СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка по теоретическому занятию "Психология как наука"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка теоретическог занятия "Психология как наука" для преподавателей психологии и студентов 

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по теоретическому занятию "Психология как наука"»

Государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Республики Крым

«Евпаторийский медицинский колледж»


План занятия (теоретическое) № 1


Тема занятия: Психология как наука

Специальность: 34.02.01 Сестринское дело

Курс: 2-й

Дисциплина: ОП.09. Психология

Цели занятия:

Образовательные: получить общие представления о предмете психологии, научиться применять в повседневной жизни и в профессии полученные умения и навыки.

Развивающие: способствовать развитию умений обучающихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнение, делать необходимые выводы; способствовать развитию умений применять полученные знания в нестандартных условиях; создание условий для развития умений грамотно, четко и точно выражать свои мысли.

Воспитательные: создание условий, обеспечивающих воспитание интереса к будущей профессии медицинского техника; создание условий для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету; создание условий по овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности; обеспечение условий для воспитания творческого отношения к избранной профессии.

Междисциплинарные связи: Основы философии, культура речи в профессиональном общении, анатомия и физиология человека, гигиена и экология человека, основы профилактики, общественное здоровье и здравоохранение, безопасность жизнедеятельности, здоровый человек и его окружение.

Внутридисциплинарные связи: Возрастная, социальная, медицинская, семейная психология, конфликтология, психология общения.

Место проведения: Лекционная аудитория

Тип занятия: теоретическое

Количество часов: 2

Обеспечение занятия (средства обучения)методическая разработка

Литература:

  1. Психология для медицинских колледжей: учебник/ О.И.Полянцева, - Изд. 2-е. Ростов н/Д: Феникс, 2020. – 431 с.


Студент должен знать:

- взаимосвязь общения и деятельности;

- цели, функции, виды и уровни общения;

- роли и ролевые ожидания в общении;

- виды социальных взаимодействий;

- механизмы взаимопонимания в общении;

- техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;

- этические принципы общения;

- источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов.

Студент должен уметь:

- применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;

- использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения.


Студент должен обладать:

Общие компетенции

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

ОК 12. Оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.

ОК 13. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК 14. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

Профессиональные компетенции

ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.

ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения.

ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.

ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

ПК 2.3. Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами.

ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.

ПК 2.7. Осуществлять реабилитационные мероприятия.

ПК 2.8. Оказывать паллиативную помощь.

ПК 3.1. Оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях и травмах.

ПК 3.2. Участвовать в оказании медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях.

ПК 3.3. Взаимодействовать с членами профессиональной бригады и добровольными помощниками в условиях чрезвычайных ситуаций.


Структура занятия:


  1. Организационный момент - 2 мин.

  2. Цели занятия (мотивация) - 3 мин.

  3. Введение нового материала - 70 мин.

  4. Закрепление материала - 10 мин.

  5. Задание на дом - 2 мин.

  6. Подведение итогов - 3 мин.

Ход занятия:

  1. Организационный момент: Приветствие, вступительное слово преподавателя. Проверка присутствующих, внешнего вида студентов, готовности студентов к лекции.

  2. Цели (мотивация) занятия. Познание нового, привитие интереса к предмету, формирование связи с будущей профессией, уважение к профессии медицинского работника, понимание полезности приобретенных знаний, умений и навыков в личной жизни и в профессиональной сфере, возможность применения их в повседневной жизни.

  3. Введение нового материала (план изложения содержания с определением разделов, вопросов для самостоятельного изучения):

а) введение

Во все времена человечество интересовали конкретный человек, его внутренний мир, причины и закономерности возникновения тех или иных его поступков, законы поведения в обществе себе подобных. Интересно было понять, как возникают мысленные образы, что такое сознание, мышление, творчество, каковы механизмы этих явлений. Всем этим занимается психология.

б) основная часть

1. История развития психологии.

2. Понятие, предмет и задачи психологии как науки.

3. Отрасли и методологические принципы современной психологии.

4. Поведенческий подход в психологии.

5. Структура деятельности.

в) выводы:

Знание психологии поможет понять свои возможности, достоинства и недостатки, поможет самостоятельно справляться с жизненными проблемами, регулировать человеческие отношения и оказывать влияние на людей; поможет понять, что хотят, что могут окружающие нас люди, как ориентироваться в особенностях личности, мотивах поведения, памяти и мышления, характера и темперамента. Психология необходима медицинскому работнику, чтобы изучать психологические особенности деятельности медиков и поведения пациентов, разрабатывать психологические методы лечения, изучать проявления и причины разнообразных нарушений в психике и поведении человека, а также происходящие психические изменения во время соматических болезней.

4. Закрепление материала.

Устный опрос:

1.Дайте определение понятию «психология».

2.Перечислите основные задачи психологии.

3.Назовите предмет изучения психологии.

4.Перечислите и охарактеризуйте этапы развития психологии как науки.

5.Назовите основные отрасли психологии.

6.Перечислите основные методы изучения психологии.

7. Охарактеризуйте поведенческий подход в психологии.

5. Домашнее задание: Психология для медицинских колледжей: учебник/ О.И.Полянцева, - Изд. 2-е. Ростов н/Д: Феникс, 2020. – 431 с.

1. Читать стр. 3 – 22 учебника.

2. Устно ответить на вопросы на стр. 44-45 (1-8).

6. Подведение итогов. Ответы на вопросы студентов.



Преподаватель: Бударина О.П.


1. История развития психологии


Путь развития и утверждения психологии как науки был довольно сложным и длительным. На развитие психологии оказала влияние борьба между материалистическим и идеалистическим мировоззрением. В зависимости от того, какое мировоззрением доминировало на том или ином этапе исторического развития общества, определились уровень и качество исследований и толкование полученных результатов.


Первые попытки понять и объяснить психологические явления возникли еще в глубокой древности, в первобытном обществе. Мировоззрение первобытных людей наделало каждый предмет душой. Животные, человек, явления природы, по их мнению, имели душу, которая выступала источником движения и развития. Душа – это «двойник человека». Первобытные люди говорили о существовании души как «тела в теле», то есть душа четко не отделялась от тела.


Философы Древней Греции в своих трактатах пытались проникнуть в тайны бытия и внутреннего мира человека. Философы древности объясняли психику, исходя их четырех стихий, на которых, по их мнению, был основан мир: земля, вода, огонь и воздух. Душа, как и все на этом свете, состояла из этих начал. Древние полагали, что душа находится там, где есть тепло и движение, то есть душой наделена вся природа. Впоследствии, учение, одухотворяющее весь мир, получило название «анимизм» (от лат. «анима» – «дух», «душа»).


На смену анимизму пришло новое философское учение – атомистическое.

Ярким представителем этого направления выступал Аристотель. Он полагал, что мир – это совокупность мельчайших неделимых частиц – атомов, которые отличаются друг от друга различной подвижностью и величиной, а материальные носители души – самые мелкие и наиболее подвижные. Исходя из такой подвижности атомов, Аристотель объяснял механизмы, законы функционирования многих психических явлений: мышления, памяти, восприятия, сновидения и т. д.


Трактат Аристотеля «О душе» многие ученые рассматривают как первое крупное научное исследование по психологии. По мнению Аристотеля, у человека три души: растительная, животная и разумная. Ум зависит от величины мозга, эмоции – от сердца.


Представителем материалистических взглядов выступал Демокрит. Он считал, что все в мире состоит их атомов. Атомы существуют во времени и пространстве, в котором все движется по заданной траектории. В беспредельном пространстве, согласно определенным законам, движутся неделимые и непроницаемые частицы; душу образуют легкие, шарообразные частицы огня. Душа представляет собой огненное начало в теле, смерть же происходит в результате распада атомов души и тела. И тело, и душа смертны.


Заслугой Демокрита является то, что он положил начало разработке теории познания, особенно зрительным ощущениям. Он разработал рекомендации для запоминания, разделив приемы сохранения материала на вещественные и умственные.


Нельзя не упомянуть и о взглядах Платона. Согласно его воззрениям человек – это узник в пещере, а действительность – его тень. У человека две души: смертная и бессмертная. Смертная решает конкретные задачи, а бессмертная, жизнь которой продолжается и после смерти, является самой сердцевиной психического, высшей формой, наделенной разумом. Лишь бессмертная душа дает подлинные знания, получаемые в результате озарения. Существуют вечные идеи, а мир – слабое отражение идей. В процессе жизни душа вспоминает те бессмертные идеи, с которыми она сталкивалась до вселения в тело.


Интересны взгляды Платона, касающиеся вопросов функционирования человеческой памяти. Память – это восковая дощечка. У людей разная память и она зависит от качества воска. Мы сохраняем воспоминания до тех пор, пока они сохранены на восковой пластине.


Учение о душе в раннем средневековье стало частью теологического мировоззрения и полностью отошло к религии, что продолжалось вплоть до XVII в.


В эпоху Возрождения все науки и искусство стали вновь активно развиваться. Естественнонаучные, медицинские, биологические науки, различные виды искусства, так или иначе, затрагивали учение о душе. Французские, английские и другие европейские философы того времени, основываясь на механистической картине мира, многие проявления психики стали трактовать с позиций биомеханики, рефлекса, при этом обращение к внутренним проявлениям психики, к душе осталось за пределами их рассмотрения.


Однако внутренние феномены реально существовали и требовали объяснения своей роли в жизни человека. В результате стало формироваться новое философское направление – дуализм, которое утверждало, что в человеке существует два независимых начала: материя и дух.


Наука того времени так и не смогла объяснить взаимосвязь и взаимозависимость этих двух начал, поэтому отказалась от изучения поведения и сосредоточилась на субъективном опыте человека (XVII–XVIII вв.).


Таких позиций придерживались Р.Декарт и Дж.Локк. Психика рассматривалась только как проявление сознания, мир материи был исключен из предмета психологии. Основным методом исследования признавался метод самонаблюдения (интроспекция), а естественнонаучные методы считались неприемлемыми для изучения феноменов души.


Одновременно с такими взглядами развивалось и атомистическое понимание устройства мира. Простые проявления психики стали рассматриваться как атомы. Такая атомистическая психология развивалась на протяжении двух веков, вплоть до конца XIX в.


Таким образом, с древнейших времен и до середины XIX в. психология развивалась в рамках других наук, чаще философии, медицины, биологии.


В середине XIX в научном мировоззрении произошли глубокие изменения.

Это касалось и взаимосвязи между душой и телом, материальными и психическими проявлениями. Успехи медицины, в частности психиатрии, бесспорно, доказывали, что между нарушениями работы мозга и нарушениями психики существует тесная связь, что опровергает постулат дуализма об их раздельном существовании. Возникла необходимость по-новому взглянуть на роль душевных феноменов в жизни и поведении человека.


Механистическое понимание хорошо объясняло однообразные движения, но становилось несостоятельным в понимании разумного поведения. Положения атомистической психологии также не укладывались в новые научные факты и требовали пересмотра.


Таким образом, во второй половине XIX в. психологическая наука оказалась на пороге кризиса, тому послужили следующие причины:

    • понимание психических явлений стало невозможным с позиций точных естественных знаний;

    • взаимосвязь между психическим и телесным не поддавалась разумному объяснению;

    • ученые-психологи были не в состоянии объяснить сложные формы человеческого поведения, выходящие за рамки рефлексов.


Возникший кризис привел к краху дуализма и интроспекции как единственного достоверного источника получения психологических знаний. В поисках преодоления кризиса возникло три направления психологического учения:

  • бихевиоризм,

  • гештальт-психология

  • психоанализ (фрейдизм).


Бихевиоризм. Его основоположником является американский ученый Д. Уотсон, который в качестве предмета психологии предложил рассматривать поведение (от англ. behaviour), а душевные явления считать непознаваемыми при помощи естественнонаучных методов.


Для познания поведения вполне достаточно описать само поведение, выяснить и описать внешние и внутренние силы, воздействующие на организм, изучить законы, согласно которым происходит взаимодействие стимулов и поведения. Бихевиористы полагали, что разница между поведением животных и поведением человека заключается лишь в сложности и разнообразии реакций. Тем не менее Уотсон не мог не признавать наличия чисто человеческих психических феноменов. Психические состояния он интерпретировал как функции, выполняющие активную роль в приспособлении организма к миру, при этом признавался, что не в состоянии понять, каково значение этой роли.


Ученые этого направления отрицали возможность изучения сознания. Как писал Уотсон, бихевиорист «не наблюдает ничего такого, что он мог бы назвать сознанием, чувствованием, ощущением, воображением, волей, постольку он больше не считает, что эти термины указывают на подлинные феномены психологии».


Однако уже в 30-е гг. ХХ столетия такие крайние взгляды Д. Уотсона были смягчены необихевиористами, прежде всего Э. Толменом и К. Халлом. Так, Э. Толмен вел понятие о разумности и целесообразности поведения. Цель – это конечный результат, достигаемый в результате выполнения поведенческих актов. Важнейшими психологическими феноменами, по Толмену, являются цель, ожидание, гипотеза, когнитивная картина мира, знак и его значение. К. Халл разработал модель поведения, основанную на реакциях на разнообразные стимулы. Организм реагирует на стимулы с помощью врожденных и приобретенных способов, которые связаны с системой «промежуточных переменных», опосредующих это взаимодействие.


Таким образом, бихевиоризм не изучает сознание человека, полагая, что психология должна объяснять поведение, исследуя входящие в организм стимулы и исходящие поведенческие реакции. Из этого тезиса исходит теория научения, в основе которой лежит применение всевозможных наказаний и подкреплений при необходимости формирования соответствующих реакций, благодаря чему теория и до настоящего времени пользуется популярностью, прежде всего среди американских психологов (Б. Ф. Скиннер).


Гештальтпсихология зародилась в Германии и распространилась практически по всей Европе, в том числе и в России, особенно в предвоенные годы. Это направление находилось под влиянием таких наук, как физика и математика. Яркими представителями являются К. ЛевинМ. Вертгеймер, В. Келер и др.


Суть этого направления сформулировал М. Вертгеймер, который писал: «… существуют связи, при которых то, что происходит в целом, не выводится из элементов, существующих якобы в виде отдельных кусков, связываемых потом вместе, а напротив, то, что проявляется в отдельной части этого целого, определяется внутренним структурным законом этого целого».


То есть гештальтпсихология изучает не явления, а структуру связей, поэтому иногда ее называют структурной психологией (в переводе на русский язык слово «гештальт» означает «структура»).


К. Левин известен своими работами в области личности и межличностных отношений. Он считал, что поведение личности можно понять, лишь исходя из целостной ситуации, в которой эта личность оказывается. Среда же определяется субъективным восприятием действующих в ней людей.


Заслуга гештальтпсихологии состоит в том, что ей были найдены современные подходы к изучению проблем психологии, однако проблемы, вызвавшие кризис, до конца так и не были разрешены.


Психоанализ был разработан австрийским психологом и психиатром З. Фрейдом, поэтому иногда называется «фрейдизм». Основывая научное теоретическое направление в психологии, Фрейд исходил из анализа своей богатой психотерапевтической практики, тем самым как бы возвращая психологии ее изначальный предмет: проникновение в сущность души человека.


Основополагающими понятиями психоанализа являются сознание и 

бессознательное. Именно бессознательному (главным из которых является сексуальное влечение – либидо) отводится значительная роль в регуляции деятельности и поведения человека. Цензура со стороны сознания подавляет бессознательные влечения, но они «прорываются» в виде оговорок, описок, забываний неприятного, сновидениях, невротических проявлениях.


Психоанализ получил широкое распространение не только в Европе, но и в США, где популярен и до настоящего времени. В первые годы советской власти это направление было также востребовано и в нашей стране, но в 30-е гг. на общем фоне ограничения психологических исследований (постановление «О педологических извращениях в системе Наркомпроса») репрессиям подверглось и учение Фрейда. Вплоть до 60-х гг. психоанализ изучался лишь с критических позиций. Только со второй половины ХХ столетия интерес к психоанализу вновь возрос, причем не только в России, но и во всем мире.


Итак, ни одно из вновь возникших психологических направлений полностью не разрешило противоречий, приведших к кризису психологии как науки.


Рассмотрим некоторые современные психологические концепции, которые стали активно развиваться, начиная со второй половины ХХ века.


Когнитивная психология возникла на основе развития информатики и кибернетики. Представители когнитивной школы – Ж. Пиаже, У. Найсер, Дж. Брунер, Р. Аткинсон и др.


Для когнитивиста познавательные процессы человека выступают аналогом вычислительной машины. Главное – понимать, как человек познает окружающий мир, a для этого следует изучить способы формирования знаний, как возникают и развиваются познавательные процессы, какова роль знаний в поведении человека, как эти знания организованы в памяти, как функционирует интеллект, как соотносятся слово и образ в памяти и мышлении человека. В качестве основного понятия когнитивной психологии используется понятие «схема», которая представляет собой план сбора и переработки информации, воспринимаемый органами чувств и сохраняющийся в голове человека.


Основной вывод, к которому пришли представители этого направления, заключается в том, что во многих жизненных ситуациях человек принимает решения, опосредованные особенностями мышления.


Неофрейдизм вышел из психоанализа Фрейда. Его представители – А. Адлер, К. Юнг, К. Хорни, Э. Фромм и др. Общее во всех этих воззрениях – признание значительности бессознательного в жизни людей и стремление этим объяснить многие человеческие комплексы.


Так, А. Адлер полагал, что человеком управляет комплекс неполноценности, который он получает с момента рождения, будучи беспомощным существом.

Стремясь преодолеть этот комплекс, человек действует разумно, активно и целесообразно. Цели определяет сам человек, а уже исходя из этого формируются познавательные процессы, черты личности, мировоззрение.


Концепцию К. Юнга называют еще аналитической психологией. Он рассматривал психику человека через призму макропроцессов культуры, через духовную историю человечества. Выделяются два типа бессознательного: личное и коллективное.


Личное бессознательное приобретается в ходе накопления жизненного опыта, коллективное – передается по наследству и содержит опыт, накопленный человечеством. Коллективное бессознательное Юнг охарактеризовал как архетипы, которые чаще всего проявляются в мифах и сказках, первобытных формах мышления, образах, передающихся из поколения в поколение. Личное бессознательное человеку близко, это часть его самого; коллективное же часто воспринимается как нечто враждебное, а потому вызывающее отрицательные переживания, а подчас и неврозы.


Юнгу принадлежит заслуга в выделении таких типов личности, как интроверты и экстраверты. Интровертам присуще находить в себе все источники жизненной энергии и причины происходящего, а экстравертам – во внешней среде. В дальнейших исследованиях выделение этих двух типов было подтверждено экспериментально и стало широко использоваться в диагностических целях.


Согласно типологии личности, разработанной Юнгом, выделяются следующие типы:

    • мыслительный (интеллектуальный) – создает формулы, схемы, склонен к властности, авторитарности; в большинстве присущ мужчинам;

    • чувствительный (сентиментальный, эмоциональный) – преобладает отзывчивость, способность к сопереживанию, более женский тип;

    • сенсорный – довольствуется ощущениями, отсутствуют глубокие переживания, хорошо адаптируется к внешнему миру;

    • интуитивный – находится в творческом поиске, новые идеи приходят в результате озарения, но они не всегда продуктивны и требуют доработки.


Каждый из перечисленных типов может быть как интро-, так и экстравертированным. К. Юнг также ввел понятие индивидуализации, что означает развитие человека как индивидуума, отличающегося от общности. Это конечная цель воспитательного процесса, однако на начальных этапах человек должен усвоить тот минимум коллективных норм, которые необходимы для его существования.


Еще один яркий представитель неофрейдизма – Э. Фромм, который явился родоначальником гуманистического психоанализа. Э. Фромм полагал, что психика и поведение человека социально обусловлены. Патология появляется там, где подавляется свобода личности. К числу таких патологий относятся: мазохизм, садизм, отшельничество, конформизм, склонность к разрушению. Фромм разделяет все общественные устройства на те, которые способствуют свободе человека, и те, где свобода человека теряется.


Генетическая психология. Ее основатель – швейцарский психолог Ж. Пиаже, который изучал психическое развитие ребенка, главным образом его интеллект, поэтому отчасти его можно рассматривать и как представителя когнитивной психологии.


В процессе когнитивного развития выделяются три периода:

1) сенсомоторный (от рождения до приблизительно 1,5 лет);

2) этап конкретных операций (с 1,5–2 до 11–13 лет);

3) этап формальных операций (после 11–13 лет).


Наступление этих этапов можно ускорить или замедлить в зависимости от характера обучения, от влияния среды. Обучение только тогда будет эффективным, когда оно вовремя начато и учитывает уже имеющийся уровень. Ж. Пиаже писал: «Всякий раз, когда мы преждевременно обучаем ребенка чему-либо, что он мог бы открыть со временем для себя сам, мы тем самым лишаем его этого, а значит, лишаем и полного понимания данного предмета. Это, конечно же, не означает, что учителям не следует разрабатывать экспериментальные ситуации, стимулирующие творческие способности учеников». Основными факторами, определяющими когнитивное развитие, являются созревание, опыт и социальное научение.


Современная структура психологических знаний характеризуется следующими тенденциями:

1) стирание границ между ранее существовавшими самостоятельными направлениями в психологической науке, например, многие современные ученые используют в своих теориях знания, накопленные в рамках различных направлений;

2) современная психология все чаще становится востребованной практикой, а это приводит к дифференциации не по теоретическим школам, а по областям применения знаний в практических сферах деятельности;

3) психологические знания обогащаются за счет тех наук, с которыми психология активно сотрудничает, решая общие задачи.


Итак, область теоретического и практического приложения современной психологии очень широка, а психология – это активно и динамично развивающаяся наука.


2. Понятие, предмет и задачи психологии как науки.


Психология – это наука, которая занимает двойственное положение в ряду других научных дисциплин. Как система научных знаний она знакома лишь узкому кругу специалистов, но в тоже время о ней знает практически каждый человек, обладающий ощущениями, речью, эмоциями, образами памяти, мышления и воображения и т. д.


Истоки психологических теорий можно найти в пословицах, поговорках, сказках мира и даже частушках. Например, о личности говорят «В тихом омуте черти водятся» (предостережение тем, кто склонен судить о характере по внешности). У всех народов можно найти подобные житейские психологические описания и наблюдения. Та же пословица у французов звучит так: «В тихий ручей не погружай ни руки, ни даже пальца».


Психология – наука своеобразная. Овладевание человеком знаниями происходило с древних времен. Однако долгое время психология развивалась в рамках философии, достигнув высокого уровня в трудах Аристотеля (трактат «О душе»), поэтому многие считают его основателем психологии. Несмотря на такую древнюю историю, психология как самостоятельная экспериментальная наука сформировалась сравнительно недавно, лишь с середины XIX в.


Термин «психология» впервые появился в научном мире в XVI в. Слово «психология» происходит от греческих слов: «psyhe» – «душа» и «logos» – «наука». Таким образом, дословно психология – это наука о душе.


Уже позднее, в XVII–XIX вв., психология значительно расширила сферу своих исследований и стала изучать деятельность человека, бессознательные процессы, сохранив при этом прежнее название.


Рассмотрим подробнее, что же является предметом изучения современной психологии. Схема№1

Основные явления, изучаемые современной психологией


Как видно из схемы, психика включает в себя многие явления. С помощью одних происходит познание окружающей действительности – это познавательные процессы, которые состоят из ощущения и восприятия, внимания и памяти, мышления, воображения и речи. Другие психические явления необходимы для того, чтобы управлять поступками и действиями человека, регулировать процесс общения, – это психические состояния (особая характеристика психической деятельности за некоторый отрезок времени) и психические свойства (наиболее устойчивые и значимые психические качества человека, его особенности).


Приведенное разделение достаточно условно, так как возможен переход из одной категории в другую. Например, если какой-либо процесс протекает длительное время, то он уже переходит в состояние организма. Такими процессами-состояниями могут становиться внимание, восприятие, воображение, активность, пассивность и т. п.


Итак, психология – это наука, изучающая психические явления.


Начало возникновения психологии, как науки, связано с созданием в 1879г. Вильгельмом Вундтом первой психофизиологической лаборатории в городе Лейпциге.


Этапы развития психологии, как науки.

1. Наука о душе.

2. Наука о сознании.

3. Наука о поведении.

4. Наука о психике.

Основные категории общей психологии

1. Категория отражения (образа).

2. Категория личности (изучает психология личности, возрастная, социальная, общения).

3. Категория деятельности (внутренняя или психическая и внешняя или физическая активность человека, регулируемая сознательно поставленной целью и направленная на удовлетворение его собственных потребностей) .

4. Категория общения (общая, социальная, общения, конфликтология, психология управления).


Методологические принципы изучения психологии

1. Принцип детерминизма (причинно-следственные связи).

2. Принцип системности.

3. Принцип развития.

4. Принцип единства сознания и деятельности.

5. Принцип историзма.

6. Принцип единства теории и практики.


Предметом изучения общей психологии являются процессы, состояния и свойства личности, что составляет психику человека.


Психика – это субъективный образ объективного мира. Индивид является активным субъектом, осваивающим окружающий мир. Отражение избирательно, субъективно. Психика и поведение человека обусловлено его биологической (природной) и социальной средой. Психика формируется в социальной среде.


Основные функции психики:

  • регуляторная – регуляция поведения и деятельности живого существа в целях обеспечения его выживания.

  • отражательная – отражение окружающего мира.


Формы развития психики:

  • филогенез – становление структур психики в ходе биологической эволюции вида;

  • онтогенез – формирование структур психики в течении жизни отдельного индивида;

  • социогенез – развитие процессов познания, межличностных отношений, поведения, обусловленных различиями в культуре.


Материальным субстратом психики является мозг, но сколько бы мы его не препарировали, самой психики мы не увидим.


Психика сложна и многообразна по своим проявлениям. Выделяют три крупные группы психических явлений (фактов внутреннего субъективного опыта):

1. Психические процессы – динамическое отражение действительности в различных формах психического явления, которое имеет начало, развитие, конец и проявляется в виде реакции. При этом конец одного явления тесно связан с началом нового процесса.

Все психические процессы подразделяются на:

  • познавательные (ощущения, восприятия, представления, память, внимание, мышление, воображение, речь);

  • эмоциональные (эмоции и чувства);

  • волевые (решение, исполнение, волевое усилие и т.д.)


2.Психические состояния – определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности.

Наиболее изученные психические состояния:

  • общее состояние (например, внимание, проявляющееся на уровне активной сосредоточенности или рассеянности);

  • эмоциональные состояния, или настроения (жизнерадостное, восторженное, печальное, грустное и т.д.), угнетенность, апатия;

  • творческое состояние личности, или вдохновение.


3.Психические свойства – высшие и устойчивые регуляторы психической деятельности, которые формируются в процессе отражения и закрепляются в практике. Свойства личности многообразны. Например:

  • интеллектуальные свойства – наблюдательность, гибкость ума;

  • волевые – решительность, настойчивость;

  • эмоциональные – чуткость, нежность, страстность и т.д.

3. Отрасли и методологические принципы современной психологии


Современная психология – это достаточно разветвленный комплекс наук, который продолжает развиваться очень быстрыми темпами (каждые 4–5 лет возникает новое направление). Тем не менее можно выделить фундаментальные отрасли психологической науки и специальные.


Фундаментальные (базовые) отрасли психологической науки одинаково важны для анализа психологии и поведения всех людей. Такая универсальность позволяет их иногда объединять под названием «общая психология».


Специальные (прикладные) отрасли психологических знаний изучают какие-либо узкие группы явлений, т. е. психологию и поведение людей, занятых в какой-либо узкой отрасли деятельности.


Общая психология классифицируется:

1. Психология познавательных процессов и состояний.

2. Психология личности.

3. Психология индивидуальных различий.

4. Возрастная психология.

5. Социальная психология.

6. Зоопсихология.

7. Психофизиология.


Некоторые специальные отрасли псих.исследований:

1. Педагогическая психология.

2. Медицинская психология.

3. Военная психология.

4. Юридическая психология.

5. Космическая психология.

6. Инженерная психология.

7. Экономическая психология.

8. Психология управления.


Таким образом, психология представляет собой разветвленную сеть наук, которая продолжает активно развиваться.


Методы научных исследований – это приемы и средства получения учеными достоверных сведений, которые затем используются для построения научных теорий и разработки рекомендаций для практической деятельности.


Для того чтобы получаемые сведения были достоверными, необходимо соблюдать требования валидности и надежности.


Валидность – это такое качество метода, которое свидетельствует о его соответствии тому, для изучения чего первоначально он и был создан.


Надежность – свидетельство того, что при многократном применении метода будут получаться сопоставимые результаты.


Существуют различные классификации методов психологии. Рассмотрим одну из них, согласно которой методы подразделяются на основные и вспомогательные.


Основные методы: наблюдение и эксперимент.


Наблюдение – это метод, с помощью которого познаются индивидуальные особенности психики посредством изучения поведения человека. Может быть внешним и внутренним (самонаблюдение).

Черты внешнего наблюдения

1. Планомерность и систематичность проведения.

2. Целенаправленный характер.

3. Длительность наблюдения.

4. Фиксация данных с помощью технических средств, кодирования и т. п.


Виды внешнего наблюдения:

1. Структуированное (имеется подробная пошаговая программа наблюдения) – неструктуированное (имеется лишь простое перечисление данных, подлежащих наблюдению).

2. Сплошное (фиксируются все реакции наблюдаемых) – выборочное (регистрируются лишь отдельные реакции).

3. Включенное (исследователь выступает как член группы, в которой осуществляется наблюдение) – невключенное (исследователь выступает как сторонний наблюдатель).


Эксперимент – метод научного исследования, в ходе которого создается искусственная ситуация, где изучаемое свойство проявляется и оценивается лучше всего.


Виды эксперимента:

1. Лабораторный – проводится в специально оборудованных помещениях, часто с использованием специальной техники. Отличается строгостью и точностью фиксации данных, что позволяет получать интересный научный материал.


Трудности лабораторного эксперимента:

    • необычность ситуации, в силу чего могут искажаться реакции испытуемых;

    • фигура экспериментатора способна вызывать либо желание угодить, либо, наоборот, сделать что-то назло: и то, и другое искажает результаты;

    • пока еще не все явления психики могут быть смоделированы в условиях эксперимента.


2. Естественный эксперимент – искусственная ситуация создается в естественных условиях. Впервые был предложен А.Ф. Лазурским. Например, можно изучать особенности памяти дошкольников, играя с детьми в магазин, где им предстоит «сделать покупки» и тем самым воспроизвести заданный ряд слов.


Вспомогательные методы: опросы, анализ процесса и продуктов деятельности, тесты, близнецовый метод.


Опросы – вспомогательные методы исследования, содержащие вопросы. Вопросы должны удовлетворять следующим требованиям. Перед опросом необходимо проводить с испытуемыми краткий инструктаж, создавать доброжелательную атмосферу; если можно получить сведения из других источников, то не следует спрашивать об этом.


Выделяют следующие методы опроса: беседа, анкетирование, интервью, социометрия.


Беседа – метод опроса, при котором и исследователь, и испытуемый находятся в равных позициях. Может применяться на различных этапах исследования.


Анкетирование – метод, благодаря которому можно оперативно получить большое количество данных, зафиксированных в письменной форме. Виды анкет:

    • индивидуальные – коллективные;

    • очные (имеется личный контакт исследователя и анкетируемого) – заочные;

    • открытые (анкетируемые сами формулируют ответы) – закрытые (представлен перечень готовых ответов, из которых надо выбрать наиболее походящий анкетируемому).


Интервью – метод, осуществляемый в процессе непосредственного общения, ответы даются в устной форме. При составлении вопросов следует помнить, что первые вопросы должны дополняться последующими. Наряду c прямыми вопросами необходимо использовать косвенные. Виды интервью:

    • стандартизированное – все вопросы сформулированы заранее;

    • нестандартизированное – вопросы формулируются ходе интервьюиро-вания;

    • полустандартизированное – часть вопросов сформулирована заранее, а часть возникает в процессе интервью.


Социометрия – метод, благодаря которому изучаются социальные отношения в группах. Позволяет определить положение человека в группе, предполагает выбор партнера по совместной деятельности.


Анализ процесса и продуктов деятельности – изучаются продукты человеческой деятельности, на основании которых делаются выводы о психических особенностях человека. Могут изучаться рисунки, поделки, сочинения, стихи и т. д.


Близнецовый метод используется в возрастной генетической психологии.

Суть метода заключается в сопоставлении психического развития однояйцовых близнецов, силой обстоятельств воспитанных в различных жизненных условиях.


Тесты – стандартизированная психологическая методика, предназначение которой – дать количественную оценку изучаемого психологического качества.

Классификация тестов:

1. Тест-опросник – тест-задание.

2. Аналитические (изучают одно психическое явление, например, произвольность внимания) – синтетические (изучают совокупность психических явлений, например, тест Кеттелла позволяет дать заключение о 16 качествах личности).

3. в зависимости от содержания тесты делятся на:

    • интеллектуальные (изучают особенности интеллекта, так называемый IQ);

    • тесты профпригодности (исследуют уровень профессионального соответствия);

    • личностные тесты (словесные; проективные, когда о качествах человека судят по тому, как он воспринимает и оценивает предлагаемую ему ситуацию).


Итак, методы психологии разнообразны и их выбор определяется задачами исследования, особенностями испытуемого и ситуации.



4. Поведенческий подход в психологии.


Психология относится к наукам, изучающим поведение, однако не любой уровень поведения относится к предмету ее изучения. Рассмотрим, что же в поведении человека изучает психология.


Традиционно выделяют следующие уровни поведения:

  • инстинкты – врожденные формы поведения;

  • научение – приобретенные формы поведения;

  • психологическая (интеллектуальная) деятельность.


1. Инстинкты связаны главным образом с удовлетворением физиологических потребностей организма и выполняют функцию сохранения или продолжения рода. Отличительный признак инстинктивных реакций: функционирование в силу наследственной структуры организма. Инстинкты возникают в ходе эволюционного развития, являются полезными приспособлениями окружающей среды.


2. Научение – результат лично накопленного опыта. Например, условный рефлекс, описанный И. Павловым. Следует отметить, что существует связь между первым и вторым уровнями поведения: условный рефлекс возникает на основе безусловного рефлекса или инстинктивной, наследственной реакции.


Научение не создает новых реакций. Наследственные инстинктивные реакции в ходе научения приспосабливаются к индивидуальным постоянно меняющимся условиям жизнедеятельности организма. В связи с этим можно говорить о пластичности врожденных реакций. Условные рефлексы, надстраиваясь над безусловными, их видоизменяют.


3.Уровень разумного (интеллектуального) поведения, наиболее представленный у человека, дает ему шанс, став личностью, овладеть своим поведением, стать субъектом своей деятельности иметь возможность ее формировать, регулировать, быть ответственным за ее результаты, приобретая свободу выбора.


Поведение конкретного человека является продуктом трех основных линий развития: эволюционного, исторического, онтогенетического. Причем каждый этап развития поведения является отправным пунктом для дальнейшего развития, т.е. один процесс развития подготавливает следующий.


Деятельность – это активное взаимодействие человека с окружающим миром, это процесс, через который реализуется отношение человека к окружающему миру.


Деятельность – это внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознательно поставленной целью и направленная на удовлетворение его собственных потребностей, а также требований к нему со стороны общества.


Без деятельности невозможна человеческая жизнь. В процессе деятельности человек:

  • познает окружающий мир;

  • производит предметы материальной культуры, материальные условия жизни;

  • создает предметы духовной культуры;

  • изменяет окружающий мир;

  • преобразует свои способности;

  • сохраняет и совершенствует природу;

  • формирует и изменяет самого себя.


Человеческая деятельность отличается от активности животных, которые не производят ничего подобного. Для удовлетворения своих потребностей животные пользуются только тем, что им предоставила природа.


Всякая деятельность предполагает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение. С другой стороны, все эти психологические процессы формируются и развиваются в деятельности – такова взаимосвязь психических процессов и деятельности.


Различают три генетически сменяющих друг друга и сосуществующих на протяжении всего жизненного пути вида деятельности:


1. Игра – деятельность, которая не дает общественно значимого продукта. В игре начинается формирование человека как субъекта деятельности, и в этом ее огромное значение. В игре имитируется деятельность, что позволяет ребенку овладеть миром взрослых и впервые самому стать субъектом деятельности. Игра организуется свободно, нерегламентированно, мотивирована интересом.


2. Учение является непосредственной подготовкой личности к труду, развивает ее умственно, физически, эстетически и лишь на конечном этапе освоения профессии связано с созданием материальных и культурных ценностей. Учение – деятельность, направленная на приобретение знаний, умений, навыков, необходимых для широкого образования и последующей трудовой деятельности, служит средством психологического развития индивида.


3. Труд – основной вид деятельности, его результатом является создание человеком материальных и духовных ценностей общества (промышленная и сельскохозяйственная продукция, написанная книга, музыка и т.д.), то есть достижение социально значимого результата. В процессе труда не только рождается тот или иной продукт трудовой деятельности, но и сам он формируется в труде. В трудовой деятельности развиваются способности человека, формируется его характер.


В труде существенна не только техника труда, но и отношение человека к труду. Именно в нем заключены основные мотивы трудовой деятельности человека. Трудиться – значит проявлять себя в деятельности. Человек в своей жизни осуществляет разные виды труда – от простого труда по самообслуживанию до сложных видов творчества.


Труд может стать для человека или только средством поддержания существования, или, кроме того, еще и средством самовыражения, самореализации, поиска и достижении смысла жизни.


Для успеха трудовой деятельности абсолютно необходимы мастерство, умения, знания. Таких слагаемых требует любой труд – физический и интеллектуальный. В лучших своих образцах труд не может обойтись без инициативы и творчества.


Перечисленные виды деятельности отличаются своими мотивами:

  • мотивом труда является осознание общественной необходимости;

  • игра мотивирована интересом.


Различия в организации этих видов деятельности:

  • труд и учение осуществляются в специально организованной форме, т.е. в определенное время и в определенном месте;

  • игра связана со свободной организацией, ребенок играет в отведенное для этого время как хочет и сколько хочет.


Человеку почти в любом возрасте свойственны все три вида деятельности, но в разные периоды жизни они имеют разное значение.


3. Структура деятельности


Одной из главных проблем психологии является выяснение движущих сил поведения человека: к чему стремится тот или иной человек? Насколько сильно он к этому стремится? В психологии влияние этих вопросов связано с анализом мотивации поведения человека.


Структурные компоненты деятельности:


1.Мотивация – это совокупность психических процессов, которые придают поведению энергетический импульс и общую направленность. Активность человека непосредственно проявляется в его поведении.


Иначе говоря, мотивация – это движущие силы поведения, т.е. проблема мотивации является проблемой причин поведения индивида. Отсюда становится ясно, что одной из основных проблем психологии является выяснение причин активности поведения человека. Многие психологи полагают, что главной причиной активности является стремление человека удовлетворить свои потребности. Таким образом, основной источник активности личности – это потребности.


Все стороны личности проявляются в деятельности, и именно потребности заставляют человека действовать. Уровень развития потребностей влияет на уровень развития личности.

2. Потребности – отражение в сознании человека его нужд в чем-либо, основной источник активности личности.


Потребности бывают:

  • естественные (природные или биологические) – в пище, еде, одежде, жилище и т.д. Они непосредственно обеспечивают существование человека.

  • духовные, или социальные потребности – в словесном общении с другими людьми, в знаниях, в культуре (чтение книг, слушание музыки и т.д.)

  • потребность в труде.


Нормальное состояние человека (если только он не спит) – активное, деятельное.


Активность бывает:

  • внешней (движение, мышечные усилия);

  • внутренней (психическая активность), которая наблюдается даже у неподвижного человека, когда он размышляет, читает, что-то вспоминает и т.д.


3. Мотив деятельности – это то, что побуждает человека выполнять ее. В качестве мотива обычно выступает конкретная потребность, которая в ходе и с помощью данной деятельности удовлетворяется. Мотивы направляют деятельность человека. Деятельность человека полимотивированая, т.е. множество мотивов обслуживают одну и ту же деятельность.


Из мотивов рождаются цели. Человеческая жизнь не может протекать без постоянных целей и достижения результата. Фактически вся человеческая жизнь состоит из непрерывной цепи формулируемых целей.


4. Цель – это то, на что направлена непосредственно деятельность (конечный результат). Цели выступают в качестве регуляторов тех способов, с помощью которых эти цели достигаются.


Действием называют часть деятельности, имеющею осознанную человеком цель.


5. Действие – процесс, направленный на реализацию цели. Действия состоят из движений. Различают действия, которые тесно связаны между собой:

  • практические

  • умственные.

6. Операции – это способ выполнения действия. Операции характеризуют техническую сторону выполнения действия, то что называют «техникой», «сноровкой», «ловкостью». Главное свойство операций состоит в том, что они автоматизированы, мало сознаются. Этим они кардинально отличаются от действий, которые предполагают наличие осознаваемой цели и сознательный контроль за их протеканием. Сколько есть различных способов выполнения действия, столько можно выделить различных операций.


Таким образом, именно деятельность является процессом, который осуществляет реальную жизнь человека в окружающем его материальном и социальном мире. Личность может возвышаться над своей деятельностью и развиваться благодаря внутренней работе сознания и самосознания.