Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
муниципального образования «Кошехабльский район»
«Детский сад №5 «Псынэдах»
Методическая разработка
по развитию речи для детей подготовительной группы
«Друзья природы»
Воспитатель МБДОУ №5
Н.Н.Хаткова.
Цель: ознакомление детей с окружающим миром природы.
Обучающие задачи:
- закреплять знания детей о живой природе;
- расширять знания о лесе и его обитателях.
Развивающие задачи:
- развивать диалогическую речь детей;
- развивать умение отвечать на вопросы, аргументировать свои ответы;
- развивать навыки учебной деятельности.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к окружающей природе;
- закреплять правила поведения в лесу.
Материалы: предметные картинки: звери, птицы, насекомые, деревья, рыбы;
мяч, ноутбук, проектор, колонки.
1 Педагог: Ребята! Вы любите путешествовать? Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие «Мир природы».
2 Педагог: Но на чём же мы с вами отправимся? Договоритесь между собой. Отправляемся!
3 1 остановка «Деревья наши помощники»
Педагог: Ребята, мы с вами оказались в лесу. Давайте назовем те деревья, которые мы видим на картинке (дуб, клен, береза, ива, ель, кедр, пихта и др.). Что общего у всех деревьев? (им всем нужен воздух, вода, все они живые, есть ствол и крона) В чем у них различие? (разные листья, плоды) Кроме деревьев, что ещё растет в лесу? (грибы, ягоды) Зачем люди ходят в лес? (чтобы любоваться красотой, отдыхать, гулять, за ягодами, грибами и получать кислород) Какую пользу приносит лес людям? (чистый воздух) Как нужно вести себя в лесу? (не сорить, не ломать ветки и др.) (Ответы детей)
Педагог: Ребята, вы знаете не только названия деревьев нашего леса, но и как надо вести себя в лесу.
4 Педагог: А теперь давайте составим рассказ, используя наглядную картинку.
(составление описательного рассказа по картине)
Педагог: Молодцы справились с заданием. Отправляемся дальше? Хотите поиграть?
5 Игра « Назови ласково»
Педагог: я буду называть вам предмет, а вы мне будете называть его ласково. Куст-кустик Береза-березка Ягода-ягодка Лист-листочек Гриб-грибочек Цветок-цветочек
6 2 остановка - «В гостях у птиц»
Педагог: Ребята, мы с вами приехали (пришли) в гости к лесным птицам. (Ответы детей)
Педагог: Каких птиц вы знаете? (тетерев, дрозд, кукушка, скворец, дятел, перепелка, ястреб) Как называют птиц, которые улетают на зиму в теплые края? (перелетные) Как называют птиц, которые остаются у нас зимовать? (зимующие) Почему птицы улетают? (они могут замерзнуть в холоде) Чем питаются птицы? (насекомыми)
7 Педагог: А теперь ребята я буду вам загадывать загадки, а отгадки вы будете находить среди картинок. Эта птица болтлива, Воровата, суетлива, Стрекотунья-белобока, А зовут её …..(сорока). Чик-чирик! К зернышкам прыг! Клюй не робей. Кто это? (воробей) Ты его узнаешь сразу: Черноклювый, черноглазый, Он за плугом важно ходит, Червяков, жуков находит. (грач) Днём спит, Ночью летает, Прохожих пугает (филин, сова)
8 Педагог:А сейчас давайте отправим перелетных птиц в теплые края, перенеся их на картинку, а зимующих птиц оставим в зимнем лесу (синица голубь, ворон, воробей, снегирь),(дикие утки, ласточка, кукушка, лебедь). Молодцы! Давайте мы с вами немного разомнемся.
9 Физкультминутка
«Вместе по лесу идем»
Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)
Тысяча цветов вокруг! (Потягивания —руки в стороны.)
Вот ромашка, василёк,
Медуница, кашка, клевер.
Расстилается ковёр.
И направо и налево. (Наклониться икоснуться левой ступни правой рукой,
потом наоборот — правой ступни левой рукой.)
К небу ручки протянули,
Позвоночник растянули. (Потягивания -руки вверх.)
Отдохнуть мы все успели И на место снова сели. (Дети садятся.)
10 3 остановка «Звериное царство»
Педагог: Ребята, мы с Вами попали в звериное царство. Какие животные живут в лесу? (лиса, медведь, волк, кабан, лось, олень) Назовите животных, которые питаются растениями? (травоядные) Каких вы знаете хищных животных?(Лиса, волк, кабан) А травоядных? (олень, лось, заяц, мышь) Как называется жилище медведя? Лисы? Белки? (берлога, нора, дупло)
11 Педагог: А сейчас вы посмотрите на картинки и скажете, кто же из них больше по размеру: волк или медведь?
Заяц или кабан?
Белка или олень?
А теперь кто меньше: мышка или белка?
Ёж или заяц?
Волк или лось?
12 Игра «Что лишнее?»
Педагог: перед вами четыре картинки. Нужно выбрать лишнюю и объяснить почему. (тигр-это животное жарких стран)
Олень корова бабочка овца (бабочка – насекомое, корова, овца, олень - животные)
Петух гусь утка грач (грач – городская птица, остальные - домашние)
13. Игра с мячом «Детеныши животных»
Педагог: А сейчас мы с вами поиграем. Я вам буду бросать мяч и называть животного, а вы будете говорить его детеныша. Лиса-лисенком Волк-волчонком Медведь-медвежонком Ёж-ежонком Лось-лосенком Олень-оленёнком
14. Педагог: На доске изображены картинки. Нужно соединить стрелками картинку с подходящей буквой, твердой или мягкой. Молодцы. Отправляемся дальше.
15. 4. остановка «Насекомые»
Педагог: Мы с вами попали в гости к насекомым. Ребята! Какую пользу приносят насекомые лесу?(они лечат деревья, ими питаются птицы и животные)
Педагог: Назовите насекомых, которых вы видите на картинке? (шмель, кузнечик, бабочка, божья коровка, жук)
Педагог: Что будет, если исчезнут все насекомые? (исчезнут птицы) Исчезнут насекомые, исчезнут птицы, которые питались насекомыми. Не будет птиц, погибнут деревья, потому что их съедят вредители. Не будет деревьев, негде будет жить животным.
Педагог: Путешествие наше закончилось и мы возвращаемся в наш детский сад. Где мы сегодня с вами побывали? Что вам больше всего понравилось? Все вы были молодцы!