АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Центр внешкольной работы "Золотой ключик"
Методическая разработка открытого урока
Бардовская песня.
Автор-составитель:
Коробова Ольга Анатольевна педагог дополнительного образования
г. Нижний Новгород, 2024 г.
Содержание
1.Аннотация
Пояснительная записка
2.1. Актуальность
2.2. Цель и задачи занятия.
2.3. Оборудование
2.4. Методы и приемы, применяемые на занятии
2.5.План занятия
3. Ход занятия
3.1.Организационный этап.
3.2.Основной этап.
3.3.Подведение итогов, установление обратной связи.
4.Заключение.
5.Список литературы.
1.Аннотация
Данная методическая разработка посвящена развитию интереса обучающихся 9 - 17 лет к музыкальному жанру бардовская (авторская) песня. В работе представлено подробное описание основных этапов проведения мероприятия, обозначены цели и задачи, развернуто содержание представляемого материала.
Данные методические материалы могут быть полезны педагогам дополнительного образования, реализующим дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы художественной направленности, учителям общеобразовательных школ.
2.Пояснительная записка
2.1.Актуальность
Авторская песня – это целый пласт русской современной культуры. Бард в переводе с кельтского – это народный певец. И это действительно, одно из лучших проявлений творчества народа. Бардовские концерты, фестивали собирают огромную аудиторию. Они несут огромный духовный потенциал: это глубоко позитивный, оптимистичный взгляд на жизнь, на роль человека в обществе.
В отличие от массовой поп-культуры, стирающей индивидуальность, заставляющей быть как все, и в отличие от рок-культуры, основанной на позиции протеста, противопоставлении индивидуальности и окружающего мира, в бардовской культуре индивидуальность активно и гармонично встраивается в мироздание. Бардовское движение поддерживается сейчас на государственном уровне, поэтому чрезвычайно важно дать возможность детям и их семьям приобщиться к этой культуре, а в идеале стать её носителями.
. Игра на гитаре и исполнение песен под собственный аккомпанемент распространено в нашей стране более полувека. Главная причина устойчивости существования жанра «авторской песни» - постоянная, неистребимая потребность любого человека независимо от возраста и места проживания, социального статуса и творческих способностей быть востребованным в своих глубинных личностных проявлениях. Авторская песня в своём классическом проявлении как молодёжное движение, как средство общения, как способ личностной реализации, предоставляет человеку шанс быть в обществе близких по духу людей, быть услышанным и востребованным, проявить свои индивидуальные и коллективные качества и способности.
2.2. Цель и задачи занятия
Цель занятия: формирование интереса к бардовской (авторской) песне.
Задачи занятия:
-Познакомить детей с известными бардами
- Воспитывать любовь к музыке через игру на гитаре.
-Развивать музыкальный слух, чувство ритма, сообразительность, познавательную и творческую активность.
-Создание творческой атмосферы с целью воспитания позитивного отношения к авторской песне.
2.3 Оборудование
Для обучающихся: акустические и классические гитары, карточки с аккордами.
Для педагога: ноутбук, флэш-накопитель, аудиозаписи песен известных бардов, видеозаписи фестивалей бардовской песни.
2.4. Методы и приемы, применяемые на занятии
словесный (рассказ, художественное слово, беседа);
наглядно-иллюстрационный (демонстрация видеозаписей);
практический (исполнение песен).
2.5.План занятия
1.Организационный этап
Приветствие. Введение в тему занятия. Настройка инструментов
2.Основной этап.
2.1 Повторение и закрепление пройденного.
2.2 Авторская песня. Слушание аудиозаписей известных бардов. Просмотр видеозаписей. Исполнение песни, обсуждение.
3.Заключительный этап: Рефлексия. Подведение итогов. Задание на дом.
3. Ход занятия
3.1.Организационный этап
Тихо играет гитара. Дети размещаются «творческим полукругом».
Преподаватель: Ребята, добрый день!
Настрой обучающихся на успешную работу.
3.2. Основной этап
Этап занятия: проверочный
Педагог: Начнем занятие с небольшой гимнастики для рук, разминая кисть руки, каждый пальчик и при этом повторяя теоретический материал по теме прошлых занятий.
Педагог: Самостоятельно проверяем строй остальных струн своего инструмента, как основной настройкой, так и дополнительной.
(Обучающиеся проверяют настройку инструмента)
Педагог: Далее проверяем строй всего ансамбля упражнениями на разных ладах.
Сообщение новой темы занятия: Бардовская песня.
Педагог: На сегодняшнем занятии мы поговорим о том, что же такое бардовская песня.
Рассказ о жанре авторской песни. Видеосюжет о фестивалях авторской песни.
Актуализаиия знаний учащихся.
Педагог: Ребята, а что вы знаете об авторской песне? (Что включает в себя это понятие? Известны ли вам представители мира авторской песни?)
- А что хотели бы узнать сегодня на уроке об авторской песне? Я надеюсь, сегодня на уроке каждый из вас получит возможность открыть для себя яркий мир авторской песни и войти в него. И, возможно, найти там своё место.
Сегодня мы поговорим о том, что же такое авторская песня. Немного из истории бардов. Авторская песня, или бардовская музыка — песенный жанр, возникший в середине XX века в разных странах. Его отличительными особенностями является совмещение в одном лице автора музыки, текста и исполнителя, гитарное сопровождение, приоритет значимости текста перед музыкой.
Поначалу основу жанра составляли студенческие и туристские песни, отличавшиеся от «официальных» (распространявшихся по государственным каналам) доминирующей личностной интонацией, живым, неформальным подходом к теме.
В начале 1950-х мощный пласт авторских песен появился в студенческой среде. Широкую популярность приобрела авторская песня в середине 1950-х, с появлением магнитофона. В это время начали систематически сочинять песни Юрий Визбор, Б. Окуджава, Н. Матвеева и А. Дулов.
Позднее, в 1960-х — 80-х, классиками жанра стали Владимир Высоцкий,Александр Галич, Владимир Туриянский, Виктор Берковский, Сергей Никитин,Александр Городницкий, Вадим Егоров, Александр Суханов, Владимир Ланцберг, Вероника Долина, Александр Дольский, в 80-х и 90-х к ним добавились Михаил Щербаков, Любовь Захарченко и творческий дуэт Алексея Иващенко и Георгия Васильева(«Иваси»). (Прослушивание аудиозаписей).
- Ребята, а вы слышали о фестивалях авторской песни? самый крупный - Грушинский фестиваль, а в нашей области на Горьковском море - «Музыка сердец». Фестиваль им. Валерия Грушина проходи каждое лето недалеко от Самары, на берегу Волги. Каждый год, первую неделю июля, сюда съезжается огромное количество людей с рюкзаками, палатками, походными принадлежностями, которые разбивают гигантский палаточный лагерь, готовят еду на кострах — и все это для того, чтобы стать участником или просто зрителем, слушателем знаменитого фестиваля авторской песни им. Валерия Грушина.
Посмотрим видео про эти фестивали. А известны ли вам наши земляки, побывавшие на фестивале авторской песни им. Валерия Грушина? (Видеосюжеты с выступлениями нижегородцев – лауреатов Грушинского фестиваля).
Мне посчастливилось побывать на фестивале несколько раз. И я, как очевидец, могу сказать — на Грушинском фестивале можно встретить представителей самых разных музыкальных стилей и направлений — реперов, рокеров, металлистов, панков и т.д. Так вот - всех их, таких разных в своих музыкальных пристрастиях и вкусах, объединяет атмосфера дружелюбия, творчества, любовь к правдивой и прекрасной музыке.
Кстати, гала-концерт, который проводится в последнюю ночь фестиваля, располагается на плавучей сцене в виде гигантской гитары, лежащей на воде. Увенчана эта сцена-гитара огромным парусом — символом романтики и надежды. А зрители располагаются на склоне горы, сидя прямо на траве. Усеянное крупными летними звездами небо, сверкающий парус над водной гладью, и, наконец, музыка, усиленная мощной аппаратурой — все это оставляет незабываемое впечатление.
Слушание аудиозаписей известных бардов. Разучивание песни, обсуждение.
Педагог: Друзья, как вы думаете, почему барды выбирают для себя именно гитару –как музыкальный инструмент?
Обучающиеся: обсуждают ответ.
Педагог: А сейчас я исполню для вас песню великого барда Булата Окуджавы «Давайте восклицать», а вы определите основное эмоциональное состояние, которое вызывает это произведение. (Исполняет).
- А теперь приступаем к изучению песни.
Педагог: раздает распечатки текста песни с аккордами: Сейчас разбираем песню в медленном темпе.
Обучающиеся читают текст песни хором.
Педагог: давайте споем первый куплет (играет аккорды).
А завершит наш урок песня, ставшая негласным символом Грушинского фестиваля. Это песня Олега Митяева «Как здорово». Давайте ее споем. Педагог вместе с обучающимися исполняют песню.
3.3. Подведение итогов, установление обратной связи.
Педагог: Ребята, что нового вы сегодня узнали на уроке? (ответы обучающихся).
Педагог дает задание к следующему занятию выучить текст песни.
Молодцы, я вижу, что поработали хорошо, и настроение отличное, поблагодарим друг друга за это!
4. Заключение
В ходе занятия обучающиеся были ознакомлены: в теоретической части - с музыкальными и литературными особенностями жанра авторской песни, познакомились с творчеством самых известных представителей этого жанра; в практической части – начали изучать новую песню Б.Окуджавы «Давайте восклицать», исполнили ранее изученную песню О.Митяева «Как здорово», проявили умение продуктивно взаимодействовать в процессе совместной творческой деятельности, интерес к музыке. Занятие способствовало развитию музыкального кругозора, развитию музыкальных способности (слух, ритм, память, пальцевая моторика, координация движений) и раскрытию творческого потенциала обучающихся. Таким образом, задачи занятия можно считать выполненными.
5. Список использованной литературы
Авторская песня: Антология / Сост. Д. Сухарев. Екатеринбург: Фактория, 2002.
Барды (сборник) Лев Аннинский -М.: Издательство: Издатель Сапронов, 2005.
Лихачев Ю. Г. Шпаргалка гитариста. Иллюстрированное пособие по технике игры на гитаре для начинающих. – М.: Книжкин дом: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2008.
Павленко Б. М. Поем под гитару. – Ростов - на - Дону: Феникс, 2004.