Учитель: Каплий Ю.Н.
Календарно- тематическое планирование по программе «Профильный труд» разработано для обучающихся 6 класса коррекционной школы VIII типа. И направленно на профориентацию учащихся. Цель программы — подготовить школьников к поступлению в ПТУ соответствующего типа и профиля.
Планирование МБОУ «СОШ им. В.Г. Шухова» г. Грайворона на основе следующих нормативных документов:
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой, Москва «Просвещение» 2010, с.191.
УМК:
Антонов П.П., Муравьев Е.М. Обработка конструкционных материалов. - М: Просвещение, 1982.
Арданский А. С. Столярные работы. - М.: Гос. изд. литературы по строительству, архитектуре и строительным материалам. 1959.
Бобиков П.Д. Мебель своими руками. – М.: Эксмо-пресс, 2001.
Буриков В.Г.,Власов В.Н. Домовая резьба. - М.: Нива России, 1992.
Григорьев М.А. Материаловедение для столяров, плотников и паркетчиков. – М.: Высшая школа, 1989.
Гульянц Э.К. Учите детей мастерить. – М.: Просвещение, 1984.
Жданова Т.А. Технология: Поурочные планы. – Волгоград, 2003.
Журавлёв Б.А. Столярное дело. – М.: Просвещение, 1984.
Карабанов И.А. Технология обработки древесины. – М.: Просвещение, 1997. - 12 -
Кузнецов В.П., Рожнев Я.А. Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских. – М.: Просвещение,1992.
Мальковский Т.Н. Воспитание учащихся в процессе трудового обучения. – М.: Просвещение, 1986.
Мирский С.Л. Формирование знаний учащихся вспомогательной школы на уроках труда. – М.: Просвещение, 1992.
Мирский С.Л. Методика профессионально-трудового обучения вовспомогательной школе. – М.: Просвещение, 1980.
Рихвк Э.В. Мастерим из древесины. – М.: Просвещение, 1988.
Хворостов А.С. Чеканка. Инкрустация. Резьба по дереву. – М.: Просвещение, 1985.
Смирнов Н.К. Журнал «Школа и производство» №8, 2005. «Нравитесь ли высвоим ученикам».
Шумега С.С. Технология столярно-мебельного производства. – М.: Лесная промышленность, 1984.
№ п/п | Наименование раздела и тем урока | Характеристика основной деятельности обучающегося | Часы учебного времени | Плановые сроки прохождения |
С учителем | самостоятельно | По календарному графику | По факту |
Вводное занятие(2часа) |
1.1 | Вводное занятие. План работы на четверть. | Овладеют навыками организации рабочего места. Познакомятся с планом работы на четверть | 1 | 1 | | | |
1.2 | Инструктаж по технике безопасности | Познакомятся с правилами техники безопасности | 1 | 1 | | | |
Изготовление изделий из деталей круглого сечения. (29часов) |
2.1 | Чертеж детали и сборочный чертеж | Получат представление о правилах чертежа Научатся различать технические рисунки, эскизы и чертежи, читать чертеж плоскостной детали, выполнять чертеж плоскостной детали. Расширят представление о линиях и условных обозначениях | 2 | 1 | 1 | | |
2.2 | Выбор изделия и подготовка материала. | Научаться выбирать изделия и выбирать необходимый материал для его изготовления | 1 | | 1 | | |
2.3 | Выпиливание заготовок заданным размерам. | Получат навыки правильного пиления ножовкой познакомятся с разметочными инструментами и нанесением размеров | 2 | 1 | 1 | | |
2.4 | Выстрагивание брусков квадратного сечения. | Получат навыки строгания рубанком и шерхебелем, их устройство и настройку. | 2 | 1 | 1 | | |
2.5 | Разметка заготовок будущего изделия. | Научаться правильно размечать заготовки с помощью разметочного инструмента | 2 | | 2 | | |
2.6 | Сострагивание ребер восьмигранника (округление). | Получат навыки изготовления восьмигранника с помощью рубанка. | 2 | 1 | 1 | | |
2.7 | Проверка деталей штангенциркулем. | Получат навыки владения штангенциркулем | 2 | 1 | 1 | | |
2.8 | Обработка напильником, шерхебелем. Шлифование. | Научаться окончательной обработке деталей и доводки поверхности. | 2 | 1 | 1 | | |
2.9 | Разметка деталей, нахождение диагоналей, центра. | Получат навыки разметки деталей и нахождения центра заготовки | 1 | | 1 | | |
2.10 | Сверление отверстий. | Научаться сверлить отверстия ручным способом и на станке. | 2 | 1 | 1 | | |
2.11 | Изготовление паза. | Получат навык изготовления пазовых соединений | 2 | 1 | 1 | | |
2.12 | Предварительная сборка изделия. | Получат навыки предварительной сборки деталей их доводка и подгонка | 2 | 1 | 1 | | |
2.13 | Проверка на комплектность, качество соединений. | Научатся проверять изделие на комплектность, и качество соединения узлов и элементов | 2 | 1 | 1 | | |
2.14 | Устранение ошибок при сборке изделия. | Получат навык в устранении ошибок при сборке изделий, окончательная доводка изделия | 1 | | 1 | | |
2.15 | Сборка изделия на клей, шурупы, шканты. | Получат навык сборки изделий с помощью столярного клея, изучат виды клеев, получат навыки соединения на шурупы и шканты. | 2 | 1 | 1 | | |
2.16 | Самоанализ выполненных работ. | Получат навык в самоанализе своей выполненной работы определят положительные свойства изделия и имеющиеся недостатки | 1 | | 1 | | |
Плоское строгание. (16 часов) |
3.1 | Техника безопасности при строгании. | Познакомятся с техникой безопасности при работе с рубанком шерхебелем | 1 | 1 | | | |
3.2 | Проверка рубанка на пригодность к работе. | Получат навык по дефектовке инструмента, проверки инструмента на пригодность к выполнению работ | 2 | 1 | 1 | | |
3.3 | Заточка железки рубанка. Настройка рубанка. | Получат навыки настройки рубанков, узнают правила правильной заточки рубанка | 3 | 1 | 2 | | |
3.4 | Выбор заготовки. | Научаться выбирать правильную заготовку для изготовления изделия | 1 | | 1 | | |
3.5 | Строгание плоских поверхностей. | Получат навык строгания плоских поверхностей рубанком | 2 | 1 | 1 | | |
3.6 | Строгание сучков, торцов, свилеватости. | Освоят навык строгания поверхностей с сучками и торцов с помощью рубанков | 3 | 2 | 1 | | |
3.7 | Строгание смежных сторон. | Освоят навык строгания с помощью рубанка смежных сторон для подгонки поверхностей | 2 | 1 | 1 | | |
3.8 | Проверка работы с помощью рейсмуса. | Ознакомятся с разметочным инструментом «Рейсмус», получат навык нанесения разметки с помощью рейсмуса. | 2 | 1 | 1 | | |
Геометрическая резьба по дереву. (12 часов) |
4.1 | Техника безопасности при работе с инструментом. | Познакомятся с техникой безопасности при работе с режущим инструментом | 1 | 1 | | | |
4.2 | Выбор древесины. | Научатся правильно выбирать древесину для конкретного изделия и учитывая необходимые технологические требования к изделию | 1 | | 1 | | |
4.3 | Инструменты для геометрической резьбы. | Познакомятся с используемыми инструментами для выполнения геометрической резьбы | 1 | | 1 | | |
4.4 | Чертежи для практической работы. | Научаться правильно читать чертежи и переносить размеры с чертежей на заготовку | 1 | 1 | | | |
4.5 | Построение рисунков. | Научатся правильному построению рисунков для дальнейшего выполнения по ним изделия | 2 | 1 | 1 | | |
4.6 | Виды домовой (геометрической) резьбы | Познакомятся с видами домовой (геометрической) резьбы, узнают историю возникновения. | 2 | 1 | 1 | | |
4.7 | Приемы выполнения геометрической резьбы. | Познакомятся и овладеют приёмами выполнения геометрической резьбы | 2 | 1 | 1 | | |
4.8 | Отделка готовых изделий: шлифование, морение, лакирование. | Научаться порядку и правилам отделки готовых изделий, шлифованию, морению, лакированию. | 1 | 1 | | | |
4.9 | Коллективный анализ выполненных работ. | Научатся анализу выполненных работ, достоинства и недочёты. | 1 | | 1 | | |
Угловое концевое соединение в полдерева. (12 часов) |
5.1 | Выбор заготовок для соединения. | Научаться выбирать требуемые заготовки для изготовления угловых концевых соединений в полдерева. | 1 | 1 | | | |
5.2 | Строгание, пиление по размерам. | Приобретут навыки строгания, пиления по заранее известным размерам | 2 | 1 | 1 | | |
5.3 | Разметка заготовок по заданным размерам. | Приобретут навыки нанесения разметки по заранее заданным размерам с использованием разметочного инструмента | 2 | 1 | 1 | | |
5.4 | Изготовление паза. | Приобретут навыки для изготовления паза научатся пользоваться инструментами | 1 | 1 | | | |
5.5 | Изготовление шипа | Приобретут навыки использования инструмента для изготовления шипа | 2 | 1 | 1 | | |
5.6 | Предварительная сборка вполдерева. | Приобретут навыки предварительной сборки в пол дерева, подгонка сопряженных поверхностей | 1 | | 1 | | |
5.7 | Склеивание изделия . Сушка. | Научатся правильно пользоваться клеем по дереву при склеивании изделий, правильной сушке для получения качественного сопряжения поверхностей | 1 | | 1 | | |
5.8 | Проверка изделия на прочность. | Научатся правильно проверять надёжность и прочность полученного изделия, устранение мелких недостатков | 1 | | 1 | | |
5.9 | Анализ выполненных работ. | Научатся анализировать выполненные работы, какие моменты работы вызвали наибольшие затруднения какие дались легко, какие недочёты выявлены и способы их устранения каковы положительные особенности изделия | 1 | 1 | | | |
Сверление древесины. (6 часов) |
6.1 | Виды сверления техника безопасности при работе. | Познакомятся и узнают виды сверлений и техникой безопасности при работе с ручным и станочным оборудованием для выполнения сверления | 1 | 1 | | | |
6.2 | Виды сверл их назначение. | Ознакомятся и узнают используемые виды свёрл и их непосредственное назначение | 1 | | 1 | | |
6.3 | Сверлильный станок, механические дрели. | Узнают назначение сверлильного станка и механической дрели особенности при их использовании | 1 | | 1 | | |
6.4 | Устройство и назначение дрели. | Ознакомятся с подробным устройством и назначением дрели | 1 | 1 | | | |
6.5 | Понятие «диаметр» Обозначение на чертеже. | Узнают, что такое «Диаметр» как обозначается на чертеже | 1 | | 1 | | |
6.6 | Работа на сверлильном станке, электрической, механической дрелью. | Получат навык работы на сверлильном станке, электрической дрелью и механической дрелью. | 1 | 1 | | | |
Криволинейное пиление, обработка криволинейной кромки. (8часов) |
7.1 | Понятие о криволинейном пилении. | Узнают, что такое криволинейное пиление и для каких целей применяется | 1 | | 1 | | |
7.2 | Лекало. назначение, применение. | Узнают, что такое лекало для чего применяется какие достоинства имеет | 1 | | 1 | | |
7.3 | Изготовление шаблонов для криволинейных деталей. | Научатся изготовлять шаблоны для криволинейных деталей, способы их закрепления на заготовке | 1 | 1 | | | |
7.4 | Лобзик. Назначение, устройство. | Узнают для чего необходим лобзик, его назначение и устройство | 1 | | 1 | | |
7.5 | Пиление по кривым линиям. | Приобретут навык пиления по кривым линиям с помощью лобзика | 1 | 1 | | | |
7.6 | Инструмент для обработки криволинейной кромки. | Ознакомятся с инструментом для обработки криволинейной кромки | 1 | | 1 | | |
7.7 | Обработка криволинейной кромки напильником, наждачной бумагой. | Приобретут навык обработки криволинейной кромки напильником, наждачной бумагой, способы крепления заготовки при обработке | 1 | 1 | | | |
7.8 | Округление угла. Обработка фаски. | Получат навыки округления углов и обработки фаски деревянных заготовок | 1 | | 1 | | |
Долбление сквозного и несквозного отверстия. (15 часов) |
8.1 | Гнездо, как элемент столярного соединения. | Узнают что такое «Гнездо» для каких конструкций и изделий применяется в каких столярных соединениях используется | 1 | | 1 | | |
8.2 | Виды гнезд. | Познакомятся с видами гнёзд и способами их изготовления | 1 | 1 | | | |
8.3 | Определение ширины, длины, глубины гнезда. | Научатся определять при помощи штангенциркуля ширину ,глубину, и длину гнезда | 1 | 1 | | | |
8.4 | Инструменты для изготовления гнезд. | Познакомятся с инструментами для изготовления гнезд | 1 | | 1 | | |
8.5 | Столярное долото, стамеска. | Узнают для чего используют и приобретут навыки работы со столярным долото и стамеской | 1 | | 1 | | |
8.6 | Сверла и буравы. | Узнают для чего используют и приобретут навыки работы со свёрлами и буравом | 1 | | 1 | | |
8.7 | Заточка сверл, долот, стамесок. | Приобретут навык и узнают как правильно затачивать свёрл, долот и стамесок | 1 | | 1 | | |
8.8 | Ручные приемы долбления гнезд. | Ознакомятся с ручными приёмами долбления гнёзд в заготовке из дерева | 1 | 1 | | | |
8.9 | Механизированное долбление гнезд. | Узнают, что такое механизированное долбление гнёзд где применяется | 1 | | 1 | | |
8.10 | Использование рейсмуса при разметке гнезд. | Научатся использовать рейсмус при разметке заготовок из древесины | 1 | 1 | | | |
8.11 | Чертеж гнезда, детали. | Научатся правильно наносить гнездо детали на чертеже, размеры и оформление чертежа | 1 | 1 | | | |
8.12 | Разметка несквозного и сквозного отверстий. | Приобретут навык выполнения разметки сквозного и не сквозного отверстия на заготовке из древесины | 1 | | 1 | | |
8.13 | Крепление детали при долблении. | Научатся правильно закреплять деталь при долблении | 1 | 1 | | | |
8.14 | Последовательность долбления сквозного гнезда. | Узнают в какой последовательности необходимо выполнять операции долбления сквозного гнезда | 1 | 1 | | | |
8.15 | Виды брака и их устранение. | Узнают какие бывают виды брака при долблении и способы их устранения | 1 | 1 | | | |
Свойства основных пород древесины.(10 часов) |
9.1 | Хвойные породы. Сосна, пихта. | Ознакомятся с хвойными породами сосна и пихта их особенностями | 1 | 1 | | | |
9.2 | Хвойные породы. Лиственница, ель. | Ознакомятся с хвойными породами лиственница и ель, их особенностями | 1 | | 1 | | |
9.3 | Хвойные породы. Кедр. | Ознакомятся с хвойными породами Кедр его особенностями | 1 | 1 | | | |
9.4 | Промышленное применение хвойных пород. | Узнают о промышленном применении и использовании хвойных пород | 1 | | 1 | | |
9.5 | Лиственные породы. Дуб, ясень, бук. | Ознакомятся с лиственными породами Дуб, ясень, бук их свойствами и особенностями | 1 | 1 | | | |
9.6 | Лиственные породы. Клен, вяз. | Ознакомятся с лиственными породами клён, вяз их свойствами и особенностями | 1 | | 1 | | |
9.7 | Лиственные породы. Береза, тополь. | Ознакомятся с лиственными породами берёза , тополь их свойствами и особенностями | 1 | 1 | | | |
9.8 | Лиственные породы. Осина, липа. | Ознакомятся с лиственными породами осина липа, их свойствами и особенностями | 1 | | 1 | | |
9.9 | Промышленное применение лиственных пород. | Узнают о промышленном использовании лиственных пород древесины | 1 | | 1 | | |
9.10 | Определение пород по образцам. | Получат навыки определения пород древесины по образцам | 1 | 1 | | | |
Угловое концевое соединение на шип одинарный сквозной УК-1. (6 часов) |
10.1 | Применение соединения УК-1 | Узнают о применении УК-1 в каких случаях используется | 1 | 1 | | | |
10.2 | Разметка соединения УК-1 | Узнают как правильно наносить разметку при изготовлении УК-1 соединения | 1 | | 1 | | |
10.3 | Чертеж детали. | Научаться выполнять чертёж детали | 1 | 1 | | | |
10.4 | Разметка проушины, кромок и торца. | Научаться выполнять разметку проушины, кромок и торца | 1 | | 1 | | |
10.5 | Подготовка инструмента к работе. | Научатся подготавливать инструмент необходимый для изготовления изделия к работе | 1 | | 1 | | |
10.6 | Выполнение соединения УК-1 по размерам. | Приобретут навык выполнения соединения УК-1 по размерам | 1 | 1 | | | |
Заточка стамески и долота (8 часов) |
11.1 | Бруски для заточки и правки инструмента. | Ознакомятся с брусками для заточки инструментов, их видами и номерами зернистости и их применении | 1 | 1 | | | |
11.2 | Определение качества заточки. | Научатся определять качество заточки инструментов | 1 | | 1 | | |
11.3 | Виды абразивных материалов | Ознакомятся с видами абразивных материалов и их использовании | 1 | | 1 | | |
11.4 | Резание древесины. | Узнают о резании древесины, правилах и особенностях выполнения работ | 1 | 1 | | | |
11.5 | Зависимость резания от породы древесины. | Узнают о зависимости резания древесины от породы древесины, особенности используемого инструмента | 1 | | 1 | | |
11.6 | Строгание стамеской. | Приобретут навык строгания стамеской | 1 | 1 | | | |
11.7 | Снятие фаски, кромок. | Научатся снимать фаску и кромки | 1 | 1 | | | |
11.8 | Резание по линейке. | Приобретут навык резания по линейке | 1 | | 1 | | |
Склеивание (8 часов) |
12.1 | Клей. Назначение и свойства. | Узнают, что такое клей его свойства и назначения | 1 | 1 | | | |
12.2 | Виды клея. | Познакомятся с видами клея их назначения | 1 | | 1 | | |
12.3 | Критерии выбора клея. | Научатся способам подбора вида клея для конкретного вида работ | 1 | | 1 | | |
12.4 | Последовательность и режим склеивания. | Познакомятся с последовательностью и режимами склеивания поверхностей | 1 | 1 | | | |
12.5 | Склеивание в хомутовых струбцинах и ваймах. | Познакомятся с технологией склеивания деталей в специальных приспособлениях «хомутовых струбцинах и ваймах» | 1 | 1 | | | |
12.6 | Приготовление глютинового клея. | Узнают о правилах и порядке приготовления глютинового клея | 1 | | 1 | | |
12.7 | Приготовление казеинового клея. | Узнают о порядке и правилах приготовления казеинового клея | 1 | | 1 | | |
12.8 | Синтетические клеи. | Узнают о видах синтетических клеев | 1 | 1 | | | |
Изготовление изделий с применением приобретенных знаний. (6 часов) |
13.1 | Выбор изделия, чертеж. | Приобретут навык выбора изделия для изготовления и выполнения чертежа выбранной детали | 1 | 1 | | | |
13.2 | Подбор материала. | Научатся подбирать необходимый материал для изготовления изделия | 1 | | 1 | | |
13.3 | Выполнение технологических операций. | Узнают порядок выполнения технологических операций | 1 | 1 | | | |
13.4 | Сборка изделия. | Научатся правильно собирать изделие | 1 | | 1 | | |
13.5 | Отделка изделия. | Узнают как правильно производить отделку изделия | 1 | 1 | | | |
13.6 | Самоанализ выполненных работ. | Приобретут навык выполнения самоанализа выполненных работ и устранения мелких недостатков изделия | 1 | | 1 | | |
| Итого | | 136 | 68 | 68 | | |