СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по организации и проведению практических занятий для обучающихся по дисциплине: ОП.08 общая и неорганическая химия

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по организации и проведению практических занятий для обучающихся по дисциплине: ОП.08 общая и неорганическая химия»

Частное учреждение

профессиональная образовательная организация

ТЕХНИКУМ «БИЗНЕС И ПРАВО»









МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ

И ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ



ДИСЦИПЛИНЫ ОП.08 ОБЩАЯ И НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ


















г.Белореченск, 2021 г.



Составитель:

Цветкова В.П..– преподаватель цикла фармацевтических дисциплин




Рассмотрено и рекомендовано к использованию в учебном процессе в ЧУПОО ТЕХНИКУМ «БИЗНЕС И ПРАВО» цикловой комиссией фармацевтических дисциплин.


Протокол № 1 от «26» августа 2022г.





Методические рекомендации для студентов разработаны в соответствии с рабочей программой и календарно – тематическим планом дисциплины.






































п/р

Наименование практических работ

Формируемые умения

Количество часов

Форма контроля

№ 1.

Строение атомов элементов, в том числе лекарственных.

У5

2

оценка

№ 2.

Химические свойства оснований, кислот, солей, в том числе лекарственных.

У1, У4

2

оценка

№ 3.

Комплексные соединения, их строение, номенклатура, классификация.

У2, У4

2

оценка

№ 4.

Приготовление раствора заданной концентрации.

У3, У7

2

оценка

№ 5.

Решение задач на способы выражения концентрации растворов.

У5

2

оценка

№ 6.

Электролитическая диссоциация кислот, оснований, солей.

У3, У7

2

оценка

№ 7.

Реакции ионного обмена.

У3, У7

2

оценка

№ 8.

Гидролиз солей.

У3, У7

2

оценка

№ 9.

Зависимость скорости химических реакций от различных факторов.

У3, У7

2

оценка

№ 10.

Окислительно-восстановительные реакции с участием окислителей.

У3, У7

2

оценка

№ 11.

Свойства галогенов и их соединений.

У1, У3, У7

2

оценка

№ 12.

Свойства халькогенов и их соединений.

У1, У3, У7

2

оценка

№ 13.

Свойства соединений элементов V группы главной подгруппы.

У1, У3, У7

2

оценка

№ 14.

Свойства соединений элементов IV группы главной подгруппы.

У1, У3, У7

2

оценка

№ 15.

Свойства соединений элементов III группы главной подгруппы.

У1, У3, У7

2

оценка

№ 16.

Свойства соединений элементов II группы главной подгруппы.

У1, У3, У7

2

оценка

№ 17.

Свойства соединений элементов I группы главной подгруппы.

У1, У3, У7

2

оценка

№ 18.

Свойства соединений d-элементов II группы.

У1, У3, У7

2

оценка

№ 19.

Свойства соединений хрома.

У1, У3, У7

2

оценка

№ 20.

Свойства соединений марганца.

У1, У3, У7

2

оценка

№ 21.

Окислительные свойства перманганата калия в кислой, нейтральной и щелочной среде.

У1, У3, У7

2

оценка

№ 22.

Свойства соединений железа.

У1, У3, У7

2

оценка



Всего:

44





ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1.

Тема: «Строение атомов элементов веществ,

в том числе лекарственных»


Формируемые умения:У5

Оборудование: ПСХЭ Д. И. Менделеева,таблицы строения атомов химических элементов.


Ход и описание работы, видов деятельности (инструктаж):


Цель работы: ознакомление со строением атомов веществ, в том числе лекарст-венных.

Задание № 1. Строение атомов натрия и хлора. Используя ПСХЭ Д. И. Менделеева составить электронную схему строения, электронную и электронно-графическую формулы, указать состав ядра для атомов натрия и хлора, образующих кристаллы хлорида натрия (раствор которого используется при большой потере крови в качестве физраствора).


Задание № 2. Строение атомов азота и водорода. Используя ПСХЭ Д. И. Менделеева составить электронную схему строения, электронную и электронно-графическую формулы, указать состав ядра для атомов азота и водорода, образующих молекулу аммиака (водный раствор которого используется при потере сознания, чтобы привести человека в чувство и называется нашатырный спирт).

Сделайте выводоб особенности строения атомов химических элементов.



ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2.

Тема: «Химические свойства оснований, кислот, солей, в том числе лекарственных»

Формируемые умения:У1, У4

Оборудование: спиртовки, пробирки, спички, предметные стёкла, глазные пипетки.

Ход и описание работы, видов деятельности (инструктаж):



Цель работы: ознакомление с важнейшими классами неорганических соедине-ний: оксидами, гидроксидами, солями и их свойствами.

Оснащение:реактивы — медная фольга или медная проволока, соляная кислота (конц.), раствор соляной кислоты, мел, раствор сульфата меди (раствор хлорида меди), раствор натрия гидроксида, раствор хлорида алюминия, раствор хлорида бария, раствор сульфата натрия;

Опыт № 1.Получение оксида реакцией соединения. Получение оксида меди.

Возьмите кусочек медной фольги или тонкой медной проволоки и прокалите его в пламени спиртовки до образования черного налета оксида меди Cu (II). Напишите уравнение реакции образования оксида меди. Налейте в пробирку концентрированной соляной кислоты и опустите в нее прокаленный кусочек меди. Обратите внимание на исчезновение черного налета и появление окраски раствора. Отметьте эту окраску. Допишите уравнение реакции взаимодействия оксида меди с соляной кислотой: CuO+ HCI→

Сделайте вывод о кислотном или основном характере оксида меди.

Опыт № 2. Получение гидроксида меди и изучение его свойств.

В пробирку налейте раствора соли меди (например, сульфата меди или хлорида меди), добавьте раствора гидроксида натрия, отметьте окраску образовавшегося осадка, напишите уравнение реакции.

Закрепите пробирку в держателе и осторожно нагрейте ее в пламени спиртовки, обратите внимание на изменение цвета осадка, допишите уравнения реакции получения гидроксида меди и разложения гидроксида меди.

CuSO4 + NaOH →

Сделайте вывод.Cu(OH)2


Опыт № 3. Получение гидроксида алюминия и изучение его свойств.

Опыт выполняется капельным методом.

Поместите по 1-2 капли раствора хлорида алюминия на 3 предметных стекла, добавьте на каждое стекло по 1 капле раствора гидроксида натрия, напишите уравнение реакции. Проверьте растворимость гидроксида алюминия в кислоте и избытке щелочи, для чего на одно предметное стекло добавьте 2-3 капли щелочи, на другое – 2-3 капли соляной кислоты. Отметьте наблюдения. Допишите уравнения протекающих реакций:

AlCI3 +NaOH →

Al(OH)3 + HCI →

Al(OH)3 H3AlO3

H3AlO3 + NaOH →

Сделайте вывод. Укажите характер гидроксида алюминия.


Опыт № 4. Получение угольной кислоты.

В пробирку поместите небольшой кусочек мела и прилейте раствор соляной кислоты. Отметьте происходящие явления, закончите уравнение реакции, запишите уравнение в ионной (полное и краткое) форме:

CaCO3 + HCI →

Сделайте вывод.


Опыт № 5.Получение средней соли.

Опыт выполняется капельным методом.

Поместите1-2 капли раствора хлорида бария на предметное стекло, добавьте 1 каплю раствора сульфата натрия. Отметьте наблюдения. Допишите уравнение реакции, запишите уравнение в ионной (полное и краткое) форме:

BaCI2 + Na2SO4

Сделайте вывод.


ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 3.

Тема: «Комплексные соединения, их строение, номенклатура, классификация»

Формируемые умения:У2, У4

Оборудование: ПСХЭ Д. И. Менделеева, таблица растворимости кислот, оснований и солей в воде.

Ход и описание работы, видов деятельности (инструктаж):


Цель работы: ознакомление с комплексными соединениями, их строением, номенклатурой, классификацией.


Задание № 1. Строение комплексных соединений. Укажите особенности строения комплексных соединений, на конкретном примере формулы комплексного соединения укажите состав комплексного соединения (внешнюю и внутреннюю сферы, ион-комплексообразователь, лиганды, координационное число), виды комплексных соединений (с комплексным катионом и анионом), приведите примеры формул таких молекул, дайте им названия.


Задание 2. Классификация и номенклатура комплексных соединений. Приведите классификацию комплексных соединений и из предложенного ряда веществ выберите представителей указанных классов, дайте им названия: Al2(SO4)3,[Zn(NH3)2Cl2], Н2СО3, [Co(NH3)3Cl3], [Сr(Н2О)3С13], [Ag(NH3)2]OH, H[AuC14], Na2CO3, Na3[AlF6], Al(OH)3, [Cu(NH3)4](OH)2, H2[SiF6], K4[Fe(CN)6].

Сделайте вывод об особенности комплексных соединений.


ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 4.


Тема: «Приготовление раствора заданной концентрации»

Формируемые умения:У3, У7

Оборудование: ПСХЭ Д. И. Менделеева,таблицарастворимости кислот, оснований и солей в воде, весы с разновесами, химические стаканы, мерные цилиндры, стеклянные палочки.

Ход и описание работы, видов деятельности (инструктаж):



Цель работы: ознакомление с приготовлением растворов заданной концентрации.

Задание № 1. Теоретическая часть работы. Провести теоретические расчеты по вариантам:рассчитать по формуле массу хлорида натрия и объем воды, необходимых для приготовления раствора заданной концентрации.

Вариант 1. Приготовить 50 граммов раствора хлорида натрия с массовой долей соли 20 %.

Вариант 2. Приготовить 60 граммов раствора хлорида натрия с массовой долей соли 10 %.

Вариант 1. Приготовить 70 граммов раствора хлорида натрия с массовой долей соли 15 %.


Задание 2.Практическая часть работы. Отмерить рассчитанное количество воды (объем) в мерном цилиндре и вылить в химический стакан. Взвесить рассчитанное количество соли на весах (массу) и высыпать в химический стакан. Аккуратно размешать кристаллы соли в воде стеклянной палочкой.

Сделайте вывод об особенности приготовления растворов заданной концентрации.


ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 5.

Тема: «Решение задач на способы выражения концентрации растворов»

Формируемые умения:У5

Оборудование: ПСХЭ Д. И. Менделеева,таблицарастворимости кислот, оснований и солей в воде.


Ход и описание работы, видов деятельности (инструктаж):



Цель работы: ознакомление с алгоритмом решения задач на способы выражения концентрации растворов.

Задание. Решение задач на массовою долю растворенного вещества и концентрацию веществ в растворе.Используя лекции по теме решение задач на способы выражения концентрации растворов, решить следующие задачи, следуя алгоритму решения данного типа задач:

Задача 1. Определить массовую долю полученного раствора, если к первоначальному раствору поваренной соли, массой 200 граммов с массовой долей 10 %, прилить 50 граммов воды.

Задача 2.Определить массовую долю полученного раствора, если к первоначальному раствору хлорида магния, массой 200 граммов с массовой долей 10 %, добавить 50 граммов такой же соли.

Задача 3. Определить массу гидрокарбоната натрия (питьевая сода), которая растворена в растворе объемом 100 мл., с массовой долей соли 30 %, и плотностью раствора 1,2 г/мл.

Сделайте вывод об особенности решения задач на способы выражения концентрации растворов.


ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 6.

Тема: «Электролитической диссоциация кислот, оснований, солей»

Формируемые умения:У3, У7

Оборудование: спиртовки, пробирки, спички, стеклянные палочки, глазные пипетки.

Ход и описание работы, видов деятельности (инструктаж):



Цель работы: экспериментальное определение признаков протекания реакций ионного обмена «до конца».

Оснащение:реактивы — вода дистиллированная, раствор соляной кислоты, раствор уксусной кислоты, раствор серной кислоты, раствор гидроксида натрия (калия), раствор сульфида натрия, раствор сульфата алюминия, раствор сульфата меди, раствор карбоната натрия, индикаторы: метиловый оранжевый, фенолфталеин;

Опыт. Действие кислот и щелочей на индикаторы.

На предметное стекло нанесите на некотором расстоянии друг от друга две капли воды и добавьте к первой капле метиловый оранжевый, ко второй – фенолфталеин.

H2O + метиловый оранжевый →

H2O + фенолфталеин →

Как изменили окраску индикаторы? Запишите наблюдения.


На предметное стекло нанесите на некотором расстоянии друг от друга две капли раствора соляной кислоты (уксусной кислоты или раствора серной кислоты) и добавьте к первой капле метиловый оранжевый, ко второй – фенолфталеин.

HCI + метиловый оранжевый →

HCI + фенолфталеин →

Как изменили окраску индикаторы? Запишите наблюдения.


На предметное стекло нанесите на некотором расстоянии друг от друга две капли раствора гидроксида натрия (гидроксида калия) и добавьте к первой капле метиловый оранжевый, ко второй – фенолфталеин.

NaOH + метиловый оранжевый →

NaOH + фенолфталеин Как изменили окраску индикаторы? Запишите наблюдения.

Сделайте вывод о действии воды, кислот, щелочей на индикаторы.









ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 7.

Тема: «Реакции ионного обмена»

Формируемые умения:У3, У7

Оборудование: спиртовки, пробирки, спички, стеклянные палочки, глазные пипетки.

Ход и описание работы, видов деятельности (инструктаж):


Цель работы: экспериментальное определение признаков протекания реакций ионного обмена «до конца».

Оснащение:реактивы — раствор соляной кислоты, раствор уксусной кислоты, раствор серной кислоты, раствор гидроксида натрия (калия), раствор сульфида натрия, раствор сульфата алюминия, раствор сульфата меди, раствор карбоната натрия, индикаторы: метиловый оранжевый, фенолфталеин;

оборудование — спиртовки, пробирки, спички, стеклянные палочки, глазные пипетки.


Опыт № 1.Реакция нейтрализации.

Налейте в пробирку раствора гидроксида натрия и добавьте раствор фенолфталеина. Запишите наблюдения (цвет раствора). К полученному раствору малинового цвета добавьте раствор соляной кислоты до обесцвечивания. Отметьте наблюдения. Допишите уравнение реакции в молекулярной форме:

NaOH + HCI →

Запишите уравнение реакции в ионной (полное и краткое) форме.

Сделайте вывод.


Опыт № 2. Образование газа.

Налейте в пробирку раствора карбоната натрия и добавьте (осторожно!) раствор соляной кислоты. Что наблюдаете?

Допишите уравнение реакции в молекулярной форме:

Na2CO3 + HCI →

Запишите уравнение реакции в ионной (полное и краткое) форме.

Сделайте вывод.


Опыт № 3. Образование осадка.

Налейте в пробирку раствора сульфата меди (II) и добавьте раствор гидроксида натрия. Отметьте наблюдения.

Допишите уравнение реакции в молекулярной форме:

CuSO4 + NaOH →

Запишите уравнение реакции в ионной (полное и краткое) форме.

Сделайте вывод.




ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 8.

Тема: «Гидролиз солей»

Формируемые умения:У3, У7

Оборудование: пробирки, стеклянные палочки, глазные пипетки.

Ход и описание работы, видов деятельности (инструктаж):



Цель работы:ознакомление с реакциями гидролиза различных типов, в зависимости от природы основания и кислоты, образующих соли. Приобретение навыков составленияуравнений гидролиза.

Оснащение:реактивы — вода дистиллированная, хлорид аммония (кр.), карбонат натрия (кр), хлорид натрия (кр.), индикаторы: метиловый оранжевый, фенолфталеин;

Опыт № 1.Гидролиз соли образованной слабым основанием и сильной кислотой. Насыпьте в пробирку несколько кристаллов хлорида аммония. Налейте в пробирку дистиллированной воды. Тщательно размешайте стеклянной палочкой содержимое пробирки до полного растворения соли. Добавьте туда же 3-5 капель метилового оранжевого. Запишите наблюдения (какова окраска метилового оранжевого в растворе хлорида аммония). Составьте уравнение гидролиза соли.

Сделайте вывод.


Опыт № 2.Гидролиз соли образованной сильным основанием и слабой кислотой.

Насыпьте в пробирку несколько кристаллов карбоната натрия. Налейте в пробирку дистиллированной воды. Тщательно размешайте стеклянной палочкой содержимое пробирки до полного растворения соли. Посмотрите, выделяется ли из раствора какой-либо газ. Добавьте туда же 3-5 капель фенолфталеина. Запишите наблюдения (какова окраска фенолфталеина в растворе карбоната натрия). Составьте уравнения гидролиза солей.

Сделайте вывод.


Опыт № 3.Гидролиз соли образованной сильным основанием и сильной кислотой.

Насыпьте в пробирку несколько кристаллов хлорида натрия. Налейте в пробирку дистиллированной воды. Тщательно размешайте стеклянной палочкой содержимое пробирки до полного растворения соли. Посмотрите, выделяется ли из раствора какой-либо газ. Добавьте туда же 3-5 капель фенолфталеина. Запишите наблюдения (какова окраска фенолфталеина в растворе карбоната натрия).

Сделайте вывод.






ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 9.

Тема: «Зависимость скорости химических реакций от различных факторов»

Формируемые умения:У3, У7

Оборудование: пробирки, стеклянные палочки, глазные пипетки, спиртовки, держатели, фарфоровые ступки с пестиками.

Ход и описание работы, видов деятельности (инструктаж):


Цель работы:ознакомление с влиянием различных факторов на скорость химических реакций.

Оснащение:реактивы — растворы уксусной кислоты, серной кислоты (разб.), серной кислоты (конц.), цинк.


Опыт № 1.Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ.

В 1 пробирку поместите раствор серной кислоты, а в другую раствор уксусной кислоты, добавьте в каждую пробирку по 1-ой грануле цинка. Отметьте наблюдения. Допишите уравнение реакции в молекулярной форме:

H2SO4 + Zn→

СH3СОOН + Zn→

Сделайте вывод.


Опыт № 2.Зависимость скорости химической реакции от концентрации реагирующих веществ.

В 1 пробирку поместите раствор серной кислоты, а в другую - серную кислоту концентрированную, добавьте в обе пробирки по грануле цинка. Отметьте наблюдения. Допишите уравнение реакции в молекулярной форме:

H2SO4 (разб.) + Zn →

H2SO4 (конц.) + Zn→

Сделайте вывод.


Опыт № 3.Зависимость скорости химической реакции от температуры проведения реакции.В 2-е пробирку поместите раствор серной кислоты, добавьте в обе пробирки по грануле цинка. Одну пробирку нагревайте над спиртовкой. Отметьте наблюдения.

Сделайте вывод.








ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 10.

Тема: «Окислительно-восстановительные реакции с участием окислителей»

Формируемые умения:У3, У7

Оборудование: пробирки, стеклянные палочки, глазные пипетки, спиртовки, держатели, фарфоровые ступки с пестиками.

Ход и описание работы, видов деятельности (инструктаж):


Цель работы:ознакомление с окислительно-восстановительными реакциями при участии окислителей на примере перманганата калия. Приобретение навыков составленияуравнений ОВР.

Оснащение:реактивы– растворы перманганата калия, сульфита натрия (калия), концентрированные серная кислота, щелочь, вода очищенная, индикаторы: метиловый оранжевый, фенолфталеин;

оборудование- пробирки, стеклянные палочки, глазные пипетки.


Опыт. Окислительные свойства перманганата калия.

В три пробирки налейте раствор перманганата калия. В одну пробирку добавьте концентрированную серную кислоту, в другую – концентрированный раствор щелочи, а в третью – воду очищенную. Затем во все пробирки добавьте раствор сульфита натрия. Отметьте наблюдения и допишите уравнения реакций:

KMnO4 + Na2SO3 + H2SO4

KMnO4 + Na2SO3 + NaOH →

KMnO4 + Na2SO3 + H2O →

Составьте электронный баланс для одной из реакций.

Сделайте вывод.



















ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 11.

Тема: «Свойства галогенов и их соединений»

Формируемые умения:У1, У3, У7

Оборудование: пробирки, предметные стекла, глазные пипетки.

Ход и описание работы, видов деятельности (инструктаж):


Цель работы: экспериментально изучить некоторые свойства галогенов. Освоить технику проведения качественных реакций на галогенид ионы. Изучить окислительно-восстановительные свойства галогенов и их важнейших соединений.

Оснащение:реактивы — раствор натрия хлорида, раствор натрия бромида, раствор калия йодида, раствор нитрата серебра, раствор аммиака, йод (кр.), вода дистиллированная, спирт этиловый, хлороформ (бензол), хлорная вода (или раствор хлорамина), универсальная лакмусовая бумага;

Опыт № 1. Качественные реакции на галогенид ионы.

На три предметных стекла поместите по 1-2 капле следующих растворов: натрия хлорида, натрия бромида, калия йодида. К каждому раствору добавьте по 1 капле раствора нитрата серебра. Отметьте наблюдения, допишите уравнения реакций:

NaCI + AgNO3

NaBr + AgNO3

KI + AgNO3

Проверьте растворимость полученных осадков в растворе аммиака. Отметьте наблюдения, допишите уравнения реакций в молекулярной форме:

AgCI + NH4OH →

AgBr + NH4OH →

AgI + NH4OH →

Сделайте вывод.

Опыт № 2. Растворимость галогенов в различных растворителях.

На три предметных стекла поместите по несколько кристалликов йода. Проверьте растворимость йода в воде дистиллированной, спирте этиловом, растворе калия йодида.Отметьте наблюдения.

I2 + H2O →

I2 +C2H5OH →

I2 + KI →

Сделайте вывод о том,в чем хуже всего растворяется йод, а в чем лучше?

Опыт № 3. Окислительные свойства галогенов.

В первую пробирку поместите раствора калия йодида, во вторую – раствора бромида натрия. Добавьте небольшое количество хлороформа (или бензола). Сильно встряхните. Отметьте наблюдения.

Добавьте в обе пробирки хлорной воды (или раствора хлорамина) и снова встряхните их. Отметьте наблюдения. Допишите уравнения реакций:

NaBr + CI2

KI + CI2

Сделайте вывод какого типа эти реакции?



ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 12.

Тема: «Свойства халькогенов и их соединений»

Формируемые умения:У1, У3, У7

Оборудование: пробирки, глазные пипетки.

Ход и описание работы, видов деятельности (инструктаж):


Цель работы: экспериментально изучить некоторые свойства соединений серы. Освоить технику проведения качественной реакции на сульфат ион.

Оснащение:реактивы — серная кислота (разб.), раствор натрия сульфата, раствор хлорида бария;


Опыт № 1. Водоотнимающие свойства серной кислоты.

На фильтровальную бумагу поместите каплю разбавленной серной кислоты и просушите фильтровальную бумагу над пламенем спиртовки. Отметьте наблюдения.

Сделайте вывод.


Опыт № 2. Качественная реакция на сульфат-ион.

На предметное стекло поместите 1-2 капли разбавленной серной кислоты (или раствор натрия сульфата) и добавьте 1 каплю раствора хлорида бария. Отметьте наблюдения, допишите уравнение реакции в молекулярной форме:

H2SO4 + BaCI2

Запишите уравнение реакции в ионной (полное и краткое) форме.

Сделайте вывод.




ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 13.

Тема: «Свойства соединений элементов V группы

главной подгруппы ПСХЭ Д.И. Менделеева»

Формируемые умения:У1, У3, У7

Оборудование: пробирки, предметные стекла, глазные пипетки, спиртовки.

Ход и описание работы, видов деятельности (инструктаж):


Цель работы: экспериментально изучить некоторые свойства соединений азота и фосфора. Освоить технику проведения качественных реакций на ионы аммония, нитрат-ион, фосфат-ион.

Оснащение:реактивы— раствор хлорида аммония, раствор щелочи, раствор нитрата натрия, раствор дифениламина в концентрированной серной кислоте, раствор фосфата натрия (или раствор гидрофосфата натрия), раствор нитрата серебра, фенолфталеиновая бумажка (или универсальная индикаторная бумажка).

Опыт № 1. Свойства солей аммония. Качественная реакция на ион аммония.

В пробирку поместите раствор хлорида аммония, добавьте концентрированный раствор щелочи, на край пробирки поместите влажную фенолфталеиновую бумажку (или влажную универсальную индикаторную бумажку), энергично нагрейте. Отметьте наблюдения. Допишите уравнение реакции в молекулярной форме:NH4CI + NaOH

Запишите уравнение реакции в ионной (полное и краткое) форме.

Сделайте вывод.


Опыт № 2. Качественная реакция на нитрат-ион.

На предметное стекло поместите 1-2 капли раствора нитрата натрия (или раствора нитрата калия) и добавьте 1 каплю раствора дифениламина в концентрированной серной кислоте. Отметьте наблюдения. Допишите сему реакции:

NaNO3 + дифениламин + H2SO4

Сделайте вывод.


Опыт № 3. Качественная реакция на фосфат-ион.

На предметное стекло поместите 1-2 капли раствора фосфата натрия (или раствора гидрофосфата натрия) и добавьте 1 каплю раствора нитрата серебра. Отметьте наблюдения, допишите уравнение реакции в молекулярной форме:

Na2HPO4 + AgNO3

Запишите уравнение реакции в ионной (полное и краткое) форме.

Сделайте вывод.





















ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 14.

Тема: «Свойства соединений элементов IV группы

главной подгруппы ПСХЭ Д.И. Менделеева»

Формируемые умения:У1, У3, У7

Оборудование: пробирки.

Ход и описание работы, видов деятельности (инструктаж):


Цель работы: экспериментально изучить некоторые свойства соединений углерода. Освоить технику проведения качественной реакции на карбонат ион.

Оснащение: реактивы — мел, гидрокарбонат натрия (кр.), соляная кислота (разб.).

Оборудование — пробирки.


Опыт.Взаимодействие карбонатов и гидрокарбонатов с кислотами (качест-венная реа



кция на карбонат ион).

В пробирку поместите кусочек мела и добавьте раствор соляной кислоты. Отметьте наблюдения. Допишите уравнение реакции в молекулярной форме:

CaCO3 + HCI→

В пробирку поместите небольшое количество кристаллического гидрокарбоната натрия и добавьте раствор соляной кислоты. Отметьте наблюдения. Допишите уравнение реакции в молекулярной форме:

NaHCO3 + HCI →

Запишите уравнение реакции в ионной (полное и краткое) форме.

Сделайте вывод.

















ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 15.

Тема: «Свойства соединений элементов III группы

главной подгруппы ПСХЭ Д.И. Менделеева»

Формируемые умения:У1, У3, У7

Оборудование: пробирки, фарфоровые чашки.

Ход и описание работы, видов деятельности (инструктаж):



Цель работы: экспериментально изучить некоторые свойства соединений бора, алюминия. Освоить технику проведения качественной реакции на борат ион.

Оснащение:реактивы — бура (кр.) (или кислота борная (кр.)), вода очищенная, спирт этиловый, серная кислота (конц.), гранулы алюминия (или алюминиевая фольга), соляная кислота (разб.), раствор щелочи;


Опыт № 1. Качественная реакция на борат-ион.

В фарфоровую чашку поместите кристаллики буры, добавьте концентрированную серную кислоту, затем спирт этиловый и подожгите. Отметьте наблюдения и допишите уравнения реакции:

Na2B4O7 + H2SO4

H3BO3 + C2H5OH →

Сделайте вывод.


Опыт № 2. Амфотерные свойства алюминия.

2.1. В пробирку поместите гранулу алюминия или кусочек алюминиевой фольги и прилейте разбавленную соляную кислоту. Отметьте наблюдения и допишите уравнение реакции:

Al + HCI →

2.2. Поместите гранулу алюминия или кусочек алюминиевой фольги в пробирку и прилейте раствор гидроксида натрия. Отметьте наблюдения и допишите уравнение реакции:

Al + NaOH →

Сделайте вывод.














ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 16.

Тема: «Свойства соединений элементов II группы

главной подгруппы ПСХЭ Д.И. Менделеева»

Формируемые умения:У1, У3, У7

Оборудование: пробирки, спиртовки, грифели, химический стакан.

Ход и описание работы, видов деятельности (инструктаж):


Цель работы: экспериментально изучить некоторые свойства соединений магния, кальция, натрия и калия. Освоить технику проведения качественных реакций на ионы магния, кальция, натрия и калия.

Оснащение: реактивы — раствор сульфата магния, раствор аммиака, раствор хлорида аммония, раствор гидрофосфата натрия, раствор хлорида кальция, раствор оксалата аммония, раствор уксусной кислоты, раствор соляной кислоты, вода дистиллированная, металлический натрий (или калий), фенолфталеин, раствор натрия хлорида, раствор калия хлорида;



Опыт № 1.Качественная реакция на катион магния.

В пробирку поместите раствор сульфата магния и добавьте раствор аммиака, раствор хлорида аммония и раствор гидрофосфата натрия. Отметьте наблюдения и допишите уравнение реакции в молекулярной форме:

MgSO4 + NH4OH + NH4CI + Na2HPO4

Запишите уравнение реакции в ионной (полное и краткое) форме.

Сделайте вывод.


Опыт № 2. Качественная реакция на ион кальция.

В пробирку поместите раствор хлорида кальция и добавьте раствор оксалата аммония. Проверьте растворимость выпавшего осадка в растворе соляной кислоты и растворе уксусной кислоты. Отметьте наблюдения и допишите уравнения реакций в молекулярной форме:

CaCI2 + (NH4)2C2O4

CaC2O4 + HCI →

Запишите уравнения реакций в ионной (полное и краткое) форме.

Сделайте вывод.











ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 17.

Тема: «Свойства соединений элементов Iгруппы

главной подгруппы ПСХЭ Д.И. Менделеева»

Формируемые умения:У1, У3, У7

Оборудование: пробирки, спиртовки, грифели, химический стакан.

Ход и описание работы, видов деятельности (инструктаж):



Опыт № 1. Свойства щелочных металлов.

В химический стакан с водой поместите кусочек металлического натрия (или калия). Осторожно!

Объясните происходящее. После полного взаимодействия, к полученному раствору добавьте 1-2 капли индикатора фенолфталеина. Отметьте наблюдения и допишите уравнение реакции:

К + H2O →

Сделайте вывод.


Опыт № 2. Качественная реакция на катион натрия.

Реакция проводится на металлической проволоке или на грифеле.

Проволочку или грифель тщательно прокалите в пламени спиртовки, затем опустите проволочку (грифель) в раствор соляной кислоты и опять прокалите. Смочите проволочку (грифель) раствором хлорида натрия и внесите в пламя спиртовки. В какой цвет окрасилось пламя?

Отметьте наблюдения.

Сделайте вывод.


Опыт № 3.Качественная реакция на катион калия.

Реакция проводится на металлической проволочке или грифеле.

Проволочку тщательно прокалите в пламени спиртовки, затем опустите проволочку в раствор соляной кислоты и опять прокалите. Смочите проволочку раствором хлорида калия и внесите в пламя спиртовки. В какой цвет окрасилось пламя?

Отметьте наблюдения.

Сделайте вывод.












ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 18.

Тема: «Свойства соединений d-элементов II группы

ПСХЭ Д.И. Менделеева»

Формируемые умения:У1, У3, У7

Оборудование: пробирки, спиртовки.

Ход и описание работы, видов деятельности (инструктаж):


Цель работы: экспериментально изучить некоторые свойства соединений цинка, ртути. Освоить технику проведения качественных реакций на ионыцинка, ртути.



Оснащение:реактивыраствор желтой кровяной соли K4[Fe(CN)6], раствор соляной кислоты, цинковая пыль, раствор сульфата цинка;


Опыт № 1. Отношение цинка к кислотам и щелочам.

В две пробирки поместите небольшое количество цинковой пыли. В одну пробирку добавьте раствор соляной кислоты. В другую пробирку – раствор щелочи. Пробирку со щелочью слегка нагрейте. Отметьте наблюдения и допишите уравнения реакций:

Zn + HCI →

Zn + NaOH →

Сделайте вывод.


Опыт № 2.Качественная реакция на ион цинка.

В пробирку поместите раствор сульфата цинка и добавьте раствор желтой кровяной соли K4[Fe(CN)6]. Отметьте наблюдения и допишите уравнение реакции в молекулярной форме:

ZnSO4 + K4[Fe(CN)6] →

Сделайте вывод.
















ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 19.

Тема: «Свойства соединений хрома»

Формируемые умения:У1, У3, У7

Оборудование: пробирки, глазные пипетки.

Ход и описание работы, видов деятельности (инструктаж):


Цель работы: экспериментально изучить некоторые свойства соединений хрома.

Оснащение:реактивы — раствор дихромата калия, раствор хромата калия, раствор серной кислоты, раствор калия йодида, раствор щелочи, вода очищенная;

Опыт № 1. Окислительные свойства дихроматов.

В пробирку поместите раствор дихромата калия и добавьте раствора серной кислоты и раствора калия йодида. Отметьте наблюдения. Определите тип данной реакции. Cоставьте электронный баланс:

K2Cr2O7 + H2SO4 + KI → I2 + Cr2(SO4)3 + K2SO4 + H2O

Сделайте вывод.


Опыт № 2.Перевод хроматов в дихроматы и наоборот.

В пробирку поместите раствор хромата калия и добавьте разбавленную серную кислоту. Как изменилась окраска? К полученному раствору добавьте

раствор щелочи. Отметьте наблюдения и допишите уравнения реакций:

K2CrO4+ H2SO4

K2Cr2O7 + NaOH →

Сделайте вывод.






















ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 20.

Тема: «Свойства соединений марганца»

Формируемые умения:У1, У3, У7

Оборудование: пробирки, глазные пипетки.

Ход и описание работы, видов деятельности (инструктаж):


Цель работы: экспериментально изучить некоторые свойства соединений марганца.

Оснащение:реактивы—раствор серной кислоты, раствор щелочи, раствор сульфата марганца, раствор сульфита натрия, вода очищенная;

оборудование — пробирки, глазные пипетки.


Опыт № 1.Получение гидроксида марганца из его соли и изучение его свойств. В пробирку налейте раствор сульфата марганца и добавьте немного раствора щелочи до образования осадка. Разделите осадок на 2-е пробирки, к одной добавьте раствор серной кислоты, а другую пробирку нагрейте. Отметьте наблюдения и допишите уравнения реакций:

МnSО4 + NaOH →

Mn(OH)2


Mn(OH)2 + H2SO4

Сделайте вывод.


Опыт № 2.Изучение свойств полученного оксида марганца (II). Пробирку cполученным оксидом марганца (II) разделите на 2-е пробирки, к одной добавьте раствор серной кислоты, в другую – раствор щелочи. Отметьте наблюдения и допишите уравнения реакций:

MnO +H2SO4

MnO +NaOH →

Сделайте вывод.














ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА№ 21.

Тема: «Окислительные свойства перманганата калия в кислой, нейтральной и щелочной среде»

Формируемые умения:У1, У3, У7

Оборудование: пробирки, глазные пипетки.

Ход и описание работы, видов деятельности (инструктаж):


Цель работы: экспериментально изучить некоторые свойства соединений перманганата калия в различной среде.

Оснащение:реактивы —раствор серной кислоты, раствор щелочи, раствор раствор перманганата калия, раствор сульфита натрия, вода очищенная;

оборудование — пробирки, глазные пипетки.


Опыт. Окислительные свойства перманганата калия.

В три пробирки налейте раствор перманганата калия. В одну пробирку добавьте концентрированную серную кислоту, в другую – концентрированный раствор щелочи, а в третью – воду очищенную. Затем во все пробирки добавьте раствор сульфита натрия. Отметьте наблюдения и допишите уравнения реакций:

KMnO4 + Na2SO3 + H2SO4

KMnO4 + Na2SO3 + NaOH →

KMnO4 + Na2SO3 + H2O →

Составьте электронный баланс для одной из реакций.

Сделайте вывод.






















ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 22

Тема: «Свойства соединений железа»

Формируемые умения:У1, У3, У7

Оборудование: пробирки, глазные пипетки.

Ход и описание работы, видов деятельности (инструктаж):


Цель работы: экспериментально изучить некоторые свойства соединений железа (II) и (III). Освоить технику проведения качественных реакций на ионы железа (II) и ион железа (III).

Оснащение:реактивы— раствор роданида калия, раствор сульфата железа (II), раствор щелочи, раствор красной кровяной соли K3[Fe(CN)6], раствор хлорида железа (III), раствор жёлтой кровяной соли K4[Fe(CN)6];

оборудование — пробирки, глазные пипетки.


Опыт № 1. Получение гидроксида железа (II) и изучение его свойств.

В пробирку поместите свежеприготовленный раствор сульфата железа (II) и добавьте раствор щелочи. Отметьте наблюдения и допишите уравнение реакции:

FeSO4 + NaOH →

Обратите внимание на изменения, происходящие с гидроксидом железа (II) на воздухе. Допишите уравнение реакции:

Fe(OH)2 + O2 + H2O →

Сделайте вывод.


Опыт № 2. Качественная реакция на ион железа (II).

В пробирку поместите раствор сульфата железа (II) и добавьте раствор красной кровяной соли K3[Fe(CN)6]. Отметьте наблюдения и допишите уравнение реакции:

FeSO4 + K3[Fe(CN)6] →

Сделайте вывод.


Опыт № 3.Качественная реакция на ион железа (III).

3.1. В пробирку поместите раствор хлорида железа (III) и добавьте раствор роданида калия. Отметьте наблюдения и допишите уравнение реакции:

FeCI3 + KCNS →

Сделайте вывод.


3.2. В пробирку поместите раствор хлорида железа (III) и добавьте раствор жёлтой кровяной соли K4[Fe(CN)6]. Отметьте наблюдения и допишите уравнение реакции:

FeCI3 + K4[Fe(CN)6] →

Сделайте вывод.


Материалы для подготовки:

Основные источники:

1. Бабков А. В., Барабанова Т.И., Попков В. А. Общая и неорганическая химия. Учебник для медицинских училищ и колледжей. М., издательская группа «ГЭОТАР-Медиа», 2014.


Дополнительные источники:

1. Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия, Химия в тестах, задачах и упражнениях. Издательский центр «Академия», 2015.

2. Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Дорофеева Н.М. Практикум по общей, неорганической и органической химии. Издательский центр «Академия», 2016.


Интернет – ресурсы (электронные учебные пособия и учебники):

  1. www. pvg. mk. ru (олимпиада «Покори Воробьевы горы»).

  2. www. hemi. wallst. ru (Образовательный сайт для школьников «Химия»).

  3. www.alhimikov.net(Образовательный сайт для школьников).

  4. www. chem. msu. su (Электронная библиотека по химии).

  5. www.enauki.ru(интернет-издание для учителей «Естественные науки»).

  6. www. 1september. ru (методическая газета «Первое сентября»).

  7. www. hvsh. ru (журнал «Химия в школе»).

  8. www.hij.ru(журнал «Химия и жизнь»).

  9. www.chemistry-chemists.com(электронный журнал «Химики и химия»).

  10. http://www.edu.ru/index.php?page_id=6 Федеральный портал Российское образование

  11. edu - "Российское образование"Федеральный портал

  12. edu.ru - ресурсы портала для общего образования

  13. school.edu - "Российский общеобразовательный портал"

  14. ege.edu - "Портал информационной поддержки Единого Государственного экзамена"

  15. fepo - "Федеральный Интернет-экзамен в сфере профессионального образования"

  16. allbest -   "Союз образовательных сайтов" 

  17. fipi ФИПИ - федеральный институт педагогических измерений

  18. www.hemi.nsu.ru

  19. http://xumuk.ru/

  20. Электронные уроки и тесты DVD «Школьный химический эксперимент»