СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка пальчиковых игр

Нажмите, чтобы узнать подробности

использование системы музыкальных пальчиковых игр, пальчиковых игр с учётом возрастных особенностей позволит наиболее эффективно осуществлять развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка пальчиковых игр»



МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА:


«Пальчиковые игры как средство развития музыкальных способностей дошкольников»


Музыкальные руководители первой квалификационной категории: Логинова Ирина Владиславовна

Малогриценко Валерия Валерьевна



2020-2021г.

ГО Краснотурьинск.

Оглавление



Введение………………………………………………………………3

Глава 1. Развитие музыкальных способностей как актуальная проблема музыкального воспитания детей дошкольного возраста ……5

1.1. Характеристика музыкальных способностей детей дошкольного возраста……………………………………………………………………………5

1.2. Пальчиковые игры в теории и практике дошкольного образования...........................................................................................................9

1.3. Пальчиковые игры, основные компоненты и их значение в развитии музыкальных способностей у детей дошкольного возраста…..............................................................................................................15

Глава 2. Использование пальчиковых игр в процессе развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста……………….20

2.1. Анализ экспериментальной работы с использованием пальчиковых игр………………………………………………………………………………...20

2.2. Методические рекомендации по использованию системы пальчиковых игр в работе с детьми дошкольного образовательного учреждения……………………………………………………………………….22

Заключение……………………………………………………………....24

Список использованных источников………………….......................26

Приложение ………………………………………...................................27








Введение

Музыкальное искусство активно помогает решать задачи духовного, нравственно-эстетического воспитания подрастающего поколения, поскольку оно всегда служило символом добра, красоты, гармонии человеческих чувств, переживаний. Общеизвестно, что музыка, благодаря своим особенностям, играет совершенно особую роль в развитии личности ребенка.

Развитие музыкальных способностей является одной из важных составляющих музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Дошкольный возраст является наиболее значимым и плодотворным в развитии ребёнка, потому что именно в дошкольном возрасте закладывается развитие всех основных психических процессов и способностей ребёнка, в том числе и музыкальных.

Развитие музыкальных способностей позволяет дошкольникам успешно проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности и обеспечивает осознание особенностей музыкального языка, что является основой для формирования их музыкальной культуры - музыкального вкуса, интересов, потребностей.

Развитие музыкальных способностей может осуществляться посредством множества условий и видов деятельности (слушание музыки, пение, игра на музыкальных инструментах, хореография), но, учитывая, какое воздействие оказывает на детей дошкольного возраста игра (именно игра является ведущим видом их деятельности), появилась необходимость исследования влияния пальчиковых игр на развитие музыкальных способностей.

Объект исследования: развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: пальчиковые игры в развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста.

Цель исследования: выявление роли пальчиковых игр в развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста.

Для достижения цели потребовалось решение следующих задач:

- изучить музыкально-педагогическую литературу по проблеме развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста;

- разработать систему пальчиковых игр, в том числе музыкальных пальчиковых игр, с учётом возрастных особенностей детей дошкольного возраста;

- проанализировать практику использования системы музыкальных пальчиковых игр и пальчиковых игр в дошкольном образовательном учреждении;

- разработать методические рекомендации по использованию системы музыкальных пальчиковых игр и пальчиковых игр.

Изучение и решение актуальной проблемы развития основных музыкальных способностей дошкольников посредством музыкальных пальчиковых игр, пальчиковых игр может способствовать решению задач музыкального воспитания в детском дошкольном учреждении.

Гипотеза исследования: использование системы музыкальных пальчиковых игр, пальчиковых игр с учётом возрастных особенностей позволит наиболее эффективно осуществлять развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста.

В процессе исследования использовались следующие методы:

- теоретический анализ педагогической литературы по исследуемой проблеме;

-педагогическое наблюдение;

- анализ и обобщение опыта работы музыкальных руководителей.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в работе систематизирован и обобщён материал по теоретическим основам развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством музыкальных пальчиковых игр и пальчиковых игр в целом.

Практическая значимость данной работы заключается в использовании разработанной системы музыкальных пальчиковых игр, пальчиковых игр в работе с детьми дошкольного возраста и учёта рекомендаций по развитию музыкальных способностей детей посредством музыкальных пальчиковых игр.

Глава 1. Развитие музыкальных способностей как актуальная проблема музыкального воспитания детей дошкольного возраста

1.1. Характеристика музыкальных способностей детей дошкольного возраста

Последние десятилетия характеризуются значительным ростом внимания к развитию музыкальных способностей подрастающего поколения. Развитие музыкальных способностей - одна из главных задач музыкального воспитания.

Музыкальные способности - индивидуально - психологические особенности личности, в структуре которых выделяют общие и специальные способности (восприятие, исполнение, сочинение музыки и т.д.). Музыкальные способности относятся к специальным способностям.

Специальные способности - это способности к определенным видам деятельности, таким, как музыкальные, лингвистические, математические и другие.

Становление специальных способностей активно начинается уже в дошкольном детстве. Если деятельность ребенка носит творческий, не рутинный характер, то она постоянно заставляет его думать и сама по себе становится достаточно привлекательным делом как средство проверки и развития способностей. Такая деятельность укрепляет положительную самооценку, повышает уверенность в себе и чувство удовлетворенности от достигнутых успехов. Если выполняемая деятельность находится в зоне оптимальной трудности, то есть на пределе возможностей ребенка, то она ведет за собой развитие его способностей, реализуя то, что Выготский Л.С. называл зоной потенциального развития. Деятельность, не находящаяся в пределах этой зоны, гораздо в меньшей степени ведет за собой развитие способностей. Если она слишком проста, то обеспечивает лишь реализацию уже имеющихся способностей; если же она чрезмерно сложна, то становится невыполнимой и, следовательно, также не приводит к формированию новых умений и навыков.

Развитие специальных способностей является сложным и длительным процессом. Для разных специальных способностей характерно неодинаковое время их выявления. Ранее прочих проявляются дарования в области искусств, и прежде всего в музыке. Установлено, что в возрасте до 5 лет развитие музыкальных способностей происходит наиболее благоприятно, так как именно в это время формируются музыкальный слух и музыкальная память ребенка.

Специалисты выделяют три вида музыкальных способностей:

1) ладовое чувство - проявляется при восприятии музыки, как эмоциональное переживание, прочувствованное восприятие;

2) музыкально-слуховое представление, включает в себя память и воображение, эта способность, проявляющаяся в воспроизведении по слуху мелодии;

3) чувство ритма - это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке - это способность активно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.

Ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма составляют три основные музыкальные способности, которые образуют ядро музыкальности. Рассмотрим структуру музыкальности подробнее.

Ладовое чувство. Музыкальные звуки организованы в определенном ладу. Мажорный и минорный лады различаются по эмоциональной окраске. Иногда мажор связывают с эмоционально положительной гаммой настроений - веселым, радостным настроением, а минор - грустным. В некоторых случаях это бывает именно так, но далеко не всегда. Как происходит различение ладовой окраски музыки? Ладовое чувство - это эмоциональное переживание, эмоциональная способность. Кроме того, в ладовом чувстве обнаруживается единство эмоциональной и слуховой сторон музыкальности. Имеет свою окраску не только лад в целом, но и отдельные звуки лада (имеющие определенную высоту).

Ладовое чувство - это различение не только общего характера музыки, настроений, выраженных в ней, но и определенных отношений между звуками - устойчивыми, завершенными (при окончании на них мелодии) и требующими завершения. Ладовое чувство проявляется при восприятии музыки как эмоциональное переживание, «прочувствованное восприятие». Оно может обнаруживаться при узнавании мелодии, определении, закончилась или не закончилась мелодия, в чувствительности к точности интонации, ладовой окраске звуков. В дошкольном возрасте показателем развитости ладового чувства являются любовь и интерес к музыке. Поскольку музыка по существу своему является выражением эмоционального содержания, то и музыкальный слух должен быть, очевидно, эмоциональным слухом. Ладовое чувство - одно из основ эмоциональной отзывчивости на музыку (центра музыкальности). Поскольку ладовое чувство проявляется при восприятии звуковысотного движения, в нем прослеживается взаимосвязь эмоциональной отзывчивости на музыку с ощущением музыкальной высоты.

Музыкально-слуховые представления. Чтобы воспроизвести мелодию голосом или на музыкальном инструменте, необходимо иметь слуховые представления того, как движутся звуки мелодии - вверх, вниз, плавно, скачками, повторяются ли, т. е. иметь музыкально-слуховые представления звуковысотного (и ритмического) движения. Чтобы воспроизвести мелодию по слуху, надо ее запомнить. Поэтому музыкально-слуховые представления включают в себя память и воображение. Также как запоминание может быть непроизвольным и произвольным, музыкально-слуховые представления различаются по степени их произвольности. Произвольные музыкально-слуховые представления связаны с развитием внутреннего слуха. Внутренний слух - это не просто способность мысленно представлять себе музыкальные звуки, а произвольно оперировать музыкальными слуховыми представлениями.

Наблюдения доказывают, что для произвольного представления мелодии многие люди прибегают к внутреннему пению, а обучающиеся игре на фортепиано сопровождают представление мелодии движениями пальцев (реальными или едва фиксируемыми), имитирующими ее воспроизведение на клавиатуре. Это доказывает связь музыкально-слуховых представлений с моторикой. Особенно тесна эта связь тогда, когда человеку необходимо произвольно запомнить мелодию и удержать ее в памяти. «Активное запоминание слуховых представлений, - отмечает Б.М. Теплов, - делает участие двигательных моментов особенно существенным».

Педагогический вывод, который вытекает из этих наблюдений, - возможность привлекать вокальную моторику (пение) или игру на музыкальных инструментах для развития способности музыкально-слуховых представлений.

Таким образом, музыкально - слуховые представления - это способность, проявляющаяся в воспроизведении по слуху мелодий. Она называется слуховым, или репродуктивным компонентом музыкального слуха.

Чувство ритма - это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке. Большую роль в расчленении музыкального движения и восприятии выразительности ритма играют акценты. Как свидетельствуют наблюдения и многочисленные эксперименты, во время восприятия музыки человек совершает заметные или незаметные движения, соответствующие ее ритму. Это движения головы, рук, ног, а также невидимые движения речевого, дыхательного аппаратов. Часто они возникают бессознательно, непроизвольно. Попытки человека остановить эти движения приводят к тому, что - либо они возникают в другом качестве, либо переживание ритма прекращается вообще. Это говорит о наличии глубокой связи двигательных реакций с восприятием ритма, о его моторной природе.

Чувство музыкального ритма имеет не только моторную, но и эмоциональную природу. Содержание музыки эмоционально. Ритм же - одно из выразительных средств музыки, с помощью которых передается содержание. Поэтому чувство ритма, как и ладовое чувство, составляет основу эмоциональной отзывчивости на музыку. Характерные особенности музыкальной речи (акценты, паузы, плавное или отрывистое движение и т. д.) могут быть переданы соответствующими по эмоциональной окраске движениями (хлопки, притопы, плавные или отрывистые движения рук, ног и т. д.). Это позволяет использовать их для развития эмоциональной отзывчивости на музыку.

Таким образом, чувство ритма - это способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.

Необходимо добавить, что понятие «музыкальность» не исчерпывается названными тремя основными музыкальными способностями. Кроме них в структуру музыкальности могут быть включены исполнительские, творческие способности и т.д. Индивидуальное своеобразие природных задатков каждого ребенка, качественное своеобразие развития музыкальных способностей необходимо учитывать в педагогическом процессе.

Таким образом, все вышеперечисленное еще раз доказывает необходимость развития музыкальных способностей в дошкольном возрасте, поскольку именно этот период является наиболее сензитивным и, если не руководить музыкальным развитием ребенка, то эти спонтанные проявления останутся нереализованными.


1.2. Пальчиковые игры в теории и практике дошкольного образования

Известному педагогу В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Сегодня все мамы и папы без исключения знают, что игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит. Для определения уровня развития речи логопедами давно был разработан такой метод: ребенка просят показать один пальчик, два пальчика и три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, – говорящие дети. Если движения напряженные, пальчики сгибаются и разгибаются только вместе и не могут двигаться отдельно друг от друга, то это дети с проблемами в развитии речи.

Дело в том, что рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Ручки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи. Кроме того, целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы. Дело в том, что в правом полушарии мозга у нас возникают различные образы предметов и явлений, а в левом они вербализируются, то есть находят словесное выражение, а происходит этот процесс благодаря «мостику» между правым и левым полушариями. Чем крепче этот мостик, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности.

Для того, чтобы ребенок хорошо разговаривал, быстро и легко учился, ловко выполнял любую, самую тонкую работу, с раннего возраста необходимо развивать его руки: пальцы и кисти.

В Китае распространены упражнения с каменными и металлическими шарами. Регулярные занятия с ними улучшают память, деятельность сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, устраняют эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус. А в Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша.

У самых разных народов пальчиковые игры были распространены издавна. Так и у нас с малолетства учили детей играть в «Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза рогатая». Сегодня специалисты возрождают старые игры, придумывают новые.

Пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные ощущения - и успокаивают. Это прекрасное занятие, когда ребенка больше нечем занять (например, в дороге или в очереди).

Пальчиковые игры - это веселые упражнения для пальцев и рук, инсценировка с их помощью каких-либо стихотворений, историй, сказок.   Пальчиковые игры являются важной частью работы по развитию мелкой моторики рук у дошкольников.

Мелкая моторика - это способность выполнения мелких движений пальцами и руками посредством  скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем. Мелкая моторика начинает развиваться с младенческого возраста естественным образом. Сначала ребёнок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, в дальнейшем ребенок, подрастая, учится держать ложку, карандаш. С возрастом моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных движений обеих рук.

Малыши растут, их ручки с каждым годом должны становиться все более сильными и ловкими, но, к сожалению, само собой не у всех это происходит. Многим детям сложно манипулировать мелкими предметами, они неправильно держат карандаш, пальцы рук у них вялые и неловкие. Как же помочь им добиться необходимой ловкости маленьких пальчиков? Существует много различных способов добиться ускорения развития мелкой моторики рук. Это  массаж кистей и пальцев рук, игры с мелкими предметами (мозаики, пазлы, бусинки, всевозможные конструкторы), игры с песком и водой, аппликация (как вырывная, так и при помощи ножниц), оригами, всевозможные плетения, лепка, рисование, штриховки и графические упражнения.

Кроме всего перечисленного можно предложить детям завязывание и развязывание ленточек, шнурков, узелков на веревочке; собирание разрезных картинок; застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков; завинчивание и развинчивание крышек, банок, пузырьков; разбор круп (горох, гречка, рис) и т.д. Игр, заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много, но самое интересное и доступное во всем этом многообразии как для детей, так и для взрослых - это пальчиковые игры. Именно они помогут малышу научиться быть настоящим хозяином своих ладошек и пальчиков.

Игры эти очень эмоциональны, увлекательны для детей, а также исключительно полезны для их общего развития:

1. Способствуют развитию речи. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Сочетание движений рук и проговаривания стихов делает речь ребенка более четкой, ритмичной, яркой. Именно поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим ра­ботоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка;

2. Развивают восприятие, умение вслушиваться в речь взрослого;

3. Способствуют развитию творческой деятельности. Ведь руками можно «рассказывать» целые истории;

4. Активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений;

5. Помогают в игре формировать элементарные математические представления;

6. Учат ребенка  концентрировать внимание и правильно его распределять;

7. Развивают память, ведь в пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи;

8. Развивают эмоциональность, формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

Пальчиковые игры - интересное и увлекательное занятие и для детей, и для взрослых. В них могут играть со своими детьми родители, их же могут применять в работе воспитатели ДОУ. Пальчиковые игры возможно использовать в любое время, как в режимных моментах, так и при непосредственной образовательной деятельности. Но взрослым не следует забывать некоторые правила:

1.Прежде чем разучивать новую пальчиковую игру с детьми, попробуйте поиграть самостоятельно, добейтесь четких движений руки и пальцев;

2.Перед каждой игрой настройте детей, найдите способ их заинтересовать;

3.Начинать пальчиковые игры желательно с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки, мячики;

4.При разучивании новой игры все движения пальцев и рук выполняются показывающим взрослым и ребенком медленно. Если ребенок не может самостоятельно выполнить требуемое движение, надо взять его руку в свою и действовать вместе с ним;

5.Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Если ребенку трудно проговаривать текст, то достаточно выполнять движения вместе с взрослым. Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев лица;

6.Следует добиваться, чтобы дети выполняли движения кистями и пальцами с оптимальной амплитудой и нагрузкой. От вялых и небрежных движений пользы не будет;

7.Пальчиковые игры следует проводить систематически, ежедневно. Чтобы приобретенные  навыки закреплялись, следует повторять хорошо знакомые, полюбившиеся детям игры и одновременно разучивать новые;

8.Старайтесь применять различные пальчиковые игры, используя сжатие, растяжение, расслабление кисти руки, изолированные движения каждого из пальцев. Помните, что в коре головного мозга имеется отдельная область проекции для каждого пальца;

9.Повторяйте игры, как для правой, так и для левой руки;

10.Пальчиковые игры повышают тонус коры головного мозга, поэтому соблюдайте осторожность при работе с детьми с повышенной судорожной готовностью;

11.Продолжительность пальчиковых игр зависит от возраста детей. Для младшего дошкольного возраста (до 3 - 4 лет) рекомендуемое время - от 3 до 5 минут, для среднего и старшего дошкольного возраста (4 - 7 лет) - 10-15 минут в день;

12.Воспитателям ДОУ следует разучивать с детьми новые пальчиковые игры планомерно.

Пальчиковые игры подходят для детей от года и старше. Дети в возрасте от года до трёх лет хорошо воспринимают игры, выполняемые с пальчиками одной руки. От трёх до четырёх лет они уже могут воспринимать игры, где задействованы обе руки. К четырём годам нормально развитый ребёнок должен уметь сознательно выполнять упражнения нужной рукой, оставляя другую руку свободной, тем самым дифференцированно управлять собственным мышечным напряжением и расслаблением.

В ясельной группе простые пальчиковые игры с текстом направлены на развитие координации движений пальцев и кисти руки, учат соотносить движения с содержанием потешек, стихов.

Главная цель пальчиковых игр - переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь. У детей, с которыми часто проводили пальчиковые игры, даже почерк намного лучше, чем у других. Уникальное сочетание добрых стихов и простых массажных приемов дает поразительный эффект активного умственного и физического развития.


1.3. Пальчиковые игры, основные компоненты и их значение в развитии музыкальных способностей у детей дошкольного возраста

Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение.

Почему с музыкой лучше?

Музыка - это одно из средств физического и психического развития детей.

 Музыка в семье искусств занимает особое место благодаря её непосредственному комплексному воздействию на человека. В ходе пальчиковых упражнений, музыка оказывает влияние на повышение качества выполнения движения: улучшаются выразительность, ритмичность движений, их четкость, координация, плавность, слитность, переключаемость.

Использование пальчиковых игр в музыкальном воспитании способствует развитию не только музыкальности ребенка, его пальцев, речи, но и одновременно формирует многие личные качества - пространственно-образное мышление, чувственное восприятие, творческую фантазию и логику, способствует развитию внимания и памяти, повышает общий уровень организации ребенка.

Игра относится к основным видам деятельности дошкольников, поэтому в детском саду игры являются частью всех режимных моментов, включающих и обучение, в которых усвоение какого-либо материала происходит незаметно для детей в практической деятельности. Игра определяет дальнейшее развитие ребёнка.

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности», - писал В. А. Сухомлинский.

Разучивание забавных стишков, прибауток развивает детскую память, речь, интонационную выразительность. Дети учатся рассказывать выразительно, эмоционально. При проговаривании потешки разными голосами (грустным, замёрзшим, низким, хриплым, писклявым и т.д.) у ребёнка развиваются звуковысотный слух и голос, что очень влияет на развитие певческих навыков. Расширяются представления об окружающем мире (каждая потешка несёт в себе полезную информацию). Напряжённый мыслительный процесс происходит тогда, когда ребёнок пытается ассоциировать движения рук с определённой потешкой. На каждом занятии можно вспоминать и выполнять уже знакомые упражнения.

Музыкальное сопровождение пальчиковых игр развивает музыкальные способности ребёнка: слух, вокальные данные, музыкальную память, позволяет познакомить детей с элементарной теорией музыки и создаёт ребёнку благоприятную атмосферу для занятия.

Пальчиковые игры с музыкальным сопровождением и без него могут проводиться на праздниках, на прогулках, во время проведения физминуток и дома.

Давно замечено, что дети, которые занимаются музыкой, обычно обгоняют в интеллектуальном развитии своих сверстников. И это происходит не только за счёт того, что юные музыканты получают дополнительную информацию, узнавая о творчестве любимых композиторов. Но и потому, что игра на инструментах обычно «загружает» действиями параллельно правую и левую руки, что и стимулирует влияние пальчиковых движений на правое и левое полушария головного мозга. Значит, ребёнок, ежедневно гоняющий на клавиатуре рояля скучные гаммы, занимается тем, что обеспечивает себе больший развивающий потенциал, чем его ровесник - не музыкант.

Пальчиковые игры и упражнения - так же уникальное средство для развития детской речи. Они направлены на помощь детям дошкольного возраста в освоении навыков активной речи путём развития мелкой моторики пальцев рук. О том, что движения пальцев тесно связаны с речью, было известно давно. Талантливые люди из народа понимали это. Играя с маленькими, ещё не говорящими детьми, сопровождали слова песни, игры движениями пальцев ребёнка, отсюда появились известные всем потешки «Ладушки», «Сорока-ворона» и т.д.

А проведя взаимосвязь между речью и пением, хочется напомнить слова великого русского певца Ф.Шаляпина: «Хорошо сказанное - наполовину спето».

Многие упражнения содержат элементы психогимнастики, что позволяет учить детей использовать выразительные движения (мимику и жесты), распознавать эмоции (радость, огорчение, страх, удивление и др.), изображать модели поведения персонажей с разными чертами характера, снимать напряжение.

Все подобные игры развивают не только музыкальность ребёнка, его пальцы, речь, но и одновременно формируют многие личные качества - пространственно-образное мышление, чувственное восприятие, творческую фантазию и логику, способствуют развитию внимания и памяти, повышают общий уровень организации ребёнка.

Ценность пальчиковых игр в том, что они не только доступны детскому пониманию, но и в то же время привлекательны, вызывают яркие положительные эмоции. Их с успехом можно включать в работу с дошкольниками. Пальчиковые игры подбираются с учётом возрастных особенностей детей. Материал осваивается детьми постепенно на музыкальных занятиях и закрепляется в группе. Это даёт прекрасный эффект в развитии детей и не нуждается в каких-то дополнительных рекомендациях.

Движения с музыкальным сопровождением положительно влияют на развитие слуха, внимания, памяти, воспитывают временную ориентировку, т.е. способность уложить свои движения во времени, в соответствии в различным ритмическим рисунком музыкального произведения.

Благодаря музыке или пению, можно регулировать скорость выполнения упражнения, а также акцентирование сильных долей. Начинают их выполнять в медленном темпе, затем постепенно темп музыки увеличивается, и соответственно ускоряется темп выполнения упражнения. Очень хорошо, если при этом вы еще и поете. Упражнения выполняются сначала каждой рукой отдельно, затем одновременно двумя руками.

Освоение музыкальных пальчиковых игр можно начать с музыкально пальчиковой гимнастики.

Упражнения выполняются под специальное музыкальное сопровождение, которое оказывает дополнительное воздействие на деятельность мозга. Также благодаря музыке или пению можно регулировать скорость выполнения упражнения, а также акцентирование сильных долей. Начинают их выполнять в медленном темпе, затем постепенно темп музыки увеличивается, и соответственно ускоряется темп выполнения упражнения. Очень хорошо, если при этом вы еще и поете. Упражнения выполняются сначала каждой рукой отдельно, затем одновременно двумя руками, затем с переходом от левой руки, к правой и обратно.

Принципы постепенности и систематичности при разучивании пальчиковых музыкальных игр являются приоритетными. Ритмичные движения пальчиков и рук возбуждают речевые центры головного мозга, активизируют и стимулируют развитие речи, происходит тренировка зрительной памяти, ребенок учится запоминать разные положения рук и пальцев.

Концентрации внимания ребенка и его распределению помогает не только медленный показ движений пальцев и рук, но и выразительность подачи материала.

Итак, немного творчества, фантазии, любви, желание сделать жизнь детей ярче и прекраснее, и из маленьких ручек появится долгожданное солнышко после проливных дождей; бабочка, чудом опустившаяся на ладошку; улитка, медленно ползущая по дорожке утреннего сада; сверчок, который живет и поет за печкой; радуга, раскинувшая свой разноцветный мост между небом и землей, и ещё много новых чудных открытий!

В пальчиковые игры можно и нужно играть с ребенком уже с самого раннего возраста, постепенно усложняя речевой и двигательный материал игр, переходя от крупных движений кисти руки к более мелким и изолированным движениям пальцев, обращая внимание на четкость и интонационную выразительность речи, ее ритмичность, согласованность с движением и музыкальным сопровождением

Глава 2. Использование музыкальных пальчиковых игр в процессе развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста

2.1. Анализ экспериментальной работы с использованием музыкальных пальчиковых игр

В детском саду для проведения воспитывающего, увлекательного, познавательного для детей занятия, используются разные виды деятельности: слушание, пение, музыкально- ритмические движения, игры, танцы, распевания, игра на детских музыкальных инструментах, пальчиковая гимнастика. Экспериментальная работа проводилась в МА ДОУ № 29 «Сказка» г. Краснотурьинска, где на занятиях помимо основных видов деятельности, применялись музыкальные пальчиковые игры.

С одной стороны, пальчиковая гимнастика и музыкальная пальчиковая игра схожи между собой, потому что эти виды деятельности направлены на развитие мелкой моторики, музыкальных и творческих способностей дошкольников. С другой стороны, у музыкальной пальчиковой игры есть отличия. С помощью такой игры у детей развивается попадание в такт музыки, сочетание музыкального пения с движениями рук, когда дети слышат музыку, у них поднимается настроение, движения становятся более эмоциональными, они могут выражать свой всплеск эмоций, чувства, и через пение, и через движение рук.

В работе в разновозрастных группах, использовался дидактический материал из сборника Е. А. Поддубной «Музыкальные пальчиковые игры». Поддубная Елена Альбертовна в 1985 году окончила с отличием Владикавказский музыкально- педагогический колледж. В 1992 году переехала в Краснодарский край. Работает концертмейстером и преподавателем в Детской школе искусств г. Горячий ключ. Автор музыки и слов сборников: песен для детей «Звуки музыки», музыкальной сказки «Рождественская корзинка», духовных романсов «Благословенна тишина».

Музыкальная пальчиковая игра «Солнышко» была использована во второй младшей группе. Очень важно было передать соответствующую интонацию в голосе, с четкой дикцией, выразительной мимикой, и, конечно, ярко художественно исполнить песню. Движения пальцев и рук должны быть абсолютно точными и отработанными.

Познакомив детей с игрой, обсудив название «Солнышко», раскрыв образное содержание текста, приступила к разучиванию. Сначала разучила с детьми слова, затем движения, указанные в музыкальной пальчиковой игре. После того, как дети усвоили текст, движения, соединила с музыкой. Дети, вошли в образ, улыбались, как солнышко. Столкнулась и с трудностями. Ребятам, поначалу было трудно - не все могли сочетать движения с музыкальным сопровождением. Общими усилиями и благодаря эмоциональной отдачи детей, мы побороли эту трудность.

В старшей группе использовала более усложненные, разнохарактерные музыкальные пальчиковые игры. В игре «Цветок», обсудив содержание, выяснили, какие движения могут быть использованы для нежного, красивого цветка. Отдельно разучили слова в ритме песни, добавили движения, соответствующие тексту. При целостном исполнении музыкальной пальчиковой игры, для активизации каждого ребенка, предложила представить, какие цветы хотят видеть ребята в своих ладошках. Все движения были плавными, как в вальсе. Музыкальное сопровождение помогло детям прочувствовать плавность движений. Музыкальная пальчиковая игра «Солнечный зайчик», которую мы также разучили в старшей группе, отличалась по характеру от предыдущей. Игра была подвижной, веселой, и движения у детей соответствовали подвижному музыкальному сопровождению.

Ребята в старшей группе, в отличие от младшей, легко могут управлять и сочетать движения с пением. При проведении музыкальных пальчиковых игр, увидела возникший интерес у детей. Лаконичное музыкальное вступление помогло не только настроить ребенка на определенный лад и характерный образ, но и воспринять игру наравне с несложной гармонией музыкального сопровождения. Соблюдая методические рекомендации, за короткий промежуток времени, отведенный в детских садах на разминки, мне удалось увлечь детей в музыкальный мир движений и пения.

Музыкальные пальчиковые игры в процессе занятий помогли создать общую благоприятную атмосферу, вызвать эмоциональный отклик у детей, развить воображение, фантазию. Подбор музыкальных пальчиковых игр проводился с учетом возрастных особенностей детей и объемом детского внимания по принципу доступности.


2.2. Методические рекомендации по использованию системы пальчиковых игр в работе с детьми дошкольного образовательного учреждения

- Перед игрой с ребёнком можно обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой;

- Выполняйте упражнение вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой. При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично, особенно начало и окончание фраз. Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движениями;

- Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своём репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша;

- Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может "отбить" интерес к игре;

- Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру;

Стимулируйте подпевание детей, "не замечайте", если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успех.

При разучивании и исполнении игр обратить внимание на то, чтобы движения детьми выполнялись соответственно тексту и музыкальным фразам.

В приложении музыкальные пальчиковые игры классифицированы по мере возрастания сложности.
























Заключение

Данная работа посвящена исследованию развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста на основе использования на музыкальных занятиях музыкальных пальчиковых игр и пальчиковых игр в целом. Проведенная работа подтвердила то, что систематическое использование на музыкальных занятиях пальчиковых игр с музыкальным сопровождением и без него, может способствовать развитию музыкальных способностей детей дошкольного возраста.

Развитие музыкальных способностей - одна из главных задач музыкального воспитания детей. Формируя музыкальные способности детей дошкольного возраста, необходимо помнить о влиянии, которое оказывает музыка на развитие полноценной личности. Она учит его быть добрым, отзывчивым и при этом развивает его музыкальность и другие положительные качества.

Основы мелкой моторики закладываются в раннем возрасте, что поможет ребенку изучать предметы, играть с ними, ощущать. Развитие мелкой моторики способствует формированию, развитию речи, положительно воздействует на весь организм в целом. Особенностями развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста заключается в том, что дети очень чувствительны к такому виду деятельности, что позволяет им научиться терпению и усидчивости, быть настойчивыми и любопытными. Пальчиковые игры учат детей выразительно и эмоционально читать стихи – у детей развивается творческое мышление, интонационная и эмоциональная выразительность. Посредством пальчиковых игр развивается интерес к театральной деятельности, чувство ритма, формируется понятие о звуковысотности, развивается воображение.

Простые движения рук способны улучшить произношение многих звуков, а значит - развивать речь ребенка. Пальчиковая гимнастика с музыкой затрагивает много задач, которые необходимо выполнять для развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста.

В музыкальных пальчиковых играх выступает фактор владения исполнительскими средствами (голос, движение тела), помогающий выразить содержание, настроение музыки.

Таким образом, пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и т.д. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Кроме того, использование пальчиковых игр играют очень важную роль в общем развитии ребёнка.

Упражнения на развитие мелкой моторики укрепляют мелкие мышцы кисти рук, что, в свою очередь, помогает в игре на музыкальных инструментах, рисовании, а в дальнейшем - в письме, помогают детям отдохнуть, расслабиться на занятиях.

Результатами музыкально-оздоровительной работы с детьми являются:

1. Повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей;

2. Стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка;

3. Повышение уровня речевого развития;

4. Стабильность физической и умственной работоспособности.

Предлагаемые в приложении музыкальные пальчиковые игры, способствуют развитию не только чувства ритма, но и умению грамотно сочетать пение, движение, ритм с музыкальным сопровождением.

Данные игры рекомендованы для использования в детских дошкольных образовательных учреждениях, как на музыкальном занятии, так и в индивидуальной работе с детьми.



Список использованных источников

1. Ветлугина Е.А. «Музыкальные пальчиковые игры». - М.: 2010.-174 с.

2. Михайлова М.А. «Развитие музыкальных способностей детей».

Ярославль: Академия развития, 1997. - 34 с.

3. Агапова И.А., Давыдова М.А. «Игры с пальчиками для развития речи и творческих способностей детей». - М.: ООО «ИКТЦ ЛАДА», 2009. - 286 с.

4. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. «Наши пальчики играют». - СПб.: «Паритет», 2003- 84 с.

5. Каплунова И., Новоскольцева И. «Ладушки» Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста. - СПб.: ООО «Невская нота», 2010- 485 с.

6. Соколова Ю.А. «Игры с пальчиками». - М.: 2004- 35с.

7. Косинова Е.М. «Пальчиковая гимнастика».- М.: ЭКСМО, 2005-245 с.

8. Крупенчук О.И. «Пальчиковые игры». - СПб.: Издательский Дом Литера, 2005- 78 с.
















Приложение 1.

Музыкальные пальчиковые игры








Музыкальные пальчиковые игры для детей 3-4 лет
























Музыкальные пальчиковые игры для детей 4-5 лет




















Музыкальные пальчиковые игры для детей 5-6 лет





























































Музыкальные пальчиковые игры для детей 6-7 лет

В этом возрасте детей можно привлекать к активному, творческому виду деятельности, предлагая ребёнку придумывать к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, придумывать мелодии. Если даже у детей это получается не очень удачно, их следует хвалить, поощрять.