СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка по теме 3.5 «ЭДС. Законы Ома. Сопротивление проводника. Зависимость сопротивления от температуры. Сверхпроводимость»

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Закон Ома для участка и для полной цепи.  Проводники в электрическом поле. Удельное сопротивление проводника. Электрическое сопротивление. Понятие сверхпроводимости. Опытным путем измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока. Овладение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями. Формирование собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по теме 3.5 «ЭДС. Законы Ома. Сопротивление проводника. Зависимость сопротивления от температуры. Сверхпроводимость»»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

«БАРАБИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»


Рассмотрена на заседании

ЦМК ОГСЭД

Протокол № ___________

от ____________ 2018 г.

Председатель ЦМК

Хританкова Н. Ю.

(Ф. И. О.)


______________________

(подпись)


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

КОМБИНИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ


Специальность 34.02.01 Сестринское дело (с базовой подготовкой)


Дисциплина: Физика


Раздел 3 «Электродинамика. Колебания и волны. Оптика»


Тема 3.5 «ЭДС. Законы Ома. Сопротивление проводника. Зависимость сопротивления от температуры. Сверхпроводимость»



Разработчик – преподаватель Вашурина Т. В.









2018

СОДЕРЖАНИЕ

Методический лист

3

Примерная хронокарта занятия

5

Исходный материал

9

Приложение №1 Контроль знаний по предыдущей теме

13

Приложение №2 Задания для закрепления и систематизации новых знаний

17

Приложение №3 Задания для предварительного контроля знаний

18

Приложение №4 Контролирующий материал

18

Задание для самостоятельной внеаудиторной работы студентов

19

Список использованных источников

21


Выписка из рабочей программы дисциплины «Физика»

для специальности Сестринское дело

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов


Тема 3.5


ЭДС. Законы Ома. Сопротивление проводника. Зависимость сопротивления от температуры. Сверхпроводимость.

Содержание учебного материала

2


Закон Ома для участка и для полной цепи. Проводники в электрическом поле. Удельное сопротивление проводника. Электрическое сопротивление. Понятие сверхпроводимости. Опытным путем измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока. Овладение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями. Формирование собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников.

Лабораторная работа

-

Практическое занятие

-

Контрольная работа

-

Самостоятельная работа обучающихся

Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, Н. Н. Соцкий, Физика. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений (с приложением на электронном носителе). Базовый и профильный уровни - М.: Просвещение, 2011 г. Параграфы 109-114 прочитать, конспект выучить. Подготовить доклад или сообщение по теме: «Георг Ом», «Сверхпроводимость»

1

МЕТОДИЧЕСКИЙ ЛИСТ



Тип занятия: комбинированный урок.


Вид занятия: беседа, объяснение с демонстрацией наглядных пособий, решение задач.

Продолжительность: 90 минут.



ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ


  1. Учебные цели: сформировать представления о роли и месте физики в современной научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений через изучение понятия электродвижущей силы, сопротивления проводника, зависимости сопротивления от температуры; понимание роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач; способствовать формированию умения владеть основополагающими физическими понятиями, уверенно пользоваться физической терминологией и символикой. Способствовать формированию умения организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения упражнений (ОК 2).

  2. Развивающие цели: развивать интерес к будущей профессии, понимание сущности и социальной значимости (ОК 1), способствовать формированию умения решать физические задачи.

  3. Воспитательные цели: способствовать развитию коммуникативных способностей; создать условия для развития скорости восприятия и переработки информации, культуры речи; формировать умение работать в коллективе и команде (ОК 6).


Методы обучения: объяснительно-иллюстративный с использованием информационных технологий, репродуктивный.

Место проведения: аудитория колледжа.





МОТИВАЦИЯ

Тема 3.5 «ЭДС. Законы Ома. Сопротивление проводника. Зависимость сопротивления от температуры. Сверхпроводимость» входит в программу по учебной дисциплине «Физика» и занимает значительное место, т.к. знания, полученные при изучении данной темы необходимы для изучения многих тем как в рамках программы по физике, так и при изучении смежных дисциплин (химия, математика). Опасность работы с электроприборами заключается в том, что ток и напряжение не имеют внешних признаков, которые позволили бы человеку при помощи органов чувств (зрения, слуха, обоняния) обнаружить грозящую опасность и принять меры предосторожности. 
Действие электрического тока на живые организмы было открыто итальянским учённым Луиджи Гальвани. Ноябрьским днём 1770 г. он был поражён странным явлением: находившиеся на столе обезглавленные лягушки, над которыми профессор проводил опыты, вздрагивали. Их лапки вздрагивали каждый раз, когда из стоящей в кабинете электростатической машины извлекали яркие искры. Особенно сильными были содрогания лапок, когда к ним были присоединены проволоки, свисавшие до земли.
Ныне Гальвани считают основоположником электрофизиологии, раздела медицины оказывающее положительное влияние на организм человека. Кратковременные высоковольтные электрические разряды через сердце помогают иногда предотвратить смерть пациента при тяжёлом нарушении сердечной деятельности.

На данное занятие отводится 2 учебных часа. Во время комбинированного занятия проводится актуализация знаний в форме устного опроса, с целью проверки остаточных знаний, которые необходимых при изучении нового материала; непосредственное изучение нового материала; первичного закрепление нового материала с помощью решения задач по данной теме. Контроль уровня усвоения нового материала проводится в форме тестирования студентов. Каждому образованному человеку необходимо непрерывно пополнять свои знания в области физики, развивать интерес к будущей профессии, понимание сущности и социальной значимости (ОК 1), научиться организовывать свою деятельность, уметь выбирать методы и способы выполнения задач и в дальнейшем оценивать их качество (ОК2), а также необходимо для будущего медицинского работника научится работать в коллективе и команде (ОК6).


ПРИМЕРНАЯ ХРОНОКАРТА КОМБИНИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ


п/№

Наименование этапа

Время

Цель этапа

Деятельность

Оснащение

преподавателя

студентов

-1-

-2-

-3-

-4-

-5-

-6-

-7-

Организационный этап

2

Организация начала занятия, формирование способности организовывать собственную деятельность (ОК2)

Приветствие. Проверка готовности аудитории. Отмечает отсутствующих студентов в журнале

Староста называет отсутствующих студентов. Студенты приводят в соответствие внешний вид, готовят рабочие места.

Журнал, тетради для конспектов.


Контроль знаний по предыдущей теме

15

Оценка уровня сформированности знаний по предыдущей теме. Развитие грамотной речи обучающихся, самоконтроль своих знаний

Инструктирует и проводит контроль знаний


Повторяют домашнее задание, отвечают устно.

Вопросы для устного опроса. Приложение 1.


Мотивационный этап и целеполагание

3

Развитие интереса к будущей профессии, понимания сущности и социальной значимости (ОК 1), установка приоритетов при изучении темы.

Объясняет студентам важность изучения данной темы, озвучивает цели занятия.

Слушают, задают вопросы, записывают новую тему в тетради.

Методическая разработка комбинированного занятия, мультимедийная презентация.

Изложение исходной информации

20

Формирование знаний, понимания сущности и социальной значимости своей будущей профессии (ОК 1),

Формирование представления о роли и месте физики в современной научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений через изучение понятия электродвижущей силы, сопротивления проводника, зависимости сопротивления от температуры; понимание роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач; способствовать формированию умения владеть основополагающими физическими понятиями, уверенно пользоваться физической терминологией и символикой.

Излагает новый материал, демонстрирует презентацию.

Слушают, читают материал на слайдах, записывают.

Методическая разработка (исходный материал), мультимедийное оборудование, мультимедийная презентация.

Выполнение заданий для закрепления знаний

15

Закрепление, систематизация, обобщение новых знаний. Отработать навык решения задач. Организация собственной деятельности, выбор типовых методов и способов решения задач, оценка их выполнения (ОК2).

Инструктирует и контролирует выполнение заданий, обсуждает правильность ответов, отвечает на вопросы студентов.

Выполняют задания, слушают правильные ответы после выполнения, вносят коррективы, задают вопросы.

Физика 10

Разноуровневые

самостоятельные и контрольные работы

А. Кирик стр.131 начальный уровень №1-6, стр. 132 средний уровень №1-4 письменно.

Предварительный контроль новых знаний

10




Оценка эффективности занятия и выявление недостатков в новых знаниях.

Инструктирует и проводит контроль.

Устно отвечают на вопросы.

Вопросы для предварительного контроля знаний.

Приложение 3.

С. р.

Итоговый контроль. Взаимопроверка

20

Закрепление материала, формирование умения делать выводы, обобщать.

Формирование умения работать в команде (ОК6). Контроль усвоения знаний и умений учащихся.

Контролирует ход работы.



Контролирует взаимопроверку, поясняет критерии оценки.

Работают в малых группах, решают задачи по образцу (письменно).


Предоставляют выполненное задание, сопоставляют ответы с эталонами, выставляют оценки.

Контролирующий материал.

Приложение 4.


Слайд презентации с эталонами ответов и критериями отметки.

Подведение итогов занятия

3

Развитие эмоциональной устойчивости, дисциплинированности, объективности оценки своих действий, умения работать в коллективе и команде (ОК6).

Оценивает работу группы в целом. Объявляет оценки, мотивирует студентов, выделяет наиболее подготовленных.

Слушают, участвуют в обсуждении, задают вопросы.

Журнал группы.



Задание для самостоятельной внеаудиторной работы студентов

2

Определить объем информации для самостоятельной работы студента, обратить внимание на значимые моменты.


Дает задание для самостоятельной внеаудиторной работы студентов, инструктирует о правильности выполнения, критериях оценивания.

Записывают задание.

Слайд презентации с домашним заданием.



ИСХОДНЫЙ МАТЕРИАЛ


План изложения учебного материала по теме «ЭДС. Законы Ома. Сопротивление проводника. Зависимость сопротивления от температуры. Сверхпроводимость»


  1. ЭДС. Закон Ома для полной цепи.

  2. Сопротивление проводника.

  3. Зависимость сопротивления от температуры. Сверхпроводимость


Изучение нового материала


1. ЭДС. Закон Ома для полной цепи.



Рассмотрим элементарную электрическую цепь, состоящую из неподвижных проводников первого рода (т. е. проводники, в которых электрический ток не вызывает химических действий). В этом случае работа тока полностью переходит в теплоту. Значит, согласно закону сохранения энергии, в электрическую цепь должна поступать энергия.

Выясним, на каком участке цепи энергия поступает в цепь и что является причиной ее появления.

Вывод: для существования тока в цепи необходим источник тока – устройство, в котором действуют сторонние силы (силы не электростатической природы), совершающие работу по разделению зарядов и поддерживающие постоянную разность потенциалов между концами остальной части цепи. В этой части движение зарядов обусловлено электрическим полем, возникающим вследствие разности потенциалов между его концами.

Электростатическое поле потенциально. Значит, в замкнутой цепи работа этого поля по перемещению заряда равна нулю. Поэтому суммарная работа всех сил, действующих на заряд при таком перемещении равна работе лишь сторонних сил.

Действие сторонних сил характеризуется физической величиной называемой электродвижущей силой - 

ЭДС источника численно равна работе по перемещению единичного положительного заряда внутри источника от его отрицательного полюса к положительному.

Единица измерения в СИ [] = 1 В.

Найдем зависимость силы тока от ЭДС и сопротивления.

При перемещении заряда q внутри источника тока сторонние силы совершают работу Астор = q
Qвнеш = I2 R t = q I R - количество теплоты выделяющееся во внешней цепи
Qвнут = I2 r t = q I r - количество теплоты выделяющееся в источнике тока (где r - внутреннее сопротивление источника).

Согласно закону сохранения энергии Астор = Qвнеш + Qвнут, отсюда

q = q I R + q I r ,

 = I R + I r

 - данное уравнение представляет собой закон Ома для полной цепи. Сумма сопротивлений R + r называется полным сопротивлением цепи.

Закон Ома для полной цепи:

Сила тока в полной цепи равна отношению электродвижущей силы источника к сумме сопротивлений внешнего и внутреннего участка цепи.

где R - электрическое сопротивление внешнего участка цепи,  r - электрическое сопротивление внутреннего участка цепи.



Электродвижущей силой источника тока называют отношение работы сторонних сил к величине положительного заряда, переносимого от отрицательного полюса источника тока к положительному.

2. Сопротивление проводника.

Электрическое сопротивление - физическая величина, характеризующая  электрические свойства участка цепи.

где ρ - удельное сопротивление проводника, l - длина участка проводника,  S - площадь поперечного сечения проводника.

  Короткое замыкание.

Из закона Ома для полной цепи следует, что сила тока в цепи  с заданным источником тока зависит только от сопротивления внешней цепи R.

Если к полюсам источника тока подсоединить проводник с сопротивлением  R

3.Зависимость сопротивления от температуры. Сверхпроводимость

Различные вещества имеют разные удельные сопротивления. Зависит ли сопротивление от состояния проводника? От его температуры? Ответ должен дать опыт. Если пропустить ток от аккумулятора через стальную спираль, а затем начать нагревать её в пламени горелки, то амперметр покажет уменьшение силы тока. Это означает, что с изменением температуры сопротивление проводника меняется. Если при температуре, равной 0 °С, сопротивление проводника равно R0, а при температуре t оно равно R, то относительное изменение сопротивления, как показывает опыт, прямо пропорционально изменению температуры t: Коэффициент пропорциональности α называют температурным коэффициентом сопротивления. Температурный коэффициент сопротивления — величина, равная отношению относительного изменения сопротивления проводника к изменению его температуры. Он характеризует зависимость сопротивления вещества от температуры. Температурный коэффициент сопротивления численно равен относительному изменению сопротивления проводника при нагревании на 1 К (на 1 °С). Для всех металлических проводников коэффициент α 0 и незначительно меняется с изменением температуры. Если интервал изменения температуры невелик, то температурный коэффициент можно считать постоянным и равным его среднему значению на этом интервале температур.

Сверхпроводимость

Сопротивление металлов уменьшается с уменьшением температуры. Что произойдёт при стремлении температуры к абсолютному нулю? В 1911 г. голландский физик X. Камерлинг-Оннес открыл замечательное явление — сверхпроводимость. Он обнаружил, что при охлаждении ртути в жидком гелии её сопротивление сначала меняется постепенно, а затем при температуре 4,1 К очень резко падает до нуля (рис. 16.3). Явление падения до нуля сопротивления проводника при критической температуре называется сверхпроводимостью. Открытие Камерлинг-Оннеса, за которое в 1913 г. ему была присуждена Нобелевская премия, повлекло за собой исследования свойств веществ при низких температурах. Позже было открыто много других сверхпроводников.

Сверхпроводимость многих металлов и сплавов наблюдается при очень низких температурах — начиная примерно с 25 К. В справочных таблицах приводятся температуры перехода в сверхпроводящее состояние некоторых веществ. Температура, при которой вещество переходит в сверхпроводящее состояние, называется критической температурой. Критическая температура зависит не только от химического состава вещества, но и от структуры самого кристалла. Например, серое олово имеет структуру алмаза с кубической кристаллической решёткой и является полупроводником, а белое олово обладает тетрагональной элементарной ячейкой и является серебристо-белым, мягким, пластичным металлом, способным при температуре, равной 3,72 К, переходить в сверхпроводящее состояние.

У веществ в сверхпроводящем состоянии были отмечены резкие аномалии магнитных, тепловых и ряда других свойств, так что правильнее говорить не о сверхпроводящем состоянии, а об особом, наблюдаемом при низких температурах состоянии вещества. Если в кольцевом проводнике, находящемся в сверхпроводящем состоянии, создать ток, а затем удалить источник тока, то сила этого тока не меняется сколь угодно долго. В обычном же (несверхпроводящем) проводнике электрический ток в этом случае прекращается.

Сверхпроводники находят широкое применение. Так, сооружают мощные электромагниты со сверхпроводящей обмоткой, которые создают магнитное поле на протяжении длительных интервалов времени без затрат энергии. Ведь выделения тепла в сверхпроводящей обмотке не происходит. Однако получить сколь угодно сильное магнитное поле с помощью сверхпроводящего магнита нельзя. Очень сильное магнитное поле разрушает сверхпроводящее состояние. Такое поле может быть создано и током в самом сверхпроводнике. Поэтому для каждого проводника в сверхпроводящем состоянии существует критическое значение силы тока, превысить которое, не нарушая сверхпроводящего состояния, нельзя. Сверхпроводящие магниты используются в ускорителях элементарных частиц, магнитогидродинамических генераторах, преобразующих механическую энергию струи раскалённого ионизованного газа, движущегося в магнитном поле, в электрическую энергию.

Объяснение сверхпроводимости возможно только на основе квантовой теории. Оно было дано лишь в 1957 г. американскими учёными Дж. Бардиным, Л. Купером, Дж. Шриффером и советским учёным, академиком Н. Н. Боголюбовым. В 1986 г. была открыта высокотемпературная сверхпроводимость. Получены сложные оксидные соединения лантана, бария и других элементов (керамики) с температурой перехода в сверхпроводящее состояние около 100 К. Это выше температуры кипения жидкого азота при атмосферном давлении (77 К). Высокотемпературная сверхпроводимость в недалёком будущем приведёт наверняка к новой технической революции во всей электротехнике, радиотехнике, конструировании ЭВМ. Сейчас прогресс в этой области тормозится необходимостью охлаждения проводников до температур кипения дорогого газа — гелия.



ПРИЛОЖЕНИЕ №1

КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ ПО ПРЕДЫДУЩЕЙ ТЕМЕ (устно)


«Постоянный ток. Законы постоянного тока. Сила тока. Условия, необходимые для существования тока. Виды соединения проводников»


1. Что называют электрическим током? Направление движения каких частиц выбрано за положительное? Дайте определение постоянного электрического тока.

Ответ: Электрический ток - упорядоченное движение заряженных частиц под действием сил электрического поля или сторонних сил.

За направление тока выбрано направление движения положительно заряженных частиц.

Электрический ток называют постоянным, если сила тока и его направление не меняются с течением времени.

2. Сформулируйте законы постоянного тока.  

Ответ: Закон Ома для однородного участка цепи:

Сила тока в однородном участке цепи прямо пропорциональна напряжению при постоянном сопротивлении участка  и обратно пропорциональна сопротивлению участка при постоянном напряжении.

где U - напряжение на участке,  R - сопротивление участка.

Закон Ома для полной цепи:

Сила тока в полной цепи равна отношению электродвижущей силы источника к сумме сопротивлений внешнего и внутреннего участка цепи.







3. Перечислите условия, необходимые для существования тока.

Ответ: Для существования постоянного электрического тока необходимо наличие свободных заряженных частиц и наличие источника тока. в котором осуществляется преобразование какого-либо вида энергии в энергию электрического поля.

Источник тока - устройство, в котором осуществляется преобразование какого-либо вида энергии в энергию электрического поля. В источнике тока на заряженные частицы в замкнутой цепи действуют сторонние силы. Причины возникновения сторонних сил в различных источниках тока различны. Например, в аккумуляторах и гальванических элементах сторонние силы возникают благодаря протеканию химических реакций, в генераторах электростанций они возникают  при движении проводника в магнитном поле, в фотоэлементах - при действия света на электроны в металлах и полупроводниках.

  1. Назовите основные понятия, связанные с электрическим током.

Ответ: Сила тока - скалярная физическая величина, равная отношению заряда, прошедшего через проводник, ко времени, за которое этот заряд прошел.

где I - сила тока, q - величина заряда (количество электричества), t - время прохождения заряда.

Напряжение - скалярная физическая величина, равная отношению полной работе кулоновских и сторонних сил при перемещении положительного заряда на участке к значению этого заряда.

где A - полная работа сторонних и кулоновских сил,  q - электрический заряд.

Электрическое сопротивление - физическая величина, характеризующая  электрические свойства участка цепи.

где ρ - удельное сопротивление проводника, l - длина участка проводника,  S - площадь поперечного сечения проводника.

5. Какие виды соединения проводников вам известны?

Ответ: последовательное и параллельное соединение проводников.

 Электрическая цепь включает в себя источника тока и проводники (потребители, резисторы и др), которые могут соединятся  последовательно или параллельно.

6.Перечислите законы последовательного соединения.

Ответ: При последовательном соединении конец предыдущего проводника соединяется с началом следующего.

 

Во всех  последовательно соединенных проводниках сила тока одинакова: I1= I2=I

Сопротивление всего участка равно сумме сопротивлений всех отдельно взятых проводников:

R = R1+ R2

Падение напряжения на всем участке равно сумме паданий напряжений на всех отдельно взятых проводниках:

U= U1 +U2

Напряжения на последовательно соединенных проводниках пропорциональны их сопротивлениям:

7.Перечислите законы параллельного соединения.

Ответ: При параллельном соединении проводники подсоединяются к одним и тем же точкам цепи.

Сила тока в неразветвленной части цепи равна сумме токов, текущих в каждом проводнике: I = I1+ I2

Величина, обратная сопротивлению разветвленного участка,  равна сумме обратных величин обратных сопротивлениям каждого отдельно взятого проводника:

   

Падение напряжения во всех проводниках одинаково:

U= U1 = U2

Силы тока в проводниках обратно пропорциональны их сопротивлениям:

 8.Что называют смешанным соединением? Изобразите схему такого соединения.

Ответ: Смешанное соединение - комбинация  параллельного и последовательного  соединений.

Критерии оценки:

Оценка «5» - на поставленный вопрос студент дал полный развернутый ответ и ответил на дополнительный вопрос;

Оценка «4» - на поставленный вопрос студент дал полный развернутый ответ, но не ответил на дополнительный вопрос;

Оценка «3» - на поставленный вопрос студент дал неполный ответ и не смог ответить на дополнительный вопрос;

Оценка «2» - не ответил на поставленный вопрос.




ПРИЛОЖЕНИЕ №2

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ И СИСТЕМАТИЗАЦИИ НОВЫХ ЗНАНИЙ (письменно, не оценивается)

Физика 10 Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы А. Кирик стр.131 начальный уровень №1-6, стр. 132 средний уровень №1-4.


Эталоны ответов к заданиям для закрепления и систематизации


Уровень /№

1

2

3

4

5

6

Начальный уровень

В

В

А

В

сила тока

Б

ЭДС

Б

Сопр. стремится к нулю

Средний уровень

1 А

3,28 В

2 А,

10 В

0,5 А,

5,75 В




ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

(Устно, не оценивается)

  1. Что называют электродвижущей силой?

  2. Чему численно равна ЭДС источника?

  3. Сформулируйте закон Ома для полной цепи.

  4. Раскройте понятие сопротивления проводника. 

  5. В чем заключается зависимость сопротивления проводника от температуры?

  6. Сформулируйте определение температурного коэффициента сопротивления.

  7. Когда и кем открыто явление сверхпроводимости?

  8. В чем суть явления сверхпроводимости?

  9. Где нашло применение это явление?

ПРИЛОЖЕНИЕ №4

КОНТРОЛИРУЮЩИЙ МАТЕРИАЛ (письменно)


1.Электродвижущей силой называется…
А) упорядоченное движение частиц
Б) отношение работы сторонних сил к величине положительного заряда, переносимого от отрицательного полюса источника тока к положительному
В) направленное (упорядоченное) движение электронов
Г) беспорядочное движение частиц вещества

2. Какая величина равна отношению электродвижущей силы источника к сумме сопротивлений внешнего и внутреннего участка цепи?
А) сила тока              Б) напряжение          В) сопротивление          Г) работа тока

3. Закон Ома для полной цепи звучит так: сила тока в проводнике…
А) прямо пропорциональна напряжению на концах проводника
Б) прямо пропорциональна напряжению на концах проводника и его сопротивлению 
В) обратно пропорциональна напряжению на концах проводника
Г) равна отношению электродвижущей силы источника к сумме сопротивлений внешнего и внутреннего участка цепи.

4 Электрическое сопротивление проводника…
А) не зависит от температуры                Б) не изменяется ни при каких условиях              В) с изменением температуры сопротивление проводника меняется

5. Проводник какого сопротивления надо включить во внешнюю цепь генератора с ЭДС 220 В и внутренним сопротивлением 0,1 Ом, чтобы на его зажимах напряжение оказалось равным 210 В?

А) 20 Ом

Б) 2,1 Ом

В) 20 Ом 



Эталоны ответов к заданиям контролирующего материала


Номер задания



1



2



3



4



5

Ответы

Б

А

Г

В

Б



Критерии оценки: за 3 правильно выполненных задания – «3» балла;

за 4 правильно выполненных задания – «4» балла;

за 5 правильно выполненных заданий – «5» баллов.



ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Цель: Определить объем информации для самостоятельной работы студента, обратить внимание на значимые моменты.


Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, Н. Н. Соцкий, Физика. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений (с приложением на электронном носителе). Базовый и профильный уровни - М.: Просвещение, 2011 г. Параграфы 109-114 прочитать, конспект выучить. Подготовить доклад или сообщение по теме: «Георг Ом», «Сверхпроводимость»


ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ СООБЩЕНИЯ


1. Сообщение оформляется на компьютере, сдается преподавателю в мультифоре.

2. Шрифт Times New Roman, 14 пт, межстрочный интервал – одинарный, поля по 1,5 см справа и слева, текст выравниваются по ширине, заголовок – посредине. Ф.И. автора – по правому краю.

3. Объем сообщения – 2-3 страницы формата А4; время выступления – не более 5 минут.

4. В сообщении не выделяются главы; недопустимы орфографические ошибки, опечатки, записи и исправления ручкой или карандашом.

5. В конце сообщения указывается список информационных источников.

6. Сообщение может сопровождаться мультимедийной презентацией (по желанию автора).



Например,

ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ


Иванов Максим, студент 222 группы

отделения Сестринское дело


Существуют различные типы машин, которые реализуют в своей работе превращение одного вида энергии в другой. Тепловой двигатель – устройство, превращающее внутреннею энергию топлива в механическую энергию….


Информационные источники:

  1. Применение двигателей внутреннего сгорания [Электронный ресурс]/ nsportal// Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/mezhdistsiplinarnoe-obobshchenie/library/2011/12/07/ultrazvuk-i-ego-primenenie-v-meditsine

  2. Устройство двигателя внутреннего сгорания [Электронный ресурс]/ rasteniya-lecarstvennie// Режим доступа: http://www.rasteniya-lecarstvennie.ru/20218-primenenie-ultrazvuka-v-medicine-i-tehnike-kratko.html

  3. Физика вокруг нас – неизвестное об известном [Электронный ресурс]/ physicsaroundus.weebly// Режим доступа: http://physicsaroundus.weebly.com/1059108311001090108810721079107410911082.html



!!! Определите самостоятельно, соответствует ли Ваше сообщение требованиям к оформлению. Для этого внимательно прочтите их и подчеркните каждое выполненное требование. Проведите коррекцию работы по тем требованиям, которые не выполнены.


Критерии оценки: студент выучил конспект – «3» балла;

студент выучил конспект, владеет информацией из учебника – «4» балла;

студент выучил конспект, владеет информацией из учебника, подготовил доклад, соответствующий требованиям – «5» баллов.




СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Зависимость сопротивления проводника от температуры. Сверхпроводимость «Класс!ная физика» [Электронный ресурс]/ class-fizika// Режим доступа: http://class-fizika.ru/10_a151.html

  2. Конденсатор. Электроемкость. [Электронный ресурс]/ nsportal// Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/fizika/library/2017/01/04/kondensator-elektroemkost

  3. Конденсатор. Энергия заряженного конденсатора. [Электронный ресурс]/ fb// Режим доступа: http://fb.ru/article/150132/kondensator-energiya-zaryajennogo-kondensatora

  4. Постоянный ток. Законы постоянного тока. Сила тока. [Электронный ресурс]/ videouroki// Режим доступа: https://videouroki.net/razrabotki/postoyannyy-tok-zakony-postoyannogo-toka-sila-toka.html

  5. Физика. 10 класс: Учебник для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе: базовый и профильный уровни :[Текст]/ Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, Н.Н. Соцкий.-11-е изд. - М. : Просвещение, 2011. – 336 с.