© 2024, id91033822 172 0
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В данной методической разработке предлагается методика проведения лекционного занятия, в котором используется традиционная форма (изложение теоретического материала с мультимедийным сопровождением) и нетрадиционная (закрепление нового материала в форме игры по ходу лекции). Особый интерес представляет применение интерактивных приёмов: «Лови ошибку», «Кроссенс».
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГПОУ «АМВРОСИЕВСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
открытого занятия
по теме:
«Организация работ и труда. Методы организации работ»
МДК 01.01.Основы строительного производства
специальность 08.02.03 Производство неметаллических строительных изделий и конструкций
Амвросиевка, 2017г.
Методическая разработка открытого занятия по МДК 01.01. Основы строительного производства на тему: «Организация работ и труда. Методы организации работ» для студентов специальности: 08.02.03 Производство неметаллических строительных изделий и конструкций
Подготовила: Варавина Н.П. – специалист первой квалификационной категории, преподаватель ГПОУ «Амвросиевский индустриально-экономический колледж» – 2017.
В данной методической разработке предлагается методика проведения лекционного занятия, в котором используется традиционная форма (изложение теоретического материала с мультимедийным сопровождением) и нетрадиционная (закрепление нового материала в форме игры по ходу лекции). Особый интерес представляет применение интерактивных приёмов: «Лови ошибку», «Кроссенс».
Для преподавателей МДК 01.01.Основы строительного производства специальности 08.02.03 Производство неметаллических строительных изделий и конструкций
Рецензенты:
Булатова В.Н., специалист высшей квалификационной категории, преподаватель-методист ГПОУ «Донецкий колледж строительства и архитектуры»
Лихачёва Т.А., методист высшей категории ГПОУ «Амвросиевский индустриально-экономический колледж»
Рассмотрена и одобрена на заседании цикловой технологических дисциплин
Протокол № 7 от 14.02.2017г.
Заместитель директора по учебной работе Т.А. Кожемяк
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка | 4 |
2. Методические рекомендации по проведению занятия | 6 |
3. План занятия | 9 |
4. План – хронокарта занятия. | 12 |
5. План-конспект открытого занятия | 13 |
6. Заключение | 25 |
7. Список использованных источников | 11 |
8. Приложения. | 26 |
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В результате изучения МДК 01.01.Основы строительного производства студенты должны знать виды зданий и сооружений, строительных норм и правил государственных стандартов; уметь читать планы этажей, разрезы, фасадов зданий, определять расход материалов, , осуществлять контроль и анализ эффективного рабочего времени. В соответствии с рабочей программой МДК 01.01.Основы строительного производства состоит из 3 разделов: «Конструктивные решения и элементы зданий», «Организация строительного производства», «Технология строительных работ».
Данная методическая разработка по теме «Организация работ и труда. Методы организации работ», которая изучается в разделе «Организация строительного производства», описывает методику проведения лекционного занятия с применением игровых технологий. Игровые технологии способствуют активизации и интенсификации деятельности студентов при проведении теоретических и практических занятий.
В методической разработке показаны возможности реализации общих принципов проблемного обучения, типы и способы создания проблемных ситуаций, пути решения возникающих производственных проблем. Для создания проблемных ситуаций, для нахождения путей их решения, используются различные приёмы: карточки-задания, блок-схемы, технические средства обучения: мультимедийный проектор, видеофильм, компьютер.
Применение элементов проблемно-развивающего обучения способствует лучшему усвоению изучаемого материала, побуждает студентов к самостоятельным действиям поискового характера, активизирует их мыслительную деятельность, создаёт эмоциональный настрой и вызывает интерес студентов к изучению нового материала.
Особенностью игровых технологий является то, что вслед за дошкольным возрастом, где игровая деятельность является ведущей, все следующие возрастные периоды со своими ведущими видами деятельности (младший школьный возраст – учебная деятельность, средний – общественно-полезная, старший школьный возраст – учебно-профессиональная деятельность) не вытесняют игру, а продолжают включать ее в процесс. Игра, как ученье и труд, является одним из основных видов деятельности человека.
В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, анализ результатов. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревнования, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.
В структуру игры как процесса входят:
а) роли, взятые на себя играющими;
б) игровые действия как средство реализации этих ролей;
в) игровое употребление предметов, то есть замещение реальных вещей игровыми, условными;
г) реальные отношения между играющими.
Представленная методическая разработка по теме «Организация работ и труда. Методы организации работ» по МДК 01.01.Основы строительного производства (специальность 08.02.03 Производство неметаллических строительных изделий и конструкций) может оказать помощь преподавателям при подготовке к проведению лекционного занятия с использованием игровых технологий при закреплении нового материала по ходу лекции.
2. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ТЕМЫ
Тема занятия «Организация работ и труда. Методы организации работ» входит в раздел «Организация строительного производства». Ее изучение развивает у студентов умение владеть основами строительного производства и основами расчета и проектирования строительных конструкций.
Теоретический материал, который нужно рассмотреть на занятии, полностью соответствует учебному плану специальности 08.02.03 Производство неметаллических строительных изделий и конструкций и рабочей программе МДК 01.01.Основы строительного производства
В данной методической разработке предлагается методика проведения лекционного занятия, в котором используется традиционная форма (изложение теоретического материала с мультимедийным сопровождением) и нетрадиционная (закрепление нового материала в форме игры по ходу лекции).
На занятии используются активные методы обучения, обеспечиваются межпредметные связи, реализуется профессиональная направленность обучения.
Полученные знания и умения станут студентам полезны при изучении ПМ 01 Производство неметаллических строительных изделий и конструкций.
Методическая разработка содержит план практического занятия, порядок проведения, варианты тестовых заданий для закрепления и проверки знаний студентов, слайды презентации и методику решения ситуационных задач с целью повышения заинтересованности студентов к МДК.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЯ
Цель и задачи изучения МДК 01.01.Основы строительного производства – подготовка квалифицированных специалистов, владеющих знаниями в сфере организации строительного производства.
В результате изучения раздела «Организация строительного производства» должны знать основные понятия о строительном производстве и строительных процессах, виды строительных процессов, методы организации строительных работ, виды бригад, понятие производительности труда и нормы выработки.
Выбранная форма проведения лекционного занятия с использованием игровых технологий (занятие-соревнование) способствует обобщению и систематизации новых приобретённых знаний: строительно-организационных и нормативных понятий, терминов, определений; помогает выявить уровень подготовки студентов к профессиональной деятельности, а также способствует формированию развивающих и воспитательных целей – активизации познавательной деятельности студентов, развитию творческого и логического мышления, воспитанию интереса к своей будущей профессии.
Тип занятия теоретического обучения- изучения нового учебного материала. Вид занятия-лекция. Методы обучения- словесные, наглядные и практические. Форма проведения-соревнование бригад.
Важным элементом образовательного процесса является подготовка раздаточного материала, а именно тестовых заданий, карточек, презентации.
Учебную группу необходимо заранее предупредить о проведении и дате открытого занятия в соответствии с календарно-тематическим планом. Студентам необходимо напомнить, что они должны иметь опрятный внешний вид, вести себя спокойно, для успешной реализации цели занятия студентам необходимо повторить ранее изученные темы: «Понятия о строительном производстве и строительных процессах», «Операция. Рабочее место. Организация рабочего места».
Структура подготовки и проведения лекции-соревнования:
В организации и проведении лекции– соревнования выделяют три основных этапа:
подготовительный;
игровой;
подведение итогов.
Для участия в соревновании группа объединяется в две бригады. Каждой бригаде даются одни и те же задания с таким расчетом, чтобы количество заданий было равно количеству участников бригады. Выбираются бригадиры бригад. Бригадиры руководят действиями своих подчинённых и распределяют между членами бригады ситуации, решение которых им предстоит представить и обосновать. Бригадам даётся время на обдумывание и поиск решения поставленной задачи. Жюри, состоящее из преподавателя и студентов, не вошедших в состав бригад, следят за соблюдением правил соревнования и подводят итоги в конце занятия.
Жюри определяет баллы за решение и обоснование каждого задания. Если никто из членов бригад не знает решения, то его озвучивает преподаватель или члены жюри. В конце занятия подводятся командные и индивидуальные итоги.
Особое значение в соревновании имеет объективность оценки уровня знаний. В случае правильного ответа участники получают определенное количество баллов. При неправильном выполнении задания, списывании или подсказках снимается определенное количество баллов.
Структура лекции нетрадиционна, но близка к традиционной и включает в себя вводную, основную и заключительную части
УСЛОВИЯ ИГРЫ: за каждое правильно выполненное задание бригадам присуждается по 5 баллов.
В ходе занятия у студентов формируются общие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
профессиональные компетенции:
ПК 1.1 Осуществлять ведение технологических процессов производства неметаллических строительных изделий и конструкций, управлять технологическим оборудованием по производству неметаллических строительных изделий и конструкций
ПК 1.2 Осуществлять входной контроль основных и вспомогательных материалов. Осуществлять контроль качества полупродуктов и готовой продукции в соответствии с требованиями нормативно-технической документации, анализировать результаты контроля..
ПК 1.3 Владеть основами строительного производства и основами расчета и проектирования строительных конструкций.
ПК 1.4 Обеспечивать рациональное использование производственных мощностей, экономное расходование сырьевых и топливно-энергетических ресурсов.
ПК 1.5 Выявлять резервы производства с целью повышения производительности труда и качества продукции.
Особое внимание уделяется использованию ИКТ при подготовке и проведении лекции-соревнования, которое увеличивает возможности постановки образовательных задач и управлению процессом их решения. Использование мультимедийного сопровождения лекции-соревнования позволяет строить и анализировать модели различных предметов, ситуаций, явлений. ИКТ позволяют качественно изменять контроль деятельности студентов, обеспечивая при этом гибкость управления образовательным процессом. Компьютер способствует формированию у студентов рефлексии. Мультимедийная презентация и видеосюжеты дает возможность студентам наглядно представить результат своих действий, определить этап в решении задачи, на котором сделана ошибка, и исправить ее.
3. ПЛАН
проведения открытого занятия
по МДК.01.01.Основы строительного производства
Группа СИ-21 Дата 15..03.2017 Занятие № 22
Специальность 08.02.03 Производство неметаллических строительных изделий и конструкций
Тема программы: | Организация труда рабочих в строительстве. |
Тема занятия: | Организация работ и труда. Методы организации работ. |
Формируемые компетенции: | ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации ПК 1.1 Осуществлять ведение технологических процессов производства неметаллических строительных изделий и конструкций, управлять технологическим оборудованием по производству неметаллических строительных изделий и конструкций ПК 1.2 Осуществлять входной контроль основных и вспомогательных материалов. Осуществлять контроль качества полупродуктов и готовой продукции в соответствии с требованиями нормативно-технической документации, анализировать результаты контроля.. ПК 1.3 Владеть основами строительного производства и основами расчета и проектирования строительных конструкций. ПК 1.4 Обеспечивать рациональное использование производственных мощностей, экономное расходование сырьевых и топливно-энергетических ресурсов. ПК 1.5 Выявлять резервы производства с целью повышения производительности труда и качества продукции. |
Цели занятия методическая: | Показать методику проведения лекционного занятия с использованием игровой технологии. |
образовательная: | сформировать у студентов систему знаний способах и методах организации строительных работ. |
воспитательная | воспитанию интереса к своей будущей профессии |
развивающая | активизация познавательной деятельности студентов; развитие творческого и логического мышления.
|
Мотивация образовательной деятельности: | «Стремись не к тому, чтобы добиться успеха, а к тому, чтобы твоя жизнь имела смысл » Альберт Эйнштейн |
Тип занятия: | изучение нового учебного материала; |
Вид занятия: | лекция-соревнование |
Методы обучения: | словесные, наглядные и практические |
Образовательная технология: | игровая, ИКТ |
Продолжительность занятия: | 120 минут |
Место проведения: | Аудитория 21 |
Методическое обеспечение занятия | - рабочая программа учебной дисциплины; - конспект лекций; нормативные документы методическая разработка занятия; мультимедийное сопровождение. |
Технические средства обучения:
| - компьютер; - мультимедийный проектор; - экран. |
Межпредметные связи.
| ОП.11 Общая технология силикатов, МДК.01.02 Технологические линии изготовления деталей и конструкций, МДК.01.02 Технология строительных деталей и конструкций. |
Список литературы:
Для студентов:
Центр информационно- образовательных ресурсов (образовательный ресурс ОМС).
1. Охрана труда в строительстве.
http://www.bibliotekar.ru/spravochnik-125-tehnologia/9.htm
http://www.helper.by/oxrana-truda-v-stroitelstve.html
http://ohrana-bgd.narod.ru/ohstroy.html
Для преподавателей:
1. Жуков Г.Н., Матросов П.Г., Каплан С.Л. Основы общей и профессиональной педагогики: Учебное пособие / Под общей ред. проф. Г.П. Скамницкой. – М.: Гардарики, 2005. – 382 с.
2. Игровые занятия в строительном вузе: Методы активного обучения / Под ред. профессоров Е.А. Литвиненко, В.И. Рыбальского. – К.: Висш. шк. Головное изд-во, 1985. – 303 с.
3. Морева Н.А. Педагогика среднего профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 272 с.
4. Никитина Н.Н., Железнякова О.М., Петухов М.А. Основы профессионально-педагогической деятельности: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. – М.: Мастерство, 2002. – 228 с.
5. Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: Учеб. пособие для преп. учреждений сред. проф. образования. – М.: Мастерство, 2001. – 272 с.
6.СоколовГ.К. Технология и организация строительного производства, М. «Академия», 2002- 528с
7.Соловей Ю.М. Основы строительного дела. – М .: Стройиздат,1989 – 328ст
8.Осипов Л.Г., Яковлев Г.И. Основы строительного дела. – М .: Высшая школа,1962
4. ПЛАН – ХРОНОКАРТА ЗАНЯТИЯ.
І. Организационный момент. | 3 |
ІІ Основная часть: |
|
2.1 Актуализация опорных знаний. |
|
2.1.1 Интерактивный приём «Блиц-опрос» | 4 |
2.2. Сообщение темы и цели занятия. | 3 |
2.3 Мотивация образовательной деятельности |
|
2.4 Изложение нового материала (игровой этап): |
|
2.4.1. Первый этап игры: «Организация труда на предприятии» | 25 |
2.4.2 Второй этап игры: «Организационные структуры управления строительных организаций» | 25 |
2.5 Контроль усвоения студентами учебного материала. |
|
2.5.1 «Соревнование между бригадами» | 5 |
ІІІ. Заключительная часть: |
|
3.1 Подведение итогов занятия. | 10 |
3.2 Домашнее задание | 5 |
5. ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ
І. Организационный момент.
ІІ Основная часть:
2.1 Актуализация опорных знаний.
2.1.1 Для активизации познавательной деятельности студентов, для объявления целей и задач занятия целесообразно использовать несколько интерактивных приёмов:
1. Метод «Лови ошибку» Преподаватель подготавливает текст с ошибками (как можно больше различных ошибок); студенты объединяются в пары и в течение 4 минут ищут ошибки; затем пары объединяются в четверки и сравнивают найденные ошибки; если ошибки найдены не все, происходит объединение в восьмерки; затем в мультимедийном сопровождении представляется исправленный текст (Приложение 3)
КАРТОЧКА №1(А)
Простой трудовой процесс представляет собой совокупность технологически связанных рабочих операций, обеспечивающих получение законченной продукции и выполняемых группой согласованно работающих исполнителей одной специальности, но разной квалификации (звено, специализированная бригада).
КАРТОЧКА №1(Б)
Строительные процессы по своему содержанию в технологическом отношении представляют совокупность девяти аспектов.
Шестой аспект определяет вещество, происходящие с материальными ценностями в пространстве и времени без изменения их физико-механических свойств, а именно: езду, упаковку, шитье, сварку и др.
Первый аспект определяет физико-механические превращения, превращающие конечные свойства химических элементов, а именно: твердость, плотность, напряжение, теплопроводность, пористость и др.
2. Прием «Кроссенс» Развивает у студентов умение устанавливать взаимосвязи, целостного видения изучаемого явления, создает собирательный образ исторического события, дает эмоциональную окраску, отражая отношение современников к происходящему. Понятие «Кроссенс» означает «пересечение смыслов» и придумано авторами по аналогии со словом «кроссворд» («пересечение слов»). «Кроссенс» представляет собой ассоциативную цепочку из девяти изображений, которые расставлены таким образом, что каждая картинка имеет поверхностную или глубинную связь с предыдущей и последующей, а центральное изображение объединяет по смыслу сразу несколько картинок (Приложение 4)
Вопрос №1 Скажите, какой процесс изображен на рисунке (Заготовительный процесс) (Слайд 4)
Вопрос №2 Скажите, какой вид работ изображен и в какой период их можно объединить (Внеплощадочные и внутриплощадочные подготовительные работы (слайд №)
3. Прием «Блиц» Студентам раздаются карточки с терминами. Им нужно за 1 минуту объяснить данные ключевые слова группе, не называя самого термина, описывая его признаки и т.д.(Приложение 5)
Вопрос 1 Что стоит за данным описанием (Рабочее место)
-ходят рабочие;
-расположены строительные материалы;
-удобно расположены технические средства выполнения работ.
Вопрос 2 Определите процесс, описание которого дано на карточке (Простой трудовой процесс)
-установка щитов, кружа и закрепление опалубки;
-фундамент;
-плотник-бетонщик (3-й разряд), плотник-бетонщик (4-й разряд), бетонщик 4-го разряда, бетонщика 3 - 6 разряд.
Вопрос 3 Назовите описанный процесс (Монтажно-укладочный процесс)
-изготовление раствора и бетонной смеси;
-кладка кирпича;
-установка оконных и дверных приемов4
Вопрос 4 Нормативный документ (Карты трудовых процессов)
-инструктивный документ;
-определяет рекомендации;
-включает четыре раздела
2.2. Сообщение темы и цели занятия.
2.2.1 Тема занятия: Организация работ и труда. Методы организации работ
2.2.2 Мотивация изучения темы: изучить способы и методы организации работ и труда.
2.2.3 Цель: Дать представление об организационных формах строительного комплекса, структуре управления, участниках строительного комплекса, правовых основах их деятельности.
2.2.4 Задача: ознакомить с методами организации работ и труда
2.2.5 План изложения нового материала:
1.Понятие о системе строительных организаций. Участки строительства.
2.Методы организации работ.
3.Профессия, специальность и квалификация.
4.Виды бригад
5.Охрана труда в строительстве
2.3 Мотивация образовательной деятельности.
2.4. Изложение нового материала:
2.4.1..Понятие о системе строительных организаций. Участники строительства и их функции
Основными участниками строительного инвестиционного процесса являются: застройщик/инвестор, заказчик, генподрядные строительные организации, субподрядные строительные организации, а также проектные, транспортные организации, поставщики оборудования, материалов, строительных машин и механизмов (рис. 2). Основные усилия участников инвестиционного процесса направлены на совершенствование эффективного управления инвестиционными строительными проектами или программами, осуществляемыми посредством капитальных вложений с учетом функционирования строительного комплекса в рыночных условиях
Застройщик/ инвестор
Ген проектировщик
Субподрядчик
Генподрядчик
Заказчик
Субподрядные проектные
организации
Поставщики оборудования, строительных материалов, машин и механизмов, транспортные организации
Строящийся и далее эксплуатируемый объект недвижимости
Пользователь эксплуатирующая организация
Рисунок 1 – Основные участники строительного инвестиционного процесса
Застройщик — это физическое или юридическое лицо, в интересах которого осуществляется строительство. Застройщик, в принципе, может не являться специалистом в области строительства, а поэтому для реализации возложенных на него функций заказчика, в частности связанных с техническим надзором за строительством, требуется привлечение соответствующих, как правило, лицензированных или сертифицированных специалистов (строителей). При этом конкретная форма, удостоверяющая профессионализм специалиста определяется законодательством, например, законодательством о саморегулируемых организациях.
Заказчик — это субъект управления, основной функцией которого является организация строительства и реализация проекта в целом в интересах застройщика. Например, заказчик, действующий в интересах областной администрации, за счет средств, передаваемых ему соответствующим застройщиком, либо по его поручению органами областной администрации или Правительства, а также за счет долевых передач и других средств, собираемых по поручению областной администрации заказчиком, осуществляет на свой риск собственными и привлеченными силами строительство и ввод в эксплуатацию объектов городского хозяйства города/области в сроки и в объемах, определяемых застройщиком.
Заказчик — главный участник строительного инвестиционного процесса, заинтересованный в достижении конечной цели, поскольку является будущим владельцем и пользователем объекта. Он определяет основные требования и масштабы замысла, обеспечивает финансирование за счет своих средств или средств инвесторов, заключает контракты с основными исполнителями и несет ответственность по их условиям. В качестве заказчика может выступать как юридическое, так и физическое лицо. Иногда в роли заказчика может выступать инвестор — участник, вкладывающий средства в строительство. Если инвестор и заказчик не являются одним и тем же лицом, то инвестор заключает контракт с заказчиком, контролирует выполнение условий и осуществляет расчеты с другими участниками по ходу реализации проекта.
Основными функциями заказчика являются:
планирование и финансирование строительства;
выбор ген проектировщика и генподрядчика;
выдача задания на проектирование ген проектировщику и подготовка стройплощадки для генподрядчика;
обеспечение оборудованием, материалами, изделиями и конструкциями (поставки заказчика);
контроль качества строительной продукции;
приемка готовых объектов и их эксплуатация;
Проектировщик — это субъект управления, основной функцией которого является проведение проектных и изыскательских работ, необходимых для создания проектно-сметной документации и осуществлении авторского надзора за ходом строительства (проводятся по отдельному договору с заказчиком). Проектно-изыскательские подрядные организации, привлекаемые для подготовки строительства объектов в рамках общего контракта, также привлекаются на конкурсной основе. Проектировщик, заключивший общий договор на проектно-изыскательские работы с заказчиком и принимающий на себя перед заказчиком всю ответственность за разработку проектно-сметной документации по объекту строительства установленные сроки определяется как генеральный проектировщик, а проектировщики, заключившие договоры субподряда с генеральным проектировщиком, называются субпроектировщики.
Функциями ген проектировщика являются:
—совместные с заказчиком действия по составлению задания на проектирование и выбор стройплощадки;
—ТЭО (ТЭР) целесообразности строительства;
—координация действий субподрядных проектно-изыскательских организаций;
—разработка проектно-сметной документации (ПСД);
—защита ПСД в экспертных инстанциях и авторский надзор
Подрядчик — лицо, осуществляющее строительство объектов в соответствии с разработанной проектно-сметной документацией. Подрядчик, заключивший общий договор подряда с заказчиком, определяется как генеральный подрядчик, а подрядчики, заключившие договоры субподряда с генподрядчиком, называются субподрядчиками.
Рисунок 2 – Схема сотрудничества генерального подрядчика и субподрядчика
Подрядчики – это физические и юридические лица, которые выполняют работы по договору подряда и (или) государственному контракту, заключенными в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Подрядчики обязаны иметь лицензию на осуществление ими тех видов деятельности, которые подлежат лицензированию, или иметь соответствующие сертификаты, порядок выдачи которых и их форма определяется в соответствии с федеральными законами. В качестве подрядчика в реализации инвестиционных заказов может участвовать любое юридическое лицо способное нести имущественную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору подряда с заказчиком.
Функциями генподрядчика являются:
выполнение строительно-монтажных работ (СМР);
координация действий субподрядных организаций;
испытание оборудования (инженерных систем);
сдача объекта в эксплуатацию.
Пользователь-эксплуатационник—организация, осуществляющая использование и эксплуатация строительного объекта, включая эксплуатацию его производственных мощностей. Пользователи объектов капитальных вложений – это физические и юридические лица, в том числе иностранные, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иностранные государства, международные объединения и организации, для которых создаются указанные объекты. Пользователями объектов капитальных вложений могут быть инвесторы.
Строительство традиционно подразделяется на три способа, в зависимости от привлечения подрядчика и степени его привлечения.
Хозяйственный способ
Если Заказчик строит объект своими силами, без привлечения подрядчиков, то такой способ строительства называется Хозяйственный способ. Хозяйственный способ строительства предполагает совмещение в пределах одного хозяйственного органа строительной организации и организации-заказчика.
Подрядный способ строительства
При подрядном способе строительства заказчик заключает договор подряда с подрядчиком (Договор строительного подряда). Все работы выполняют строительные организации (называемые генеральными подрядчиками), которые своими кадрами и материально-техническими средствами на основе договоров подряда (контракта) сооружают и сдают заказчику законченные строительством объекты в установленные договорами сроки.
Смешанный способ строительства
Так называют способ строительства, когда Заказчик часть работ выполняет своими силами (Хозяйственным способом), а другую часть работ выполняет подрядчик.
В нормативных актах способы строительства в таком виде (подрядный способ, хозяйственный способ, смешанный способ) практически не упоминаются, но эти понятия широко используются в практике, так как учет и налогообложения операций по строительству зависит от того, какой способ используется.
Сдача объекта в эксплуатацию и доведение до проектной мощности
Размещение заказов на оборудование, материалы, изделия
Планирование и выбор исполнителей (на конкурсной основе)
Производство строительно-монтажных работ
Разработка проектно-сметной документации
Рисунок 2 – Этапы создания строительной продукции
КОНКУРС После рассмотрения первого пункта плана, бригадам предлагается закрепить пройденный материал в форме игры (Собери блок-схему). Студентам раздают листы с пустыми блок-схемами и отдельно вырезанные функции каждого участника строительного процесса. За пять минут команды должны верно собрать блок-схему. Эксперты проверяют работы Победившая команда получает 2 монетки. (Приложение 6)
2.4.2.Методы организации производства работ
В проекте организации производства работ предусматривается метод производства работ.
В практике строительства применяются три метода производства работ: последовательный, параллельный и поточный.
При последовательном методе работы на каждом последующем участке (здании, объекте) начинаются только после их завершения на предыдущем. Такой метод не позволяет рационально использовать кадры. Часть кадров строителей находится в ожидании завершения предыдущего участка.
При параллельном методе работы выполняются на ряде объектов (захватах) одновременно. В этом случае продолжительность строительства может сокращаться, но при этом методе наблюдается рассредоточение рабочих по многим объектам, требует привлечения большого количества рабочих.
При параллельном методе наблюдается рассредоточение строительных материалов по начатым стройкам.
Поточный метод строительства — применяется при строительстве однотипных объектов. Рабочие специалисты, специализированная техника переходят на другой объект, сразу же после завершения своей части работы на предыдущем объекте.
Примерная схема выглядит следующим образом: на первом объекте роют котлован и приступают к возведению фундамента. В этот момент на втором объекте приступают к рытью котлована. Затем, на первом объекте приступают к возведению здания, на втором строят фундамент, на третьем делают котлован и т. д. Таким образом обеспечивается непрерывность работ и постоянная загрузка строительной техники. То есть разные строительные циклы совмещены по времени.
Указанный метод обеспечивает бесперебойное и ритмичное производство работ, эффективное использование материально-технических и трудовых ресурсов, строительных машин и оборудования для непрерывного и равномерного выпуска строительной продукции.
КОНКУРС После рассмотрения второго пункта плана, бригадам предлагается закрепить пройденный материал в форме игры (Раскрась верно график выполнения строительных работ ). Студентам раздают листы с пустыми графиками. За пять минут команды должны верно раскрасить графики. Эксперты проверяют работы. Победившая команда получает 2 монетки. (Приложение 7)
2.4.3. ПРОФЕССИЯ, КВАЛИФИКАЦИЯ И ОПЛАТА ТРУДА СТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОЧИХ
Разнообразие строительных процессов требует для их выполнения привлечения рабочих разных профессий, имеющих необходимые знания и практический опыт.
Профессия рабочих — это их постоянная деятельность, определяемая видом и характером выполняемых ими работ (слесарь, плотник, монтажник, кровельщик, маляр).
Специальность — более узкая специализация по данному виду работ (монтажник-высотник, монтажник железобетонных или металлических конструкций). Для выполнения разнообразных строительных работ и процессов нужны рабочие с разным уровнем подготовки, т. е. разной квалификации.
Квалификация — наличие знаний и навыков для выполнения работы определенной сложности. Показателем квалификации является разряд, устанавливаемый в соответствии с квалификационными характеристиками каждой профессии и разряда.
Строительных рабочих по профессиям подразделяют на две группы: металлисты и строители.
К группе металлистов относятся механики, мотористы, кузнецы, слесари, сварщики, такелажники, крановщики, монтажники.
Рабочие, выполняющие общестроительные работы: землекопы, каменщики, плотники, столяры, бетонщики, арматурщики, кровельщики, штукатуры, маляры и др., составляют группу строителей.
Строительные рабочие по квалификации делятся на несколько разрядов. Самый низкий разряд-первый, а самый высокий - шестой. Для каждой специальности установлено разное количество разрядов. Например, для каменщиков - пять разрядов, для землекопов - два разряда и т.д.
Единый тарифно-квалификационный справочник ЕТКС работ и профессий в строительстве включает 179 профессий, с учетом 6-разрядной сетки, принятой в строительстве.
В соответствии со сложностью выполняемых строительных процессов для рабочих основных профессий установлено шесть квалификационных разрядов:
1 разряд - достаточно иметь трудовые навыки и знание правил охраны труда;
2 разряд - нужны некоторые профессиональные навыки;
3 разряд - необходим определенный профессиональный уровень знаний и навыков;
4 разряд - требуется специальная и теоретическая подготовка и большой профессиональный стаж для выполнения процессов средней сложности;
5 разряд - необходимы высокая квалификация и знания для выполнения сложных процессов, организаторские способности для работы звеньевым или бригадиром;
6 разряд - особо сложные процессы.
Присвоение нового разряда - результат производственного испытания, оформляется протоколом квалификационной комиссии (которая руководствуется квалификационными требованиями к выполняемой работе), приказом по строительной организации и выдачей нового удостоверения с записью в трудовой книжке. Кроме необходимых знаний в соответствии с присваиваемым разрядом рабочий должен знать специфику выполняемого процесса, технологию его производства, правила охраны труда, правила внутреннего трудового распорядка, требования к качеству работ по смежным строительным специальностям.
Кадры строительных рабочих готовят в профессионально-технических училищах и колледжах, а также путем обучения и повышения квалификации в учебных пунктах и комбинатах, на строительных площадках.
В строительстве приняты следующие формы оплаты труда:
прямая,
сдельная,
аккордная,
сдельно-премиальная,
повременная,
повременно-премиальная.
Сдельная оплата получила наибольшее распространение. При прямой сдельной оплате рабочий получает зарплату за количество выполненной работы. Размер оплаты определяется расценкой. При сдельно-премиальной оплате применяются повышенные расценки за перевыполненный в нормированное время объем работы. При аккордной оплате рабочий выполняет в заданный срок весь объем конструкции или часть его и его труд оплачивают по укрупненным расценкам. Повременная оплата применяется в тех случаях, когда норму времени установить невозможно. Заработная плата за повременную работу определяется в зависимости от количества отработанного времени, разряда и тарифной ставки рабочего.
Повременно-премиальная оплата труда может быть установлена рабочим-повременщикам как поощрение за высококачественное и своевременное выполнение заданий.
До начала работ бригаде, звену или отдельному рабочему независимо от оплаты труда выдается наряд, в котором устанавливается объем, стоимость и срок выполнения задания. При повременной оплате в наряде должно быть помещено описание работы и учтено проработанное время.
КОНКУРС «Инструмент». Студентам надо верно подобрать инструменты к каждой профессии. На конкурс отводится 5 мин. Эксперты проверяют работы. Победившая команда получает 2 монетки. (Приложение8)
2.4.4.Виды бригад
Успешное выполнение строительных процессов требует разделения труда между рабочими в соответствии с их квалификацией и организации их совместной работы. Большинство строительных процессов при современном уровне техники выполняются группами рабочих.
Для повышения ответственности за качество выполняемых работ, увеличения производительности труда и упрощения руководства строительным производством все рабочие объединяются в бригады, которые могут быть специализированными, комплексными и конечной продукции.
Звено – группа рабочих одной профессии, выполняющих совместно один и тот же вид работ; при разной квалификации членов звена рабочие более высокого разряда выполняют более сложные операции. Численность звена обуславливается рациональной организацией труда; состав обычно колеблется в пределах 2...5 чел.
Бригада – несколько звеньев рабочих, объединенных для совместного производства одного и того же вида работ. Количественный и квалификационный состав звеньев и бригад устанавливается в зависимости от объема работ, сложности выполняемых процессов, планируемых сроков работ, принятых методов производства работ.
Специализированными называются бригады, в состав которых входят рабочие одной специальности, но разной производственной квалификации, в том числе и подсобные рабочие. Состав бригады от 10 до 30 человек.
Комплексными называются бригады, которые составлены из рабочих разных специальностей и квалификации. Например, в состав комплексной бригады, возводящей дом из кирпича, могут входить каменщики-монтажники, столяры-плотники, подсобные рабочие, электросварщик, крановщик, такелажник. Состав бригады до 40 человек.
Бригады конечной продукции производят работы с момента закладки фундамента до сдачи объекта в эксплуатацию. Диапазон специальностей в бригаде значительно шире по сравнению с комплексной бригадой. Для них характерна сдача домов в эксплуатацию с гарантийным паспортом на определенный срок. Бригада подразделяется на звенья, чаще специализированные. В составе звена могут работать 3—6 человек.
При бригадной работе важно, чтобы все их члены работали слаженно, так как отставание одного влечет за собой отставание всей бригады.
Работу бригады должен координировать бригадир. Он обычно назначается администрацией из числа наиболее грамотных и квалифицированных рабочих, не освобожденных от работы. Руководителям предприятий предоставлено право устанавливать для бригадиров из числа рабочих-сдельщиков, не освобожденных от основной работы, доплату за руководство бригадой: в бригадах с количеством рабочих от 5 до 10 человек в размере 10% и свыше 10 человек— 15% тарифной ставки. Доплата производится при условии выполнения всей бригадой норм выработки в среднем за месяц. С целью поднятия материальной заинтересованности рабочих комплексные и специализированные бригады стали переводиться на хозяйственный расчет, который создает благоприятные условия для снижения себестоимости строительно-монтажных работ, повышения производительности труда и улучшения качества строительства. До начала работ хозрасчетной бригаде выдается наряд-задание и лимитно-заборная карта на получение всех необходимых материалов. Материалы, поступающие на строительство, принимаются прорабом, мастером или в их отсутствии бригадиром. По окончании работ делается сверка фактических затрат материалов со сметной нормой расхода. Экономия или перерасход основных стройматериалов в денежном выражении определяется по сметным ценам, при этом общая сумма экономии устанавливается за вычетом перерасхода отдельных материалов.
Работы, выполненные с отступлением от технических условий, должны быть исправлены, а материалы, использованные на переделку, засчитываются в перерасход, падающий на зарплату рабочих. За экономию строительных материалов, бережное отношение к сборным строительным конструкциям хозрасчетной бригаде выплачивается премия до 40% сэкономленной суммы.
КОНКУРС «Лучший бригадир». От каждой бригады берут по два игрока: один игрок выполняет роль бригадира, второй – простого работника (каменщика). Работнику завязывают глаза и предлагают построить из конструктора стену, а бригадир помогает подсказками как правильно ставить кубики. Побеждает команда, которая первой правильно построит стенку. На конкурс отводится 5 мин. Эксперты проверяют работы. Победившая команда получает 2 монетки. (Приложение9)
2.4.5.Охрана труда в строительстве
Охрана труда в строительстве представляет собой систему взаимосвязанных законодательных, социально-экономических, технических, гигиенических и организационных мероприятий, цель которых—оградить здоровье трудящихся от производственных вредностей, несчастных случаев и обеспечить наиболее благоприятные условия, способствующие повышению производительности труда и качества работ.
Охрана труда включает в себя вопросы трудового законодательства техники безопасности, санитарно-гигиенических мероприятий, противопожарной безопасности, а также надзор и контроль за выполнением требований норм и правил по охране труда.
Трудовое законодательство (Кодекс законов о труде) регламентирует порядок взаимоотношений между работниками и администрацией, режим рабочего времени и отдыха трудящихся, условия труда женщин и подростков, порядок приема, перевода и увольнения работников, льготы и преимущества для различных категорий рабочих и др.
Техника безопасности представляет собой совокупность организационных и технических мероприятий и средств, предотвращающих воздействие на работающих опасных производственных факторов. Опасный производственный фактор — такой фактор, воздействие которого на работающего приводит к травме или другому внезапному ухудшению здоровья.
Нормы и правила техники безопасности, распространяющиеся на строительно-монтажные и специальные строительные работы, независимо от ведомственной подчиненности организаций, выполняющих эти работы, содержатся в СНиП «Техника безопасности в строительстве». Инженерно-технические работники строек, а также бригадиры должны хорошо знать и строго соблюдать приведенные в СНиП указания об ответственности административно-технического персонала строек за технику безопасности и производственную санитарию, определяющих порядок осуществления мероприятий по охране труда.
КОНКУРС «Самый внимательный». Студентам предлагают просмотреть видео о правилах поведении на строительной площадке. По окончанию просмотра команды должны назвать по очереди правила поведения. Победит бригада, которая назовет больше правил показанных на видео. Эксперты следят за правильностью ответов и ведут счет. Победившая команда получает 2 монетки. (видео2)
2.5 Контроль усвоения студентами учебного материала.
Для контроля усвоения студентами учебного материала предусматривается решение тестов по пройденному материалу. (Приложение10).
В конце пары эксперты подсчитывают количество монеток в каждой команде. Побеждает команда с большим количеством монеток. Студенты победившей команды получаю оценку «5», а проигравшей «4».
2.6. Рефлексия. Подведение итогов.
2.6.1 Дайте ответы на рефлексивные вопросы:
- что мы делали на занятии?
- достигли ли поставленной цели?
- что вам понравилось на занятии?
- носило ли занятие практическую ценность?
ІІІ. Заключительная часть:
3.1 Подведение итогов занятия.
Выводы: изучение темы «Организация работ и труда. Методы организации работ» позволяет дать представление об организационных формах строительного комплекса, структуре управления участниках строительного комплекса, правовых основах их деятельности.
3.2 Замечание относительно усвоения студентами материала: сделать оценку активности студентов, анализ устного опрашивания студентов относительно изученной темы занятия, подвести итоги занятия
3.3 Домашнее задание обработать литературу [2] с.245-248, 173-177
Сделать презентацию. Темы:
1.Методы строительного производства.
2.Формы оплаты труда.
3. Охрана труда в строительстве.
Приложение 1
ГЛОССАРИЙ
Строительство /капитальное строительство/ - отрасль материального производства, продукцией которого является законченные и готовые к эксплуатации производственные предприятия, жилые дома, здания или сооружения.
Строительное производство - взаимосвязанный комплекс строительных и монтажных работ и процессов, результатом которых являются готовые к эксплуатации здания и сооружения, или их части, готовые к монтажу технологического оборудования.
План - комплекс заданий, объединенных общей целью, которые необходимо выполнить в определенной последовательности и в установленные сроки.
Планирование строительного производства - функция управления, ориентированная на формирование плана деятельности строительной организации в плановом периоде для обеспечения непрерывной и равномерной работы на строительных объектах.
Управление строительством - процесс воздействия подсистемы управления на работников строительной организации, контроль и регулирование для обеспечения эффективного достижения поставленной цели.
Приложение 2
Приложение 3
КАРТОЧКА №1(А)
Простой физический процесс представляет собой сообщников техничек связанных рабочими операций, обеспечивающих получку завершенной покупки и выполняемых группой согласованно работающих исполнителей одной специальности, но разной квалификации (кольцо, специальная бригада). Каждая рабочая операция состоит из рабочих приемов каратэ, которые, в свою очередь, состоят из рабочих физических упражнений и движений.
КАРТОЧКА №1(Б)
Строительные процессы по своему содержанию в технологическом отношении представляют совокупность девяти аспектов.
Шестой аспект определяет вещество, происходящие с материальными ценностями в пространстве и времени без изменения их физико-механических свойств, а именно: езду, упаковку, шитье, сварку и др.
Первый аспект определяет физико-механические превращения, превращающие конечные свойства химических элементов, а именно: твердость, плотность, напряжение, теплопроводность, пористость и др.
ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ
Карточка №1(А)
ПРОСТОЙ ТРУДОВОЙ ПРОЦЕСС представляет собой совокупность технологически связанных рабочих операций, обеспечивающих получение законченной продукции и выполняемых группой согласованно работающих исполнителей одной специальности, но разной квалификации (звено, специализированная бригада). Каждая рабочая операция состоит из рабочих приемов, которые, в свою очередь, состоят из рабочих движений.
Карточка №1(Б)
Строительные процессы по своему содержанию в технологическом отношении представляют совокупность двух аспектов.
Первый аспект определяет особенности, происходящие с материальными элементами в пространстве и времени без изменения их физико-механических свойств, а именно: транспортирование, укладку, сборку, стыковку и др.
Второй аспект определяет физико-химические превращения, изменяющие конечные свойства материальных элементов, а именно: прочность, плотность, напряженность, теплопроводность, водонепроницаемость и др.
Приложение 4
Карточка №2
Вопрос №1 Скажите, какой процесс изображен на рисунке
(Заготовительный процесс)
Заготовительные процессы обеспечивают строящийся объект полуфабрикатами, деталями и изделиями. Эти процессы выполняют обычно на специализированных предприятиях (заводах сборного железобетона, заводах товарного бетона и др.), но также и в условиях строительной площадки (при объектные бетонорастворные узлы, при объектные арматурные цеха и др.).
Вопрос №2 Скажите какой вид работ изображен и в какой период их можно объединить
(Работы инженерной подготовки)
Внеплощадочные подготовительные работы.
К внеплощадочным подготовительным работам относятся следующие основные виды работ:
1) строительство подъездных путей к строительной площадке;
2) строительство линий связи, электропередачи, водопровода, канализационных сооружений; присоединение к источникам получения воды и газа, пара; закладка карьера по добыче песка, гравия, камня.
К внутриплощадочным подготовительным работам (третий этап) относятся:
1) создание геодезической разбивочной основы для строительства (установка высотных реперов, прокладка главных осей зданий, (красных линий);
2) расчистка территории строительной площадки, снос не используемых в процессе строительства строений, пересадка деревьев, срезка и складирование растительного слоя грунта; планировка территории; создание складского хозяйства для строительных материалов и конструкций; устройство средств пожаротушения, связи и сигнализации.
На строительных площадках с относительно небольшим числом объектов второй и третий этапы подготовки, как правило, совмещаются.
Внеплощадочные и внутриплощадочные подготовительные работы получили название технической (инженерной) подготовки.
Время проведения внеплощадочных и внутриплощадочных подготовительных работ называется подготовительным периодом.
Приложение 5
Карточка №3
Вопрос 1Что стоит за данным описанием (Рабочее место)
- ходят рабочие;
-расположены строительные материалы;
-удобно расположены технические средства выполнения работ.
Ответ: Рабочее место — это участок, где перемещаются участвующие в строительном процессе рабочие и расположены потребные материалы, и технические средства. Рабочее место должно быть удобным для трудового процесса и обеспечивать безопасность труда.
ВОПРОС 2 Описание какого процесса дано (Простой трудовой процесс)
-установка щитов, кружа и закрепление опалубки;
-фундамент;
-Плотник-бетонщик (3-й разряд), плотник-бетонщик (4-й разряд), бетонщик 4-го разряда, бетонщика 3 - 6 разряд.
Ответ: Простой трудовой процесс представляет собой совокупность технологически связанных рабочих операций, обеспечивающих получение законченной продукции и выполняемых группой согласованно работающих исполнителей одной специальности, но разной квалификации (звено, специализированная бригада). Каждая рабочая операция состоит израбочих приемов,которые, в свою очередь, состоят израбочих движений.
ВОПРОС 3 Назовите описанный процесс (Монтажно-укладочный процесс)
-изготовление раствора и бетонной смеси;
-кладка кирпича;
-установка оконных и дверных приемов4
Ответ: Монтажно-укладочные процессы обеспечивают получение продукции строительного производства и заключаются в переработке, изменении формы или придании новых качеств материальным элементам строительных процессов. Обычно идентичные монтажно-укладочные процессы имеют общие технологические особенности и поэтому не зависят в главном от вида и характера конкретных возводимых зданий и сооружений
ВОПРОС 4 НОРМАТИВНЫЙ ДОКУМЕНТ (Карты трудовых процессов)
-инструктивный документ;
-определяет рекомендации;
-включает четыре раздела
Ответ: Основными нормативными и инструктивными документами для организации и выполнения отдельных трудовых операций являются карты трудовых процессов (КТП). В КТП содержатся рекомендации по высокопроизводительным приемам и методам труда, формированию звеньев рабочих, рациональной организации рабочих мест.
Карты трудовых процессов включают четыре раздела:
область и эффективность применений карты;
подготовка и условия выполнения процесса;
исполнители, предметы и орудия труда;
технология процесса и организация труда.
Приложение 6
КАРТОЧКА №4
Подберите верно функции участникам строительства
ЗАДАНИЕ 1
Подберите верно функции заказчика
Ответ : Основными функциями заказчика являются:
планирование и финансирование строительства;
выбор ген проектировщика и генподрядчика;
выдача задания на проектирование ген проектировщику и подготовка стройплощадки для генподрядчика;
обеспечение оборудованием, материалами, изделиями и конструкциями (поставки заказчика);
контроль качества строительной продукции;
приемка готовых объектов и их эксплуатация;
ЗАДАНИЕ 2
Подберите верно функции проектировщика
Ответ: Функциями ген проектировщика являются:
— совместные с заказчиком действия по составлению задания на проектирование и выбор стройплощадки;
— ТЭО (ТЭР) целесообразности строительства;
— координация действий субподрядных проектно-изыскательских организаций;
— разработка проектно-сметной документации (ПСД);
— защита ПСД в экспертных инстанциях и авторский надзор
ЗАДАНИЕ 3
Подберите верно функции генерального подрядчика
Функциями генподрядчика являются:
выполнение строительно-монтажных работ (СМР);
координация действий субподрядных организаций;
испытание оборудования (инженерных систем);
сдача объекта в эксплуатацию.
Заказчик
Проектировщик
Ген подрядчик
выдача задания на проектиро вание ген проектировщику и подготовка стройплощадки для генподрядчика
выбор ген проектировщика и генподрядчика
планирование и финансирование строительства
приемка готовых объектов и их эксплуатация
контроль качества строительной продукции
обеспечение оборудованием, материалами, изделиями и конструкциями
координация действий субподрядных проектно-изыскательских организаций
ТЭО (ТЭР) целесообразности строительства
совместные с за казчиком дейст вия по составле нию задания на проектирование и выбо стройплощадки
выполнение СМР
разработка ПСД
защита ПСД в экспертных инстанциях и авторский надзор
испытание оборудования (инженерных систем)
сдача объекта в эксплуатацию
координация действий субподрядных организаций
Приложение 7
КАРТОЧКА № 5
Задание: Заполните верно пустой график выполнения работ в соответствии с каждым из методов выполнения работ
График выполнения работ
Дом | Продолжительность строительства, мес. |
| |
1-й |
|
2-й |
|
3-й |
|
4-й |
|
5-й |
|
|
|
|
|
|
|
Подземная часть здания |
| Надземная часть здания ( коробка) |
| Отделочные работы |
|
Приложение 8
КАРТОЧКА № 6
КОНКУРС «ИНСТРУМЕНТ».
Студентам надо верно подобрать инструменты к каждой профессии.
КАМЕНЩИК
Каждую рабочую операцию в процессе кладки выполняют определёнными инструментами. Производственные операции каменщик выполняет при помощи ручных инструментов: кельмы, молоточка-кирки, ковша-лопаты, расшивки, шнур – причалка, растворная лопата, отвес, строительный уровень, водяной уровень, рулетка или складной метр, деревянный угольник, правило.
СТОЛЯР
Топор, молоток, ножовка, рубанок, стамеска, долото, нож, клещи, отвертки, зажимы, напильник ![]() | ![]() | ![]() |
![]() | ![]() | ![]() |
![]() | ![]() | ![]() |
![]() | ![]() | ![]() |
![]() | ![]() | ![]() |
![]() | ![]() | ![]() |
![]() | ![]() | ![]() |
![]() | ![]() | ![]() |
Приложение 10
Тесты
Выберите верное утверждение
1 Продукцией строительства являются:
а) законченные и подготовленные к эксплуатации производственные предприятия;
б) жилые дома;
в) оборотные фонды;
г) объекты непроизводственного фонда.
2. К средствам труда относятся:
а) машины и оборудование;
б) производственные площади; в)энергия;
г) транспортные средства;
д) сырье;
е) детали;
ж) конструкции и изделия.
3. К предметам труда относятся:
а) машины и оборудование;
б) производственные площади; в)энергия;
г) транспортные средства,
д) сырье;
е) детали;
ж) конструкции и изделия.
4. К особенностям строительной продукции не относятся:
а) капиталоемкость,
б) подвижность,
в) территориальная закрепленность,
г) много детальность.
Верно/неверно
Прочитайте внимательно следующие утверждения и укажите, ка кие из
них верны, а какие ошибочны.
1 Особенностью строительного производства является подвижность продукции - объектов строительства и пространственная закрепленность
средств производства.
2. Для строительного производства характерна тенденция переноса производственных процессов из условий стационарного заводского производства на строительную площадку для ослабление действия негативных факторов.
3. Строительство обладает рядом особенностей: крупные размеры потенциальных ущербов; нарастание стоимости объекта по мере реализации проекта, сложность взаимосвязей участников строительства в рамках контрактов и субконтрактов; значительные влияние природных факторов на
темпы и качество строительного производства.
4. Мобильность строительного производства отражает способность строительной системы, возводящей объект, к перемещению элементов производства с одной территории застройки на другую, к быстрой адаптации
в новых условиях региона, к стабильному функционированию в течение определённого времени.
Тесты
1. Какой метод организации производственного процесса является наиболее эффективным
а) поточный;
б) параллельный;
в) последовательный.
2. В состав трудовых ресурсов как части строительного производства включают элементы:
а) основные рабочие;
б) работники управления;
в) вычислительная техника;
г) транспортные средства;
д) технологическая оснастка.
3. Труд монтажника в строительной организации может быть отнесен к группе
а) основной труд;
б) вспомогательный труд;
в) обслуживающий труд;
г) хозяйственный труд.
4. Труд каменщика в строительной организации может быть отнесен к
группе
а) основной труд;
б) вспомогательный труд;
в) обслуживающий труд;
г) хозяйственный труд.
5. Труд бухгалтера в строительной организации может быть отнесен к
группе
а) основной труд;
б) вспомогательный труд;
в) обслуживающий труд;
г) хозяйственный труд.
6. Труд автослесаря в строительной организации может быть отнесен к
группе
а) основной труд;
б) вспомогательный труд;
в) обслуживающий труд;
г) хозяйственный труд.
7 Снижение трудоемкости работ в целях сокращения затрат труда в
строительном производстве зависит преимущественно от факторов
а) технических;
б) экономических;
в) организационных;
г) технологических.
8. Формирование рационального состава работающих в целях сокращения затрат труда в строительном производстве зависит преимущественно от факторов
а) технических;
б) экономических;
в) организационных;
г) технологических.
Верно/неверно
1 Целью научно-технического прогресса является увеличение объемов выпускаемой продукции, снижение затрат общественного труда и стоимости
на единицу продукции, улучшение условий труда и повышение качества продукции, а в целом достижение наибольшей эффективности капитальных
вложений.
2. Опыт показывает, что поточный метод уменьшает ритмичность производства и увеличивает потребность в производственных мощностях.
3. Оптимальное решение задач организации, планирования и управления строительством предполагает нахождение усредненного значение выбранного критерия, например средних приведенных затрат при производстве данного объема строительно-монтажных работ
4. Закономерностью организации производства на строительном предприятии является несоответствие форм и методов организации производства характеристикам его материально-технического базиса.
1.4. Стороны-участники строительства и их функции.
Основные термины и понятия
Для каждого из представленных терминов и понятий подберите
соответствующее ему определение.
а) Заказчик
б) Застройщик (девелопер)
в) Инвестор
г) Подрядчик
д) Пользователи-эксплуатационники
е) Проектировщик
ж) Субъекты инвестиционной деятельности
1 Инвесторы, заказчики, подрядчики, пользователи объектов капитальных вложений и другие лица.
2. Физическое или юридическое лицо, в интересах которого осуществляется строительство.
3. Субъект управления инвестиционной деятельности, основной функцией которого является финансирование проекта или инвестиционной программы с целью получения прибыли на инвестируемый капитал.
4. Субъект управления инвестиционной деятельности, основной функцией которого является проведение проектных и изыскательских работ, необходимых для создания проектно-сметной документации.
5. Субъект управления инвестиционной деятельности, основной функцией которого является организация строительства и реализация проекта в целом в интересах застройщика.
6. Физическое или юридическое лицо, которое выполняет работы по договору подряда и (или) государственному контракту, заключаемому с
заказчиками в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
7 Физические и юридические лица, в том числе иностранные, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иностранные
государства, международные объединения и организации, для которых создаются указанные объекты.
Тесты
1 Юридическим или физическим лицом, осуществляющим долгосрочное
вложение капитала в экономику в целях получения прибыли на вложенный
капитал является
а) инвестор;
б) застройщик;
в) проектировщик;
г) подрядчик;
д) научно-исследовательская организация.
2. Юридическое или физическое лицо, выполняющее функции управления на всех или отдельных стадиях инвестиционного цикла по поручению инвестора
а) проектировщик;
б) менеджер;
в) транспортная организация;
г) заказчик.
3. Юридическое или физическое лицо, которое планируют строительство, размещает заказы на его осуществление подрядным организациям, обеспечивает финансирование и контроль в период производства работ, а также приемку законченных строительством зданий и сооружений
а) эксплуатирующая организация;
б) заказчик;
в) поставщик;
г) научно-исследовательская организация.
4. Договор с заказчиком комплекс работ по строительству объектов
заключает
а) пользователь,
б) генеральный подрядчик;
в)субподрядчик;
г) научно-исследовательская организация.
5. Участниками строительства могут являться
а) только государственные и частные организации;
б) государственные, общественные, частные организации;
в) государственные, общественные, частные организации и физические
лица.
Верно/неверно
1. Проектировщик - юридическое или физическое лицо, осуществляющее долгосрочное вложение капитала в экономику, как правило, в целях получения прибыли на вложенный капитал.
2. Инвестор юридическое или физическое лицо, разрабатывающее по заказу и договору с заказчиком проектную и сметную документацию на новое строительство, реконструкцию или техническое перевооружение.
3. При подрядном способе генподрядчик возглавляет строительство, отвечая перед заказчиком за своевременное и качественное осуществление проекта и сдачу объектов в эксплуатацию.
4. Генподрядчик не несет ответственность за выполнение работ, осуществляемых субподрядчиками.
5, Генподрядчик координирует производство работ всеми субподрядчиками и имеет право вмешиваться в их внутреннюю производственно- хозяйственную деятельность.
6. Инвестор и заказчик не могут являться одним юридическим или физическим лицом.
7 Застройщик (девелопер) проводит строительство собственными силами или с привлечением подрядчиков, а по окончании принимает объект в эксплуатацию и регистрирует право собственности в местном органе самоуправления.
ОТВЕТЫ
Основные термины и понятия
1.1. 1 з; 2 е; 3 в; 4 а; 5 г; 6 д; 7 б; 8 ж.
1.2. 1 б; 2 п; 3 м; 4 к; 5 о; 6 з; 7 и; 8 н; 9 ж; 10 а; И е; 12 р; 13 д; 14 г; 15 в;
16 л.
1.3. 1 в; 2 г; 3 6; 4 д; 5 а
1.4. 1 ж; 2 б; 3 в; 4 е; 5 а; 6 г; 7 д.
Тесты
1.1. 1 а б г; 2 а б в г; 3 д е ж; 4 б.
1.2. 1 а; 2 а б; 3 б; 4 а; 5 г; 6 г; 7 а г; 8 в.
1.3. 1 ад; 2 а б в г; За.
1.4. 1а, 2 б; 3 6; 4 б; 5 в.
Верно/неверно
1.1. 1н;2н;3в;4в.
1.2. 1в;2н;3н;4н.
1.3. 1в;2н;3н;4в.
1.4. 1 н; 2 н; 3 в; 4 н; 5 н; 6 н; 7 в.