СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка по функциональной грамотности

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

коротко о всех напраплениях функциональной грамотности и о проведенных мероприятиях

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по функциональной грамотности»


МКОУ «Новочуртахская СОШ №1».



Методическая разработка

по формированию

функциональной грамотности.


 



Автор разработки: Кушиева С.Н.

заместитель директора по УВР





Мы живём в обществе нестабильности, неопределённости, сложности, неоднозначности. Мы даже не можем сказать, какие профессии будут востребованы в будущем, но уверены, что общество нестабильно, и нашим школьникам придётся жить в этих условиях. Именно поэтому общество пытается определить, какие критерии, навыки нужны, чтобы выжить в таком обществе, что для этого нужно. Отсюда возникает такое понятие, как функциональная грамотность.

Функциональная грамотность – это совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и решения житейских проблем.

Функциональная грамотность –это способность человека вступать в отношения с окружающей средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

Функциональная грамотность -это способность человека использовать приобретенные в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Функциональная грамотность — это умение эффективно действовать в нестандартных жизненных ситуациях. Ее можно определить как «повседневную мудрость», способность решать задачи за пределами парты, грамотно строить свою жизнь и не теряться в ней.


Функциональная грамотность сформирована через формат международного исследования

PISA (Programme for International Student Assessment) — международная программа по оценке качества обучения, которая появилась в 2000 году и сейчас проводится каждые три года.

Главная цель этой программы — на основе результатов тестирования оценить грамотность 15-летних школьников в разных сферах учебной деятельности: естественно-научной, математической, компьютерной и читательской. От современного человека требуются умения критически мыслить, работать в команде, общаться, креативность.  Приобрести все эти навыки (грамотности) может помочь любознательность, настойчивость, инициативность, способность адаптироваться, лидерские качества.


 Виды функциональной грамотности. 

1.     Читательская грамотность

2.     Математическая грамотность

3.     Естественнонаучная грамотность

4.     Финансовая грамотность

5.     Глобальные компетенции

6.     Креативное мышление


Читательская грамотность – это способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, интерпретировать, использовать ее при решении учебных, учебно-практических задач и в повседневной жизни. Читательская грамотность – это базовый навык функциональной грамотности.

Математическая грамотность — это способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Она включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления.

Естественнонаучна грамотность — это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.  

Финансовая грамотность — это знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков. Включает навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

Креативное мышление — это способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.

Глобальные компетенции — это способность смотреть на мировые и межкультурные вопросы критически, с разных точек зрения, чтобы понимать, как различия между людьми влияют на восприятие, суждения и представления о себе и о других, и участвовать в открытом, адекватном и эффективном взаимодействии с другими людьми разного культурного происхождения на основе взаимного уважения к человеческому достоинству.


Одним из приоритетных направлений повышения качества образования является формирование функциональной грамотности учащихся. Для реализации данного направления в школе были проведены следующие мероприятия:

Была создана рабочая группа по оценке формирования ФГ:


1.

Шаипова Джамиля Абдухалитовна

Директор

2.

Кушиева София Нуцалхановна

Заместитель директора по УВР

3.

Абдулгаджиева Хадижат Жабировна

Учитель русского языка и литературы, классный руководитель 11 класса (читательская грамотность)

4.

Ахматова Лиза Куриевна

Учитель математики, классный руководитель 9 класса (математическая грамотность)

5.

Кадырова Джаннет Гамзатовна

Учитель музыки , классный руководитель 7 класса (креативное мышление)

6.

Асхабов Салаудин Султанович

Учитель истории и географии (финансовая грамотность)

7.

Асхабова Савсарат Султановна

Учитель технологии и ИЗО, , классный руководитель 8 класса (глобальные компетенции)

8

Кадырова Нажабат Исаевна

Учитель биологии и химии (естественнонаучная грамотность)


Качество общего образования зависит от качества подготовки учителя и от того какие учебные задания он предлагает детям. Поэтому основные средства это учебная задача и учебная ситуация. Умение пользоваться этими средствами говорит о квалификации учителя.

Первое, учитель может так поставить учебную задачу, чтобы всех вовлечь в познание или только небольшую часть ребят класса. Для этого ему необходимо инициировать детское действие. Это можно сделать совершенно различными средствами.

Второе, организуем мы или нет учебное сотрудничество, даем ли мы детям обмениваться мнениями по поводу учебного задания, обсуждать пути решения, обсуждать полученные результаты., сравнивать эффективность различных способов решения. Поощряем ли мы системой оценки такого рода деятельность. Как она лучше всего организуется. Это работа в группах и в парах.

Третье, учитель должен организовать поисковую активность. Это учебный проект. Результатом учебного проекта является не изменение ситуации, а личности ребенка.

Четвертое, стимулирование развития самостоятельной оценочной деятельности.

  Итак, одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней.

Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию

      На любом этапе урока учащимся можно задать вопрос: «Где вам может пригодиться изучаемый сейчас на уроке материал?» После чего ученики самостоятельно (индивидуально или в группах) пытаются найти ответ на поставленный вопрос, а потом поочередно перед всем классом доказывают, что изучаемый материал имеет конкретную прикладную или теоретическую ценность. А ценность данного методического приема в том, что ученики действительно начинают осознавать значимость изучаемого материала, что позволяет изученный на уроке материал запомнить

Школа должна научить своих учеников применять полученные знания в повседневной жизни.

Пример. Во двор школы вышли пятиклассники вместе с учителем. Вдруг раздались непонятные звуки, похожие на выстрелы, как потом выяснилось выхлопы от автомобиля. Пока взрослые с опаской озирались, пытаясь понять источник звуков, дать оценку этим звукам, дети бросились на асфальт лицом вниз. Т.е. они мгновенно оценили ситуацию и применили на практике свои знания, полученные на уроках ОБЖ.

Еще один пример. Два ученика 3 класса вскладчину покупают пирожок в школьном буфете. А потом рассчитывают, сколько каждый может откусить от этого пирожка, согласно вложенному количеству денег.

Пример. Корабль потерпел крушение, за бортом остались 16 человек. Сколько надо лодок, чтобы спасти этих людей, если в одну умещаются 5 человек. Наши дети действуют верно. Делят 16 на 5. Получают 3, в остатке 1. Округляют по правилам математики, в ответе пишут 3 лодки. Но в данном случае правила округления так не работают, надо прикинуть на реальную задачу, ведь 1 человека за бортом оставить нельзя, и поэтому правильный ответ 4.

Для широкой публики функциональную грамотность объясняют очень просто. Допустим, один человек знает 1000 английских слов, другой — только 100. Но при встрече с иностранцем тот, у кого словарный запас больше, зачастую начинает мычать и делать руками непонятные жесты. А, владеющий лишь сотней слов, ухитряется толково ответить на вопрос или показать дорогу. То есть у одного знаний больше, но другой лучше умеет их использовать.

Акцент необходимо делать на известных всем вещах: хочу, могу учиться, владею необходимыми инструментальными средствами, которые заложены в стандарте (личностные результаты – понимание смыслов: зачем я учусь, чего я хочу в жизни, к чему я стремлюсь, через постановку личных целей, а мы должны с помощью соответствующих заданий стимулировать такое понимание. Могу учиться (могу найти определение, могу задать вопрос, могу организовать свою деятельность)

На неделях по функциональной грамотности на платформе «Российская электронная школа» (РЭШ) проводились диагностические работы по читательской, математической и естественно-научной грамотности с использованием электронного банка заданий: https://fg.resh.edu.ru/.

- обучающиеся просматривали уроки по ФГ, принимали участие в уроках финансовой грамотности .

- учителя -предметники принимали участие в квесте по формированию функциональной грамотности.
















- проведен семинар для ШМО на тему: «Практические приемы развития функциональной грамотности на уроках и внеурочных занятиях»



- в школе также был проведен «День единого текста» по шести предметам.





 Выполнение заданий, направленных на формирование функциональной грамотности, должно осуществляться на основе не только специальных

(предметных) умений, но в большей степени развивать у учащихся способность пользоваться общими учебными умениями, как универсальными и необходимыми в течение всей жизни человека; образовательный процесс должен опираться на взаимосвязь учебной и внеучебной деятельности учащихся.