СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка открытого урока по литературе.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «На таких людях земля держится».

Преподаватель общеобразовательных дисциплин – Васильева Н.Э.

Интегрированный урок по рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека».

Тема урока: «На таких людях земля держится». (90 мин.)

Цели урока

  1.  Образовательная:
  • помочь учащимся сформулировать основные темы, затронутые Шолоховым в рассказе «Судьба человека»;
  • научить постигать идейный замысел произведения и авторскую позицию путём анализа текста;
  • показать неразрывную связь русской литературы с историей нашей страны;
  • сформулировать основные черты русского национального характера;
  • закрепить знания основных исторических дат и событий в истории России.
  1.  Развивающая:
  • развивать устную речь учащихся, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения, делать выводы;
  • закрепить умение  анализировать текст произведения,  выбирать главное, обобщать;
  • научить подбирать материал для сообщения на определенную тему.
  1.   Воспитательная:
  • воспитание уважения к подвигу солдата Великой Отечественной войны, к героическому прошлому своей страны;
  • воспитание патриотизма;

воспитание духовных и нравственных ценностей

 

 

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка открытого урока по литературе.»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ «ВЫБОРГСКИЙ ТЕХНИКУМ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО И ЛЕСНОГО КОМПЛЕКСА»















Методическая разработка открытого урока

по литературе.

Тема: «На таких людях земля держится».

Преподаватель общеобразовательных дисциплин – Васильева Н.Э.












Выборг

2019 г.

Организация – разработчик ГАПОУ ЛО «Выборгский техникум агропромышленного и лесного комплекса»

Разработчик: Васильева Н.Э., преподаватель общеобразовательных дисциплин















УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по УР

_______________(Н.С. Воронова)

«___»_____________ 2019 г.


РАССМОТРЕНА И ОДОБРЕНА

На заседании ПЦК

Протокол № ___ от «___»______2019г.

Председатель ПЦК ____________

(Т.В. Мельникова)




Интегрированный урок по рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека».

Тема урока: «На таких людях земля держится». (90 мин.)

Цели урока

  1. Образовательная:

  • помочь учащимся сформулировать основные темы, затронутые Шолоховым в рассказе «Судьба человека»;

  • научить постигать идейный замысел произведения и авторскую позицию путём анализа текста;

  • показать неразрывную связь русской литературы с историей нашей страны;

  • сформулировать основные черты русского национального характера;

  • закрепить знания основных исторических дат и событий в истории России.

  1. Развивающая:

  • развивать устную речь учащихся, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения, делать выводы;

  • закрепить умение анализировать текст произведения, выбирать главное, обобщать;

  • научить подбирать материал для сообщения на определенную тему.

3. Воспитательная:

  • воспитание уважения к подвигу солдата Великой Отечественной войны, к героическому прошлому своей страны;

  • воспитание патриотизма;

  • воспитание духовных и нравственных ценностей


Оборудование урока

  1. Кадры из х/ф «Судьба человека».

  2. Аудиокассета. Сообщение Ю.Левитана о начале Великой Отечественной войны.

  3. Аудиокассета. «Священная война». Лебедев-Кумач, Александров.

  4. Кадры из документального фильма «Парад Победы».

  5. Компьютер

  6. Магнитофон.

  7. Песни, посвященные Великой Отечественной войне.

  8. «Победа». Фрагмент картины художника П.А.Кривоногова. 1948г.

  9. «Защитники Брестской крепости». Фрагмент картины художника П.А.Кривоногова. 1951г.

  10. Фотографии концлагерей ( Освенцим, Майданек, Саласпилс, Бабий яр, Маутхаузен)

  11. М.Шолохов «Судьба человека». Рассказ.

Ход урока

Слово учителя.

Неделю назад мы отмечали самый светлый праздник и в то же время самый печальный для нашей страны, о нем обычно говорят: «Праздник со слезами на глазах».

Вопросы. Назовите, что это за праздник? Когда началась война?

Ученик. 9 Мая - День Победы советского народа в Великой Отечественной войне над фашистской Германией. 22 июня 1941 года в 4 часа утра.

Учитель. Этому событию мы посвящаем наш урок, который называется:

« На таких людях земля держится». Запишем эту тему в тетради.

История русской литературы неразрывно связана с историей нашей Родины. Одним из выдающихся произведений, раскрывающих тему Великой Отечественной войны, стал рассказ М.Шолохова «Судьба человека». На страницах этого небольшого произведения показана судьба одного человека, а вместе с тем и судьба целого народа, судьба героическая и в то же время трагическая. Рассказ судьба человека написан в 1956 году. Между случайной встречей с человеком, ставшим прототипом А.Соколова, и созданием рассказа прошло около десяти лет. Вопрос: Какими словами начинает свой рассказ А.Соколов. Прочитайте отрывок из текста.

Ученик. «Иной раз не спишь ночью, глядишь в темноту пустыми глазами и думаешь: «За что же ты , жизнь, меня так покалечила? За что так исказнила?» Нету мне ответа ни в темноте, ни при ясном солнышке... Нету и не дождусь!»

Учитель. Что можно сказать о жизни этого человека, прочитав такие слова?

Ученик. Этот рассказ - еще одно обращение к проблемам национального характера, изображение трудного трагического пути обыкновенного русского человека, источников его мужества и стойкости.

Учитель. В рассказе М.Шолохов затрагивает несколько тем. Давайте попробуем определить эти темы. Вспомните, с чего начинается рассказ. Ученик. Автор по дороге в станицу Букановскую встречает человека, который ему поведал о своей судьбе, о своем жизненном пути.

М.Шолохов раскрывает тему дороги.

Учитель. Запишите в тетрадь: 1). Тема дороги (дорога автора, дорога героя, судьба человека на дорогах войны).

Г лаза многое могут сказать о человеке. М.Шолохов описывает глаза своего героя. Прочитайте этот отрывок из текста. Почему у А.Соколова такие глаза?

Ученик. «Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть?» Этот человек многое испытал на своем пути. Страдания и боль не прошли его стороной.

Учитель. Выбор героя оказался на редкость удачным. А.Соколов - выходец из народа, чью несгибаемую силу он ярко символизирует.

Однако М.Шолохов раскрывает судьбу отчетливо индивидуальную, неповторимую, хотя сам рассказчик нередко старается подчеркнуть типичность того, что с ним случилось: «По началу жизнь моя была обыкновенная. Сам я уроженец Воронежской губернии...»

Расскажите о довоенной жизни А.Соколова.

Ученики. В голодный 22-ой год А.Соколов потерял родителей. Вскоре женился, выучился на шофера, трое детей и жена согревали его душу. Накопили денег, построили небольшой дом. Жили, работали, радовались как все.

Учитель. А тут вот она - война.

Звучит голос Ю.Левитана, объявляющий о начале войны. Звучит песня Александрова и Лебедева-Кумача «Вставай страна огромная». Эта песня стала символом патриотизма для всех русских людей.

Война. Она неожиданно ворвалась в жизнь нашей страны, круто отделив все вчерашнее от суровой действительности нового дня - первого дня из долгих и тяжелых военных дней и ночей.

Сообщение ученика о Великой Отечественной войне .

22 июня 1941 года в 3 часа 45 минут без объявления войны немецкие войска перешли границу Советского Союза. Через два часа после начала вторжения посол Германии вручил Молотову (министр иностранных дел СССР) меморандум. В полдень Молотов выступил по радио с сообщение о начале войны. Известие о наступлении немецких войск настолько потрясло Сталина, что он не нашел в себе силы обратиться к народу. Красная Армия была застигнута врасплох. В первый день войны оказалось уничтожено 1200 советских самолетов, не успевших подняться с пограничных аэродромов. На Западном фронте основные силы русских были окружены. В плен попало 300 000 красноармейцев.

22 июня 1941 года Указом Президиума Верховного Совета СССР была объявлена мобилизация военнослужащих. Мобилизация проходила в обстановке огромного патриотизма, что в частности нашло выражение в массовой подаче заявлений о добровольном вступлении граждан в ряды вооруженных сил.

Первыми приняли на себя удар советские пограничники. В неравном бою, даже оказываясь в кружении, солдаты Красной Армии продолжали героически сопротивляться. В памяти народной никогда не померкнет подвиг защитников Брестской крепости.

Сообщение ученика об обороне Брестской крепости.

С 22 июня 1941 года до двадцатых чисел июля 1941 года героически оборонялась Брестская крепость. В результате внезапного нападения превосходящих сил противника гарнизон Брестской крепости в первые же часы оказался в окружении. Не имея связи с вышестоящим командованием, пограничники Брестской крепости создали штаб обороны. Гарнизон не только отражал удары, но и неоднократно контратаковал противника. Боевые действия носили в основном очаговый характер. Небольшие группы советских солдат, лишенных воды, продовольствия, медикаментов, укрывались в развалинах и подвалах Брестской крепости, продолжая упорно сопротивляться. Почти месяц защитники крепости сковывали целую немецко-фашистскую дивизию. Большинство русских солдат пало в боях, часть пробралась к партизанам, часть обессиленных и тяжело раненных защитников попала в плен. Оборона Брестской крепости - яркий пример патриотизма и героизма советского народа.

Героизм был массовым, советские люди готовы были защищать родную землю не щадя своей жизни. Как признавали немецкие генералы, они нигде не встречали такого сопротивления и нигде раньше не несли таких потерь, как на советско-германском фронте.

Учитель. «.. .и началась война, то есть свершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие».

Кому принадлежат эти слова? Из какого они произведения? Какие мысли у вас возникают по поводу этих слов?

Ученики. Это слова из романа Л.Н. Толстого «Война и мир». Лев Толстой говорит так по поводу Отечественной войны 1812 года, войны справедливой, освободительной, когда весь русский народ встал на защиту своей Родины. Эти слова значимы и сейчас. Они могут стать эпиграфом к сочинению по рассказу М.Шолохова «Судьба человека». Учитель. Две темы - трагического и героического, подвига и страдания - все время сплетаются в рассказе М.Шолохова, образуя единство.

Вопросы.

  1. Какие чувства испытывал А.Соколов во время прощания с женой и детьми?

  2. Как А.Соколов попал в плен? Мог ли он отказаться от задания?

Почему не отказался?

  1. Кто помог А.Соколову вылечить больную руку? Какой вывод делает А.Соколов об этом человеке? (зачитать отрывок из текста).

Ответ ученика. А.Соколову помог военврач. «Поблагодарил я его душевно, и он дальше пошел в темноте, потихоньку спрашивает:

«Раненые есть?» Вот что значит настоящий доктор! Он и в плену и в потемках свое великое дело делал».

  1. Кто такой Крыжнев? Сопоставьте две жизненные установки, выраженные пословицами: « Своя рубашка ближе к телу» и «Одному то и курить, и помирать тошно». Кому принадлежат эти слова? Как раскрывается их значение в рассказе?

(Один из учеников зачитывает после обсуждения отрывок из текста).

« Готов предатель.. .До того мне стало нехорошо после этого, и страшно захотелось руки помыть, будто я не человека, а какого-то гада ползучего душил... Первый раз в жизни убил, и то своего... Да какой же он свой? Он же хуже чужого, предатель».

  1. В каких сценах наиболее ярко показано «русское достоинство и гордость?» (Разбирается сцена с Мюллером), ученик зачитывает отрывок. «Чтобы я, русский солдат, да стал пить за победу немецкого оружия?!» «После этого комендант стал серьезнее с виду, поправил у себя на груди два железных креста, вышел из-за стола и говорит: «Вот что, Соколов, ты - настоящий русский солдат. Ты храбрый солдат. Я - тоже солдат и уважаю достойных противников. Стрелять я тебя не буду».

а). Страшно ли Соколову было в комендантской?

б). Хотелось ли умирать?

Учитель обобщает ответ учеников: «Так всегда, во всех обстоятельствах А.Соколов не утрачивает чувство человеческого достоинства, не сгибает в рабском поклоне спины. Сила духа Соколова оказалась столь значительной, что даже закоренелый садист, избивавший с диким хладнокровием беззащитных людей, был поражен человеческой стойкостью.

Побывал Соколов в разных концлагерях Германии. Тяжело было вспоминать не людские муки, которые пришлось вынести ему и другим пленным.

Задание. Найти в тексте и зачитать отрывок, подтверждающие эти слова. «Природа везде там, браток, разная, но стреляли и били нашего брата везде одинаково. А били богом проклятые гады и паразиты так, как у нас сроду животину не бьют. И кулаками били, и всяческим железом, какое под руку попадется, не говоря уже про винтовочные приклады и прочее дерево.

Били за то, что ты - русский, за то, что на белый свет еще смотришь, за то, что на них , сволочей, работаешь. Били и за то, что не так взглянешь, не так ступнешь, не так повернешься, били запросто, для того чтобы, когда- нибудь да убить до смерти, чтобы захлебнулся своей последней кровью и подох от побоев. Печей-то, наверное, на всех нас не хватало в Германии...»

Учитель. Для физического уничтожения и подавления патриотического духа русских людей были созданы лагеря смерти. Подготовка к их строительству началась еще в 1933 году, когда Гитлер пришел к власти в Германии.

Сообщение ученика о том, как создавались концентрационные лагеря.

Фашистские лагеря смерти создавались гитлеровцами на оккупированной территории СССР для массового уничтожения людей; подавления их сопротивления; использования их для принудительного труда. При подготовке нападения на СССР фашистским руководством еще в марте 1941 года были даны директивы об организации лагерей для предполагаемых советских военнопленных и гражданского населения. Во всех лагерях был установлен жесткий режим террора. Часто заключенных лишали фамилий, заменяя их номерами, обозначенными на лагерной одежде. С 1942 года было введено клеймение пленных. В лагерях ударила массовая смертность от голода, холода, эпидемий, непосильного труда, избиений. Для выявления и уничтожения ослабевших узников проводилась регулярная фильтрация. Расправы над заключенными сопровождались пытками и носили особо мучительный, садистский характер (сожжение или закапывание живых людей, травля их собаками, казни под музыку).

Многих советских граждан гитлеровцы направляли в концентрационные лагеря Германии и Польши.

Концлагеря создавались в Германии после захвата власти фашистами (январь 1933 г.) и являлись неотъемлемой составной частью фашистского режима. «Юридическим» основанием для создания концлагерей был указ имперского президента «о защите республики» (28 февраля 1933г.), предоставлявший властям право содержать в заключении неограниченный срок всех подозреваемых противников фашизма без судебных разбирательств.

По фашистской классификации все лагеря делились на три категории:

  1. Для совершивших незначительное преступление, а также пожилых людей, использование труда которых было ограничено.

  2. Для опасных преступников, имеющих надежду на перевоспитание.

  3. Для особо опасных преступников без надежды на исправление.

В дальнейшем практически все лагеря приобретали третью категорию. С 1934 года управление и охрану концлагерей осуществляли органы СС. К началу Второй мировой войны 1939 - 1945 гг. на территории Германии и Австрии существовало шесть концлагерей: Дохау, Заксенхаузен, Бухенвальд, Флоссенбюрг, Маутхаузен и Равенсбрюк.

В годы второй мировой войны фашистская Германия наряду с планами экономического закабаления Европы и всего мира ставила задачу физического уничтожения целых народов, в первую очередь славянских. Концлагеря являлись настоящими «фабриками смерти». Подавляющее большинство узников были обречены на смерть. Лагеря располагали обязательными атрибутами массового уничтожения людей - газовыми камерами, крематориями, лабораториями для преступных медицинских экспериментов. Всего через лагеря, включая уничтоженных сразу после прибытия в лагерь без регистрации, прошло 18млн. человек, из которых погибло 11 млн. человек, в том числе руководитель коммунистической партии Германии Эрнст Тельман и генерал-лейтенант советской армии Дмитрий Михайлович Карбышев».

Сообщение ученика о Д.М.Карбышеве.

Карбышев - человек героической судьбы. Это генерал-лейтенант инженерных войск, 8 августа 1941 года был тяжело ранен, контужен и попал в плен. Отказался перейти на службу к фашистам, в лагерях смерти Майданек, Освенцим и др. вел антифашистскую подпольную работу среди военнопленных. В 1945 году в лагере Маутхаузен зверски замучен фашистами, награжден орденами и медалями посмертно. В Маутхаузене, Омске, Таллине ему поставлены памятники.

Такие специалисты, как Карбышев фашистам были очень нужны, поэтому они неоднократно пытались склонить его на свою сторону. Устроили ему встречу с бывшим генералом Красной Армии Власовым, ставшим предателем. Но ему не удалось уговорить Карбышева, даже шантаж не повлиял на убежденность Карбышева (ему предъявили фотографии, где он был изображен с высшими чинами рейха). Судьба героя была предрешена. В лютый мороз, раздетого его вывели на улицу, привязали к столбу и облили водой. Так был зверски замучен этот стойкий человек, силу духа которого фашисты сломить не смогли.

Таких случаев героизма было множества среди советских военнопленных, выживших в немецком плену, но не сломленных. На таких людях земля наша держится.

Учитель. Предательство и героизм. История и литература. Проведите сравнения и сопоставления по этой теме.

Ответы учеников.

Предательство - Крыжнев и Власов. Героизм - Соколов, Карбышев, военврач, защитники Брестской крепости.

Учитель. В рассказе звучит тема «вечного утверждения живого в жизни». Эта тема проходит через все творчество М.Шолохова. В «Судьбе человека» она предваряет рассказ А.Соколова о том, как в чужой немецкой земле он «похоронил последнюю свою радость и надежду» - сына Анатолия.

Вопрос. Расскажите о том, как погиб Анатолий.

Учитель. Соколов остался в полном одиночестве. Казалось, война все вычерпала из этого человека, он все утратил. Но и в страшном одиночестве он остался человеком.

В рассказе звучит тема детства.

Вопрос. Расскажите о встрече с Ванюшей. Зачитайте отрывок из текста о том, что сказал Соколов, когда принял решение усыновить мальчика. Ответ ученика. «Закипела тут во мне горючая слеза, и сразу я решил «не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать! Возьму его к себе в дети». И сразу у меня на душе стало легко и как-то светло».

Учитель. А сейчас посмотрите этот отрывок из фильма «Судьба человека». Фильм был поставлен по рассказу М.Шолохова режиссером С.Бондарчуком. А.Соколова играет С.Бондарчук. Обратите внимание на то, какие чувства испытывают при разговоре А.Соколов и Ванюша. (Демонстрируется отрывок из художественного фильма «Судьба человека».)

Учитель. Тема оскорбленного детства издавна в русской литературе была одной из беспокойных, трагически напряженных. Само понятие человеческое ярко выявлялось в отношении к детству. Не было более страшного и не прощаемого преступления, чем преступление перед беззащитным детством.

В «Судьбе человека» осуждение войны, фашизма, с неменьшей силой проклятия звучит и в истории Ванюши. Сила добра, красота человеческого открываются в Соколове в том, как он увидел малыша, в его решении усыновить Ванюшу. Он возвращает детству радость, он заслоняет его от боли, страдания и скорби.

Вопрос. Прочитайте неторопливое авторское раздумье в конце рассказа. Подумайте, что хотел сказать автор этими словами.

Ответ ученика. Отрывок. «Два осиротивших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы... Что-то ждет их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина».

В этом раздумье звучит утверждение величия и красоты истинно человеческого. Прославление мужества, стойкости, прославление человека, устоявшего под ударами военной бури, вынесшего невозможное, показано в рассказе.

Учитель. В этих словах звучит тема преемственности поколений. Взрослый и ребенок сливаются в единый образ русского человека. Душа русского человека неуничтожима, пока существует связь поколений русских людей. Теперь мы знаем, что маленький Ваня вырастет, впитав в себя все жизненные принципы Андрея Соколова.

Дети должны взять от своих отцов все самое хорошее и передать это своим детям и внукам. Это и есть преемственность поколений.

На том стояла и стоит земля русская!

9 мая 1945 года закончилась Великая Отечественная война в пригороде Берлина - Карлсхорсте был подписан пакт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии. Итоги войны были страшными для СССР:

  • 26 млн. человек погибло; горе пришло почти в каждую советскую семью;

  • были разграблены и превращены в руины 1710 городов, более 70000 - сел и деревень;

  • общий материальный ущерб составил 2600 млрд. рублей.

Подводя итоги нашего урока, хочется вспомнить слова президента Путина, сказанные в выступлении перед ветеранами и участниками Великой Отечественной войны, на торжественном заседании, посвященном Дню Победы: «Время успело запахать траншеи на полях былых сражений. Однако оно бессильно ослабить память о несгибаемой стойкости и героизме миллионов советских людей, тружеников фронта и тыла. За четыре года войны они прошли суровый путь через неудачи и отступления, а затем нелегкий путь мощного победоносного наступления. Воины Красной Армии мужественно несли все фронтовые невзгоды, потери и лишения. Вдохновляемые справедливыми и благородными целями, они храбро, не щадя своей жизни, сражались с ненавистным врагом, приближая час долгожданной победы.

Чем дальше уходят в прошлое события минувшей войны, тем глубже мы должны осознавать все величие подвига советского народа, народа победителя - освободителя, спасшего мир от гитлеровской чумы». Учитель. Сейчас мы с вами посмотрим кадры кинохроники «Парада Победы» состоявшегося 24 июня 1945 года на Красной площади в Москве.

Этими кадрами мы заканчиваем наш урок. И в конце хочется сказать, что вот на таких людях, как эти солдаты, Дмитрий Карбышев, Андрей Соколов и других, известных и неизвестных героях держится земля наша русская.

Сегодня на уроке мы выделили основные темы , затронутые в рассказе «Судьба человека». Давайте запишем их в тетрадь.

1 .Тема дороги (дорога автора, дорога героя, судьба человека на дорогах войны).

  1. Тема добра и зла. (Зло - война, фашизм. Добро - мир, победа человеческого)

  2. Тема предательства. (Крыжнев. («Своя рубашка ближе к телу»)

Генерал Власов).

  1. Тема подвига. (Соколов. («Одному и курить и помирать тошно») Д.И.Карбышев)

  2. Тема трагического и героического. (Стойкость А.Соколова. Сцена с Мюллером, побег, чувство человеческого достоинства)

  3. Тема вечного утверждения живого в жизни. (Вынес все испытания, но не озлобился, сохранил любовь к жизни, к людям)

  4. Тема детства. (Встреча с Ваней) .

  5. Тема преемственности поколений. (Душа русского человека неуничтожима, пока существует связь поколений)

Домашнее задание.

То, что вы сейчас записали, может послужить планом к сочинению. Запишите тему сочинения.

На таких людях земля держится. (По рассказу М.Шолохова «Судьба человека».)

Учитель подводит итоги, выставляет оценки за урок.

11