МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
открытого занятия
производственного обучения (учебная практика)
обучающихся группы «Сварщик ручной дуговой сварки плавящимся покрытым электродом»
МООД при ФКУ ИК-7 филиала № 2
ФКП образовательного учреждения № 142
г. Салават
Содержание
Наименование | Стр. |
1. Вводная часть. | 4 |
2. План занятия. | 6 |
Лист ознакомления обучающихся МООД при ФКУ ИК-7 филиал № 2 ФКП образовательного учреждения № 142, о проведенном инструктаже по теме программы « Сборка, сварка, наплавка, резка в вертикальном положении сварного шва» | 7 |
Оценочный лист | 8 |
Фронтальный опрос по ранее изученным темам | 9 |
Изложение нового материала | 11 |
Практическая часть | 13 |
Самостоятельная работа обучающихся | 14 |
Подведение итогов. Домашнее задание. | 14 |
Приложение № 1 Задание на выполнение сварного стыкового и таврового соединений в вертикальном положении сварного шва | 15 |
Приложение № 2 «РУЧНАЯ ДУГОВАЯ СВАРКА. СОЕДИНЕНИЯ СВАРНЫЕ» | 16 |
Приложение № 3 Инструкционная карта выполнения сварных соединений в вертикальном положении сварного шва | 17 |
Приложение № 4 Плакат «Выполнение вертикальных швов» | 19 |
Приложение № 5 «Способы выполнения сварных швов» | 20 |
Прокудин
Виктор Владимирович
1. Вводная часть.
Методическая разработка – это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, современные педагогические технологии обучения и воспитания применительно к конкретной теме урока, теме учебной программы, преподаванию курса в целом.
Профессиональное мастерство, умение быстро и качественно решать стоящие воспитательные и образовательные задачи.
Мастер производственного обучения — это человек, уже прошедший свой самобытный, неповторимый путь профессионального роста.
Профессия: «Сварщик ручной дуговой сварки покрытым плавящимся электродом».
Тема занятия: «Сборка, сварка, наплавка, резка в вертикальном положении сварного шва».
Цель занятия:
– овладение обучающимися видом профессиональной деятельности.
– выполнение подсобных и вспомогательных работ, и соответствующих общих и профессиональных компетенций.
Общие компетенции:
ОК1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством.
Освоение вида профессиональной деятельности (ВПД): «Проведение подготовительных, сборочных операций перед сваркой, зачистка и контроль сварных швов после сварки» и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК1.1. Читать чертежи средней сложности и сложных сварных металлоконструкций.
ПК1.2. Использовать конструкторскую, нормативно-техническую и производственно-технологическую документацию по сварке.
ПК1.3. Проверять оснащенность, работоспособность, исправность и осуществлять настройку оборудования поста для различных способов сварки.
ПК1.4. Подготавливать и проверять сварочные материалы для различных способов сварки.
ПК1.5. Выполнять сборку и подготовку элементов конструкции под сварку.
ПК1.6. Проводить контроль подготовки и сборки элементов конструкции под сварку.
ПК1.7. Выполнять предварительный, сопутствующий (межслойный) подогрев металла.
ПК1.8. Зачищать и удалять поверхностные дефекты сварных швов после сварки.
ПК1.9. Проводить контроль сварных соединений на соответствие геометрическим размерам, требуемым конструкторской и производственно-технологической документации по сварке.
Освоение вида профессиональной деятельности (ВПД): «Ручная дуговая сварка (наплавка, резка) плавящимся покрытым электродом» и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК2.1. Выполнять ручную дуговую сварку различных деталей из углеродистых и конструкционных сталей во всех пространственных положениях сварного шва.
ПК2.2. Выполнять ручную дуговую сварку различных деталей из цветных металлов и сплавов во всех пространственных положениях сварного шва.
ПК2.3. Выполнять ручную дуговую наплавку покрытыми электродами различных деталей.
ПК2.4. Выполнять дуговую резку различных деталей.
К концу занятия каждый обучающийся будет уметь:
– выполнять подготовку металла к сварке;
– производить сборку заготовок, прихватку, сварку;
– контролировать качество сборки и сварки;
– выявлять дефекты и производить их устранение;
– зачищать сварные швы.
Задачи занятия:
– организовать рабочее место, продемонстрировать поэтапное выполнение задания с комментариями и акцентированием задач каждого этапа выполнения работ;
– организовать самостоятельную работу обучающихся.
Технология обучения: информационно-коммуникационная технология.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Формы организации занятия: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Дата проведения: 19.11.2021 г.
Время проведения: 15-00 – 15-45
Место проведения: МООД при ФКУ ИК-7 филиала № 2 ФКП образовательного учреждения № 142, сварочная мастерская,
промышленная зона ФКУ ИК – 7
Разработчик:
мастер производственного обучения
ФКП образовательного учреждения № 142 Прокудин В. В.
2. План занятия.
1. Организационная часть (2 – 3 мин.)
Проверка списочного состава, выявление отсутствующих обучающихся.
Организация внимания и готовности обучающихся к занятию.
2. Теоретическая часть (10 – 15 мин.)
2.1. Вводный инструктаж. Целевая установка
Сообщается тема программы, тема занятия.
Тема программы: «Сборка, сварка, наплавка, резка в вертикальном положении сварного шва».
Тема занятия: «Сборка, сварка стыковых, тавровых соединений в вертикальном положении сварного шва».
Цель занятия:
К концу урока каждый студент будет знать и уметь:
– выполнять и производить подготовку, сборку заготовок, прихватку, сварку;
– контролировать качество сборки и сварки;
– выявлять дефекты и производить их устранение.
2.2. Фронтальный опрос по ранее изученным темам. Демонстрация образцов сварных соединений.
2.3. Изложение нового материала
2.4. Ответы, пояснения, уточнения на вопросы
2.4. Фронтальный опрос по охране туда и технике безопасности.
2.5. Инструктаж перед началом работ.
Обучающиеся расписываются в листе ознакомления с инструктажем, получают задание, инструкционную карту, справочные таблицы ГОСТа, схемы.
3. Практическая часть (15 – 25 мин.)
3.1. Организовать рабочее место, продемонстрировать поэтапное выполнение задания с комментариями и акцентированием задач каждого этапа выполнения работ.
3.2. Организовать самостоятельную работу обучающихся.
3.3. Целевые обходы:
– контроль, проверка выполнения самостоятельных работ;
– выявление и разбор ошибок, выставление оценок;
– завершение работы, сдача выполненных работ, уборка рабочих мест.
4. Подведение итогов (5 – 10 мин.)
– достижение цели урока;
– разбор допущенных ошибок в работе, рекомендации, нарушение безопасных условий труда;
– озвучивание оценок за занятие;
5. Домашнее задание
Повторить темы «Сборка, сварка стыковых, тавровых соединений в вертикальном положении сварного шва», «Свариваемость».
Лист
ознакомления обучающихся МООД при ФКУ ИК-7 филиал № 2
ФКП образовательного учреждения № 142,
о проведенном инструктаже
по теме программы «Сборка, сварка, наплавка, резка в вертикальном положении сварного шва»:
– правила поведения и техника безопасности в период нахождения в сварочной мастерской;
– выполнение подготовительных и слесарных работ перед сваркой;
– выполнение сварочных работ;
Группа №1 «Сварщик ручной дуговой сварки плавящимся покрытым электродом»
№ | Ф.И.О. | Дата доведения | Подпись обучающегося |
1 | Агибалов Олег Александрович | | |
2 | Акъюлов Вадик Гумарович | | |
3 | Бабушкин Станислав Андреевич | | |
4 | Густов Андрей Владимирович | | |
5 | Желнин Александр Николаевич | | |
6 | Матвеев Артем Вячеславович | | |
7 | Мигранов Аскат Булатович | | |
8 | Мухамадуллин Руслан Фанурович | | |
9 | Наливкин Александр Александрович | | |
10 | Семенов Денис Фанисович | | |
11 | Семенов Александр Олегович | | |
12 | Хаерзаманов Фидан Динарович | | |
13 | Хужиахметов Риваль Римович | | |
14 | Шакиров Вадим Фандусович | | |
15 | Щепарёв Сергей Николаевич | | |
Мастер производственного обучения ______________ Прокудин В.В.
/подпись/ /Ф.И.О./
Оценочный лист
№ | Фамилия, Имя, Отчество учащегося | Присутствующие | Теоретические основы | Соблюдение технологии сборки подготовки/ сборки | Технология сварки стык / тавр | Время сварки стык / тавр | Визуальный и измерительный контроль стык / тавр | Соблюдение ТБ | Оценка |
1 | Агибалов Олег Александрович | | | | | | | | |
2 | Акъюлов Вадик Гумарович | | | | | | | | |
3 | Бабушкин Станислав Андреевич | | | | | | | | |
4 | Густов Андрей Владимирович | | | | | | | | |
5 | Желнин Александр Николаевич | | | | | | | | |
6 | Матвеев Артем Вячеславович | | | | | | | | |
7 | Мигранов Аскат Булатович | | | | | | | | |
8 | Мухамадуллин Руслан Фанурович | | | | | | | | |
9 | Наливкин Александр Александрович | | | | | | | | |
10 | Семенов Денис Фанисович | | | | | | | | |
11 | Семенов Александр Олегович | | | | | | | | |
12 | Хаерзаманов Фидан Динарович | | | | | | | | |
13 | Хужиахметов Риваль Римович | | | | | | | | |
14 | Шакиров Вадим Фандусович | | | | | | | | |
15 | Щепарёв Сергей Николаевич | | | | | | | | |
Фронтальный опрос по ранее изученным темам.
1 | Какие принципы выбора силы сварочного тока? |
|
2 | Как учитывается выбор силы тока в зависимости от пространственного положения сварного шва? |
При сварке на вертикаль ток уменьшается на 10-15% от величины в нижнем положении. При сварке потолочного шва уменьшается на 15-20% от величины в нижнем положении. |
3 | Какая длина у сварочной дуги? |
|
4 | Какая должна быть ширина сварочного шва? |
В= (3-4)* dэ В= (3-4)*3= 9-12 мм |
5 | Как классифицируется сварные швы по форме? |
|
6 | Как классифицируется сварочный ток? |
|
7 | Какие способы сварки при выполнении вертикальных швов? |
|
8 | Какие манипуляции (колебательные движения) электродом вы знаете и применяете при выполнении сварных швов в нижнем положении сварного шва? |
Смайлик шва - «Улыбка» | Смайлик шва - «Грустинка» |
|
9 | Какие дефекты сварных швов вы можете определить на представленных образцах? |
Кратер |
В озобновление Брызги металла, случайная дуга |
10 | Что такое сталь? Сплав железа с углеродом (где С до 2,14%) |
11 | Какая температура плавления стали? 1539 0С |
12 | Из какой стали представленные образцы? Сталь обыкновенного качества. |
Изложение нового материала
Сборка под сварку. Установка зазора
Зазор | Диаметр электрода |
S=(0,4-0,6) dэ | dэ |
1,2 – 1,8 | 3 |
1,4 – 2,4 | 4 |
Рисунок 1. Сборка соединений.
Рисунок 2. Сборка, прихватка, сварка Рисунок 3. Прихватка
стыкового и таврового соединений.
Прихватка – короткий сварной шов для фиксации взаимного расположения деталей подлежащих сварке.
Рисунок 4 Сборка таврового соединения.
В процессе изложения материала демонстрация способов сборки, сварки на макетах (образцах), пояснение движений электрода на доске.
Рисунок 5. Теоретическая часть
Фронтальный опрос по охране труда и технике безопасности.
1 | Какие вредные производственные факторы при выполнении работ в сварочных мастерских? |
Шум, световое излучение, факторы пожара, запыленность и загазованность воздуха, недостаточная освещенность |
2 | Какие средства индивидуальной защиты применяются при выполнении работ в сварочных мастерских? |
Спец.одежда (обувь, костюм сварщика, сварочная маска, рукавицы) |
3 | Какие средства коллективной защиты применяются при выполнении работ в сварочных мастерских? |
Индивидуальные кабины, защитные экраны, вентиляция. |
Инструктаж по охране труда и технике безопасности перед началом работ.
Обучающиеся расписываются в листе ознакомления с инструктажем, получают инструкционную карту (задание).
Практическая часть
Организация рабочего места, демонстрация поэтапное выполнение задания с комментариями и акцентированием задач каждого этапа выполнения работ.
Рисунок 5 . Сварка Рисунок 6. Сборка, сварка
«с прерыванием сварочной дуги» вертикального таврового соединения
Рисунок 7. Контроль качества Рисунок 8. Сварка соединений
Самостоятельная работа обучающихся
Рисунок 9. Сборка, сварка соединений обучающимися
Подведение итогов. Домашнее задание.
Рисунок 10. Подведение итогов
Приложение № 1
Задание
на выполнение сварного стыкового и таврового соединений
в вертикальном положении сварного шва
Материал: пластины из низкоуглеродистой стали марки Ст 3 толщиной 4 мм,
размер 100 х 200 мм.
С
обрать тавровое соединение: выставить зазор, выполнить 2 прихватки.
Собрать стыковое соединение в стык к тавровому: выставить зазор, выполнить 2 прихватки.
Проверить качество сборки: взаимное расположение пластин (по горизонтали, по вертикали).
Закрепить собранную конструкцию в приспособлении для сварки в вертикальном положении сварного шва.
П
одобрать режимы сварки: силу сварочного тока, угол наклона электрода, манипуляции электродом при наплавке валика на плоскость пластины.
Выполнить сварку стыкового соединения:
а
) «на подъем»
с одной стороны «полумесяцем» и «полумесяцем с отрывом»
б
) «на спуск»
с противоположной стороны стыкового соединения «полумесяцем».
В
ыполнить сварку таврового соединения «на подъем»:
с одной стороны «полумесяцем» и «полумесяцем с отрывом»,
с другой стороны любым самостоятельно выбранным движением электрода
Приложение № 2
(ГОСТ 5264-80)
«РУЧНАЯ ДУГОВАЯ СВАРКА. СОЕДИНЕНИЯ СВАРНЫЕ»
Приложение № 3
Инструкционная карта
выполнения сварных соединений
в вертикальном положении сварного шва
Упражнения 1. Упражнения по подготовительным операциям (резка, правка, зачистка, разметка) 2. Упражнения по регулированию силы сварочного тока. 3. Упражнения по сборке соединений, постановке прихваток, контролю качества сборки 4. Упражнения по сварке стыковых, нахлесточных, угловых и тавровых соединений в вертикальном положении сварного шва. 5.Упражнения по зачистке сварных швов после сварки, контролю качества сварных соединений. 6. Упражнения по исправлению дефектов. | Оснащение: Плакаты, слесарные молотки, тисы, измерительный и контрольный инструмент, электроды, источники питания сварочной дуги, УШМ, спецодежда, СИЗ. Объект работ: Различные производственные заготовки металлопроката, материал Ст 3 |
Последовательность выполнения работы | Единица измерения мин. | Кол-во штук |
Подготовка рабочего места сварщика | Подготовить рабочий инструмент сварщика, проверить заземление, вентиляцию, освещение | 2-3 | |
Подготовка металла к сварке | 1.Заготовить пластины из углеродистой стали 50*150* 4 мм (механическая резка) | 5 | 2 |
2. Взять пластины, внимательно осмотреть их. Произвести правку. Зачистить. | 2-3 | 2 |
3. Выполнить разметку | 2-3 | 2 |
4. Подготовить кромки при толщине металла свыше 4 мм.) | 5 | 2 |
Выбор режимов сварки | Отрегулировать сварочное оборудование и подобрать режимы сварки. | 1-2 | |
Сборка заготовок, прихватка, проверка качества сборки | 1. Соединение (стыковое, тавровое, нахлесточное, угловое) | 5 | 2 |
Сварка заготовок в вертикальном положении сварного шва | 1. Сварка соединений (стыковое, тавровое, нахлесточное, угловое) | 5 | 1 |
Проверка качества сварки | Проверить качество сварки (определить наличие дефектов) | 5 | |
Зачистка сварных швов | Зачистить сварные швы | 2-3 | |
Устранение дефектов | Устранить сваркой обнаруженные дефекты (кратер, прожог, непровар, наплыв) | 2-3 | |
Зачистка сварных швов | Зачистить от шлака исправленные сварные швы | 1-2 | |
Итого | 45 | |
Подготовка рабочего места сварщика. | |
Подготовка металла к сварке | |
Выбор режимов сварки | |
Сборка заготовок, прихватка, проверка качества сборки | |
Сварка заготовок | |
Зачистка сварных швов | |
Проверка качества сварки | |
Устранение дефектов | |
Зачистка сварных швов | |
Приложение № 4
Приложение № 5