СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка открытого занятия из цикла "Легенды стран мира" - Стилизация ветки граната.

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка открытого занятия «Стилизация ветки граната» из цикла занятий «Легенды стран мира»» разработана с использованием инновационных методов и технологий, способствующих повышению уровня мотивации к изучению изобразительного искусства.  В данной разработке представлена возможность использования на занятиях изобразительного искусства образовательного путешествия, способствующего расширению предметных знаний, формирование коммуникативных, познавательных, регулятивных учебных действий, способствует повышению интереса не только к предмету, но и культурному наследию.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка открытого занятия из цикла "Легенды стран мира" - Стилизация ветки граната.»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр дополнительного образования «Надежда»»







Методическая разработка открытого занятия

Тема: «Стилизация ветки граната» из цикла «Легенды стран мира»






Автор: Овсяникова Ольга Викторовна - педагог дополнительного образования.

Направленность: художественное

Возраст детей: 9- 17 лет

Место реализации методической разработки: пгт. Айхал Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования «Надежда»», объединение «Студия изобразительного искусства «Палитра».











п. Айхал, 2024 г.




Аннотация



Методическая разработка открытого занятия «Стилизация ветки граната» из цикла занятий «Легенды стран мира»» разработана с использованием инновационных методов и технологий, способствующих повышению уровня мотивации к изучению изобразительного искусства. В данной разработке представлена возможность использования на занятиях изобразительного искусства образовательного путешествия, способствующего расширению предметных знаний, формирование коммуникативных, познавательных, регулятивных учебных действий, способствует повышению интереса не только к предмету, но и культурному наследию. Это инструмент позволяющий кардинально изменить модель обучения, перейти от изложения информации, подкреплённой наглядными образами, к духовным странствиям, открывающим возможности для самообразования и самосовершенствования личности

Актуальность данного материала определяется развитием современного общества и неразрывно связано с «погружением в культуру», освоения культурных смыслов и закономерностей, языков культуры, что, в конечном итоге, позволяет через узнавание чужого и незнакомого обрести самого себя, определить собственное место в мире.

Безграничный познавательный интерес современного ребенка успешно реализуется через организацию образовательного путешествия.

Образовательное путешествие, как правило, состоит из трёх взаимосвязанных этапов:

- подготовка к путешествию;

- работа на маршруте;

- подведение итогов путешествия (защита)





























Тема занятия: Гранат из цикла «Легенды стран мира»


Цель занятия: выполнить стилизацию по заданию с использованием основных приёмов и средств

Задачи:

  1. Познакомить обучающихся с основными принципами, средствами и приёмами стилизации;

  2. Нацелить обучающихся к выполнению творческой работы на использование приёмов стилизации.

  3. Воспитывать внимательность, эстетический вкус.

  4. Способствовать достижению личностных результатов;

  5. Содействовать развитию самостоятельности в поиске решения изобразительных задач

  6. Способствовать развитию интеллектуально-эвристических способностей, творческих способностей, способности переноса имеющихся знаний на новые ситуации.

Тип занятия: изучение нового материала

Форма работы: групповая, индивидуальная

Планируемый результат.

Предметный - применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ.

Личностные: формировать уважительное отношение к культуре и искусству.

Межпредметные: мировая – художественная культура, искусствоведение, история

- художественно-эстетическое познание действительности как способности ребенка к вычленению в явлениях действительности и искусства, качеств, свойств, порождающих художественно-эстетическое переживание;

- процесс восприятия произведений искусств направлен на понимание и переживание художественного образа и выделение средств выразительности, что побуждает детей к сравнению различных произведений искусств и сопоставлению их с реальным миром;

- разнообразие видов восприятия и собственной творческой деятельности подводит детей к пониманию многообразия явлений художественной культуры и окружающей жизни каждого человека;

- художественное восприятие как развитие способностей ребенка помогает входить ему в мир художественной культуры и порождать новые культурные миры на основе собственного восприятия;

- способность к художественному восприятию формируется и развивается у детей не только в художественно-творческой деятельности, но и в процессе активного взаимодействия - общения с искусством и его художественными образами; созидание в процессе творческой деятельности способствует непрерывному познанию окружающего мира ребенком через художественные образы в искусстве;

- совершенствование опыта художественного восприятия является ключевым инструментом познания детьми искусства

Учебно-материальное оснащение:

- Компьютер;

- экран;

Материально-дидактическое оснащение:

  1. Презентационные слайды,

Литературный ряд: восточная легенда о гранате.

Зрительный ряд: презентация с изображениями героев легенды, карты и этапов образовательного путешествия, приемов стилизации.

Музыкальный ряд: Позитивная зарядка для школьников СССР.

Художественные материалы: бумага (А3), акварель, набор кистей, карандаш, ластик, линер, малярный скотч;

Методы и приёмы обучения:

инновационный современный метод - образовательное путешествие

метод словесный рассказ, беседа;

наглядный метод ПК, экран, презентация;

практический метод – выполнение задания на закрепление изученного материала;

методы стимулирования учебной деятельностиформирование интереса, создание ситуации новизны, поощрение.


Используемые педагогические технологии:

  • личностно-ориентированные;

  • здоровьесберегающие технологии;

  • информационно-коммуникационные технологии (технология создание презентации)


Межпредметные связи: история и культурология

Этапы занятия:

  1. Организационный момент

Проверить явку и готовность обучающихся к занятию.

Проверить психологический настрой воспитанников на предстоящее занятие.

  1. Актуализация знаний

- Здравствуйте ребята! Сегодня я хочу обратить ваше внимание на предмет, который станет темой нашего занятия. И — это гранат. О гранате существует много легенд и с одной мы с вами познакомимся. Эта легенда повествует о том, как гранат стал символом бескорыстной и преданной любви. Жили-были на свете юноша и девушка. Очень они любили друг друга, и родители одобрили их выбор, состоялось обручение, и молодые отправились к святому месту. Но не понравилось это злому духу, жившему неподалёку, вызвал он ураган, который подхватил влюблённую пару и унёс далеко от родных мест. Оказались они в пустынном месте, где ни звериных троп, ни птичьих песен, ни трав, ни ручьёв многоголосых. Отправились они в путь, пытаясь найти дорогу к родному дому. Ребята, я предлагаю вам присоединиться к их путешествию. Перед вами лежит конверт, откройте его пожалуйста. В нем находиться карта с отмеченными остановками и прономерованные конверты.

И так остановка №1 «Теплая и холодная гамма цветов»

Все мы знаем, что цвета различаются по насыщенности, по яркости и по температуре.

- По температуре цвета делятся на теплые и холодные. Рудольф Арнхейм предложил свою теорию, которая многим показалась очень интересной. Он считал, что любой цвет в своём цветовом тоне может быть холодным или тёплым. Скорее можно говорить о «теплее – холоднее», т.е. об оттенках цвета при сравнении их с «нейтральными» чистыми. Вам необходимо выполнить выкраску холодной и теплой гаммы одного нейтрального цвета. На обороте листа будет указан какой цвет вам выпал. На выполнение задания 10 мин.

- Ребята, время истекло и проверить свои работы вы можете, сравнив с данным слайдом (Слайд №)

- После недолгого отдыха юноша и девушка отправились дальше в путь. Перед вами конверт под номером №2 и мы попали с вами на вторую остановку «Композиция»

- В изобразительном искусстве композиция – это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением. В художественной деятельности процесс создания произведения можно назвать сочинением композиции. В основе композиционного построения лежат композиционные принципы и законы: принцип целесообразности, принцип единства сложного, обеспечивающий целостность произведения, принцип доминанты, соподчинение частей в целом (группировка), принцип динамизма, принцип равновесия. Вам необходимо выполнить композицию ветки граната с предложенным набором выразительных средств: основные элементы изобразительного языка (линия, точка, пятно). На слайде указаны основные элементы. На выполнение задания 10 мин.

3. Изучение нового материала.

- Немного отдохнув девушка и юноша вновь отпарились в путь. Долго они шли, но устав присели. Во мы и попали еще в одну точку нашего путешествия и называется она «Стилизация».

- Итак, «стилизация» один из главных приёмов, используемых во всех областях, связанных с изобразительным искусством: живописи, скульптуре, графике, фотографии, кинематографе, мультипликации, анимации, дизайне. Ее основная функция заключается в упрощении, абстрагировании и трансформации объектов с целью наполнить образ новыми смыслами.

Задачи стилизации:

У стилизации много художественных задач. Вот основные из них.

- Воплощение творческого видения. Автор проявляет собственный уникальный стиль, выражая свои переживания, чувства и эмоции.

- Эстетическое воздействие. Основная задача здесь — произвести впечатление на зрителя, передать ему определенное настроение или образ, погрузить в особую атмосферу.

- Подчеркивание стиля, эпохи или культуры. Стилизацию часто используют для точного изображения или имитации элементов того или иного исторического периода, например европейского Средневековья, эпохи барокко или советского конструктивизма. 

- Противопоставление традиционным художественным приемам и образам. Для этого в стилизации чаще всего используется абстрагирование и упрощение, которые часто настолько сильно искажают изображаемый объект, что он становится неузнаваемым. 

- Улучшение считываемости образа и узнаваемости. Эта функция характерна, прежде всего, для стилизации в современном графическом дизайне, брендинге, иллюстрации и анимации. С помощью стилизации создают узнаваемые логотипыфирменный стиль, упаковки, мерч и др

Чтобы стилизовать какой-то предмет в первую очередь нам необходимо выделить его основные характерные черты. И только после того, как эти черты будут найдены, мы можем приступать к работе над стилизацией.

Когда мы стилизуем какой-либо предмет, например, природную форму, животного, то мы будем использовать в своей работе определённые приёмы.

Существуют основные средства и приёмы стилизации:

  • Силуэт;

  • Геометризация (геометрические фигуры);

  • Линия;

  • Орнаментальные украшения и декор;

  • Связь с фоном;

  • Трассировка (точка/штрих);

  • Стилизация под художника, какую-либо эпоху, народность;

Давайте немного поговорим о каждом приёме по отдельности. Итак, силуэт, что же это такое? Силуэт — это плоскостная форма, может быть выполнена как чёрное на белом или белое на чёрном (показ наглядного пособия, таблиц с примерами).

«Силуэт» ‑ это отличное средство художественной выразительности. С помощью одних только пятен уже можно создать полноценное произведение искусства. Именно с силуэта нужно начинать работу над сложной картиной.

Следующий приём стилизации — это геометризация (геометрические фигуры). Геометризация упрощение формы конструкции предмета до простых геометрических фигур или плоскостей близких по очертанию. Мы уже знаем, что в основе любой сложной формы присутствуют простые геометрические тела (квадрат, треугольник, шар) и комбинации таких тел. Нужно помнить, что, прежде чем приступить к изображению любого объекта, необходимо проанализировать, из каких геометрических форм он состоит. Например, при изображении чайника, следует представить его форму в виде простейших геометрических тел: основное тело — это прямоугольник, носик — усеченный конус и т.д.

Линия. Одним из основных изобразительных средств является линия. Линия может быть тонкая, толстая, кривая, волнистая, прерывистая. Чаще всего линейная стилизация используется в портрете, логотипах.

Орнамент. Орнамент (украшение) это узор, построенный на ритмическом повторении геометрических элементов, например, растительных или животных мотивов. Применяется для оформления разнообразных вещей (предметов быта, мебели, одежды, и т.д.), архитектурных сооружений.

Связь с фоном. Стилизуем изображение, например, используя линию и пятно, эти же средства мы выносим и на фон.

Трассировка (точка/штрих). При стилизации изображения мы используем исключительно эти средства (точка или штрих). Важно помнить об их свойствах (толщена, прозрачность, размер).

И наконец, стилизация под художника. (просмотр презентации) При выполнении данного приёма стилизации необходимо внимательно изучить особенности стиля, а потом применить его в других объектах.

Существуют основные принципы стилизации:

- превращение объёмной формы в плоскостную;

- упрощение или наоборот усложнение формы;

- обобщение формы с изменением абриса;

- обобщение формы в её границах;

- применение цвета, фактуры.

4. Практическая работа. Выполнение задания

- Ну что ж мы в месте с героями отправляемся дальше в путь. Долго шли по пустыне влюбленные и совсем выбились из сил. И наша остановка называется «Стилизация ветки граната». Ребята, а вы не устали? Прошу всех встать и выполнить небольшую зарядку. (выполнение упражнений). Отдохнули? Тогда вернемся к нашему путешествию. Обессиленная девушка уснула, и парень смежил веки и увидел то ли сон, то ли явь - предстал перед ним кто-то и говорит: "Вдвоём вам не спастись, убей её, и я выведу тебя из заколдованного места". Но юноша решил, что если выжить суждено одному из них, то пусть живёт любимая, пронзил он свою грудь кинжалом и, умирая, прошептал: "Будь счастлива, выходи замуж и роди много детей". Но юноша не умер, превратился он в гранатовое дерево.

- Вот мы подошли к заключительному этапу путешествия и вам необходимо выполнить последнее задание на сегодня. Эта практическая работа по стилизации выполненной вами композиции ветки граната. Вам потребуется акварель, акварельная бумага, кисти, линер, ластик и карандаш.

- Задание: выполнить стилизацию ветки граната используя изученные на занятии приёмы стилизации: силуэт, линия, пятно и т.д., температуру цветовой гаммы, выполненной ранее.

(выполнение задания)

- И как только девушка, рыдая, сорвала гранатовый плод, чары рассеялись, нашла она путь домой. Вышла замуж и родила много детей, как просил её любимый. И жила она долго, так долго, что дождалась праправнуков и всем наказала растить гранатовые деревья. Разошлись по свету её потомки, а с ними и гранатовые деревья. Вот так закончилась эта история.

5. Подведение итогов, рефлексия

-Итак, подведём небольшой итог. Сегодня мы с вами познакомились с понятием «стилизация», вспомнили одну из характеристик цвета, а именно температура, выполнили композицию ветки граната и стилизацию.

- Ребята надеюсь, что вам понравилось наше путешествие! Готовы ли вы снова отправиться в такое же увлекательное странствие?

- Ребята скажите пожалуйста, было ли вам интересно в нашем путешествии? Какие задания вас более впечатлили? Почему?

- Было ли трудно выполнять задание? С какими трудностями вы столкнулись? Кто может дать определение стилизации? Где применяется стилизации? Что важно в процессе стилизации?

- Ребята всем большое спасибо, до свидания!