СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка по развитию лексики, грамматического строя, связной речи детей с ОНР "Логопедические сказки"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Существую различные методы исправления речевых нарушений. Эффективно использование в логопедической роботе  с детьми дошкольного возраста сказок, способствующие коррекции развитию всех компонентов речи. 

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по развитию лексики, грамматического строя, связной речи детей с ОНР "Логопедические сказки"»

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ СКАЗКИ


Методическая разработка по развитию связной речи, грамматического строя

лексики компетентности детей с ОНР.

ШУСТРИК У БАБУШКИ


Домашние животные

Маленькому Шустрику пять лет. Однажды мама сказала Шустрику: «Завтра мы поедем к бабушке».

Всю ночь не спал Шустрик, думал, кто же есть у бабушки.

Приехали рано утром. Подошли к бабушки­ному дому, видят — ворота открыты. А из во­рот выходит «копна, спереди — вилы, сзади — метла» и мычит: «МУУУ, молока кому?»

Догадался Шустрик, кричит: «Мама, это корова!»

Вошел Шустрик во двор, а во дворе «с боро­дой, а не старик, с рогами, а не бык, с пухом, а не птица», а с ним «бегут по дорожке борода да рожки». Как вы думаете, кто бы это могбыть?

Да, козел с козлятами. Испугался Шустрик грозного козла, спрятался за маму. А козел заблеял:«БЭ-Э-Э, не бойся меня».

Видит Шустрик, стоит во дворе сарай, а там кто-то чавкает, хрюкает.

«Рыльце лепешкой, с копытцами рожки, толстое брюшко, хвост, как стружка», а ря­дышком примостились «замарашки в щетинистой рубашке, хвост крендельками, нос пятач­ком ».

«Это свинья с поросятами», — объясняет Шустрику мама. 

Походил Шустрик по сараю и видит жердоч­ка, а на жердочке «хвост с узорами, сапоги со шпорами» и кричит: «КУ-КА-РЕ-КУ, я не бу­дильник, но бужу. Я не артист, а голосист,  

ночью распеваю, время считаю, цыплят соби­раю». «Мама, мама, вот петушок, золотой гре­бешок», — обрадовался Шустрик и не заме­тил, как кто-то щиплет за пятки и гогочет, а на нем «одежда белая, а на ножки обуты крас­ные сапожки» и с ним « без команды в строй встают, отправляются на пруд. Кто идет це­почкой длинной, кто так любит дисциплину?»

«Ой, мне страшно»! — закричал Шустрик.

«Не бойся, — сказала мама. Это гусь с гусы­ней и гусятами».

«Пойдем отсюда!» — воскликнул Шустрик.

А вот и бабушка на крыльце стоит, а рядом с нею «выгнул спину он дугой, замяукал. Кто такой?» Это кот Васька мурлычет, приговари­вает: «МУРР-МУР-МУР, иди в дом.»Только Шустрик хотел подбежать к бабушке, а на крыльце «заворчал живой замок, лег у двери поперек» и рычит: «В дом чужого не пущу, я с хозяином дружу и дом сторожу».

«Шарик, Шарик», — позвал Шустрик.

А бабушка Шарику говорит: «Познакомься с Шустриком, подружись с ним».

Очень понравилось Шустрику у бабушки.

Э. Сизова.

 

 

ПРО ПОСУДУ





Словообразование

Рассуждала как-то сахарница:

—  Вот я — для сахара создана. Потому так и
зовусь — САХАРНИЦА. СОЛОНКА — для
соли, САЛАТНИЦА — для салата, ХЛЕБНИ­ЦА — для хлеба, СУПНИЦА — конечно, для  супов. СОУСНИК — для соусов разных.

—  Да, да — подхватила МАСЛЁНКА — я
нужна для масла, а моя подружка СЕЛЁДОЧ­НИЦА — для селёдки. Но скажите мне, как



объяснить слова ПОСУДА и ПОВАРЕШКА?
Слова такие есть, а вот еды такой я что-то не
знаю!

—  Вы хоть меня ЧАЙНИКОМ и зовёте, —
отозвался ЧАЙНИК — я не только про чай всё
знаю и чайком вас всех пою. Слово ПОСУДА
как бы просит: «ПОложи СюУДА! ПО-СУДА!»
А с ПОВАРЁШКОЙ ещё проще. Она главная
помощница повара: вместе с поваром любое
блюдо попробовать может и повара уговарива­ет: ПОВАР, ЕШЬ-КА!

Т. Шуйская

 

 

 

 







БАБА-ЯГА





Антонимы

Жили-были дед да баба, была у них дочка. Овдовел дед и женился на другой жене. Была у дочки ДОБРАЯ матушка, а стала ЗЛАЯ ма­чеха. Раз отец уехал куда-то, а мачеха и гово­рит девочке:

— Поди к своей тётке, моей сестре, попроси
у неё иголочку и ниточку — тебе рубашку
сшить.

А тётка эта была баба-яга, костяная нога.

Девочка не была ГЛУПА, а была УМНА, заш­ла прежде к своей родной тётке. Родная тётка БЛИЗКО жила, а баба-яга — ДАЛЕКО. Род­ная тётка и научила её, как поступать да беды избежать.

Пошла девочка. ДЛИННОЙ ли дорогой шла, КОРОТКОЙ ли — пришла к хатке, а в ней баба-яга сидит и ткёт.

—   Здравствуй, тётушка!

—   Здравствуй, родимая!

—   Меня матушка послала попросить у тебя
иголочку и ниточку — мне рубашку сшить.

—   Хорошо, садись пока ткать.

Села девочка ткать: баба-яга ТОЛСТУЮ ткань ткала, а девочка ТОНКУЮ ткёт.

 

  

А баба-яга наказывает работнице:

— Ступай, истопи баню да вымой племянни­цу, да мой хорошенько: я ею хочу позавтра­кать.

А девочка слышит всё! Отошла баба-яга от двери, а девочка взяла и убежала. У ворот кот сидит — девочку сторожит. Дала девочка коту ветчинки — он и выпустил её. Хватилась баба-яга — нет девочки! Стала она кота ругать, а кот ей отвечает:

— Я тебе сколько служу, ты мне косточки
ПЛОХОЙ не дала, а девочка ветчинкой ХОРО­ШЕЙ покормила.

Стала баба-яга других своих работников ру­гать и колотить.Собаки ей говорят:

— Мы тебе сколько служим, а ты нам толь­
ко ТВЁРДЫЕ корки бросала, а девочка МЯГ­КОГО хлеба дала.

Ворота говорят:

— Мы тебе сколько служим, а ты нам мас­лица жалела, МАЛО давала, а девочка нам
МНОГО маслица под пяточки налила. Берёзка
говорит:

—  Я тебе сколько служу, а ты ГОРЯЧЕЙ
водой меня окатывала, девочка же ХОЛОДНОЙ
ключевою полила.

А работница говорит:

— Я тебе сколько служу, ты мне МАЛЕНЬ­КОЙ тряпочки не дала, а девочка БОЛЬШОЙ платок подарила.

Села баба-яга в ступу, бросилась в погоню.

Приклонила девочка ухо к земле и слышит, что близко баба яга, взяла и бросила полотен­це: полотенце было УЗКОЕ — река разлилась ШИРОКАЯ.

Баба-яга от злости заскрипела, воротилась домой, взяла своих быков и пригнала к реке. Быки реку всю выпили, а баба-яга вновь в по­гоню пустилась.

Девочка ухо к земле приклонила и слышит, что близко баба-яга, вынула гребешок и поза­ди себя бросила. Гребешок был РЕДКИЙ — лес раскинулся ГУСТОЙ: кусты НИЗКИЕ да деревья ВЫСОКИЕ. Стала баба-яга лес грызть, да зубы обломала, ни с чем домой воротилась.

Прибежала девочка домой, всё как есть, отцу рассказала. Рассердился он на жену, прогнал её со двора прочь, а сам с дочкою стал жить поживать да добра наживать.

По мотивам сказки А. Афанасьева.

 

 

 







КАК НАЙТИ ДОРОЖКУ?



Деревья в лесу

Ребята пошли в гости к деду-леснику и заб­лудились. Смотрят — над ними Белка прыга­ет.

С дерева на дерево. Ребята — к ней.

— Белка, Белка, расскажи,
Белка, Белка, покажи,
Как найти дорожку

К дедушке в сторожку?

—  Очень просто, — отвечает Белка. — Пры­гайте с этой ЕЛКИ вон на ту, с той — на кри­вую БЕРЕЗКУ. С кривой БЕРЕЗКИ виден боль­шой ДУБ. С верхушки ДУБА видна крыша.
Это и есть сторожка. Ну, что же вы? Прыгай­
те!

—  Спасибо, Белка, — говорят ребята. — Толь­ко мы не умеем по деревьям прыгать.

Нарисуй, как прыгала БЕЛКА к дедушке в сторожку.

В. Берестов.

Чудесный ручеёк


Словообразование

Из лесных ключей взял свое начало малень­кий ручеёк. Чистый и холодный, весёлый и молодой, бежал он через лес. Задержался у бе­рёзки — вырос под берёзкой подберёзовик, завернул к осинке — закраснел под осинкой подосиновик. Пробежал ручеёк через бор — и в бору появились крепкие боровики, плеснул водой на мох — и мох украсили моховики. Выскочил ручеёк к ельнику — заволновались там волнушки:

— Не спеши, ручеёк, дай водички ещё на грибок!

Да где уж ему — не слышит ручеёк! Пока­тился он с кочки, обогнул большой камень, скатился с горочки и... растворился в водах лесной речушки.

Т. Шуйская

 

 

 

 

 

КАПУСТНЫЙ  ЛИСТОК



Домашние животные. Звукоподражания

Управление Винительным и Дательным падежами

Щипал ТЕЛЕНОК травку возле забора. По­дошел к нему ПЕТУШОК и принялся рядыш­ком зернышки в траве искать. Вдруг он видиткапустный листок.

— КО! — удивился ПЕТУШОК и клюнул его.

Не понравился ему капустный листок. Ре­шил он ТЕЛЕНКУ предложить попробовать и говорит ему:

— КО!

А ТЕЛЕНОК не понял, в чем дело, и спра­шивает: — МУ-У?

— КО, — говорит ПЕТУШОК и снова пока­зывает клювом на капустный листок.

— МУ-У? — не понимает ТЕЛЕНОК.
Так и стоят они возле капустного листка

разговаривают:

— КО! МУ-У! КО-МУ?
Услышала это КОЗА и как заблеет:

— МНЕ-Е-Е! МНЕ-Е-Е!

Л. Яхтш

 

 

 

 

 









КОЛОКОЛЬЧИК



Цветы.

Согласование прилагательного с существительным

Вышел я из лесу на луг и удивился. Сколько цветов! Они похожи на праздничный хоровод.

По зеленому лугу белеют ромашки, желтеют одуванчики, синеет горошек.

А выше всех, всех веселее — лиловые коло­кольчики. Они колышутся, кланяются от лет­него ветерка. Это они радостно приветствуют меня. Все лето цветут эти милые цветы наших лугов.

По И. Соколову-Микитову.