СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка открытого урока по географии на тему "Антарктида"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка открытого урока по географии на тему "Антарктида"»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Гимназия Табасаранского района»





Методическая разработка открытого урока по географии

"Антарктида"

На развитие функциональной грамотности учащихся

7 класс











Провела: учитель географии Маграмова Сефижат Мугутдиновна





Хучни 2024




Тип урока

урок открытия нового знания

Технология построения урока

Технология развития критического мышления, развитие читательской и естественно-научной грамотности.

Тема

Антарктида. (Географическое положение и история исследования Антарктиды, климат, рельеф, растительный и животный мир.)

Цель

создание условий для формирования представления о своеобразии и уникальности природы материка, формировать умения анализировать различные источники географической информации.

Оборудование

 презентация Microsoft Power Point, атласы для 7 класса, контурные карты Антарктиды, кинофрагмент, раздаточный материал для работы в группах, индивидуальные маршрутные листы.



Задачи











Предметная: формирование у учащихся знаний о природе Антарктиды, умений объяснять и применять эти знания, действовать продуктивно по изучаемой теме

Метапредметная: расширение опыта творческой деятельности учащихся, развитие умений определять цели и задачи своей деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;

- развитие умений вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование;

- формирование умения взаимодействовать с одноклассниками, работать в малых группах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя.

Личностная: формирование умения взаимодействовать с одноклассниками, работать в группах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя;

-осознание личностного вклада в решение поставленной проблемы

Планируемые метапредметные результаты.

Регулятивные (учебно-организационные):

-ставить учебную задачу, планировать свою деятельность под руководством учителя, работать в соответствии с поставленной учебной задачей, участвовать в совместной деятельности, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами;

Познавательные (учебно-логические):

-выделять главное, высказывать суждения, подтверждая их фактами, выявлять причинно-следственные связи, решать проблемные задачи, анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами;

учебно-информационные:

-поиск и отбор информации в различных источниках, работа с текстом и внетекстовыми компонентами; выделение главной мысли, поиск определений понятий

Коммуникативные

- выступать перед аудиторией, уметь вести дискуссию, диалог, находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.























Технологическая карта


Этапы урока

Планируемый результат

Используемые технологии, методы, приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Способ проверки достижения результата

I. Организационный

Настрой на работу

Фронтальная работа

Приветствие учителя:

- Добрый день, ребята! Сегодня у нас очередной урок географии, на котором вы продолжите раскрывать секреты этой интереснейшей науки, познавать тайны материков и океанов.

Проверьте, все ли подготовлено у вас к уроку?


Обучающиеся проверяют наличие учебников и школьных принадлежностей.

(Слайд 1 «Добрый день!»)


II.

Актуализация опорных знаний


Привлечение внимание к изученным и неизученным сторонам темы, проверка домашнего задания и усвоения материала прошлого урока

Фронтальная





















































ТРКМ

Создание проблемной ситуации

Учитель:

«Представьте себе мир, в котором нет людей, нет птиц и животных. Мир в котором нет никаких звуков, кроме свиста ветра. Мир в котором всего два цвета: белый цвет снега и голубой – льда и неба. Мир, в котором почти космический холод сочетается с острой нехваткой кислорода. Этот материк, лежащий в южной полярной области, почти целиком покрыт ледяным щитом.»

- О каком материке идет речь?



А все ли вам уже известно об Антарктиде?

- Сегодня мы вспомним то, что уже узнали, а также продолжим знакомиться с удивительным миром Антарктиды.


Проверка домашнего задания

Учитель:

- На прошлом уроке мы с вами изучили географическое положение и историю исследования материка. Вы должны были дома поработать с контурными картами. Покажите результаты своих трудов. Сравните их со слайдом. На нем те объекты, которые вы обязательно должны были отметить.

После урока сдадите карты на проверку.

Прием «Снежный ком»

- А сейчас давайте вспомним то, что мы уже знаем об Антарктиде. Каждый из вас сейчас скажет одно предложение, содержащее какой-либо факт об Антарктиде.


Обучающиеся определяют название данного материка.

(Слайд 2 «Виды Антарктиды»)









Учащиеся называют материк – Антарктида.


Нет.







(Слайд 3 «Карта Антарктиды»)

Сравнивают заполненные дома контурные карты с информацией из презентации, редактируют, дополняют.







Говорят одно предложение по теме «Антарктида», вспоминая изученный на прошлом уроке материал об истории открытия и изучения Антарктиды, ее географическом положении.




























Сравнение с эталоном

III. Постановка познавательной задачи

Поставить задачи учебной деятельности

фронтальная

Диалог (подводящий), направленный на организацию работы.

- Вы все молодцы!

Ставит познавательные задачи урока:

Путешествие – способ познания окружающего мира. И мы отправляемся сегодня в очередное путешествие. Конечно, оно, как любое путешествие, имеет свои цели. Каковы же наши цели сегодня?

- Мы вместе учимся работать по плану, отбирать главное, сравнивать и анализировать, предполагать и аргументировать, делать соответствующие записи в маршрутном листе (судовом журнале).

-Используя различные источники информации, определить ГП, историю открытия, рельефа, климат, растительный и животный мир Антарктиды.

-Познакомиться с деятельностью российской антарктической станции «Восток».

  Ставят задачи урока.

Получают маршрутный лист.

(Слайд 4 «Задачи урока»)



IV. Изучение нового материала


Познакомиться с особенностями климата, рельефа, животного и растительного мира Антарктиды, его отличительными особенностями.





















Познакомиться с историей и условиями работы антарктической российской станции «Восток»

Приемы формирования ФГ (работа с видеофрагментом)





























Приемы формирования ФГ (работа с текстами).

Групповая работа.


  1. Станция «Я узнаю Антарктиду»

Учитель предлагает обучающимся посмотреть видеоролик «Антарктида» и по его материалам заполнить таблицу в маршрутном листе.

Затем предлагает сравнить свои таблицы с информацией на слайде.

Просматриваем информацию из презентации как иллюстрацию к таблице.

Учитель озвучивает информацию о берегах Антарктиды и ее полярных станциях.

  1. Предлагает поработать в группах с текстами «Станция «Восток»» и «Воспоминания полярника» и выполнить задания.


Просматривают видеоролик, заполняют таблицу.

Сравнивают информацию в своих листах с информацией в таблице.

(Слайд 5 Таблица)




(Слайды 6-11) просматривают.


(Слайды 12-14)просматривают.


Работают в группах. Выполняют задания. Заполняют маршрутный лист

Сравнение с эталоном
































  1. Составлены вопросы

  2. Даны ответы на вопросы

  3. Выполнены задания

V.

Первичное закрепление


Представить результаты работы группы.


Предлагает представить работу групп: задать вопросы, ответить на вопросы по текстам.

Представляют результаты работы в группе, задают вопросы другой группе, отвечают на вопросы по текстам.


Выполнение отслеживает учитель

VI.

Подведение итогов.

Подвести итоги работы на уроке


Рефлексия.

Ну, вот, ребята, наш урок подходит к концу, надеюсь, урок вам показался интересным, познавательным, вы, самостоятельно работая в группах открыли для себя новые знания. Предлагаю каждому из вас ответить на вопрос: что я сегодня получил от урока?


Домашнее задание: Составить советы путешественникам-экстремалам, которые собираются посетить Антарктиду.

Озвучивают свои мнения, отвечают на вопрос.














Приложение 1.

Юный географ!



Я приглашаю тебя в путешествие. Во время путешествия веди судовой журнал, где ты сам будешь изучать новую тему и оценишь свои достижения в изученной теме.

Установки на выполнение заданий:

  • Если тебе трудно выполнить задание, обратись к товарищу или учителю за помощью.

  • Если ты легко справился с заданием - помоги товарищу, сидящему рядом.

Путешествие - способ познания окружающего мира.



Станция 1. «Я узнаю Антарктиду»



Рельеф

Климат

Растительный мир

Животный мир

Чем полезна Антарктида?

Какая деятельность там разрешена?

Какие страны есть на территории Антарктиды?

Что запрещено в Антарктиде?



























Станция 2. «Станция «Восток»».



Работа с текстом в группах (см. приложение для работы в группах)



Вопросы:

1.

2.

3.

Ответы:

Задание 2.







Задание 3.









Станция 3. «Мои открытия»

Ответьте на вопрос: что я получил сегодня от урока?

Группа 1.

Задание 1. Прочитайте тексты и на их материале составьте 3 вопроса для другой группы.

Станция «Восток»

Антарктическая внутриконтинентальная научная станция "Восток" была открыта 16 декабря 1957 года в связи с проведением Международного геофизического года /1957-58/.

Сейчас станция "Восток" - одна из пяти постоянно работающих в Антарктиде российских станций /"Мирный", "Новолазаревская", "Беллинсгаузен" и "Прогресс"/. Она была названа в честь парусного шлюпа "Восток", на котором экспедиция капитана Фаддея Беллинсгаузена совершила кругосветное плавание, в ходе которого были открыты Антарктида /1820/ и ряд островов в Тихом и Атлантическом океанах.

Станция "Восток" расположена в Центральной части Восточной Антарктиды, в районе Южного геомагнитного полюса /72°28'ю.ш. и 106°48' в.д./ на расстоянии 1260 км от берега, на вершине ледникового купола высотой 3488 м над уровнем океана. Район станции отличается очень низкими температурами в течение всего года. Именно здесь, на российской внутриконтинентальной станции "Восток", 21 июля 1983 года зафиксировали самую низкую на Земле температуру воздуха -89,4°С /по подсчетам ученых, мороза ниже 92 градусов на Земле не может быть даже теоретически/.

Станция "Восток" вошла в историю исследования Антарктиды героической зимовкой, которую осуществили здесь ученые в 1982 году. Когда в ночь на 13 апреля внезапно вспыхнул пожар и сгорела дизель-электростанция, дававшая тепло, 20 исследователей оказались в нечеловеческих условиях, но победили стужу. Только через полгода сюда прибыл из "Мирного" санно-гусеничный поезд, который привез новую дизель-электрическую установку и продукты. С конца 50-х годов ученые ведут на "Востоке" океанологические работы, выполняют регулярные геофизические исследования на стационарных континентальных станциях; предпринимаются также экспедиции внутрь континента.

Задание 2. Согласны ли Вы с утверждением: «Антарктиду открыла российская экспедиция»? Выберите правильный ответ:

  1. Да, потому что название шлюпа «Восток» - русское название.

  2. Нет, потому что фамилия Беллинсгаузен не относится к русским фамилиям.

  3. Да, потому что Фаддей Беллинсгаузен – российский мореплаватель, адмирал.

  4. Нет, потому что экспедиция Беллинсгаузена открыла только ряд островов в Тихом и Атлантическом океанах.

Задание 3. Ответьте на вопросы:

  1. Почему только через полгода на станцию доставили новое оборудование?

  2. Что помешало сделать это сразу после пожара?

  3. Почему не использовали самолеты?

«Воспоминания полярника»

Дмитрий Дрозд, ведущий метеоролог на станции "Восток" в 2013-2015 годах

"Восток" - небольшая станция. Каждый год там зимуют примерно 12-13 человек. Это самая труднодоступная точка на планете.

Девять месяцев в году люди, находящиеся там, полностью оторваны от всего мира. Если что случится, можно рассчитывать только на свои силы.

Морской путь от Петербурга да Антарктиды занимает около двух месяцев: с заходом в Бремерхафен (Германия) и Кейптаун (Южно-Африканская республика).

На станции "Прогресс" мы пересаживаемся на самолет, и через четыре с половиной часа мы уже на станции. По прилете все члены экспедиции спокойно, неторопливо идут к себе в каюты и лежат, акклиматизируются.

Когда я первый раз прилетел туда, ощущения были необычные: нехватка кислорода, постоянная сухость. Первые дни ощущается постоянный гул в ушах.

У некоторых людей начинается тошнота, ночью внезапно останавливается дыхание. Это проявления горной болезни. Кто не справляется с ней, тех увозят обратно.





Группа 2.

Задание 1. Прочитайте тексты и на их материале составьте 3 вопроса для другой группы.

Станция «Восток»

Антарктическая внутриконтинентальная научная станция "Восток" была открыта 16 декабря 1957 года в связи с проведением Международного геофизического года /1957-58/.

Сейчас станция "Восток" - одна из пяти постоянно работающих в Антарктиде российских станций /"Мирный", "Новолазаревская", "Беллинсгаузен" и "Прогресс"/. Она была названа в честь парусного шлюпа "Восток", на котором экспедиция капитана Фаддея Беллинсгаузена совершила кругосветное плавание, в ходе которого были открыты Антарктида /1820/ и ряд островов в Тихом и Атлантическом океанах.

Станция "Восток" расположена в Центральной части Восточной Антарктиды, в районе Южного геомагнитного полюса /72°28'ю.ш. и 106°48' в.д./ на расстоянии 1260 км от берега, на вершине ледникового купола высотой 3488 м над уровнем океана. Район станции отличается очень низкими температурами в течение всего года. Именно здесь, на российской внутриконтинентальной станции "Восток", 21 июля 1983 года зафиксировали самую низкую на Земле температуру воздуха -89,4°С /по подсчетам ученых, мороза ниже 92 градусов на Земле не может быть даже теоретически/.

Станция "Восток" вошла в историю исследования Антарктиды героической зимовкой, которую осуществили здесь ученые в 1982 году. Когда в ночь на 13 апреля внезапно вспыхнул пожар и сгорела дизель-электростанция, дававшая тепло, 20 исследователей оказались в нечеловеческих условиях, но победили стужу. Только через полгода сюда прибыл из "Мирного" санно-гусеничный поезд, который привез новую дизель-электрическую установку и продукты. С конца 50-х годов ученые ведут на "Востоке" океанологические работы, выполняют регулярные геофизические исследования на стационарных континентальных станциях; предпринимаются также экспедиции внутрь континента.

Задание 2. Выберите верное утверждение:

  1. Станция «Восток» получила такое название, потому что находится в Восточной Антарктиде.

  2. Станция «Восток» была названа в честь шлюпа «Восток», в ходе плавания на котором была открыта Антарктида.

  3. Станция «Восток» получила свое название, потому что принадлежит России, которая расположена в восточном полушарии.

Прочитайте текст «Воспоминания полярника», расположенный ниже.

Дмитрий Дрозд, ведущий метеоролог на станции "Восток" в 2013-2015 годах

"Восток" - небольшая станция. Каждый год там зимуют примерно 12-13 человек. Это самая труднодоступная точка на планете.

Девять месяцев в году люди, находящиеся там, полностью оторваны от всего мира. Если что случится, можно рассчитывать только на свои силы.

Морской путь от Петербурга да Антарктиды занимает около двух месяцев: с заходом в Бремерхафен (Германия) и Кейптаун (Южно-Африканская республика).

На станции "Прогресс" мы пересаживаемся на самолет, и через четыре с половиной часа мы уже на станции. По прилете все члены экспедиции спокойно, неторопливо идут к себе в каюты и лежат, акклиматизируются.

Когда я первый раз прилетел туда, ощущения были необычные: нехватка кислорода, постоянная сухость. Первые дни ощущается постоянный гул в ушах.

У некоторых людей начинается тошнота, ночью внезапно останавливается дыхание. Это проявления горной болезни. Кто не справляется с ней, тех увозят обратно.



Задание 3. Опираясь на текст «Станция «Восток»» и «Воспоминания полярника», ответьте, почему членам экспедиции по прибытии на станцию нужна акклиматизация. Поясните свой ответ.



Ответы.

Задание 1. Верный ответ – 3.

Задание 2. Верный ответ – 2.

Задание 3. Пожар произошел 13 апреля. В это время на южном полюсе зима, температуры в глубине континента столь низкие, что топливо замерзает. Никаким видом транспорта до станции добраться невозможно. Самолет не использовали по той же причине.

Задание 4. Акклиматизация требуется, потому что у людей развивается горная болезнь. Причина горной болезни – высота над уровнем моря (3488 м). При такой высоте атмосферное давление гораздо ниже нормы, воздух более разреженный, наблюдается нехватка кислорода.