СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка открытого занятия по теме: Немецкое Просвещение 18 века

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка открытого занятия по теме: Немецкое Просвещение 18 века»

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова»

Московский приборостроительный техникум












МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ:

«Немецкое Просвещение 18 века»


по дисциплине «ОГСЭ.01 Основы философии»


по специальности «09.02.07 Информационные системы и программирование»
















Преподаватель: Чернышова Л.А.





Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова»

Московский приборостроительный техникум

План открытого занятия



Дата проведения: 14.10.2022

Преподаватель: Чернышова Л.А.


Специальность

09.0.07 Информационные системы и программирование

Учебный цикл

1 семестр 2022-2023 учебного года

Учебная группа

ВД50-1-19, ВД50-11/1-20

Наименование раздела / темы

Раздел: Раздел2. Историческое развитие философии

Тема: Тема 2.8. Немецкая классическая философия

24 часа

2 часа

Тема занятия

«Немецкое Просвещение 18 века»

2 часа

Содержание темы

Основные достижения немецкой классической философии. Философия И. Канта: принцип трансцендентального идеализма. Теория познания, агностицизма. Элементы материализма в философии Канта. Антиномии и их разрешение. Этика Канта: формулировка категорического императива. Философия Г.В.Ф. Гегеля: абсолютный объективный идеализм, природа идей. Взаимоотношения духа и природы. Достоинства и недостатки гегелевского идеализма и гегелевской диалектики. Противоречие между идеалистической системой и диалектическим методом. Материалистическое понимание природы и философская антропология Л. Фейербаха


Тип учебного занятия

Практическая работа

Формы организации учебной деятельности

работа малыми группами, проблемно-поисковая, для закрепления теоретических знаний

Формируемые компетенции

ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 6

Общие компетенции, подлежащие формированию на занятии

Профессиональные компетенции, подлежащие формированию на занятии

ОК 1

Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам



ОК 2

Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для

выполнения задач профессиональной деятельности.



ОК 3

Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.



ОК 4

Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.



ОК 6

Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.



Требования к результатам освоения

УД/МДК/практики (в соответствии с ФГОС, рабочей программой)

Умения для освоения на занятии

Знания для усвоения на занятии

ориентироваться в истории развития философского знания;

вырабатывать свою точку зрения и аргументированно дискутировать по важнейшим проблемам философии,

применять полученные в курсе изучения философии знания в практической, в том числе и профессиональной, деятельности

основных философских учений;

главных философских терминов и понятий

проблематики и предметного поля важнейших философских дисциплин

традиционные общечеловеческие ценности.

Ресурсы учебного занятия

Материально-технические

Электронные

Компьютер: системный блок, колонки, монитор, мышь, клавиатура.

Доска маркерная

Программное обеспечение:

Windows 10 pro, Microsoft Office, Mozila Firefox, Google Chrome, 7-zip, K-Lite Codec Pack

Формы и методы контроля, оценки результата изучения темы учебного занятия

Устная проверка знаний путем опроса студентов, ответов на проблемные вопросы, эвристическая беседа. Письменные и устные упражнения
Письменный контроль – тестирование

Групповая работа: Совместное выполнение заданий, анализ и обсуждение результатов работы.



Цели занятия:

Методическая цель и инновации: продолжить использовать методику ИКТ в процессе изложения нового материала, проверки полученных знаний, межпредметных связей и т.п.

использование инновационного метода проблемного обучения в целях усвоения самостоятельной деятельности обучающимися, формирования поисковых и исследовательских умений и навыков, а также развития познавательных способностей и творческого мышления.


Дидактическая: охарактеризовать значение и особенности Немецкого просвещения XVIII в., а также рассмотреть ключевых философов и их идеи;

познакомить с важными гносеологическими проблемами (теориями), поднятыми в данный период; усвоить новые философские понятия и термины.

Развивающая: продолжить формирование навыков логического и абстрактного мышления;

продолжить развивать способность к обобщению и анализу полученного материала;

отработать умения сравнивать и сопоставлять уже знакомые факты, делать выводы; продолжить закреплять умения чётко и грамотно излагать свои мысли;

продолжить развивать коммуникативные навыки у студентов.

Воспитательная: содействовать формированию морально-нравственных качеств личности студентов; их мировоззренческой и социальной культуры;

повысить интерес обучающихся к изучаемому предмету, организовывать собственную деятельность, воспитание ответственности, трудолюбия, целеполагания, а также интереса к истории и духовной культуре человечества.


Задачи занятия: Углубление знаний, умений, навыков по изучаемой дисциплине.




ХОД ЗАНЯТИЯ:

Этапы занятия

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

Время (мин.)

1. Организационный этап занятия

Ввести студентов в рабочую атмосферу

Приветствие. Контроль посещаемости.


Приветствие. Предоставление информации об отсутствующих

2

2. Основной этап занятия

Сообщение темы, целей и задачи урока


Активизирует мыслительную деятельность студентов

Активное участие в определении темы, постановке целей и задач занятия

5

Актуализация опорных знаний


Постановка вопросов к студентам, комментирование ответов студентов

Индивидуальные ответы с мест, дополнения прозвучавших ответов

15

Мотивация

Мотивационно-активизирующая. Определение пространства исследования данной темы; подведение студентов к определению целей занятия.

Осознанное желание узнать новое и выполнить задания

8

Постановка проблемных вопросов. Диалог с обучающимися

Организует эвристическую беседу с обучающимися.

Помогает при затруднениях в работе с текстами.

Корректирует ответы, следит за регламентом, оценивает работу обучающихся.

Выдача заданий и инструктирование по его выполнению. Координация действий студентов в процессе выполнения задания

Участвуют в эвристической беседе при изучении материала Работают с вопросами , готовятся к выступлению, выступают, дополняя друг друга.


50

Анализ групповой деятельности

Подведение итогов совместной деятельности

Оценивает обсуждение работы микрогрупп. Выставление оценок


Оценивают собственную деятельность и деятельность микрогруппы. Выставляют оценки.

4

Рефлексия


Активизация мыслительной деятельности

Обучающимся выполняют тест на закрепление материала

Выполняют тест

5

3. Заключительный этап занятия

Домашнее задание

Закрепить полученные знания. Рекомендательно- пояснительная

Восприятие информации

1


Приложение №1 (презентация)

Приложение №2 (раздаточный материал)

Приложение № 3 (тест)

Приложение №4 (карта самоконтроля)







Согласовано с ПЦМК________________________/Чернышова Л.А./

Подпись преподавателя, ведущего занятие__________/Чернышова Л.А./







































Приложение 1

Презентация на тему: «Немецкое Просвещение 18 века »



1-7 слайд. Перед изучением нового материала с обучающимися проводится устный опрос по прошлой теме.

Вопросы:

        1. Дайте определение «Философии эпохи Просвещения».

        2. Назовите основные тенденции эпохи Просвещения.

        3. В заключалась экономическая идея Адама Смита?

        4. В чем состоял подход к познанию Девида Юма?

        5. В чем суть социальной реформы Вольтера?

6. Кто сформировал теорию «Разделения властей»?

8-9 слайд. Цели и задачи занятия

Сообщение темы и целей занятия:

Тема: Немецкое Просвещение XVIII в.

Цель: сформировать знания о философах и их основных идеях Немецкого Просвещения XVIIIв. Освоить термины: немецкая классическая философия, трансцендентное, трансцендентальное, априорное и апостериорное знание. Сформировать представление о теории познания И. Канта.

10-12 слайд. Определение и периодизация. Основные представители

Немецкое классическая философия – период развития философской мысли XVIII-XIX вв., в которой начинается смещение акцептов с анализа природы на исследование человека, человеческого мира и истории. Впервые представители немецкой классики осознают, что человек живет не в мире природы, а в мире культуры.

Периодизация:

        1. Просветительский или подготовительный - вторая половина XVIII в. На передний план выдвигаются проблемы идейной борьбы буржуазии с феодальным деспотизмом, необходимости национального единства, отстаивания идей гуманизма и роли искусства в социальном прогрессе.

Основные представители: Г. Лессинг, И. Гердер, И. Гёте, Ф. Шиллер.

        1. Становления - 70-е гг. XVIII в. – начало XIX в. Основоположником немецкой классической философии является Иммануил Кант, который совершил переворот от метафизических абсолютных первоначал к человеческому субъекту.

13-16 слайд.

Изучение нового материала:

Тема: Немецкое Просвещение XVIII в.

Немецкое классическая философия – период развития философской мысли XVIII-XIX вв., в которой начинается смещение акцептов с анализа природы на исследование человека, человеческого мира и истории. Впервые представители немецкой классики осознают, что человек живет не в мире природы, а в мире культуры.

Периодизация:

        1. Просветительский или подготовительный - вторая половина XVIII в. На передний план выдвигаются проблемы идейной борьбы буржуазии с феодальным деспотизмом, необходимости национального единства, отстаивания идей гуманизма и роли искусства в социальном прогрессе.

Основные представители: Г. Лессинг, И. Гердер, И. Гёте, Ф. Шиллер.

        1. Становления - 70-е гг. XVIII в. – начало XIX в. Основоположником немецкой классической философии является Иммануил Кант, который совершил переворот от метафизических абсолютных первоначал к человеческому субъекту.

Теория познания И. Канта:

Прежде чем перейти к теории познания И. Канта нужно некоторое время уделить его знаменитейшей теории суждений. Потому что И. Кант претворяет свои рассуждения о том, что мы можем познавать и что мы познавать не можем.

Он пытается понять, какие вообще суждения мы с вами люди, можем высказывать. Вырабатывать относительно этого мира.

Кант скажет, что мы обладаем двумя глобальными видами суждений:

А) Апостериорные суждения – это суждения опытные. Это суждения, которые возможны в рамках нашего непосредственного наблюдаемого опыта.

Канта больше всего интересует второй вид, который он излагает на страницах своей книги.

Б) Априорные суждения – доопытные суждения, т.е. суждения, которые по мысли Канта, являются залогом любой познавательной способности.

В свою очередь Кант делит априорные знания на два вида:

  1. Априорные аналитические суждения (аналитические суждения – поясняющие). В данных суждения предикат (свойство, качество предмета) содержится в самом аналитическом суждении.

  2. Априорные синтетические суждения (расширяющие суждения). По мнению И. Канта в данных суждениях предикат (свойство) не содержится прямо в предмете, хотя и связан с ним косвенно или опосредованно.

Главы «Критики чистого разума»:

1. Как возможна математика?

2. Как возможно чистое естествознание?

3. Как возможна метафизика?

На страницах работ Канта очень часто будут встречаться два понятия: трансцендентное – принципиально непознаваемое – те вещи. Те предметы, которые навсегда останутся за гранью нашего понимания «Идея Бога», «бессмертие души» и трансцендентальное – конструирование нашей познавательной способностью условий опыта.

17 -19 слайд Термины и определения

Далее И. Кант вводит два термина:

Ноумен или «Вещь в себе» — это предмет, который навсегда останется недоступен нашему познанию таким, какой он есть на самом деле.

Феномен или явление — это тот способ, каким этот предмет является нам, каким мы можем его познать.

Трансцендентальная эстетика отвечает на вопрос; как возможна математика?

Математика возможна, потому что это наука о величинах. Все положения математики, геометрии мы можем приложить к нашему опытному миру, но изначально – это мир формул, чисел, умозрительных количественных построений, которые мы разбираем в контексте пространства и времени.



20-21 слайд. Задания1,2

Задание 1. Ответьте на вопрос.

«Мыслить себе предмет и познавать предмет не есть...одно и то же» (И. Кант).

В чем И. Кант видит различия между мышлением и познанием?

Задание 2. Прочтите фрагменты из сочинений И. Канта и ответьте на вопросы. (текст в Приложении 1.)

1. Каков предмет трансцендентальной философии?

2. Что означает «критика» чистого разума?

3. Какой разум Кант называет «чистым»?



















Приложение 2

Задание 1.

Немецкое Просвещение XVIII в.

Философия Нового Времени



Направления философии Нового Времени

Хронологические рамки

Философы

Основные идеи, система философских взглядов

Рационализм и эмпиризм




Философия французского просвещения




Немецкая классическая философия






Задание 2(выполняются в группах).

Выполнить проблемно-познавательные задания, принять участие в обсуждении (мини-дискуссия)

1. Какая проблема стала центральной для философии Нового времени?

2. Ф. Бэкон, рассуждая о путях (методах) познания, сравнивает их с «путем паука», «путем муравья» и «путем пчелы». Какой метод познания Ф. Бэкон называл «своим» и правильным?

3. Какой своей знаменитой фразой Р. Декарт обоснует абсолютную достоверность своего собственного существования?

4. В своей философии Декарт указывает две независимые друг от друга субстанции – мыслящую и протяженную, т.е. телесную и материальную. Подумай, к какому направлению в философии – материализму или идеализму – принадлежит философия Декарта? Обоснуйте свой ответ.

5. В теории Декарта о происхождении Вселенной ярко проявился деизм. В чем, на ваш взгляд, состоит отличие деизм от пантеизма, характерного для философии эпохи Возрождения?

6. Булгаков в «Мастере и Маргарите» писал, что Кант предложил свое, шестое, доказательство бытия Бога. Что это за доказательство? (Ответ: Раз есть мораль, должен быть Бог как гарант морали).

7. Каких мыслителей относят к немецкой классической философии?

8. Грандиозную и схематичную систему философии Г. Гегеля кратко выражают фразой: «Все разумное – действительно, все действительное – разумно»? Прокомментируйте эту мысль. (Ответ: Это означает, что законы разума и закона мира совпадают).

9. Л. Фейербаху принадлежит мысль о том, что природа – это высшая реальность, а человек – высший продукт природы. Природа бесконечна, как и вечна, пространство и время – основные условия всякого бытия и сущности, всякого мышления и деятельности, всякого процветания и успеха. Прокомментируйте данную мысль с точки зрения её принадлежности к течениям немецкой классической философии.



Прочтите фрагменты из сочинений И. Канта и ответьте на вопросы.

Вопросы:

1. Каков предмет трансцендентальной философии?

2. Что означает «критика» чистого разума?

3. Какой разум Кант называет «чистым»?

«Наш век не намерен больше ограничиваться мнимым знанием и требует от разума, чтобы он вновь взялся за самое трудное из своих занятий — за

самопознание и учредил бы суд, который бы подтвердил справедливые требования разума, а с другой стороны, был бы в состоянии устранить все

неосновательные притязания — не путем приказания, а опираясь на вечные и неизменные законы самого разума. Такой суд есть не что иное, как критика самого чистого разума.

Я разумею под этим не критику книг и систем, а критику способности разума вообще в отношении всех знаний, к которым он может стремиться независимо от всякого опыта, стало быть, решение вопроса о возможности или невозможности метафизики вообще и определение источников, а также объема и границ метафизики на основании принципов...

Из всего сказанного вытекает идея особой науки, которую можно назвать

критикой чистого разума. Разум есть способность, дающая нам принципы

априорного знания. Поэтому чистым мы называем разум, содержащий принципы безусловно априорного знания... Мы можем назвать науку, лишь

рассматривающую чистый разум, его источники и границы, пропедевтикой к системе чистого разума.

Такая пропедевтика должна называться не учением, а только критикой чистого разума..., она может служить не для расширения, а только для очищения нашего разума и освобождения его от заблуждений... Я называю трансцендентальным всякое познание, занимающееся не только предметами, сколько видами нашего познания, предметов, поскольку это познание должно быть возможным a priori.

Система таких понятий называлась бы трансцендентальной философией.

Таким образом, трансцендентальная философия есть наука одного лишь

чистого спекулятивного разума, так как все практическое, поскольку оно

содержит мотивы, связано с чувствами, которые принадлежат к эмпирическим источникам познания».





Приложение 3

Тест для самопроверки:

Вариант 1

  1. Кто из мыслителей имеет отношение к подготовительному периоду Немецкого Просвещения 18 века

А) Р. Декарт

Б) Августин Блаженный

В) Г. Лессинг

Ответ: В

  1. Кто является основоположником немецкой классической философии

А) И.Кант

Б) Ф.Шиллер

В) К.Маркс

Ответ: А

  1. Продолжите предложение

Предмет, который навсегда останется недоступен нашему познанию таким, какой он есть на самом деле – это ___________________________________

Ответ: Ноумен или «Вещь в себе»



  1. Априорные суждения – это__________________т.е. суждения, которые по мысли Канта, являются залогом любой познавательной способности.

Ответ: доопытные суждения

5.Что изучает гносеология.

А) Познание

Б) Бытие
В) Этику

Ответ: А









Вариант 2

  1. Кто из мыслителей имеет отношение к подготовительному периоду Немецкого Просвещения 18 века

А) Ф.Бэкон

Б) И.Фихте

В) Ф.Шиллер

Ответ: В

  1. Кто является основоположником немецкой классической философии

А) Ф.Энгельс

Б) И.Гете

В) И.Кант

Ответ: В

  1. Продолжите предложение

Это тот способ, каким этот предмет является нам, каким мы можем его познать.

Ответ: Феномен или явление.



  1. Это суждения опытные. Это суждения, которые возможны в рамках нашего непосредственного наблюдаемого опыта.

Ответ: Апостериорные суждения

5.Учение о познании – это часть философского знания.

А) Гносеология

Б) Онтология
В) Этика

Ответ: А























Приложение 4

КАРТА САМОКОНТРОЛЯ



ГРУППА---------------------------------------



ТЕМА---------------------------------------------



Что понравилось?

Что не понравилось?

Моя работа на занятии