Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области
«Ершовский агропромышленный лицей»
ОДОБРЕНО на заседании методической комиссии профессий технического профиля Протокол № ___ от «___» _______2023 г. Председатель _________ Н. Н. Назинцев | УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по УПР ____________О. А. Рахматуллина «___» _________________ 2023 г. |
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА
для обучающихся по профессии 16185 Оператор швейного оборудования
Тема: «ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛОЧНЫХ, ПОДКЛАДОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ»
Автор: преподаватель,
Калинина Татьяна Анатольевна
Ершов – 2023
Методический паспорт урока
1. Пояснительная записка.
2. План урока.
3. Ход урока.
4. Используемые источники.
5. Приложение -1. Задания по актуализации знаний по теме: «Пуговицы, крючки, петли, кнопки, фурнитура. Характеристика и классификация свойства и требования».
6. Приложение -2. Задания по теме: «Характеристика отделочных, подкладочных материалов и их применение».
7. Критерии оценки выполненных заданий.
8. Заключение.
9. Презентация.
Пояснительная записка
Методическая разработка открытого урока, «Характеристика отделочных, подкладочных материалов и их применение», предназначена для обучающихся по адаптивной программе «Оператор швейного оборудования».
Методическая разработка окажет помощь обучающимся усвоить информацию об основных видах отделочных и подкладочных материалов, их свойствах, назначении и применении.
Разработка урока раскрывает вопросы о знаниях технологических процессов в швейном производстве при применении отделочных и подкладочных материалов. Данный подход в обучении формирует профессиональную подготовку обучающихся, а также удовлетворяет потребности государства и общества в квалифицированных рабочих кадрах на рынке труда.
Содержание методической разработки соответствует требованиям, предъявляемым к уровню профессиональной подготовки слушателей с ОВЗ, и способствует формированию технологической грамотности. Методическая разработка урока теоретического обучения по теме: «Характеристика отделочных, подкладочных материалов и их применение» разработана в соответствии с контрольно - тематическим планированием и предназначена для реализации современных требований к содержанию и уровню подготовки обучающихся по профессии 16185 Оператор швейного оборудования.
Методическая разработка рекомендуется для уроков теоретического и производственного обучения при изучении дисциплины «Материаловедение» раздела «Технология швейных изделий».
План урока
Учебная группа: Группа № 19, I-го курса по профессии 16185 Оператор швейного оборудования.
Тема занятия: Характеристика отделочных, подкладочных материалов и их применение.
Цели занятия:
Образовательная: ознакомить обучающихся с характеристиками, свойствами и применением отделочных, подкладочных материалов.
Воспитательная: формирование чувство бережливости, аккуратности, внимательности, культуры, самостоятельности и активности в учебном процессе, доброжелательности взаимоотношений в коллективе;
Развивающая: развивать у обучающихся мыслительные процессы, мелкую моторику, глазомер, наблюдательность, наглядно – образное и творческое мышление, эстетический вкус, умение работать по инструкции.
Валеологическая: cоздать благоприятный психологический климат на уроке посредством чередования различных видов деятельности.
Тип урока: Урок изучения нового учебного материала и формирования профессиональных знаний.
Вид занятия: Теоретическое занятие в кабинете.
Методы занятия: Словесный, наглядно - демонстрационный.
Метод обучения:
-словесный: диалог, беседа, рассказ, тестирование;
– наглядно - демонстрационный: показ мультимедийной презентации, использование наглядных средств, работа с учебной литературой.
Формы работы: Фронтальная, групповая, индивидуальная.
Учебное оборудование: Мультимедийный проектор, экран, компьютер, колонки, учебные плакаты.
Дидактические материалы: Презентация, учебная и справочная литература.
Прогнозируемый результат: В результате освоения темы урока, обучающиеся развивают профессиональные знания и личностные компетенции.
Технологическая карта урока
Структурный элемент | Деятельность преподавателя - инструктирование | Метод | Деятельность учащихся – формирование знаний | Время |
Организационный этап урока | 4 мин |
Организационный момент | Цель - психологический настрой обучающихся, создание ориентационной основы деятельности обучающегося: 1-приветствие, установка контакта; 2-выявление отсутствующих; 3-проверка внешнего вида; 4-организация внимания обучающихся | Словесный, наглядный Слайд 1 | Цель – формирование восприятия знаний 1- приветствуют преподавателя; 2 - готовятся к занятию; 3 - докладывают о готовности; 4- проявляют заинтересованность. | |
Основной этап урока | 72 мин |
Целеполагание и мотивация. Актуализация опорных понятий по теме: «Пуговицы, крючки, петли, кнопки - фурнитура. Характеристика и классификация свойства и требования». Изложение нового материала. Закрепление изученного материала | Цель - создание ориентационной основы: 1- мотивация к учебно - познавательной деятельности; 2- определение цели и темы урока; 3- беседа - дискуссия, инструктирование обучающихся по выполнению ответов на вопросы с целью выявления наличия опорных знаний, необходимых для освоения новых знаний, демонстрация презентации. Постановка вопросов и раздача материала: 1. Что такое фурнитура? 2. Для чего применяют пуговицы? 3. Какими бывают кнопки? 4. Из чего делают кнопки? 5. Какие бывают крючки и петли? 4. Проверяет выполненные задания. 5. Мотивация обучающихся к учебной деятельности. Сообщение фактов, постановка вопросов по теме, которые направляют мысли обучающихся на формирование цели урока. 6. Объяснение нового материала (демонстрация презентации): 1. Характеристика отделочных материалов. 2. Основные требованиями, предъявляемые к отделочным материалам. 3. Применение отделочных материалов. 4. Виды отделочных материалов. 5. Характеристика подкладочных материалов. 6. Требования, предъявляемые к подкладочным материалам. 7. Виды подкладочных материалов. 8. Виды подкладочных материалов, их применение. 9. Правила техники безопасности. 7. Ознакомление с образцами отделочных и подкладочных материалов. 8. Выдача заданий обучающимся. Инструктирование обучающихся по выполнению заданий по теме: «Характеристика отделочных, подкладочных материалов и их применение», предупреждение о возможных ошибках, проблемных ситуациях. 9. Проверяет выполненные задания. | Словесный, наглядный Слайд 2 Слайды 3-4 Слайд 5 Слайд 6 Слайд 7 Слайды 8 - 9 Слайды 10-12 Слайд 13 Слайд 14 Слайды 15-16 Слайды 17-18 Слайд 19 Слайды 20-21 Слайд 22 | Цель – восприятие инструкционных знаний: 1- восприятие; 2- заинтересованность; 3 - заинтересованность, осмысление, восприятие 3- воспринимают, письменно отвечают на поставленные вопросы. 4 - проявляют заинтересованность. 5 - заинтересованность, осмысление, восприятие. 6 - заинтересованность, осмысление, восприятие. 7 - заинтересованность, осмысление, восприятие. 8 - проявляют заинтересованность, воспринимают задание и самостоятельно выполняют его письменно. 9 - проявляют заинтересованность. | 2 мин 3 мир 5 мин 5 мин 4 мин 2 мин 26 мин 8 мин 12 мин 6 мин |
Заключительный этап урока | 13 мин |
Подведение итогов урока. Итоговая рефлексия. Задание для обучающихся во внеурочное время. | Цель – подведение итогов урока: 1-сообщение о достижении целей урока; 2-разбор совместно с обучающимися типичных ошибок и характерных недостатков, допущенных при выполнении работ, 3-демонстрация лучших выполненных заданий, обсуждение, оценка работ 4-рефлексия 1. Узнали вы что - то новое сегодня на уроке? 2. Можете ли вы сказать себе, что: «Теперь я знаю больше!» 3. Потребуется ли вам изученный материал в вашей будущей профессии? 5-ознакомление с темой следующего занятия. 6-выдача домашнего задания. | Словесный, наглядный Слайд 23 | Цель – самоанализ деятельности: 1 - осмысление, восприятие; 2 - анализируют недостатки; 3 - восприятие; 4 - формулируют выводы; 5 - осмысление, восприятие; 6 - осмысление, восприятие. | |
Используемые источники
1. Труханова А. Т. Технология женской и детской легкой одежды. Учеб. для проф. учеб. заведений. – 2-е изд., стер. – М.: Высшая школа. Издательский центр «Академия», 2000.-416с.: ил.
2. Технология швейных изделий: учебник для студ. Учреждений сред. Проф. Образования (Э. К, Амирова, А. Т. Труханова, О. В. Сакулина, Б. С. Сакулин). – 10-е изд. стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2017, - 512 с.
3. www.cross-kpk.ru
4. studbooks.net
5. tkani-textiliya.ru›…tkan-opisanye-vidy…vibor
6. slide-share.ru
7. slide-share.ru
8. Картинки взяты из свободного доступа на Интернет - сайтах.
Задания по актуализации знаний по теме «Пуговицы, крючки, петли, кнопки - фурнитура. Характеристика и классификация свойства и требования».
Приложение 1
Актуализация знаний
(повторение пройденного материала по теме: «Пуговицы, крючки, петли, кнопки - фурнитура. Характеристика и классификация свойства и требования»
(выбранный ответ подчеркнуть)
______________________________________________________________________
Фамилия, имя, отчество
№ п. п. | Вопрос | Ответ |
1. | Что такое фурнитура? | 1.Это основные изделия, которые используют в швейном производстве. 2. Это вспомогательные изделия, которые используют в швейном производстве. |
2. | Для чего применяют пуговицы? | 1.Для застежки одежды. 2. Для застежки и отделки одежды. 3. Для отделки одежды. |
3. | Какими бывают кнопки? | 1. Это застежки пружинного действия. Они бывают двух видов: а) прибивные; б) пришивные. 2. Это застежки пружинного действия. Они бывают двух видов: а) пробивные; б) пришивные. 3. Это застежки пружинного действия. Они бывают двух видов: а) пробивные; б) прошивные. |
4. | Из чего делают кнопки? | Кнопки делают: 1.Из металла. 2. Из пластмасс. 3. Из металла и пластмасс. |
5. | Какие бывают крючки и петли? | 1. Крючки и петли делают металлическими, различных форм и размеров. 2. Крючки и петли делают металлическими, одинаковых форм и размеров 3. Крючки и петли делают пластмассовыми, различных форм и размеров |
Ответы на вопросы по актуализации знаний
№ п. п. | Вопрос | Ответ |
1. | Что такое фурнитура? | 1.Это основные изделия, которые используют в швейном производстве. |
2. | Для чего применяют пуговицы? | 2. Для застежки и отделки одежды. |
3. | Какими бывают кнопки? | 2. Это застежки пружинного действия. Они бывают двух видов: а) пробивные; б) пришивные. |
4. | Из чего делают кнопки? | Кнопки делают: 3. Из металла и пластмасс. |
5. | Какие бывают крючки и петли? | 1. Крючки и петли делают металлическими, различных форм и размеров. |
Приложение 2
Задания по теме «Характеристика отделочных, подкладочных материалов и их применение» (выбранный ответ подчеркнуть)
______________________________________________________________________
Фамилия, имя, отчество
Вариант 1
№ п. п. | Вопрос | Ответ |
1. | Назначение отделочных материалов (несколько ответов) | 1. Применяются для улучшения эксплуатационных свойств швейных изделий. 2. Применяются для укрепления срезов на внутренних участках изделий. 3. Применяются для оформления одежды с изнаночной стороны. 4. Применяются для украшения изделий. |
2. | Отделочные материалы – это: (несколько ответов) | 1. Лента. 2. Пряжка. 3. Шнуры. 4. Пуговица. 5. Кружева. |
3. | К прикладным отделочным материалам относятся: (несколько ответов) | 1. Кружева. 2. Ленты. 3. Тесьма. 4. Шнуры. |
4. | Назначение прикладных отделочных материалов | 1. Выполняют эстетические функции и служат для украшения одежды. 2. Служат для окантовывания и укрепления краев швов на внутренних участках изделий. 3. Используются для декоративного окантовывания наружных краев одежды. |
5. | Тесьма – это: | 1. Тканые полоски небольшой ширины, вырабатываемые на станках и жаккардовыми машинами. 2. Прозрачные сетчатые узорные изделия из нитей, выполненные ручным или машинным способом 3. Полоски различной ширины, полученные вязанием или плетением. |
6. | Назначение подкладочных материалов (несколько ответов) | 1. Предохранение одежды от загрязнения. 2. Приданию изделию определенной формы. 3. Улучшение эксплуатационных форм швейного изделия. 4. Эстетическое оформление швейного изделия. |
7. | Свойства подкладочных материалов | 1. Высокая сминаемость. 2. Гладкая поверхность. 3. Формоустойчивость. |
8. | Из представленных материалов, какой обладает низкими гигиеническими свойствами? | 1. Из хлопка. 2. Из льна. 3. Из натурального шелка. 4. Из лавсана. |
9. | Подкладочные материалы, применяющиеся при изготовлении детской одежды? | 1. Хлопчатобумажные ткани. 2. Синтетические ткани. 3. Шерстяные ткани. |
10. | Синтетические подкладочные материалы обеспечивают швейному изделию: | 1. Дороговизну и недостаточную прочность. 2. Долгий срок службы, несминаемость и сохранность формы. 3. Утяжеление изделия. |
Приложение 2
Задания по теме «Характеристика отделочных, подкладочных материалов и их применение» (выбранный ответ подчеркнуть)
______________________________________________________________________
Фамилия, имя, отчество
Вариант 2
№ п. п. | Вопрос | Ответ |
1. | Отделочные материалы по назначению подразделяются на: (несколько ответов) | 1. Прикладные. 2. Художественные. 3. Декоративные. 4. Технические. 5. Декоративно-прикладные. |
2. | Отделочные материалы – это: (несколько ответов) | 1. Аппликации. 2. Кнопки. 3. Трикотажное полотно. 4. Тесьма. 5. Шнуры. |
3. | К декоративным отделочным материалам относятся: (несколько ответов) | 1. Кружева. 2. Ленты. 3. Тесьма. 4. Шнуры. |
4. | Назначение декоративных отделочных материалов | 1. Выполняют эстетические функции и служат для украшения одежды. 2. Служат для окантовывания и укрепления краев швов на внутренних участках изделий. 3. Используются для декоративного окантовывания наружных краев одежды. |
5. | Кружева – это: | 1. Тканые полоски небольшой ширины, вырабатываемые на станках и жаккардовыми машинами. 2. Прозрачные сетчатые узорные изделия из нитей, выполненные ручным или машинным способом. 3. Полоски различной ширины, полученные вязанием или плетением. |
6. | Подкладкой называется | 1. Элемент, используемый для внутренней отделки одежды и аксессуаров (головных уборов, кошельков, рюкзаков, чемоданов, сумок). 2. Высокопористый упругий материал, получаемый химическим путем. 3. Материал, соответствующий модному направлению по внешнему виду. |
7. | Требования, предъявляемые к подкладочным материалам, определяющих комфортные условия и выполняющих защитные функции: | 1. Конструкционно-технологические. 2. Эргономические (гигиенические). 3. Эстетические. 4. Экономические. |
8. | Из представленных материалов, какой обладает хорошими гигиеническими свойствами? | 1. Из капрона. 2. Из вискозы. 3. Из лавсана. 4. Из нитрона. |
9. | Высокую теплоизоляцию имеют подкладочные материалы: | 1. Из модной материи. 2. Из натуральной материи. 3. Из синтетической материи. |
10. | Подкладочный материал должен обладать: | 1. Высокой устойчивостью к истиранию, формоустойчивостью. 2. Высокой водоупорностью, электризуемостью. 3. Сильным скольжением и блеском. |
Эталоны ответов (Вариант 1)
| Номер вопроса |
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. | 7. | 8. | 9. | 10. |
Ответ | 2; 4. | 1; 3; 5. | 2; 3. | 2. | 3. | 1; 3; 4. | 2. | 4. | 1. | 2. |
Эталоны ответов (Вариант 2)
| Номер вопроса |
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. | 7. | 8. | 9. | 10. |
Ответ | 1; 3; 5. | 1; 4; 5. | 1; 2; 3; 4. | 1. | 2. | 1. | 2. | 3. | 2. | 1. |
Приложение 3
Критерии оценки, выполненных заданий
ФИО обучающегося ______________________________________ группы № 19, I-го курса по профессии 16185 Оператор швейного оборудования
«_____» ___________________ 2023года
№ п/п | Контролируемый вид учебной деятельности | Максимальный рейтинговый балл, МРБ | Реальный рейтинговый балл, РРБ |
1. | Готовность к уроку, наличие конспекта. | 2 балла | |
2. | Тестовые задания (актуализация знаний) | до 5 баллов (За каждый правильный ответ один балл) | |
3. | Тестовые задания (самопроверка) | 10 баллов (За каждый правильный ответ один балл) | |
4. | Активность на уроке | до 4 баллов | |
| Итого | баллов | |
Перевод баллов в оценку.
% выполнения работы = РРБ : МРБ х 100%
% результативности (РРБ от МРБ) | Оценка по пятибалльной шкале | Вербальный аналог |
90 -100 % (19-21 баллов) | 5 | Отлично |
67 – 89 % (14-18 баллов) | 4 | Хорошо |
52 – 66 % (11 – 13 баллов) | 3 | Удовлетворительно |
Менее 50% (менее 11 баллов) | 2 | Неудовлетворительно |
Оценка за урок: _______________
Подпись преподавателя: _____________________________
Заключение
Методическая разработка открытого урока по теме «Характеристика отделочных, подкладочных материалов и их применение» показывает методику проведения открытых занятий с использованием современных технологий обучения.
В ходе проведения открытого урока осуществилось ознакомление обучающихся с характеристиками, требованиями, свойствами и применением отделочных и подкладочных материалов применяющихся при изготовлении швейных изделий.
Методическая разработка урока дает возможность показать применение информационных технологий на различных этапах урока. Показ материала в виде слайдов позволяет сэкономить время, оптимизировать процесс обучения, структурировать материал.
На уроке обучающиеся осмысливают, закрепляют, формируют и развивают знания, получают их запас, систематизируют и способствуют развитию навыков самообразования, способностей к саморазвитию и самосовершенствованию.
Методическая разработка открытого урока представляет направление новых способов деятельности, развития мышления, координации деятельности у обучающихся.
Активная деятельность обучающихся, направленная на выполнение поставленной цели, является результатом урока.