СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка открытого урока по теме "Бардовская песня"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка открытого урока по теме "Бардовская песня"»

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Центр внешкольной работы "Золотой ключик"

















Методическая разработка открытого урока


Бардовская песня.















Автор-составитель:

Коробова Ольга Анатольевна педагог дополнительного образования





г. Нижний Новгород, 2024 г.




Содержание

  1. 1.Аннотация

  2. Пояснительная записка

2.1. Актуальность

2.2. Цель и задачи занятия.

2.3. Оборудование

2.4. Методы и приемы, применяемые на занятии

2.5.План занятия

3. Ход занятия

3.1.Организационный этап.

3.2.Основной этап.

3.3.Подведение итогов, установление обратной связи.

4.Заключение.

5.Список литературы.



1.Аннотация

Данная методическая разработка посвящена развитию интереса обучающихся 9 - 17 лет к музыкальному жанру бардовская (авторская) песня. В работе представлено подробное описание основных этапов проведения мероприятия, обозначены цели и задачи, развернуто содержание представляемого материала.

Данные методические материалы могут быть полезны педагогам дополнительного образования, реализующим дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы художественной направленности, учителям общеобразовательных школ.

2.Пояснительная записка

2.1.Актуальность

Авторская песня – это целый пласт русской современной культуры. Бард в переводе с кельтского – это народный певец. И это действительно, одно из лучших проявлений творчества народа. Бардовские концерты, фестивали собирают огромную аудиторию. Они несут огромный духовный потенциал: это глубоко позитивный, оптимистичный взгляд на жизнь, на роль человека в обществе.

В отличие от массовой поп-культуры, стирающей индивидуальность, заставляющей быть как все, и в отличие от рок-культуры, основанной на позиции протеста, противопоставлении индивидуальности и окружающего мира, в бардовской культуре индивидуальность активно и гармонично встраивается в мироздание. Бардовское движение поддерживается сейчас на государственном уровне, поэтому чрезвычайно важно дать возможность детям и их семьям приобщиться к этой культуре, а в идеале стать её носителями.

. Игра на гитаре и исполнение песен под собственный аккомпанемент распространено в нашей стране более полувека. Главная причина устойчивости существования жанра «авторской песни» - постоянная, неистребимая потребность любого человека независимо от возраста и места проживания, социального статуса и творческих способностей быть востребованным в своих глубинных личностных проявлениях. Авторская песня в своём классическом проявлении как молодёжное движение, как средство общения, как способ личностной реализации, предоставляет человеку шанс быть в обществе близких по духу людей, быть услышанным и востребованным, проявить свои индивидуальные и коллективные качества и способности.

2.2. Цель и задачи занятия

Цель занятия: формирование интереса к бардовской (авторской) песне.

Задачи занятия:

-Познакомить детей с известными бардами

- Воспитывать любовь к музыке через игру на гитаре.

-Развивать музыкальный слух, чувство ритма, сообразительность, познавательную и творческую активность.

-Создание творческой атмосферы с целью воспитания позитивного отношения к авторской песне.

2.3 Оборудование

Для обучающихся: акустические и классические гитары, карточки с аккордами.

Для педагога: ноутбук, флэш-накопитель, аудиозаписи песен известных бардов, видеозаписи фестивалей бардовской песни.

2.4. Методы и приемы, применяемые на занятии

  • словесный (рассказ, художественное слово, беседа);

  • наглядно-иллюстрационный (демонстрация видеозаписей);

  • практический (исполнение песен).

2.5.План занятия

1.Организационный этап

Приветствие. Введение в тему занятия. Настройка инструментов

2.Основной этап.

2.1 Повторение и закрепление пройденного.

2.2 Авторская песня. Слушание аудиозаписей известных бардов. Просмотр видеозаписей. Исполнение песни, обсуждение.

3.Заключительный этап: Рефлексия. Подведение итогов. Задание на дом.

3. Ход занятия

3.1.Организационный этап

Тихо играет гитара. Дети размещаются «творческим полукругом».

Преподаватель: Ребята, добрый день!

Настрой обучающихся на успешную работу.

3.2. Основной этап

Этап занятия: проверочный

 Педагог: Начнем занятие с небольшой гимнастики для рук, разминая кисть руки, каждый пальчик и при  этом  повторяя теоретический материал по теме прошлых занятий.

  Педагог: Самостоятельно проверяем строй остальных струн своего инструмента, как основной настройкой, так и дополнительной.

 (Обучающиеся проверяют настройку инструмента)

  Педагог: Далее проверяем строй всего ансамбля упражнениями на разных ладах.

Сообщение новой темы занятия: Бардовская песня.

Педагог: На сегодняшнем занятии мы поговорим о том, что же такое бардовская песня.

Рассказ о жанре авторской песни. Видеосюжет о фестивалях авторской песни.

Актуализаиия знаний учащихся.

Педагог: Ребята, а что вы знаете об авторской песне? (Что включает в себя это понятие? Известны ли вам представители мира авторской песни?)

- А что хотели бы узнать сегодня на уроке об авторской песне?  Я надеюсь, сегодня на уроке каждый из вас получит возможность открыть для себя яркий мир авторской песни и войти в него. И, возможно, найти там своё место.

Сегодня мы поговорим о том, что же такое авторская песня. Немного из истории бардов. Авторская песня, или бардовская музыка — песенный жанр, возникший в середине XX века в разных странах. Его отличительными особенностями является совмещение в одном лице автора музыки, текста и исполнителя, гитарное сопровождение, приоритет значимости текста перед музыкой.

Поначалу основу жанра составляли студенческие и туристские песни, отличавшиеся от «официальных» (распространявшихся по государственным каналам) доминирующей личностной интонацией, живым, неформальным подходом к теме. 

В начале 1950-х мощный пласт авторских песен появился в студенческой среде. Широкую популярность приобрела авторская песня в середине 1950-х, с появлением магнитофона. В это время начали систематически сочинять песни Юрий Визбор, Б. Окуджава, Н. Матвеева и А. Дулов.

Позднее, в 1960-х — 80-х, классиками жанра стали Владимир Высоцкий,Александр Галич, Владимир Туриянский, Виктор Берковский, Сергей Никитин,Александр Городницкий, Вадим Егоров,  Александр Суханов, Владимир Ланцберг, Вероника Долина, Александр Дольский,  в 80-х и 90-х к ним добавились Михаил Щербаков, Любовь Захарченко и творческий дуэт Алексея Иващенко и Георгия Васильева(«Иваси»). (Прослушивание аудиозаписей).

- Ребята, а вы слышали о фестивалях авторской песни? самый крупный - Грушинский фестиваль, а в нашей области на Горьковском море - «Музыка сердец». Фестиваль им. Валерия Грушина проходи каждое лето недалеко от Самары, на берегу Волги. Каждый год, первую неделю июля, сюда съезжается огромное количество людей с рюкзаками, палатками, походными принадлежностями, которые разбивают гигантский палаточный лагерь, готовят еду на кострах — и все это для того, чтобы стать участником или просто зрителем, слушателем знаменитого фестиваля авторской песни им. Валерия Грушина.

Посмотрим видео про эти фестивали. А известны ли вам наши земляки, побывавшие на фестивале авторской песни им. Валерия Грушина? (Видеосюжеты с выступлениями нижегородцев – лауреатов Грушинского фестиваля).

Мне посчастливилось побывать на фестивале несколько раз. И я, как очевидец, могу сказать — на Грушинском фестивале можно встретить представителей самых разных музыкальных стилей и направлений — реперов, рокеров, металлистов, панков и т.д. Так вот - всех их, таких разных в своих музыкальных пристрастиях и вкусах, объединяет атмосфера дружелюбия, творчества, любовь к правдивой и прекрасной музыке.

Кстати, гала-концерт, который проводится в последнюю ночь фестиваля, располагается на плавучей сцене в виде гигантской гитары, лежащей на воде. Увенчана эта сцена-гитара огромным парусом — символом романтики и надежды. А зрители располагаются на склоне горы, сидя прямо на траве. Усеянное крупными летними звездами небо, сверкающий парус над водной гладью, и, наконец, музыка, усиленная мощной аппаратурой — все это оставляет незабываемое впечатление.

Слушание аудиозаписей известных бардов. Разучивание песни, обсуждение.

Педагог: Друзья, как вы думаете, почему барды выбирают для себя именно гитару –как музыкальный инструмент?

Обучающиеся: обсуждают ответ.

Педагог: А сейчас я исполню для вас песню великого барда Булата Окуджавы «Давайте восклицать»,  а вы определите основное эмоциональное состояние, которое вызывает это произведение. (Исполняет).

- А теперь приступаем к изучению песни.

Педагог: раздает распечатки текста песни с аккордами: Сейчас разбираем песню в медленном темпе.

Обучающиеся читают текст песни хором.
Педагог: давайте споем первый куплет (играет аккорды).

А завершит наш урок песня, ставшая негласным символом Грушинского фестиваля. Это песня Олега Митяева «Как здорово». Давайте ее споем. Педагог вместе с обучающимися исполняют песню.


3.3. Подведение итогов, установление обратной связи.

 Педагог: Ребята, что нового вы сегодня узнали на уроке? (ответы обучающихся).

Педагог дает задание к следующему занятию выучить текст песни.

Молодцы, я вижу, что поработали хорошо, и настроение отличное, поблагодарим друг друга за это!



4. Заключение

В ходе занятия обучающиеся были ознакомлены: в теоретической части - с музыкальными и литературными особенностями жанра авторской песни, познакомились с творчеством самых известных представителей этого жанра; в практической части – начали изучать новую песню Б.Окуджавы «Давайте восклицать», исполнили ранее изученную песню О.Митяева «Как здорово», проявили умение продуктивно взаимодействовать в процессе совместной творческой деятельности, интерес к музыке. Занятие способствовало развитию музыкального кругозора, развитию музыкальных способности (слух, ритм, память, пальцевая моторика, координация движений) и раскрытию творческого потенциала обучающихся. Таким образом, задачи занятия можно считать выполненными.


5. Список использованной литературы

  1. Авторская песня: Антология / Сост. Д. Сухарев. Екатеринбург: Фактория, 2002.

  2. Барды (сборник) Лев Аннинский -М.: Издательство: Издатель Сапронов, 2005.

  3. Лихачев Ю. Г. Шпаргалка гитариста. Иллюстрированное пособие по технике игры на гитаре для начинающих. – М.: Книжкин дом: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2008.

  4. Павленко Б. М. Поем под гитару. – Ростов - на - Дону: Феникс, 2004.