СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого урока по теме «Молекулярная физика и термодинамика»

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок повторения

Просмотр содержимого документа
«МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого урока по теме «Молекулярная физика и термодинамика»»


Министерство образования и науки

Республики Коми

государственное профессиональное образовательное учреждение

«Печорский промышленно-экономический техникум»

(ГПОУ «ППЭТ»)

СЕРИЯ «УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ»





МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

открытого урока по теме

«Молекулярная физика и термодинамика»

по дисциплине ОУДп.03 Физика

программы подготовки

квалифицированных рабочих и служащих









Разработчик:

Солдатенкова Елена Александровна, преподаватель математики и физики



г. Печора, 2023 г.


Технологическая карта теоретического занятия учебной дисциплины

программы квалифицированных рабочих и служащих


Профессия:15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)).

Курс обучения: 1 курс, группа 114

Учебная дисциплина: ОУДп.03 Физика

Раздел 2. Молекулярная физика и термодинамика

Урок 32. Обобщающее занятие по разделу «Молекулярная физика и термодинамика»

Время: 90 минут

Место проведения занятия: учебный кабинет информатики

Методическая цель: продемонстрировать методику интерактивных технологий  в преподавании физики для повышения эффективности учебного занятия и для формирования профессиональной компетентности студентов.

Цели урока: повторить основные понятия темы «Молекулярная физика и термодинамика», продолжить формирование умений описывать молекулярные и термодинамические процессы физическими величинами и законами, уделить внимание контролю и самоконтролю студентов.

Задачи занятия:

Обучающие:

- повторить основные законы молекулярно-кинетической теории и термодинамики;

- актуализировать основные физические понятия молекулярно-кинетической

теории и термодинамики;

- формирование умений решать задачи по пройденным темам.

Развивающие:

- развивать мышление, умение применять полученные знания при решении задач;

- формировать познавательную активность и творческие способности студентов;

- развивать навыки самоконтроля студентов; контроль знаний студентов;

- развивать коммуникативную культуру общения;

- развивать умение применять знания к будущей профессии.

Воспитательные:

- повысить интерес студентов к физике;

- формировать умения самостоятельно анализировать, выбирать оптимальный способ

исследования;

- предоставить возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала;

Требования к результатам освоения темы в рамках дисциплины

Данная тема обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

личностных:


- чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной физической науки; физически грамотное поведение в профессиональной деятельности и в быту при обращении с приборами и устройствами;

- самостоятельно добывать новые для себя физические знания, используя для этого доступные источники информации;

- умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач;

- умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития.

метапредметных:

- использовать различные виды познавательной деятельности для решения физических задач, применять основные методы познания (наблюдение, описание, измерение, эксперимент) для изучения различных сторон окружающей действительности;

- использовать основные интеллектуальные операции: постановка задачи, формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов, формулирование выводов для изучения различных сторон физических объектов, физических явлений и физических процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;

- умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;

предметных:

- владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное использование физической терминологии и символики;

- владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдение, описание, измерение, эксперимент;

- умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;

- сформированность умения решать физические задачи.

В соответствие с ФГОС СПО в рамках изучения темы у студентов должны формироваться следующие компетенции:

ОК 1. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно
к различным контекстам. 

ОК 2. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности.

ОК 3. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях.

ОК 4. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде.

ОК 5. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста.

ОК 6. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения .

ОК 7. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережений, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.

ПК 1.1. Читать чертежи средней сложности и сложных сварных металлоконструкций.

ПК 4.3. Выполнять частично механизированную наплавку различных деталей.


В результате изучения учебной дисциплины ОУДп.01 Математика студент должен сформировать следующие результаты личностных результатов реализации программы воспитания


Личностные результаты

реализации программы воспитания

(дескрипторы)

Код личностных результатов реализации программы воспитания

Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности.

ЛР 7

Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой.

ЛР 10


Компетенции, формируемые на уроке: общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные.

Вид используемых на уроке средств ИКТ (универсальные, ОЭР на CD-ROM, ресурсы сети Интернет): презентация в POWERPOINT, универсальные (компьютер, проектор, экран).

Необходимое аппаратное и программное обеспечение

(локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер, программные средства): мультимедийный компьютер, локальная сеть

Методы и приемы интерактивного обучения:

  • словесный;

  • наглядно-демонстрационные;

  • методы контроля и развития самостоятельной активности обучающихся: выполнение практических заданий.

Используемые технологии обучения:

  • технология развития критического мышления;

  • групповая технология;

  • информационно-коммуникационные технологии.

Формы организации познавательной деятельности студентов:

групповая, коллективная, индивидуальная

Методы контроля:

- оценка самостоятельной, практической, групповой и индивидуальной деятельности студентов;

- самоанализ и самооценка, рефлексия.

Междисциплинарные связи:

  • ОУДп.01 Математика

  • ОУД.09 Химия

  • ОУДп.07 Информатика и ИКТ

Обеспечение занятия:

Методическое оснащение:

  • технологическая карта занятия;

  • конспект урока;

  • лист самооценки, лист рефлексии;

  • раздаточный материал.

Литература:

Основные источники:

Фирсов А.В.Физика для профессий и специальностей технического и естественно-

научного профилей: учебник для образоват. учреждений нач. и сред.

проф. образования / А. В. Фирсов; под ред. Т. И. Трофимовой. — 6-е изд.,

стер. — М. :Издательский центр «Академия», 2015 — 352 с.

Дополнительные источники:

  1. Дмитриева В.Ф. Физика. Учебное пособие для средних специальных учебных заведений. – М.: Высшая школа, 2017.

  1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. М. 2009

  2. Л.А. Горев “Занимательные опыты по физике”.- М.: Просвещение, 2017

  1. Рымкевич А.П. Сборник задач по физике для 9-11 классов средней школы.- М.: Просвещение, 2016.

Нормативно-техническая документация:

  1. Рабочая учебная программа по дисциплине ОУДп.03Физика

Интернет – ресурсы:

Личный сайт преподавателя/ Мультиурок – Солдатенкова Елена Александровна [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://multiurok.ru/tests/48014/



ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Основные этапы и цели занятия. Коды формируемых компетенций.

Время

Деятельность преподавателя, ее содержание, формы и методы

Деятельность студентов, ее содержание, формы и методы

Формы организации учебной деятельности на уроке

I этап – МОТИВАЦИОННО - ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ

1. Организационный момент

Цель: этап дисциплинирует и настраивает студентов на рабочую деятельность, стимулирует внимание и познавательный интерес к предстоящей работе.

5 мин.

Преподаватель приветствует студентов, отмечает отсутствующих на занятии, проверяет готовность аудитории и студентов к занятию.

Настраиваются на рабочую деятельность.

Фронтальная

ОК.1

2. Вызов. Мотивация учебной деятельности.

Цель: выработка на индивидуально значимом уровне у студента внутренней готовности к выполнению установленных нормативов, способствовать развитию умений сравнивать, сопоставлять, анализировать; способствовать укреплению межличностных отношений в группе.

3 мин.


Преподаватель применяет метод «мозгового штурма», создает положительный эмоциональный фон, моделирует ситуацию коммуникативного взаимодействия.

Принимают учебную цель и задачу, путем мозговой атаки находят правильное решение, воспроизводят ситуацию коммуникативного взаимодействия.

Фронтальная

ОК.1 и ОК.2

3. Постановка проблемной ситуации. Целевая установка.

Цель: активизировать познавательную деятельность студентов, показать значимость темы для будущей профессии.

7 мин.

Преподаватель создает проблемную ситуацию, актуализирует уже имеющиеся знания у студентов по данной теме. Подчеркивает значимость, актуальность темы. Определяет цели и план занятия.

Студенты показывают презентации, выполненные дома, в которых наглядно объясняют, как связана тема «МКТ» с профессией «Сварщик».


фронтальная

индивидуальная


ОК.1 и ОК.2

2 этап – ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ

1.Актуализация опорных знаний. Цель: способствовать созданию условий для возникновения индивидуальной внутренней потребности осуществлять деятельность, способствовать развитию критического мышления, конструировать новые способы действий.


10 мин.

Студентам предлагает разделиться на мини группы по 2 человека, каждому студенту выдает «Лист самооценки», в который необходимо вносить количество баллов, заработанных на уроке и лист рефлексии «Мои ожидания/ Мои достижения» (Приложение 1,2).


Предлагает выполнить физический диктант.


Студенты делятся на мини группы и знакомятся с «Листом самооценки», заполняют первую колонку листа рефлексии «Мои ожидания».






Студенты отвечают на вопросы по теме из презентации, выведенной преподавателем на большой экран с помощью проектора.

Заполнение индивидуального листа-самоконтроля. За каждый правильный ответ по баллу.

фронтальная

индивидуальная


ОК.1, ОК.2, ОК.3





групповая

ОК.1, ОК.2, ОК.3


2.Актуализация и обобщение знаний.

(Фронтальный опрос).

Цель: сформировать навыки, способствовать овладению предметными умениями.

13 мин.

Вопросы задает с помощью слайдов презентации.




Выдает раздаточный материал и предлагает к каждой позиции первого столбца подобрать позицию второго столбца.






Студенты отвечают на вопросы, баллы заносят в «Лист самооценки».



На вопрос обучаемые отвечают письменно, после опроса они меняются своими работами (с соседями по парте) и проверяют по презентации ответ на экране, выставляют 2 балла за правильное решение. Баллы заносят в «Лист самооценки».

Индивидуальная

ОК.1, ОК.3,





групповая

ОК.1, ОК.3, ОК.6







3.Физкультминутка

Цель: снять усталость

3 мин.

Предлагает разминку.

Разминку проводит физорг группы с комплексом упражнений под видеоклип на экране проектора.


4.Обобщение полученных знаний.

Цель: сформировать навыки, способствовать овладению предметными умениями.

10 мин.

Преподаватель предлагает разгадать кроссворд.

Разгадывают кроссворд по бригадам из четырех человек. Заносят баллы в «Лист самооценки». Первая бригада, полностью расписавшая кроссворд, получает по 1 баллу дополнительно на каждого.

групповая

ОК.1, ОК.2, ОК.3, ОК.6


5.Закрепление полученных знаний. Цель: способствовать усвоению знаний, фор­мированию целост­ной системы веду­щих знаний студентов.

20мин.

Предлагает разделиться по парам и решить задачи, которые демонстрирует на слайдах.

Студенты делятся на пары и решают задачи, которые преподаватель демонстрирует на слайдах. За правильное решение получают по 1 баллу. Решение сравнивают с эталоном на слайдах. Заносят баллы в «Лист самооценки». Разбирают вместе с преподавателем допущенные ошибки.


парная

ОК.1, ОК.3, ОК.4, ОК.6


3 этап – КОНТРОЛЬНЫЙ

Самоконтроль усвоения знаний. Цель: оптимизировать учебный процесс, повысить мотивацию к изучению дисциплины, способствовать самопроверке усвоения знаний и способов действий в результате выполнения диагностической работы.

10 мин.

Дает инструкции по выполнению интерактивных тестов, организует диагностическую работу, осуществляет контроль усвоения знаний с применением ИКТ (онлайн тестирование), обговаривая правила техники безопасности за компьютерами.

Студенты расписываются в журнале по технике безопасности и начинают работать за компьютерами.

Принимают и сохраняют учебную задачу, применяют новый способ диагностики и самоконтроля. Пробуют самостоятельно выполнить задание по усвоению знания. Отрабатывают операции, в которых допущены ошибки.

Баллы заносят в «Лист самооценки».

индивидуальная

ОК.1, ОК.3, ОК.5


4 этап – РЕФЛЕКСИЯ

1.Подведение итогов урока. Организация рефлексии студентов. Цель: Подведение итогов занятия; оценивание студентов преподавателем и проведение самооценки; оценка психологического состояния студентов через рефлексию.






6мин.

Организует подведение итогов

занятия, заполнение листа самооценки, педагогическое оценивание.

Осуществляют познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач. Оценивают результаты деятельности на уроке, выделяя свой уровень приращения в конце урока. Фиксируют уровень соответствия поставленных целей и достигнутых результатов. Намечают цели для последующей деятельности. Заполнят вторую половину листа рефлексии «Мои достижения».

фронтальная

индивидуальная

ОК.1, ОК.3


2.Домашнее задание.

3 мин.

Объясняет домашнее

задание:

Повторить тему «Молекулярная физика и термодинамика».

Решить разно уровневые задачи по карточкам.

Подготовиться к контрольной работе.


Раздает карточки.

Слушают преподавателя, уточняют информацию.

ОК.1, ОК.2



КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИКА»

ТЕМА «МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА И ТЕРМОДИНАМИКА».


Ход урока


I этап – МОТИВАЦИОННО - ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ


1. Организационный момент.

Преподаватель:

- Здравствуйте, уважаемые студенты.

Студенты:

-Здравствуйте!

2. Вызов. Мотивация учебной деятельности.

Преподаватель:

- С чего всегда начинается любая встреча?

Предполагаемый ответ студентов:

  • С улыбки

  • С представления имени

  • С приветствия

  • С рукопожатия

Преподаватель:

- Улыбнитесь мне, улыбнитесь своему однокурснику. Пожмите руку однокурснику и скажите: «Хороший студент».

- Молодцы!


3. Постановка проблемной ситуации. Целевая установка.


Преподаватель:

- Мы с вами заканчиваем изучение раздела «Молекулярная физика и термодинамика». (Слайд 1)

- Как вы думаете, какие цели и задачи нашего урока?

Студенты называют цели и задачи урока.

- Используются ли полученные знания в вашей профессии?

Предполагаемый ответ студентов:

  • При сварке и газосварке.

  • Контактная сварка – сварка с применением давления, при которой используется тепло, выделяющееся в контакте свариваемых частей при прохождении электрического тока

  • Неплавящиеся электроды – вольфрамовая проволока (3400°С– температура плавления).

  • Учет влажности воздуха при хранении электродов.

  • и т.д.

Преподаватель: Всё верно. Вы действительно будете использоваться знания по данному разделу в своей практической деятельности. (Слайд 2)

Студенты показывают презентации, выполненные дома, в которых наглядно объясняют, как связана тема «МКТ» с профессией «Сварщик».


2 этап – ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ

  1. Актуализация опорных знаний.


Преподаватель:

Студентам предлагает разделиться на мини группы по 2 человека, каждому студенту выдает «Лист самооценки», в который необходимо вносить количество баллов, заработанных на уроке и лист рефлексии «Мои ожидания/ Мои достижения» (Приложение 1,2).

Предлагает заполнить первую колонку листа рефлексии: "Мои ожидания".

- На этом уроке займемся повторением и обобщением данного раздела. В течение урока вы будете выполнять разнообразные задания: напишите физический диктант, выполните тест, решите задачи, выполните самостоятельную работу, а в конце урока подведем итоги ваших знаний. Оценивать вы будете сами себя, друг друга. Для этого все заработанные баллы будете заносить в «Лист самооценки».

(Слайд 3) Студентам предлагается выполнить физический диктант по теме «Молекулярно-кинетическая теория». Они самостоятельно оценивают свои ответы после проверки. В диктанте необходимо объяснить основные формулы и определения по теме. Диктант показывается на презентации, каждый слайд – это новый вопрос. Это задание оценивается в 5 баллов.

Вопросы диктанта.

  1. Объясните физические величины и запишите единицы измерения.



  1. Запишите формулу основного уравнения МКТ газов.


  1. Как называется процесс?



  1. К ак называется шкала? Переведите 0 и 100 градусов по Цельсию, отметьте на шкале.









  1. Запишите формулу уравнения Менделеева – Клапейрона.

(Слайды 4-9).

Студенты считают правильные ответы и выставляют самостоятельно себе баллы в «Лист самооценки».



2. Актуализация и обобщение знаний.

(Фронтальный опрос по теме «Термодинамика» (Слайд 10)).

Преподаватель:

-Что такое внутренняя энергия тела? (Слайд 11)

Студент: внутренняя энергия тела U - это физическая величина, равная сумме кинетических энергий беспорядочного движения всех молекул тела и потенциальных энергий взаимодействия всех молекул друг с другом.

Преподаватель:

- По какой основной формуле мы можем рассчитать внутреннюю энергию идеального одноатомного газа?(Слайд 12)

Студент: внутренняя энергия одноатомного идеального газа прямо пропорциональна его абсолютной температуре.

Преподаватель:

- Как определяется работа газа в термодинамике?(Слайд 13)

Студент: A = pΔV работа, совершаемая газом, определяется давлением газа и изменением его объема.

Преподаватель:

- Что такое количество теплоты? Сформулируйте первый закон термодинамики.(Слайд 14)

Студент: Количество теплоты Q - это мера изменения внутренней энергии при теплообмене. Q = ΔU + A. Количество теплоты, переданное системе, идет частично на совершение этой системой работы и частично на изменение внутренней энергии.

Преподаватель:

- Сформулируйте второе начало термодинамики.(Слайд 15)

Студент: Второе начало термодинамики. Невозможно перевести теплоту от более холодной системы к более горячей при отсутствии других одновременных изменений в обеих системах или в окружающих телах (Клаузиус).

Преподаватель:

- Что такое тепловая машина?(Слайд 16)

Студент: Тепловые машины - устройства, которые превращают внутреннюю энергию топлива в механическую.

Преподаватель:

- Как можно рассчитать КПД тепловой машины?(Слайд 17)

С тудент:η =



На вопросы обучаемые отвечают устно, за правильный ответ выставляют по баллу и заносят в «Лист самооценки».


Преподаватель:

- К каждой позиции первого столбца подберите позицию второго столбца(Слайд 18)

Р


10C

Т


1 г/моль

V


1 кг

m


1 м3

µ


1 К

ν


1,38*10-3Дж/К

R


6,02*1023моль-1

NA


8,31 Дж/(моль*К)

k


1 моль

t


1 Па


Студенты выполняют задание письменно, работая в паре. Ответ проверяют с эталоном на слайде презентации (Слайд 19). Выставляют 2 балла за правильное решение. Баллы заносят в «Лист самооценки».





3. Физкультминутка. (Смена деятельности)

(Разминку проводит физорг группы с комплексом упражнений). (Слайд 20).

Физкультминутка проводится под видеоклип на экране проектора.




4. Обобщение полученных знаний.

(Разгадывание кроссворда по теме «Термодинамика» (Слайд 21))

Преподаватель предлагает разгадать кроссворд.

Кроссворд. Вопросы.



















Студенты разгадывают кроссворд по бригадам из четырех человек. За кроссворд добавляется 2 балла. Сравнивают ответы с эталоном на слайде презентации (Слайд 22).

Первая бригада, полностью расписавшая кроссворд, получает по 1 баллу дополнительно на каждого.



5. Закрепление полученных знаний.

(Решение задач по пройденному разделу)(Слайд 23-36)

Студенты делятся на пары и решают задачи, которые преподаватель демонстрирует на слайдах. За правильное решение получают по 1 баллу. Решение сравнивают с эталоном на слайдах. Заносят баллы в «Лист самооценки». Разбирают допущенные ошибки.


6.Самоконтроль знаний. Контрольный онлайн - тест по теме «Молекулярная физика и термодинамика».

(Слайд 37)

Студенты расписываются в журнале по технике безопасности и начинают работать за компьютерами, выполняют онлайн-тест для самоконтроля изучения темы «Молекулярная физика и термодинамика». Доступ к тесту https://multiurok.ru/tests/48014/

Критерий оценок на слайде 38. Заносят баллы в «Лист самооценки».

3 этап – РЕФЛЕКСИЯ

1. Подведение итогов урока

- диагностика результатов урока

- рефлексия достижения цели, заполнение листа самооценки и второй половины листа рефлексии.

2. Домашнее задание(Слайд 39)

- инструктаж по его выполнении:

Повторить тему «Молекулярная физика и термодинамика».

Решить разно уровневые задачи по карточкам.

Подготовиться к контрольной работе.

Спасибо всем за урок! (Слайд 40)




Приложение 1

Лист самооценки студента группы 114


_______________________________________________________________

(Фамилия И. О.)


Вид задания

Критерии

Максимальное

количество баллов

Количество баллов

Физический диктант

За каждый правильный ответ 1 балл

5 баллов


Письменный опрос

За каждый правильный шаг 1 балл

7 баллов


Выбор позиции

За правильное решение задачи с комментарием - 2 балла

2 балла


Кроссворд по группам

За каждое правильное решение задачи с комментарием - 2 балла

2 балла


Решение задач


4 балла


Онлайн – тест


100% - 10 баллов

80-90% - 8 баллов

60-70% - 5 баллов

50% - 4 балла

меньше 50% - 0 баллов



Суммируйте все ваши баллы

30 баллов


Если вы набрали (28-30) баллов, поставьте оценку

5

Если вы набрали (22-27) баллов, поставьте оценку

4

Если вы набрали (13-21) баллов, поставьте оценку

3

Если вы набрали (0-12) баллов, поставьте оценку

2

Ваша оценка









Приложение 2

Лист рефлексии "Мои ожидания"/"Мои достижения" студента группы 114


____________________________________________________________

(Фамилия И. О.)


Вид задания

Мои ожидания

Мои достижения

Ответы на вопросы преподавателя





Разработка плана построения цилиндра





Исследовательская работа





Решение задач в парах






  • Можете ли вы назвать тему урока?

  • Вам было легко или были трудности?

  • Что у вас получилось лучше всего и без ошибок?

  • Какое задание было самым интересным и почему?

  • Как бы вы оценили свою работу?



Приложение 3


Р


10C

Т


1 г/моль

V


1 кг

m


1 м3

µ


1 К

ν


1,38*10-3Дж/К

R


6,02*1023моль-1

NA


8,31 Дж/(моль*К)

k


1 моль

t


1 Па




Приложение 4


Реши кроссворд:

По вертикали:

1.Передача тепла от одного тела другому.

2.P(V2-V1)= ?.

3.Процесс, обратный парообразованию.

4.Процесс в газе при постоянной массе и неизменном объеме.

5.Процесс в газе, происходящий без передачи тепла..

6.Процесс парообразования с поверхности жидкости.

7.Сформулировал второй закон термодинамики





Приложение 5



Задачи для домашнего задания

на оценку «3»:

1)Какое количество вещества содержится в алюминиевой отливке массой 8,6 кг?

2)При какой температуре средняя квадратичная скорость молекул азота равна 830 м/с.

на оценку «4»:

1)Какое количество вещества содержится в алюминиевой отливке массой 8,6 кг?

2)При какой температуре средняя квадратичная скорость молекул азота равна 830 м/с.

3)В баллоне находится 2 кг аргона при температуре 400К. Чему равна внутренняя энергия газа?

4)При изобарном нагревании газ совершил работу 0,2 кДж. Под каким давлением находился газ, если его объем увеличился на 2л?

на оценку «5»:

1)Какое количество вещества содержится в алюминиевой отливке массой 8,6 кг?

2)При какой температуре средняя квадратичная скорость молекул азота равна 830 м/с.

3)В баллоне находится 2 кг аргона при температуре 400К. Чему равна внутренняя энергия газа?

4)При изобарном нагревании газ совершил работу 0,2 кДж. Под каким давлением находился газ, если его объем увеличился на 2л?

5)КПД идеального теплового двигателя 40%.Газ получил от нагревателя 5 кДж теплоты. Какое количество теплоты отдано холодильнику?




Самоанализ

о предметном содержании и формах работы на учебном занятии

по теме «Молекулярная физика и термодинамика»,

проведенным преподавателем физики

ГПОУ «Печорский промышленно-экономический техникум»

Солдатенковой Еленой Александровной

Дата: 22.06.2023

Профессия:15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)).

Курс обучения: 1 курс, группа 114

Учебная дисциплина: ОУДп.03 Физика

Раздел 2. Молекулярная физика и термодинамика

Урок 32. Обобщающее занятие по разделу «Молекулярная физика и термодинамика»

Время: 90 минут

Место проведения занятия: учебный кабинет информатики

Методическая цель: продемонстрировать методику интерактивных технологий  в преподавании физики для повышения эффективности учебного занятия и для формирования профессиональной компетентности студентов.

Цели урока: повторить основные понятия темы «Молекулярная физика и термодинамика», продолжить формирование умений описывать молекулярные и термодинамические процессы физическими величинами и законами, уделить внимание контролю и самоконтролю студентов.

Задачи занятия:

Обучающие:

- повторить основные законы молекулярно-кинетической теории и термодинамики;

- актуализировать основные физические понятия молекулярно-кинетической

теории и термодинамики;

- формирование умений решать задачи по пройденным темам.

Развивающие:

- развивать мышление, умение применять полученные знания при решении задач;

- формировать познавательную активность и творческие способности студентов;

- развивать навыки самоконтроля студентов; контроль знаний студентов;

- развивать коммуникативную культуру общения;

- развивать умение применять знания к будущей профессии.

Воспитательные:

- повысить интерес студентов к физике;

- формировать умения самостоятельно анализировать, выбирать оптимальный способ

исследования;

- предоставить возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала;

Требования к результатам освоения темы в рамках дисциплины

Данная тема обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

личностных:

- чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной физической науки; физически грамотное поведение в профессиональной деятельности и в быту при обращении с приборами и устройствами;

- самостоятельно добывать новые для себя физические знания, используя для этого доступные источники информации;

- умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач;

- умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития.

метапредметных:

- использовать различные виды познавательной деятельности для решения физических задач, применять основные методы познания (наблюдение, описание, измерение, эксперимент) для изучения различных сторон окружающей действительности;

- использовать основные интеллектуальные операции: постановка задачи, формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов, формулирование выводов для изучения различных сторон физических объектов, физических явлений и физических процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;

- умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;

предметных:

- владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное использование физической терминологии и символики;

- владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдение, описание, измерение, эксперимент;

- умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;

- сформированность умения решать физические задачи.

В соответствие с ФГОС СПО в рамках изучения темы у студентов должны формироваться следующие компетенции:

ОК 1. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно
к различным контекстам. 

ОК 2. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности.

ОК 3. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях.

ОК 4. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде.

ОК 5. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста.

ОК 6. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения .

ОК 7. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережений, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.

ПК 1.1. Читать чертежи средней сложности и сложных сварных металлоконструкций.

ПК 4.3. Выполнять частично механизированную наплавку различных деталей.

В результате изучения учебной дисциплины ОУДп.01 Математика студент должен сформировать следующие результаты личностных результатов реализации программы воспитания


Личностные результаты

реализации программы воспитания

(дескрипторы)

Код личностных результатов реализации программы воспитания

Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности.

ЛР 7

Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой.

ЛР 10


Компетенции, формируемые на уроке: общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные.

Вид используемых на уроке средств ИКТ (универсальные, ОЭР на CD-ROM, ресурсы сети Интернет): презентация в POWERPOINT, универсальные (компьютер, проектор, экран).

Необходимое аппаратное и программное обеспечение

(локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер, программные средства): мультимедийный компьютер, локальная сеть

Методы и приемы интерактивного обучения:

  • словесный;

  • наглядно-демонстрационные;

  • методы контроля и развития самостоятельной активности обучающихся: выполнение практических заданий.

Используемые технологии обучения:

  • технология развития критического мышления;

  • групповая технология;

  • информационно-коммуникационные технологии.

Формы организации познавательной деятельности студентов:

групповая, коллективная, индивидуальная

Методы контроля:

- оценка самостоятельной, практической, групповой и индивидуальной деятельности студентов;

- самоанализ и самооценка, рефлексия.

Междисциплинарные связи:

  • ОУДп.01 Математика

  • ОУД.09 Химия

  • ОУДп.07 Информатика и ИКТ

Обеспечение занятия:

Методическое оснащение:

  • технологическая карта занятия;

  • конспект урока;

  • лист самооценки, лист рефлексии;

  • раздаточный материал.

Литература:

Основные источники:

Фирсов А.В.Физика для профессий и специальностей технического и естественно-

научного профилей: учебник для образоват. учреждений нач. и сред.

проф. образования / А. В. Фирсов; под ред. Т. И. Трофимовой. — 6-е изд.,

стер. — М. :Издательский центр «Академия», 2015 — 352 с.

Дополнительные источники:

  1. Дмитриева В.Ф. Физика. Учебное пособие для средних специальных учебных заведений. – М.: Высшая школа, 2017.

  1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. М. 2009

  2. Л.А. Горев “Занимательные опыты по физике”.- М.: Просвещение, 2017

  1. Рымкевич А.П. Сборник задач по физике для 9-11 классов средней школы.- М.: Просвещение, 2016.

Нормативно-техническая документация:

  1. Рабочая учебная программа по дисциплине ОУДп.03Физика

Интернет – ресурсы:

Личный сайт преподавателя/ Мультиурок – Солдатенкова Елена Александровна [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://multiurok.ru/tests/48014/