ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ВОЛГОГРАДСКИЙ КОЛЛЕДЖ МАШИНОСТРОЕНИЯ И СВЯЗИ»
Методическая разработка открытого занятия
по дисциплине: ОП. 03 Правовое обеспечение
профессиональной деятельности
Тема урока: Права и обязанности работника почты
г. Волгоград - 2023 г.
Рассмотрено на заседании ЦК Протокол № от Председатель ЦК ____________/М.Н.Нечай/ | Одобрено МС Протокол № от Председатель МС__________/________________/ |
Автор-разработчик: Марина Александровна Родионова, преподаватель
Методическая разработка по теме «Права и обязанности работника почты» предназначена для проведения занятия в группах третьего курса. В данной разработке предлагается познакомиться с понятием трудовой договор, должностная инструкция, права и обязанности работника.
Разработка может быть полезна преподавателям правовых дисциплин на занятиях и внеклассных мероприятиях, на занятиях у обучающихся по специальности 11.02.12 «Почтовая связь», реализуемым в государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении «Волгоградский колледж машиностроения и связи»
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………4
Учебно-методическая карта занятия………………………………………...5
Содержание занятия…………………………………………………………..6
Ход занятия……………………………………………………………………7
Используемая литература и ресурсы……………………………………….12
Введение
Общая задача профессионального образования – это формирование у будущего специалиста полной готовности к профессиональной деятельности и профессиональной мобильности, т.е. к гибкому изменению мышления и деятельности в зависимости от динамично меняющейся ситуации.
Это диктует нам искать новые подходы к качеству образования, использованию наиболее эффективных методов проведения занятий, их методическому обеспечению. Для этого необходим поиск инновационных педагогических технологий: отход от «классического» формирования знаний, умений, навыков и переход к идеологии развития на основе личностно-ориентированной модели образования. Исследовательские, творческие методы обучения играют ведущую роль в формировании профессиональной мобильности, т.е. творческого мышления.
Основная цель данного занятия – это познакомить их с понятием «права и обязанности работника», т.к. при устройстве на работу эти пункты являются неотъемлемой частью трудового договора и должностной инструкции, которые нужно знать, понимать и использовать на практике.
В данной методразработке представлена информация о правах и обязанностях работника, их классификация и значение в трудовой деятельности.
Для повышения интереса к важности обязанностей работника, понимание прав работника, в частности, к данной теме при изложении материала используются практические примеры, которые всем хорошо знакомы. Это намного облегчает понимание сути излагаемого теоретического материала.
Правовое обеспечение профессиональной деятельности – это дисциплина, призванная ознакомить студентов с правовыми аспектами их дальнейшей профессиональной жизни, научить грамотно распоряжаться, полученными знаниями, поэтому данное занятие может послужить стимулом для дальнейшего изучения данной темы, работая с дополнительной литературой, интернет-ресурсами для самообразования.
Учебно-методическая карта
Дата занятия: 09.02.2023
Группа: 12-ПС-20
Дисциплина: ОП.03 Правовое обеспечение профессиональной деятельности
Преподаватель: Родионова М.А.
Тип урока: Урок формирования новых знаний
Вид занятия: Урок-лекция
Тема занятия: Права и обязанности работника почты
Цели занятия:
Обучающая:
изучить понятия «права и обязанности», их содержание и оформление.
сформировать представление у студентов о существенных условиях заключения трудового договора, научить различать права и обязанности субъектов трудовых правоотношений;
Развивающая:
развивать у студентов профессиональную речь, мышление, творческие способности, самостоятельность при составлении трудового договора, умение работать с правовым документом, анализировать его, моделировать ситуации;
Воспитательная:
способствовать мотивации интереса к будущей профессии, чувства ответственности за порученное дело, исполнительности, правовой культуры, умения защищать свои права
Межпредметная связь:
Экономика организации
Менеджмент
Маркетинг
Обеспечение занятия: конспект лекций, мультимедиа, проектор, экран
На занятии использовались методы обучения: словесный (рассказ-объяснение, беседа), наглядный (презентации PowerPoint), активный (тестирование).
Содержание занятия
№\№ | Наименование | Время, мин. | Содержание |
1 | Организационная часть | 2 | Тема и постановка цели занятия. Приложение 1 (Слайд 1-3) |
2 | Вводный материал | 8 | Понятие трудовых взаимоотношений. |
3 | Объяснение нового материала– лекция | 55 | Кто относится к работникам. Кто относится к работодателям. Основные права и обязанности работников и работодателей. Трудовой договор (определение). Должностные инструкции, их особенность. Перечень обязанностей работников почты. |
4 | Закрепление материала посредством повторения | 13 | Тест по пройденному материалу. Приложение 2. (самопроверка студентами усвоенных знаний) |
5 | Определение домашнего задания | 2 | Выучить основные определения по конспекту. Подготовиться к практическому занятию. |
| Рефлексия | 10 | Дают оценку собственной деятельности |
Ход урока
Введение.
(Слайд 1-3) Производственный процесс на любом предприятии осуществляется при взаимодействии двух сторон.
(Слайд 4) Работодатель и работник относятся к субъектам трудового права. Стороны трудовых отношений должны иметь правоспособность, дееспособность по исполнению прав и обязанностей, а также нести ответственность за действия
Получить статус работника имеют право:
Физические лица, граждане РФ.
Иностранные подданные и апатриды (лица без гражданства), имеющие законные права пребывания в стране.
(Слайд 5) К работодателям относятся:
Юридические лица, зарегистрированные и включенные в ЕГРЮЛ
Физические лица, ведущие деятельность в качестве ИП
Граждане, признанные недееспособными, но имеющие самостоятельный доход, нанимающие лица для ведения хозяйства
Иные лица, наделенные правами заключать трудовые договора (например, представительства, не имеющие статуса организации с самостоятельным балансом)
(Слайд 6) Основные права работника:
Лица, нанимаемые на работу, имеют право
участвовать в обсуждении условий трудовых договоров,
выступать полноценными участниками соглашений,
расторгать их по собственной инициативе.
(Слайды 7) Трудовой договор - это письменное соглашение между работником и работодателем, в соответствии с которым работник обязуется лично выполнять определенную работу (трудовую функцию) и соблюдать правила трудового распорядка.
Работодатель же обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия настоящим
Кодексом, законами и иными актами, коллективным договором, актами работодателя, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату.
Основная часть
(Слайд 8) В ходе реализации трудовых отношений у работника возникает право:
Получить работу, указанную в трудовом договоре и место, соответствующее нормам охраны труда и специальной оценке.
Получать вознаграждение за исполнение обязанностей в размере, указанном в соглашении, приказе и иных внутренних документах.
Иметь оплаченный работодателем отдых (отпуск), количество и оплата которого устанавливается ТК РФ. Работодатель может улучшить условия предоставления отпуска (выплатить дополнительное вознаграждение, увеличить число дней отдыха), но ухудшение условий не допускается.
Вступать в профсоюзные организации, отстаивающие права и участвовать в заключении коллективных договоров.
Получать социальное страхование, гарантированное законодательством и оплачиваемое предприятием.
(Слайд 9) Работник обязан:
Исполнять трудовые обязанности в объеме, указанном в договоре и инструкции.
Соблюдать распорядок и дисциплину, установленные на предприятии.
Следовать требованиям охраны труда и соблюдать безопасное поведение на рабочем месте и прилегающей территории.
Аккуратно относится к имуществу работодателя и обеспечивать его сохранность
(Слайд 10) Основные права работодателя:
Работодатель имеет право нанимать сотрудников по договорам трудовых или правовых форм. Условия соглашений и их расторжения должны соответствовать законодательным нормам
(Слайд 11) Обязанности работодателя:
Предоставлять работу, оговоренную договором, рабочее место и оплату труда согласно нормам трудовых соглашений и законодательства.
Соблюдать сроки выплат вознаграждений.
Обеспечить социальные гарантии и страхование.
Создавать условия труда, соответствующие нормам безопасности и оценки рабочего места. Работникам должны быть обеспечены бытовые условия, необходимые при исполнении обязанностей.
Предоставлять работникам информацию, касающуюся условий труда и их изменений и знакомить под роспись с документами внутреннего оборота.
(Слайд 12) Должностная инструкция - документ, который определяет обязанности работника на занимаемой должности, его полномочия, ответственность, права, требования к его квалификации и формы поощрения.
Стоит отметить, что инструкция пишется не на конкретного человека, а на должность, то есть она не именная.
(Слайд 13) Далее рассмотрим:
Должностные обязанности начальника
Должностные обязанности оператора
Должностные обязанности почтальона
(Слайд14,15,16,17,18) Должностные обязанности начальника отделения
Несет ответственность за своевременное и качественное составление отчетов, достоверность статистических данных, правильное ведение кассовых операций.
Отвечает за правильную тарификацию и своевременное и полное оприходывание платы за услуги почтовой связи, получения подкреплений наличности, сдачи и отправки сверхлимитного остатка денег в главную кассу почтамта (узла связи).
Обеспечивает своевременную доставку почты, пенсий и денежной помощи адресатам
Обеспечивает качественную и бесперебойную работу средств механизации почтовой связи и электронных комплексов, находящихся в отделении почтовой связи.
Обеспечивает наличие рекламы всех видов почтовых услуг, периодических изданий и других товаров и услуг.
Отвечает за обмен почты с почтовым транспортом.
Осуществляет анализ показателей качества работы отделения и выполнение плана доходов.
Участвует в разработке и внедрении мероприятий, направленных на выполнение плана доходов и обмена, улучшение качества работы и создание дополнительных удобств потребителям услуг почтовой связи.
Руководит работниками отделения, а при необходимости работниками прикрепленных к нему пунктов и передвижных отделений почтовой связи.
Контроль качества обработки входящей и исходящей почты.
Учет рабочего времени и выполнения работниками норм выработки.
(Слайды 19,20) Должностные обязанности оператора
пересылать почтовые отправления и осуществлять почтовые переводы в установленные сроки;
обеспечивать сохранность принятых от пользователей почтовых отправлений и почтовых переводов;
обеспечивать качество услуг почтовой связи в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность в области почтовой связи, и условиями договора;
оказывать в установленных законодательством Российской Федерации случаях и порядке содействие уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации при проведении оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий;
соблюдать тайну связи
(Слайд 21,22,23,24,25,26,27) Должностные обязанности почтальона
доставка на дом почтовых отправлений и периодической печати;
получение корреспонденции, периодической печати, бандеролей, переводов, пенсионных поручений и денег для доставки, подготовку полученной почты к доставке;
доставка адресатам простых, заказных почтовых отправлений, международной и ценной корреспонденции, бандеролей, переводов, пенсий и пособий, периодической печати, телеграмм в соответствии с правилами и в установленные контрольные сроки;
круглосуточная доставка адресатам телеграмм в соответствии с правилами и в установленные контрольные сроки;
оформление документации на врученные и неврученные телеграммы, прием телеграмм от населения;
информирование адресатов по вопросам адресования, приема и выдачи почтовых отправлений, о времени производства почтовых и телеграфных операций в отделениях связи, узле связи, на почтамте;
наведение справок о выбывших адресатах и оформление неврученных почтовых отправлений;
оформление уведомлений о вручении повесток милиции и судебно-следственных органов, а также заказных писем;
подборка доставочных карточек на газеты и журналы и передачу их на доставку печати;
оформление документации на доставленные регистрируемые почтовые отправления и телеграммы;
прием от населения для отправки простых писем;
выемку писем из почтовых ящиков;
продажу знаков почтовой оплаты на обслуживаемых доставочных участках;
сопровождение и обмен почты;
получение почты и периодической печати в начальном пункте, обмен в пути и сдачу в конечном пункте, включая их погрузку, укладку и разгрузку;
контроль за содержанием в исправном состоянии абонентских шкафов и опорных пунктов, за обеспечением благоустройства обслуживаемого доставочного участка (упорядочение наименований населенных пунктов и улиц, нумерации домов, освещения подъездов домов, выноса дверных почтовых ящиков на калитки и заборы и т.д.) и принятие необходимых мер по устранению выявленных недостатков.
Заключение.
Вы выбрали свою будущую профессию, но некоторые из вас наверняка не знают, где будут работать: станут владельцем фирмы или останутся наемными сотрудниками. Тем не менее, есть несколько правил, которые нужно четко себе представлять:
Как известно, привычки вырабатываются смолоду. Так что самое время завести привычку читать те документы, которые вы подписываете. Не бойтесь показаться занудой – внимательно прочитайте все, что должны будете подписать.
Еще одно золотое правило, которое вы должны помнить, устраиваясь на работу - трудовое законодательство едино как для государственных, так и для частных организаций. И хотя печать у хозяина, как правило, лежит в столе, а не в бухгалтерии или отделе кадров, и кажется, что он в любую минуту может «казнить, или помиловать» любого своего сотрудника, это чисто внешнее различие.
Если же нарушения все же случились, то можно обратиться в суд с иском, суд решит спор с администрацией.
Используемая литература и ресурсы:
Гуреева, М. А., Правовое обеспечение профессиональной деятельности. : учебник / М. А. Гуреева. — Москва : КноРус, 2023. — 219 с. — ISBN 978-5-406-11342-4. — URL:https://book.ru/book/948630 (дата обращения: 07.02.2023). — Текст : электронный.
Матвеев, Р. Ф., Правовое обеспечение профессиональной деятельности. : учебное пособие / Р. Ф. Матвеев. — Москва : КноРус, 2022. — 157 с. — ISBN 978-5-406-08851-7. — URL:https://book.ru/book/941153 (дата обращения: 07.02.2023). — Текст : электронный.
14