МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕНННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«ОРЕХОВО-ЗУЕВСКИЙ ТЕХНИКУМ»
УТВЕРЖДАЮ
Зам. Директора по МР
___________Е.Б. Купцова
«___»___________20___г.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ОТКРЫТОГО УРОКА
ОДБ.09 БИОЛОГИЯ
«РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ»
ПРОФЕССИЯ 43.02.17 ТЕХНОЛОГИЯ ИНДУСТРИИ КРАСОТЫ.
Разработал(а):
ФИО преподавателя: Климова Ю.В.
Дата проведения урока:
13.02.2024 г.
Группа: 318
РАССМОТРЕНА И ОДОБРЕНА
на заседании ЦК преподавателей
общеобразовательного и профессионального цикла
Председатель ЦК _____________Цымбалов Е.А.
«_____»___________20___г.
2024 г.
Открытый интегрированный урок по биологии в рамках предметной недели специальности «География» по теме: «Развитие жизни на Земле».
Цель урока:
- Исследовать процессы формирования Земли и материков, а также изучить основные этапы развития жизни на планете.
Задачи урока:
- Образовательные:
1. Изучение основных этапов развития жизни на Земле и формирования Земли и материков.
2. Понимание связи между биологией и географией в изучении развития жизни на планете.
3. Использование различных источников информации (учебники, иллюстрации, видеоматериалы и др.) для получения знаний о развитии жизни на Земле.
4. Развитие навыков работы в группе, сотрудничества и взаимодействия с одноклассниками при выполнении задач.
- Развивающие:
1. Развитие познавательных способностей, аналитического и логического мышления учащихся при анализе материалов и данных о развитии жизни на Земле.
2. Развитие умения сопоставлять данные и делать выводы, используя информацию из разных областей знаний (биологии и географии).
3. Развитие наблюдательности и способности к систематизации и классификации информации об истории развития жизни на Земле и изменении географического облика планеты.
4. Развитие критического мышления и умения аргументировать свои взгляды и выводы на основе полученных знаний.
- Воспитательные:
1. Воспитание интереса и уважения к природе и окружающему миру через изучение процессов развития жизни на Земле и его связи с географическими особенностями.
2. Воспитание ответственности за сохранение природы, осознание взаимосвязи между деятельностью человека и изменениями в окружающей среде.
3. Формирование толерантности и умения работать в команде, сотрудничать с одноклассниками при выполнении групповых заданий.
4. Воспитание культуры общения и умения выслушивать мнения других, уважать и принимать их точки зрения.
5. Развитие эстетического восприятия и умения анализировать и интерпретировать различные виды информации о развитии жизни на Земле через использование иллюстраций, фотографий и других визуальных материалов.
Тип урока: интегрированный урок
Оборудование и материалы: ПК, мультимедийное оборудование, презентация к уроку, Учебник: В.М. Константинов, А. Г. Резанов «Биология», бумага А4 и цветные карандаши.
Технологии: ИКТ, проблемного обучения, проектного обучения.
Формы организации работы на уроке: фронтальная, групповая.
Методы обучения: групповые, словесные, наглядные, практические, поисковые, устная проверка знаний.
Оценка и контроль: Оценка активности учащихся в групповой работе и ролевой игре; Оценка учебных материалов, представленных группами; Оценка домашнего задания.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями и обучающимися в процессе различных видов деятельности.
Метапредметные результаты:
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;
умение применять знания на практике: учащиеся смогут применять полученные знания и понимание о процессах формирования Земли и развитии жизни на планете для анализа и объяснения реальных явлений и событий в предметной области биологии и географии.
умение работать с различными источниками информации: учащиеся научатся использовать различные информационные источники (учебники, электронные ресурсы, иллюстрации, видео и т.д.), чтобы получить дополнительные знания о развитии жизни на Земле и географических изменениях.
умение работать в группе: учащиеся разовьют навыки коммуникации, сотрудничества и взаимодействия, работая в группах при выполнении заданий, а также смогут выстраивать аргументированные обсуждения и объяснения своих идей на основе полученных знаний в обеих предметных областях.
Развитие критического мышления: учащиеся научатся анализировать и оценивать информацию, применять критическое мышление для проверки достоверности данных и формулирования своих собственных выводов и интерпретаций.
Предметные результаты:
Биология: Учащиеся смогут описать основные этапы развития жизни на Земле: от появления первых прокариот до разнообразия современных видов, описать механизмы эволюции и адаптации живых организмов к изменяющимся условиям окружающей среды. Учащиеся смогут объяснить роль эволюции в формировании биологического разнообразия и его связь с экологическими процессами на планете. Учащиеся смогут интерпретировать и анализировать информацию из различных источников (учебники, статьи, иллюстрации и т.д.), чтобы объяснить процессы эволюции и развития жизни.
География: учащиеся смогут объяснить влияние геологических процессов (тектоника плит, вулканизм, эрозия и др.) на формирование Земли и разделение материков, описать процессы изменения географического положения материков и формирования рельефа на планете. Учащиеся смогут объяснить роль географических факторов в возникновении различных биомов и их распределении на планете.
Ход урока
I. Введение (5 мин)
- Приветствие учащихся.
- Знакомство с темой урока: "Развитие жизни на Земле".
- Постановка основных вопросов урока: "Как сформировалась Земля и образовались материки?" и "Как возникла и развилась жизнь на Земле?"
- Мотивация: просмотр короткого видео о формировании Земли и развитии жизни
II. Основная часть (40 мин)
А. Актуализация знаний (10 мин)
- Учитель задает проблемные вопросы:
«Первый из наших вопросов звучит следующим образом – Как же сформировалась Земля, и образовались материки?»
Учитель рассказывает о гипотезе Бюффона: «По мнению Бюффона, однажды большая комета столкнулась с Солнцем, благодаря чему произошёл выброс солнечного вещества. Это вещество, разбившись на части, образовало планеты и их спутники».
«Мы живем с вами на планете Земля, нас постоянно окружают животные, растения, грибы. Ведь в ходе эволюции образовались не только материки, но живые существа, заселившие их. (слайды презентации 2 – 20)
– Как возникла и развивалась жизнь на Земле?
«Жизнь зародилась в Мировом океане. В ходе эволюции из простейших обитателей водных просторов поэтапно образовывались все отделы животных и растений, в том числе и мы с вами. Картина биологической эволюции отражена в виде палеонтологических остатков в земных пластах».
Объяснение эр и периодов в истории развитие Земли, ароморфозы и развитие органического мира в период пяти эр. (слайды презентации 2 – 20)
Б. Групповая работа (15 мин)
- Учащиеся делятся на группы по 4-5 человек.
- Каждой группе выдается задание, лист для плаката и цветные карандаши.
- Задание включает в себя создание инфографики на тему: «Эра, произошедшие в ней ароморфозы органического мира и географические изменения»
Архейская эра
Протерозойская эра
Палеозойская
Мезозойская эра
Кайнозойская эра
С. Закрепление (10 мин)
- Каждая группа представляет результаты своей работы перед всем классом.
- Обсуждение и анализ полученной информации
III. Заключительная часть. Рефлексия. (5 мин)
- Учитель задает вопросы и подводит итоги урока:
IV. Домашнее задание.
- Учитель дает задание на дом: написать эссе на тему "Какой теории возникновения жизни на Земле вы придерживаетесь".
Заключение.
Данный урок является интегрированным, метапредметным в таких дисциплинах, как биология и география. Выбранные технологии обучения способствует повышению мотивации учащихся к изучаемому материалу, стимулирует их мыслительную, коммуникативную и познавательную деятельность. Групповая работа учащихся и использование различных практических методов обучения, таких как изучение иллюстраций, анализ фактов, обсуждение, интерактивные задания и визуализация позволяет активно обмениваться информацией и обсуждать тему с целью создания интереса и понимания важности данной темы. Для придания уроку эмоциональной окраски используются примеры из жизни. Учащиеся активно участвуют в процессе обучения и формируют свою точку зрения на этапы развития жизни на Земле.