СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого занятия «РАСЧЕТ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ПРЕДПРИЯТИЯ»

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В методической разработке представлена методика проведения   практического занятия с использованием задач разного уровня сложности. Предназначена для преподавателей дисциплины «Экономика организации» образовательных организаций среднего профессионального образования.

Просмотр содержимого документа
«МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого занятия «РАСЧЕТ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ПРЕДПРИЯТИЯ»»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГПОУ «ДОНЕЦКИЙ КОЛЛЕДЖ ТЕХНОЛОГИЙ И ДИЗАЙНА»

ГО ВПО «ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ТОРГОВЛИ

ИМЕНИ МИХАИЛА ТУГАН-БАРАНОВСКОГО»










МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

открытого занятия

«РАСЧЕТ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ПРЕДПРИЯТИЯ»





дисциплина: ОП.01 Экономика организации

специальность 38.02.04 Коммерция (по отраслям)























Донецк, 2021

Методическая разработка открытого занятия «Расчет производственной программы предприятия» по дисциплине ОП.01 Экономика организации, специальность 38.02.04 Коммерция (по отраслям).


Подготовила

Семен-Оглу Т.Д., преподаватель ГПОУ «Донецкий колледж технологий и дизайна» ГО ВПО «Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского», специалист высшей категории.



Рецензенты:

1. Хасанова В.А., председатель цикловой комиссии технико-экономических дисциплин ГПОУ «Донецкий колледж технологий и дизайна» ДонНУЭТ, специалист высшей категории.


2. Овчинникова Г.Н., преподаватель экономических дисциплин ГПОУ «Донецкий горный техникум м. Е.Т. Абакумова», специалист высшей категории, преподаватель-методист.


В методической разработке представлена методика проведения практического занятия с использованием задач разного уровня сложности. Предназначена для преподавателей дисциплины «Экономика организации» образовательных организаций среднего профессионального образования.




Рассмотрено и одобрено на заседании цикловой комиссии технико-экономических дисциплин ГПОУ «Донецкий колледж технологий и дизайна» ДонНУЭТ 



Протокол № 05 от 01декабря 2020 г.

Председатель цикловой комиссии _______________ В.А. Хасанова



СОДЕРЖАНИЕ



1

Пояснительная записка …………………………………………...

4

2

План занятия ………………………………………………………

7

3

Хронология занятия ………………………………………………

10

4

Ход занятия ………………………………………………………

11


Организационный момент ………………………………………

11


Актуализация опорных знаний …………………………………

11


Сообщение темы, мотивация …………………………………….

14


Формирование умений и навыков ………………………………

16


Формирование умений и навыков путем решения задач ………

21


Обобщение и систематизация умений и навыков ………………

25

5

Подведение итогов занятия. Рефлексия…………………………

26

6

Домашнее задание ………………………………………………..

27

Приложение А Вопросы для фронтального опроса


Приложение Б Инструкционная карта


Приложение В Дополнительный материал


Приложение Г Оценочный лист

























ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


В методической разработке открытого занятия по дисциплине «Экономика организации» по теме «Расчет производственной программы предприятия» предложена методика проведения практического занятия с использованием задач разного уровня сложности.

Согласно рабочей программы учебной дисциплины ОП.01 Экономика организации тема «Расчет производственной программы предприятия» изучается в разделе 4 «Планирование в организации», тема 4.2 «Производственная программа предприятия», на изучение которой отводится 9,5 часов.

В системе подготовки студентов колледжа практические занятия, являясь дополнением к лекционному курсу, закладывают и формируют основы квалификации специалиста среднего звена. Содержание этих занятий и методика их проведения должны обеспечивать развитие творческой активности студентов. Практическое занятие – это занятие, проводимое под руководством преподавателя в учебной аудитории, направленное на углубление научно-теоретических знаний и овладение определенными методами самостоятельной работы, которое формирует практические умения (вычислений, расчетов, использования таблиц и др.).

Основные функции практического занятия:

• обучающая – позволяет организовать творческое активное изучение теоретических и практических вопросов, установить непосредственное общение обучаемых и педагога, формирует у студентов самоконтроль за правильным пониманием изучаемого материала, закрепляет и расширяет их знания;

• воспитывающая – осуществляет связь теоретических знаний с практикой, усиливает обратную связь обучаемых с педагогом, формирует принципиальность в суждениях, самокритичность, навыки, привычки профессиональной деятельности и поведения;

• контролирующая – позволяет систематически проверять уровень подготовленности обучаемых к занятиям, к будущей практической деятельности, а также оценить качество их самостоятельной работы.

Практические занятия по дисциплине ОП.01 Экономика организации представляют собой, как правило, занятия по решению различных прикладных задач по расчету показателей, рассмотренных на лекциях. Проблемы, поставленные во время лекции, на практическом занятии приобретают конкретное выражение и решение.

Методика проведения практического занятия с использованием задач разного уровня сложности предполагает создание условий для включения каждого обучающегося в деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития, т. е. создание ситуаций успеха, а именно: помочь сильному обучающемуся реализовать свои возможности в более трудоемкой и сложной деятельности, а слабому - выполнить свой посильный объем работы.

Уровневая дифференциация позволяет: акцентировать внимание преподавателя на работе с различными категориями обучающихся, учитывать индивидуальность каждого обучающего по данной теме.

Особенностью использования технологии уровневого обучения является: необходимость проектирования целей трех уровней - репродуктивных, конструктивных, творческих. Для каждого уровня преподаватель определяет, что обучающийся на данном уровне должен узнать, понять, суметь.

Актуализация знаний производится на основе подобранных вопросов, контролирующих знания на понимание обучающимися теоретического материала, который был изложен на предыдущей лекции и изучен ими самостоятельно. Вопросы расположены в таком логическом порядке, чтобы в результате ответов на них у всех студентов создалась целостная теоретическая основа предстоящего занятия.

Для успешного достижения учебных целей практического занятия осуществляется поэтапное формирование умений и навыков, т.е. движение от знаний к умениям и навыкам, от простого к сложному. Сначала студентам даются легкие задачи, которые рассчитаны на репродуктивную деятельность, требующую простого воспроизведения способов действия, данных на лекции для осмысления и закрепления в памяти. Затем содержание учебных задач усложняется. Предлагаются задачи, рассчитанные на репродуктивно-преобразовательную деятельность. Для более полного понимания, задачи в практической работе связаны с практикой жизни, отражают возможную профессиональную деятельность студентов.

Несколько первых задач студенты решают у доски и комментируют свое решение под контролем преподавателя. При этом важно, чтобы остальные студенты не механически переносили решение в свои тетради, а проявляли максимум самостоятельности, вдумчиво и с пониманием существа дела относились к разъяснениям, которые делает их одногруппник или преподаватель, соединяя общие действия с собственной поисковой деятельностью – это достигается тем, что задачи представлены в нескольких вариантах.

Далее обучающиеся решают задачи самостоятельно, а преподаватель контролирует их работу. В тех случаях, когда у большинства студентов работа выполняется с трудом, преподаватель может прервать их и дать необходимые пояснения (частично-поисковый метод).

Основная задача преподавателя на каждом практическом занятии, наряду с обучением своему предмету (дисциплине), – научить будущего специалиста думать. Также целью практического занятия является формирование умения учиться самостоятельно, т.е. овладевать методами, способами и приемами самообучения, саморазвития и самоконтроля; умение делать выводы на основе представленной информации. На всем протяжении практического занятия студенты будут заняты напряженной творческой работой, поисками правильных и точных решений, чтобы каждый получил возможность раскрыться, проявить свои способности. Это способствует развитию у них определенных профессионально-значимых качеств личности.

Для обобщения знаний по теме «Расчет производственной программы предприятия» проводится анализ наиболее часто встречающихся ошибок, которые допускают обучающиеся при решении задач.

На последнем этапе отмечаются общие недостатки в работе и достигнутые успехи, пути дальнейшего совершенствования умений и навыков в период самостоятельной работы. Оценивается деятельность студентов на практическом занятии, даются комментарии по работе каждого студента и группы в целом.

После подведения итогов преподаватель выдает задание на самостоятельную работу и отвечает на вопросы обучающихся.

Весь объем материала занятия представлен в виде слайдов, что позволяет иллюстрировать этапы занятия в виде последовательных алгоритмов действий.


Материально-дидактическое оснащение занятия:

1. Проектор

2. Компьютер.

3. Мультимедийная презентация.

4. Контролирующие задания.

5. Инструкционная карта к выполнению практической работы.

5. Лист оценивания.


ПЛАН ЗАНЯТИЯ


Группа

КД11/20 з

Специальность

38.02.04 Коммерция (по отраслям)

Тема занятия

Расчет производственной программы предприятия.

Формирование общих компетенций

ОК 1. Понимания сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявления к ней устойчивого интереса.

ОК 2. Организации собственной деятельности, выбора типовых методов и способов выполнения профессиональных задач, оценки их эффективности и качества.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществление поиска и использования информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 7. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 12. Соблюдать действующее законодательство и обязательные требования нормативных документов, а также требования стандартов, технических условий.

Формирование профессиональных компетенций

ПК 2.3. Применять в практических ситуациях экономические методы, рассчитывать микроэкономические показатели, анализировать их, а также рынки ресурсов.

ПК 2.4. Определять основные экономические показатели работы организации, цены, заработную плату.

Цели занятия:


Методические

- совершенствование методики проведения практического занятия с использованием задач разного уровня сложности.

Дидактические

Изучить:

- методику расчета производственной программы предприятия в натуральном выражении;

- формулы для расчета измерителей объема производства и реализации продукции в стоимостном выражении.

Освоить:

- методику расчета производственной программы на примере производственного предприятия путем расчета показателей объема валовой, товарной, реализованной и чистой продукции.

Развивающие

- развивать познавательный интерес к изучению экономических дисциплин, коммуникационные умения делового общения;

- сформировать умение учиться самостоятельно, т.е. овладеть методами, способами и приемами самообучения, саморазвития и самоконтроля; умение делать выводы на основе представленной информации;

- формировать позитивный опыт работы в коллективе, уверенность в своих силах;

Воспитательные

- воспитывать у обучающихся внимание, инициативу, культуру умственного труда, положительное отношение к формированию умений и навыков при решении задач;

- формирование познавательной активности, интереса к дисциплине;

- выработка ответственности за результаты расчетов.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД

- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка темы занятия).

Познавательные УУД

- создавать условия для развития умений работать с информацией, выделять главное, сравнивать, сопоставлять, анализировать;

Коммуникативные УУД


- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

- осуществлять взаимный контроль правильности формулировки понятий;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

- работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Предметные результаты:


- воспитывать самостоятельность, организованность, ответственность; умение размышлять;

- повторить и закрепить понятия валовой, товарной, реализованной и чистой продукции;

Тип занятия

- занятие формирования умений и навыков

Вид занятия

- практическое занятие

Методы

  • по особенностям учебно-познавательной деятельности обучаемы - решение производственных задач, эвристическая беседа;

  • по степени самостоятельной работы студентов - совместная деятельность преподавателя и студентов, самостоятельная индивидуальная и групповая работа;

  • методы стимулирования и мотивации учебно-педагогической деятельности - создание задач познавательной новизны разноуровневой сложности;

  • стимулирования долга и ответственности у обучаемых - убеждение в значимости обучения, ответственности за результаты вычислений;

  • контроля и самоконтроля в обучении - фронтальный опрос, решение задач, анализ возможно-допускаемых ошибок при решении задач, ответы на контрольные вопросы .

Междисциплинарные связи

обеспечивающие: ЕН.01 Математика, ЕН.03 Информатика;

обеспечиваемые: ОП.11 Ценообразование, ОП.12 Финансовый учёт, МДК.01.01. Организация коммерческой деятельности, МДК.02.02. Анализ финансово-хозяйственной деятельности; выполнение курсовой работы по МДК.01.01 и выпускной квалификационной работы.

Методическое обеспечение

рабочая учебная программа, календарно-тематический план, методическая разработка занятия, вопросы для фронтального опроса, инструкционная карта к проведению практического занятия, контрольные вопросы для закрепления материала, компьютерная презентация.

Технические средства обучения

мультимедийный проектор.

Литература основная

- Баскакова О. В. Экономика предприятия (организации): Учебник / О. В. Баскакова, Л. Ф. Сейко. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2013. – 372 с. с. 201-206.

- Терещенко В. Е. Экономика организации (предприятия): конспект лекций/ В.Е. Терещенко. – М.: АНО МИИР, 2013. – 120 с. с. 65-70.

Литература дополнительная

- Фролова Л. В. Планирование деятельности предприятий. Учебн. пособ./ Л.В. Фролова - Донецк: Дон НУЭТ, 2010. – 229 с



Хронология занятия


1.

Организационный этап

2 мин

2.

Этап подготовки к усвоению материала. Актуализация знаний - фронтальный опрос по теме «Производственная программа предприятия».

12 мин

3.

Объявление темы практического занятия. Сообщение цели и основных задач занятия

1 мин

4.

Целеполагание и мотивация.

2 мин

5

Содержание основной части занятия

55 мин

6.

Применение знаний и способов действий:

- формирование умений и навыков, решение задач;

- анализ ошибок, которые допускают обучающиеся, при расчете стоимостных показателей производственной программы предприятия.

- ответы на контрольные вопросы.


40 мин


7 мин


8 мин

7.

Подведение итогов учебного занятия. Рефлексия.

6 мин

8.

Домашнее задание.

2 мин





Ход занятия


Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Универсальные учебные действия (УУД)

Ресурсы

1. Организационный этап

Создание комфортной обстановки и положительной мотивации. Приветствие обучающихся. Отметка отсутствующих.

Приветствуют преподавателя. Воспринимают информацию, сообщаемую преподавателем.

Выбирают эффективные способы организации рабочего пространства.

Коммуникативные: умение слушать и воспринимать на слух вопросы преподавателя.

Слайд 1

2. Этап подготовки к усвоению материала.

Актуализация опорных знаний студентов и контроль исходного уровня знаний (фронтальный опрос)

2.1 Что представляет собой планирование?


Отвечают на поставленный вопрос по желанию, или по просьбе преподавателя.

Предполагаемый ответ студента.

(это процесс разработки и определения целей в виде экономически обоснованной системы количественно-качественных показателей, средств и методов их достижения).

Коммуникативные: умение слушать и воспринимать на слух вопросы преподавателя.

Личностные: формирование ценностных ориентиров и смысла учебной деятельности

Слайд 2


2.2 Дайте понятие производственной программы предприятия.


Предполагаемый ответ студента.

(- это система плановых заданий по производству и доставке продукции потребителям в развернутой номенклатуре, ассортименте, соответствующего качества и в установленные сроки согласно договорам поставок).

Слайд 3


2.3 Какие факторы влияют на формирование производственной программы?


Предполагаемый ответ студента.

(- результаты маркетинговых исследований относительно спроса на продукцию предприятия (работы, услуги).

- «портфель заказов» на продукцию и услуги предприятия от потребителей;

- государственные контракты и заказы на изготовление продукции;

- наличие производственных мощностей и необходимых материальных, трудовых и финансовых ресурсов).

Коммуникативные: умение слушать и воспринимать на слух вопросы преподавателя.

Личностные: формирование ценностных ориентиров и смысла учебной деятельности

Слайд 4


2.4 Является ли выгодным для предприятия заключение государственных контрактов и государственных заказов на производство и поставку продукции?

Предполагаемый ответ студента.

( - Да, выгодно, т. к. они, гарантируют оплату поставок и необходимые бюджетные ассигнования).

Слайд 5


2.5 На основе чего формируется «портфель заказов»?


Предполагаемый ответ студента.

( а) текущих заказов;

б) среднесрочных заказов со сроком выполнения до двух лет;

в) перспективных заказов (на 2-5 лет и боле).

Коммуникативные: умение слушать и воспринимать на слух вопросы преподавателя.

Личностные: формирование ценностных ориентиров и смысла учебной деятельности


Слайд 6


2.6 Назовите разделы производственной программы.


Предполагаемый ответ студента.

(- плановое задание по объему, номенклатуре и ассортименту выпуска продукции (работ, услуг);

- плановое задание по качеству выпускаемой продукции (работ, услуг);

- план по кооперации и специализации).

Слайд 7

2.7 Что такое номенклатура?

Предполагаемый ответ студента.

(-совокупность всех ассортиментных групп продукции и единиц продукции, предлагаемых потребителям конкретным предприятием).

Коммуникативные: умение слушать и воспринимать на слух вопросы преподавателя.

Личностные: формирование ценностных ориентиров и смысла учебной деятельности

Слайд 8

2.8 Что характеризует ассортимент?


Предполагаемый ответ студента.

(- это определенная совокупность продукции, объединенная в группы по какому-либо признаку).


Слайд 9

2.9 Какие натуральные единицы измерения используются при расчете объема производства продукции?


Предполагаемый ответ студента.

(- натуральные, стоимостные, условно-натуральные).

Коммуникативные: умение слушать и воспринимать на слух вопросы преподавателя.

Личностные: формирование ценностных ориентиров и смысла учебной деятельности

Слайд 10

2.10 Как называется изготавливаемая продукция, пребывающая на разных стадиях технологического процесса?


Предполагаемый ответ студента.

(- незавершенное производство, полуфабрикаты, готовая продукция (изделия).

Слайд 11


2.11 Что представляет собой готовая продукция?


Предполагаемый ответ студента.

(— продукция, полностью законченная обработкой данного производственного подразделения или предприятия в целом, признанная годной для использования).

Коммуникативные: умение слушать и воспринимать на слух вопросы преподавателя.

Личностные: формирование ценностных ориентиров и смысла учебной деятельности


Слайд 12


2.12 Что представляет собой незавершенное производство?


Предполагаемый ответ студента.

( — предметы труда, переданные в производственные подразделения для обработки и находящиеся в данном подразделении до стадии ее завершения).


Слайд 13


2.13 Что представляют полуфабрикаты?


Предполагаемый ответ студента.

( — продукты, полностью законченные обработкой в рамках данного производственного подразделения, но предназначенные для последующей обработки в других производственных подразделениях в соответствии с последовательностью процесса технологии производства).

Коммуникативные: умение слушать и воспринимать на слух вопросы преподавателя.

Личностные: формирование ценностных ориентиров и смысла учебной деятельности

Слайд 14


2.14 Дайте понятие валовой продукции.

Предполагаемый ответ студента.

(- это вся продукция в стоимостном выражении, независимо от степени ее готовности).

Слайд 15

2.15 Что представляет собой товарная продукция?


Предполагаемый ответ студента.

( – это продукция, принятая отделом технического контроля и сданная на склад готовой продукции).

Коммуникативные: умение слушать и воспринимать на слух вопросы преподавателя.

Личностные: формирование ценностных ориентиров и смысла учебной деятельности

Слайд 16

2.16 Какую продукцию считают реализованной?

Предполагаемый ответ студента.

( - это продукция, которая отгружена и оплачена покупателями).

Слайд 17

2.17 Что характеризует чистая продукция?


Предполагаемый ответ студента.

(- характеризует дополнительную (новую) стоимость, которая создана на данном предприятии за определенный (плановый) период).

Слайд 18

3. Сообщение темы, цели и основных задач занятия

Тема занятия «Расчет производственной программы предприятия», имеет цель:

- изучить методику расчета производственной программы предприятия в натуральном выражении;

- дать представление о формулах расчета измерителей объема производства и реализации продукции в стоимостном выражении;

- научить рассчитывать показатели объема валовой, товарной, реализованной и чистой продукции.

Студенты с помощью преподавателя определяют цели и задачи занятия.

Коммуникативные: умение слушать и воспринимать на слух вопросы преподавателя.

Личностные: формирование ценностных ориентиров и смысла учебной деятельности


Слайд 19

4. Мотивация учебной деятельности студента

Тема «Производственная программа предприятия» является одной из ведущих при изучении раздела «Планирование в организации».

План производства и реализации продукции - или производственная программа - это плановое задание по производству и доставке продукции потребителям в развернутой номенклатуре, ассортименте, соответствующего качества и в установленные сроки согласно договорам поставок.

Рассчитывают производственную программу в натуральных, стоимостных и условно-натуральных показателях. В последнее время приоритетными в производственной программе предприятия становятся натуральные показатели и показатели качества продукции, именно они отображают степень удовлетворения рыночных потребностей с количественной и качественной стороны.

Производственная программа предприятия должна формироваться с учетом возможностей предприятия, его обеспечения разными видами ресурсов и производственными возможностями; планы производства и реализации продукции должны быть многовариантными и обеспечивать выбор оптимального пла­на, реализация которого даст возможность получить высокую прибыль.

Производственная программа является основой для расчетов потребности предприятия в материальных и трудовых ресурсах, планирования расходов и пропускной способности оборудования и, в конечном итоге, планирования прибыли и других финансовых показателей. Поэтому, тема сегодняшнего занятия, имеет важное значение для производственных предприятий.

Выпускники специальности Коммерция (по отраслям) по роду своей профессиональной деятельности могут работать в отделах маркетинга, отделах снабжения и сбыта производственных предприятий, где напрямую будут связаны с производственной программой, обеспечивать ее выполнение с точки зрения обеспечения материальными ресурсами, формирования «портфеля заявок», выполнения плана реализации. Поэтому знание методики ее расчета будет способствовать формированию Ваших общих и профессиональных компетенций.

Обучающиеся слушают преподавателя, смотрят слайды











Обучающиеся слушают преподавателя, смотрят слайды





























Обучающиеся слушают преподавателя, смотрят слайды

Коммуникативные: умение слушать и воспринимать на слух вопросы преподавателя.

Личностные: формирование ценностных ориентиров и смысла учебной деятельности



Слайд 20

5. Формирование умений и навыков студентов

5.1. Методика расчета объема производства продукции в натуральных измерителях

Натуральными показателями производственной программы являются объем продукции в натуральных единицах в номенклатуре и ассортименте.

Объем производства продукции в натуральных измерителях устанавливают на основе объема поставок:

ВП = ОП - Зн + Зк, натур, ед.,

где ВП - объем производства (выпуска) продукции в натуральных единицах;

ОП - объем поставок в натуральных единицах;

Зн, Зк - запасы продукции на складе соответственно на начало и на конец планового года, натуральных единиц.

Обучающиеся слушают и ведут конспект. Принимают участие в обсуждении проблемных вопросов
















Познавательные: ведение конспекта, формирование познавательной цели.

Регулятивные: формирование умения целеполагания,

прогнозирования, планирования своей деятельности.

Слайд 21

Выпуск продукции за год (Вгод) можно рассчитать по формулам:

а) Вгод = Коб * Нп.об.* Фр * Кр.об , (1)


где Коб - количество заправленного оборудования, ед.;

Нп.об - норма производительности единицы оборудования за час, нат.ед.;

Фр - режимный фонд рабочего времени оборудования за год, ч.;

Кр.об - коэффициент работающего оборудования.

Фр = Др * Тсм * Ксм , (2)

где Др - количество рабочих дней за год;

Тсм - продолжительность рабочей смены, час.;

Ксм - количество смен работы оборудования.

Обучающиеся слушают и ведут конспект. Принимают участие в обсуждении проблемных вопросов

Познавательные: ведение конспекта, формирование познавательной цели.

Регулятивные: формирование умения целеполагания,

прогнозирования, планирования своей деятельности.


Слайд 22

Выпуск продукции за год на примере швейного цеха:

б) Вгод = Всм * Др * Ксм , (3)

где Всм - выпуск продукции за смену, нат. ед.

Соответственно, выпуск продукции за смену определяется:

Всм = Ч * Тсм / Т , (4)

где Ч - количество рабочих (явочное) на потоке, чел;

Т - трудоемкость одного изделия, часов.

Обучающиеся слушают и ведут конспект. Принимают участие в обсуждении проблемных вопросов.

Познавательные: ведение конспекта, формирование познавательной цели.

Регулятивные: формирование умения целеполагания,

прогнозирования, планирования своей деятельности.


Слайд 23

5.2 Стоимостными показателями производственной программы являются объемы товарной, валовой, реализованной, чистой, условно-чистой продукции, нормативной стоимости обработки (в швейной отрасли). Рассмотрим формулы расчета этих показателей:

Товарная продукция – это продукция, принятая отделом технического контроля и сданная на склад готовой продукции.

Товарная продукция (ТП) определяется по формуле:

ТП = ГП + ПФ + Рп.х. + Обр , (5)

где ГП – готовая продукция;

ПФ – полуфабрикаты, реализуемые на сторону (другим предприятиям);

Рп.х. – работы промышленного характера, выполненные для других предприятий и своих подразделений (стоимость капитального и текущего ремонта);

Об – стоимость обработки продукции из давальческого сырья.

Товарную продукцию (ТП) можно определить также по формуле:

ТП = ВП*Цопт.ед. 1 сорта *Кс, (6)

где ВП – объем производства продукции в натуральных измерителях, ед.

Цопт.ед. 1 сорта – оптовая цена единицы продукции 1 сорта, руб.,

Кс – коэффициент сортности, учитывающий скидку в цене изделия 2-го сорта (как правило, скидка составляет 5 %).

Коффициент сортности определяют по формуле:

Кс = (%ВП1 сорта*1 + %ВП2 сорта*0,95) / 100, (7)

Обучающиеся слушают и ведут конспект. Принимают участие в обсуждении проблемных вопросов.

Познавательные: ведение конспекта, формирование познавательной цели.

Регулятивные: формирование умения целеполагания,

прогнозирования, планирования своей деятельности.


Слайд 24,

25

5.3 В валовую продукцию (ВП) включают всю продукцию в стоимостном выражении, независимо от степени ее готовности. Валовая продукция включает товарную продукцию и изменение остатков незавершенного производства; ее определяют по формуле:

ВП = ТП ± (НПн - НПк) , (8)

где НПн, НПк - стоимость остатков незавершенного производства соответственно на начало и конец планового периода, руб.

Обучающиеся слушают и ведут конспект. Принимают участие в обсуждении проблемных вопросов

Познавательные: ведение конспекта, формирование познавательной цели.

Регулятивные: формирование умения целеполагания,

прогнозирования, планирования своей деятельности.

.

Слайд 26

5.4 Реализованная продукция (PП) — это продукция, которая отгружена потребителю и за которую поступили средства на расчетный счет предприятия-поставщика или должны поступить в указанный срок.

Объем реализованной продукции исчисляется по формуле:

РП = ТП + (Гн - Гк) + (Оп - Ок), руб., (9)

где Гп, Гк - остатки готовой нереализованной продукции соответственно на начало и конец планового года, руб.;

Он, Ок - остатки продукции отгруженной, за которую срок оплаты не наступил, и продукция на ответственном хранении у покупателей соответственно на начало и на конец планового года, руб.

Обучающиеся слушают и ведут конспект. Принимают участие в обсуждении проблемных вопросов

Познавательные: ведение конспекта, формирование познавательной цели.

Регулятивные: формирование умения целеполагания,

прогнозирования, планирования своей деятельности.


Слайд 27

5.5 Чистая продукция предприятия характеризует дополнительную (новую) стоимость, которая создана на данном предприятии за определенный (плановый) период.

ЧП = ТП - МР (10)

где МР - материальные расходы;

А - начисленная амортизация от стоимости основных фондов на их ремонт и полное восстановление.

Чистая продукция предприятия может быть также исчислена как сумма основной и дополнительной заработной платы работников предприятия и прибыли.

ЧП = С + П, (11)

где С - сумма основной и дополнительной заработной платы работников;

П - прибыль.

Обучающиеся слушают и ведут конспект. Принимают участие в обсуждении проблемных вопросов

Познавательные: ведение конспекта, формирование познавательной цели.

Регулятивные: формирование умения целеполагания,

прогнозирования, планирования своей деятельности.


Слайд 28

5.6 В материалоёмких отраслях используется показатель нормативной стоимости обработки (НСО). Этот показатель получается как произведение показателя нормативной стоимости обработки одного изделия і-го вида (НСОі) и количества изготовленных изделий і-го вида (Ni).

Нормативно-чистая продукция (НЧП) - представляет собой долю оптовой цены изделия, включает заработную плату, отчисления на социальное страхование, другие отчисления и прибыль.

Обучающиеся слушают и ведут конспект.

Познавательные: ведение конспекта, формирование познавательной цели.

Регулятивные: формирование умения целеполагания,

прогнозирования, планирования своей деятельности.

Слайд 29

Формирование умений и навыков студентов путем решения задач

Преподаватель выступает в роли консультанта, если у студентов возникнут затруднения при решении задач.


Задача № 1.

Рассчитать годовую производственную программу швейного цеха по выпуску женских костюмов по данным:

Показатель

Вариант

1

2

3

4

5

- количество рабочих на потоке, чел.

48

50

46

44

48

- трудоёмкость одного изделия, час.

1,1

1,2

1,0

1,3

1,2

- количество рабочих дней в году

235

235

235

235

235

- продолжительность смены, час.

8

8

8

8

8

- количество смен работы

2

2

2

2

2








Один обучающийся у доски решает задачу, самостоятельно комментирует ход решения.

Познавательные:

самостоятельное выполнение расчетов, формулирование познавательной цели.

Регулятивные: формирование умения целеполагания,

прогнозирования, планирования своей деятельности.

Инструкционная карта

Слайд 30

Задача № 2. Рассчитать выпуск продукции в натуральном и денежном выражении по данным:

Показатель

Вариант

1

2

3

4

5

- количество заправленного оборудования, ед.

30

20

25

15

10

- плановая норма производительности одной машины в час, шт.

2,5

3,0

3,2

2,8

3,5

- количество рабочих дней в году

232

232

232

232

232

- количество смен

2

2

2

2

2

- время смены, час.

8

8

8

8

8

- плановые простои оборудования, %

6,3

6,8

7,0

7,5

6,5

- цена изделия 1-го сорта, руб.

124,00

110,00

150,00

130,00

140,00

- планируется выпуск изделий 1-го сорта, %

97

98

97,5

98,5

99

- скидка с цены изделия 2-го сорта, %

5

5

5

5

5

Один обучающийся у доски решает задачу, самостоятельно комментирует ход решения.

Познавательные:

самостоятельное выполнение расчетов, формулирование познавательной цели.

Регулятивные: формирование умения целеполагания,

прогнозирования, планирования своей деятельности.

Инструкционная карта

Слайд 31

Задача № 3.

Определить коэффициент сортности и сумму товарной продукции по данным:


Показатель

Вариант

1

2

3

4

5

- выпуск продукции 1-го сорта, шт.

1720

1500

950

1300

1550

- выпуск продукции 2 -го сорта, шт.

345

350

200

320

380

- оптовая цена изделия 1-го сорта, руб.

94,8

95,0

100,0

110,0

105,0

- скидка с цены изделия 2-го сорта, %

5

5

5

5

5

Один обучающийся у доски решает задачу, самостоятельно комментирует ход решения.

Познавательные:

самостоятельное выполнение расчетов, формулирование познавательной цели.

Регулятивные: формирование умения целеполагания,

прогнозирования, планирования своей деятельности.

Инструкционная карта

Слайд 32

Задача № 4.

Рассчитать объем реализованной продукции предприятия «Металлист» по данным:

Показатель

Вариант

1

2

3

4

5

1. В отчетном году на предприятии произведено:






- продукции А, шт.

1000

900

800

850

950

- продукции Б, шт.

3000

2000

2800

2500

2400

2. Отпускная цена одного изделия составляет соответственно:






- продукции А, руб.

50,00

50,00

50,00

50,00

50,00

- продукции Б, руб.

60,00

60,00

60,00

60,00

60,00

3.Кроме того, предприятие изготовило комплектующие изделия на сумму, руб.



25000



20000



21000



25000



23000

- из них для заказчиков со стороны на сумму, руб.

1500

2000

1800

2000

1500

4. Остатки нереализованной продукции на складе производителя составили в руб.:






- на начало отчетного периода

2000

1900

2100

2200

1800

- а на конец того же периода

500

600

500

700

600

Один обучающийся у доски решает задачу, самостоятельно комментирует ход решения.

Познавательные:

самостоятельное выполнение расчетов, формулирование познавательной цели.

Регулятивные: формирование умения целеполагания,

прогнозирования, планирования своей деятельности.

Инструкционная карта

Слайд 33

Задача № 5*

Определить плановый объем валовой, товарной, чистой и реализованной продукции по данным:

- основная продукция производственного предприятия «Ракурс» в расчётном году составит 52000 руб., услуги производственного характера 4800 руб.

- стоимость полуфабрикатов 5400 руб., 50% этой суммы будет использовано для собственного производства.

- объем незавершенного производства на конец расчетного году увеличится на 3900 руб.

- остатки готовой продукции на составе предприятия ожидаются на начало расчетного периода в размере 8200 руб., на конец того же периода 3700 руб.

- стоимость материальных расходов и сумма амортизационных отчислений приблизительно составляет 55% от товарного выпуска предприятия.

Обучающиеся самостоятельно решают задачу.

Познавательные:

самостоятельное выполнение расчетов, формулирование познавательной цели.

Регулятивные: формирование умения целеполагания,

прогнозирования, планирования своей деятельности.







Инструкционная карта

Слайд 34

Задача № 6*

В отчётном году частная производственная фирма «Валентин Плюс» изготовила изделий А в количества 200, изделий Б - 300 шт.

Цена продажи изделия А - 18000 руб., а изделия Б - 25800 руб.

Стоимость услуг производственного характера, которые предоставлены другим предприятием и организациям - 375000 руб.

Остатки незавершенного производства на начало расчетного года составил 750000, а на конец года -53 0000 руб..

Также была произведена тара на сумму 120000 руб., в т. ч., для отпуска на сторону - стоимостью 80000 руб.

Рассчитать сумму валовой и товарной продукции частной фирмы в отчетном году.

Обучающиеся самостоятельно решают задачу.

Познавательные:

самостоятельное выполнение расчетов, формулирование познавательной цели.

Регулятивные: формирование умения целеполагания,

прогнозирования, планирования своей деятельности.

Инструкционная карта

Слайд 35

Дополнительный материал


Задача № 7**

Вычислить прогнозный объем валовой, товарной, чистой и реализованной продукции государственного предприятия «Спецмаш» в расчетном году по данным:

Показатель

Вариант

1

2

3

4

5

- объем выпуска продукции составил, шт.


700


800


750


850


800

- материальные и приравненные к ним затраты, тыс. руб.


6600


6500


6400


6500


6600

- стоимость сырья и материалов заказчика, тыс. руб.


200


250


300


270


320

- объем полуфабрикатов собственного производства, тыс. руб.



1500



1600



1400



1500



1550

- производственные услуги другим юридическим и физическим лицам, тыс. руб.




800



850



750



830



850

- отпускная цена единицы продукции, руб.


12000


12300


12100


11900


12200

- остатки нереализованной продукции на складе производителя составили,

тыс. руб.:








- на начало отчетного периода

400

500

450

550

400

- а на конец того же периода

800

900

820

860

790




Применение знаний и умений на практике. Обучающиеся самостоятельно решают задачу по вариантам.


Познавательные:

самостоятельное выполнение расчетов, формулирование познавательной цели.

Регулятивные: формирование умения целеполагания,

прогнозирования, планирования своей деятельности.

Слайд 36

Задача № 8**

Рассчитать сумму товарной продукции предприятия, если выпуск продукции составил 12000 ед., из них 1-го сорта - 97%; оптовая цена единицы продукции 1-го сорта - 75 руб. Скидка с цены изделий 2-го сорта составляет 5%.

Применение знаний и умений на практике. Обучающиеся самостоятельно решают задачу.

Познавательные:

самостоятельное выполнение расчетов, формулирование познавательной цели.

Регулятивные: формирование умения целеполагания,

прогнозирования, планирования своей деятельности.




Слайд 37

6. Обобщение и систематизация умений и навыков

6.1 Анализ наиболее часто встречающихся ошибок. Методические рекомендации по их устранению.

Непосредственное решение задач по расчету показателей производственной программы не является сложным, но в то же время, при решении задач обучающимися встречается и немало трудностей. Наиболее часты следующие ошибки:

1) Неверные расчеты из–за незнания формул или их неверного применения.

Чаще всего, ошибки возникают из-за непонимания сути составляющих, входящих в состав валовой, товарной, реализуемой и чистой продукции. Чтобы избежать подобных ошибок, прежде чем приступать к решению задач, необходимо выучить теорию, понять, что представляет собой готовая продукция, незавершенное производство, отгруженная продукция и др.

Давайте еще раз вспомним:

Что такое готовая продукция?

Что понимают под незавершенным производством?

Какая продукция считается реализованной?

Что представляют собой работы промышленного характера?

2) Неверно проставлены единицы измерения, особенно это касается расчета выпуска продукции в натуральном выражении и коэффициента сортности.

Чтобы избежать подобных ошибок, необходимо внимательно смотреть единицы измерения производительности оборудования, выпускающего продукцию. И помнить, что коэффициент сортности – величина безразмерная.

Обучающиеся участвуют в анализе встречающихся ошибок. Отвечают на поставленные вопросы.

Познавательные:

осуществлять взаимный контроль правильности формировки понятий

Личностные: формирование ценностных ориентиров и смысла учебной деятельности.

Слайд 38,

39

7. Подведение итогов занятия

Устанавливается результат выполнения намеченных целей занятия. Отметить недостатки и положительные моменты работы студентов на занятии.

Для обучающихся, которые имеют низкий уровень подготовки, дать рекомендации по улучшению усвоения материала, рекомендовать необходимую литературу, задания для самостоятельного усвоения материала. Выставить оценки и прокомментировать результаты ответов и правильности решения задач.


Обучающиеся подводят итог работы совместно с преподавателем

Познавательные:

осуществлять взаимный контроль правильности формировки понятий

Личностные: формирование ценностных ориентиров и смысла учебной деятельности.

Слайд № 40


Оценочный лист

8. Подведение итогов учебного занятия. Рефлексия

Преподаватель выступает как аналитик.

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности студентов на занятии.

- Выскажите мнение о своей работе на занятии, используя следующие слова:

Я узнала на занятии…

Я понял…

Мне удалось…

Осталось непонятным…

Меня заинтересовало…

Мне понравилось…


Обучающиеся оценивают свой уровень формирования умений и навыков на занятии, как справились с решением задач.

Отвечают устно на контрольные вопросы в инструкционной карте.

Личностные: формирование ценностных ориентиров и смысла учебной деятельности.

Инструкционная карта.

Слайд 40

9 Домашнее задание

Преподаватель выдает домашнее задание:

1. Оформить письменный вывод по практической работе.

2. Составить конспект по вопросу: «Качество и конкурентоспособность продукции», используя Интернет-ресурсы.

3. Повторить изученный материал, используя рекомендованную литературу:

- Баскакова О. В. Экономика предприятия (организации): Учебник / О. В. Баскакова, Л. Ф. Сейко. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2013. – 372 с. с. 201-206.

- Терещенко В.Е. Экономика организации (предприятия): конспект лекций/ В.Е. Терещенко. – М.: АНО МИИР, 2013. – 120 с. с. 65-70.

Обучающиеся записывают домашнее задание

Личностные: формирование ценностных ориентиров и смысла учебной деятельности.

Слайд 41


















ПРИЛОЖЕНИЯ






















ПРИЛОЖЕНИЕ А


2. ВОПРОСЫ ДЛЯ ФРОНТАЛЬНОГО ОПРОСА ПО ТЕМЕ «ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ПРЕДПРИЯТИЯ»


п/п

Содержание вопроса

Примерный ответ студента

2.1

Что представляет собой планирование?


– это процесс разработки и определения целей в виде экономически обоснованной системы количественно-качественных показателей, средств и методов их достижения.

2.2

Дайте понятие производственной программы предприятия.

- это система плановых заданий по производству и доставке продукции потребителям в развернутой номенклатуре, ассортименте, соответствующего качества и в установленные сроки согласно договорам поставок.

2.3

Какие факторы влияют на формирование производственной программы?

- результаты маркетинговых исследований относительно спроса на продукцию предприятия (работы, услуги).

- «портфель заказов» на продукцию и услуги предприятия от потребителей;

- государственные контракты и заказы на изготовление продукции;

- наличие производственных мощностей и необходимых материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

2.4

Является ли выгодным для предприятия заключение государственных контрактов и государственных заказов на производство и поставку продукции?

- да, выгодно, т. к. они, гарантируют оплату поставок и необходимые бюджетные ассигнования.

2.5

На основе чего формируется «портфель заказов»?


а) текущих заказов;

б) среднесрочных заказов со сроком выполнения до двух лет;

в) перспективных заказов (на 2-5 лет и боле).

2.6

Назовите разделы производственной программы.


- плановое задание по объему, номенклатуре и ассортименту выпуска продукции (работ, услуг);

- плановое задание по качеству выпускаемой продукции (работ, услуг);

- план по кооперации и специализации.

2.7

Что такое номенклатура?


- совокупность всех ассортиментных групп продукции и единиц продукции, предлагаемых потребителям конкретным предприятием.

2.8

2.8 Что характеризует ассортимент?

- это определенная совокупность продукции, объединенная в группы по какому-либо признаку.

2.9

Какие натуральные единицы измерения используются при расчете объема производства продукции?

- натуральные, стоимостные, условно-натуральные.

2.10

Как называется изготавливаемая продукция, пребывающая на разных стадиях технологического процесса?

- незавершенное производство, полуфабрикаты, готовая продукция (изделия).

2.11

Что представляет собой готовая продукция?


- продукция, полностью законченная обработкой данного производственного подразделения или предприятия в целом, признанная годной для использования.

2.12

Что представляет собой незавершенное производство?


- предметы труда, переданные в производственные подразделения для обработки и находящиеся в данном подразделении до стадии ее завершения.

2.13

Что представляют собой полуфабрикаты?


- продукты, полностью законченные обработкой в рамках данного производственного подразделения, но предназначенные для последующей обработки в других производственных подразделениях в соответствии с последовательностью процесса технологии производства.

2.14

Дайте понятие валовой продукции.

- это вся продукция в стоимостном выражении, независимо от степени ее готовности.

2.15

Что представляет собой товарная продукция?


- это продукция, принятая отделом технического контроля и сданная на склад готовой продукции.

2.16

Какую продукцию считают реализованной?

- это продукция, которая отгружена и оплачена покупателями.

2.17

Что характеризует чистая продукция?


- характеризует дополнительную (новую) стоимость, которая создана на данном предприятии за определенный (плановый) период.


















ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Инструкционная карта к проведению

практической работы № 2

Тема: Расчет производственной программы предприятия.

Цель занятия:

Изучить:- методику расчета производственной программы предприятия в натуральном выражении;

- формулы для расчета измерителей объема производства и реализации продукции в стоимостном выражении.

Освоить: - методику расчета производственной программы на примере производственного предприятия путем расчета показателей объема валовой, товарной, реализованной и чистой продукции.

После проделанной работы студент должен

знать: понятие производственной программы, измерители объёма производства и реализации продукции, методику их расчёта;

уметь: рассчитывать производственную программу в натуральном и стоимостном выражении.

Материально-техническое оснащение рабочего места: инструкционные карты, калькуляторы. Инструктаж по технике безопасности: инструкция № 19.

Ход занятия:

1. Решить задачи.

2. Дать ответы на контрольные вопросы (устно).


Задача № 1.

Рассчитать годовую производственную программу швейного цеха по выпуску женских костюмов по данным:

Показатель

Вариант

1

2

3

4

5

- количество рабочих на потоке, чел.

48

50

46

44

48

- трудоёмкость одного изделия, час.

1,1

1,2

1,0

1,3

1,2

- количество рабочих дней в году

235

235

235

235

235

- продолжительность смены, час.

8

8

8

8

8

- количество смен работы

2

2

2

2

2


Задача № 2.

Рассчитать выпуск продукции в натуральном и денежном выражении по данным:

Показатель

Вариант

1

2

3

4

5

- количество заправленного оборудования, ед.

30

20

25

15

10

- плановая норма производительности одной машины в час, шт.

2,5

3,0

3,2

2,8

3,5

- количество рабочих дней в году

232

232

232

232

232

- количество смен

2

2

2

2

2

- время смены, час.

8

8

8

8

8

- плановые простои оборудования, %

6,3

6,8

7,0

7,5

6,5

- цена изделия 1-го сорта, руб.

124,00

110,00

150,00

130,00

140,00

- планируется выпуск изделий 1-го сорта, %

97

98

97,5

98,5

99

- скидка с цены изделия 2-го сорта, %

5

5

5

5

5


Задача № 3.

Определить коэффициент сортности и сумму товарной продукции по данным:

Показатель

Вариант

1

2

3

4

5

- выпуск продукции 1-го сорта, шт.

1720

1500

950

1300

1550

- выпуск продукции 2 -го сорта, шт.

345

350

200

320

380

- оптовая цена изделия 1-го сорта, руб.

94,8

95,0

100,0

110,0

105,0

- скидка с цены изделия 2-го сорта, %

5

5

5

5

5

Задача № 4.

Рассчитать объем реализованной продукции предприятия «Металлист» по данным таблицы:

Показатель

Вариант

1

2

3

4

5

1. В отчетном году на предприятии произведено:






- продукции А, шт.

1000

900

800

850

950

- продукции Б, шт.

3000

2000

2800

2500

2400

2. Отпускная цена одного изделия составляет соответственно:






- продукции А, руб.

50,00

50,00

50,00

50,00

50,00

- продукции Б, руб.

60,00

60,00

60,00

60,00

60,00

3. Кроме того, предприятие изготовило комплектующие изделия на сумму, руб.



25000



20000



21000



25000



23000

- из них для заказчиков со стороны на сумму, руб.

1500

2000

1800

2000

1500

4. Остатки нереализованной продукции на складе производителя составили в руб.:






- на начало отчетного периода

2000

1900

2100

2200

1800

- а на конец того же периода

500

600

500

700

600


Задача № 5*

Определить плановый объем валовой, товарной, чистой и реализованной продукции по данным:

- Основная продукция производственного предприятия «Ракурс» в расчётном году составит 52000 руб., услуги производственного характера 4800 руб.

- Стоимость полуфабрикатов 5400 руб., 50% этой суммы будет использовано для собственного производства.

- Объем незавершенного производства на конец расчетного году увеличится на 3900 руб.

- Остатки готовой продукции на составе предприятия ожидаются на начало расчетного периода в размере 8200 руб., на конец того же периода 3700 руб.

- Стоимость материальных расходов и сумма амортизационных отчислений приблизительно составляет 55% от товарного выпуска предприятия.


Задача № 6*

В отчётном году частная производственная фирма «Валентин Плюс» изготовила изделий А в количества 200, изделий Б -300 шт.

Цена продажи изделия А - 18000 руб., а изделия Б - 25800 руб.

Стоимость услуг производственного характера, которые предоставлены другим предприятием и организациям - 375000 грн.

Остатки незавершенного производства на начало расчетного года составил 750000, а на конец года -53 0000 руб.

Также была произведена тара на сумму 120000 руб., в т. ч., для отпуска на сторону - стоимостью 80000 руб.

Рассчитать сумму валовой и товарной продукции частной фирмы в отчетном году.


Контрольные вопросы для самопроверки:

1. Дайте понятие производственной программы предприятия.

2. Какие натуральные единицы измерения используются при расчете объема

производства продукции? От чего это зависит?

3. Дайте понятие валовой продукции.

4. Что включает в себя товарная продукция?

5. Как рассчитать реализованную продукцию?

6. Назовите формулы для расчета чистой продукции.

7. Как рассчитать выпуск продукции в натуральном выражении за год, зная

количество оборудования и его производительность?

8. Как рассчитать товарную продукцию с учетом выпуска продукции разного

сорта?

Методические рекомендации к решению задач

Товарная продукция – характеризует объем готовой продукции, полуфабрикатов, предназначенных для реализации на сторону (другим предприятиям), а также работ и услуг промышленного характера, выполненные для других предприятий.

Товарная продукция (ТП) определяется по формуле:

ТП = ГП + ПФ + Рп.х. + Обр , (1)

где ГП – готовая продукция;

ПФ – полуфабрикаты, реализуемые на сторону (другим предприятиям);

Рп.х. – работы промышленного характера, выполненные для других предприятий и своих подразделений (стоимость капитального и текущего ремонта);

Об – стоимость обработки продукции из давальческого сырья.

Товарная продукция – это продукция, принятая отделом технического контроля и сданная на склад готовой продукции.

В валовую продукцию (ВП) включают всю продукцию в стоимостном выражении, независимо от степени ее готовности. Валовая продукция включает товарную продукцию и изменение остатков незавершенного производства; ее определяют по формуле:

ВП = ТП ± (Нпн - Нпк) , (2)

где Нпн, Нпк — стоимость остатков незавершенного производства соответственно на начало и конец планового периода, руб.

Валовая продукция характеризует общий объем производства, то есть объем изготовленной продукции, работ, услуг, выполненных на предприятии за определенный (плановый) период в неизменных (сравнимых) ценах.

Незавершенное производство – это незаконченная в изготовлении продукция, которая находится в процессе производства на разных его стадиях. Реализованная продукция (PП) - это продукция, отгруженная потребителю и за которую поступили средства на расчетный счет предприятия-поставщика или должны поступить в указанный срок.

Объем реализованной продукции исчисляется по формуле:

РП = ТП + (Гп - Гк) + (Оп - Ок), руб., (3)

где Гп, Гк — остатки готовой нереализованной продукции соответственно на начало и конец планового года, руб.;

Оп, Ок - остатки продукции отгруженной, за которую срок оплаты не настал, и продукции на ответственном хранении у покупателей соответственно на начало и на конец планового году, руб.

Чистая продукция предприятия характеризует дополнительную (новую) стоимость, созданную на данном предприятии за определенный (плановый) период.

ЧП = ТП – МЗ – А , (4)

где МЗ – материальные затраты;

А – начисленная амортизация от стоимости основных фондов на их ремонт и полное восстановление.

Чистая продукция предприятия может быть также определена как сумма основной и дополнительной заработной платы работников предприятия и прибыли.

ЧП = С + П , (5)

где С – сумма основной и дополнительной заработной платы работников;

П – прибыль.



Рекомендуемая литература:

1. Баскакова О.В. Экономика предприятия (организации): Учебник /

О.В. Баскакова, Л.Ф. Сейко. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2013. – 372 с. с. 201-206.

2. - Терещенко В.Е. Экономика организации (предприятия): конспект лекций/ В.Е. Терещенко. – М.: АНО МИИР, 2013. – 120 с. с. 65-70.



Инструкционная карта составлена преподавателем Т.Д. Семён-Оглу

ПРИЛОЖЕНИЕ В


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

Задача № 7**

Вычислить прогнозный объем валовой, товарной, чистой и реализованной продукции государственного предприятия «Спецмаш» в расчетном году по данным:

Показатель

Вариант

1

2

3

4

5

- объем выпуска продукции составил, шт.

700

800

750

850

800

- материальные и приравненные к ним затраты, тыс. руб.


6600


6500


6400


6500


6600

- стоимость сырья и материалов заказчика, тыс. руб.


200


250


300


270


320

- объем полуфабрикатов собственного производства, тыс. руб.


1500


1600


1400


1500


1550

- производственные услуги другим юридическим и физическим лицам, тыс. руб.



800



850



750



830



850

- отпускная цена единицы продукции, руб.

12000

12300

12100

11900

12200

- остатки нереализованной продукции на складе производителя составили, тыс. руб.:








- на начало отчетного периода

400

500

450

550

400

- а на конец того же периода

800

900

820

860

790




Задача № 8**

Рассчитать сумму товарной продукции предприятия, если выпуск продукции составил 12000 ед., из них 1-го сорта - 97%; оптовая цена единицы продукции 1-го сорта - 75 руб. Скидка с цены изделий 2-го сорта составляет 5%.













ПРИЛОЖЕНИЕ Г


ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ


п/п

Ф.И.О.

студента

Оценка по результатам фронтального опроса

Оценка

за решение

задач

Контрольные

вопросы

для

закрепления

Дополнения

Общая

оценка

1








2








3








4








5








6








7








8








9








10








11








12