СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка по вокально-хоровой работе для учащихся первых классов

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье рассмотрена проблема подготовки дыхательного,артикуляционного и голосового аппарата учащихся первых классов, как одного из важных  этапов вокально- хоровой работы на уроке музыки. Главная роль в этом процессе отводится игровым технологиям, благодаря которым закладываются основы певческого дыхания,  артикуляции, дикции, вокальной интонации, чувства ритма. Автор описывает включение детей в музыкально-игровую деятельность как своеобразный творческий  и воспитательный процесс.в статье рассмотрена проблема подготовки дыхательного,артикуляционного и голосового аппарата учащихся первых классов, как одного из важных  этапов вокально- хоровой работы на уроке музыки. Главная роль в этом процессе отводится игровым технологиям, благодаря которым закладываются основы певческого дыхания,  артикуляции, дикции, вокальной интонации, чувства ритма. Автор описывает включение детей в музыкально-игровую деятельность как своеобразный творческий  и воспитательный процесс.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по вокально-хоровой работе для учащихся первых классов»



Муниципальное автономное образовательное учреждение

«средняя общеобразовательная школа № 35»







Методическая разработка по вокально-хоровой работе для

учащихся первых классов.



Учитель музыки МАОУ «СОШ № 35»

Нагаева Ирина Владимировна

[email protected]



г. Улан-Удэ 2023г.



Municipal autonomous educational institution

«secondary comprehensive school No. 35"



Methodological development on vocal and choral work for

of first grade students.





Music teacher of MAOU "School № 35"

Irina Vladimirovna Nagaeva

[email protected]





г. Ulan-Ude 2023.

Аннотация: в статье рассмотрена проблема подготовки дыхательного,артикуляционного и голосового аппарата учащихся первых классов, как одного из важных этапов вокально- хоровой работы на уроке музыки. Главная роль в этом процессе отводится игровым технологиям, благодаря которым закладываются основы певческого дыхания, артикуляции, дикции, вокальной интонации, чувства ритма. Автор описывает включение детей в музыкально-игровую деятельность как своеобразный творческий и воспитательный процесс.

Ключевые слова: игровые технологии, дыхательный, артикуляционный, голосовой аппарат, концентрация внимания, воспитание чувства ритма, дикция, формирование исполнительской и певческой культуры, развитие творческих способностей.

Abstract: the article deals with the problem of preparing the breathing, articulation and vocal apparatus of first grade students as one of the important stages of vocal and choral work at the music lesson. The main role in this process is given to game technologies, thanks to which the foundations of singing breathing, articulation, diction, vocal intonation, sense of rhythm are laid. The author describes the inclusion of children in musical and play activity as a kind of creative and educational process.

Key words: game technologies, breathing, articulation, vocal apparatus, concentration of attention, education of the sense of rhythm, diction, formation of performing and singing culture, development of creative abilities.

Особая роль на уроке музыки в первом классе принадлежит игровым технологиям, которые рассматриваются как широкий спектр конкретных приёмов и методов, внутренне присущих самому искусству. Одним из важнейших этапов вокально-хоровой работы является подготовка артикуляционного, голосового и дыхательного аппарата обучающихся к процессу пения. Главная роль в этом процессе отводится игровым технологиям, которые способствуют пробуждению у ребенка интереса к пению, формированию певческой и исполнительской культуры. Учитель предлагает ребятам отправиться в путешествие (это может быть путешествие в зоопарк, в осенний, зимний или весенний лес (зависит от времени года за окном). Затем следует вопрос: на каком виде транспорта мы отправимся в путешествие? Дети предлагают поехать на поезде, полететь на самолете, поскакать на лошадке, поехать на машине и т.д. Движение поезда дети имитируют движением согнутых в локтях рук, круговыми движениями вперёд. Одновременно с движением рук дети резко и чётко произносят звук «ч», как бы выталкивая его животом. Данным упражнением прорабатывается диафрагма. Крылья самолёта, учащиеся изображают разведёнными в сторону руками, имитируя звук мотора пением в унисон звука «у». Со временем унисон становится интонационно чистым. Цокот копыт на лошадке дети изображают цоканьем языка. Здесь можно поработать над сменой темпа, над динамикой. Звук мотора машины дети изображают свободной вибрацией губ. Прорабатывая это упражнение, можно менять высоту звучания голоса при помощи глиссандо, тем самым расширяя диапазон. Изображая звук машины, дети круговыми движениями рук имитируют вращение руля. «Зоопарк». На первом занятии учитель спрашивает о том, что такое зоопарк, кто из детей был в зоопарке. В нашем музыкальном зоопарке звери живут в домиках. В первом домике живут мартышки- сладкоежки. Чтобы попасть к ним в домик, надо постучать. Но надо знать особый код- ритм. Иначе нам мартышки не откроют дверь. Я простукиваю карандашом несложный ритмический рисунок. Дети, взяв в руки карандаш, повторяют ритм. Если есть ошибки- повторяем ритм снова. Таким образом у учащихся воспитывается внимательность, память и чувство ритма. На каждом уроке ритм меняется.

Примеры ритмических рисунков:

Мартышки угощают нас конфетками. Дети двигают языком, упираясь то в правую щеку, то в левую, потом вращают языком (катают конфетку во рту). Потом чистим язычком как щеткой зубы. Улыбнувшись, прощаемся с мартышками. Во втором домике живут свинки, не обычные, а музыкальные. Они не умеют хрюкать, а только весело двигают своими пятачками. У свинок тоже свой ритм-код, который дети воспроизводят за учителем. От урока к уроку ритм- код меняется. Попав в домик к свинкам, дети попадают в комнату смеха. Вытянув вперед крепко сжатые губы, дети двигают ими влево, вправо, вверх и вниз. Можно повращать пятачком по кругу. Губы держим плотно, не разжимая при движении. Когда это упражнение хорошо отработано, можно предложить «написать» пятачком свое имя и другие слова. Данное упражнение способствует развитию мышц лица и губ, что немаловажно для выразительного исполнения песен. Попрощавшись с веселыми свинками, мы дальше идем по зоопарку и подходим к домику, где слышится плач. Простучав ритм-код, мы попадаем в домик и видим рыдающего крокодила. Он объяснил нам, что его кормят мясом, а он любит фрукты...Дети угощают крокодила фруктами, которые им положила мама в дорогу. Кулачок подносим ко рту, изображая любой фрукт (как бы откусывая его). Нижнюю челюсть максимально опуская вниз. Крокодил повеселел. Мы прощаемся с ним, помахав рукой и идем дальше по зоопарку. Учитель изображает жужжание пчелы: пропевает слог «зум-зум-зум», легко постукивая указательными пальцами по крыльям носа. Дети определяют кого я изобразила- пчёлок. Работая над этим вокальным упражнением, дети учатся петь закрытым ртом (не сжимая губы, а слегка прикасаясь). Прорабатывается головной регистр. Данное вокальное упражнение поём с музыкальным сопровождением, которое учитель играет на фортепиано по полутонам вверх и вниз. Учитель поёт новое вокальное упражнение: слоги ра-ри-ро в восходящем и нисходящем движении по полутонам с музыкальным сопровождением на фортепиано. Дети определяют, что так петь может львёнок. Мы придумываем ему имя - Лёвушка-рыжая головушка. Прежде чем работать над данным упражнением, дети произносят букву «р», изображая рычание, а потом приступаем к вокальному упражнению. Для правильного звукоизвлечения и артикуляции, возле рта, с обеих сторон мы ставим указательные пальцы. Поём песенку львенка, открывая рот вдоль пальчиков. Данным упражнением прорабатывается дикция, формируется правильная артикуляция. Путешествуя по зоопарку, мы встречаем лягушку-певицу, которая поёт песенку на слоги «Ку-а». Имя лягушки –Куака. Исполняем упражнение, поставив указательные пальчики возле рта. Показываем лягущке как нужно правильно открывать рот при пении. Данное упражнение формирует правильную артикуляцию, вырабатывает чистую интонацию голоса при интонировании интервалов чистой квинты (ч 5 )и больших и малых терций (Б 3, м3)

Идя по зоопарку, мы встречаем маленького котёнка, который просит молочка. Упражнение исполняется на слоги «мур» и «мяу». Слог «мур» (котенок просит молока) поем по полутонам в восходящем движении в диапазоне ув. 4. Слог «мяу» (котенок говорит спасибо) поем в нисходящем движении по полутонам. Пропевая слог «мяу», плавным движением руки «гладим» котенка.

Путешествие подошло к концу. Простившись с друзьями из зоопарка, мы возвращаемся в школу на урок.

«Путешествие в лес» Учащимся предлагается отправиться в лес. Так же, как и на предыдущем занятии, учитель задает вопрос: на каком виде транспорта мы поедем. Дети предлагают разные варианты. Если мы путешествуем на поезде и самолете, упражнения выполняются стоя, чтобы руками не задевать парту. Если на машине и на лошадке - то можно сидя. Первое упражнение «Замерзли ручки» Дуем на ладони, согревая их дыханием. Следующее упражнение «Свежий воздух».Очень важно на первых уроках приучить детей выполнять дыхательные упражнения правильно - не поднимая плеч. Плечи дети фиксируют крестообразно сложенными руками. Делаем глубокий бесшумный вдох носом , задерживаем дыхание на 2 секунды. Затем следует медленный выдох ( выдыхаем плавно, без толчков, губы сложив в трубочку). Учитель обращает внимание детей на работу живота. Повторяем это упражнение 3-4 раза. Подышав воздухом, мы идем по лесной тропинке. Упражнение «Потеряшка» Кто то из ребят заблудился. Дети произносят имя потеряшки сначала шепотом (2 раза), затем тихим голосом (2 раза), потом средним по громкости голосом, потом громко и завершаем упражнение криком ( мы испугались). Упражнене «Дятел». В лесу послышался четкий стук (учитель простукивает ритм карандашом). Дети отвечают - это дятел и рассказывают о том, какую пользу приносит эта птица для деревьев и леса. Выполняя данное упражнение, можно поработать над несколькими ритмическими рисунками. Новый ритм - новый дятел стучит. Отработав навык повторения ритма за учителем, дети сами придумывают свои ритмические рисунки. Самый смелый ребенок может на данном этапе выступить в роли учителя, предлагая классу повторить придуманный им ритм. Упражнение способствует концентрации внимания, развитию чувства ритма, памяти и творческих способностей. Упражнение «Ветерок». В лесу подул легкий ветерок. Дети поют закрытым ртом , не плотно сжимая губы, имитируя дуновение ветра. Мелодия распевки строится в пределах большой терции. «Кукушка». Учитель имитирует пение кукушки. Дети без труда определяют что это кукушка. Мама кукушка поет в среднем и низком регистре. Учитель просит детей изобразить пение маленьких кукушат. Дети, как правило, поют в высоком регистре. Данным упражнением вырабатывается унисон, формируются понятия « звуки выше» и «звуки ниже». Пришло время возвращаться в школу. Подготовив дыхательный , артикуляционный и голосовой аппарат к пению, мы приступаем к работе над вокально-хоровым произведением. Обычно на данный этап работы уходит от 7-10 минут.В процессе подготовки дыхательного, артикуляционного и голосового аппарата, развиваются творческие и коммуникативные способности, воспитывается чувство ритма, формируется чистая интонация, развивается воображение.

Библиография:

  1. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг. 4-изд.,СПб.: Издательство «Лань»,2004.-192 с.:ил.- (Учебник для вузов.Специальная литература).

  2. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения детей пению. М.: Издательство «Прометей», 1992.- 270с.

Юдина Е.И. Мой первый учебник по музыке и творчеству / Азбука музыкально-творческого саморазвития/ Серия: У тебя получится:/- М.: Издательство «Аквариум», 1997.- 272с.



Bibliography:

1.Emelyanov V.V. Voice development. Coordination and training. 4 ed., SPb.: Publishers "Lan", 2004.-192 p.:il.- (Textbook for universities. Special literature).

2.Stulova G.P. Development of children's voice in the process of teaching children singing. Moscow: Prometheus Publishing House, 1992, 270 pp.

  1. Yudina E.I. My first textbook on music and creativity / ABC of musical and creative self-development / Series: You'll succeed:/ - M.: Publishing House "Aquarium", 1997.- 272s.