СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка открытого урока по специальности аккордеона по теме: «Формы работы в классе аккордеона»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Цель  моего урока :формирование исполнительских навыков и    развитие слуха, памяти, самостоятельных навыков в работе за инструментом. Воспитание  эстетического  вкуса, интереса и активного музыкального мышления.                                                      

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка открытого урока по специальности аккордеона по теме: «Формы работы в классе аккордеона»»



ГБОУДПОВО «Учебно-методический центр сферы культуры и искусства»

Областной конкурс методических работ по классу народных инструментов

(баян,аккордеон)


МКУДО « Петропавловская детская школа искусств»















Методическая разработка открытого урока

по специальности аккордеона по теме:

«Формы работы в классе аккордеона»


Слюсаревой Ирины Георгиевны

преподаватель по классу аккордеона















2018г







Тема урока: «Формы работы в классе аккордеона»

Цель урока :формирование исполнительских навыков и развитие слуха, памяти, самостоятельных навыков в работе за инструментом. Воспитание эстетического вкуса, интереса и активного музыкального мышления.

Задачи урока:

Обучающие:

- Способствовать формированию у ученика положительной мотивации, стойкого интереса к процессу обучения.

- Формирование комплекса знаний, умений, навыков необходимых для овладения культурой музыкального исполнительства .

Развивающие: - обеспечить развитие музыкального мышления, памяти, воображения, эмоций. – способствовать развитию навыков подбора по слуху.

– слуховое восприятие музыки.

-способствовать становлению и развитию учебной мотивации обучающихся.

- работа над ритмическим единством в ансамбле.

Воспитательные:

-способствовать привитию интереса к музыкальному искусству. – коллективное музицирование.

– умение слушать и оценивать исполнение друг друга.

-развитие трудолюбия и уверенности в себе .

-сформировать интерес к предлагаемым формам.



Здоровьесберегающие:

-Занятия музыкой положительно влияют на память ,учат детей рационально использовать свой рабочий день, развивают мышцы пальцев

- чередование видов учебной деятельности

- на уроке важен психологический комфорт, стиль общения педагога с учащимся, заряд позитивных эмоций, проявление доброжелательности учителя.



Тип урока:

комбинированный (закрепление знаний, комплексное применение знаний).

Форма урока: индивидуально - групповая

Вид урока: смешанный (беседа, практическая работа).

Методы и технологии обучения: - словесные (беседа, рассказ, объяснение); – наглядные (показ на инструменте); – практические (работа на инструменте, игра в ансамбле);

Оснащение урока:

2 аккордеона, 2 стула, подставка для нот,металлофон , нотные пособия.



План урока:

.- Организационный момент (целесообразность различных форм работы).



1. Приветствие

2. Сообщение цели и хода работы на уроке

-Основная часть урока:

3. Накопление репертуара учащимися

4. Исполнение танца-вальс.

5 .Знакомство с творчеством А.Доренским

6. Подбор по слуху популярной музыки

7. Исполнение ансамбля

- Заключительный этап;

8. Подведение итогов урока.

9.Используемая литература.



Ход урока;

1Организационный момент:

Здравствуйте уважаемые коллеги.Сегодня на открытом уроке принимают учащиеся моего класса.Наш урок называется «Формы работы в классе аккордеона»

В настоящее время педагоги по классу аккордеона столкнулись с проблемой обучения детей 6-7 летнего возраста. Это связано с Обучением маленьких детей по предпрофессиональным программам .

. Обучение игре на аккордеоне– процесс увлекательный. ,но и сложный.Успешный результат занятий зависит от желания и интереса ученика, а также и от умения педагога Дети младшего возраста с интересом относятся ко всему новому , но внимание у них неустойчивое. Занятия с малышами на начальном этапе обучения должны проходить в игровой , радостной, эмоционально атмосфере. На уроках нужно сочинять сказки на музыку, рассказывать о музыке , петь ,слушать и фантазировать . Для того чтобы заинтересовать ребенка ,необходимо придумывать творческие задания.. Это и выразительное произнесение слов ,разучивание песни, ритмические задания, подбор мелодии .Нельзя забывать, что все дети любят играть. Поэтому нужно продумать игровые моменты на уроках. Так, изучая нотную грамоту, можно играть в игру «Угадай ноту»: ученик с помощью карточек с нотами, называет и играет звуки на инструменте в разных октавах. Это способствует развитию координации.Развивая ритм у детей простучать маленькие стишки ,чтобы было интересней мы применяем шумовые инструменты.В настоящее время интерес к музыке стал меньше, появилось много других увлечений: компьютерные игры, различные секции и множество гаджитов. На занятиях в школе мы тоже что- то должны менять ,как гласит мудрая пословица: «идти в ногу со временем». Поэтому приходиться искать разные формы, приемы и методы обучения .Моя задача применить на уроке эти формы работы, чтобы это было, прежде всего, интересно детям. Тема моего сегодняшнего урока: «Формы работы в классе аккордеона».Это нетрадиционный по форме тип урока. Начальный период обучения игре на аккордеоне - самый ответственный. Работа с детьми – это всегда импровизация.Каждый ученик – особенный, потому что у детей разные темпераменты, характеры, способности. И важно найти такие формы работы, чтобы увлечь ребенка, влюбить его в музыку.И главное сохранить каноны музыканта:посадка и постановка инструмента ,правильное ведение меха. работа над техникой,динамикой, выразительностью при исполнении музыкального материала. На первое занятие я, как правило, приглашаю всех своих первоклассников.Мы знакомимся все друг с другом.Говорим о инструменте,музыке и о увлечениях ребят.Именно на начальных уроках у ребенка нужно пробудить интерес к музыке, инструменту ,а не уничтожить его навсегда.На первых уроках я исполняю извесные произведения различних по характеру и доступных восприятию ученика.Слушание пьес воспитывает музыкальный вкус учащегося, приобщает к музыке,расширяет границы репертуара,пробуждает интерес к инструменту.После прослушивания мы много беседуем с ребенком,о том,какое впечатление произвели на него пьесы,какой характер,темп .

2. Основная часть:

Нельзя забывать, что все дети любят играть .Одна из форм работы с самыми маленькими (6-7 лет) в моем классе – это «папка с нотами» , в нее мы собираем пройденный репертуар. Работу над пьесами мы превращаем в « игру». К каждой пьеске ученику я дарю картинку,так ребенку легче научиться раскрывать замысел произведения, т.е. художественный образ. Озвучивать свою «музыкальную папку» сегодня будет ученица 1- ого класса Вера Савасичева .Предлагаю исполнить четыре легкие пьесенки и с помощью средст музыкальной выразительности раскрыть конкретный образ . Ученица исполнит выученные ранее пьесы.Основная задача первоклассника-это контроль за посадкой и постановкой рук, инструмента ,закрепление аппликатуры.

1. А.Филиппенко «Цыплята»

2 . В.Блага. «Чудак»

3. Р.н.п. «У кота» .

4.М.Музофаров «Дождик»

Филиппенко «Цыплята»- прежде чем выучить эту песенку с Верой ,мы говорили о характере.

Какие они,цыплята? Маленькие,любопытные,веселые,смешные,пищат - играя эту пьеcку мы отрабатывали навыка игры на staccato и legato. Сейчас послушаем, как справится с заданием ученица.









Следующая песня В.Блага «Чудак»Такую картинку получила Вера в свою « музыкльную папку» .Разучивая эту пьесу с ученицей мы представили веселого,смешного человечка.В исполнении добивались четкого стаккато.И мне кажется ученица с задачей справилась.



Рус.нар.песня «У кота»- legato в мелодии, non legato в аккомпанементе. Работа над звуковедением. Чтобы исполняя песенку передать ее характер Вера рассказывает ,что песенка -добрая,ласковая.

-Она медленная и плавные, мягкие и гибкие движения правой руки смогут нам помочь в исполнении легато.Все песенки мы пропеваем это тоже помогает при игре на инструменте.

Музафаров. «Дождик» - игра на стаккато Закрепление навыка смены меха, ровного меховедения, аккуратного исполнения аккомпанемента. Эта песенка больше всех удалась ученице.Мех ,штрихи и темп- все было исполнено правильно.









Накопление репертуара –это очень важная задача педагога. Если вы разучиваете пьеску с ребенком, то очень кстати будет какая – нибудь картинка известного персонажа. Так музыкальные образы воспринимаются ярче, а само исполнение становится более понятным. Картинку лучше брать добрую и веселую.

3-Следующая форма работы знакомство и исполнении- вальса.Ученица 4 класса очень любит исполнять различные вальсы.Но прежде чем их играть мы познакомились с историей возникновения вальса.Родина вальса-Германия.Бальный танец возник на рубеже 2х веков XIII и XIX.Вальс-это кружение,скольжение,свобода. Благодаря интернету мы имем возможность послушать различне по характеру вальсы. И сейчас мы – прослушаем вальс из оперетты «Летучая мышь» Иоганна Штрауса.

- Что хотел передать композитор этой музыкой ?Лёгкость, изящество, красоту, грациозность.- Вы знаете, особенность вальса этого состоит в том, что вторая и третья доли такта «оттягиваются», как бы расширяются. Это придаёт вальсу особенную красоту, элегантность.



А сейчас Хасанская Маша исполнит вальс из кинофильма «Берегись автомобиля»

А.Перова.

 Это плавный танец . Характерные черты вальса это трехдольный размер, полетность, изящество, довольно быстрое движении, фактурная формула аккомпанемента: бас и два аккорда; простая мелодия.Предлагаю поработать над артикуляцией звука и штрихами ,которые приучают к качественной артикуляции.Нужно подключить слуховой аппарат иначе получится небрежный звук.С поставленной задачей почти справилась ,но дома нужно отработать по фразам.



4.Сегодня на уроке я познакомлю вас с творчеством Доренского Александра Тихоновича. Проходите к компьютеру, будем знакомиться с творчеством композитора.

Доренский Александр Тихонович (1951 г. р.) – Заслуженный деятель всероссийского музыкального общества, преподаватель с тридцатилетним стажем по классу баяна/аккордеона ДМШ им. Римского-Корсакова г. Ростова–на–Дону. 

Александр Тихонович написал огромное количество музыкальных произведений для детского и юношеского возраста. Его произведения широко известны как в России, так и зарубежом..Музыкальный стиль сочинений Доренского отличается демокративностью языка и яркой образностью фактуры произведений. Александр Тихонович преподаватель с 30 летним стажем. Известный композитор и педагог.
Автор сочинений для аккордеона, ансамблей :
такие как: «Музыка для детей», «Виртуозная музыка», «Ступени мастерства. I ступень», «Ступени мастерства. II ступень» «Ступени мастерства. I и II ступень» и многие другие.

Таким образом можно сказать, что Доренский Александр Тихонович — современный Ростовский композитор, который пишет очень интересные и доступные произведения не только для взрослых, но и для самых маленьких детей.

А теперь мы послушаем произведения этого композитора.

Доренский « Регтайм»– танцевальный жанр джазовой музыки, возникший в конце 19 века, и для которого характерны синкопирование мелодии, при ровном ритме в аккомпанементе.Это танцевальная форма в которой бас звучит на нечетных ,а аккорды на четных долях такта,поэтому он эвучит «маршеобразным» сопровождением.Мелодическая линия сильно синкопированна

С учеником 2 го класса Гончаровым Владом мы поработаем над раскрытием художественного образа в пьесе «Веселое настроение».Поставленная задача на данном этапе-ровное и стабильное,непрерывное исполнение.

Мы с Владом попытались раскрыть содержание пьесы : представили картину событий, определили какими средствами изобразил это композитор и сегодня разными способами поработаем над преодолением технических трудностей, над выразительностью музыкального языка. По мере усложнения музыкального репертуара,усложняются и требования к технической подготовке учащихся.



5.. Еще дна из форм работы с учениками _это подбор по слуху.Не каждый ученик станет проффесиональным музыкантом ,но по окончании школы он обязан уметь : прочитать нотный текст,подобрать песню с аккомпанементом. В исполнении ученицы 3 класса Хасанской Марии позвучит «Катюша» Блантера в тональностях : D- moll и F-moll .

6.Еще одна из форм моей работы очень любимая моими учениками -это ансамблевое музицирование, обязательно в овладении инструментом. Свои первые выступления на концертах малышу всегда легче, если с ним рядом его педагог или старший ученик. Это очень важно ,ученик начинает слушать совместную игру, пытаясь подстроиться, в нотном тексте следит за своей партией и партией партнера. У начинающих знакомство с ансамблем происходит на маленьких песенках, которые мы играем вместе . Мои ученики все без исключения играют в ансамбле с удовольствием. Ансамбль – это коллективное творчество, это развитие умения слышать и слушать. С первоклашками я практикую игру в ансамбле не только на аккордеоне , но и на металлофоне. Ученица Вера Савасичева( 1 класс) исполнит «Два веселых гуся» на металофоне ,а Павлюк Роман ( 4кл) исполнит аккомпонимент. При исполнении этой детской и шуточной мелодии мы трудились долго, чтобы выполнить правильное меховедение , штрихи и игра была слаженной .

Сумской Сергей и Просяной Даниил ученики4 класса исполнят «Волжские напевы». При разборе этого ансамбля ребятам пришлось потрудиться над техникой , ритмом ,темпом и выразительностью. Наш труд не прошел даром. У нас получилось «красивое» произведение.

7-Заключительный этап:

Замечательно! Цель нашего занятия достигнута. Благодарю всех учащихся, за хорошую работу на уроке! Дети – молодцы, они постарались все выполнить! Сегодня вы очень старались и я вам ставлю за урок " 5 ". Желаю успеха в дальнейшем!







8.Используемая литература.



1. Р.Н.Бажилин «Школа игры на аккордеоне»

2.Г.Бойцова «Юный аккордеонист» 1 ч.

3.А.Доренский «Музыка для детей»

4.Мотов «Хрестоматия игры на аккордеоне»1-3кл.

5.Лондонов «Школа игры на аккордеоне»

6 Мотов «Хрестоматия игры на аккордеоне»3-5кл.

7. Баян 4 кл

8 .Ансамбли для аккордеона