СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка открытого урока режимы работы на контрольно – кассовой технике

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка открытого урока по дисциплине МДК 03.01. « Эксплуатация контрольно-кассовой техники»

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка открытого урока режимы работы на контрольно – кассовой технике»


Министерство образования и науки

Донецкой Народной Республики

Государственное профессиональное образовательное учреждение

«Дебальцевское профессионально-техническое училище»





МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ОТКРЫТОГО УРОКА

РЕЖИМЫ РАБОТЫ НА КОНТРОЛЬНО – КАССОВОЙ ТЕХНИКЕ. ПРАВИЛА РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЕМ.


ПМ.03 РАБОТА НА КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКЕ И РАСЧЕТЫ С ПОКУПАТЕЛЯМИ 


Дисциплина МДК 03.01.  Эксплуатация контрольно-кассовой техники.


Профессия 38.01.02 Продавец, контролер-кассир
























Дебальцево 2018



Методическая разработка открытого урока по дисциплине МДК 03.01. « Эксплуатация контрольно-кассовой техники» подготовила мастер производственного обучения 9 разряда, преподаватель Фурик Людмила Николаевна - 2018 г.



Изложена методика проведения современного урока получения новых знаний с использованием элементов интерактивных технологий обучения.



Рассмотрено и одобрено на заседании методической комиссии специальных дисциплин .


(Протокол № от )































Тема урока: Режимы работы на контрольно – кассовой технике. Правила расчетов с покупателями.

Продолжительность урока – 45минут.

Тип урока: Урок получения новых знаний

Цели урока 

Обучающие: изучить порядок ведения кассовых операций, формировать профессиональные знания для дальнейшего использования их в практической деятельности, уметь правильно производить расчет с покупателем, уметь самостоятельно решать проблемные ситуации, возникающие в течение смены, уметь применять ранее полученные знания в решении новых познавательных и практических задач.

Воспитательные: воспитание устойчивого интереса к профессии, совершенствование профессионального мастерства; формирование стремления к высокому качеству результатов труда; привитие профессиональных навыков высокой культуры обслуживания покупателей.

 Развивающие: развитие у учащихся логического мышления, активности, самостоятельности; познавательного интереса, а так же навыков самоконтроля; формирование умения обосновывать свои ответы на заданные вопросы; приобщение к самостоятельному решению учебно-производственных задач.

Методические:  совершенствование организации учебного процесса через методы активного обучения и педагогику сотрудничества;

повышение уровня педагогического мастерства.

Материально-техническое оснащение урока: презентация,

компьютер с проектором, контрольно-кассовые машины, нормативная документация по применению кассовых аппаратов, бланки с тестовыми заданиями для практического задания.

Литература: Н.В.Яковенко «Кассир торгового зала»; Л.И.Никитченко «Контрольно-кассовые машины».

Межпредметные связи:

ОП. 01 Основы деловой культуры

ОП. 02 Основы бухгалтерского учета

ОП. 03 Организация и технология розничной торговли


Основные этапы урока.

1. Организационный момент – 5 мин.

2. Проверка знаний и умений обучающихся по пройденному материалу – 5мин.

3. Изложение нового материала – 20мин.

4. Первичное закрепление изученного материала - 10

5. Подведение итогов урока и постановка домашнего задания- 5 мин





Ход урока.

  1. Организационный момент.

Задача этапа: создать у учащихся рабочий настрой и обеспечить деловую обстановку  на уроке.

Метод обучения: словесный

Форма обучения: коллективная.

Деятельность преподавателя: Приветствую обучающихся, проверяю их готовность к уроку. Используя презентацию, сообщаю тему урока: «Режимы работы на контрольно – кассовой технике. Правила расчетов с покупателем»

 и план урока.

Деятельность обучающихся: Приветствуют преподавателя. Записывают дату и тему урока.

  1. Проверка знаний и умений обучающихся по пройденному материалу.

Задача этапа: стимулировать практическую деятельность обучающихся по применению полученных знаний.

Методы обучения: практический, частично-поисковый. Форма обучения: индивидуальная, групповая.

Деятельность преподавателя: Предлагаю вспомнить материал предыдущих уроков по теме «Порядок работы на ККТ» и выполнить тест.

ТЕСТ

1. Какой отчет необходимо получить при подготовке ККМ к работе?

А) отчет с гашением

Б) фискальный отчет

В) отчет без гашения

2. Какой режим ККМ используют для проверки денежных регистров?

А) «показания»

Б) «гашение»

 В) «регистрация»

3. Какой из перечисленных реквизитов чека указывают на фискализацию ККМ?

А) наименование предприятия

Б) номер кассового аппарата

В) ИНН предприятия

Г) номер чека

Д) дата и время покупки

4. Кто присутствует при гашении секционных регистров:

А) администратор

Б) кассир

В) администратор и кассир

Обучающиеся  отвечают на вопросы теста путем выбора верного варианта ответа из предложенных. После окончания работы предлагаю сделать взаимопроверку /проверить работу соседа по парте/, предоставляю ключ к тесту, который проецируются на экран. За каждый верный ответ – 1 балл. Обсуждаем результаты работы.


3. Изложение нового материала. 

Задача этапа: формирование основных понятий по теме.

Метод обучения: беседа в сочетании с наглядной демонстрацией. Форма обучения: групповая.

 Обращаюсь к обучающимся, сопровождая беседу презентацией. На предыдущих уроках вы изучили устройство и правила эксплуатации ККМ, а также порядок подготовки ККМ к работе. Результаты теста показывают , что тема вам понятна. Сегодня на уроке вы должны изучить работу кассира на контрольно – кассовой технике на разных режимах в течении смены и правила расчетов с покупателем Из курса «Организация розничной торговли» вам известно, что организация расчетов с покупателями в магазине зависит от применяемого метода продажи товаров.

В магазинах самообслуживания расчет производится через кассы, установленные на выходе из торгового зала. Контролер-кассир проверяет отобранные покупателем товары и печатает чек- это последующая оплата.

В большинстве небольших магазинов ККМ установлены на прилавках, а расчет производят продавцы-кассиры – это одновременная оплата.

Если в магазине с традиционным методом продажи расчет производится в отдельно установленных кассах кассирами - операционистами, то это предварительная оплата (проецируется соответствующий слайд). В любом случае кассиры должны соблюдать определенный порядок ведения кассовых операций :

  • Выдавать покупателю чек, подтверждающий покупку;

  • Погашать чеки одновременно с выдачей товара (с помощью штампов или надрыва);

  • Проверять на чеке наличие реквизитов (предлагаю вспомнить реквизиты чека);

  • Обеспечивать наглядность расчета. (Наглядность расчета обеспечивается наличием индикатора и соблюдением правил ведения расчетов кассиром).

Кассир обязан соблюдать следующий порядок расчета с покупателем :

  • Объявить общую стоимость покупок

  • Четко назвать сумму полученных денег и положить деньги на виду у покупателя

  • Напечатать чек на ККМ

  • Назвать сумму сдачи и выдать ее вместе с чеком, при этом бумажные купюры и разменную монету выдать одновременно

  • После окончания расчета положить деньги в денежный ящик.

Порядок ведения кассовых операций и правила расчета с покупателями описаны в Типовых правилах эксплуатации ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением. Работа кассира требует предельной внимательности, а также вежливого, доброжелательного отношения к покупателю. Однако в процессе работы случаются непредвиденные проблемные ситуации. Предлагаю студентам, используя метод «мозгового штурма», подумать какие проблемные ситуации могут возникнуть у кассира в течение смены. Предварительно эти ситуации написаны на полосках ватмана и прикреплены к доске тыльной стороной к обучающимся

Задача студентов отгадать проблемные ситуации, по мере отгадывания листы переворачиваю.

  • Отключение электроэнергии

  • Ошибки в процессе набора данных и печати чека

  • Возврат чеков в кассу

  • Выход чека с неясными оттисками

  • Внезапная остановка ККМ

  • Конфликт с покупателем

Итак, проблемы названы. Давайте попробуем их решить совместными усилиями.

 1.В случае отключения электроэнергии расчеты могут производиться только при условии выдачи покупателям специальных чеков, являющихся бланками строгой отчетности с указанием наименования предприятия, ИНН предприятия, номера чека, уплаченной суммы, фамилии продавца, даты и подписи продавца.

2.В случае ошибки кассира и невозможности погашения чека в течение смены неиспользованный чек актируется в конце смены.

3.Если покупатель возвращает чек в кассу: кассир может выдавать деньги по возвращенным покупателями чекам только в день выдачи их покупателю и при наличии на чеке подписи директора или его заместителя и только по чеку, выданному в данной кассе. На сумму этих чеков кассир составляет Акт о возврате денежных сумм покупателем по неиспользованным кассовым чекам (в том числе по ошибочно пробитым чекам) по установленной форме. Неиспользованные чеки кассир гасит, наклеивает на лист бумаги и вместе с актом сдает в бухгалтерию. Суммы, выплаченные по возвращенным и неиспользованным чекам, записываются в Книгу кассира-операциониста, о которй вы знаете из предыдущих уроков, а сумма выручки в течение смены уменьшается на итоговую сумму возвращенных чеков.

4.В случае неясного печатания реквизитов чека, невыхода чека нужно вместе с представителем администрации магазина проверить оттиск чека на контрольной ленте, подписать чек,( если чек не вышел, то получить нулевой), указав на обороте правильную сумму.

5.Если произошла внезапная остановка машины: это может произойти из-за ошибок в действиях кассира: двойное нажатие клавиш, нарушение последовательности ввода данных и т.д. В этом случае необходимо нажать клавишу «Сброс» и блокировка с машины снимается. Если машина не возвращается в рабочее состояние, то необходимо оформить окончание работы в книге кассира - операциониста и вызвать механика, сделав запись в соответствующем журнале.

6. И последняя ситуация, когда возникает спор с покупателем по вопросу правильности произведенного с ним расчета, работу нужно приостановить, вызвать администратора и в присутствии покупателя снять показания счетчиков (Х-отчет) и сверить полученные данные с наличностью в кассе. По результатам составляется Акт о проверке наличных денежных средств кассы .

Таким образом, мы с вами рассмотрели работу кассира на контрольно – кассовой технике на разных режимах в течении смены, вы узнали как правильно поступить в случае возникновения каких-то проблемных ситуаций, как правильно произвести расчет с покупателем.

 4.Первичное закрепление изученного материала.

Задача этапа: развивать самостоятельность обучающихся, а также навыки самоконтроля, логическое мышление.

Методы обучения: практический. Форма обучения: индивидуальная и групповая.

Деятельность преподавателя: проводит блиц-опрос и дает практическое задание, контролирует ход его выполнения.

Блиц-опрос 

  • Назовите правила расчета с покупателями.

  • Может ли кассир не выдать чек покупателю? Почему?

  • Вспомните что подтверждает кассовый чек?

  • Может ли кассир сам в течение дня делать х-отчет?

  • Что должен сделать кассир в случае внезапной блокировки кассовой машины?

  • Как должен поступить кассир с ошибочно пробитыми и возвращенными чеками?

А теперь вы выполните практическое задание: заполните формы №КМ-3 на возвращенные чеки (чеки и бланки формы №КМ-5 вам розданы).

Работать следует по два человека /соседи по парте/, т.к. акт заполняется комиссионно: один из вас –кассир, второй – зав отделом, я-руководитель, разрешающий возврат денег по чеку. Деятельность учащихся: отвечают на вопросы, выполняют практическое задание.

5.Подведение итогов урока и постановка домашнего задания.

Подвожу итоги урока, акцентирую внимание студентов на том, что для успешного решения практических ситуаций для кассира важны комплексные знания математики, торговых вычислений, основ деловой культуры и умение применять эти знания.

Сообщаю домашнее задание: - повторить пройденный материал по теме «Режимы работы на контрольно – кассовой технике. Правила расчетов с покупателем»; составить « Памятку кассиру» в виде таблицы: Проблемные ситуации в работе кассира в течение смены. Выставляю оценки за урок. Благодарю группу за активную работу на уроке и предлагаю студентам оценить прошедший урок.

Раздаются карточки (рефлексивный тест) в которых предлагаю высказать свое мнение и поставить какой-либо значок около выбранного утверждения.


Оценка урока

Мне все понравилось______________

Мне было интересно_______________

Мне было скучно_________________

Мне было легко__________________

Мне было трудно_________________

На доске два рисунка со «Смайликами» с ( улыбкой и без). Предлагаю нарисовать смайлик, который отражает отношение обучающегося к проведенному уроку.


Преподаватель:                          Фурик Л.Н.