МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
«БЕРДСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
(ГБПОУ НСО «БПК»)
СОГЛАСОВАНО _____зав. УМО Маринина Л.Г. Протокол № 2 от 13.09. 2019 г. | |
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ТЕМЕ:
Работа со студентами с ОВЗ на уроках математики
Так сложилось, что я работаю в группах,, в которых учатся студенты с ограниченными возможностями здоровья.
Целью образования обучающихся с ОВЗ в профессиональном общеобразовательном учреждении является их полноценное развитие, и освоение ими общеобразовательной программы, наряду со сверстниками с учетом их индивидуальных особенностей.
По моему мнению, включение таких студентов в образовательный процесс обычной группы влечёт за собой ряд трудностей, которые приходится преодолевать преподавателю.
Для меня главная трудность на уроке состоит в том, чтобы соотнести индивидуальные возможности студентов с ОВЗ с необходимостью выполнения образовательного стандарта.
Работая в таких группах преподавателю необходимо разрабатывать поурочные планы для конкретной группы, а также для конкретного студента, уметь перерабатывать учебный план и адаптировать свои методы обучения к особенностям обучающихся с ОВЗ.
Одно из основных требований к уроку для группы, где учатся студенты с ОВЗ – это учет слабого внимания таких обучающихся.
Поэтому на уроке я стараюсь
менять разные виды деятельности:
а) начинаю урок с заданий, которые тренируют память, внимание;
б) сложные интеллектуальные задания использую только в середине урока;
в) чередую задания, связанные с обучением, и задания, имеющие только коррекционную направленность (зрительная гимнастика, использование заданий на развитие мелкой моторики, развитие восприятия и мышления);
г) использую игровые моменты, моменты соревнования, т.е. всю ту деятельность, которая затрагивает эмоции обучающихся и связывает знания с жизнью.
Ход моего урока зависит от того, насколько соприкасаются изучаемые темы у обучающихся с разными образовательными потребностями, как они усвоили предыдущую тему.
Если у всех студентов группы тема общая, то изучение материала веду фронтально, и обучающиеся получают знания того уровня, который определяется их программой.
Закрепление и отработка полученных знаний, умений и навыков строятся на разном дидактическом материале, индивидуально подобранном для студентов (дифференцированные индивидуальные карточки, упражнения из учебника, тексты на доске, на слайдах презентации).
Если изучается разный программный материал и совместная работа невозможна, то в таком случае урок выстраиваю по следующей структуре:
Например, первый вариант работы – «особенные» студенты работают по карточкам на закрепление предыдущей темы (в это время я работаю с остальными обучающимися, объясняя новую тему, которую невозможно объяснить в том же режиме и «особенным» студентам). Здесь можно предложить «особенным» студентам карточки с понятиями предыдущего урока, и обучающиеся должны дать этим понятиям письменную характеристику. При этом карточка может содержать слова-подсказки или предложения с пропущенными словами, чтобы студентам было проще дать определение понятию. Также использую задания такого характера: в одном столбике даются понятия, в другом – определения этих понятий (обучающиеся стрелочкой должны указать какому понятию соответствует то или иное определение). Затем предлагаю карточки с практическими примерами, которые сопровождаются пошаговой инструкцией. Пока «особенные» студенты работают самостоятельно, я работаю с обычными обучающимися.
Второй вариант – пока «обычные» обучающиеся работают по карточкам на закрепление предыдущей темы, я провожу словарную работу или другие виды работ с «особенными» студентами по вспоминанию основных понятий, касающихся темы предыдущего урока.
Например, коротко проговариваю те понятия, которые усвоены студентами на прошлом занятии. Здесь же можно использовать наглядность (картинки, пособия, практический материал, предметы). Предлагаю студентам задание по типу «10 слов»: на доске или на карточках написаны 10 уже известных им понятий, касающихся пройденных тем. После этого карточки с понятиями убираются, а у себя в тетрадях студенты должны воспроизвести все слова, которые они запомнили, а потом устно дать определения этим словам.
Далее я объясняю новый материал всем обучающимся.
После этого предлагается выполнить практическое задание дифференцированного характера.
При этом в карточках «особенных» студентов использую: наглядность (каждое действие или слово должно быть подкреплено картинкой, схемой); присутствует постоянное речевое сопровождение с моей стороны, я проговариваю само задание (т.е., что мы будем делать, как будем выполнять задание) – студент проговаривает задание после меня; здесь моя речь не насыщенная, а краткая и четкая, т.к. речевая информация усваивается этими студентами в малом объеме.
Само задание студент выполняет пошагово по инструкции проверяем вместе; учитываю ошибки, которые он допустил и озвучиваю их.
Методы и приёмы, которые я использую:
словесный метод;
наглядный метод;
методы самостоятельной учебной работы и работы под руководством преподавателя;
методы контроля (как устный, так письменный);
методы самоконтроля и взаимоконтроля;
дифференцированная работа.
работа в группах
Оценивая студента с ОВЗ отмечаю его хорошее поведение, его прогресс.
Разрешаю обучающемуся переписывать работу, на дополнительном занятии чтобы получить лучшую отметку (в дальнейшем учитываю отметку за переделанную работу).
Таким образом я выстраиваю свою работу в группах, где учатся студенты с ОВЗ.