СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка. Открытый урок 1 класс. Обучение грамоте. УМК Н.В.Нечаева

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие интеллекта у первоклассников в рамках изучения темы "Настроение"

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка. Открытый урок 1 класс. Обучение грамоте. УМК Н.В.Нечаева»

Бурятское региональное отделение Общероссийского общественного

Движения творческих педагогов «Исследователь»,

Бурятский государственный университет,

Институт непрерывного образования,

Педагогический институт,

Региональная общественная организация «Ассоциация педагогов-исследователей»,

Республиканский Центр оценки качества образования







Республиканский конкурс

Методических разработок исследовательских уроков












Панаева Наталья Борисовна,

учитель начальных классов.

Муниципальное автономное

образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа» № 49,

города Улан-Удэ,








Улан-Удэ





Методическая разработка урока



  • Предмет, класс: Обучение грамоте, 1 класс

  • Автор учебника: Н.В.Нечаева, К.С.Белорусец. Комплект учебников по системе Л.В.Занкова

  • Тема урока: «Развитие интеллекта» при изучении темы «Практическое пользование изученными буквами. Настроение»

  • Цель: Использовать серию заданий направленных на развитие ряда параметров, входящих в понятие «обучаемость» и обеспечивающих успешное обучение детей.

  • Задачи:

- создать психолого-развивающее пространство как наиболее благоприятствующее для реализации цели;

- использовать практические упражнения, направленные на развитие потенциала каждого ребенка, формирование у детей познавательного интереса, нестандартного мышления.

  • Тип урока: Урок закрепления знаний

  • Вид учебных занятий: Практикум

  • Оборудование:

- таблички с названием развивающих параметров (внимание, пространственное воображение, память, творческое образное мышление);

- энциклопедия для детей младшего школьного возраста;

- карточки №1 с рисунком, который состоит из перепутанных линий;

- сборник стихотворений. Афанасий Фет. Стихотворение «Бабочка»;

- таблицы с текстом загадки, чистоговорки, скороговорки;

- листочки в клеточку для выполнения графического диктанта;

- звукозапись «Буратино»;

- проектор, экран, ноутбук;

- фрагмент из кинофильма « Приключения Буратино»;

- листы А 4 с нарисованной красками кляксой;

- доска, мел;

- учебник Азбука Н.В.Нечаева, К.С.Белорусец стр. 75;

- цитата В.Гюго.











Содержание урока



Сегодня на уроке мы будем работать над пониманием смысла текста, будем читать слова и предложения с изученными буквами, говорить о настроении, преодолевая ступеньку за ступенькой. И такими ступеньками для нас будут параметры, обеспечивающие успешное обучение. Проходя успешно каждую ступеньку, мы будем продвигаться в своем развитии.



I Первая ступенька, на которую мы постараемся подняться, если пройдем испытание это «внимание»

На доску прикрепляется табличка

Внимание






- Возьмите цветные карандаши и карточку №1

- Что вы видите на рисунке?

Задание: На рисунке, состоящем из перепутанных линий, прошу вас найти все живые существа.

























- Какие одушевленные предметы вы нашли? (обезьяна, орел, филин, бабочка, мышка, носорог, фламинго)

- Молодцы.

- Дайте устное их описание, можно пользоваться энциклопедией:

  1. Как зовут животное?

  2. Как оно выглядит?

  3. Где оно живет и чем питается?



Проверка (Через проектор показываю слайды с фотографиями этих животных и даем вместе с детьми ответы на поставленные вопросы используя энциклопедию)



Обезьяна Когда речь заходит про обезьян, то, скорее всего, можно представить себе тропики. Действительно, как правило, обезьяны не селятся в умеренных широтах. Однако есть и любопытные исключения.

На севере Африки в высоких Атласских горах, где зимой обычно идет снег, в кедровых и дубовых лесах живут небольшие стаи варварийских обезьян. Одна изолированная группа этого вида живет в 300 километрах к северу, на скале Гибралтар, расположенной в одной из самых южных точек Европы.

Первое, что приходит на ум в связи с этим вопросом — бананы. На самом же деле , многие представители этого подотряда никогда не едят бананы. Например, шимпанзе, капуцин всеядны, иногда они даже ловят и поедают животных. Есть виды основу рациона, которых составляют листья, - это колобусы, лангуры. Некоторые мартышки питаются фруктами, насекомыми и растительной пищей. Встречаются и насекомоядные: тупайи, долгопяты, голаго. Для них растительная пища второстепенна.



Носорог В наши дни существует пять различных видов носорогов, из которых два — белый носорог и черный — обитают в Африке. У обоих видов по два рога.

Остальные три вида водятся в Азии. Индийский и яванский носороги имеют по одному рогу. У носорога с Суматры — два.

У носорогов мощные, тяжелые тела, и обычно они двигаются очень медленно. Они очень мало внимания обращают на происходящее вокруг, потому что не воспринимают других животных как потенциальную пищу. Они питаются только травой и прочими зелеными растениями.



Мышка Питаются мыши зернами полевых культур и болотными растениями. … Живут в лесостепной зоне, часто обитают на полях с зерновыми культурами. Они питаются всяческими отбросами, но по большей части предпочитают зерно, корм для скота



Орел В наших лесах живут десятки тысяч птиц разных размеров и раскрасок, но всех их можно разделить на несколько групп по тому, кто чем питается. И здесь мы обнаруживаем, что таких групп набирается не так уж много. Есть птицы-хищники, которые охотятся на других, более мелких птиц. Это орлы, коршуны, соколы. Или ловят грызунов, как совы.



Филин Одна из крупных сов, уступающая в размерах лишь рыбному филину. Размах крыльев филина более 1,5 м, масса 3—4 кг, а яйца его весит почти столько же, сколько взрослые уссурийская совка или сплюшка.

По умеренно развитому лицевому диску, по большим, с яркой радужиной, глазам, по хорошо заметным перьевым ушкам, направленным не столько вверх, сколько в стороны, наконец, по темному клюву и опушенным до когтей пальцам ног— определение этой совы не составляет труда.



Фламинго Фламинго живут в Африке, Европе и Азии. Селятся на водоемах, условия которых благоприятны для их проживания. Далеко не каждый водоем является таковым, поэтому места гнездований и зимовок этих удивительных птиц разбросаны и могут находиться друг от друга на расстоянии в тысячи километров.

Колонии фламинго насчитывают несколько десятков, а то и сотни тысяч особей. Гнезда выстраивают на небольшом расстоянии друг от друга. Находясь большую часть своего времени на мелководье, с места птицы срываются неохотно и тяжело, лишь тогда, когда им грозит опасность или требуется сменить место кормежки. Для того, чтобы взлететь они долго разбегаются, взлетев еще продолжают бежать по воздуху, затем ноги вытягивают и продолжают полет. Летящая стая фламинго представляет собой удивительное зрелище на фоне синего моря, бледно-голубого неба и красновато-желтого берега. Цепочка летящих фламинго напоминает гирлянду, которая то гаснет, то вспыхивает вновь.

Семейство фламинговых насчитывает 6 видов. Самым распространенным является обыкновенный фламинго. Это крупная птица весом до 4-х килограммов. Самым маленьким в семействе является малый фламинго, обитающий в Африке. В Западном полушарии живет фламинго Джеймса и андский. Фламинго Джеймса – редкая птица, до недавнего времени считавшаяся вымершей.



Бабочка Бабочки живут на лугу. Используя хоботок, бабочка поглощает жидкую пищу. Длина же хоботка обычно соответствует глубине цветка нектаром которого бабочка питается. Не случайно у некоторых тропических бражников, сосущих нектар из очень глубоких цветков, да ещё при этом зависающих над ними, длина хоботка превышает 25 см.

Послушайте стихотворение, которое написал Афанасий Фет (заголовок не называю)

«Бабочка» Афанасий Фет

Ты прав. Одним воздушным очертаньем

Я так мила.

Весь бархат мой с его живым миганьем

Лишь два крыла.

Не спрашивай: откуда появилась?

Куда спешу?

Здесь на цветок я легкий опустилась

И вот – дышу.

Надолго ли, без цели, без усилья,

Дышать хочу?

Вот – вот сейчас, сверкнув, раскину крылья

И улечу!



- Посмотрите на карточку, с которой вы работали.

- Вы раскрасили цветными карандашами все одушевленные предметы. О ком из них, говорит Афанасий Фет? (о бабочке)

- В стихотворении поэт ни разу не употребил слово БАБОЧКА. Почему такой вывод?

- Какие чувства вызвало стихотворение «Бабочка»?

- Какие были ощущения?

- Какое у вас сейчас настроение? Что на него повлияло?

Мы успешно прошли первый этап

Физминутка (провести упражнения на внимание)

МАРТЫШКИ

(групповая физкультминутка, дети повторяют все то, о чем говорится в стихотворении, чтобы проверить внимание детей можно учителю говорить текст, а действия изменить)

Мы - веселые мартышки,

Мы играем громко слишком.

Все ногами топаем,

Все руками хлопаем,

Надуваем щечки,

Скачем на носочках.

Дружно прыгнем к потолку,

Пальчик поднесем к виску

И друг другу даже

Язычки покажем!

Шире рот откроем,

Гримасы все состроим.

Как скажу я слово три,

Все с гримасами замри.

Раз, два, три!



II Следующий вид работы направлен на развитие пространственного воображения. На доску прикрепляю табличку


Пространственное

Воображение




- Отгадайте загадку: Над цветком порхает, пляшет.

Веерком узорным машет.

- О ком идет речь в загадке?

- Как вы догадались?

- Прочитаем текст загадки с переменой ударного слова.

- Что дает перемена ударного слова?

- Какое образное сравнение есть в этой загадке?

- С чем сравниваются крылышки бабочки?

-
Приступим к выполнению схематического изображения предмета (графический диктант). Я вам буду диктовать последовательность действий с указанием числа клеточек и их направлений, ваша задача выполнить работу на слух.




(Дети выполняют работу на листочках в клетку)

Графический диктант «Бабочка»

Проверка (если у ребенка образ не получился, выдать ему готовый экземпляр)

- Чей образ мы получили?

- Глядя на образ в данный момент, что можно сказать о настроении?

Мы создали образ бабочки.

- А теперь представьте всё великолепие этой бабочки. Оживите картинку. Покажите, какие бабочки у вас получились?

- Какое теперь настроение вызывает бабочка? Что на это повлияло? (цвет)


III Пришло время потренировать нашу память (прикрепить на доску табличку)


Память



Прочитайте чистоговорку

Ал – ал – ал – бабочку поймал.

(провести групповое и индивидуальное чтение, один раз прочитать, затем таблицу закрыть и попросить детей прочитать по памяти)


Прочитайте скороговорку

Бабочка порхала с цветка на цветок,

И повстречался ей мотылек.

(Чтение скороговорки с разной интонацией, с разным темпом, чтение с изменением ударного слова, затем закрыть табличку и попросить детей повторить по памяти)


- Сделаем акцент на слово БАБОЧКА (это слово будет ударным)

Читаем хором.

- Предлагаю вам поменять ударное слово? Что это придаст тексту?

Учебник стр. 75 Перемена ударного слова даст нам новую мысль



- Какое настроение и чувства вызвала у вас скороговорка?

Физминутка

Я вам предлагаю изобразить персонаж в движении. Вообразите, что вы превратились в:

- тигра, который пробирается в джунглях;

- робота;

- парящего над скалами орла;

- королеву Франции;

- кипящую кастрюлю;

- авторучку, в которой кончились чернила;

- цифру 7;

- букву А.


IV Следующая ступенька, на которую нам предстоит подняться


Творческое

образное

мышление

- А сейчас давайте приоткроем в сказку дверь. В каком литературном произведении есть описание летнего дня, чудесной лужайки, где порхают бабочки и красивая девочка проводит урок для главного героя?

- Послушайте звукозапись.

(Буратино)

(просмотр фрагмента фильма «Приключения Буратино», когда Буратино поставил кляксу)


- Скажите, какое настроение было у Буратино в самом начале сюжета?

- С чем это связано?

- А какое настроение у Буратино в конце сюжета?

- С чем это связано?

- А если посмотреть на эту проблему с другой позиции?

- Если бы Мальвина не была такой категоричной, как она могла бы поступить в этой ситуации?

- Я вам раздам листочки с «КЛЯКСОЙ».

- Посмотрите на эту кляксу с разных сторон, ведь лист можно поворачивать.


Ваша задача дорисовать эти КЛЯКСЫ до каких-то узнаваемых образов.

(Групповая работа, дети работают красками и кистями)

Проверка работы


- Как вы думаете, поменялось бы настроение у Буратино, если бы Мальвина поступила таким образом?


- Мы справились с этим заданием, и поднялись на ступеньку выше.

- Прочитайте название последней ступеньки.




Интеллект


- Как вы понимаете значение этого слова?

- Теперь я открою все ступеньки, по которым мы с вами шли, преодолевая их, мы работали над формированием универсальных учебных действий. А теперь прочитаем строчки текста, который мы получили.


Разум человеческий

Владеет тремя ключами,

Открывающими всё:

Цифрой, буквой, нотой.

Знать, думать, мечтать.

Всё в этом.

Виктор Гюго


V Итог урока

- Что получилось лучше всего на уроке?

- Что не удалось?

- Над чем предстоит поработать?




Список литературы


1. Стандарты II поколения

2. Нечаева Н.В., Белорусец К.С. Азбука. – 6-е изд., испр. – Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2006г.

3. Сборник стихотворений. Афанасий Фет Издательство «Учебная литература» 2004г.

4. В. Гюго Сборник сочинений. Москва «Просвещение» 2000г.

5. Книга для учителя «Обучаем по системе Занкова» Первый год обучения. Москва «Просвещение» 1991 г.


11