Урок русского языка, 4 класс
Тема: Склонение имён прилагательных во множественном числе.
Цель: создать условия для ознакомления с особенностью склонения имен прилагательных во множественном числе.
Задачи:
формировать умения склонять имена прилагательные во множественном числе, определять их падеж, правильно писать окончания; устанавливать связь: существительное и прилагательное.
развивать память, мыслительные операции (аналогию, обобщение), коммуникативные способности; познавательный интерес, орфографическую зоркость, речевые умения.
воспитывать умение общаться и помогать друг другу.
Планируемые результаты по формированию УУД:
Познавательные: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; анализировать падежные окончания, выделять их сходства и различия; аргументировать свои действия, опираясь на формулировку правила.
Регулятивные: выполнять учебные действия ,самостоятельно сформулировать цель урока после предварительного обсуждения, действовать по инструкции, оценивать собственную успешность выполнения задания, анализ, оценка и контроль результата деятельности .
Личностные: формирование положительных мотивов учения.
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; слушать и понимать речь других, строить монологическое высказывание.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Формы работы учащихся: фронтальная,в парах, индивидуальная.
Методы: частично- поисковый, фронтальная беседа.
Ход урока
1.Организационный момент. Мотивация и стимулирование деятельности учащихся
Прозвенел уже звонок
Начинается урок!
Я очень хочу, чтобы вы улыбались,
Работаю нашей довольны остались.
Пусть этот урок нас порадует всех
И каждый из нас ощутит свой успех.
Мы начинаем урок русского языка. Откройте тетради, запишите число, классная работа. Четырнадцатое февраля. Классная работа.
Словарная работа.Земледелие,издалека,неуклюжий,невзрачный,огород,пейзаж,орнамент.
(поставьте ударение, подчеркните орфограммы).Оцените себя.
- 2.Актуализация знаний. Послушайте стихотворение и узнайте о какой части речи мы с вами будем говорить на уроке.
Я – часть речи интересная,
Широко в миру известная,
Опишу любой предмет –
В этом равных со мной нет.
Речь со мною выразительна,
И точна, и удивительна.
Чтоб красиво говорить,
Мною нужно дорожить. (О. Головко)
- О какой части речи говорится в стихотворении? ( о прилагательном)
-Значит, мы сегодня на уроке будем продолжать работать над именами прилагательными. Что такое имя прилагательное? С какой частью речи оно связано?Как определить у им.прилаг.(число,род,падеж)?(в единственноством числе род определяется,во мн.-нет)
3.Формулирование темы и цели урока.
- Прочитайте стихотворение на доске.
Красненькие щёчки,
Пёстрые платочки.
Хлопают в ладошки
Весёлые матрёшки.
- Назовите словосочетания – прилагательное с существительным.
- Что объединяет все эти прилагательные? ( они стоят во мн. ч., в.И.п.)
Что вы уже знаете об именах прилагательных множественного числа И.п.?
(они отвечают на вопрос какие? и имеют окончания –ые, -ие)
- А известны ли нам окончания имён прилагательных мн.ч. в других падежах? (нет)
- А хотите узнать?
- Скажите тогда, как называется изменение ИП по падежам? (склонение)
- Таким образом мы подошли к названию темы нашего урока.
Кто может сформулировать её? (Склонение имён прилагательных во множественном числе)
-Раз мы знаем окончания ИП мн.ч. только в И.п.
Какую же цель мы должны перед собой поставить?
Цель: узнать окончания ИП мн.ч. и в других падежах., научиться правильно склонять имена прилагательные во множественном числе, правильно писать окончания.
- Для того, чтобы добиться нашей цели, что мы должны сделать?- задачи
1.научиться склонять ИП во мн.ч.
2. Устанавливать связь – существительное и прилагательное
3. Учиться правильно писать окончания ИП мн.ч.
4. Открытие нового знания. (Организация познавательной деятельности.)
- Чтобы приступить к осуществлению нашей цели, я предлагаю просклонять ИП в тетрадях. 1 ряд полевые цветы
2 ряд тяжёлые волны,
3 ряд горные озёра
Работа в парах.
Проверяем.
- Называете падеж, словосочетание и окончание
Пожалуйста, 1ряд ….. , 2 ряд,3 ряд… …….
- Слушая ваши ответы, у меня получилась вот такая таблица.
- Что интересного заметили? ( имеют одинаковые окончания ИП в И.п. и В.п., Р,В,П,п.)
- А теперь назовите род сущ. с которыми связаны эти прилагательные?
- Чем различаются падежные вопросы ИП во мн. ч. с сущ. м.,с.,и ж. родов? ( они не различаются)
- Какой мы можем сделать вывод? ( ИП во мн.ч. изменяются только по падежам)
А где мы можем проверить правильность нашего умозаключения? ( в учебнике)
- Откройте учебник на с. 48
Посмотрите на табличку, где столбик с окончаниями и сверьте, такие у вас окончания? ( да)
- Исходя из всего этого, скажите, чему мы учились выполняя это задание ?
( склонять ИП мн.числа)
-Что нового узнали? ( узнали, какие бывают окончания ИП во мн. ч.)
Оцените себя.
Физминутка. Запретное движение
5.. Самостоятельная работа.
Работа с карточками. Карточка
Спишите словосочетания. Вставьте и выделите окончания у имен прилагательных, определите падеж.
За воздушными.. .. шарами ,Т.п
до первых…. заморозков ,Р.п
по речным… волнам ,Д.п
молодых…. лесов,Р.п.
о полевых… цветах,П.п
весёлыми матрёшками Т.п.
Взаимопроверка. Поменяйтесь тетрадями и сверьте с доской. .
- Чему мы учились выполняя это задание?
Оцените свою самостоятельную работу, проверенную соседом .
6. Итог урока .Рефлексия.
- Давайте подведём итог нашего урока. Вспомните тему нашего урока. Над чем мы работали ?
Скажите, какую цель ставили на уроке? (узнать окончания ИП мн.ч. в других падежах)
– Как изменяются имена прилагательные во множественном числе? (Только по падежам)
– Как не изменяются имена прилагательные множественного числа? (Не изменяются по родам).
– Как определить падеж имени прилагательного во множественном числе? (Как и в ед. ч., падеж прилагательного определяется по падежу имени существительного, к которому оно относится.
Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения ?
Рефлексия |
Активно работал, не было ошибок | 5 |
Принимал участие, были ошибки | 4 |
Редко принимал участие, были ошибки | 3 |
Не работал, наблюдал | 2 |