СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка по организации урочной деятельности на тему " Духовно- нравственное воспитание младших школьников через преподавание курса ОРКСЭ (из опыта работы)"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка по организации урочной деятельности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по организации урочной деятельности на тему " Духовно- нравственное воспитание младших школьников через преподавание курса ОРКСЭ (из опыта работы)"»

Нугаева Лилия Энваровна

МКОО «Старомостякская средняя школа»

МО «Старокулаткинский район

Ульяновская область


Тема: Духовно- нравственное воспитание младших школьников через преподавание курса ОРКСЭ (из опыта работы)


В последние годы и Президент Путин В.В. уделяет проблеме духовно-нравственного воспитания пристальное внимание. В послании к Федеральному Собранию, он оценил состояние дел в духовно-нравственной сфере как «демографическую и ценностную катастрофу», происшедшую в результате утраты многих нравственных ориентиров. Он сказал: «если нация утрачивает жизненные ориентиры и идеалы, ей и внешний враг не нужен, все и так развалится само по себе».

Также в Федеральном государственном стандарте начального общего образования в качестве важнейших качеств, которым должен обладать современный выпускник, названы духовность, нравственность, самостоятельность, инициативность, предприимчивость, толерантность, мобильность.

Значит тема моего доклада «Духовно-нравственное воспитание младших школьников через преподавание курса ОРКСЭ» актуальна на сегодняшний день.

Нужно сказать, что курс ОРКСЭ является огромной площадкой для развития духовной нравственности детей. Учителя нашей школы осуществляют реализацию модуля «Основы светской этики» по учебникам автора М.Т. Студеникина «Основы светской этики 4 класс», «Основы светской этики 5 класс». Именно в начальной школе мы должны посеять ростки добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к человеку. Тем более курс ОРКСЭ успешно реализует личностные результаты основной общеобразовательной программы, в том числе и в сфере духовно-нравственного развития, начиная с первой темы курса, единой для всех модулей – «Россия – Родина моя».

Или обратимся к темам уроков: «Гордость и гордыня», «Добро и Зло», «Честность и искренность», «Вежливость», «Дружба и порядочность. Сами темы говорят о высоком воспитательном значении.

Поэтому перед собой ставлю более реальные, узкие цели и задачи: дать первичное представление о добре и зле, «заставить» детей задуматься о тех поступках, которые они совершали и совершают, сформировать умение анализировать свои и чужие поступки, высказывать своё мнение, уважать мнение своих одноклассников. Как это сделать?

В своей работе, решая поставленные задачи, я использовала разнообразные формы (игровую, групповую, индивидуальную). Это позволило сделать каждое из занятий особенным, интересным.

Приведу примеры заданий, которые я использую на уроках. Например при изучении:

Темы "Дружба"

Цель: создать условия для формирования представления о дружбе как о важнейшей нравственной ценности.

Тип урока: «Открытие новых знаний».

Планируемые результаты:

Предметные:

-формирование важнейших нравственных понятий и ценностей: дружба, порядочность, бескорыстие, доброта, честность, понимание.

Метапредметные:

- участвовать в работе группы, договариваться друг с другом, предвидеть последствия коллективных решений;

-умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, построение логической цепи рассуждений;

Личностные :

-совершенствование умения объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей;

- развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Познавательные УУД:

-познакомиться с различными пословицами о дружбе, понимать их смысл; учиться делать выводы (определять сущность и необходимость понятия, выделять его главные признаки)

Регулятивные УУД:

-удерживать цель деятельности до получения ее результата.

Технологии: продуктивные (проблемно-поисковые), репродуктивные (беседа, показ, объяснение).

Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир.

Оборудование: компьютер, проектор, карточки с пословицами, презентация, законы дружбы.

Ход урока.


1. Мотивационно-организующий этап. Используя проблемно-диалогическую технологию на данном этапе, может решаться ряд важнейших задач, выявление жизненного опыта детей по теме урока, определение цели и задач, формулирование темы урока.
Начинать урок стараюсь   с мотивации. Вызвать потребность в изучении нового, заинтересовать учащихся, можно, используя в начале урока прием работы с видеофрагментом.

- Сейчас мы с вами посмотрим видеоотрывок из одной известной Вам повести, а какой, Вы мне позже скажете сами и попробуете определить тему урока. О чем же мы будем сегодня говорить?

Детям будет предложен видеоотрывок из повести А. Линдгрен "Малыш и Карлонсон». Это делается с целью создания проблемной ситуации, имеющей форму познавательной задачи. 

2. Этап открытия знаний.

На данном этапе мы часто работаем с текстом. Тексты помогают раскрыть для ученика пространство религиозной культуры, проникнуть в смысл символического языка, попытаться понять главную нравственную идею, заключенную в этих текстах.

- Сейчас мы поработаем с текстом " О дружбе журавля и лягушки" в учебнике на стр. 56-58. После прочтения вслух текста, детям предлагается выполнить следующие задания:

Составьте характеристику героям;

  • Составьте вопросы по тексту;

  • Сформулировать основную мысль проблему;

  • Высказать свое мнение по поводу прочитанного;

3. Этап применение новых знаний

На данном этапе можно проиграть различные ситуации. Данный метод выигрышно смотрится работая в группах.

Учащимся предлагается разыграть сценки, в которых отражаются поведение человека по отношению к другим.

Например: Как ты поступишь, если твой друг: употребляет плохие слова и выражения; стал получать плохие отметки; сделал что- то плохое, а наказывают тебя?

Также на этапе применение новых знаний мы любим проводить различные игры. Предлагаю сейчас разыграть всем вместе одну из наших любимых игр под названием  «Свеча  любви»
Конечно  же,  каждый  из  вас  любит  свою  семью,  какой  бы она  ни была большой или маленькой, полной или неполной. Но наверняка, редко кто задумывается о своих чувствах к членам семьи. Главное вы всех любите. Сейчас же я  предлагаю  вам  задуматься именно об этом, о том, как дороги  вам  ваши  близкие.


Описание игры.

Дети становятся в круг. Каждый получает маленькую сувенирную свечку.  Учитель зажигает свечу  одного  из учащихся  и  просит  всех подумать  о  своей  семье,  вспомнить какие-либо волнующие моменты  из  истории  семьи,  а  затем предлагает  ученику,  чья  свеча  уже  зажжена, сказать, глядя на пламя, слова благодарности конкретному лицу (маме,  папе, бабушке,  сестренке  и  т.д. и пояснить, за что он его (их) благодарит.  После этого ученик зажигает своей свечой свечу соседа. Игра продолжается, пока в кругу не зажгутся  все свечи.  Затем предлагает детям повторить три раза слова «Мир дому моему», глядя на свечу любви, после чего свечи  одновременно  тушатся.

Итак, прошу выйти несколько человек для игры (Проводится игра, затем делается вывод)

Такие игры помогают развивать в детях духовные и семейные ценности, содействуют более тесному контакту взаимодействия семьи и школы. 


4. Этап – контроль (рефлексия деятельности).

На данном этапе по теме урока "Дружба" проводим игру «Ссоримся и миримся». Работаем в парах по карточке с заданиями.

1 карточка. Как лучше всего помириться со взрослыми? Выбери вариант ответа и подчеркни.

Признать свою ошибку и извиниться.

Продолжать обижаться, даже, когда забыта причина ссоры.

Ваш вариант ответа.

2 карточка со словами из пословиц. (Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Старый друг лучше новых двух.)

Группы формируем по составленной пословице.

Задание: Составьте памятку для тех, кто стремится стать хорошим другом «Правила дружбы». Выслушать мнение каждой группы. На экране появляется обобщённая памятка. Подарите памятку, кому бы вы хотели. Одна остаётся в классном уголке.

  • Не ссориться

  • Уступать

  • Не бояться просить прощение, если обидел друга

  • Быть вежливым

  • Не злиться

  • Не жадничать

  • Помогать другу

  • Быть честным.


Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии.

Мои дети любят на уроках составлять синквейны и сейчас мы с Вами вместе составим синквейн на тему «Дружба». Прошу разделиться Вас на группы, я раздаю Вам карточки. Для этого вспомним, что эта за игра.

1. Синквейн (в переводе с франц.– пять строк):

  • Первая строка – одно существительное (суть, название темы);

  • Вторая строка – описание свойств-признаков темы в двух словах (двумя прилагательными);

  • Третья строка – описание действия (функций) в рамках темы тремя глаголами;

  • Четвертая строка – фраза (словосочетание) из четырех слов, показывающая отношение к теме;

  • Пятая строка – синоним из одного слова (существительное), который повторяет суть темы (к первому существительному).

Например мои дети составили такой синквейн: (показать на слайде презентации, пусть служит образцом для игроков)

 Дружба.

  • Крепкая, долгая.

  • Появилась, ценится, дорожат.

  • Близкие приятельские отношения, тесное знакомство.

  • Привязанность.

Коллеги, попрошу составить свои синквейны. (составляют)

Итак, чья команда готова? Прошу зачитать.

Все справились с заданием. Спасибо.

Синквейн можно составлять как в парах, так и коллективно. Составление синквейна - это форма свободного творчества, но по определенным правилам. А ведь именно это умение потребуется для рефлексии по итогам изучения темы, проведения интересного урока, внеклассного мероприятия.

5. Домашнее задание:    составить небольшой  рассказ по рисункам или написать небольшой рассказ о своем друге. Спросить у родителей: есть ли у них настоящий друг, что они могут про него рассказать.

4. Итог урока:


Прощаясь с детьми, часто проводим игру «Друзья». (Тоже проиграть)

Попрошу встать всех и взяться за руки, почувствуем поддержку друг друга. Вместе мы сила потому, что мы ДРУЗЬЯ! 

А сейчас скажем вместе слова: (на слайде презентации)

Дружба настоящая начинается,

Чтобы не кончаться никогда.

Дружба настоящая сердцем проверяется

И остаётся с нами навсегда.



Всем спасибо.