МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САФОНОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
Методическая разработка открытого урока
по предмету «Сольфеджио»
«Формы работы с аккордами»
Преподаватель:
Мазурова Любовь Васильевна
Сафоново
2020г.
Методическая разработка урока по I предмету « Сольфеджио»
преподавателя теоретических дисциплин МБУДО «Сафоновская ДШИ» Мазуровой Любови Васильевны.
Урок производится с группой учащихся 4 года обучения.
Тема урока: «Формы работы с аккордами».
Цель урока: закрепление теоретических, слуховых, интонационных и гармонических навыков в работе над аккордами.
Тип урока: интегрированный.
Форма урока: итоговый урок.
Оборудование: фортепиано, классная доска, нотные сборники по «Сольфеджио», «Рабочая тетрадь по сольфеджио для 4 класса», игровое лото.
Задачи урока:
1.Образовательные: сформировать комплекс знаний и навыков, способствующих грамотному прочтению нотного текста.
2.Развивающие: развитие музыкального кругозора с помощью произведений композиторов разных эпох; развитие слуховой и эмоциональной памяти; внимание; на основе имеющихся теоретических знаний развитие творческих навыков, творческого изображения.
3.Воспитательные: воспитание музыкального вкуса на основе восприятия произведений классической музыки с осознанием в них элементов музыкального языка.
ПЛАН УРОКА:
1.Организационный момент.
2.Постановка цели и объяснение задания урока.
3.Повторение темы «Аккорды. Общая характеристика».
4.Работа с аккордами от звука.
5.Работа с аккордами в ладу.
6.Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний
7.Подведение итогов урока.
Педагогические технологии: саморазвивающее обучение, интегрированный урок технология игрового обучения, обучение в сотрудничестве, технологии развития критического мышления здоровьесберегающие технологии.
Ход урока:
1.Организационный момент
Приветствие, настрой учащихся на учебную деятельность, создание дружественной атмосферы, организация внимания, активности, целеустремленности.
2.Постановка цели и объяснение задач
Учитель: «Ребята! Закончилась III четверть, поэтому наш урок сегодня является итоговым. Тема нашего урока «Аккорды. Формы работы с аккордами». С этой темой мы начали знакомится в 3-ем классе, поэтому мне хотелось бы вспоинить все, что мы знаем об аккордах».
3.Аккорды. Общая характеристика.
Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы: а) что такое аккорд? б) какие вы знаете аккорды, по способу их построения? в) чем отличаются аккорды друг от друга? г) где могут строятся аккорды? д) как практически мы можем использовать знания об аккордах? е) чем отличаются аккорды, построенные от звука, от аккордов , построенных в тональности? Учащиеся подробно отвечают на поставленные вопросы.
4.Работа с аккордами от звука.
Учитель: «Ребята, вам предлагается определить интервальный состав данных аккордов и правильно их назвать» Учащиеся выполняют задание из сборника Г.Ф.Калугиной «Рабочая тетрадь для 4 класса стр.20, № 11. Учитель: «В следующем задании необходимо определить, что за преобразования произошли с данными аккордами. Назвать эти аккорды» Учащиеся выполняют задание на стр. 20, № 6. Учитель: «Ребята! А сейчас постарайтесь найти ошибки в построении и обозначении данных аккордов. Исправьте их. Учащиеся выполняют задание на стр. 21, № 17. Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы: а) какой самый простой аккорд, построенный от звука вы знаете? б) что такое трезвучие? в) сколько трезвучий можно построить от звука? г) как называются эти трезвучия, почему? д) что общего и какая разница между этими трезвучиями? е)что является подсказкой при определении на слух секстаккордов и квартсекстаккордов? ж) есть ли среди аккордов консонансы и диссонансы?
Определить аккорды на слух: Б 6/4, ум. 5/3, М 5/3, Б 6, М 6, Б 5/3, ув. 5/3.
Работа с карточками «Музыкального лото». Проверка и пение, построенных дома, аккордов от си ь. Учитель: «Ребята, а как называется аккорд, состоящий из 4-х звуков, расположенных по терциям? Учащиеся: «Септаккорд». Учитель: Почему он так называется? Учащиеся: «Потому что крайние его звуки образуют септиму». Учитель: «Септаккорд можно построить от любого звука и каждый раз он будет называться по-разному. Отчего зависит название септаккорда? Учащиеся подробно отвечают на поставленный вопрос.
Практическая работа От звуков «соль», «ля», «си» учащиеся строят септаккорды и объясняют их название.
5. Работа с аккордами в ладу
Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы: 1. Сколько трезвучий мы можем построить на ступенях лада? Как называются эти трезвучия? 2. Что это за главные трезвучия лада? 3. Что такое побочные трезвучия? На каких ступенях они строятся? 4. Что такое каденция? Полная, половинная? 5. Что такое каданс? Сколько видов каданса? Что общего у всех кадансов? 6. Что такое плагальный оборот? 7. Что такое автентический оборот?
Практическая работа
В тональности ре минор (d-moll) учащиеся проигрывают гармонические обороты и кадансы. Учитель: «Ребята, а на какой аккорд мы обращаем особое внимание и почему?» Учащиеся подробно отвечают на поставленный вопрос.
Практическая работа в тональности D – dur
Задание №1
Определить ступени на слух:
VII, II, IV, VI, V, Vвн., IVвв., VIIвн., VIвв.,V, I.
Задание №з.
Определение на слух последовательности из аккордов:
Т6/4-S6-Д5/3-Д7-Т3-Д6-ум.5/3-Т3
Задание№4.
Пение гаммы D – dur; пение данной аккордовой последовательности мелодически в различных позициях и гармонически.
Задание №5.
Проигрывание гаммы D – dur c подобранным аккомпанементом.
Задание №6.
Устный диктант №361 («Сольфеджио» Е. Давыдовой)
Задание №7.
Подбор аккомпанемента к данному диктанту.
Задание №8.
Проанализировать отрывки из произведений («Рабочая тетрадь» по сольфеджио, 4кл. Г. Калининой. Стр.24 №9б, стр.26 №5б)
6.Обобщение изучаемого материала на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний.
Учитель: «Ребята! Наш сегодняшний урок очень важен, так как, с одной стороны, мы вспомнили весь теоретический материал об аккордах, пройденных ранее, практически подтвердив наши знания и закрепив их при выполнении заданий, а с другой стороны, мы показали возможность использования пройденных аккордов при подборе аккомпанемента к гамме, диктанту, упражнению, что является необходимым для развития гармонического слуха и навыка творческого музицирования. Очень важной была работа, связанная с пением аккордовых последовательностей, показавшая хорошее ощущение функциональной окраски аккордов. Анализ фрагментов произведений музыкальной классики подтверждает актуальность нашей работы и расширяет ваш музыкальный кругозор.
7.Подведение итогов урока.
Учитель: «Ребята! Мне хочется поблагодарить вас за проделанную работу, во время которой вы показали хорошие знания теоретического материала и умение его использовать в практических формах работы с аккордами. Мы обязательно будем продолжать работу по подбору аккомпанемента, так как это несомненно поможет вашему творческому развитию и умению понимать язык музыки.
Я благодарю вас за совместную работу!
Список используемой учебной и методической литературы:
А. Л. Островский «Методика теории музыки и сольфеджио», Ленинград, «Музыка» 1970 г.
Г. Ф. Калинина «Сольфеджио. Рабочая тетрадь». 4 класс. М., 2008 г.
Т. Е. Первозванская «Сольфеджио на «пять». Рабочая тетрадь». 4 класс.
Е. Давыдова. «Сольфеджио» 4 класс ДМШ. Москва, «Музыка»1978 г.
Н. В. Белая «Нотная грамота. Элементарная теория музыки. Игры на уроках».
«Композитор. Санкт-Петербург», 1999 г.