Индивид, индивидуальность, личность
Цели и задачи: познакомить учащихся с характерными чертами, присущими личности, смыслом ее существования; дать представление о сущности двойственности человека; охарактеризовать сильную личность.
Планируемые результаты: Предметные: применять понятийный аппарат (человек, личность, сильная личность, индивидуальность) для раскрытия сущности природы человека; уметь анализировать, сопоставлять, изучать и систематизировать различные исторические и современные источники информации; находить нужную социальную информацию; понимать значение общества для формирования личности и трудовой деятельности для личности и общества;
Метапредметные – 1) коммуникативные: точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать точку зрения в процессе дискуссии, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;
2) регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию;
3) познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям;
Личностные: направленность на активное и созидательное участие в общественной жизни, заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества; анализ собственных поступков с точки зрения природы человека, ответственность за свои решения; развитие творческих способностей через активные формы деятельности.
Ход урока
Мотивация и актуализация
Послушайте притчу и ответьте на вопросы.
Однажды Хинг Ши сидел на берегу небольшого, но очень живописного озера с одним из своих учеников. Воздух был напоен тонкими ароматами, ветер затих, и зеркальная гладь водоема отражала все окружающее с невероятной четкостью. Совершенство природы, ее сбалансированность и чистота порождали мысли о гармонии. Хинг Ши обратился к своему ученику с вопросом: «Янг Ли, скажи, когда, по-твоему, наступить полная гармония в человеческих отношениях?» Юный и любознательный Янг Ли задумался и через некоторое время, глядя на идентичность отражения пейзажа в озере, сказал: «Мне кажется, гармония в отношениях между людьми на ступит только тогда, когда все люди придут к единому мнению, будут мыслить одинаково, станут как бы отражением друг друга. Тогда не будет ни разногласий, ни споров». И грустно добавил: «Но разве такое возможно?» Хинг Ши ответил: «Это невозможно, да и не нужно. Ведь в данном случае наступила бы не гармония, а полное обезличивание человека, потеря его внутреннего «я», индивидуальности. Люди стали бы не столько отражением, сколько тенью друг друга». Немного помолчав, мудрец добавил: «Гармония в человеческих отношениях станет возможна лишь тогда, когда каждый человек будет стремиться не к единению мнения или подражанию другим, но к уважению права другого человека на выражение своей индивидуальности».
??? Как вы поняли смысл этой притчи?
- О чем она?
- Что отличает человека от животного?
- Какое отношение притча имеет к теме нашего урока?
Тема урока: «Индивид, индивидуальность, личность».
- Предположите, о чём мы будем говорить.
- На какие вопросы нам предстоит ответить?
Изучение нового материала
Что такое личность?
??? Вспомни, что происходило с детьми, которых воспитывали животные?
- Что необходимо ребенку, чтобы он стал членом общества?
Человек – существо социальное (общественное).
Он растёт и развивается среди людей, в человеческом обществе. Семья, школа, сначала детское, а затем и взрослое общество, игра, труд, учение – все, что окружает человека, влияет на него, воспитывает в нём определённые качества личности.
??? Что же такое личность? (предположения)
!!!Личность - это совокупность качеств человека, которые приобретаются им в процессе жизни в обществе, в деятельности и общении с другими людьми.
Личность – социально и духовно развитый человек..
Каждая личность обладает:
* Воля
* Свобода
* Разум
Если этих качеств у личности нет, то это не личность!!!
Психологи называют личность вершиной всех качеств человека т.к. только личность обладает сознанием.
!!! Сознание – отношение человека к миру, понимание того, что он делает, как живёт, о чём мечтает, что из себя представляет.
Сознание позволяет человеку заниматься различной деятельностью, вступать в общение с другими людьми.
Когда говорят о личности имеют ввиду особенные качества и способности, характерные черты, позволяющие представить целость личности.
Когда о человеке можно сказать, что он личность?
Понимание человека самого себя, отделение своего «я» от других людей;
Способность человека к разной деятельности( игра, труд, учёба).
Для успешной деятельности в школе важны такие качества как целеустремлённость, воля, старательность, терпеливость, настойчивость.
??? Какие качества личности хорошо развиты у вас, которые помогает вам в учебной деятельности?
Задание. Работа с учебником «Рассмотрим ситуацию» на стр. 14-15.
Индивидуальность – плохо или хорошо?
Люди имеют общие черты друг с другом (строение организма, умение мыслить, говорить и т.д.). Но вместе с тем все люди разные, каждый имеет свои присущие черты – кто-то пишет стихи, кто-то поёт, кто-то голубоглазый. Первый активен, второй непоседлив, четвёртый стеснителен, а пятый любит одиночество и т.д. – всё это называется индивидуальность. Каждый человек – индивидуальность, т.е. обладает неповторимостью и уникальность. Черты индивидуальности проявляются во всём (поведение эмоции, привычки и т.д.)
!!! Индивидуальность - это своеобразие человека, то, что делает его непохожим на окружающих, это оригинальность его личности.
Задание. Работа с учебником «Рассмотрим изображение» на стр. 17
Проблемы индивидуальности
Очень многие страдают комплексом «я не такой, как все», другими словами «я – белая ворона». Много минусов видят они в этих словах, но никто из них не задумывался о том, что белая ворона - редкая порода, и что такое заявление - это комплимент. Другие же, не понимая этого, смеются над людьми, которые выделяются из толпы. Разумеется, людям не нравится, когда ты не такой, как они. Они будут долго тебя высмеивать, осуждать, унижать, но это все происходит от зависти. Они не могут так, как ты, у них духу не хватает. Проще назвать кого-то психом, чем признать, что тебе страшно отличиться от толпы.
??? Индивидуальность – это хорошо или плохо?
Конечно, люди, которые отличаются от толпы, привлекают внимание. Если ты будешь всегда иметь своё мнение и высказывать его, то ты всегда будешь в центре внимания. «Белых ворон» часто обсуждают и чаще не с лучшей стороны, ведь они имеют своё мнение. Ты будешь в центре внимания у людей. Индивидуальность человека проявляется в многих случаях.
Ни в коем случае не стоит поддаваться чужому влиянию. Если кто-то, не очень важный для тебя, указывает на твои недостатки или ``советует`` что-либо в себе поменять, не всегда стоит обращать на это внимание. Также не стоит делать то, что делают твои подруги, ты - индивидуальность, и ты вправе делать то, что тебе хочется. Лучше прислушайся к мнению родителей или же настоящих подруг, которые говорят то, что думают, а не льстят тебе.
Сильная личность – какая она?
!!! Сильная личность – это личность, которая не смотря на свои недостатки может их преодолеть.
А кого называют сильной личностью? Сильная личность - это человек, который ставит себя превыше всех обстоятельств, воспринимает по-другому все сомнения и трудности. Этот человек не перенимает у кого-либо манеру одеваться, может не следовать моде, а отдаваться лишь своим собственным предпочтениям. Главное, что делает человека сильной личностью - это его собственное поведение. Кого называют личностью? Того, ведет себя так, как велят ему собственные убеждения. Он не боится, что кого-то отпугнет своим поведением, а поступает лишь так, как указывает ему его сердце.
К сожалению, в сегодняшнем мире можно встретить не так уж много сильных личностей. Каждый старается что-то перенять у другого, поступить так, как делают остальные. Страх и предубеждение - вот что мешает человеку поступить от навязанных норм и делать так, как нужно ему.
Как стать сильной личностью? Кого называют личностью? Человека, имеющего целостный внутренний мир. Но даже личность может превратиться в копию кого-то, то есть потерять свои индивидуальные качества и особенности, стать частью толпы. Но и наоборот, личность может превратиться в сильную личность. Тот самый человек, кого можно назвать личностью, должен сделать первый большой шаг на пути к преодолению ненужных принципов и норм. Он может победить тенденциозность, перестать следовать другим. Человек, который может открыто встать против всего общества, направленного против него, защитить свои собственные взгляды на жизнь, свои устои - это человек, который является сильной личностью. История показывает, что к сожалению, быть сильной личностью - не всегда значит быть хорошим человеком. На уроках обществознания говорят о такой сильной личности, как Адольф Гитлер. Однако, сильной личностью была и Коко Шанель, которая не только добилась огромных успехов в своем деле, но и убедила людей, которые сначала не понимали ее, что она все делала правильно.
Например, главный герой произведения Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке» лётчик-истребитель Алексей Мересьев. В одном из воздушных боёв его самолёт был подбит. При падении лётчик остался жив, но сильно повредил ноги. Восемнадцать суток раненый лётчик по зимнему морозу ползком пробирался к линии фронта. Превозмогая боль, голод и усталость Алексей смог добраться до своих. В госпитале, чтобы спасти раненому жизнь, врачам пришлось ампутировать обе его ноги. Мересьев получил протезы и стал осваивать их со своим обычным упорством.
Но несмотря на все старания Алексея, врачи скептически отнеслись к тому, что, лишившись ног, лётчик хочет не просто вернуться на фронт, но и продолжить летать. Но когда они увидели, как танцует безногий лётчик, дали положительный ответ, и Алексей вернулся в авиацию и продолжил защищать Родину.
Вам, наверное, будет интересно узнать, что у главного героя «Повести о настоящем человеке» есть живой прототип. Советский военный лётчик. Герой Советского Союза Алексей Петрович Маресьев.
Из-за тяжёлого ранения во время Великой Отечественной войны у него были ампутированы обе ноги. Однако, несмотря на инвалидность лётчик вернулся в небо и летал с протезами. Всегоза время войны совершил восемьдесят шесть боевых вылетов, сбил одиннадцать вражеских самолётов: четыре – до и семь – после ранения.
Таким образом, сильные личности обладают ещё одним качеством: они умеют отказываться от личных благ и интересов, когда нужно помочь другим, защитить родину, отстоять независимость и свободу Отечества.
Эгоизм говорит лишь о том, что человек больше всего беспокоится о своём благополучии и зависит от него, а зависимый человек не может быть сильным.
У сильной личности, напротив, хватает внутренней энергии для того, чтобы учитывать интересы других людей, то есть быть нравственным, а свои способности и положительные черты характера употреблять на полезные для других людей или всего общества дела.
Необходимо уважать себя и одновременно анализировать свои поступки и осознавать причины их совершения: чем менее критично человек к себе относится, тем хуже к нему будут относиться окружающие.
Важно понимать, что пороками человеческой личности являются лень, эгоизм, высокомерие, а добродетелями – любовь к ближнему, справедливость и честность.
Сильная личность отличается настойчивостью и целеустремлённостью.
Например, немецкий композитор Людвиг ван Бетховен. В возрасте двадцати восьми лет композитор начал терять слух, но глухота не смогла остановить в Бетховене желание творить. Как говорил композитор: «Мне казалось немыслимым покинуть свет раньше, чем я исполню всё, к чему я чувствовал себя призванным».
К концу своей жизни Бетховен не только полностью оглох, но и стал терять зрение, и будучи абсолютно глухим написал одно из лучших своих произведений – девятую симфонию.
Бетховен был человеком сильной воли, настойчивым и целеустремлённым. Это помогло ему несмотря на глухоту развить свой талант и стать гениальным композитором.
А как вы думаете, смог бы Бетховен творить, если бы сказал себе: «Я слаб, я болен, и я не могу писать музыку?»
Американский психотерапевт Эми Морин определила девять вещей, которые сильные личности делают каждый день.
Задание. Работа с учебником «Рассмотрим ситуацию» на стр. 19.
Закрепление изученного материала.
Задание 1. Выберите несколько правильных ответов из предложенных вариантов, в которых проявляются качества личности.
Варианты ответа:
Ваня любит бургеры
Ваня заботится о младшем брате
Ваня ходит в магазин за продуктами для пожилой соседки
Ваня левша.
Задание 2. Приведите доказательства, что личностью может быть только человек.
Задание 3. «Выполняем задания» №1 стр. 20-21
Рефлексия
Домашнее задание