СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка по литературному чтению на тему: И. Бунин "Листопад"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по литературному чтению на тему: И. Бунин "Листопад"»

Методическая разработка по литературному чтению в 4-м классе. И.Бунин. "Листопад"

Цель: знакомство с отрывком из стихотворения “Листопад” И.А. Бунина.

Задачи:

  1. познакомить с отрывком из стихотворения “Листопад” И.А. Бунина.

  2. развивать наблюдательность, внимание, воображение, творческие способности;

  3. воспитывать чувство прекрасного, любви к родной природе, к родному краю.

Оборудование урока:

– Учебник литературного чтения “Родное слово” 4 класс

–Музыка П.И.Чайковского «Октябрь» из цикла «Времена года»

–Презентация (мультимедиа)

  1. Оргмомент. (Cлайд 1). 

Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться “Доброе утро!”
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам.
И каждый становиться добрым, доверчивым,
И доброе утро длиться до вечера!

- Мне хочется, чтобы доброе настроение не покидало вас на уроке и до самого вечера.

- Мы начинаем урок литературного чтения.

2. Введение в тему(Cлайд 2)

- Отгадайте загадку:

Утром мы во двор идём -

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят...

(Осень)

– Да это осень, а какие слова вам помогли отгадать загадку (листопад бывает осенью).

– Кто догадался, о чем мы будем говорить на уроке? (Об осени) 

–Ребята, сегодня мы увидим, какой увидел осень великий мастер русского слова писатель И.А.Бунин.

Сообщение заранее подготовленное детьми.

Имя этого прекрасного поэта тесно связано с Липецким краем.

Родился Иван Алексеевич Бунин 22 октября 1870 года в городе Воронеже. (Слайд 3)

Отец Бунина жил широко, беззаботно, и разорившись, семья Буниных переехала в хутор Озерки Елецкого уезда, который достался в наследство матери Бунина. (Слайд 4)

Жизнь на хуторе, общение с крестьянами, с природой нашли своё отражение в произведениях Ивана Бунина. Иван был человеком впечатлительным, с живым воображением. Писать он стал “как-то сам по себе рано и незаметно”. Первые стихи написал в 8 лет.

В 10 лет (слайд 5) его зачислили в Елецкую мужскую гимназию. Учился он неплохо, память была отличная, он мог запомнить длинное стихотворение в целую страницу, если оно ему нравилось. Но потом платить за обучение стало нечем и из гимназии пришлось уйти. (Слайд 6) Занимался дома со старшим братом.

Первое стихотворение было напечатано, когда Бунину было 17 лет. В 18 он стал работать в газете “Орловский вестник”. (Слайд 7)

(Рассказывает учитель): Литературная судьба складывалась удачно. (Слайд 8) Он много писал, и его произведения сразу же получили высокую в литературных кругах. Не случайно Академия Наук трижды присуждала Ивану Бунину Пушкинскую премию. Но, кроме увлечения поэзией и прозой, Иван Алексеевич любил путешествовать и сам себя называл “бродником”. Он объехал не только всю Россию, но и Европу, страны Азии, бывал даже в Африке.

Но, к сожалению, в 1920 году ему пришлось покинуть Россию навсегда и уехать за границу, но тоска по Родине осталась на всю жизнь.

В 1933 г. он первым из русских писателей был удостоен Нобелевской премии.

(Слайд 9)

Умер он в 1953 г. в возрасте 83 лет в Париже. (Слайд 10)

В Ельце в 1988 г. открыт дом-музей нашего знаменитого земляка И.А.Бунина.

(Слайд 11)

В 1999 г. Елецкому университету было присвоено его имя. (Слайд 12)

Возможно, многие из вас будут учиться в этом высшем учебном заведении.

- Что вы узнали о Иване Алексеевиче?

- Каким себе его представили? 

4. Первичное восприятие.

Разгадав ребус, назовите это явление. (листопад)(Слайд 13)

О каком явлении мы будем говорить на уроке?

- Жизнь природы изменчива. Она полна интересных событий и достойна, чтобы о ней было рассказано красиво. Это смог сделать И.А.Бунин в своей поэме “Листопад”, которую посвятил А.М.Горькому. На уроке мы прочитаем отрывок из этого прекрасного произведения. 

- Наша задача с вами услышать и увидеть это богатство звуков и красок.

(Слайд 14)

– Откройте учебник на станице 152. Прочитайте название стихотворения, с которым мы познакомимся. Итак, тема урока: «Листопад» И.А.Бунина.
– Что означает слово листопад?
Листопад – опадение листьев осенью. (С.И.Ожегов).

-Но прежде чем мы будем читать давайте разберем непонятные слова. (Слайд 15)

Терем – высокий дом с расписанными ставнями и украшенной крышей.
Вдова – женщина, муж которой умер.
Лазурь – яркий светло-синий цвет (демонстрация цвета).
Лиловый – фиолетовы цвет (демонстрация цвета).
Багряный – темно-красный цвет (демонстрация цвета).
Завороженный – синонимы: околдованный или очарованный .
Резьба – рисунок, вырезанный на дереве, кости.

Прочитайте стихотворение самостоятельно про себя.

– Понравилось ли вам это стихотворение?

– Что вас удивило?

- Какие чувства вызвало стихотворение? (Печаль, восхищение, радость)

- Какой вы увидели Бунинскую осень? (Яркая, праздничная, красивая)

Физкультминутка

Ветер тихо клен качает,

Вправо, влево наклоняет,

Раз – наклон

И два – наклон,

Зашумел листвою клен.

Ветер тих клен качает

И листочки обрывает.

Листья желтые летят,

В нашем классе листопад!

5. Работа над литературными терминами.

_ Почему так красиво это стихотворение? (Много языковых средств художественной выразительности)

(Слайд 16)

- Давайте вспомним, что такое эпитеты, сравнения, олицетворения.

(На экране определения, дети читают) (Слайды 17-21)

Сравнение – изображение явления путём сопоставления его с другим.

Олицетворение - изображение неодушевлённых предметов в виде живых существ, способных говорить, чувствовать

Эпитет – художественное определение предмета, помогающее нарисовать его существенные признаки.

- А теперь, внимание, сложный вопрос. (Слайд 22)

Почему поэт не “оживил” лес? Изобразил его теремом?

- Выскажите свою точку зрения.

(В стихотворении есть один герой – осень, а лес это жильё осени, её дом, терем)

6. Чтение текста по частям, аналитическая беседа.

-Найдите и прочитайте описание леса.

- Почему автор сравнивает лес с теремом? Что общего между ними? (пестрота красок)

-Какие краски использует Бунин? (лиловая, желтая, багряная, лазурь, золотой)

- Почему лес сравнивается со стеной? (деревья стоят плотно друг к другу)

- Что Бунину напоминает оконца? ( просветы в небо между листвой)

- А почему оконца, а не окна? (маленькие).

Бунин не только краски использует при описании осени, он обращается к нашей памяти запахов. Кто-нибудь помнит, как пахнет осенью в лесу, чем? ( листьями, прелью)

- А чем пахнет лес у Бунина? Почему?

– Прочитайте следующие 2 строчки и подумайте.

– Почему слово Осень написано с большой буквы?

– Какой поэтический прием использует автор? (Олицетворение)

– С кем сравнивает он осень? (С вдовой – женщиной)

- Кто такая вдова и почему она тихая? (она уже успокоилась, все позади)

- Прочтите часть до слова «лес»

- Где мы оказались? С чем сравнивается поляна? ( со двором)

- А что там? (паутина)

-С чем сравнивается паутина?

- А когда бывает много паутины? ( в дни теплых дней бабьего лета)

-Кто есть во дворе на поляне? (мотылек)

- Какое сравнение для него придумал Иван Алексеевич?

-Есть ли ветер?

-А как понять слова «мертвое молчанье»? Что это за языковой прием? (метафора).

- Можно ли услышать тишину?

- Прочтите заключение.

-- Бунин заканчивает свое стихотворение теми же словами, с которых начал. Он как будто осмотрел всю поляну кругом и снова увидел те же деревья, которые поразили его воображение в самом начале.

- Как вы понимаете последнюю строчку этого стихотворения? (Лес  удивлен, потрясен).

- А сейчас послушайте стихотворение «Листопад», в сопровождении музыки П.И.Чайковского «Октябрь» из цикла «Времена года», я буду читать а вы закройте глаза и представьте что вы находитесь в этом лесу.

- Я вот такой увидела осень. Что-нибудь совпало с вашими представлениями

7. Обобщение.

– Прежде, чем мы будем пробовать выразительно читать, выберем подходящую интонацию: быстро, медленно, не торопясь.

- Какое чувство мы должны передать? (тихое удивление, мы очарованы красотой и не смеем нарушить молчание никаким резким звуком)

- Потренируйтесь читать выразительно.

-Прочитайте выразительно, передайте восхищение простора в осеннем лесу

-Кто хочет прочитать выразительно?

Выразительное чтение (3 человека).

8. Рефлексия

- Понравилось вам стихотворение?

- Какую иллюстрацию вы бы нарисовали?

- У вас на парте лежат два листика красных и желтых. Поднимите красный, если на уроке вам было понятно, и работа была интересной. И – желтый, если не все понятно, и вам было скучно.

9. Итог урока

1)Д.З. Выучить стихотворение наизусть, нарисовать иллюстрацию.