ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
«БАРАБИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Рассмотрено на заседании ЦМК
Протокол № ____от________________
Председатель_____________________
(Ф.И.О)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
Специальность 34.02.01 Сестринское дело (с базовой подготовкой)
Дисциплина «Биология»
Раздел 1. Введение. История развития биологии, сущность жизни
Тема 1.1. Формы существования живой материи. Основные свойства живого
Разработчик: преподаватель биологии Дъячук Людмила Владимировна
2018
Содержание
Методический лист …………………………………………………………..4 Интегративные связи…………………………………………………………6
Примерная хронокарта занятия……………………………………………...7
Исходный материал………………………………………………………….10
Задания для закрепления и систематизации знаний……………………….16
Предварительный контроль знаний………………………………………...17
Задание для самостоятельной внеаудиторной работы студентов………...20
Список использованных источников……………………………………….21
Выписка из рабочей программы
дисциплины «Биология»
для специальности 34.02.01 Сестринское дело (с базовой подготовкой)
Тема 1.1. Формы существования живой материи. Основные свойства живого | Содержание учебного материала | 2 |
Биология – наука о жизни. Основные направления биологии. Значение биологии. Свойства живых систем. Формы жизни. Основные свойства живого. Формирование умения объяснять роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения. Строение клеток прокариот и эукариот, вирусов. |
Лабораторные работы | - |
Практические занятия | - |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся: работа с конспектом лекции | 1 |
МЕТОДИЧЕСКИЙ ЛИСТ
Тип занятия – урок изучения нового материала
Вид занятия – лекция, объяснение с демонстрацией наглядных пособий, выполнения заданий.
Продолжительность – 90 мин.
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ
1. Учебные цели:
- сформировать знания о биологии – науке о жизни, основных направлениях биологии, значении биологии, свойствах живых систем, формах жизни, строении клеток прокариот и эукариот, вирусов, сформировать умения объяснять роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения.
2. Развивающие цели:
- развивать логическое мышление, внимание, память, умение осуществлять самостоятельный поиск информации в различных источниках, организовывать собственную деятельность, необходимую для выполнения профессиональных задач.
3. Воспитательные цели:
- создавать содержательные и организационные условия для развития самостоятельности в добывании студентами знаний, скорости восприятия и переработки информации, культуры речи, воспитании настойчивости в достижении цели, формирование способности организовывать собственную деятельность при работе с конспектом лекции
Методы обучения – объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый.
Место проведения занятия – кабинет биологии, анатомии и генетики
человека с основами медицинской генетики.
МОТИВАЦИЯ
Биология прочно занимает одно из ведущих мест в современном естествознании. Нынешний век называют веком биологии.
Достижения в различных областях биологии за последние 50 лет позволяют понять, как работает клетка, какие биохимические процессы происходят на клеточном уровне, как передаётся наследственная информация, что даёт возможность существовать жизни на Земле.
В современном мире медицинский работник должен знать и понимать общие механизмы функционирования живых систем, в том числе и биологию человека. Необходимо знать, как шла эволюция жизни на Земле, какие факторы способствовали появлению человека.
В повседневной жизни люди могут подвергаться воздействию различных инфекционных и инвазивных агентов. В результате воздействия на организм различных паразитов развиваются тяжёлые заболевания. Знание строения, циклов развития организмов, наследственности и изменчивости, а также способов профилактики позволит избежать этих заболеваний.
Знание биологических понятий позволит медицинскому работнику организовывать собственную деятельность для эффективного выполнения профессиональных задач.
Интегративные связи

ПРИМЕРНАЯ ХРОНОКАРТА ЗАНЯТИЯ
п/№ | Наименование этапа | Время | Цель этапа | Деятельность | Оснащение |
преподавателя | студентов |
-1- | -2- | -3- | -4- | -5- | -6- | -7- |
1. | Организационный этап | 2 мин. | Организация начала занятия, подготовка рабочего места студентов | Отмечает отсутствующих студентов в журнале | Староста называет отсутствующих студентов. Студенты приводят в соответствие внешний вид, готовят рабочие места. | Журнал, тетради |
2. | Мотивационный этап | 3 мин. | Развитие интереса к новой теме | Объясняет студентам важность изучения данной темы | Слушают, задают вопросы | Методическая разработка теоретического занятия |
3. | Цели занятия | 2 мин | Установка приоритетов при изучении темы | Озвучивает цели занятия | Слушают, записывают в тетрадь новую тему | Методическая разработка теоретического занятия, таблицы, рисунки |
4. | Изложение исходной информации | 50 мин. | Формирование знаний о биологии – науке о жизни, основных направлениях биологии, значении биологии, свойствах живых систем, формах жизни, строении клеток прокариот и эукариот, вирусов, сформировать умения объяснять роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения. | Излагает новый материал | Слушают, записывают |
5. | Выполнение заданий для закрепления знаний | 18 мин. | Закрепление знаний, формирование умений объяснять умения объяснять роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения, осуществлять самостоятельный поиск информации в различных источниках, организовывать собственную деятельность, необходимую для выполнения профессиональных задач. | Инструктирует и контролирует выполнение заданий, обсуждает правильность ответов | Выполняют задания, слушают правильные ответы, после выполнения, вносят коррективы | Приложение 1 Задания для закрепления знаний |
6. | Предварительный контроль новых знаний и проверка | 13 мин. | Оценка эффективности занятия и выявление недостатков в новых знаниях, развитие самостоятельности в добывании студентами знаний, скорости восприятия и переработки информации, культуры речи, воспитание настойчивости в достижении цели. | Инструктирует и проводит контроль | Выполняют задания | Приложение 2 |
7. | Подведение итогов занятия | 2 мин | Развитие эмоциональной устойчивости, дисциплинированности | Оценивает работу группы в целом. Объявляет оценки, мотивирует студентов, выделяет наиболее подготовленных | Слушают, участвуют в обсуждении, задают вопросы | Журнал |
8. | Задание для самостоятельной внеаудиторной работы студентов | 1 мин. | Формирование и закрепление знаний, развитие умения работать с конспектом | Дает задание для самостоятельной внеаудиторной работы студентов, инструктирует | Записывают задание | Приложение 3 |
Исходный материал
План
1. Биология - наука о жизни
2. Методы биологии
3. Основные признаки живых организмов
4. Основные формы жизни
1. Биология – наука о жизни
Биология – наука, изучающая свойства живых систем. Однако определить, что такое живая система, достаточно сложно. Именно поэтому ученые установили несколько критериев, по которым организм можно отнести к живым. Главными из этих критериев являются обмен веществ или метаболизм, самовоспроизведение и саморегуляция.
Объектом науки – биологии является жизнь во всех ее проявлениях и формах, а также на разных уровнях.
Каждая наука, в том числе и биология, пользуется определенными методами исследования. Некоторые из них универсальны для всех наук, например такие, как наблюдение, выдвижение и проверка гипотез, построение теорий. Другие научные методы могут быть использованы только определенной наукой: генеалогический, гибридизация, метод культуры тканей и т.д.
Биология тесно связана с другими науками – химией, физикой, экологией, географией. Собственно биология делится на множество частных наук, изучающих различные биологические объекты: биология растений и животных, физиология растений, морфология, генетика, систематика, селекция, микология, гельминтология и множество других наук.
Метод – это путь исследования, который проходит ученый, решая какую-либо научную задачу, проблему.
2. Методы биологии
1.Универсальные:
Моделирование – метод, при котором создается некий образ объекта, модель, с помощью которой ученые получают необходимые сведения об объекте (Джеймс Уотсон и Френсис Крик создали из пластмассовых элементов модель – двойную спираль ДНК, отвечающую данным рентгенологических и биохимических исследований. Эта модель вполне удовлетворяла требованиям, предъявляемым к ДНК).
Наблюдение – метод, с помощью которого исследователь собирает информацию об объекте (можно визуально наблюдать за поведением животных, с помощью приборов за изменениями в живых объектах, за сезонными изменениями в природе). Выводы, сделанные наблюдателем, проверяются либо повторными наблюдениями, либо экспериментально.
Эксперимент (опыт) – метод, с помощью которого проверяют результаты наблюдений, выдвинутые предположения – гипотезы (получение новых знаний с помощью поставленного опыта). Примеры экспериментов: скрещивания животных или растений с целью получения нового сорта или породы, проверка нового лекарства.
Проблема – вопрос, задача, требующие решения. Решение проблемы ведет к получению нового знания. Научная проблема всегда скрывает какое-то противоречие между известным и неизвестным. Решение проблемы требует от ученого сбора фактов, их анализа, систематизации.
Сформулировать проблему бывает достаточно сложно, однако всегда, когда есть затруднение, противоречие, появляется проблема.
Гипотеза – предположение, предварительное решение поставленной проблемы. Выдвигая гипотезы, исследователь ищет взаимосвязи между фактами, явлениями, процессами. Именно поэтому гипотеза чаще всего имеет форму предположения: «если … тогда». Гипотеза проверяется экспериментально.
Теория – это обобщение основных идей в какой-либо научной области знания. Со временем теории дополняются новыми данными, развиваются. Некоторые теории могут опровергаться новыми фактами. Верные научные теории подтверждаются практикой.
2.Частные научные методы:
Генеалогический – применяется при составлении родословных людей, выявлении характера наследования некоторых признаков.
Исторический – установление взаимосвязей между фактами, процессами, явлениями, происходившими на протяжении исторически длительного времени (несколько миллиардов лет).
Палеонтологический – метод, позволяющий выяснить родство между древними организмами, останки которых находятся в земной коре, в разных геологических слоях.
Центрифугирование – разделение смесей на составные части под действием центробежной силы. Применяется при разделении органоидов клетки, легких и тяжелых фракций (составляющих) органических веществ и т.д.
Цитологический или цитогенетический – исследование строения клетки, ее структур с помощью различных микроскопов.
Биохимический – исследование химических процессов, происходящих в организме.
Каждая частная биологическая наука (ботаника, зоология, анатомия и физиология, цитология, эмбриология, генетика, селекция, экология и другие) пользуется своими более частными методами исследования.
У каждой науки есть объект и предмет исследования.
У биологии объектом исследования является ЖИЗНЬ. Предмет изучения науки всегда несколько уже, ограниченнее, чем объект. Так, например, кого-то из ученых интересует обмен веществ организмов. Тогда объектом изучения будет жизнь, а предметом изучения – обмен веществ. С другой стороны, обмен веществ тоже может быть объектом исследования, но тогда предметом исследования будет одна из его характеристик, например обмен белков, или жиров, или углеводов.
3. Основные признаки живых организмов
Химический состав живого
В состав живых организмов входят те же химические элементы, что и в объектах неживой природы, но соотношение элементов разное, в живых организмах больше всего содержится водорода, кислорода углерода и азота.
Обмен веществ
Совокупность реакций поступления веществ, усвоение питательных веществ и выведение наружу продуктов жизнедеятельности. Живые организмы поглощают из окружающей среды различные вещества, которые преобразуются в организме и из них строятся вещества организма. Эти процессы называются ассимиляцией (пластическим обменом, анаболизмом) – например, растения из углекислого газа и воды образуют крахмал и целлюлозу.
Другая часть обмена веществ – это процессы, в результате которых сложные вещества распадаются до более простых, при этом выделяется энергия, необходимая для биосинтеза – это диссимиляция (катаболизм, энергетический обмен).
Самовоспроизведение
Это одно из основных свойств живых организмов. Размножение – это способность воспроизводить себе подобных. Этот процесс осуществляется практически на всех уровнях организации живой материи, самовоспроизведение тесно связано с явлением наследственности, т.к. в основе воспроизведения лежат реакции матричного синтеза.
Наследственность
Способность организмов передавать свои признаки, свойства и особенности развития из поколения в поколение.
Изменчивость
Способность организма приобретать новые признаки и свойства. Изменчивость является основой для естественного отбора – отбор наиболее приспособленных к данным условиям среды особей, что приводит к образованию новых видов.
Рост и развитие
Развитие – необратимое, направленное, закономерное изменение объектов живой природы. Результат этого процесса – новое качественное состояние организма. Развитие представлено онтогенезом – индивидуальное развитие и филогенезом – историческое развитие.
Развитие сопровождается ростом – увеличение массы. Оно обусловлено репродукцией макромолекул клеток. Филогенез – эволюция – необратимое и направленное развитие живой природы, сопровождающееся образованием новых видов и прогрессивным усложнением форм жизни.
Раздражимость
Это способность реагировать на изменение внешней и внутренней среды.
Реакции живых организмов на раздражение окружающей среды через посредство нервной системы – рефлексы.
У простейших существ существуют другие реакции, выраженные в изменении характера движения – таксисы (тропизмы). Фототаксис – движение к свету, хемотаксис – движение в зависимости от концентрации веществ. Тропизмы – определённый характер роста, гелиотропизм - рост наземных частей растений по направлению к солнцу.
Дискретность
Это всеобщее свойство материи, означает. Что отдельный организм состоит из отдельных, но тесно связанных между собой частей.
Дискретность строения организма – основа его структурной упорядоченности, она создаёт возможность постоянного самообновления его путём замены «износившихся структурных элементов» без прекращения выполнения функций.
Саморегуляция
Это способность живых организмов в изменяющихся условиях внешней среды поддерживать постоянство своего химического состава. Недостаток каких-либо веществ в организме компенсируется благодаря деятельности регуляторных систем – нервной и гуморальной. Например, повышение концентрации глюкозы в крови ведёт к усилению выработки гормона поджелудочной железы – инсулина, который уменьшает содержание сахара в крови.
Ритмичность
Это повторение одного и того же события через равные промежутки времени (спячка животных, чередование фаз сна, отлёт и прилёт птиц), благодаря ритмичности происходит приспособление организма к меняющимся условиям среды.
Энергозависимость
Живые организмы существуют за счёт поступающей из вне энергии (энергия поступает из пищи). Таким образом, живое представляет собой особую ступень развития материи.
4. Основные формы жизни
Все живые организмы, обитающие на Земле, в зависимости от наличия клеточного строения разделяют на две группы. К первой относят вирусы и фаги, не имеющие клеточного строения; ко второй – все остальные организмы, для которых клетки являются основной структурной единицей.
Неклеточные формы
К неклеточным формам жизни относятся вирусы и бактериофаги.
Вирусы были открыты в 1892 г. русским ученым Д.И. Ивановским, который выделил их из растений табака, пораженных мозаичной болезнью. Вирусы – это внутриклеточные, потенциально патогенные агенты с инфекционной фазой развития.
Клеточные формы
Известно два типа организмов, имеющих клеточное строение, это - прокариоты (бактерии и синезеленые водоросли) и эукариоты (простейшие, грибы, растения, животные). В процессе эволюции органического мира клетка оказалась единственной элементарной системой, в которой возможно проявление всех закономерностей, характеризующих жизнь.
Прокариоты — организмы, состоящие из клеток, которые не имеют клеточного ядра или любых мембранных органелл. Следовательно, генетический материал ДНК у прокариот не связан в ядре. Кроме того, ДНК прокариот одноконтурная и менее структурированная, чем у эукариот, в которой ДНК организовано в хромосомы. Большинство прокариот состоят только из одной клетки (одноклеточные), но есть несколько и многоклеточных. Ученые разделяют прокариот на две группы: бактерии и археи.
Эукариоты — живые организмы, клетки которых содержат ядро и мембранные органеллы. Генетический материал у эукариотов находится в ядре, а ДНК организовано в хромосомы. Эукариотические организмы могут быть одноклеточными и многоклеточными. Все животные являются эукариотами, к которым также относятся растения, грибы и простейшие.
Приложение 1
Задания для закрепления знаний по теме «Формы существования живой материи. Основные свойства живого»
Задание 1.
Дайте краткие ответы на вопросы:
1) Что является объектом изучения биологии? (Объектом науки – биологии является жизнь во всех ее проявлениях и формах, а также на разных уровнях)
2) Перечислите частные науки, на которые делится биология (биология растений и животных, физиология растений, морфология, генетика, систематика, селекция, микология, гельминтология и множество других наук)
3) На какие 2 группы делятся методы биологии? (Универсальные и частные)
4) Перечислите основные признаки живых организмов (обмен веществ, сомовоспроизведение, рост и развитие, дискретность, наследственность и изменчивость, раздражимость, саморегуляция, ритмичность, энергозависимость)
5) Назовите основные формы жизни (клеточные – прокариоты и эукариоты; неклеточные – вирусы)
За каждый правильный ответ - 1 балл
Задание 2.
Заполните таблицу:
Основные формы жизни
Форма жизни | Краткая характеристика | Примеры |
Неклеточные организмы | | |
Прокариоты | | |
Эукариоты | | |
Эталоны ответа:
Основные формы жизни
Форма жизни | Краткая характеристика | Примеры |
Неклеточные организмы | Внутриклеточные, потенциально патогенные агенты с инфекционной фазой развития. | Вирусы |
Прокариоты | Организмы, состоящие из клеток, которые не имеют клеточного ядра или любых мембранных органелл. | Бактерии, синезелёные водоросли |
Эукариоты | Живые организмы, клетки которых содержат ядро и мембранные органеллы. | Растения, грибы, животные |
За каждый правильный ответ - 1 балл
Приложение 2
Предварительный контроль новых знаний
Выберите правильный ответ:
А 1. Биология как наука изучает
1) общие признаки строения растений и животных
2) взаимосвязь живой и неживой природы
3) процессы, происходящие в живых системах
4) происхождение жизни на Земле
А 2. И.П. Павлов в своих работах по пищеварению применял метод исследования:
1) исторический
2) описательный
3) экспериментальный
4) биохимический
А 3. Предположение Ч. Дарвина о том, что у каждого современного вида или группы видов были общие предки – это:
1) теория
2) гипотеза
3) факт
4) доказательство
А 4. Эмбриология изучает
1) развитие организма от зиготы до рождения
2) строение и функции яйцеклетки
3) послеродовое развитие человека
4) развитие организма от рождения до смерти
А 5. Количество и форма хромосом в клетке устанавливается методом исследования
1) биохимическим
2) цитологическим
3) центрифугированием
4) сравнительным
А 6. Селекция как наука решает задачи
1) создания новых сортов растений и пород животных
2) сохранения биосферы
3) создания агроценозов
4) создания новых удобрений
А 7. Закономерности наследования признаков у человека устанавливаются методом
1) экспериментальным
2) гибридологическим
3) генеалогическим
4) наблюдения
А 8. Специальность ученого, изучающего тонкие структуры хромосом, называется:
1) селекционер
2) цитогенетик
3) морфолог
4) эмбриолог
А 9. Систематика – это наука, занимающаяся
1) изучением внешнего строения организмов
2) изучением функций организма
3) выявлением связей между организмами
4) классификацией организмов
А 10. Возникновение мутаций связано с таким свойством организма, как
1) наследственность 3) раздражимость
2) изменчивость 4) самовоспроизведение
А 11. Отдергивание руки от горячего предмета – это пример
1) раздражимости
2) способности к адаптациям
3) наследования признаков от родителей
4) саморегуляции
А 12. Фотосинтез, биосинтез белков – это примеры
1) пластического обмена веществ
2) энергетического обмена веществ
3) питания и дыхания
4) гомеостаза
А 13. Какой из терминов является синонимом понятия «обмен веществ»?
1) анаболизм 3) ассимиляция
2) катаболизм 4) метаболизм
А 14. Клеточное строение – важный признак живого – характерен:
1) для бактериофагов; 2) вирусов; 3) кристаллов; 4) бактерий.
А 15.Главная особенность, отличающая живое от неживого:
1) единство химического состава
2) обмен веществ и энергии
3) приспособленность к среде
4) способность реагировать на окружающую среду
Эталоны ответов:
А1 -3 А2 -3 А3 - 2 А4 -1 А5 -2 А6 - 1 А7 - 3 А8 - 2
А9 - 4 А10 - 2 А11 - 1 А12 -1 А13 - 4 А14 - 4 А15 – 2
За каждый правильный ответ- 1 балл, максимально – 15 баллов
Критерии оценок за работу по новой теме
Оценка «5»: обучающийся набирает 12 баллов
Оценка «4»: обучающийся набирает 8-11 баллов
Оценка «3»: обучающийся набирает 6-7 баллов (ставится по желанию)
Приложение 3
Задание для самостоятельной внеаудиторной работы студентов
Изучите конспект лекции, выучите основные термины.
Список использованных источников
1.Биология [Текст]: учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования / Н.В. Чебышев, Г.Г.Гринёва, Г.С. Гузикова; под ред. Н.В.Чебышева. – 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 416 с.
2. Биология [Текст]: учебное пособие для учащихся медицинских училищ / Ярыгин В.Н., Волков Н.И., Васильев В.И.; под ред. В.Н. Ярыгина. – М.: Медицина, 1987. – 448 с.: ил.
3.Биология. 11 класс [Текст]: поурочные планы по учебнику В. И. Сивоглазова, И.Б. Агафоновой «Общая биология. 10-11 классы» / сост. Т.В. Зарудняя. – Волгоград: Учитель, 2011. – 127 с.