соответствующей цифрой, а понижение – знаком минус. Аккорды запомнятся легче, если в качестве упражнений поиграть песенки, основанные на простой гармонии, но написанные в различных тональностях. С приобретением опыта можно будет включать и более сложные варианты.


Примерный план работы при разучивании песен по цифровкам.

1. Чтение с листа строчки солиста. Определение тональности, размера, формы, жанра и характера произведения

2. Гармонический анализ.
3. Игра мелодии и аккомпанемента (аккордами).

4. Выбор фактуры произведения, исходя из жанра и характера.

5. Игра мелодии и аккомпанемента в выбранной фактуре.

6. Игра аккомпанемента двумя руками (мелодию исполняет солист). Усложнение и варьирование фактуры.

Выбор определённой фактуры зависит от музыкального содержания, характера песни, размера, от тембра солиста. При исполнении желательно выбрать несколько вариантов аккомпанемента. Аккомпанемент может быть

- в виде аккордов (длинными и короткими длительностями, арпеджиато);

- в виде различных арпеджио ( коротких, ломаных, длинных);

- в виде альбертиевых басов;

- в ритме различных танцев (польки, вальса, марша, румбы и т.д.)

Образцы различных видов фактуры можно разместить на карточках и использовать их на уроке в качестве подсказок.



Музицирование ориентировано на становление личности ребенка, на развитие его эстетических чувств, эмоций, художественного вкуса и эмоционально-нравственных поступков, т.е. на формирование музыкальной культуры ребенка как части его духовной культуры. С другой стороны, любительское музицирование способствует социальной адаптации детей в обществе, выявлению их художественных способностей и тем самым играет большую роль в музыкально-профессиональной мотивации. Все это особенно важно для формирования личности ребенка в условиях обучения игре на фортепиано.










Приложение





Карточки с образцами фактуры для аккомпанемента























Нотный материал