СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка по русскому языку для 1 класса "Правописание сочетаний чк - чн" ФГОС "Школа России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по русскому языку для 1 класса "Правописание сочетаний чк - чн" ФГОС "Школа России"»

Методическая разработка по русскому языку для 1 класса "Правописание сочетаний чк - чн" ФГОС "Школа России"

Цели урока:

  • познакомить с особенностями произношения и написания сочетаний чк, чн, щн (звуки[Ч'] , [Щ'] - мягкие, сочетания пишутся без ь);

  • формировать умение правильно писать слова с сочетаниями чк, чн;

  • развивать орфографическую зоркость учащихся, правильную речь, умение выражать свои мысли при изучении языковых явлений, память, мышление;

  • воспитывать интерес к русскому языку, аккуратность при работе в тетрадях.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран.



ХОД УРОКА

1.Организационный момент

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

Сегодня мы с вами на уроке русского языка будем учиться правильно писать некоторые буквенные сочетания и нам поможет самая мудрая птица лесов - Умная Сова.

II. Минутка чистописания.

Тетрадь с наклоном положу

Ручку правильно держу,

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь!

- Записываем число, классная работа. Пишем аккуратно, стараемся, выводим каждую букву.

Ж, Ш, Ч, Щ

- Какие буквы написаны на доске? (строчные)

- Как одним словом назвать звуки, обозначенные этими буквами? (согласные) Чем согласные звуки отличаются от гласных?

- Напишите эти буквы.

- Разделите их на две группы. (всегда твердые, всегда мягкие)

- Придумайте слова с твёрдыми звуками, с мягкими звуками. (устно)

-Посмотрите задание, которое выполнила наша Умная Сова:

Чя, чю, чящя, чясы, чястый, учясток.

Посмотрите, правильно ли всё написала наша Умная Сова?! Допустила ли она ошибки?.. Какое же правило она забыла? Давайте поможем ей исправить ошибки!?

(Учащиеся находят ошибки и исправляют их.) Как соединяем букву ча с буквой а? Запишите эти слова в тетрадь. В каждом слове поставим ударение и подчеркнем орфограмму.

III. Введение новых знаний.

-Умная Сова написала слова. Посмотрите, что у неё получилось.

птички птичьки

сказочный сказочьный

сочный сочьный

печка печька

- В чем расходится написание слов?

- Итак, внимательно посмотрите на слова.

- Как же правильно писать слова? Какие есть предположения?

- Нужно писать ь / ь не пишется

- Вы согласны с этим предположением? (да, нет)

- Как объяснить это предположение?

- Какой шипящий звук вам встретился? ([ч’])

- Что вы знаете об этом звуке? (всегда мягкий)

- Надо ли дополнительно обозначать его мягкость? (нет)

- Тогда какой вывод мы можем сделать, исходя из наших наблюдений?

(в сочетании ЧК мягкий знак не пишется)

(Дети подводятся к выводу, что мягкий знак не нужен, т.к. [ч’] - всегда мягкий звук.)

- Предположите, какова будет тема сегодняшнего урока?

- Сочетания ЧК, ЧН

- Сформулируйте сами правило о том, как надо писать сочетания ЧК, ЧН, ЩН.

IV. Работа над темой урока

Самостоятельное чтение

а) Течёт речка, печёт печка.

б) У нас в печурочке

Золотые чурочки.

- Что вы прочитали? Какие слова встретились с нашими правилами? Запишем первое предложение в тетрадь, в каждом слове поставим ударение и подчеркнем орфограмму.

V. Физминутка:

Мы к лесной лужайке вышли,

Поднимая ноги выше,

Через кустики и кочки,

Через ветви и пенёчки.

Кто высоко так шагал

- Не споткнулся, не упал.

Ча, ча, ча

Ча, ча, ча (3 хлопка по бедрам)

Печка очень горяча (4 прыжка на двух ногах)

Чи, чи, чи (3 хлопка над головой)

Печет печка калачи (4 приседания)

Чу, чу, чу (3 хлопка за спиной)

Будет всем по калачу (4 прыжка на месте)

Чо, чо, чо (3 хлопка перед собой)

Осторожно, горячо (ходьба на месте).

VI. Закрепление

- Задание от нашей Умной Совы - Кто быстрее всех читает и слова запоминает? Прочитаем хором.

Ёлочка и белочка, щучка, тучка, стрелочка, бочка, почка, спичка,

речка, ручка, птичка, шуточка, минуточка.

- Прочитайте слова несколько раз, постарайтесь запомнить как можно больше и записать их по памяти в тетрадь а) записать слова по памяти;

-Слова запишем в тетрадь, поставим в каждом слове ударение и подчеркнём орфограмму ЧК.

-Скажите правила , которые надо знать чтобы пропущенные буквы вписать.

VIII. Работа над орфоэпией.

- Очень часто слова конечно, нарочно, скучно люди произносят с ЧН, хотя правильное произношение этих слов такое коне[шн]о, наро[шн]о, ску[шн]о.Сейчас мы с вами потренируемся правильно произносить эти слова на примере одного из стихотворений, которое записано у вас на карточке.

Я, конечно, не нарочно

Затолкал кота в буфет.

И, конечно, не нарочно

Съел я килограмм конфет.

И, конечно, не нарочно

Вазу мамину разбил.

И уж вовсе, не нарочно

На ковёр кисель пролил…

Просто было очень скучно…

Но теперь-то я послушный!

-Запишем слова конечно, нарочно, скучно в тетрадь. В каждом слове поставьте ударение. Подчеркнем орфограмму ЧН.

IX. Итог урока. Рефлексия.

- Ребята, что нового вы узнали на уроке сегодня? Сформулируйте правило.

Закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего занятия.

Я рада, что на протяжении всего занятия вы были внимательны.

Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо – улыбнулись мне, а кто чувствует в себе потенциал работать еще лучше – поаплодировали себе.