СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка открытого урока "Витамины"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка открытого урока составлена в соответствии с рабочей учебной программой

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка открытого урока "Витамины"»

ЧУ уральский медицинский колледж «Максат»




Утверждено

Заместитель директора

по учебной работе

______ М.И. Трушкова




Методическая разработка открытого занятия

Тема занятия: Витамины.




По дисциплине «Профессиональный русский язык»


Для обучающихся І курса

Специальности 0301000 «Лечебное дело»


Квалификация0301013 «Фельдшер»




Рассмотрено Составила

На заседании цикловой методической комиссии Коцелл С.О.

№ 1 гуманитарных и социально-экономических дисциплин


Протокол 3от «18 » ноября 2016 г.



Председатель ЦМК № 1

________ Мустафиева Э.Б..








Одобрено

Методист колледжа _______ Коцелл С.О.








2016 г.



Тема занятия: Витамины. Предлог.


Вид занятия (тип урока): комбинированный

Формы и методы (методические приемы):

  • частично-поисковый;

  • индивидуальная работа;

  • групповая работа;

  • работа с научной литературой;

  • работа с таблицами, презентациями

Цели занятия:

учебная: сформировать общее представление о витаминах, познакомить учащихся с их классификацией и значением; на основе межпредметных связей с биологией раскрыть важнейшую роль витаминов для здоровья человека, дать понятие об авитаминозах, гиповитаминозах и гипервитаминозах на примере важнейших представителей водо- и жирорастворимых витаминов;

воспитательная: популяризация научных знаний;

развивающая: расширить знание учащихся и формировать представление об организме как о целостной взаимосвязанной и взаимозависимой системе.



Задачи занятия:

- развивать умения анализировать, устанавливать причинно-следственные связи между веществами и организмом, умения сравнивать обосновывать свою точку зрения, развивать способность к логическому мышлению;

- дать представление учащимся об истории открытия витаминов;

- познакомить учащихся с важнейшими представителями витаминов, их содержание в продуктах питания;

- показать значимость витаминов для здоровья человека и их роли в обмене веществ;

- разъяснять при каких условиях лучше сохраняются витамины в продуктах питания и лучше усваиваются организмом;

- сравнить природные и искусственные витамины;

- позволить учащимся определить присутствует ли у них витаминная недостаточность;

- дать характеристику продуктов питания по присутствию в них витаминов;

- научить применять теоретические знания на практике.

Межпредметные связи: Биология


Обеспечение занятия

Наглядные пособия: плакаты « Здоровье – это вершина, которую каждый должен преодолеть сам» В. Шененберг.; презентации; интерактивная доска.

Технические средства обучения: компьютер


Программа: Power Point (презентации)


Литература основная:

1. Утегенова К.Т. Практический курс русского языка. Учебное пособие для студентов неязыковых факультетов университетов.- Уральск, 2007

2. Жаналина Л.К. Практический курс русского языка.- Алматы, 2005

Литература дополнителная:






Ход занятия:


1.Оргмомент:.....................................................................................................................5 мин.

а) организация рабочей обстановки на занятии;

б) определение целей и задач занятия.

2.Актуализация опорных знаний по пройденным темам........................................20 мин.

3. Изложение нового материала................................................................................... 40 мин.

4. Закрепление знаний и умений по теме....................................................................20 мин.

5. Итоговый этап занятия:...............................................................................................5 мин.

а) задание на дом;

б) оценивание учащихся






































1. Оргмомент:....................................................................................................................5 мин.

а) организация рабочей обстановки на занятии.

- Здравствуйте, садитесь. Приготовьтесь к занятию.

б) определение целей и задач занятия.

Тема нашего урока – Витамины.

2. Актуализация опорных знаний по пройденным темам........................................20 мин.

3. Изложение нового материала....................................................................................40 мин.

1) Заполнение таблицы ЗХУ.

- А что вы знаете о витаминах? Запишите свои предложения в 1 столбик (студенты записывают в тетрадях, а затем читают свои предложения).

- А что бы хотели узнать нового о витаминах ? Запишите свои вопросы во 2 столбик. 3 столбик мы заполним после знакомства с новой информацией.


Знаю

Хочу узнать

Узнал(а)






А знаете ли вы, что витамины имеют свою историю?

В 1880 г. в Дерптском университете Николай Иванович Лунин исследовал две группы мышей. Первую группу он кормил натуральным молоком, а вторая получала в нужных количествах жиры, белки, углеводы. Через некоторое время обнаружилось, что мыши, получавшие молоко, чувствуют себя нормально, а вторая группа мышей погибла. Таким образом, возник вопрос: “Какие же вещества есть в продуктах питания, так необходимые для нормальной жизнедеятельности?” Через 16 лет после работы Н.И.Лунина, врач Эйкман исследовал заболевание у кур, напоминающее болезнь бери-бери. Он обнаружил, что в оболочках риса содержится какое-то вещество, необходимое для жизни. Когда добавляли эти оболочки риса в пищу – куры выздоравливали. В 1911 г. польский ученый Функ получил из отрубей риса кристаллы, раствор которых при введении больному бери-бери приводил к его быстрому выздоровлению. Функ назвал это вещество “Витамин”, от латинского слова “Вита” – жизнь, т.е. « жизненно важный амин»



В природе существует более 30 витаминов. Они систематизированы. Им даны буквенные обозначения: A, PP, B1, B2, B6, C, D и т. д. Каждый витамин участвует в определенных процессах в организме. Ученые выяснили, что их требуется очень мало, их нельзя запасти впрок, они должны поступать в организм постоянно из продуктов питания, т.к. практически не образуется в организме.

Словарная работа

Витамины – это органические вещества, которые требуются в очень малых количествах для протекания биохимических процессов в организме.

Авитаминоз – отсутствие витаминов в организме.

Гиповитаминоз- недостаток витаминов.

Гипервитаминоз – излишек витаминов в организме.

Витаминные средства - лекарственные препараты, действующими началами которых являются витамины или их аналоги.


2) Деление на минигруппы

Для дальнейшей работы нам нужно разделиться на минигруппы (студенты делятся на минигруппы).


3) Взаимообучение (студентам раздаются тексты)

Ваша задача: прочитать текст, выделить важную информацию, обсудить ее в своей группе.


Текст №1

Витамин А. (Ретинол)

По химическому строению близок к веществу каротину, содержащемуся в растениях (морковь, шпинат, помидоры, абрикосы). Превращения каротина в витамин А происходит в стенке кишки и печени. Витамин А входит в состав зрительного пигмента (родопсин), содержащегося в светочувствительных клетках сетчатки.

Значение для организма:

  • Усиливает остроту зрения

  • Укрепляет волосы, эпителий зубов

  • Стимулирует деятельность щитовидной железы.

  • Регулирует процесс образования новых клеток

  • Влияет на рост молодого организма.

Содержится в продуктах животного происхождения (печень, рыбий жир, молоко, сливочное масло, сметана, яйца, рыба). Может образовываться из каротина, содержащегося в помидорах, красном перце, облепихе, особенно в моркови. Суточная потребность 0,5-2,5 мг.



Текст №2

Витамины группы В (эта группа включает несколько витаминов В1, В2 и до В-12) Специфическая функция этой группы в том, что они образуют ферменты, осуществляемые многие важные реакции обмена веществ в организме: Витамин В1 (тиамин) укрепляет нервы ,участвует в обмене веществ, регулирует циркуляцию крови и кроветворение, работу гладкой мускулатуры, активизирует работу мозга. Содержится в орехах, апельсинах, хлебе грубого помола, мясе птицы, зелени.Суточная потребность 1, 4-2,4 мг. При недостатке - заболевание Бери-бери (поражение нервной системы, отставание в росте, слабость и паралич конечностей). Витамин В6 (пиридоксин) Участие в обмене аминокислот, жиров, работе нервной системы, снижает уровень холестерина. Содержится в сое, бананах, в морепродуктах, картофеле, моркови, бобовых. Суточная потребность 2,0-2,2 мг. При недостатке - анемия, дерматит, судороги, расстройство пищеварении. Витамин В 12 (цианокобальтамин) регулирует кроветворную функцию, работу мозга, усиливает иммунитет, участвует в кроветворении, нормализует кровяное давление. Содержится только в продуктах животного происхождения: печень, почки, яйца, молоко, сыр, соя, устрицы. Суточная потребность 2-5 мкг. При недостатке - злокачественная анемия и дегенеративные изменения нервной ткани.



Текст №3

Витамин С (аскорбиновая кислота)

Витамин С или аскорбиновая кислота, самый популярный из витаминов. Еще в то время, когда о нем ничего не было известно, врачи замечали, что у больных цингой, открываются старые раны, а новые плохо рубцуются. Сейчас мы знаем, что это связано с нарушением образования важного для заживления ран белка, который создаёт основу стенок кровеносных сосудов. При недостатке витамина С стенки сосудов становятся хрупкими, что приводит к кровоподтекам. В последние время ученые высказывают предположение, что этот витамин участвует в выведении из организма холестерина, который ведет к развитию атеросклероза. Доказано, что витамин С предотвращает образование в организме веществ, способных вызывать развитие раковых заболеваний.

  • Играет большую роль в процессах обмена веществ. Благоприятно действует на функции ЦНС.

  • .Оказывает омолаживающий эффект.

  • Укрепляет соединительную и костные ткани.

  • Повышает защитные силы, предохраняет от инфекций, обеспечивает устойчивостью организма к неблагоприятным условиям.

  • Стимулирует образование белка- коллагена, необходимого при заживлении ран.

Основной источник этого витамина – свежие овощи, фрукты, ягоды, зелень, шиповник, смородина, лимоны, квашеная капуста, помидоры, картофель, облепиха. 1 стакан сока черной смородины покроет суточную потребность витамина С или 50г петрушки. А вот яблочного сока надо выпить 5 литров. Потребность в витамине С велика. Для детей от 4 – 10 лет 50 – 60мг, а взрослые 60 – 80 мг. Табачный дым разрушает витамин, поэтому норма курильщика до 150 г. Недостаток витамина С (авитаминоз) ухудшает самочувствие, физическую и умственную работоспособность, снижает сопротивляемость к инфекционным заболеваниям. Самое характерное заболевание, связанное с гипофункцией (недостатком) Витамина С- цинга.

Текст №4



Витамин Д (кальциферол)

В значительных количествах витамин Д содержится в рыбьем жире. Он может образовываться в организме человека под влиянием ультрафиолетовых лучей. Витамин Д участвует в обмене кальция и фосфора, образуется в коже человека под влиянием ультрафиолетовых лучей. Содержание в продуктах. Больше всего в печени, яичном желтке, в сливочном масле. Суточная потребность 2,5-10 мкг. Отсутствие витамина Д вызывает у детей заболевание, называемое рахитом. Кости рахитичных детей содержат недостаточно кальция и фосфора. Это приводит к искривлению костей конечностей, появлению на ребрах хорошо заметных утолщений, деформации грудной клетки. Такие дети восприимчивые к различным заболеваниям. Лучшим средством предупреждения и лечения рахита является употребление пищевых продуктов, содержащих витамин Д, а также пребывание детей на солнце. По исследованиям ученых оказалось, что уровень витамина Д у городских жителей, живущих в центре города ниже, чем у тех, кто живёт на окраине. Причиной является загазованность воздуха (автомобильные выхлопы, выбросы газов). Всё это может вызывать авитаминозы, особенно у маленьких детей. У людей живущих на Крайнем севере из-за полярной ночи возникает недостаток инсоляции- облучение человека солнечными лучами Ослабляется структура костей, появляются боли в суставах и костях.


Текст №5

Витамин Е (токоферол)

«Токоферол» от греческого «деторождение». Не случайно его так называют, и это по праву. Именно этот витамин улучшает деятельность половых клеток, мышц, печени, нервной ткани. Повышает защитные функции организма, замедляет процесс старения. Очень важен для кожи. Содержится в молоке, зародышах пшеницы, растительном масле, листьях салата, мясе, печени, масле. Суточная потребность 8-15 мг. При гипофункции наблюдается мышечная слабость, и нарушается процесс свёртывания крови.

Жуткая история кочует из сказки в сказку у многих народов мира. Чтобы продлить молодость, злые колдуны в этих сказках поедали младенцев. В 20 веке западные учёные подтвердили, что из эмбрионов (зародышей) можно получать препараты, обладающие мощным омолаживающим эффектом. Человечество не могло идти по этически сомнительным путям. Но зародыши есть не только у человека, но и у растений. И они обладают мощной биологической активностью. Это масляные витамины получили название - «Виардо». Это имя женщины, которая прославилась, тем, что ела по утрам проростки пшеницы, и до самой старости оставалась молодой и обладала завидным здоровьем.



Витамины должны поступать в организм постоянно и в определенных количествах. Однако их содержание в пищевых продуктах колеблется, эти колебания связаны с сезонными изменениями состава пищевых продуктов, с длительностью хранения овощей и фруктов от момента созревания до употребления в пищу. Большую роль в сохранении витаминов играет и правильное приготовление пищи.



4) Вопросно – ответная беседа:



5) Сообщение «Как сохранить витамины в пище?»

Для сохранения витаминов в пищевых продуктах нужно следовать следующим рекомендациям:

-стараться использовать в пищу овощи, фрукты, зелень, не подвергавшиеся длительному хранению;

-не подвергать продукты излишней температурной обработке;

-при варке опускать продукты в кипящую воду и готовить только в закрытой посуде;

-использовать для приготовления и хранения пищи химически инертную посуду (эмалированную, из нержавеющей стали, тефлоновую, керамическую, фарфоровую);

-правильно хранить продукты (овощи, зелень, фрукты - в холодильнике, растительное масло - в темном помещении, крупы - в прохладном сухом месте и т.п.), учитывая сроки хранения каждого продукта.

Содержание витаминов в продуктах может существенно меняться. Так, при кипячении молока количество содержащихся в нем витаминов значительно снижается. После трех дней хранения продуктов в холодильнике теряется 30% витамина С (при комнатной температуре этот показатель составляет 50%). При термической обработке пищи теряется от 25% до 90-100% витаминов. На свету витамины разрушаются (витамин В2 очень активно), витамин А подвержен воздействию ультрафиолетовых лучей.

Овощи без кожуры содержат значительно меньше витаминов. Высушивание, замораживание, механическая обработка, хранение в металлической посуде, пастеризация снижают содержание витаминов в исходных продуктах. Содержание витаминов в овощах и фруктах очень широко варьирует в разные сезоны.



6) Презентация «Содержание витаминов в продуктах питания»

Ваши однокурсники проделали огромную поисково - исследовательскую работу о содержании витаминов в продуктах питания, ими были исследованы широко потребляемые продукты питания и свою работу они предоставят нам в виде презентации.



7) Ролевая игра

Важную роль в обеспечении организма витаминами традиционно отводят обогащению рациона свежими овощами и фруктами. Однако их потребление неизбежно имеет сезонные ограничения. Наиболее эффективным методом коррекции витаминной обеспеченности человека является регулярный прием витаминных препаратов. Сегодня мы пригласили на наш урок людей, профессии которых связаны непосредственно с витаминами: фармацевта, витаминолога и косметолога.

Фармацевт: Естественные витамины – биологический комплекс, он имеет особую структуру и естественно связан с другими веществами. но даже летом и осенью витамины, содержащиеся в свежих продуктах, не могут обеспечить потребности организма. Искусственный витамин – это кристалл, который становится активным только в том случае, если приобретет пространственную структуру естественного витамина, как правило, лишь небольшая часть принимает структуру природного витамина, «остаток» оседает на стенках сосудов, что ведёт к их повреждению.

Витаминолог: Приём витаминов должен вестись с учётом пола, возраста, общего состояния организма, работы, режима питания, после консультации врача все витаминные препараты принимать только во время или после еды, так они лучше всасываются в желудке и тонкой кишке.

Все витамины делятся на моновитамины - содержат только один какой - то витамин-(например, только а) и поливитамины - содержат несколько групп + мин. соли. Все поливитамины лучше не разжёвывать, а глотать, запивая водой, а вот таблетки аскорбиновой кислоты с глюкозой можно сосать. В зимне - весенний период, когда рацион беден овощами и фруктами, даже практически здоровым людям желательно принимать препараты, содержащие аскорбиновую кислоту до 70 мг в сутки. Людям среднего и пожилого возраста назначают – ундевит, беременным и кормящим - гендевит (он содержит вит. d) Следует знать, что витаминные препараты, принятые в избытке могут вызвать отравление в организме. Детям не разрешайте есть витамины как лакомство. Принимайте витамины только по указаным дозам!

Косметолог: Что значит каждый витамин для кожи?

Витамин А ускоряет отшелушивание отмерших роговых клеток, делает кожу более гладкой и эластичной. Этот витамин особенно необходим сухой коже.

Витамин Е является антиоксидантом, т.е. препятствует окислительным процессам, ведущим к преждевременному старению, и нейтрализует так называемые свободны радикалы- агрессивные компоненты окружающей среды. Витамин Е обладает высокой проникающей способностью и без особых трудностей достигает глубоких слоев кожи. Косметические средства с этим витамином способствуют увлажнению кожи и являются легким фильтром ультрафиолетовых лучей. Витамин С- самый дефицитный для кожи,

т. к. снабжение им ухудшается вследствие физических и психических стрессов. Он играет важную роль в образовании коллагена и укреплении кожной ткани. Недостаток витамина С приводит к преждевременному старению и высыханию кожи. Витамин К сдерживает развитие воспаления, уменьшает отеки. Часто препараты с этим витамином используют для наружного лечения кожных пигментации. Витамин F содержится в основном в растительных маслах. Недостаток его приводит к шелушению кожи. Особенно эффективен для возрастной, увядающей кожи.

Мы с вами узнали на уроке много интересного и полезного о витаминах, теперь знаете какие витамины содержат продукты питания, как предупредить авитаминоз и гиповитаминоз, но часто мы и не подозреваем о нехватке витаминов в нашем организме, давайте попробуем выяснить состояние нашего драгоценного организма, ответив на вопросы теста « Есть ли у вас авитаминоз».



8) Тест «Есть ли у меня авитаминоз» (презентация)

1. Весной вы обычно простужаетесь чаще, чем осенью и зимой? А – да Б- нет

2. Весенние простуды вы переносите тяжелее, чем осенние и зимние? А – да Б – нет

3. Вы тяжелее засыпаете и просыпаетесь весной, чем в другие времена года. А – да Б – нет

4. Свойственными ли вам весной раздражительность, утомляемость? А – да Б – нет

5. Кожа и волосы так же хорошо выглядят в марте, как летом, осенью? А – да Б – нет

6. Не возникают ли весной проблемы с пищеварением? А – да Б – нет

7. Часто ли весной вам приходится снижать физическую нагрузку? А – да Б – нет

8. Вы предпочитаете термически обработанную пищу свежим овощам? А – да Б – нет

9. Каждый день у вас на столе бывает зелень? А – да Б – нет

10. Вы много времени проводите на свежем воздухе? А – да Б – нет

Результаты теста

За каждый ответ «А - Да » - 1 балл,

за каждый ответ «Б - Нет » - 0 баллов

0 баллов. Вы – идеальный человек! На вас следует равняться.

1 – 2 балла. Риск авитаминоза невысок.

3 – 5 балла. Небольшой витаминный голод налицо.

6 – 8 баллов. Авитаминоз – фон вашей жизни.

9 – 10 баллов. Кардинально измените свой образ жизни




4. Закрепление знаний и умений по теме.....................................................................20 мин.


Задание 1. Используя тексты, заполните таблицу «Витамины».


Витамин (буква и название)


Функция


Основные источники






Задание 2. «Витаминное домино»

5. Итоговый этап занятия:...........................................................................................5 мин.

Хочу закончить занятие словами В. Шененберга «Здоровье – это та вершина, которую каждый должен преодолеть сам».

а) задание на дом;

б) оценивание учащихся.