СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка открытого урока по истории 6 класс. Тема: «Становление Древнерусского государства Разработала учитель истории РЖД Лицея № 11 Бобкова Л.К.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке применяется технология критического мышления .

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка открытого урока по истории 6 класс. Тема: «Становление Древнерусского государства Разработала учитель истории РЖД Лицея № 11 Бобкова Л.К.»

Методическая разработка открытого урока по истории 6 класс.

 Тема: «Становление Древнерусского государства

Разработала учитель истории РЖД Лицея № 11 Бобкова Л.К.

Цели: 

Содержательная  -формирование умения самостоятельно изучать процесс образования Древнерусского государства.

Деятельностная:

1.Продолжить формирование умений и навыков по развитию исторического мышления, умение работать с разными источника информации:  иллюстрациями, историческими документами, картами.

2. Формирование навыков сравнительного анализа, умение делать выводы.

3. Воспитательные - формирование патриотизма

Задачи . 

Развивающие: устанавливать причинно-следственные связи становления  Древнерусского государства и роль варягов в нём, формировать умения работать в группе и работать с картой, извлекать информацию из разных видов источников, развивать познавательный интерес и мыслительные навыки.

Обучающие: формировать навыки сравнительного анализа, определять исторические процессы и явления.

Воспитательные : формировать историческое мышление , патриотизм

Планируемые результаты:

Предметные: 

1 .Определение исторических процессов , событий .

2 .Определение и использование исторических понятий и терминов.

Личностные : 

1. Умение управлять своей познавательной деятельностью.

2.Формирование знаний и умений по данной теме.

Регулятивные: 

1. Постановка цели и анализ достижения цели

2 Прогнозирование результата  и оценивание уровня достижения результата

Предметные: 

1. Формирование базовых возможностей для самостоятельного усвоения знаний и организации процесса по их нахождению и усвоению

2. Формирование навыков первичных универсальных учебных действий

Познавательные: 

1. Определение  понятий

2. Умение структурировать знания

3.Умение выделить существенные характеристики процессов, событий.

4.Умение устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: 

1.Умение организовать учебное сотрудничество

2.Умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию

Технология критического мышления, сотрудничества.

Формы организации учебной деятельности: коллективная, групповая, индивидуальная.

 Тип урока: открытия нового знания

Методы обучения: блиц-опрос, диалоговый метод, работа с документом, с картой, поисковый.

Техническое оборудование:

1. Экран видео проектор

2.Документы ( отрывки из «Повести временных лет», карта «Русь в IX-Xвеках»).

3. Презентация для отдельных этапов урока.

4 .Компьютер или ноутбук.

5.Тетради и ручки у учеников, контурная карта.

Список используемых источников: 

1.Учебник по истории России 6 класс под ред. А.В.Торкунова.,часть I, Москва. 2016г,

2 . Презентация к уроку.

3. Видео фрагменты.

Ход урока.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

1.Снятие эмоционального напряжения. Создание благоприятного психологического климата на уроке.

Суть этапа: создание благоприятного психологического климата на уроке.

Актуальность.

Теплый психологический климат способствует:

  • лучшему усвоению учебного материала;

  • повышению авторитета преподавателя;

  • психологической разгрузке учащихся.

Ребята , мне сегодня утром от моего ученика Матвея пришло видеописьмо и по-моему он попал в беду.

Давайте его посмотрим?! (просмотр видеофрагмента от ученика).

Речь ученика в кадре. «Ребята я сегодня проснулся утром, непонятно где , на мне какая- то странная одежда . Огляделся и вижу камень ,а на нем написано разгадаешь загадки вернешься домой ,а загадки- то по истории а, я плохо учил ее. Ребята мне без вашей помощи не обойтись. Помогите вернуться домой !!!»

А загадки были в следующем письме и я их распечатала.

1.Сел княжить первым в Киев он,

И покорил Царьград потом.

Вез из полюдья в Киев он товары,

И «Вещим» прозван был недаром.


2.Его призвали новгородцы,

Порядок навести в земле словенской.

Сей князь, делами неприметный,

Стал основателем династии навечно.

Знаете о ком речь ? (Нет )


Будем разбираться и вызволять нашего незнакомца?

(Дети. ДА.)

Что бы помочь , нам с вами предстоит отправиться в увлекательное путешествие по страницам нашей Истории России !!!

2. Постановка темы и учебной цели. 

Суть этапа: определение темы и целей урока; развитие внутренней мотивации к изучению данной темы и предмета в целом.

Актуальность.

Учебный материала усваивается лучше, если:

  • учащиеся понимают практическое значение для каждого из них;

  • четко знают, что от них требуют на уроке.

Т ема нашего урока : «Становление древнерусского государства».

Поставьте цели :……….

Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке? (Процесс или этапы становления древнерусского государства)

Что бы достичь нашей цели мы будем работать по следующему плану:

  1. Призвание варягов

  2. Князь Рюрик

  3. Правление Олега

  4. Образование Древнерусского государств

Учитель:

Вы знаете что восточные славяне расселились на Восточно-Европейской равнине, образуя племенные союзы кривичи, рядовичи, вятичи………

Каждое племя жило обособленно своей жизнью , в каждом племени был свой князь.

Каждый хотел править своим небольшим племенем. Но настали темные времена «И встал род на род» так говориться в летописи. Славяне начали воевать со славянами и миру у них не было. И решили они отправить послов за Балтийское море.

Какой народ жил на побережье Балтийского моря? (ответы учеников).

Узнаем чего же хотели славяне от норманнов.

ЗАДАНИЕ 1. Ваша задача прочитать текст и ответить на вопросы . У вас 1,5 минуты.

«В год 862 . Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами с собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к Руси. Те варяги назывались Русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а ещё иные голландцы,  — вот так и эти. Сказали Руси чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли... И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же  — те люди от варяжского рода, а прежде были словене».

  1. В каком году послы отправились за море.

  2. С какой целью.

  3. Что они сказали варягам.

  4. Почему славяне призвали именно варягов, а не обратились к своим князьям. (Им нужна была третья , независимая сторона, которая судила бы их по праву, с норманнами славяне вели торговлю)

Чего хотели славяне ? (единства, жить в мире).

В то время Рюрик был вождем варягов. Он откликнулся на призыв славян и приплыл вместе со своими воинами и двумя братьями Синеусом и Трувором.

ЗАДАНИЕ 2.

Давайте рассмотрим картину известного русского художника «Призвание варягов» .Как встречают славяне варягов, с чем?

Обосновался Рюрик на севере в Новгороде на месте старого Славянска брат его Синеус в Белоозере, а Трувор в Изборске.

Новгород стал центром славян, а Рюрик основатель целой русской династии.

Записать года правления Рюрика.

ЗАДАНИЕ 2.

Работа с контурной картой. Обозначить Новгород и год 862.

Загадка!!!!!!!! Итог .Призванный князь по происхождению был кем ? (Варягом). Звали его (Рюрик). Обосновался он (Новгород).

Но княжил Рюрик недолго на охоте он простудился заболел и умер.

Князем у славян остался малолетний сын Рюрика – Игорь, а пока Игорь рос княжил его дядя Олег.

Еще когда был жив Рюрик два его дружинника Аскольд и Дир отправились в Константинополь , а по пути увидели красивый город стоящий на берегу Днепра. Горожане пригласили братьев княжить у них. Аскольд и Дир согласились.

Олег прослышал про этот город и захотел захватить его. Собрал большую дружину и на ладьях спустился по Днепру в КИЕВ ,

Работа с текстом .

ЗАДАНИЕ 3.

Киев был богатым городом он стоял на пересечении важных торговых путей .С запада на восток и с севера на юг. Затем, добравшись до Киева, Олег хитростью выманил правивших там Аскольда и Дира .Хитрый Олег спрятал свое войско , а сам притворился купцом, который едет из Новгорода , Аскольд и Дир вышли к Олегу .

Олег сказал им – «Вы не князья , вы не княжеского рода». Выхватил спрятанный меч и убил двух братье.

А события эти происходили в 882 г.

Итогом стало : Провозгласил Киев матерью городов русских .Дата основания Древнерусского государства 882 г.



  1. Почему Олег пошел на Киев?

  2. Каким способом Олег захватил Киев. Что сказал братьям.

  3. В каком году это произошло?

  4. Что стало итогом похода Олега?

Карта отметить поход Олега Киев 882г.



Физминутка:

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше подтянитесь.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите,

Влево, вправо повернулись,

Рук коленями коснулись.

Сели, встали, сели, встали

И на месте побежали.


Захватив Киев Олег отправился на Царьград Какие цели он преследовал и чем закончился поход. Узнаем?


ЗАДАНИЕ 4 ( Работа в группах. Вставить слова в текст где пропуски (слова у вас в низу текста)).

ТЕКСТ

Цели похода

1.Варяг по происхождению, он дал своим солдатам возможность приобрести богатую добычу. Для них это был единственный источник дохода. Только так они могли обеспечить себя пропитанием.

2.Царьград был воротами, через которые корабли попадали из Черного моря в Средиземное. Через них открывался весь мир. Только силовым методом можно было заставить богатую империю заключить мир на условиях, продиктованных русами.

Первая война с Византией происходит в ___ году. Олег собрал для похода 2000 ладей 40 воинов. Одна часть войска добиралась пешком и на конях по суше, другая по Чёрному морю на кораблях, далее вдоль побережья до стен_______. Ворота были закрыты, а вход в гавань заблокирован цепями.

Поняв, что в город сходу не зайти, _____приказал к ладьям прикрепить колеса и двинуться по суше. Благо, дул попутный ветер. Увидев, как по суше движется неприятельская армада кораблей, словно по морю, греки ужаснулись и отправили навстречу Олегу переговорщиков, со словами:

"Не губи города, дадим тебе дань, какую захочешь".

За этот поступок в летописях Олега часто именуют _____(мудрым). По итогам был заключен первый письменный ___________ .


1.Вещий 2.907 3.Договор 4. Константинополя 5. Олег

В знак своей победы Олег прибил Щит на ворота Константинополя!!!!

В 911 г . он совершил еще один поход на Константинополь.

Работа с картой!!!

ЗАПИСАТЬ года правления Олега + походы.


О смерти Олега ходит легенда . В ней говориться , о том что один их волхвов предсказал Олегу смерть от его коня . Давайте узнаем сбылось ли пророчество или нет ?

ЗАДАНИЕ 5

Просмотр фильма песнь о вещем Олеге. Загадка

Рефлексия.

Мы сегодня рассмотрели этапы создания Древнерусского государства

1 . этап славянские племена призвали Рюрика

2. Рюрик основал центр славян

3. Этап 882 г. Образование Древнерусского государства.

Вопросы:

1.Образование Древнерусского государства было в ….

2. Варяжского князя призванного в 862 г. звали……….

3. В каких годах Олег совершил поход на Константинопль…….

4. Какое прозвище имел князь Олег……

5. В каком году был призван Рюрик…….

6.Что сделал Олег после заключения договора с Византией в 907г.

7. Кем были по происхождению первые князья …………

Ответы:

1.882г.

2. Рюрик

3. 907,914

4. Вещий

5.862г.

6. Прибил щит

7. Норманны

Я научился……..

Я узнал…………

Как вы оцениваете свою работу на уроке? (Поставьте себе на полях оценку).

Домашнее задание:

Читать п., учить записи в тетради.

«5» составить свидетельство о рождении Древнерусского государства (где, когда, отец и т.д)

«4» ответить письменно на вопросы.


Понравился урок!!! Смайлики

Видео от спасенного ученика .

Ребята спасибо вам за помощь . Оказывается я был в древней Руси . Теперь я буду обязательно учить историю и вам советую. Историю своей страны надо знать!

























Приложение.

Задание 3.


Цели похода

1.Варяг по происхождению, он дал своим солдатам возможность приобрести богатую добычу. Для них это был единственный источник дохода. Только так они могли обеспечить себя пропитанием.

2.Царьград был воротами, через которые корабли попадали из Черного моря в Средиземное. Через них открывался весь мир.

Первая война с Византией происходит в ___ году. Олег собрал для похода 2000 ладей 40 воинов. Одна часть войска добиралась пешком и на конях по суше, другая по Чёрному морю на кораблях, далее вдоль побережья до стен_______. Ворота были закрыты, а вход в гавань заблокирован цепями.

Поняв, что в город сходу не зайти, _____приказал к ладьям прикрепить колеса и двинуться по суше. Благо, дул попутный ветер. Увидев, как по суше движется неприятельская армада кораблей, словно по морю, греки ужаснулись и отправили навстречу Олегу переговорщиков, со словами:

"Не губи города, дадим тебе дань, какую захочешь".

За этот поступок в летописях Олега часто именуют _____(мудрым). По итогам был заключен первый письменный ___________ .


1.Вещий 2.907 3.Договор 4. Константинополя 5. Олег



Задание 3.


Цели похода

1.Варяг по происхождению, он дал своим солдатам возможность приобрести богатую добычу. Для них это был единственный источник дохода. Только так они могли обеспечить себя пропитанием.

2.Царьград был воротами, через которые корабли попадали из Черного моря в Средиземное. Через них открывался весь мир.

Первая война с Византией происходит в ___ году. Олег собрал для похода 2000 ладей 40 воинов. Одна часть войска добиралась пешком и на конях по суше, другая по Чёрному морю на кораблях, далее вдоль побережья до стен_______. Ворота были закрыты, а вход в гавань заблокирован цепями.

Поняв, что в город сходу не зайти, _____приказал к ладьям прикрепить колеса и двинуться по суше. Благо, дул попутный ветер. Увидев, как по суше движется неприятельская армада кораблей, словно по морю, греки ужаснулись и отправили навстречу Олегу переговорщиков, со словами:

"Не губи города, дадим тебе дань, какую захочешь".

За этот поступок в летописях Олега часто именуют _____(мудрым). По итогам был заключен первый письменный ___________ .


1.Вещий 2.907 3.Договор 4. Константинополя 5. Олег

Задание 2.

Киев был богатым городом он стоял на пересечении важных торговых путей .С запада на восток и с севера на юг. Затем, добравшись до Киева, Олег хитростью выманил правивших там Аскольда и Дира .Хитрый Олег спрятал свое войско , а сам притворился купцом, который едет из Новгорода , Аскольд и Дир вышли к Олегу .

Олег сказал им – «Вы не князья , вы не княжеского рода». Выхватил спрятанный меч и убил двух братье.

А события эти происходили в 882 г.

Итогом стало : 882 г. дата основания Древнерусского государства.



  1. Почему Олег пошел на Киев?

  2. Каким способом Олег захватил Киев.

  3. В каком году это произошло?

  4. Что стало итогом похода Олега?



Задание 2.

Киев был богатым городом он стоял на пересечении важных торговых путей .С запада на восток и с севера на юг. Затем, добравшись до Киева, Олег хитростью выманил правивших там Аскольда и Дира .Хитрый Олег спрятал свое войско , а сам притворился купцом, который едет из Новгорода , Аскольд и Дир вышли к Олегу .

Олег сказал им – «Вы не князья , вы не княжеского рода». Выхватил спрятанный меч и убил двух братье.

А события эти происходили в 882 г.

Итогом стало : 882 г. дата основания Древнерусского государства.



  1. Почему Олег пошел на Киев?

  2. Каким способом Олег захватил Киев.

  3. В каком году это произошло?

  4. Что стало итогом похода Олега?





Задание 2.

Киев был богатым городом он стоял на пересечении важных торговых путей .С запада на восток и с севера на юг. Затем, добравшись до Киева, Олег хитростью выманил правивших там Аскольда и Дира .Хитрый Олег спрятал свое войско , а сам притворился купцом, который едет из Новгорода , Аскольд и Дир вышли к Олегу .

Олег сказал им – «Вы не князья , вы не княжеского рода». Выхватил спрятанный меч и убил двух братье.

А события эти происходили в 882 г.

Итогом стало : 882 г. дата основания Древнерусского государства.



  1. Почему Олег пошел на Киев?

  2. Каким способом Олег захватил Киев.

  3. В каком году это произошло?

  4. Что стало итогом похода Олега?







Задание 1.

«В год 862 . Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами с собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а ещё иные голландцы,  — вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли... И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же  — те люди от варяжского рода, а прежде были словене».



Задание 1.

«В год 862 . Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами с собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а ещё иные голландцы,  — вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли... И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же  — те люди от варяжского рода, а прежде были словене».

Задание 1.

«В год 862 . Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами с собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а ещё иные голландцы,  — вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли... И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же  — те люди от варяжского рода, а прежде были словене».

Задание 1.

«В год 862 . Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами с собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а ещё иные голландцы,  — вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли... И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же  — те люди от варяжского рода, а прежде были словене».



Задание 1.

«В год 862 . Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами с собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а ещё иные голландцы,  — вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли... И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же  — те люди от варяжского рода, а прежде были словене».















































Самоанализ урока истории по теме «Становление Древнерусского государства» (6 класс).

Цель урока: Формирование умения самостоятельно изучать процессы, связанные с созданием древнерусского государства

Задачи урока:

-Содействовать развитию исторического мышления; умению работать с разными источниками информации: историческими документами, картами, делать выводы.

-Способствовать воспитанию коммуникативной культуры, уважения к истории России.

-Развивать умение формулировать проблему, определять задачу и разрабатывать пути ее решения, планировать деятельность, время, ресурсы.

Тема урока соответствует календарно-тематическому планированию. Тип урока – изучение нового материала.

Цель, задачи, содержание урока соответствуют ФГОС ОО, программным требованиям, уровню подготовленности класса, возрастным особенностям шестиклассников и позволяют прогнозировать следующие результаты обучения:

Предметные умения

-В познавательной сфере рассмотреть:

-Процесс создания государства.

-Значение изучаемых событий.


В ценностно-ориентационной сфере:

-научиться работать с разными источниками информации, делать выводы, представлять результаты своего труда.

УУД

Личностные: 

1. Умение управлять своей познавательной деятельностью.

2. Самоконтроль .

Регулятивные: 

1. Постановка цели и анализ условий достижения цели.

2. Прогнозирование результата и оценивание уровня достижения результата.

Познавательные: 

-Определение понятий.

-Умение структурировать знания.

-Умение выделять существенные характеристики процессов, событий.

-Умение устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: 

-Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами.

-Умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию.


Структура урока соответствует его цели, задачам и типу. На каждом этапе учащиеся получали новые знания, систематизировали раннее полученные. На каждом этапе применялись приемы, которые способствовали активизации познавательной деятельности учащихся и формированию УУД. Учитель рационально использовал оборудование кабинета: в ходе урока демонстрировалась мультимедийная презентация, наглядный материал (иллюстрации, историческая карта, раздаточный материал).

Учителем применяются приемы на развитие мышления, связанные с анализом частей темы, и складывание общей картины в последующем, синтез вывода по проблеме. А также приемов абстрагирования, приведение примеров, конкретизации. Ставятся эвристические, наводящие вопросы, способствующие развитию мышления учащихся. Присутствовала научность изложения материала. Уровень сложности изложения материала учителем соответствует уровню сложности изложения содержания в учебнике. Выделялись ведущие идеи данной темы.

Содержание урока имеет связь с ранее пройденным материалом, способствует использованию межпредметных связей (география, литература) и развитию учебно-организационных, учебно-интеллектуальных, учебно-информационных, учебно-коммуникативных умений и навыков, а также соответствующие данному учебному предмету практические умения и навыки получения знаний. 

На всех этапах урока осуществлялся дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся, использовались различные средства для активизации познавательной деятельности, для актуализации в памяти ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых. При формулировании заданий учитель использовал: «проанализируйте, докажите, сделайте вывод, оцените, создайте словесный портрет и т.д». Таким образом учащиеся в необычной форме получали знания по данной теме, что делало процесс добывания знаний интересным, динамичным, познавательным и развивающим. Все это способствовало повышению у учащихся положительной мотивации.

В конце урока было дано и прокомментировано домашнее задание, которое носило дифференцированный характер, и было посильно для всех учащихся.

Таким образом, урок достиг поставленных цели, задач и планируемых результатов.