Этап актуализации опорных знаний Цель: вызвать внутренне осознание потребности открытия новых знаний и умений, используя уже ранее приобретенные. Средства обучения: учебник, атласы, глобусы. Организация: групповая Контроль: самоконтроль или контроль учителя. Этап открытия нового Цель: умение узнавать новое на основе информации текста учебника Средства обучения: текст учебника, карта полушарий, глобусы. Организация: в парах Контроль: взаимоконтроль, контроль учителя Применяем знания на практике Цель: отработка умений по описанию определять моря, обозначать границы океанов на контурной карте, подписывать части Мирового океана. Средства обучения: карта полушарий, глобусы, учебник. Организация: индивидуальная Контроль: контроль учителя, взаимоконтроль Физкультминутка Этап контроля и первичного закрепления знаний Цель: зафиксировать полученные знания Средства обучения: Компьютор, медиапроектор, интерактивная доска. Организация: индивидуальная Контроль: взаимоконтроль Рефлексия | Опора на изученные знания. Дети отвечают на вопросы: 1. Что такое гидросфера? 2. Круговорот воды в природе – это: А) незамкнутый процесс перемещения воды на земном шаре; Б) процесс движения воды по земному шару; В) процесс постоянного водообмена между различными звеньями гидросферы. Каково значение гидросферы в жизни Земли? 3. Докажите, что гидросфера – единая оболочка. 4. Большая часть гидросферы приходится на: А) ледники; Б) Мировой океан; В) подземные воды. 5. Почему необходимо охранять гидросферу? Из курса природоведения учащиеся знают самые крупные части Мирового океана. Осмысление учебных задач, изучение нового материала. 1.Дайте определение Мирового океана? (Ответ дети находят в учебнике. Стр.91. 2. 2. Назовите составные части Мирового океана. (Ответ находят в учебнике и на картах: 4 океана, моря, заливы, проливы). Далее – вводная беседа. Что обозначает слово «океан»? С греческого это «великая река, обтекающая Землю». Древнегреческие учёные считали, что Землю опоясывает быстрый могучий поток – Океан , у которого нет ни начала, ни конца. В древнегреческих мифах об Океане говорится, что он был сыном Урана (бога неба) и Геи (богини Земли) и являлся одним из творцов мира. Океан женился на своей сестре Тефии, которая произвела на свет три тысячи рек и столько же океанид (морских нимф). Так Океан стал отцом всех морей и рек. 3. Сравните океаны по площади. (Дети отвечают, что все океаны различны по площади.) Тихий океан- 179,7 млн.кв.км, Атлантический - 93,4 млн.кв.км, Индийский – 74,9 млн.кв.км, Северный Ледовитый- 13,1 млн.кв.км. Работая с текстом п.27 учащиеся показывают Мировой океан на глобусе и карте полушарий, составляют схему:
Мировой океан – совокупность всех океанов Земли
Тихий океан – самый большой и глубокий 1768,6 млн. кв. км
Атлантический океан – 91,6 млн кв.км
Индийский океан – самый тёплый 76,2 млн кв.км Северный Ледовитый океан – самый маленький и холодный, 14,7 млн.кв.км По карте полушарий, учебнику и схеме учащиеся определяют черты сходства и различия океанов Земли. Помогаю учащимся определять границы океанов и их глубины. ТИХИЙ – занимает 50% площади Мирового океана, что составляет – 178,6 млн.кв.км. Объем воды – 710,4 млн.куб.км, средняя глубина – 3984 м, максимальная глубина – 11022 м (Марианский желоб). Пресекается экватором почти посередине, расположен между материками Евразия и Австралия на западе, Северная и Южная Америка на востоке и Антарктида на юге. Имеет овальные очертания, наиболее широк в районе тропиков. Второе его название – Великий океан. Тихий океан самый глубокий и самый бурный из всех океанов. Тихим его назвал Магеллан, так как во время его кругосветного плавания сильных штормов не было. АТЛАНТИЧЕСКИЙ - площадь – 91,4 млн.кв.км, что составляет 25% площади Мирового океана. Объем воды – 329,7 млн.куб.км, средняя глубина – 3332 м, максимальная глубина – 8440 м (желоб Пуэрто-Рико). Расположен большей частью в Западном полушарии, вытянут с севера на юг, расширяется в северной и южной частях, сужается в экваториальных широтах. Омывает берега Северной и Южной Америки, Евразии, Африки, Антарктиды. На юге соединяется с Тихим и Индийским океанами, на севере с Северным Ледовитым океаном. Происхождение его названия таково. Когда корабли древних греков, двигаясь на запад, выходили в океан и тогда их взорам открывались бескрайние водные просторы. Греки считали, что океан окружает землю со всех сторон. В нем начинались реки, и в него же стекали все воды с Земли. Из океана восходили и погружались в него Солнце, Луна, все звезды. На крайнем западе обитал титан Атлант, который держал на плечах небесный свод. По имени этого титана все водное пространство к западу от Европы и стали называть Атлантическим океаном. ИНДИЙСКИЙ – занимает 21% Мирового океана, или 75,8 млн.кв.км, объем воды – 282,7 млн.куб.км, средняя глубина – 3897 м, максимальная глубина – 11022 м (Зондский желоб). Большая часть расположена в Южном полушарии. На западе омывает берега Африки, на севере – Евразии, на востоке – Австралии, на юге – Антарктиды. Сообщается с Атлантическим и Тихим океанами на юге. СЕВЕРНЫЙ ЛЕДОВИТЫЙ - площадь – 14,6 млн.кв.км (всего 4%), объем воды – 18,1 млн.куб.км, средняя глубина – 1220 м, максимальная глубина – 5527 м (Гренландское море). Расположен в центре Арктики, почти со всех сторон окружен сушей. Омывает северные берега Евразии и Северной Америки. Большая часть его поверхности покрыта льдами. В центральной части Северного Ледовитого океана находится Северный полюс Земли. Широко соединен с Атлантическим океаном, а с Тихим океаном водообмен происходит через узкий Берингов пролив. На Руси в древние времена его называли Студеным морем. Далее демонстрируется схема частей Мирового океана, раскрывая понятия «море», «залив», «пролив». Дети самостоятельно отвечают на вопрос: Что является общим признаком морей? Ответ: их принадлежность к Мировому океану. Части Мирового океана Заливы Проливы Полуострова Моря Архипелаги Острова коралло-вые вулкани-ческие матери-ковые внут-ренние окраин-ные Открытие новых знаний. Определите, о какой части океана идет речь? 1.Море. Шириною широко, Глубиною глубоко, День и ночь о берег бьется, Из него вода не пьется, Потому что не вкусна – И горька, и солона. (Море) 2.Найдите в учебнике на стр.92 определение моря. (Море – это часть Мирового океана, обособленная сушей или возвышениями подводного рельефа.) 3.По местоположению выделяют группы морей: Окраинные (Береговая линия менее извилистая, оно открыто к океану своими водами) и Внутренние (Береговая линия моря очень извилистая, оно окружено сушей). Покажите на карте и определите, какое это море по местоположению: Черное море, Берингово море, Балтийское море, Аравийское море, Красное море. Фантастическое море без берегов - Саргассово море.(Дети находят на карте, делают предположение, почему это море.) 2. Залив. Он у моря – как язык, Он берега лизать привык, И пляж в часы разлива Он вылизал на диво. (Залив) Найдите в учебнике на стр.92 определение залива (Залив - части морей или океанов, вдающиеся в сушу). 3. Пролив. Он ведет из моря в море, Не широк – всего верста, И в нем, как в школьном коридоре, И шум, и звон, и теснота. (Пролив) - Найдите в учебнике на стр.92 определение пролива. (Пролив - это узкие вытянутые участки водной поверхности, соединяющие две акватории и разделяющие участки суши) В далёком 16 веке великий путешественник Фернан Магеллан открыл путь из Атлантического в Тихий океан, пролив был назван в его честь – Магелланов пролив. 1. Найдите его на карте. 2. Какие океаны соединяет данный пролив? (Атлантический и Тихий океаны.) 3. А какой материк и остров разделяет? (Материк Южная Америка и остров Огненная Земля (показывают на карте и отмечают на контурной карте) 4. Найдите проливы: - пролив Дрейка - Магелланов пролив - Гибралтарский пролив - Берингов пролив (показывают на карте) 4. Материки. В Мировом океане находятся огромные участки суши - материки. Покажите на карте полушарий все материки Земли в порядке уменьшения их площади. (Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида, Австралия.(показывают на карте) Практическая работа. В контурной карте обозначить границы океанов, подписать части Мирового океана (список географической номенклатуры представлен в рабочей программе учителя). Упражнения для рук, глаз. Задание. Определите море по его описанию. 1.Это море Индийского океана. Оно омывает западную часть полуострова Индостан и называется …. (Аравийское). 2. Море, омывающее северо-восточное побережье Африки … (Красное). 3. Море Атлантического океана, не имеющее берегов … (Саргассово). Учитель предлагает проверить свои знания по изученной теме. 12 правильных ответов – оценка «5» 9-10 правильных ответов оценка – «4» 6 правильных ответов – оценка «3» Есть возможность выполнить работу над ошибками. Географическая игра-викторина, благодаря которой обучающиеся могут изучать материки и Мировой океан. Seterra - это увлекательная образовательная географическая онлайн-игра. У ребят есть возможность создания собственной викторины . Мир: Континенты и океаны (с иллюстрациями). Учащиеся проговаривают или записывают ответы на вопросы: Что узнали нового? Пригодится ли вам это в жизни? В каких профессиях нужны знания по данной теме? Какую оценку вы себе поставили? | Личностные Смыслообразование; проявлять желание больше узнать. Метапредметные познавательные работа с информацией; использование знаково-символических средств. регулятивные управление своей деятельностью; коммуникативные умение слушать и вступать в диалог; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации. Личностные смыслообразование (границы собственного знания и «незнания»); проявлять желание больше узнать. Метапредметные познавательные работа с информацией; использование знаково-символических средств; регулятивные управление своей деятельностью; коммуникативные умение работать в группе Личностные проявлять доверие к соучастнику деятельности. Метапредметные познавательные фиксировать полученную информацию наглядно; создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера регулятивные управление своей деятельностью; коммуникативные применять правила делового сотрудничества. Личностные установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом Метапредметные познавательные работа с информацией; использование знаково-символических средств; выполнение логических операций (сравнения, анализа, синтеза, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений); коммуникативные применять правила делового сотрудничества. личностные регулятивные коммуникативные личностные регулятивные коммуникативные личностные регулятивные коммуникативные |