Баркарова Елена Викторовна, учитель русского языка и литературы
муниципального общеобразовательного
бюджетного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа
«Муринский ЦО № 4»
Методическая разработка по теме «Словари на службе знаний»
(работа со словарём как средством развития у обучающихся
лексикографических компетенций на уроках гуманитарного цикла)
Осознание потребности обращения к словарю является важным аспектом для решения познавательных и коммуникативных задач на любом уроке. Существует много методов, форм и средств, направленных на эффективное использование словарей разных видов в урочной деятельности. Изучение ранее не известных, новых слов, терминов, научных понятий и их смыслов необходимо с выбора нужного словаря для решения конкретной задачи, внимательного чтения словарной статьи и извлечения из неё необходимой информации о слове.
Использование приёма поэтапных действий: поиск значения слова в словаре и его лексической сочетаемости с другими словами, изучение многозначности слова, обусловленной контекстом, изучение функционально-стилистической окраски слова, обращение к этимологии слова и использование в собственных работах - служит для точности и выразительности речи. Выполнение лексического анализа слова даёт возможность реализовывать связь словарной работы с правописанием, а самостоятельное введение нового слова в собственный контекст - эффективный приём полного раскрытия его смысла. Толкование смысла слова или термина, исторического события или искусствоведческого понятия путём демонстрации фото, рисунков или другого наглядного материала формирует познавательную активность учеников. Таким образом, изучение новых понятий не должно происходить стихийно, только при помощи подбора синонимов к ним. Это глубокая, кропотливая работа со словарями, способствующими овладению основными стилистическими ресурсами лексики, совершенствованию видов речевой и письменной деятельности, что и продемонстрировано на данном учебном занятии.
Технологическая карта урока
Предмет: родной язык (русский)
Класс: 6
Тема: «Подготовка к изложению, близкому к тексту»
Рабочая программа: «Родной русский язык. 6 класс»; авторы: О.М. Александрова,
О.В. Загоровская. Учебник. – М.: Просвещение, 2020
Планируемые результаты
Личностные | Метапредметные | Предметные |
Сформировать мотивацию учебной деятельности на уроке посредством просмотра фильма-экскурсии по Петропавловской крепости и жизненного опыта обучающихся; внутреннюю позицию овладения новыми компетенциями через учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками (работа в группах); выработать коллективное представление о концепте «памятник архитектуры» посредством словарной работы с целью расширения когнитивного пространства у обучающихся; самооценку собственной деятельности | Овладеть познавательными, регулятивными, коммуникативными УУД; сформировать основы учебно-исследовательской и проектной деятельности; навыки смыслового чтения | Расширить научные знания о языке; овладеть основными стилистическими ресурсами лексики через знакомство с новыми научными понятиями; сформировать лексикографические умения и навыки (осознание потребности обращения к словарю для решения познавательных и коммуникативных задач, умение выбрать нужный словарь для решения конкретной познавательной и коммуникативной задачи, умение прочитать словарную статью и извлечь необходимую информацию о слове); совершенствовать виды речевой и письменной деятельности |
Формы организации образовательного процесса
Составление синонимического ряда концепта «памятник архитектуры»
Смысловое чтение исходного текста О.Н. Котомина «Петропавловская крепость»
Деятельность обучающихся
Групповая форма работы по поиску в словарях лексического значения понятий, связанных с историей Санкт-Петербурга
Ход деятельности
1. Составление синонимического ряда концепта «памятник архитектуры», выбор словаря для решения конкретной познавательной и коммуникативной задачи
Чтение словарной статьи и извлечение необходимой информации
Па́мятник - скульптурное или архитектурное сооружение в память кого-то или чего-то; сохранившийся предмет культуры прошлого. (С.И.Ожегов. Словарь русского языка, стр.343) Архитекту́ра - строительное искусство, зодчество (С.И.Ожегов. Словарь русского языка, стр.22);градостроительство Вывод Памятник - сооружение, предназначенное для увековечения людей, событий, объектов, иногда животных, а также литературных и кинематографических персонажей Памятник архитектуры — примечательный объект материального и духовного творчества, который имеет национальное или международное значение. В настоящее время в действующем российском законодательстве определение «памятник архитектуры» не используется — употребляется либо «объект культурного наследия», либо равноценное ему «недвижимые памятники истории и культуры».
2. Смысловое чтение исходного текста О.Н. Котомина «Петропавловская крепость»
Петропавловская крепость в Санкт-Петербурге — это уникальный историко-архитектурный памятник. Крепость была основана на небольшом Заячьем острове в 1703 году в ходе Северной войны. Этот день считается днём основания города. История крепости связана с борьбой русского народа за исконные новгородские земли. По замыслу создателей крепость должна была защищать невские берега от шведов, перекрывая вражеским судам вход в Неву со стороны Финского залива. Однако ей никогда не приходилось принимать непосредственного участия в военных действиях. Крепость имеет вид вытянутого шестиугольника. Первоначально крепостные стены были деревянно-земляными, но с 1706 года в течение 35 лет велись работы по перестройке крепости в камне. Строительством бастионов руководил Петр I и его приближённые, отсюда и их названия: Государев, Зотов, Нарышкинский, Трубецкой, Меншикова, Головкина. Парадным входом в крепость служили деревянные Петровские ворота, построенные по проекту Д. Трезини в виде триумфальной арки, обращённой к городской площади. Ворота украшала статуя святого Петра в человеческий рост. В верхней части ворот изображены Бог Саваоф в облаках и воинские доспехи. Ниже расположен деревянный барельеф Конрада Оснера «Низвержение Симона-волхва апостолом Петром». Христианский миф повествует о том, как Симон силой волшебства вознёсся на небеса, но молитвой апостола Петра был «низвергнут с великим шумом»на землю. Содержание этого барельефа — аллегорическое изображение победы России над Швецией в Северной войне. В 1720 году над аркой появился Российский герб — двуглавый орёл. В боковых нишах ворот установлены скульптуры мифологических богинь Минервы и Беллоны, олицетворяющих государственную мудрость и полководческий талант основателя города — Петра I. Находясь на территории крепости, нельзя не залюбоваться Петропавловским собором. Колокольня с позолоченным шпилем, крестом и «летящей» фигурой ангела стала символом Санкт-Петербурга.
Работа в группах
Учебная задача: выбрать словарь, найти толкование лексического значения незнакомых ранее понятий, связанных с историей Санкт-Петербурга
1 группа («историки») дают толкование историческим памятникам и событиям, встретившимся в исходном тексте
Санкт-Петербург (энциклопедия) - онлайн rus-piter-enc.slovaronline.com Энциклопедический справочник. — М.: Большая Российская Энциклопедия. 1992 Ред. коллегия: Белова Л.Н., Булдаков Г.Н., Дегтярев А.Я. и др.
Чтение словарных статей и извлечение необходимой информации
Заячий остров – место, где начинал строиться Санкт-Петербурге. По одной из версий, до начала застройки на этой территории жило много зайцев. Согласно топонимической истории острова, никаких животных в этих местах не водилось, но памятник зайцу, украшающему остров, остался.
Петропавловская крепость в Санкт-Петербурге, заложенная по плану Петра I в 1703 году, состояла из шести бастионов, соединённых куртинами, двух равелинов, кронверка, первоначально земляных, а в 30-40-х и 80-х годах XVIII века «одетых» в камень. Со 2-й четверти XVIII века Алексеевский равелин, Трубецкой бастион и Невская куртина - политические тюрьмы с особо строгим режимом
Петропавловский собор назван в честь святых апостолов Петра и Павла (1712-1733 г.г., архитектор Д. Трезини) Северная война (1700—1721 г.г.) — война между Россией и Швецией за господство на Балтике Битва под Полтавой (Полтавский бой) - генеральное сражение в ходе Северной войны между русскими войсками под командованием Петра I и шведской армией под командованием Карла XII
Чтение и осмысление исторической справки о борьбе русского народа за исконные новгородские земли
Ижорская земля, по которой пролегали пути, связывавшие Русь с Западной Европой, и которая прикрывала Русь от нападений немцев и шведов, на протяжении многих веков была ареной многочисленных войн. Построенный для укрепления северо-запада новгородской земли Орешек закрыл выход из Невы в Ладожское озеро и, таким образом, затруднил шведам доступ во внутренние русские области. Единственным средством воссоединения Ижорской земли с Русским государством, а следовательно, и возвращение выхода на морские пути, становилась новая война со Швецией.
2 группа («искусствоведы») дают толкование искусствоведческим терминам, именам, встретившимся в исходном тексте Искусствоведческие словари - онлайн https://monographies.ru/ru/book/section?id=6712 https://izoandmhknkz.blogspot.com/p/blog-page_20.html http://art-inschool.ru/art_dictionary
Чтение словарных статей и извлечение необходимой информации
Доменико Трезини - итальянский архитектор, первый и главный зодчий Петра I. Трезини внёс значительный вклад в исторический процесс приобщения русской архитектуры к западноевропейским традициям и является одним из главных представителей архитектурного стиля «петровского барокко». Работы легендарного архитектора в Петербурге Петропавловская крепость (1706-1740) Петропавловский собор (1712-1733) Летний дворец Петра I (1710-1714) Александро-Невская Лавра (1713) Дом Трезини (1721-1723) Дом Двенадцати коллегий (1722-1742)
Барокко - с итальянского «причудливый». Барочная архитектура богато и пышно украшена. Часто применяются криволинейные очертания, а игра света и тени создаёт драматическое напряжение. Барокко стремится к соединению, синтезу искусства в архитектурном пространстве
Барокко - стиль в европейской архитектуре XVI–XVII веков, для которого характерны грандиозные композиции, пространственный размах, развёрнутые масштабные колоннады и вместе с тем внимание к деталям, изящество линий и обилие пышного декора. В Санкт-Петербурге в барочном стиле строились дворцы, особняки, загородные резиденции, соборы и церкви. Самыми яркими примерами являются Зимний дворец, дворец Строгановых, Смольный, Петропавловский и Сампсониевский соборы.
Барелье́ф — разновидность скульптурного выпуклого рельефа
Скульптура (вид изобразительного искусства) — создание объёмных изображений (статуй, бюстов, барельефов) путём лепки, высекания, резания или отливки Ниша (в архитектуре) — углубление в стене здания или сооружения для установки статуй Триумфальная арка - монументальное сооружение в честь военных побед и знаменательных событий, украшенное скульптурой и памятными надписям
Конрад Оснер - немецкий скульптор при дворе императора Петра I, автор многочисленных декоративных композиций, статуй, барельефов
3 группа («лингвисты» ) определяют лексическое значение понятий и терминов, встретившихся в исходном тексте
Большой энциклопедический словарь - онлайн https://rus-big-enc-dict.slovaronline.com/
Уникальный - единственный в своём роде, неповторимый Бастион - пятистороннее долговременное укрепление, возводившееся на углах крепостной ограды Равелин - отдельное сомкнутое сооружение треугольной формы, располагавшееся перед крепостным рвом в промежутке между бастионами Кронверк - наружное вспомогательное укрепление, служившее для усиления крепостного фронта и состоявшее из одного бастиона и двух полубастионов на флангах Куртина - обложенная дёрном гряда для цветочных и других растений, клумба Аллегория - художественное обособление понятий с помощью конкретных представлений Савао́ф – одно из имён Бога, подчёркивающее такое Его свойство, как всемогущество, а также то, что Он — Владыка мира
Минерва - в древнеримской мифологии покровительница ремесленников и художников
Белло́на — в древнеримской мифологии богиня войны и защиты Родины
4 группа («литературоведы») выразительно читают и анализируют отрывок из мифа «Низвержение Симона-волхва апостолом Петром»
Первое свидетельство о Симоне-волхве находится в книге Деяний Апостолов, где рассказывается, что диакон Филипп, успешно проповедуя Евангелие в Самарии, крестил там и одного волхва, Симона, считавшего себя «чем-то великим», творившего всякие чудеса и имевшего многих последователей, которые видели в нём явление «великой силы Божией». Из Иерусалима прибыли апостолы Пётр и Иоанн, чтобы посредством возложения рук низвести Духа Святого на крещёных. Симон Волхв, увидев, что апостолы имеют дар с помощью возложения рук подавать Святого Духа, решил приобрести власть, которую имеют апостолы. Для этого он предложил денег апостолам за сообщение ему их дара и был строго обличён и отвергнут апостолом Петром. Симон смиренно принял обличение и попросил апостолов помолиться за него.
Мифологический словарь - онлайн https://myth.slovaronline.com/
Орфографическая работа
Санкт-Петербург
уникальный
памятник
основана
исконные новгородские
шестиугольника
крепостные
деревянно-земляными
бастион
Петр I
триумфальная
статуя святого Петра
Саваоф
барельеф
Конрад Оснер
Симон-волхв
апостол
аллегорическое
двуглавый орёл
позолоченный шпиль
Составление плана
1. Петропавловская крепость - уникальный историко-архитектурный памятник 2. История крепости 1) Крепостные стены 2) Петровские ворота: Бог Саваоф, деревянный барельеф Оснера, скульптуры богинь Минервы и Беллоны, Российский герб
3. Петропавловский собор
Написание изложения
Изложение ученицы 6-1 класса Шатуновой Виктории
Вывод
Развитие лексикографических компетенций у обучающихся способствовало не только формированию личностных, метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных, основ учебно-исследовательской и проектной деятельности; навыков смыслового чтения) и предметных (расширение научных знаний о языке, овладение основными стилистическими ресурсами лексики через знакомство с новыми научными понятиями, совершенствование видов речевой и письменной деятельности) универсальных учебных действий, но и расширению когнитивного пространства у обучающихся, развитию их лингвокультурологических компетенций.
Литература
1. Баркарова Е.В. Фотоархивный материал 2. Демьянков В.З. Термин концепт как элемент терминологической культуры
3. Степанов Ю.С. Слово // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология. М.: Academia, 1997. С. 288–306
Словари
Большой энциклопедический словарь - онлайн https://rus-big-enc-dict.slovaronline.com/ 2. Искусствоведческие словари - онлайн https://monographies.ru/ru/book/section?id=6712 https://izoandmhknkz.blogspot.com/p/blog-page_20.html http://art-inschool.ru/art_dictionary
3.Мифологический словарь - онлайн https://myth.slovaronline.com/ 4. Ожегов С.И. Словарь русского языка 5. Санкт-Петербург (энциклопедия) - онлайн
rus-piter-enc.slovaronline.com 6. Ушаков Д.И. Крючков С.Е. Орфографический словарь
Энциклопедический справочник. — М.: Большая Российская Энциклопедия. 1992 Ред. коллегия: Белова Л.Н., Булдаков Г.Н., Дегтярев А.Я. и др.