муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования Дом детского творчества
муниципального района Давлекановский район
Республики Башкортостан
Методическая разработка
открытого занятия по вокалу
«Вокальная импровизация. Знакомство с джазом»
Составила Грошева Анжелика Андреевна,
педагог дополнительного образования,
МБОУ ДО Дом детского творчества
МР Давлекановский
2020г.
Цель: формирование и раскрытие творческой индивидуальности, развитие вокальной импровизации, внимания, воображения и фантазии.
Задачи:
Образовательные:
Обучить правильному произношению скороговорок.
Обучить пропеванию дикционных оборотов в музыкально-тренировочном материале, чистому произношению.
Развивающие:
Развивать певческий и артикуляционный аппарат.
Формировать навык джазового общения.
Воспитательные:
Формировать речевую культуру.
Воспитывать внимательность и доброе отношения к друг другу.
Оздоравливающая: способствовать профилактики и коррекции здоровья учащихся путём обучения методиками: дыхательная гимнастика, вокальные упражнения, логопедические упражнения (скороговорки), артикуляционная гимнастика, игра.
Методы:
наглядные – наглядно - иллюстративный, личностный показ;
словесные – комментарии, объяснения (пояснения практического действия), беседа;
практические – упражнения, практические задания;
Оборудование: аудиоаппаратура, телевизор, музыкальные произведения современного направления, телевизор, видео-презентация.
План занятия:
I. Организационный момент.
Объявление темы, цели и задач занятия через беседу-диалог с обучающимися:
II. Актуализация знаний. Совершенствование и закрепление вокальных навыков.
1. Элементы дыхательной гимнастики;
2. Распевание. Использование вокальных упражнений – скороговорок;
3. Элементы артикуляционной гимнастики:
III. Работа над новым материалом
IV. Подведение итогов, выводы. Рефлексия:
Ход занятия:
Приветствие!!!
-Для начала предлагаю все посторонние мысли оставить за дверью.
Что бы преодолеть все опасения, волнения и тревоги перед занятием мы вообразим себе «Корзику ненужных предметов»:
Сейчас необходимо вспомнить то, что вас тревожит, что может помешать активному участию в нашем занятии, например, это могут быть отвлекающие моменты:
• Накормил ли я кошку?
• Мне нечего сказать
• Смогу ли я справиться с волнением?
• Попросят ли меня говорить?
• А вдруг я отвечу не так, как нужно?
Попробуйте все свои тревоги поместить в эту корзинку, вообразив свой ненужный предмет. В то время как опасения и волнения находятся в корзине, о них можно забыть.
Все вокалисты знают, что для того, чтобы красиво петь, нужно в первую очередь хорошо разогреть артикуляционный аппарат. Для чего?
- Для того, чтобы была чёткая дикция и было понятным слово в песне
Правильно. Но ещё мы разогреем с вами мышцы живота и восстановим вокальное дыхание.
Разработка языка
Покусывание языка
«Дотянись до пальчика»
«Качели» - дотянуться кончиком языка до носа и до подбородка
«Спираль» - поворачивать язык то на один бок, то на другой.
«Лошадка» - пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот приоткрыт, кончик языка не вытянут и не заострен. Следить чтобы он не подворачивался внутрь, нижняя челюсть неподвижна.
«Комарик» - язык поднять за верхние зубы, длительно произносим звук «З-З-З-З».
«Конфета» - закладывать язык за щеку и поочередно перемещать его из одной стороны в другую
Разработка губ
«Поцелуй» - губы сомкнуты как при поцелуе, вытягиваются вперед, а затем рот раскрывается со звуком «муа».
Покусывание сначала верхней затем нижней губ
«Скольжение» - пожевали верхнюю и нижнюю губу. Рот приоткрыли, губы натягиваются на зубы, затем растягиваются в улыбке.
«Лошадка» - пофыркать.
«Рожица» - губы резко опускаем (грустная рожица), затем растягиваем в улыбке.
«Пятачок» - на счет раз –вытянуть губы вперед, на счет два губы расплываются в улыбке, не показывая зубов
Разработка щек
«Полоскание» - надувание втягивание обеих щек одновременно
«Шарик» - перегонка воздуха с одной щеки в другую
“Рыбка»- втягиваем обе щечки в себя
«Хомячок»- плотно сжав губы, надуть обе щеки, изображая жевательные движения хомяка
Хорошая дикция очень важна.
Работа над опорой звука. Обязательно нужно тренеровать дыхание.
Упражнения:
«Свечка» - представим, что пальцы рук – это горящие свечи и нужно быстро (стаккато) их задуть
Повторяем несколько раз на стаккато звуки «З», «Ч», как бы выталкивая их. «Зу», «Чу» и т.д.
«Собака» - язык вытянут, касается нижней челюсти, быстрый вдох и выдох, напоминает дыхание собаки
«Самоварчик» - набрать воздух и сделать один сильны выдох на слове «Пых»
Счет на четыре:
а)«Надуваем шарик», медленно вдыхаем воздух, ладошки разводим в стороны, сдувается на звук С-с-с-с- ладошки соединяем;
б) «Взлетает самолет» на звук Ж - ж - ж - ж, при этом усиливаем или ослабеваем звучание;
в) «Змея или шум леса» на звук Ш - ш - ш - ш, также усиливая и ослабевая звучание;
д) «Заводим мотоцикл» - Р - р - р, «едем на мотоцикле», как бы удаляясь и приблибжаясь;
Слоговые упражнния
Птха – птхэ- птхи – птхо – птху
Нга – нгэ – нги – нго – нгу
Гда-гдэ-гди-гдо-гду
Врувл-вравл-врэвл- вривл-врывл
В чистоговорках «От топота копыт пыль по полю летит».
- А сейчас посмотрите на экран, подумайте и скажите что изображено и как вы думаете о чем на занятии пойдет речь.
-Сегодня мы познакомимся с интересным миром Джаза.
- Кто как думает, что такое джаз?
Работа над новым материалом.
Давайте знакомиться с новой темой занятия, как мы уже с вами выяснили что речь сегодня пойдет о «Джазе».
Ну а конкретнее, тема занятия сегодня «Вокальные импровизации. Знакомство с джазом»
Итак, не вдаваясь в тонкости и прочие особенности, не касающиеся конкретно вокала, рассмотрим одно из главных отличий джазовой вокальной музыки, а именно - вокальную импровизацию.
Импровизация (от латинского слова improvisus - неожиданный, внезапный) появилась давно и считается исторически наиболее древним типом музицирования, при котором процесс сочинения музыки происходит непосредственно во время ее исполнения.
Да и в современное время импровизация существует не только в джазе. Но в джазе она расцвела наиболее пышным цветом, получила наибольшую популярность, известность и имеет свои узко-характерные особенности которые мы подробно рассмотрим и изучим на следующем занятии.
Импровизация поется по аккордовой сетке музыкальной темы(по мелодии), и в зависимости от фантазии импровизатора может длиться не один куплет-припев, а пока кто-то из музыкантов группы не толкнет вас локтем, намекая, что и другие тоже хотят «полабать»(это значит дать возможность поиграть на инструменте), так что пора и честь знать. Ну и еще бывают импровизации-переклички, когда импровизируют по фразам и по очереди все музыканты джаз-бэнда(группы);
- Импровизация может быть двух типов: с использованием куплетного текста и/или слоговая мелодико-ритмическая, называемая скэтом.
Появление скэта связывают с именем Луиса Армстронга. По бытующей легенде, в 1924 году во время записи у него упал листок с текстом (как видим, уже тогда вокалисты не особо старались учить его наизусть), и Армстронг, чтобы не прерывать запись просто допел тот отрывок из песни произвольными слогами.
Сейчас скэт - это не произвольные слоги, которые хочет спеть вокалист, а такие сочетания гласных и согласных, которые наиболее выгодно подчеркивают ритмический рисунок.
Ну а сейчас давайте немного разомнемся. (Физминутка)
Как живете? - Вот так! (с настроением показать большой палец).
Как плывёте? - Вот так! (любым стилем).
Как бежите? - Вот так! (согнув руки в локтях, притопнуть ногами).
Вдаль глядите? - Вот так! (Руки «козырьком» или «биноклем» к глазам.)
Ждёте обед? - Вот так! (Поза ожидания, подпереть щеку рукой.)
Машите вслед? - Вот так! (Жест понятен.)
Утром спите? - Вот так! (Ручки под щечку.)
А шалите? - Вот так! (Надуть щечки и хлопнуть по ним кулачками.)
*****
Для того, чтобы научиться хорошо импровизировать в стиле джаз необходимо обладать отменным чувством ритма, прекрасным гармоническим слухом и уметь чисто интонировать. Чему мы с вами и обучаемся.
Но так как мы с вами новички в вокальной импровизации, сегодня мы отдадим свое сердце джазу, и попробуем освоить некоторые основы джазовой импровизации.
Мы с вами перевоплотимся в настоящих джазовых исполнителей.
Данные упражнения являются обязательными во многих престижных учебных заведениях Европы и Америки.
Упражнения направлены, как на развитие ритма, слуха и чистого интонирования, так и на стимуляцию импровизационных способностей.
Итак, как сказал немецкий пианист и дирижёр Ганс фон Бюлов: «В начале был ритм»:
Упражнение «Ритмическое эхо».
- Я буду читать ритмический рисунок первой, а вы вторить мне эхом. Приготовились.
Туда – дуда- дуда,
туда – ду -дуда,
туен – ту –тудуда,
туда – дуда.
Послушайте упражнение и затем попытайтесь повторить точно слоги и ритмику так как вам это послышалось.
Упражнение «Прослушивание трека №1»
Характерной чертой любой джазовой импровизации (не только вокальной, но и инструментальной) является ее построение по принципу: вопрос-ответ. В импровизациях часто музыкальные фразы имитируют ритм разговора, а также широко используется прием цитирования фраз основной темы песни, в частности их ритмический рисунок.
Следующее упражнение направлено именно на развитие музыкальной ритмической памяти. Сначала послушайте упражнение, а потом пробуйте повторить то, что показывает преподаватель. Для данных повторений в упражнении специально оставлены паузы, в которые вы должны уложиться.
Упражнение «Прослушивание трека №2»
Упражнение
Ну и для закрепления темы, сейчас вы прослушаете мелодию песни и попробуйте подобрать к ней джазовые слоги и по импровизировать. Даже если мелодия вам знакома, сторайтесь придумать что то свое.
Минусовка песни «Весенний джаз»
«шу-би-ду-би», «дэ-бу-ду-ба» «ба-ю бап» «сту-ки-туки» до «боп-бибоп», «ри-боп» и т. п.
Подведение итогов.
Ребятам предлагается оценить свою работу на занятии поднятием рук:
Отлично – руки вверх.
Хорошо – руки на уровне груди.
Плохо – руки опущены вниз.
6.Рефлексия. - Что нового вы узнали на занятии?
- Какие вопросы вызвали затруднения?
- Что больше всего понравилось?
- Довольны ли вы своей работой?
- С каким настроением вы заканчиваете занятие