СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка по проведению школьной краеведческой олимпиады

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Из опыта организации внекласной и внеурочной деятельности на местном краеведческом материале

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по проведению школьной краеведческой олимпиады»

МБОУ «Ользоновская средняя школа» Баяндаевского района













Методическая разработка

школьной краеведческой олимпиады по истории Великой Отечественной войны





Разработала: Буентаева Лариса Петровна, учитель истории и обществознания, руководитель кружка «Краевед», руководитель музейного уголка





































Методическая разработка по проведению школьной краеведческой олимпиады

Подготовка и проведение трехтуровой олимпиады в школе не должна вызывать особых затруднений, так к 75-летию Великой Победы опубликовано в СМИ, в научно-популярных изданиях, социальных сетях много интересных материалов.

Цель

Воспитание гражданственности, патриотизма, формирование практических навыков по увековечиванию памяти защитников Отечества

Пропаганда творческой, поисково-исследовательской работы деятельности школьников

Выявление и поддержка одаренных детей

Основные задачи

Расширение и углубление знаний по истории Великой Отечественной войны, военной истории села Ользоны Баяндаевского района

Развитие исследовательских и творческих навыков учащихся, познавательных, информационно-коммуникативных компетенций

Формирование гражданской позиции и воспитание патриотическими средствами истории

Формирование активной жизненной позиции у подрастающего поколения



1 тур: Исследовательский

№ тура

Название тура

Содержание

Сроки участия


1 тур

Исследовательский

На основе собранных исторических источников, материалов школьного музея, архива Усть-Ордынского Бурятского округа, информации, найденной на сайте «Хроника Приангарья», воспоминаний, записанных во время посещения на дому ветеранов тыла, детей войны, семейных архивов и воспоминаний родственников

Сентябрь 2019 –февраль 2020

Жюри

2 тур

А знаете ли вы историю Великой Отечественной войны?

Решение исследовательских задач по теме «История Великой Отечественной войны 1941-1945 годов»

Март 2020

Жюри

3 тур

Заключительный

История Великой Отечественной войны

Апрель 2020

Жюри

Награждение победителей и призеров

9 мая 2020

Администрация школы





1 тур:

Темы для исследовательских работ для 5-7 классов

  • Изучи боевой путь первого бурятского генерала по материалам переписки КИДовцев Ользоновской средней школы с однополчанами.

  • Изучи боевой путь гвардии рядового Бертунова Иннокентия Андреевича по атласу и контурной карте на основе 8 Благодарностей Верховного Главнокомандующего.

  • Военный бомбардировщик «Пе-2» потерпел крушение в окрестностях нашего села во время испытательного полёта перед вылетом на фронт. Изучи эту трагическую историю. Расскажи об отношении наших односельчан к этому событию.

  • Изучи историю военных парадов на Красной площади во время Великой Отечественной войны. О каком нашем земляке говорят, что он ушел на фронт с военного парада на Красной площади? Кто из молодых ребят нашего села принял участие в военном параде 9 мая 2012 года?

  • Сын героя Сталинградской битвы Шергина Георгия Константиновича Шергин Георгий Константинович снимался в массовых сценах художественного фильма «Горячий снег» по одноимённому роману Юрия Бондарева.

  • Арыкова Любовь Александровна – наша землячка, один из представителей поколения детей войны, была участницей VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в городе Москве. Изучи историю Всемирного молодежного форума.

  • Бусоевское движение – беспримерный подвиг подростков из Гулун-Тумура и Кокорина.

  • Что писала газета «Правда» от 9 мая 1945 года, орган Центрального Комитета и МК ВКП(б)? Найди ее в нашем музее и изучи.

  • По военным документам деда-фронтовика Бардаханова Александра Харитоновича Бардаханова Василия Васильевича, освобождавшего Ахтырку, Днепр, Шепетовку, Тарнополь, Львов, Краков, Домбровский бассейн, Ратибор Бискау, Берлин, Дрезден, изобрази на контурной карте его боевой путь.

  • Как работала Ользоновская школа в годы Великой Отечественной войны?

  • Как узнали ользоновцы узнали о долгожданной победе?


Темы для исследовательских работ для 8-11 классов

  • «Золотые звезды» героев-земляков

  • «Медали СССР для награждения за заслуги и отличия в период Великой Отечественной войны, в обороне, взятии и освобождении городов и территорий». Медали моих земляков.

  • «Ордена СССР для награждения за заслуги в защите социалистического Отечества и другие военные заслуги». Ордена моих земляков.

  • Медали СССР для награждения за заслуги в защите социалистического Отечества. Награды моих земляков.

  • Мои земляки – участники военных операций «Багратион», «Уран», «Кольцо».

  • Любимые военные песни моих земляков-ветеранов войны и тыла.

  • Какие города-герои освобождали мои земляки? Составь карту.

  • Какие европейские столицы освобождали мои земляки?

  • Война в цифрах.

  • Работа эвакогоспитателей в Иркутске и Иркутской области.

  • История Усть-Ордынского военного аэродрома.






2 тур: Исследовательские задачи



1.

Во время войны были учреждены новые военные награды. Ответьте, за какой подвиг давался тот иной орден:

Орден Александра Невского

Награждались офицеры флота за выдающиеся успехи в разработке, проведении и обеспечении морских боев, в ходе которых была достигнута победа над численно превосходящим противником.

Орден Славы

Награждался офицер в должности от командира взвода до командира дивизии за руководство успешной операцией, в результате которой врагу был нанесен большой ущерб.

Орден «Победа»

Награда для солдат, сержантов и старшин, а также младших лейтенантов в авиации за личный подвиг в боевой обстановке

Орден Ушакова

Высший военный орден СССР предназначался в награду высшему командному составу за успешное проведение операции в масштабе одного или нескольких фронтов, в результате чего обстановка в корне менялась в пользу советских Вооруженных Сил.


2.

В 1939 году в западных изданиях появилась карикатура, изображавшая Гитлера в виде жених, а Сталина в виде невесты. Карикатура называлась «Брак по расчету». Какие события высмеивались? Можно ли считать эти события «браком по расчету»?

3.

Личность в истории

А. Кто из высших военных чинов фашистской Германии был взят в плен в ходе Сталинградской битвы?

Ф.Гальдер, Х.В.Гудериан, В.Кейтель, Ф.Паулюс?

Б. Кто возглавлял ГКО в годы Великой Отечественной войны?

Г.К.Жуков, Г.М.Маленков, В.М.Молотов, И.В.Сталин?

В. Кто из лидеров западных держав в своей речи 22 июня 1941 года поддержал СССР, хотя ранее был активным его противником?

Ф.Рузвельт, Г.Трумэн, У.Черчилль, Шарль де Голль?

4.

Установите соответствие между годами и названиями битв:

Берлинская

1941

Курская

1942-1943

Московская

1943

Сталинградская

1945


5.

Объясните значение военных терминов:

Атака, блокада, контрудар, коренной перелом, партизанская война, штурм, эвакуация

6.

Соотнесите название операции с ее целью. Какие из них были разработаны советским, какие – немецким командованием?

«Багратион»

Освобождение Сталинграда

«Кутузов»

Освобождение Белоруссии и Литвы

«Румянцев»

Захват Москвы

«Тайфун»

Освобождение Белгорода и Харькова

«Уран»

Освобождение Орла

«Цитадель»

Разгром войск под Курском




7.

Определите событие или факт, описанный в приведенных отрывках, и ответьте на вопросы:


А. О каком городе идет речь?


- …Вы стучите долго-долго – ничего не слышно. И у вас полное впечатление, что там все умерли. Потом начинается какое-то шарканье, открывается дверь. В квартире, где температура равна температуре окружающей среды, появляется замотанное бог знает во что существо. Вы вручаете ему пакетик с сухарями, галетами и чем-нибудь еще. И что поражало? Отсутствие эмоционального всплеска.

- И даже если продукты?

- Даже продукты. Ведь у многих… уже была атрофия аппетита.


Б. Где и когда мог развернуться диалог, приведенный ниже?


Сталин говорит, что … он хотел бы знать, как обстоит дело с политическими условиями, на которых Советский Союз вступит в войну против Японии…

Рузвельт отвечает, что южная часть Сахалина и Курильские острова будут отданы Советскому Союзу…


В. После какого события мог появиться в советских газетах этот анекдот?


- Фюрер не простит генералу Паулюсу его сдачу в плен.

- Ты считаешь, что для генерал-фельдмаршала важно, какого мнения о нем ефрейтор?


8.

По какому принципу образованы логические ряды?


А. С.Илюшин, С.Лавочкин, Н.Поликарпов, А.Туполев, А.Яковлев


Б. 5 августа 1943 года, Орел, Белград, Москва


9.

На каких конференциях обсуждались эти проблемы?


А. Решение о милитаризации и денафикации Германии, решение вопроса о границах и передача СССР города Кёнигсберга?


Б. Разработка общей военной стратегии и открытие Второго фронта; границы в послевоенной Европе.


В. Обсуждение основных принципов послевоенной политики и системы безопасности; решение о создании в Германии 4 зон оккупации.

10.

Проблемный вопрос:

Почему так драматически сложилась судьба советских военнопленных?












3 тур: Викторина

Претенденты на победу по очереди отвечают на вопросы. Если в течение 30 секунд нет ответа, право отвечать переходит к сопернику. За каждый правильный ответ – 1 балл.

1

Композитор, чья Седьмая симфония была исполнена в блокадном Ленинграде

2

Участники штурма Берлина, водрузившие Знамя Победы над рейхстагом

3

Название немецкого плана вторжения в СССР

4

Кто возглавил с июня 1942 года Генеральный штаб СССР

5

Город Восточной Пруссии отошел к СССР после войны

6

Герой Советского Союза, командир 316-й стрелковой дивизии, оборонявшей Москву в 1941 году

7

Крепость – символ невероятного мужества и стойкости

8

Название операции по освобождению Белоруссии

9

Город в Германии, место встречи войск Американской и Советской армий

10

Автор поэмы «Василий Тёркин»

11

Поэтесса – символ блокадного Ленинграда

12

Говорят, что многим советским солдатам еще до 1944 года удалось лично открыть «второй фронт». Что это значило?

13

Бывший интендант царской армии сказал о критической ситуации с продовольствием под Москвой: «Русскую армию спасут три «С». О каких продуктах идет речь?

14

Он возглавил лабораторию №2 АН СССР, работавшую над «урановым проектом»

15

Реактивная установка, с мощного залпа которой началась Сталинградская битва.

16

Он стал первым трижды Героем Советского Союза

17

Он принимал Парад Победы на Красной площади 24 июня 1945 года

18

Причина первого салюта в Москве

19

Первая встреча «большой тройки» происходила в этой стране

20

Столько дней длилась блокада Ленинграда





























Ответы:

Второй тур

1

2431

2

Высмеивались договоры между СССР и Германией 1939 года.

3

А. Ф.Паулюс

Б. И.В.Сталин

В. У.Черчилль

4

Московская -1941-1942

Сталинградская - 1942-1943

Курская -1943

Берлинская 1945

5


6

Советские операции:

Багратион – освобождение Белоруссии и Литвы

Кутузов – освобождение Орла

Румянцев – освобождение Белгорода и Харькова

Уран – освобождение Сталинграда


Немецкие операции:

Тайфун – захват Москвы

Цитадель – разгром советских войск под Курском

7

А. блокадный Ленинград

Б. Ялтинская конференция 1945 года

В. После пленения части немецких войск под Сталинградом

8

А. Известные авиаконструкторы

Б. 5 августа 1943 года в честь освобождения Орла и Белгорода в Москве был дан первый артиллерийский салют

9

А. Потсдамская конференция 1945 года

Б. Тегеранская 1943 года

В. Ялтинская 1945 года

10

  1. Изначальная установка на фактическое уничтожение страны

  2. СССР не подписал ряд важных договоров (Женевскую, Гаагскую конференции), обеспечивавших защиту военнопленных и помощь международного Красного Креста

Трагичным было их положение: у себя на Родине все военнопленные были объявлены преступниками и подлежали наказанию независимо от условий, при которых они попали в плен.


















Ответы на 3 тур

  1. Шостакович

  2. Егоров и Кантария

  3. Барбаросса

  4. А.М.Василевский

  5. Кёнигсберг

  6. И.В.Панфилов

  7. Брест

  8. Багратион

  9. Торгау

  10. А.Твардовский

  11. О.Берггольц

  12. Они открывали американскую тушенку

  13. Сало, сухари, спирт

  14. И.В.Курчатов

  15. «Катюша»

  16. Г.К.Жуков

  17. Г.К.Жуков

  18. Освобождение Орла и Белгорода

  19. В Афганистане

  20. 900 дней (872)





Источники:

Государственные награды СССР – Москва: Известия, 1987.

Памятка по технологии сбора воспоминаний. Что дает сбор воспоминаний ветеранов. – Руководство для юных краеведов. 2015.

Рекомендации (инструкции) по подготовке материалов о ветеранах войны, тружеников тыла и детях войны. 2015.

Краеведческие сборники исследовательских работ учащихся МБОУ «Ользоновская средняя школа». 2017-2020.

Интернет-ресурсы.