СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка по проведению открытого внеклассного мероприятия по теме "Методика проведения интегрированного занятия"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методика проведения интегрированного занятия  специальности 19.02.07 Технология молока и молочных продуктов по МДК 02.01. Технология производства цельномолочной продукции, жидких и пастообразных продуктов детского питания и ОП.10 Основы экономики, менеджмента и маркетинга

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по проведению открытого внеклассного мероприятия по теме "Методика проведения интегрированного занятия"»

Министерство образования и науки Амурской области

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

«АМУРСКИЙ КОЛЛЕДЖ СЕРВИСА И ТОРГОВЛИ»

(ГПОАУ АКСТ)














МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ПО ПРОВЕДЕНИЮ ОТКРЫТОГО ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ


по теме «Расчет сырья и готовой продукции с учетом производственных потерь и заполнением первичной документации»


по междисциплинарному курсу

МДК 02.01. Технология производства цельномолочных продуктов, жидких и пастообразных продуктов детского питания

и ОП 10 Основы экономики, менеджмента и маркетинга



для специальности

19.02.07 Технология молока и молочных продуктов





Белогорск 2019


Методическая разработка предназначена для проведения открытого внеаудиторного мероприятия по теме «Методика проведения интегрированного занятия» по МДК 02.01 Технология производства цельномолочных продуктов, жидких и пастообразных продуктов детского питания и ОП 10 Основы экономки, менеджмента и маркетинга по специальности 19.02.07 Технология молока и молочных продуктов.
























Разработчики: Сметана Н.А., Дуракова Т.Е., преподаватели высшей квалификационной категории






СОДЕРЖАНИЕ


1

Пояснительная записка……………………………………………...

4

2

Технологическая карта внеклассного мероприятия……………....

6

3

План внеклассного мероприятия ……………………………….

10

4

Сценарий внеклассного мероприятия ……………………………

11

5 Список использованных источников ……………………………… 18

6 Приложение А Карточки задания для участков 1-6……………… 19

7 Приложение Б Сводная таблица жирового баланса …………….. 21

8 Приложение В Инструкционно-технологическая карта по

выполнению практической работы ………………………………… 22

9 Приложение Г Рапорт………………………………………………...23











ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Методическая разработка предназначена для проведения открытого внеаудиторного мероприятия по теме «Методика проведения интегрированного занятия» по МДК 02.01 Технология производства цельномолочных продуктов, жидких и пастообразных продуктов детского питания и ОП 10 Основы экономки, менеджмента и маркетинга по специальности 19.02.07 Технология молока и молочных продуктов в группе 3 курса.

В методическую разработку учебного занятия входит:

– пояснительная записка;

– сценарий внеклассного мероприятия;

– приложения.

В сценарии внеклассного мероприятия четко обозначены тема и вид занятия, указаны учебные, развивающие и воспитательные цели. Описаны методы и средства проведения мероприятия, даются рекомендации по деятельности преподавателей и студентов. Цель деятельности обучающихся на занятии формируется закреплением раннее изученного материала. Все этапы занятия спланированы.

Методическая разработка составлена с учетом современных педагогических технологий.

В данной методической разработке показана возможность интегрирования двух дисциплин, которые тесно переплетаются по своему содержанию, использования деловой (ролевой) игры при проведении практической работы по теме «Расчет сырья и готовой продукции с учетом производственных потерь и заполнением первичной документации».

Применение интегрированной технологии способствует повышению знаний выпускников, развивает интерес к будущей специальности, готовит их к использованию исследовательских и творческих навыков, позволяет сформировать как общие, так и профессиональные компетенции.

Методическая разработка предназначена в помощь преподавателям технологических и экономических дисциплин, работающих по активным инновационным формам проведения занятий для систематизации и закрепления изученного материала с использованием элементов ролевой игры.



















ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ


По МДК 02.01. Технология производства цельномолочных продуктов, жидких и пастообразных продуктов детского питания

и ОП 10 Основы экономики, менеджмента и маркетинга

ГРУППА: ТМП-416 ВРЕМЯ: 90 минут

ТЕМА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ : Расчет сырья и готовой продукции с учетом производственных потерь и заполнением первичной документации

ТИП ЗАНЯТИЯ: Деловая игра

ВИД ЗАНЯТИЯ: Интегрированная практическая работа,

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

Учебная: закрепить ранее полученные умения и навыки на практических работах по МДК 02.01. Технология производства цельномолочных продуктов, жидких и пастообразных продуктов детского питания и ОП 10 Основы экономики, менеджмента и маркетинга

Развивающая: способствовать формированию общих и профессиональных компетенций; развивать умение работать в коллективе; развивать умения работы с информационными технологиями; развивать умение анализировать полученный результат.

Воспитательная: прививать интерес к избранной специальности; воспитывать ответственное отношение за выполненную работу в коллективе; воспитывать умения принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.





 

Формируемые компетенции:


Код

Наименование результата обучения

ПК 2.3

Вести технологические процессы производства цельномолочных продуктов.

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК 4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 6

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.


Умения:

– учитывать количество и качество поступающего в цех переработки сырья (молока, сливок);

– распределять сырье по видам производства в зависимости от его качества;

– рассчитывать количество закваски, сычужного фермента и хлорида кальция;

– контролировать соблюдение требований к технологическому процессу в соответствии с нормативной и технологической документацией;

– рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности организации;

– применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения;

– анализировать ситуацию на рынке товаров и услуг.

Знания:

– требования к сырью при выработке цельномолочных продуктов, жидких и пастообразных продуктов детского питания;

– ассортимент цельномолочных продуктов, пастообразных и жидких продуктов детского питания;

– требования действующих стандартов и технические условия на вырабатываемые продукты;

– технологические процессы производства цельномолочных продуктов, жидких и пастообразных продуктов детского питания;

– принципы рыночной экономики.


МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ:

– МДК 01.01Технология приемки и первичной обработки молочного сырья;

– МДК 05.01 Управление структурным подразделением.

ОСНАЩЕНИЕ РАБОЧЕГО МЕСТА:

– ПЭВМ;

Документация:

– товарно-транспортная накладная;

– рапорт.

Раздаточный материал:

– инструкционно-технологическая карта занятия;

– карточки-задания.

ЛИТЕРАТУРА:

1 Ростроса Н.К. Курсовое и дипломное проектирование предприятий молочной промышленности. – М.: Агропромиздат, 2015

2 Степанова Л.И. Справочник технолога молочного производства Т1. цельномолочные продукты. – СПБ.: ГИОРД, 2004

3 Шалыгина А.М., Калинина Л.В. Общая технология молока и молочных продуктов. - М.: Колос, 2006.

4 Кожевникова Н.Н. Основы экономики.- М.: Издательский центр «Академия», 2012.- 288 с.

5 Кудина М.В. Основы экономики .- М.: ИД ФОРУМ: ИНФРА –М, 2012.- 352с.

6 Суетенков Е.Н. Пасько Н.И. Основы менеджмента.- М.: ФОРУМ: ИНФРА – М, 2013.- 240 с.





ПЛАН ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ


1 Организационный момент: приветствие, перекличка, мотивация (5 мин);

2 Актуализация знаний (8 мин);

3 Выполнение практической части (23 мин);

4 Подведение итогов занятия, оценка деятельности студентов на уроке (5 мин);

5 Рефлексия: символическая эмоциональная (3 мин).










СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ


1 Организационный момент

    1. Взаимное приветствие, перекличка

Здравствуйте, мы очень рады приветствовать вас на нашем сегодняшнем занятии! Занятие пройдет в форме деловой игры, в ходе которой будет создана производственная ситуация. Сегодня Вы окажитесь в роли мастеров производственных участков по выработке цельномолочной продукции.


    1. Мотивация

Главная задача мастера производственного участка по выработке цельномолочной продукции - это выработка качественной продукции, которая обязательно должна соответствовать требованиям стандарта. Для этого мастер должен , в первую очередь, провести расчеты сырья по выработке готовой продукции и составить первый раздел Рапорта «Сырье», в котором учитывается движение сырья и полуфабрикатов (молока, сливок, обезжиренного молока, пахты), поступивших в цех от других подразделений и направленных на выработку цельномолочной продукции. И только потом приступить к производству запланированного объема молочной продукции, отвечающей требованиям стандарта. Правильно выполненные расчеты гарантируют эффективное использование и распределение сырья на выработку готовой продукции с учетом производственных потерь. Кроме этого , необходимо знать, что мастер производственного участка является материально-ответственным лицом. Это значить несет ответственность за полученное количество сырья и выхода готовой продукции – рублем.

Навыки, полученные на интегрированном занятии, вам пригодятся при прохождения производственных практик по ПМ.02 Производство цельномолочных продуктов, жидких и пастообразных продуктов детского питания молочных продуктов и ПМ.05 Организация работы структурного под

разделения. А самое главное полученные навыки вам пригодятся в вашей будущей профессии.


1.3 Сообщение темы занятия, постановка целей, задач и плана

Раннее на уроках по профессиональному модулю ПМ.02 Производство цельномолочных продуктов, жидких и пастообразных продуктов детского питания молочных продуктов вы уже научились основные технологические расчеты по выработке цельномолочных продуктов: различных видов питьевого молока, сметаны разной жирности, различных видов творога. По ОП.10 Основы экономики, менеджмента и маркетинга вы освоили методику заполнения первичных документов по распределению сырья и выходу готовой продукции.

Тема сегоднянего нашего необычного занятия: Расчет выхода готовой цельномолочной продукции с распределением сырья и составлением первичной документации.

Цель работы закрепить освоенные ранее профессиональные компетенции по:

– распределению сырья согласно задания;

– составлению 1 раздела Рапорта «Сырье»;

– проведению технологических расчетов с учетом производственных потерь по выходу готовой продукции;

– составлению 2 раздела Рапорта «Готовая продукция».

Чтобы добиться поставленных целей, давайте вместе составим план занятия.

Итак, тема урока: Расчет выхода готовой цельномолочной продукции с распределением сырья и составлением первичной документации.




1.4 Критерии оценки

В течение занятия за правильно проведенные технологические расчеты и составленные первичные документы поэтапно будут выдаваться сигнальные карточки разных цветов.

Правильно выполненная работа– красная карточка

Выполненная работа с одним замечанием – зеленая

С двумя и более замечаниями – желтая.

По сумме полученных карточек в конце занятия будут определены мастера по следующим категориям:

Мастер – высшей категории (красные)

Мастер – 1 категории (красные и зеленые)

Мастер – 2 категории (зеленые и желтые).


2 Актуализация знаний

Прежде чем приступить к выполнению задания проведем допуск мастеров производственных участков.

Допуск проводится по следующим правилам: выбранные мастера по производственным участкам получают вопрос на ответ которого дается 2 минуты. После ответа на экране появляется правильный ответ. За правильные ответы выдаются студентам цветные жетоны

Вопросы:

1 Какие производственные потери необходимо учитывать при технологических расчетах цельномолочной продукции? (при сепарировании сырья; при нормализации; при фасовании готовой продукции)

2 Какими нормативными документами пользуются мастера производственных участков при выполнении технологических расчетов?(производственные Приказы № 1025 и № 269)

3 Что необходимо учитывать при работе с этими документами?( мощность предприятия и количество заданного сырья)

4 Назовите основные экономические показатели 1 раздела Рапорта? ( остаток на начало смены, поступление, расход, остаток на конец смены)

5 Напишите формулу баланса сырья.(Он+П=Ок+Р)

6 Как делается пересчет сырья в базисную жирность? (Кс.б.= Кс*Жс/Жб)

А теперь давайте повторим правила работы в электронных таблицах (Приложение А).


3 Выполнение практической работы

Выполнение задания осуществляется мастерами шести производственных участков, для этого организуем мини бригады , состоящие из двух человек (по желанию). Контроль, выполнения заданий будут осуществлять технолог и старший мастер по учету сырья и готовой продукции.

Предлагаем вам вытянуть жребий, кому какой участок достанется.

(Студенты вытягивают карточки с названием участка)

Участок №1 по выработке пастеризованного молока с м.д.ж. 2,5%;

Участок №2 – по выработке ультропастеризованного молока с м.д.ж. 3,2%;

Участок №3 – по выработке сметаны м.д.ж. 10%;

Участок №4 – по выработке сметаны м.д.ж. 15 %;

Участок №5 – по выработке обезжиренного творога;

Участок №6 – по выработке творога м.д.ж.9%.

Прежде чем Вы преступите к выполнению работы, мы перед вами ставим ЗАДАЧУ.

Что необходимо учитывать мастеру производственного участка при составлении жирового баланса, чтобы не было излишков или недостачи сырья или готовой продукции?



Для этого на экране показана схема жирового баланса.

Сырье

КГ

Ж%

Жкг

Готовый продукт

Ж%

КГ

Жкг

Пжкг

ц/молоко









сливки









о/молоко









Итого



1




2

3








4

∑1=∑4

Условия:

Если ∑1

∑1 ∑4 – ?


Для выполнения задания вы можете воспользоваться ИТК (инструкционно –технологическими картами занятия) Приложение В.

Работа мастеров на производственных участков выполняется в течении 10 минут.

Каждый выполненный этап работы сдается технологу и учетчику,

( выдается цветной жетон).

Работы участков – Рапорт и электронные таблицы с жировым балансом выносятся на экран по сети.

А теперь мастера делают вывод о правильности технологических расчетов и заполнения первичной документации.


4. Подведение итогов занятия, оценка деятельности студентов на уроке

Подводятся итоги занятия, и оценки за занятие получает каждый студент.

Итак, подведя итого работ все производственных участков, мы можем сказать какой участок сработал без производственных потерь и убытков.

Как вы считаете, мы достигли поставленной цели???

Чему вы сегодня научились???

Где вам пригодятся эти навыки и умения????

В начале занятия Вам была поставлена задача, ответить на вопрос:

Что необходимо учитывать мастеру производственного участка при составлении жирового баланса, чтобы не было излишков или недостачи сырья или готовой продукции?

Заслушиваются ответы мастеров производственных участков

Участок №1 – по выработке пастеризованного молока с м.д.ж. 2,5%;

Участок №2 – по выработке ультропастеризованного молока с м.д.ж. 3,2%;

Участок №3 – по выработке сметаны м.д.ж. 10%;

Участок №4 – по выработке сметаны м.д.ж. 15 %;

Участок №5 – по выработке обезжиренного творога;

Участок №6 – по выработке творога м.д.ж.9%.


5 Рефлексия: символическая эмоциональная

Давайте оценим Ваше эмоциональное состояние на нашем проведенном занятии!

У нас есть геометрические фигуры: звезда, квадрат, круг, треугольник.

Если всё понравилось, было комфортно вы выбираете – «звезду»;

Если понравилось, но не совсем было комфортно вы выбираете – «квадрат»;

Если вы остались равнодушными –«круг»;

Если вам не понравилось – «треугольник».

Подведение итогов рефлексии


ВСЕМ БОЛЬШОЕ СПАСИБО!!!!

Можете быть свободны






СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Книги, монографии:

1 Ростроса Н.К. Курсовое и дипломное проектирование предприятий молочной промышленности. – М.: Агропромиздат, 2015

2 Степанова Л.И. Справочник технолога молочного производства Т1. цельномолочные продукты. – СПБ.: ГИОРД, 2014

3 Шалыгина А.М., Калинина Л.В. Общая технология молока и молочных продуктов. - М.: Колос, 2016.

4 Кожевникова Н.Н. Основы экономики.- М.: Издательский центр «Академия», 2012.- 288 с.

5 Кудина М.В. Основы экономики .- М.: ИД ФОРУМ: ИНФРА –М, 2012.- 352с.

6 Суетенков Е.Н. Пасько Н.И. Основы менеджмента.- М.: ФОРУМ: ИНФРА – М, 2015.- 240 с.





ПРИЛОЖЕНИЕ А


ЗАДАНИЕ ДЛЯ УЧАСТКА №1

В цех по выработке цельномолочных продуктов поступило цельное молоко в количестве 5000 кг с м.д.ж. 4%. На остатках с прошлой смены осталось 3000 кг обезжиренного молока и 1500 кг и сливок жирностью 18%.

Необходимо провести расчеты сырья с учетом производственных потерь по выработке пастеризованного молока с м.д.ж. 2,5%.

Учесть все заявленное сырье. Составить таблицу жирового баланса.

Составить 1 раздел Рапорта «Сырье» на основании заданного сырья.

После составления таблицы жирового баланса заполнить 2 раздел Рапорта «Готовая продукция».

Сделать анализ проведенных расчетов. При расчетах пользоваться приказом №1025.


ЗАДАНИЕ ДЛЯ УЧАСТКА №2


В цех по выработке цельномолочных продуктов поступило цельное молоко в количестве 8000 кг с м.д.ж. 3,8%. На остатках с прошлой смены осталось 6000 кг обезжиренного молока и 500 кг сливок жирностью 25%.

Необходимо провести расчеты сырья с учетом производственных потерь по выработке ультропастеризованного молока с м.д.ж. 3,2% .

Учесть все заявленное сырье. Составить таблицу жирового баланса.

Составить 1 раздел Рапорта «Сырье» на основании заданного сырья.

После составления таблицы жирового баланса заполнить 2 раздел Рапорта «Готовая продукция».

Сделать анализ проведенных расчетов. При расчетах пользоваться приказом №1025.


ЗАДАНИЕ ДЛЯ УЧАСТКА №3


В цех по выработке кисломолочных продуктов поступило цельное молоко в количестве 18000 кг с м.д.ж. 3,9%. На остатках с прошлой смены осталось 300 кг сливок жирностью 10,2%.

Необходимо провести расчеты сырья с учетом производственных потерь по выработке сметаны с м.д.ж. 10% .

Учесть все заявленное сырье. Составить таблицу жирового баланса.

Составить 1 раздел Рапорта «Сырье» на основании заданного сырья.

После составления таблицы жирового баланса заполнить 2 раздел Рапорта «Готовая продукция».

Сделать анализ проведенных расчетов. При расчетах пользоваться приказом №1025.




ЗАДАНИЕ ДЛЯ УЧАСТКА №4


В цех по выработке кисломолочных продуктов поступило цельное молоко в количестве 20000 кг с м.д.ж. 4,2%. На остатках с прошлой смены осталось 7000 кг обезжиренного молока.

Необходимо провести расчеты сырья с учетом производственных потерь по выработке сметаны с м.д.ж. 15% .

Учесть все заявленное сырье. Составить таблицу жирового баланса.

Составить 1 раздел Рапорта «Сырье» на основании заданного сырья.

После составления таблицы жирового баланса заполнить 2 раздел Рапорта «Готовая продукция».

Сделать анализ проведенных расчетов. При расчетах пользоваться приказом №1025.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ УЧАСТКА №5


В цех по выработке кисломолочных продуктов поступило цельное молоко в количестве 25000 кг с м.д.ж. 3,9%. На остатках с прошлой смены осталось 7000 кг обезжиренного молока и 560 кг. сливок с м.д.ж. 20%.

Необходимо провести расчеты сырья с учетом производственных потерь по выработке творога с м.д.ж. 9% традиционным способом.

Учесть все заявленное сырье. Составить таблицу жирового баланса.

Составить 1 раздел Рапорта «Сырье» на основании заданного сырья.

После составления таблицы жирового баланса заполнить 2 раздел Рапорта «Готовая продукция».

Сделать анализ проведенных расчетов. При расчетах пользоваться приказом №1025 и №269



ЗАДАНИЕ ДЛЯ УЧАСТКА №6


В цех по выработке кисломолочных продуктов поступило цельное молоко в количестве 30000 кг с м.д.ж. 3,6%. На остатках с прошлой смены осталось 2300 кг обезжиренного молока и 800 кг. сливок с м.д.ж. 16%.

Необходимо провести расчеты сырья с учетом производственных потерь по выработке обезжиренного творога традиционным способом.

Учесть все заявленное сырье. Составить таблицу жирового баланса.

Составить 1 раздел Рапорта «Сырье» на основании заданного сырья.

После составления таблицы жирового баланса заполнить 2 раздел Рапорта «Готовая продукция».

Сделать анализ проведенных расчетов. При расчетах пользоваться приказом №1025 и №269


ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Сводная таблица жирового баланса

Сырье

КГ

Ж%

Жкг

Готовый продукт

Ж%

КГ

Жкг

Пжкг

ц/молоко









сливки









о/молоко









Итого



1




2

3








4

∑1=∑4

Условия:

Если ∑1

∑1 ∑4 – ?



















ПРИЛОЖЕНИЕ В

ИНСТРУКЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

ХОД РАБОТЫ:

ЗАДАНИЕ №1.

Распределить сырье согласно задания на листке.

ЗАДАНИЕ №2.

В электронных таблицах провести технологические расчеты по выходу готового продукта, используя для этого формулы и Приказы №1025 и №269.

Составить таблицу жирового баланса.

ЗАДАНИЕ №3.

Составить раздел 1 «Сырье» Рапорта в электронной таблице, используя данные задания и технологического расчета.

ЗАДАНИЕ №4.

Составить раздел 2 «Готовая продукция» Рапорта в электронной таблице, используя данные технологического расчета.

ЗАДАНИЕ №5.

Провести анализ полученных результатов технологического расчета с учетом производственных потерь и отчитаться о проделанной работе технологу и мастеру по учету.













ПРИЛОЖЕНИЕ Г







РАПОРТ






по переработке сырья и выработке готовой продукции






от " " 20 г.












Предприятие

ИП Мельниченко

Цех

ц/молочной продукции

Мастер












Шрифт

Наименование

Ед. изм.

Остаток на начало дня

Поступление, выработано

Израсходовано, реализовано

Остаток на конец дня

Расход по норме

на единицу продукции

всего

1. Сырье

 

МОЛОКО ЦЕЛЬНОЕ

кг







кг баз







 

СЛИВКИ

кг







кг баз







 

ОБЕЗЖИРЕННОЕ МОЛОКО

кг







кг баз







 

ИТОГО

кг







кг баз







2. Готовая продукция

 

 

кг







 

 

кг







 

 

кг







 

 

кг







 

 

кг







 

 

кг







 

 

кг







 

 

кг







 

ИТОГО

 

 

 

 

 

 

 

Технологические потери

 

 





23