СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка открытого занятия по дисциплине: Основы бухгалтерского учета

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Счета и двойная запись. План счетов

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка открытого занятия по дисциплине: Основы бухгалтерского учета»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Волгоградский колледж машиностроения и связи»






Методическая разработка открытого занятия

по дисциплине: Основы бухгалтерского учета



Тема урока: Счета и двойная запись. План счетов





Разработчик: Родионова М.А.














г. Волгоград, 2022 г.


Занятие сочетает в себе различные виды (лекция; беседа; практикум с элементами деловой игры).

В качестве основных элементов комбинированного занятия, составляющих его методическую подструктуру, являлись:

а) организация студентов к занятиям;

б) повторение и проверка знаний студентов, выявление глубины понимания и степени прочности всего изученного на предыдущих занятиях и актуализация необходимых знаний и способов деятельности для последующей работы по осмыслению вновь изучаемого материала на текущем уроке;

в) введение учебного материала и организации работы студентов по его осмыслению и усвоению;

г) первичное закрепление учебного материала и организация работы по выработке у студентов умений и навыков применения знаний на практике;

д) выдача домашнего задания и инструктаж по его выполнению;

е) подведение итогов занятия с выставлением поурочного балла, оценки за работу отдельным студентам на протяжении всего занятия.

На занятии использовались методы обучения: словесный (рассказ-объяснение, беседа), наглядный (презентация PowerPoint), активный (тестирование), практический (выполнение заданий).

Цель урока:

1. обучающая:

- дать определение понятию «счета бухгалтерского учета»;

- определить структуру активного и пассивного счета;

- дать определение и характеристику бухгалтерским проводкам, объяснить методику их составления на основании хозяйственных операций;

2. развивающая:

- развить внимательность и логическое мышление при составлении и обосновании бухгалтерских проводок;

- развить память (запоминание счетов), грамотную профессиональную речь;

- сформировать навык составления бухгалтерских записей,

- развить навыки самостоятельной работы обучающихся;

3. воспитательная:

- воспитать чувство ответственности при выполнении практического задания;

- сформировать интерес к будущей профессиональной деятельности и стремление к приобретению профессиональных навыков.

Предприятия каждый день могут совершать много операций. Для наблюдения и контроля за ними объекты учета необходимо группировать по экономически однородным признакам.

Это достигается при помощи счетов бухгалтерского учета, которые являются способом регистрации средств и операций с ними и служат для текущего отражения изменений, происходящих в хозяйственных средствах и источниках их формирования. На счетах операции фиксируются в денежном измерителе, а при необходимости используются натуральные и трудовые измерители. Все изменения, происходящие со средствами увеличивают их или уменьшают. С целью отделения учета увеличения и уменьшения бухгалтерские счета разделены на две части дебет и кредит.

Бухгалтерская проводка - это запись хозяйственной операции способом двойной записи.

Двойная запись – это отражение хозяйственной операции на двух и более счетах. По дебету одного счета и по кредиту другого счета в одной и той же сумме.

Прежде чем начать составление бухгалтерских проводок следует обзавестись Планом счетом бухгалтерского учета.

План счетов бухгалтерского учёта представляет собой список, систематизированный на основе экономического содержания каждой входящей в его состав позиции. Действующий перечень является обязательной основой для составления рабочего плана счетов всех организаций, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации и ведущих учёт по методу двойной записи. 

В презентации PowerPoint помимо схем бухгалтерских счетов рассматривается пошаговый алгоритм составления бухгалтерских проводок.

Определяются, какие два счета задействованы в операции (их названия).

Определяются номера этих счетов по плану счетов.

Определяются, какие это счета активные или пассивные. Активные счета – это счета имущества, а пассивные – счета источников образования имущества.

Определяется, что происходит со счетами: увеличиваются они или уменьшаются.

Если выясняется, что активный счет увеличивается в ходе операции, его нужно поставить в дебет, а если уменьшается, то в кредит. Пассивный счет наоборот, увеличение в кредит, а уменьшение в дебет. В результате получается бухгалтерская проводка, в которой один счет будет записан по дебету, а другой по кредиту.

Используя данный алгоритм, можно легко и быстро освоить составление бухгалтерских проводок, главное здесь - это больше тренироваться и составлять как можно больше бухгалтерских проводок.

Во время занятия студенты выполняют задания по закреплению материала, представленного в презентации, карточках-заданиях.

В конце занятия подведены итоги урока с выставлением поурочного балла. Студентам вручены сертификаты, подтверждающие активное участие в открытом уроке по основам бухгалтерского учета.









































Открытый урок по основам бухгалтерского учета

по теме: «Счета и двойная запись»

Вид урока: урок смешанный, т.е. сочетание различных видов на одном уроке (урок-лекция; урок-беседа; урок-практикум).

Тип урока: комбинированный

В качестве основных элементов комбинированного урока, составляющих его методическую подструктуру, являются:

а) организация студентов к занятиям;

б) повторение и проверка знаний студентов, выявление глубины понимания и степени прочности всего изученного на предыдущих занятиях и актуализация необходимых знаний и способов деятельности для последующей работы по осмыслению вновь изучаемого материала на текущем занятии;

в) введение учебного материала и организации работы студентов по его осмыслению и усвоению;

г) первичное закрепление учебного материала и организация работы по выработке у студентов умений и навыков применения знаний на практике;

д) задавание домашнего задания и инструктаж по его выполнению;

е) подведение итогов занятия с выставлением поурочного балла, оценки за работу отдельным студентами на протяжении всего урока.

Метод обучения: словесный (рассказ-объяснение, беседа), наглядный (презентация PowerPoint), активный (тестирование), практический (выполнение заданий по письменной инструкции)

Цель урока:

  • обучающая:

- вспомнить понятие «счета бухгалтерского учета»;

- вспомнить структуру активного и пассивного счета;

- дать определение и характеристику бухгалтерским проводкам, объяснить методику их составления на основании хозяйственных операций;

  • развивающая:

- развить внимательность и логическое мышление при составлении и обосновании бухгалтерских проводок;

- развить память (запоминание счетов), грамотную профессиональную речь;

- сформировать навык составления бухгалтерских записей,

- развить навыки самостоятельной работы обучающихся;

  • воспитательная:

- воспитать чувство ответственности при выполнении практического задания;

- сформировать интерес к будущей профессиональной деятельности и стремление к приобретению профессиональных навыков.

Урок нацелен на:

  • формирование общих (ОК) компетенций:


Код

Наименование результата обучения

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество


  • профессиональных (ПК) компетенций:



Код


Наименование результатов практики

ПК 1.4.

Формировать бухгалтерские проводки по учету имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета

ПК 2.1

Формировать бухгалтерские проводки по учету источников имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета

ПК 3.1.

Формировать бухгалтерские проводки по начислению и перечислению налогов и сборов в бюджеты различных уровней

ПК 3.3.

Формировать бухгалтерские проводки по начислению и перечислению страховых взносов во внебюджетные фонды

ПК 4.1.

Отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учёта имущественное и финансовое положение организации, определять результаты хозяйственной деятельности за отчётный период.




Комплексно-методическое обеспечение:

  • Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финан­сово-хозяйственной деятельности организаций (утверждена приказом Минфи­на России от 31.10.2000 № 94 н, в ред. от 08.11.2010 № 142н).

  • Кувшинов М.С. Бухгалтерский учет. Экспресс-курс : учебное пособие / Кувшинов М.С. — Москва : КноРус, 2021. — 311 с.

  • Презентация PowerPoint (лекция; задания и инструктаж по их выполнению).

  • Карточки-задания(приложение 3-7)

  • Карточки-тесты (приложение 1,2)

  • Практическое задание (приложение 1)

  • Памятка «Общая методика составления бухгалтерских проводок». (приложение 8)

  • Контрольные вопросы (приложение 10)

Структура занятия

ЭТАПЫ

Дидактические задачи

Показатели реального результата
решения задачи

1

 

 

Организация начала занятия.

Подготовка студентов к работе на занятии.

Полная готовность группы и оборудования, быстрое включение студентов в деловой ритм.

2

 

 

Подготовка к основному этапу занятия:

постановка цели ; актуализация знаний и практических умений.

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений.

Готовность студентов к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.

3

 

 

Повторение учебного материала, в том числе и объяснение


Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения.

Активные действия студентов с объемом изучения; использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.

4

 

 

Первичная проверка понимания.

Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция.

Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у студентов.

5

 

 

Закрепление знаний и способов действий

Обеспечение усвоения знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации.

6

 

 

Контроль и самопроверка знаний.

Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции.

Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения.

7

 

 

Подведение итогов занятия.

Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

Адекватность самооценки студента оценке преподавателя. Получение студентами информации о реальных результатах учения.

8

 

 

Информация о домашнем задании.

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей

Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития.



























































Приложение 1

СИСТЕМА СЧЕТОВ И ДВОЙНАЯ ЗАПИСЬ

Практическое занятие

Цель занятия — усвоение порядка отражения на счетах бухгалтерского учета хозяйственных операций

Данные для выполнения задачи

Бухгалтерский баланс ОАО «Кедр» на 1 января 2020 г.

Актив

Сумма, руб.

Пассив

Сумма, руб.

I Внеоборотные активы


III Капитал и резервы


01-Основные средства

930 000

80-Уставный капитал

870 000

Итого по разделу I:

930 000

Итого по раздел III:

870 000

II Оборотные активы




10-Материалы

32 000

V Краткосрочные обязательства


50-Касса

1 000

70-Расчеты по оплате труда

102 000

51-Расчетные счета

149 000

60-Расчеты с поставщиками и подрядчиками

140 000

Итого по разделу II:

182 000

Итого по разделу V:


Баланс

1 112 000

Баланс

1 112 000



Хозяйственные операции ОАО «Кедр» в январе 2020г.



Содержание хозяйственной операции

Сумма, руб.

Дебет

Кредит

1

Поступили от поставщиков материалы

46 000



2

Перечислено с расчетного счета в погашение задолженности поставщикам за материалы

154 000



3

Отпущены со склада в производство материалы

35 000



4

Выдано из кассы под отчет на хозяйственные расходы

46 000



5

Поступили в кассу с расчетного счета в кассу денежные средства для выплаты заработной платы

202 000



6

Выдана из кассы заработная плата работникам организации

102 000



7

Зачислен на расчетный счет краткосрочный кредит банка

330 000



8

Выпущена из производства и сдана на склад готовая продукция

20 000




ИТОГО:

935 000















Приложение 2

Карточка №1

Выберите правильный ответ на тест



  1. Как определить активность счета?

Ответы:

    1. По экономическому содержанию активной части баланса, дебетовому сальдо.

    2. По журналам–ордерам, вспомогательным ведомостям, балансу.

    3. По отчетности, по плану счетов бухгалтерского учета, по перечню счетов аналитического учета.

    4. По связи показателей между синтетическими и аналитическими счетами, оборотной и шахматной ведомости.

  1. Как определить пассивность счета?

Ответы:

    1. По назначению счета, кредитовому обороту, пассивной части баланса.

    2. По кредитовому сальдо, по экономическому содержанию, дебетовому обороту.

    3. По Главной книге, оборотной ведомости, активной части баланса.

    4. По источникам образования имущества, пассивной части баланса, кредитовому сальдо.

  1. Определите правильный порядок записи на активном счете? Ответы:

    1. На активном счете Сн записывается в кредит, увеличение в дебет, уменьшение – в кредит.

    2. На активном счете Сн записывается в кредит, увеличение – в кредит, уменьшение – в дебет.

    3. На активном счете Сн записывается в дебет, увеличение – в дебет, уменьшение – в кредит.

    4. На активном счете Сн записывается в дебет, увеличение – в кредит, уменьшение – в дебет.

  2. Как определить конечный остаток на активных счетах?

Ответы:

    1. Об. К – Об. Д

    2. Об. Д – Об. К

    3. Сн + Об.Д + Об.К

    4. Сн + Об.Д – Об.К

  1. Как определить конечный остаток на пассивных счетах?

Ответы:

    1. Сн + Об.К – Об.Д

    2. Сн + Об.Д – Об.К

    3. Об.К – Об.Д

    4. Об.Д – Об.К









Приложение 3

Карточка №2

Выберите правильный ответ на тест



  1. Укажите правильную проводку «В кассу с расчетного счета получены наличные деньги для выплаты зарплаты»?

Ответы:

    1. Д – 51 К – 50

    2. Д – 50 К – 71

    3. Д – 52 К – 51

    4. Д – 50 К – 51



  1. Укажите правильную проводку «Поступили материалы от поставщиков»?

Ответы:

    1. Д – 10 К – 71

    2. Д – 60 К – 51

    3. Д – 10 К – 60

    4. Д – 20 К – 10



  1. Укажите правильную проводку «Начислена зарплата рабочим основного производства»?

Ответы:

    1. Д – 70 К – 50

    2. Д – 20 К – 70

    3. Д – 26 К – 70

    4. Д – 43 К – 70

  1. Укажите правильную проводку «Зачислена на расчетный счет краткосрочная ссуда банка»?

Ответы:

    1. Д – 51 К – 67

    2. Д – 52 К – 76

    3. Д – 51 К – 66

    4. Д – 50 К – 86



  1. Укажите правильную проводку «Отпущены в основное производство материалы»?

Ответы:

    1. Д – 20 К – 12

    2. Д – 26 К – 10

    3. Д – 20 К – 10

    4. Д – 25 К – 10





Приложение 4

Карточка №3

  1. Нарисуйте детальную схему активного и пассивного счета?

  1. Откройте счета и запишите в них начальные остатки согласно исходным данным:


Сумма, руб.

Основные средства

172 000

Уставный капитал

300 000

Касса

5000

Расчетный счет

100

Расчеты по налогам и сборам

14000

Прибыль

18900

Материалы

130 000

Расчеты с персоналом по оплате труда


Нематериальные активы

22 000



Приложение 5

Карточка №4



  1. Сформулируйте хозяйственные операции на основании приведенной ниже корреспонденции счетов:

Дебет сч. 50 Кредит сч. 51

Дебет сч. 70 Кредит сч. 50

Дебет сч. 10 Кредит сч. 60

Дебет сч. 20 Кредит сч. 10

  1. Определите, какие из приведенных ниже синтетических счетов относятся к активным, пассивным, активно-пассивным счетам:


  • амортизация нематериальных активов

  • основное производство

  • расходы будущих периодов

  • расчеты с персоналом по оплате труда

  • расчеты с разнообразными дебиторами и кредиторами

  • расчеты с поставщиками и подрядчиками

  • расчетный счет

  • валютный счет

  • прибыль и убытки

  • доходы будущих периодов









Приложение 6



Карточка №5

Вопрос 1:


Ск = Сн + Од — Ок.

Для каких счетов верна эта формула?

Ск и Сн — сальдо конечное и начальное Од и Ок — дебетовый и кредитовый обороты.



Вопрос 2. Бухгалтерские проводки — это ... ……………………………………………………………(Закончи те фразу)



Определите на каких счетах синтетического учета следует учитывать при­веденные ниже объекты учета:


  • здания производственных цехов

  • мазут

  • задолжен­ность заводу запасных частей

  • запасные части

  • денежные средства в кассе

  • денежные средства предприятия, выдан­ные работникам под отчет

  • начисленную, но еще невыплаченную работникам предприятия заработную плату





























Приложение 7

Карточка №6

Составьте бухгалтерские проводки по приведенным ниже хозяйственным операциям.


Определите, какие из них являются простыми и сложными.





Хозяйственные операции

руб.

Дт

Кт

  1. Поступили от поставщиков и оприходованы на склад:





- материалы

132 000



- топливо


46 000



  1. Перечислено с расчетного счета в банке:





- металлургическому заводу за полученные материалы

178 000



- задолженность банку по краткосрочному кредиту


25 000



3) Получено с расчетного счета в кассу:




- на выплату заработной платы работникам

50 000



- на командировочные расходы

10 000



- на хозяйственные расходы


15000



4)Поступило от поставщиков топливо


  1. 00



5)Выплачена из кассы заработная плата работникам предприятия


50 000



6) Выдано под отчет менеджеру Ивашову И.В. на командировочныерасходы

3000



7) Представлен авансовый отчет Ивашова по командировочным

расходам

2 800



8) Получен в кассу остаток задолженности по подотчетным суммамот Ивашова И.В.


200



9) Выдано из кассы под отчет па хозяйственные расходы:





- завхозу Павлову П.В.

500



- инженеру B.C. Фролову

1 000












Приложение 8







Приложение 9


Задания на дом для самостоятельного решения


Тест № 5.

Верно ли составлены проводки к указанным опера­циям? Исправьте допущенные ошибки, дайте пояснения.

  1. Погашена задолженность подотчетного лица — Д 51 К 71.

  2. Получена лицензия от учредителей — Д 58 К 75.

  3. Оплачен счет за нематериальные активы — Д 60 К 51.

  4. Погашена дебиторская задолженность — Д 76 К 51.

  5. За счет прибыли увеличен резервный капитал — Д 99 К 82.

  6. Д 10 К 20 — списаны инструменты в производство.

  7. Д 70 К 20 — начислена заработная плата.

  8. Д 76 К 51 — погашена кредиторская задолженность.

  9. Д 10 К 60 — получено топливо от поставщика.

10.Д 52 К 60 — оплачено валютой поставщикам.


Задание 1.Укажите корреспонденцию счетов.

  1. Перечислена задолженность бюджету по налогам.

  2. Получены деньги в кассу с расчетного счета.

  3. Получено оборудование.

  4. Выдана зарплата из кассы.

  5. Из банка в кассу получена валюта.

  6. Создан резервный капитал за счет прибыли.

  7. Оплачено оборудование.

  8. Выдано из кассы на хозрасходы.

  9. Покрыт убыток за счет средств резервного капитала.

  10. Списана убыль материалов как убыток.

  11. Получен спортинвентарь от подотчетного лица.

  12. Погашен краткосрочный кредит.

  13. Получена задолженность покупателей на расчетный счет.

  14. Оплачен счет за приборы.

  15. Начислена заработная плата за производство продукции.

  16. Получена вычислительная техника от учредителей.

  17. Отпущено сырье в производство.

  18. Погашена задолженность поставщикам с валютного счета.

  19. Создан уставный капитал за счет взносов учредителей.

  20. Сдана на склад из производства готовая продукция.


Задание 2. К данным проводкам сформулируйте хозяйствен­ные операции.

1) Д 51 К 66;

3) Д60 К 51;

5) Д 75 К 51;

7) Д 58 К 75;

9) Д 83 К 80;

2) Д 04 К 75;

4) Д 76 К 50;

6) Д 50 К 71;

8) Д 51 К 76;

10) Д91 К 43.

Приложение 10



Контрольные вопросы

1.Дайте определение счета бухгалтерского учета.

2. Почему каждому синтетическому счету присваивается но­мер (шифр)?

3.Какие формы счетов применяются в бухгалтерском учете?

4.По каким признакам определяется активность счетов бух­галтерского учета?

5.По каким признакам определяется пассивность счетов?

6.Дайте характеристику активно-пассивным счетам.

7.Каков последовательный порядок записей на активных сче­тах?

8.Что означает дебет и кредит для активных счетов?

9.Каков порядок записей на пассивных счетах?

10.Что означает дебет и кредит для пассивных счетов?

11.Приведите формулы определения Ск активных и пассивных
счетов.

12.Дайте определение метода двойной записи.

13.Что представляет собой корреспонденция счетов и бухгал­терская проводка?

14.Охарактеризуйте содержание простых и сложных проводок
(на примере).

15.Каково контрольное значение и информационное обеспе­чение метода двойной записи?

16.Охарактеризуйте взаимосвязь и отличие между счетами и балансом.

17.Каково определение и содержание оборотной ведомости по синтетическим счетам?

18.Как проверяется правильность записей в оборотной ведо­мости по синтетическим счетам? Приведите формулы таких равенств.