СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка открытого занятия по вокалу «Вокальная импровизация. Знакомство с джазом»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: формирование и раскрытие творческой индивидуальности, развитие вокальной импровизации, внимания, воображения и фантазии.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка открытого занятия по вокалу «Вокальная импровизация. Знакомство с джазом»»


муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования Дом детского творчества

муниципального района Давлекановский район

Республики Башкортостан










Методическая разработка

открытого занятия по вокалу
«Вокальная импровизация. Знакомство с джазом»













Составила Грошева Анжелика Андреевна,

педагог дополнительного образования,

МБОУ ДО Дом детского творчества

МР Давлекановский
















2020г.



 Цель: формирование и раскрытие творческой индивидуальности, развитие вокальной импровизации, внимания, воображения и фантазии.

Задачи:

Образовательные:

  1. Обучить правильному произношению скороговорок.

  2. Обучить пропеванию дикционных оборотов в музыкально-тренировочном материале, чистому произношению.

Развивающие:

  1. Развивать певческий и артикуляционный аппарат.

  2. Формировать навык джазового общения.

Воспитательные:

  1. Формировать речевую культуру.

  2. Воспитывать внимательность и доброе отношения к друг другу.

Оздоравливающая: способствовать профилактики и коррекции здоровья учащихся путём обучения методиками: дыхательная гимнастика, вокальные упражнения, логопедические упражнения (скороговорки), артикуляционная гимнастика, игра.

Методы:

  • наглядные – наглядно - иллюстративный, личностный показ;

  • словесные – комментарии, объяснения (пояснения практического действия), беседа;

  • практические – упражнения, практические задания;

Оборудование: аудиоаппаратура, телевизор, музыкальные произведения современного направления, телевизор, видео-презентация.

План занятия:

I. Организационный момент.

Объявление темы, цели и задач занятия через беседу-диалог с обучающимися:

II. Актуализация знаний. Совершенствование и закрепление вокальных навыков.

1. Элементы дыхательной гимнастики;

2. Распевание. Использование вокальных упражнений – скороговорок;

3. Элементы артикуляционной гимнастики:

III. Работа над новым материалом

IV. Подведение итогов, выводы. Рефлексия:





Ход занятия:

Приветствие!!!

-Для начала предлагаю все посторонние мысли оставить за дверью.

Что бы преодолеть все опасения, волнения и тревоги перед занятием мы вообразим себе «Корзику ненужных предметов»:
Сейчас необходимо вспомнить то, что вас тревожит, что может помешать активному участию в нашем занятии, например, это могут быть отвлекающие моменты:
• Накормил ли я кошку?
• Мне нечего сказать
• Смогу ли я справиться с волнением?
• Попросят ли меня говорить?
• А вдруг я отвечу не так, как нужно?
Попробуйте все свои тревоги поместить в эту корзинку, вообразив свой ненужный предмет. В то время как опасения и волнения находятся в корзине, о них можно забыть.

Все вокалисты знают, что для того, чтобы красиво петь, нужно в первую очередь хорошо разогреть артикуляционный аппарат. Для чего?

- Для того, чтобы была чёткая дикция и было понятным слово в песне

Правильно. Но ещё мы разогреем с вами мышцы живота и восстановим вокальное дыхание.

Разработка языка

  • Покусывание языка

  • «Дотянись до пальчика»

  • «Качели» - дотянуться кончиком языка до носа и до подбородка

  • «Спираль» - поворачивать язык то на один бок, то на другой.

  • «Лошадка» - пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот приоткрыт, кончик языка не вытянут и не заострен. Следить чтобы он не подворачивался внутрь, нижняя челюсть неподвижна.

  • «Комарик» - язык поднять за верхние зубы, длительно произносим звук «З-З-З-З».

  • «Конфета» - закладывать язык за щеку и поочередно перемещать его из одной стороны в другую




Разработка губ

  • «Поцелуй» - губы сомкнуты как при поцелуе, вытягиваются вперед, а затем рот раскрывается со звуком «муа».

  • Покусывание сначала верхней затем нижней губ

  • «Скольжение» - пожевали верхнюю и нижнюю губу. Рот приоткрыли, губы натягиваются на зубы, затем растягиваются в улыбке.

  • «Лошадка» - пофыркать.

  • «Рожица» - губы резко опускаем (грустная рожица), затем растягиваем в улыбке.

«Пятачок» - на счет раз –вытянуть губы вперед, на счет два губы расплываются в улыбке, не показывая зубов

Разработка щек

  • «Полоскание» - надувание втягивание обеих щек одновременно

  • «Шарик» - перегонка воздуха с одной щеки в другую

  • Рыбка»- втягиваем обе щечки в себя

  • «Хомячок»- плотно сжав губы, надуть обе щеки, изображая жевательные движения хомяка

  • Хорошая дикция очень важна.

Работа над опорой звука. Обязательно нужно тренеровать дыхание.

Упражнения:

  • «Свечка» - представим, что пальцы рук – это горящие свечи и нужно быстро (стаккато) их задуть

  • Повторяем несколько раз на стаккато звуки «З», «Ч», как бы выталкивая их. «Зу», «Чу» и т.д.

  • «Собака» - язык вытянут, касается нижней челюсти, быстрый вдох и выдох, напоминает дыхание собаки

  • «Самоварчик» - набрать воздух и сделать один сильны выдох на слове «Пых»

Счет на четыре:
 а)«Надуваем шарик», медленно вдыхаем воздух, ладошки разводим в стороны, сдувается на звук С-с-с-с- ладошки соединяем;
 б) «Взлетает самолет» на звук Ж - ж - ж - ж, при этом усиливаем или ослабеваем звучание;
 в) «Змея или шум леса» на звук Ш - ш - ш - ш, также усиливая и ослабевая звучание;
 д) «Заводим мотоцикл» - Р - р - р, «едем на мотоцикле», как бы удаляясь и приблибжаясь;

Слоговые упражнния

  • Птха – птхэ- птхи – птхо – птху

  • Нга – нгэ – нги – нго – нгу

  • Гда-гдэ-гди-гдо-гду

  • Врувл-вравл-врэвл- вривл-врывл

  • В чистоговорках «От топота копыт пыль по полю летит».

- А сейчас посмотрите на экран, подумайте и скажите что изображено и как вы думаете о чем на занятии пойдет речь.

-Сегодня мы познакомимся с интересным миром Джаза.

- Кто как думает, что такое джаз?

Работа над новым материалом.

Давайте знакомиться с новой темой занятия, как мы уже с вами выяснили что речь сегодня пойдет о «Джазе».

Ну а конкретнее, тема занятия сегодня «Вокальные импровизации. Знакомство с джазом»

Итак, не вдаваясь в тонкости и прочие особенности, не касающиеся конкретно вокала, рассмотрим одно из главных отличий джазовой вокальной музыки, а именно - вокальную импровизацию.

Импровизация (от латинского слова improvisus - неожиданный, внезапный) появилась давно и считается исторически наиболее древним типом музицирования, при котором процесс сочинения музыки происходит непосредственно во время ее исполнения.

Да и в современное время импровизация существует не только в джазе. Но в джазе она расцвела наиболее пышным цветом, получила наибольшую популярность, известность и имеет свои узко-характерные особенности которые мы подробно рассмотрим и изучим на следующем занятии.

 Импровизация поется по аккордовой сетке музыкальной темы(по мелодии), и в зависимости от фантазии импровизатора может длиться не один куплет-припев, а пока кто-то из музыкантов группы не толкнет вас локтем, намекая, что и другие тоже хотят «полабать»(это значит дать возможность поиграть на инструменте), так что пора и честь знать. Ну и еще бывают импровизации-переклички, когда импровизируют по фразам и по очереди все музыканты джаз-бэнда(группы);

- Импровизация может быть двух типов: с использованием куплетного текста и/или слоговая мелодико-ритмическая, называемая скэтом.

Появление скэта связывают с именем Луиса Армстронга. По бытующей легенде, в 1924 году во время записи у него упал листок с текстом (как видим, уже тогда вокалисты не особо старались учить его наизусть), и Армстронг, чтобы не прерывать запись просто допел тот отрывок из песни произвольными слогами.

Сейчас скэт - это не произвольные слоги, которые хочет спеть вокалист, а такие сочетания гласных и согласных, которые наиболее выгодно подчеркивают ритмический рисунок.

Ну а сейчас давайте немного разомнемся. (Физминутка)

  • Как живете?          - Вот так! (с настроением показать большой палец).

  • Как плывёте?        - Вот так! (любым стилем).

  • Как бежите?           - Вот так! (согнув руки в локтях, притопнуть ногами).

  • Вдаль глядите?     - Вот так! (Руки «козырьком» или «бинок­лем» к глазам.)

  • Ждёте обед?          - Вот так! (Поза ожидания, подпереть щеку рукой.)

  • Машите вслед?      - Вот так! (Жест понятен.)

  • Утром спите?        - Вот так! (Ручки под щечку.)

  • А шалите?             - Вот так! (Надуть щечки и хлопнуть по ним кулачками.

*****

Для того, чтобы научиться хорошо импровизировать в стиле джаз необходимо обладать отменным чувством ритма, прекрасным гармоническим слухом и уметь чисто интонировать. Чему мы с вами и обучаемся.

Но так как мы с вами новички в вокальной импровизации, сегодня мы отдадим свое сердце джазу, и попробуем освоить некоторые основы джазовой импровизации.

Мы с вами перевоплотимся в настоящих джазовых исполнителей.

Данные упражнения являются обязательными во многих престижных учебных заведениях Европы и Америки.

Упражнения направлены, как на развитие ритма, слуха и чистого интонирования, так и на стимуляцию импровизационных способностей.

Итак, как сказал немецкий пианист и дирижёр Ганс фон Бюлов: «В начале был ритм»:

  1. Упражнение «Ритмическое эхо».

- Я буду читать ритмический рисунок первой, а вы вторить мне эхом. Приготовились.

Туда – дуда- дуда,

туда – ду -дуда,

туен – ту –тудуда,

туда – дуда.

Послушайте упражнение и затем попытайтесь повторить точно слоги и ритмику так как вам это послышалось.

  1. Упражнение «Прослушивание трека №1»

Характерной чертой любой джазовой импровизации (не только вокальной, но и инструментальной) является ее построение по принципу: вопрос-ответ. В импровизациях часто музыкальные фразы имитируют ритм разговора, а также широко используется прием цитирования фраз основной темы песни, в частности их ритмический рисунок.

Следующее упражнение направлено именно на развитие музыкальной ритмической памяти. Сначала послушайте упражнение, а потом пробуйте повторить то, что показывает преподаватель. Для данных повторений в упражнении специально оставлены паузы, в которые вы должны уложиться.

  1. Упражнение «Прослушивание трека №2»

  2. Упражнение

Ну и для закрепления темы, сейчас вы прослушаете мелодию песни и попробуйте подобрать к ней джазовые слоги и по импровизировать. Даже если мелодия вам знакома, сторайтесь придумать что то свое.

  1. Минусовка песни «Весенний джаз»

«шу-би-ду-би», «дэ-бу-ду-ба» «ба-ю бап» «сту-ки-туки» до «боп-бибоп», «ри-боп» и т. п.

Подведение итогов.

Ребятам предлагается оценить свою работу на занятии поднятием рук:

Отлично – руки вверх.

Хорошо – руки на уровне груди.

Плохо – руки опущены вниз.

6.Рефлексия. - Что нового вы узнали на занятии?

- Какие вопросы вызвали затруднения?

- Что больше всего понравилось?

- Довольны ли вы своей работой?

- С каким настроением вы заканчиваете занятие