СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка по кружковой деятельности на тему "Наши пальчики"

Нажмите, чтобы узнать подробности

познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания, с ощущения (отражение отдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Доказано - развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления).

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по кружковой деятельности на тему "Наши пальчики"»

Государственное казённое учреждение Самарской области

«Реабилитационный центр для детей и подростков

с ограниченными возможностями Восточного округа»







Кружковая работа группы «Вишенки»

«Наши пальчики»







Составила и разработала:

Воспитатель Артамонова М.Г.

























Кинель, 2024г.

Содержание


ВВЕДЕНИЕ

3

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ

6

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

6

ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

7

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

8

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ

8

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

9


























ВВЕДЕНИЕ

Актуальность заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания, с ощущения (отражение отдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Доказано - развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления).

Программа осуществляется в течение всего учебного года 4 раза в месяц.

Педагогическая целесообразность

Развитие мелкой моторики пальчиков полезно не только само по себе, в настоящее время много говорят о зависимости между точным движением пальцев рук и формированием речи ребенка. Слаженная и умелая работа пальчиков детей помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом, готовит непослушную руку к письму.

Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

Важно научить ребенка управлять своей рукой, развивать её гибкость, точность, координированность движений. А между тем различные виды рисование, лепки, конструирования, также работа ножницами, аппликация, ручной труд и многие другие детские виды деятельности способны подготовить руку наилучшим образом.

Данная программа, как и все традиционные программы, строится по «линейному» принципу, предполагающему прежде всего систематичность и последовательность.

Направленность работы кружка

Занятия сочетают тренировку мелкой моторики пальцев руки с решением задач умственного развития.

Цель работы: Формировать базовые графические навыки; развивать координацию и мышечную память руки.

Основные задачи:

  • Развитие мелкой моторики рук и зрительно-двигательной координации, памяти, внимания и зрительного восприятия.

  • Формирование представлений о пространственных признаках и отношениях, графических навыков.

  • Развитие связной речи, активизация и совершенствование словарного запаса, выразительности речи через пальчиковые игры.

  • Способствовать развитию предметной деятельности (улучшают сенсорное развитие ребенка), развитию тактильной (кожной) чувствительности.

  • Развитие глазомера, стимулирование зрительного внимания.

  • Развивать художественный вкус, конструктивные навыки, формировать интерес к рисованию, составлению узоров, симметричному расположению фигур.

  • Учить детей владеть своими руками. Развивать мелкую и крупную моторику, элементарную ловкость в обращении с мелкими предметами, способность координировать свои движения.

  • Воспитывать усидчивость и терпение.

Программа рассчитана на 3 месяца. Занятие проводится 4 раза в месяц. Организовывается во время свободной деятельности детей, после обеденного сна.

Восприятие

Ребенку с ОВЗ важно развивать способность восприятия и познания свойств предметов: измерение, сравнение путем наложения и прикладывания предметов друг к другу. Также нужно продолжать изучать формы, цвета и величины предметов. А также вводятся такие категории как время (время суток, времена года), пространство (верх, низ, далеко, близко), вкус, запах, звук и качество поверхности. Формируется представление об основных геометрических фигурах (круг, квадрат, прямоугольник, овал, многоугольник).

Внимание

Для детей с ОВЗ необходимо увеличивать устойчивость внимания. Ребенок способен сосредоточить свою деятельность в течение 10-15 минут. При выполнение некоторых действий он не всегда может удержать в памяти условие (инструкцию). Для развития этого навыка ребенку нужно научиться больше рассуждать вслух при выполнении задания. Тогда длительность удержания внимания будет расти.

Память

Сначала у ребенка с ОВЗ раннего возраста развиваются навыки произвольного припоминания. То есть ребенок может целенаправленно припомнить картину произошедшего без точных деталей и временных ограничений. Далее развивается способность преднамеренного запоминания, и эта возможность у ребенка усиливается при ясности и эмоциональной мотивации действия.

Мышление

У детей с ОВЗ преобладает наглядно-образное мышление, то есть представление предмета или действия с ним, неотрывно от самого предмета. А также находить различия и сходства между предметами. Появляется способность собрать картинку из 4 частей без опоры на образец. А также, усложняются категории обобщения (фрукты, овощи, одежда, транспорт, мебель, посуда, обувь).

Развитие речи

Речевые особенности детей с ОВЗ не всегда позволяют четко выражать свои мысли и полноценно общаться с ровесниками. Ребенок не всегда способен охарактеризовать тот или иной объект, описать свои эмоции, пересказать небольшой художественный текст, ответить на вопросы взрослого. У детей необходимо развивать владение грамматическим строем языка: понимание и правильное использование предлогов, учить строить сложные предложения и так далее. Развивать связную речь.























МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ

На занятиях используются игры и игровые приемы, которые создают непринужденную и комфортную атмосферу:

- обведение трафаретов,

-штриховки,

-раскраски,

-лабиринты,

-работа с ножницами,

-работа со шнуровками,

-складывание разрезных картинок,

-пальчиковая гимнастика,

-выкладывание изображения из геометрических фигур,

- выкладывание изображения из счетных палочек,

Занятия проводятся с подгруппой детей.

Продолжительность занятия: Занятия проводятся по 20 минут


ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Развитие мелкой моторики у детей позволит:

  • Овладеть навыками письма, рисования, ручного труда, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения;

  • Лучше адаптироваться в практической жизни;

  • Научиться понимать многие явления окружающего мира;

  • Развить общие речевые навыки детей, обогатить словарный запас;

  • Развить творческие способности детей, инициативу, усидчивость и терпение.

Занятия проводится в течение года с детьми ОВЗ, включают в себя разнообразные игровые упражнения, проводимые на материале различных лексических тем. Также в работе используются различные по фактуре материалы, которые педагог заготавливает заранее по количеству детей (это бумага, картон, наждачная бумага, крупы, песок, пуговицы, липучки, молнии и т.д.).

Форма работы может быть разной: с целой группой детей, и маленькими подгруппами.

Данные занятия позволяют улучшить развитие мелкой моторики у детей, расширить их кругозор.

Каждая образовательная деятельность рассчитана на 20 минут и не должна утомлять детей. На протяжении всего времени необходимо следить за правильной осанкой ребенка, как он держит карандаш и тетрадь.

В начале каждого занятия целесообразно провести массаж кистей рук (потирание, придавливание, растирание пальцев) и пальчиковую гимнастику.

Данный перспективный план составлен на основе методических пособий:

- И.А.Лыковой «Цветные ладошки» (изобразительная деятельность в детском саду);

- Л.Е.Белоусова «Ура! Я научился!»;

- Т.Н.Щербаковой «Игры с пальчиками»


ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ


Анализ работ детей в течение всего года. После каждого занятия детские работы выставляются для ознакомления родителей.

Рекомендации

Забота близких о здоровье ребенка имеет огромное значение для правильного и своевременного развития движений руки. Проведение закаливающих процедур, соблюдение гигиенических требований к одежде, к микроклимату помещений, где ребенок проводит большую часть времени, соблюдение режима сна и бодрствования способствует укреплению здоровья ребенка, является действенной профилактической мерой против перенапряжения нервной системы, обеспечивают хороший эмоциональный настрой, помогая прочно и быстро усваивать новые умения и навыки.

Работа по развитию кисти и коррекции имеющихся недостатков должна проводиться в тесном контакте с родителями. Это обеспечит преемственность контроля над формированием правильного двигательного навыка и поможет быстрее достичь желаемых результатов.



Диагностическая карта

ФИО ребенка

Умение четко выполнять пальчиковую гимнастику

Умение правильно выполнять звуковой диктант

Умение правильно держать в руке ручку

Умение ориенти-роваться в прост-ранстве

Соблюдение правил гигиенических требований для письма


баллы

%



























Способы проверки знаний, умений, навыков.

3 балла – полностью соответствует критерию.

2 балла - частично соответствует критерию.

1 балл – не соответствует критерию.



МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  • Столы и стулья, доска магнитная, ножницы, простые карандаши, распечатанный материал для каждого занятия.

  • А так же в повседневно работе в группе детского сада для развития мелкой моторики детей предусмотрены следующие игры и занятия:

  • Наборы мелких игрушек для развития тактильного восприятия (узнавание предметов на ощупь)

  • Мозаика по возрастающей сложности.

  • Цветные клубочки для перематывания.

  • Нанизывание бус, бисера, пуговиц.

  • Пластмассовые и деревянные палочки для выкладывания узоров по образцу.

  • Лепка из пластилина и соленого теста.

  • Набор детских эспандеров (для тренировки мускулатуры кисти рук).

  • Всевозможные шнуровки.

  • Наборы пластмассовых шаблонов для обведения (дикие и домашние животные, насекомые, овощи и фрукты и др.).

Учебный план:

Количество занятий в месяц – 4

Количество занятий за октябрь-декабрь 2024 года – 12


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ

№ занятия

Количество часов

Тема занятия

Дата

1

«Игрушки»

Октябрь

1

«Осень»

1

«Огород. Овощи»

1

«Огород. Фрукты, ягоды»

1

«Лес. Грибы»

Ноябрь

1

«Лес. Ягоды»

1

«Дом. Семья»

1

«Одежда»

1

«Зима»

Декабрь

1

«Новогодний праздник»

1

«Зимующие птицы»

1

«Зимние забавы детей»


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Алексеевская Н.А. «Карандашик озорной» - М.: «Лист», 1998.

  2. Белоусова Л.Е. «Ура! Я научился!» - Спб.: «Детство – Пресс», 2004.

  3. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. «Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать» - Ярославль: «Академия развития»,1997.

  4. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду» -

  5. Синицына Е. «Умные пальчики» - М.: «Лист», 1995.

  6. Щербакова Т.Н. «Игры с пальчиками» - М.: «Карапуз»,2001.