СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка по русскому языку на тему: "Изменение имен прилагательных по числам и родам"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по русскому языку на тему: "Изменение имен прилагательных по числам и родам"»

Тема: Изменение имен прилагательных по числам и родам.

Цель: познакомить с изменением имён прилагательных по родам и числам

Этап

урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Объясне

ние нового материала

Создание проблемной ситуации

-Пишем сочетания  ая, яя, ой, ый, ий, ое, ее, ые ,ие.

Праздничный салют, боевые ордена, большой праздник, вечная память.

-Ребята, как вы думаете, почему именно эти сочетания мы будем повторять?


-Правильно сегодня на уроке мы повторим и обобщим знания об имени прилагательном, а так же узнаем что – то новое.

Постановка учебной задачи в слове учителя

- Добрую сказку помню я с детства.

Хочу, чтобы в сказку попали и вы.

Пусть подкрадётся к самому сердцу

И зародит в нём зерно доброты.

- Все дети с раннего детства любят слушать и читать сказки. Читая сказки, мы проникаем в загадочный, чудесный, таинственный мир. Ведь в сказках совершаются самые невероятные чудеса. И сегодня нас с вами ожидает путешествие в загадочный мир сказки.

За горами, за лесами,

За широкими морями,

В чудном домике своём

Живут гномы всемером.

С ними поселилась я.

Сказку назовём, друзья.

-В какую сказку мы с вами попали?

Первого Гномика зовут Понедельник. Он подготовил для вас такие слова: капуста, яблоко, воробей, арбуз, медведь, молоко, пальто, коньки, Москва, тетрадь.

- Какое слово лишнее?

-Почему?

-Остальные слова можно разделить на 3 группы. Какие?



-Распределите и запишите самостоятельно.

-Давайте подберем прилагательные к этим словам.

-Чтоб вам легче было работать на доске весит таблица опирайтесь на нее

Мужской род

Какой?

Женский род

Какая?

Средний род

Какое?

-Вывод о прилагательном:







- Отчего зависит род имён прилагательных?

- В каком числе имена прилагательные не изменяются по родам ?

-Прочитайте правило в учебнике.

Записывают предложенные слова.



Потому что мы будем повторять и обобщать знания об имени прилагательном.


















Белоснежка и семь гномов.




Коньки

Мн. ч.

По родам: женский, мужской, средний

Дети распределяют и записывают

Устное составление словосочетании.





Род имени прилагательного можно определить по роду имени существительного, к которому оно относится.

От имени существительного

Во множественном

Читают правило в учебнике.




(На доске записаны сочетания)























(На доске записаны слова)







(На доске таблица)















































Тема : Изменение имён прилагательных по числам и родам.

Прилагательные синонимы и антонимы.

Цель: ознакомление с изменением имён прилагательных по родам и числам; развитие умения определять род и число прилагательных углубление представлений о синонимах и антонимах; воспитывать любознательность, аккуратность при письме, интерес к предмету.

Задачи:1).научить составлять словосочетания существительного с прилагательным;

2). Научить определять род и число прилагательных;

3). воспитывать интерес к урокам русского языка.

Класс: 3 класс.

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Оборудование: Мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска , Macromedia Flach Player, сигнальные картинки к рефлексии, учебник для 3 класса,2 часть

                             Ход урока.

1. Организационный момент.

Здравствуй , небо голубое,

Здравствуй , солнце золотое.

Здравствуй, матушка – земля,

Здравствуйте ,мои друзья! ( Слайд 1)

У нас сегодня урок необычный. Мы будем путешествовать в сказочном мире.

2. Каллиграфиеская минутка с грамматическим заданием.

Пишем сочетания  ая, яя, ой, ый, ий, ое, ее, ые ,ие.

Праздничный салют, боевые ордена, большой праздник, вечная память.

- Ребята , как вы думаете , почему именно эти сочетания мы будем повторять?

3.Сообщение темы урока

Правильно сегодня на уроке мы повторим и обобщим знания об имени прилагательном, а так же узнаем что – то новое. (Слайд 2)

Спишите сочетания первой строчки. Простым карандашом с помощью замкнутой линии разделите эти сочетания на группы.

4.Психологический настрой. (Слайд 3).

- Добрую сказку помню я с детства.

Хочу, чтобы в сказку попали и вы.

Пусть подкрадётся к самому сердцу

И зародит в нём зерно доброты.

- Все дети с раннего детства любят слушать и читать сказки. Читая сказки, мы проникаем в загадочный, чудесный, таинственный мир. Ведь в сказках совершаются самые невероятные чудеса. И сегодня нас с вами ожидает путешествие в загадочный мир сказки.

За горами, за лесами,

За широкими морями,

В чудном домике своём

Живут гномы всемером.

С ними поселилась я.

Сказку назовём, друзья.

-В какую сказку мы с вами попали? (Слайд 4).

5.Словарная работа. (Слайд 5).

Первого Гномика зовут Понедельник. Он подготовил для вас такие слова: капуста, яблоко, воробей, арбуз, медведь, молоко, пальто, коньки, Москва, тетрадь.

- Какое слово лишнее? (коньки) . Почему? (мн. ч.).

Остальные слова можно разделить на 3 группы. Какие? (по родам).

Распределите и запишите самостоятельно. Проверка с объяснением правописания и подбором прилагательных. Устное составление словосочетаний.(Слайды 6 -14).

Вывод о прилагательном: (Слайд 15 - 16) Работа с сигнальными карточками.

- Отчего зависит род имён прилагательных? (от имени существительного).

- Что такое имя прилагательное ?

- С какой частью речи оно связано?

- В каком числе имена прилагательные не изменяются по родам ?

6. Изменение имён прилагательных по родам и числам.

Второй Гномик – Вторник хочет проверить, знаете ли вы родовые окончания прилагательных, умеете ли согласовывать существительное с прилагательным.

- Какие окончания пишутся у прилагательных женского рода? Мужского рода? Среднего рода? . А теперь выполните самостоятельно задание. (Слайд 17).  Таблицы.

Морозн… утро, высок… дом, сильн… буря, зимн… стужа, ярк… солнце, холодн… ветер.

Проверка.

7. Работа по теме урока.

Третий  Гномик –Среда предлагает вам открыть учебник и прочитать задание к упражнению 483 стр: 53.

Читаем и находим прилагательные и заменяем их синонимами.

- Каким другим, близким по смыслу можно его заменить?

- Так что же такое синонимы? (слова, близкие по смыслу).

- А как называются слова, противоположные по смыслу? (антонимы). (Слайд22)

Минус – плюс, огонь – вода,

Дерзкий – осторожный,

Все антонимы всегда

Противоположны.

8.

А Гномик – Четверг предлагает вам записать антонимы к данным прилагательным и определить у них род и число.

Высокий - …, далёкая - …, ближнее - …, тёплые - … .  (слайд23)

Предварительный разбор и самостоятельное выполнение. Фронтальная проверка.

8. Изменение прилагательных по числам. (Слайд 24).

Гномик Пятница приготовил вам задание для повторения. Найдите имена прилагательные в этих предложениях. В каком числе они употреблены? Запишите предложения, изменив число имён прилагательных.

На улице сильный мороз. Во дворе большой сугроб.

Проверка. Разбор по членам предложения и частям речи.

10..

Гномик Суббота предлагает вам игру.

горячий       низкое

тёмная         маленькие

высокое       холодный

большие         светлая

Если я вам скажу прил. Жен. Рода – прыгаем

                                        Муж. Рода – хлопаем

                                        Среднего рода – приседаем

11. Образование имён прилагательных от имён существительных. (Слайд 25).

Последнее задание приготовил вам Гномик Воскресенье.

Гриб, лес, море, цвет, лиса, земля, сказка, солнце.

(Фронтальная проверка).

12. Ребята вам понравились задания гномов?

А теперь чтобы оценить ваши знания мы выполним тест .

12. Домашнее задание    упр: 517, 519  стр:       (Слайд 26).

13. Итог урока. Рефлексия. (Слайды 27-29).

-