Министерство образования и науки Пермского края
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СТРОГАНОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Методическая разработка открытого урока
Учебная дисциплина ОДБ.02 «Литература»
Разработала:
Швецова Валентина Викторовна
преподаватель
ГБПОУ «Строгановский колледж»
Очер 202
Ход занятия
I. Мотивационно-ориентировочная часть
Здравствуйте уважаемые студенты! Здравствуйте, кто, может быть, не выспался. Здравствуйте те, у кого плохое настроение. Здравствуйте те, кто с нетерпением ждет каникул. Здравствуйте те, кто сегодня будет хорошо, активно работать на уроке. Улыбнемся друг другу! Пусть от улыбки станет тепло на душе, пусть она поможет легко и радостно трудиться на уроке. Желаю всем нам успехов!
Эпиграф к уроку
Каждая строчка – пощечина. Голос мой – сплошь издевательство.
Рифмы слагаются в кукиши. Кажет язык ассонанс.
Я презираю вас пламенно, тусклые Ваши Сиятельства,
И, презирая, рассчитываю на мировой резонанс!
И. Северянин «В блесткой тьме».
-Каковы ваши впечатления от данного стихотворения? Я думаю, эти строки помогут нам сегодня на уроке создать определенное настроение.
На сегодняшнем занятии мы будем работать группами, так как вы расположены.
Перед вами на экране Кроссенс это – ассоциативная головоломка, которую нужно читать по периметру, нужно установить связи между квадратами 1-2, 2-3, 3-6, 6-9, 9-8, 8-7, 7-4, 4-1.
Давайте попробуем его прочитать и понять о чем пойдет речь на уроке. (Предположения обучающихся)
1 квадрат- 20 век
2- Серебряный век
3- Черный квадрат Казимира Малевича
6- картина «Авиатор» Картина была написана Малевичем в 1914 году. Это было время, когда художник эпатировал публику на Кузнецком мосту вставленными в петлицы деревянными ложками, выставлял свои работы в объединении раннего авангарда «Бубновый валет», иллюстрировал книги поэтов-футуристов.
9-Игорь Северянин. В поэзии начала века эгофутурист Игорь Северянин - фигура своеобразная и противоречивая. Его называли «жеманным», отмечали пристрастие к «безвкусному» содержанию, увлечение иностранными словами, ложную, балаганную красивость, декоративность и вычурность. Он ломал привычные формы, но по-своему.
8- Велимир Хлебников – выдающийся авангардист, который писал стихи и прозу.
7- Пароход современности как вершина технического прогресса
4- Владимир Маяковский – выдающийся русский поэт-футурист
5- «Пощечина общественному вкусу» - манифест футуристов.
- Речь, конечно, пойдет о футуристах.
Тема нашего урока: Литературные течения поэзии русского модернизма. Футуризм.
Задачи, которые мы ставим сегодня перед собой:
- выявить отличительные особенности футуризма как литературного течения
- остановиться на истоках русского футуризма и обзорно познакомиться с жизнью и литературной деятельностью наиболее известных представителей футуризма.
(Музыкальный фрагмент «Время вперед!»
II. Операционно-познавательная (содержательная) часть
-Переломное время конца 19 – начала 20 столетия в нашей стране характеризовалось глубоким кризисом существующей власти. Требовались перемены. Но кризис коснулся не только политической жизни, но и жизни литературы и искусства. Поиск новых форм привёл к возникновению новых литературных направлений.
- Какие поэтические направления начала 20-го века вам известны?
(называют символизм и акмеизм)
-Перед вами на магнитной доске есть некоторые утверждения, в них содержится ошибка. Прошу определить ее и исправить.
На доске:
Символизм.
Девиз:«Все проходящее есть только символ» Гете.
Характерные черты: попытка познать запредельную суть мира, отсюда интерес к мистическому, символическому.
Возник во Франции, во второй половине 19 века, в Россию пришел в начале 20 века.
Цель – вывести искусство из глубокого кризиса.
В.Брюсов К.Бальмонт
Акмеизм.
Возник в России в 1910 году
Цель: вернуть слову зримую точность
Девиз: «Искусство тем прекрасней, чем взятый материал бесстрастней – стих, мрамор иль металл»
Характерные черты: движется от идеи к конкретному образу, от запредельного к обыденному, от вечности к истории; мир снова полон звуков, красок, форм; в произведениях зримая точность, достоверность.
А.Ахматова Н.Гумилев
Восхищались: "Символист!" И кивали головами... Оставлял стандартный лист С нестандартными словами. Задыхались: "Акмеист!" И качали головами... В.Малышев. | Горный воздух свеж и чист С настоящими словами. Восклицали: "Футурист! " И стучали головами... Оставлял корявый лист С нестандартными словами. |
Нестандартность на фоне привычного - вот первое ощущение от столкновения. с футуризмом.
Футуризм (от латинского futurum — будущее)– идейно-художественное течение в рамках модернизма, получившее развитие в период с 1910-х по 1930г. Футуризм как литературное направление родился в Италии. Его теоретиком был известный публицист и философ Томмазо Маринетти. Именно ему принадлежат главные идеи футуристических манифестов, воспевающих дерзость и бунт, агрессию и отвагу.
В 1909 г. Т. Маринетти опубликовал "Первый манифест футуризма", в котором он провозглашал смерть старого искусства и рождение нового, призванного спасти мир. Это новое искусство Маринетти именовал футуризмом (от лат. futurum- "будущее").
Русский футуризм возник как самобытное художественное течение. В то же время кое-что его представители заимствовали и у итальянцев. На сером фоне начала второго десятилетия 20 века русский футуризм был необходим. Временем рождения русской футуризма считается 1910 год, когда вышел в свет первый футуристический сборник "Садок Судей", его авторами были Д, Бурлюк. В Хлебников и В. Каменский. Вместе с В. Маяковским и Алексеем Крученых эти поэты скоро составили наиболее влиятельную в этом течении группу "кубофутуристов", или поэтов Гилеи.
Велимир Хлебников - русский поэт и прозаик, один из крупнейших деятелей русского авангарда. Входил в число основоположников русского футуризма; реформатор поэтического языка, экспериментатор в области словотворчества и зауми, «председатель земного шара».
Он прожил неполных 37 лет (даты его жизни 1885 ― 1922), он очень мало печатался, он не занимал никаких должностей, не имел наград и званий, однако его влияние на развитие русской литературы в ХХ веке трудно переоценить. Друзья называли В. Хлебникова «Королем времени», сам же он предпочитал должность «Председателя Земного Шара». В одном, даже небольшом, стихотворении Хлебников мог использовать разные стихотворные размеры. Он называл это «пляской размеров» и делал вполне осознанно. Многие его стихотворения написаны верлибром, или свободным стихом. Он использует и такие экзотические приемы, как палиндром, т.е. строки или тексты, которые читаются одинаково слева направо и справа налево. Хлебников называл палиндром «перевертень». Так написана его поэма «Разин» (1920) ― уникальный случай в литературе.
Поэт создает новый жанр «сверхповести». «Сверхповесть, или заповесть, складывается из самостоятельных отрывков, каждый со своим особым богом, особой верой и особым уставом», ― пишет он в предисловии к сверхповести «Зангези» (1922). Хлебников вводит в поэзию, в литературу такой материал, который, казалось бы, для этого совсем не предназначен. В «Зангези» есть фрагменты, написанные целиком на «заумном языке», есть математические уравнения и формулы, таблицы. Таким образом он расширяет пределы литературы (одна из статей Хлебникова так и называется: «О расширении пределов русской словесности»).
Следующая заметная группа футуристов - "эгофутуристы"
В 1909 году вокруг поэта Игоря Северянина сложился кружок петербургских поэтов, крторые уже с 1911 года стали называть себя эгофутуристами. Название от греческого «эго»-я и «futurum» - будущее.
В эту группу входили поэты Игорь Северянин, Иван Игнатьев, Василиск Гнедов и др. Теоретиком движения выступал литературный критик Виктор Ховин. Эгофутуризм был явлением кратковременным и неровным. Большая часть внимания была перенесена на творчество Игоря Северянина.
Настоящее имя Игоря Северянина - Игорь Васильевич Лотарев. Он родился 16 мая 1887 года в семье офицера железнодорожного батальона, по материнской линии был потомком Карамзина и дальним родственником Фета. Использовал множество псевдонимов «Игла», «Мимоза», «Граф Евграф д.Аксанграф» Первые стихи написал в 8 лет. Именно Северянина называют первым эстрадным поэтом, со своими «поэзоконцертами» он объездил много российских городов. Обладал прекрасной памятью и великолепной манерой читать стихи, которая завораживала публику. Эмигрировал. За годы эмиграции выпустил 17 книг. Последние годы провел в Эстонии, в нужде и безвестности.
Объединение "Центрифуга" – московская литературная группа, возникшая в 1913 году. Основными ее участниками стали: Борис Пастернак, Николай Асеев, Сергей Бобров и и др. Ранее поэты были связаны с издательством «Лирика».Особенностью теории участников группы стало то, что при создании лирического произведения центром внимания становилось не само слово, а интонационно-ритмические и синтаксические структуры.
Первым изданием «Центрифуги» был сборник «Руконог» в 1914 году. Группа просуществовала около четырех лет. На фоне борьбы различных группировок футуристов «Центрифуга» стала самой «интеллигентской» и «филологической» из футуристических групп.
Пастернак Борис Леонидович (1890-1960) — русский писатель, поэт и прозаик 20 века. Автор известного романа “Доктор Живаго”, множества переводов с других языков, сборников стихотворений, повестей, статей и эссе. Лауреат Нобелевской премии в области литературы. Родился 29 января 1890 года в Москве в семье художника и пианистки. В квартиру, где жила семья, приходили известные в то время деятели искусства, устраивались небольшие концерты, среди гостей были Лев Толстой, Сергей Рахманинов, Исаак Левитан. Первые стихи Пастернак написал в 1909 году. Для того, чтобы войти в московские литературные круги, Пастернак вступает в поэтическую группу «Лирика». Самые первые сборники стихотворений – “Близнец в тучах”(1914), “Поверх барьеров”(1916). В 1922 вышла книга стихов “Сестра моя — жизнь”, которая сделала поэта известным. Роман “Доктор Живаго” – вершина творчества Пастернака, как прозаика. Его он писал долгие 10 лет, завершив в 1955 году. Этот роман в 1958 году был опубликован за границей, Пастернак получил за него Нобелевскую премию. На родине же этот роман вызвал критику как со стороны власти, так и в литературных кругах. Пастернак был исключен из Союза писателей. Позже, в 1988 году роман был напечатан в журнале “Новый мир”. В 1952 Пастернак пережил инфаркт, но, несмотря на это, он продолжал творить и развиваться. Борис Леонидович начал новый цикл своих стихотворений — «Когда разгуляется» (1956-1959) Это была последняя книга писателя. Неизлечимая болезнь – рак легкого, привела к смерти Пастернака 30 мая 1960 года. Поэт умер в Переделкино.
Подобно другим модернистским течениям, футуризм был неоднороден, а полемика внутри футуристических группировок была особенно непримирима. Футуристы выступили в конце 1912 года с необыкновенно крикливой декларацией-манифестом «Пощечина общественному вкусу», подписанной
Д. Бурлюком, А Крученых, В. Маяковским и В. Хлебниковым. Они заявили:
• «Только мы - лицо нашего времени. Рог времени трубит нами в словесном искусстве
• Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов...
• Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч., и проч. с Парохода Современности..."
Эти эпатирующие публику тезисы, выражение "ненависти к существовавшему до них языку", презрение к "Здравому смыслу" и "Хорошему вкусу" принесло поэтам скандальную славу и известность.
В манифесте из сборника «Садок Судей» (1913) программа футуристов была конкретизирована:
• отрицание грамматики, синтаксиса, правописания;
• новые ритмы ы, рифмы, размеры стиха;
• новые слова и новые темы;
• презрение к славе: "нам известны чувства, не жившие до нас. Мы новые люди новой жизни".
Футуристы осознавали себя представителями антикультуры и на этом пытались строить искусство будущего». Задумано было перестроить русскую словесность, освободиться от «слова как такового», разрушить синтаксис и грамматику в целях беспредельной свободы творца-поэта, изобретателя, фокусника, создать «заумный язык», который есть « грядущий мировой язык в зародыше».
Записать в тетради Краткая характеристика футуризма:
Возник в конце, ХIХ века, в России - с 1910-х годов;
цель - провозгласить и утвердить новое искусство, искусство будущего;
девиз: "А один говорил: «Дыр, бул, щыл!»
В ожидании гнева Господня".
Е.Рейн
характерные черты: разрушение традиций в языке, в форме произведения, желание
дать новое название вещам, словотворчество, коренные сдвиги в поэтическом синтаксисе и ритмике, внимание к звуковой стороне стиха.
-Актуален ли футуризм сегодня? Как вы считаете?
Идею футуризма сразу же подхватили “дикие звери” от живописи, получившие такое прозвище за приверженность диким цветовым и сюжетным сочетаниям.
Течение неофутуризма возникло в конце 1960-х — начале 1970-х годов, нашло выражение в дизайне, поэзии и архитектуре. Современному неофутуризму предшествовал стиль Арт-деко, который затем трансформировался в направление Гуги и в конце концов преобразился в Высокотехнологичную архитектуру. Так или иначе, но мечты неофутуристов о городах будущего уже начинают сбываться. Так уже к 2030 году собираются построить футуристичный город в Китае.
И конечно же футуризм успел проникнуть практически во все существующие жанрымузыки. Благодаря футуристам появились такие музыкальные направления как, конкретная музыка, нойз и дргие экспериментальные жанры.
Блиц-опрос:
1.Какую страну принято считать родиной футуризма? (Италия)
2. Какие поэты, именовавшие себя эгофутуристами, объединились в Петербурге вокруг издательства «Петербургский глашатай»?
(И. Северянин, И. Игнатьев, В. Гнедов)
3.Какие поэты в 1910 году выпустили первый свой сборник «Садок судей»? (Д. Бурлюк, В. Хлебников, В. Каменский)
4.Как назывался Манифест московских кубофутуристов, подписанный
Д. Бурлюком, А. Крученых, В. Маяковским, В. Хлебниковым?
(«Пощёчина общественному вкусу»)
5.Кто был самым крупным поэтом эгофутуризма? ( Игорь Северянин)
6. Какова настоящая фамилия Игоря Северянина? (Лотарёв)
7.Какой поэт в начале творческого пути был связан с футуристической группировкой «Центрифуга»? (Б. Пастернак)
8.Что означает слово «футуризм» в переводе с латинского языка? (будущее)
«Слово прекрасно само по себе», - считал один из создателей русского футуризма Давид Бурлюк. Футуристы называли свой язык – ЗАУМНЫМ ЯЗЫКОМ. Попытаемся провести исследование, что за особый язык использовали футуристы.
Для этого выполним следующее задание, с помощью символов, рисунков запишите стихотворение Велимира Хлебникова:
Бобэоби пелись губы,
Вээоми пелись взоры,
Пиээо пелись брови,
Лиэээй — пелся облик,е76н
Гзи-гзи-гзэо пелась цепь.
Так на холсте каких-то соответствий
Вне протяжения жило Лицо.
- Давайте рассмотрим что получилось (некоторые участники представляют свои работы).
- Кажется вы слышали одно и то же, но работы у всех получились разные. Скажите, что у вас вызвали эти строки? (ассоциации)
1.Итак, первая функция «Заумного языка» - это ассоциация.
Далее мы будем выполнять задание в течение 1 минуты по группам:
Первая группа с помощью звуков изобразит проходящий поезд;
Вторая - шуршание осенних листьев под ногами;
(работа групп, помощь преподавателя)
- Давайте заслушаем получившиеся работы…
- Я надеюсь, все услышали проходящий поезд?
- Когда ищите сочетание, чтобы звук соответствовал действию – это просто или сложно?
2.- Следующая функция заумного языка – передача действия.
-Попробуем передать действие:
Первая группа вы передаете действие работы лесоруба
Вторая группа – работу повара.
Как это можно представить?
- Прошу команды, что получилось?
- Были трудности? В чем?
3. - Василий Каменский написал стихотворение «Жонглер»
Згара-амба
Згара-амба
Згара-амба
Амб.
Амб-згара-амба
Амб-згара-амба
Амб-згара-амба
Амб.
Шар-шор-шур-шир.
Чин-драх-там-дззз.
Шар-диск
Ламп-диск
Брось-диск
Иск-иск-иск-иск.
Пень. Лень. День. Тень.
Перевень. Перемень.
Пок. Лок. Док. Ток.
Перемок. Перескок.
Рча-рча
Амс.
- Как вы думаете, что хотел передать нам Василий Каменский?
(Ритм) Передача ритма – это следующая функция языка футуристов.
- Футуристы говорили, что за заумным языком будущее. Чуковский, изучая творчество футуристов, говорил, что они обращались к опыту шаманов. Шаманы чтобы ввести человека в нужное состояние произносили определенную последовательность звуков, выводя человека за грань разумного, возвращая его к нулю. (Работа шамана - ролик)
- Очень хорошо написала на эту тему Татьяна Толстая в своем рассказе «Квадрат»
В 1913, или 1914, или 1915 году, в какой именно день — неизвестно, русский художник польского происхождения Казимир Малевич взял небольшой холст: 79,5 на 79,5 сантиметров, закрасил его белой краской по краям, а середину густо замалевал черным цветом.
Проделав эту простейшую операцию, Малевич стал автором самой знаменитой, самой загадочной, самой пугающей картины на свете — «Черного квадрата». Несложным движением кисти он раз и навсегда провел непереходимую черту, обозначил пропасть между старым искусством и новым, между человеком и его тенью, между розой и гробом, между жизнью и смертью, между Богом и Дьяволом. По его собственным словам, он «свел все в нуль».
- Это как раз то, о чём говорили футуристы: «Расправьте крылья – бескрылые существа, поднимитесь над миром и посмотрите, что мир состоит не только из белой и черной красок, а красок этих очень и очень много…»
-Вернемся к заумному слову. Как вы думаете что означает приставка за - в этом слове? (выход за пределы).
Футуристы пишут заумное слово, чтобы помочь человеку выйти за пределы разумного, рационального – открыть мир по-новому, взглянуть на него другими глазами.
-Перед вами на столе лежат стихи поэтов-футуристов, мы представим себя сегодня немного издателями. Попробуем оформить как бы небольшой футуристический сборник и представить его! Нужно придумать название сборника и оформить его титульный лист, проиллюстрировать стихотворения! Не бойтесь выходить «за пределы», попробуйте разбить стереотипы!
( Работа по оформлению, представление сборников)
Подводя итог обзору футуристичекого творчества можно смело сказать, что поэзия футуризма – самое значительное открытие в русской литературе XX века. Мы убедились, что поэты-футуристы точно знали, для чего пришли в этот мир, понимали свой менталитет и ясно представляли, свое место в этой жизни.
В.В.Маяковский лаконично и ярко выразил свое «я» следующих строчках в стихотворении «Кто ты, грядущий человек?»
Грядущие люди!
Кто вы?
Вот – я,
весь
боль и ушиб.
Вам завещаю я сад фруктовый
моей великой души!
Домашнее задание:
написать сочинение-эссе на темы: «Стоит ли бросать вызов обществу?», «Может ли поэзия изменить мир?»
- Выставление оценок по оценочным листам.
- Рефлексия (две картины)