Классный час на тему: «Я - не ты, ты – не я, но, а вместе мы – друзья»
Цель:
1. Развивать способности адекватно и полно познавать себя и других людей.
2. Развивать умение жить в коллективе.
3. Показать значимость товарищества и дружбы в жизни.
4. Вывести главные принципы дружбы.
5. Развивать коммуникативные навыки.
Оборудование: запись на доске, рисунок дерева, листья, шкатулка, волшебная палочка, тест, отрывок из сказки Г.Х. Андерсена “Гадкий утёнок”
«Я – это думать о себе;
ТЫ – это думать о другом;
МЫ – это коллектив, в котором люди думают друг о друге».
Дейл Карнеги:
Ход классного часа.
1.Этический заряд.
- Улыбнись, подари миру свои добрые, чистые улыбки. В классе стало светлее, радостнее и теплее, правда?
- Дружно скажем, друг другу «Здравствуйте!» «Здравствуйте!»
- Я очень рада видеть вас. Садитесь, пожалуйста.
- А что каждый подразумевает, когда говорит: «Здравствуйте?»
(Высказывания детей)
Учитель:
- Я вижу тебя человек, ты мне приятен. Знай, что я уважаю тебя и хочу, чтобы ты ко мне относился доброжелательно. Я дарю тебе свою улыбку, а вместе с ней частичку своего сердца, своей доброты и желаю тебе самого главного: здоровья, счастья, благополучия, мира.
2 Основная часть.
- Тема нашего классного часа: «Я не ты, ты не я, ну а вместе мы – друзья».
- Нам предстоит провести исследование следующих слов
я ты мы
«Я – это думать о себе; ТЫ – это думать о другом; МЫ – это коллектив, в котором люди думают друг о друге».
- Эти местоимения что-то обозначают.
Между ними не хватает каких-то знаков.
Поставьте тот знак, который, по вашему мнению, должен стоять
я + ты = мы
-Какие знаки вы поставили? Почему именно так?
Начнем с местоимения «Я».
- Кто я? (я - личность, я - человек и т.д.)
Помните на одном классном часе, мы изобразили себя буквой «Я» и сложили их в волшебную шкатулку. Мы заглянем в нее, но чуть позже.
- Сейчас я попрошу вас нарисовать себя.
Упражнение. «Нарисуй себя»
Все дети получают шаблон человека. На основе этого шаблона они рисуют себя, добавляя свои индивидуальные особенности.
Затем следует обсуждение.
-Что общего у всех человечков? (голова, руки, ноги…)
-Чем они отличаются? (одеждой, цветом волос, прической, цветом глаз.)
-Да, ребята, все мы очень разные, у каждого есть свои особенности, не говоря уже о внутреннем мире каждого человека.
Вспомним сказку Г.Х. Андерсена “Гадкий утёнок”
Старая утка: Славные у тебя детки! Все очень милы, кроме одного…. Этот не удался! Хорошо бы его переделать!
Утка: Никак нельзя, ваша милость! Он некрасив, но у него доброе сердце, и плавает он не хуже, смею даже сказать – лучше других. Я думаю, он вырастет, похорошеет или станет со временем поменьше. Он залежался в яйце, оттого и не совсем удался. Кроме того, он селезень, а селезню красота не так уж нужна. Я думаю, что он возмужает и пробьет себе дорогу!
Старая утка: Остальные утята очень-очень милы!
Птицы: (наперебой) Он слишком велик! Какой гадкий! Безобразный!
Утята: Хоть бы кошка утащила тебя, несносного урода!
Утка: Глаза бы мои тебя не видели!
Ведущий: Почему обитатели птичьего двора обижали утёнка? (Дети отвечают)
- Справедливо ли так обращаться с тем, кто отличается от других? Почему?
Гадкого утенка не любили за то, что он был не похож на остальных, за то, что он был другой! Он был отвергнут всеми. Такое бывает подчас и в жизни, когда человек или ребенок становится изгоем, потому что его не понимают, не принимают его взглядов или просто считают, что он не такой как все, или имеет другую национальность, чем большинство, окружающих в этот момент людей. Терпимее друг к другу нужно быть, добрее!
Игра «Я отличаюсь от других людей тем, что я …»
Мы разные? Мы равные!
И нет преград для дружбы
Мы дети все, мы просто дети
Нам сориться не нужно!
Да, наверное, мы разные! Но все мы при этом равные!
Мы все имеем равные права, смеяться и грустить!
Мы все для счастья рождены, и так тому и быть!
Ведь каждый из нас индивидуальность.
И в этом, конечно, и есть уникальность!
Различиями нашими мы будем восхищаться!
Друг другу доброту дарить и просто улыбаться!
Ведущий: Действительно ребята, иногда достаточно улыбнуться друг другу, чтобы помириться, чтобы подружиться, чтобы кому-то поднять настроение.
Мы должны уважать индивидуальность каждого человека, потому что мы все люди, у нас есть различия, но каждый из нас не повторим и нужен всем остальным. - Ребята, а хорошо ли выпячивать свое «Я», противопоставлять другим – это опасно для всех.
- Переходим к местоимению ТЫ
В жизни очень важно ощущать, что ты не один.
Ребята, а вы не забываете о других? Докажите примерами.
Сейчас узнаем.
ТЕСТ.
При ответе «да» загибайте палец, если «нет», палец остается прямым.
1. Замечаешь ли ты, какое настроение у ребят, когда приходишь в класс?
2. Во время ссоры ты стараешься обидеть одноклассника?
3. Если кого-то из ребят незаслуженно в чем-то обвинил учитель, ты заступишься за одноклассника?
4. Если одноклассник просит о помощи, ты согласишься помочь?
5. Приятно ли тебе одноклассников называть по имени?
Учитель еще раз прочитывает вопросы вслух, а дети вместе решают, какой ответ будет правильным.
А теперь подведем итоги. Только сначала договоримся: вы получаете балл только тогда, когда ваш ответ совпадает с ключом. Хорошо. Посчитайте, сколько у вас баллов.
Результат
4-5 баллов | Ты хороший товарищ |
3 балла | Еще немного присмотрись к себе и у тебя все получится |
1-2 балла | Все зависит только от тебя, хочешь быть лучше, измени себя сам... |
Посмотрите, сколько в нашем классе заботливых, чутких, внимательных ребят
I. Упражнение. «Комплименты»
Каждому из нас приятно, когда его хвалят, говорят о нем хорошие, добрые слова, особенно когда заслуженно.
Любой человек хочет, чтобы его любили и уважали, ценили и понимали, и очень часто нам просто необходимо слышать от окружающих людей добрые слова и пожелания. Ведь от этого улучшается настроение, и мы готовы делиться радостью и помогать другим.
Сейчас каждый из вас, кто сядет на волшебный стул и возьмет в руки волшебную палочку, узнает о себе много хорошего, все остальные ребята расскажут про положительные качества этого человека.
После того, как дети побывают на «волшебном стуле», учитель обсуждает с классом то, что дети почувствовали во время упражнения.
Вам понравилось это упражнение?
Почему?
Что нового вы узнали друг о друге?
Были комплименты одинаковыми или разными?
Почему разные?
Действительно, ребята, каждый человек неповторимый, это индивидуальность. Личность, обладающая своими собственными особенностями. Если бы мы были все одинаковыми - жить на свете было бы просто не интересно.
Добрались до местоимения «МЫ»
- Мы – это коллектив, где думают друг о друге.
- А кого называют другом?
Друг – это человек, которому доверяют секреты, который поможет, когда нужно.
В 12 веке князь набирал дружину, когда напали враги, и каждый член дружины назывался другом.
- Какими чертами характера должен обладать друг?
(Надежный, верный, преданный, умеющий защитить в бою)
- А сейчас, что значит дружить?
(У детей листочки с текстом, который надо дописать)
Я дружу с ……..
Потому что ………….
( С позволения зачитываются ответы 3-4 учащихся)
Песня «Если с другом вышел в путь»
(На сцене появляются два ученика, читают как диалог стихотворение Б.Заходера “Мы – друзья”)
С виду мы не очень схожи:
Петька толстый, я худой,
Не похожи мы, но все же
Нас не разольешь водой!
Дело в том, что он и я -
Закадычные друзья!
Все мы делаем вдвоем:
Даже вместе… отстаем!
Дружба дружбою, однако,
И у нас случилась драка.…
Дрались честно,
Как положено друзьям:
- Я как стукну!
- Я как тресну!
Он как даст!
- А я как дам!
Скоро в ход пошли портфели.
Книжки в воздух полетели.
Словом, скромничать не буду –
Драка вышла хоть куда!
Только смотрим – что за чудо?
С нас ручьем бежит вода!
Это Борькина сестра
Облила нас из ведра!
А она еще смеется:
- Вы действительно друзья!
Вас водой разлить нельзя!
Ведущий: Давайте друзья, встанем в круг дружбы! (
Встаньте, дети, встаньте в круг.
Дети хором:
Я твой друг и ты мой друг,
Пусть будет шире Дружбы круг.
В кругу стоят друзья твои,
Ты им свою улыбку подари.
(Дети улыбаются друг другу).
Слева друг и справа друг,
А вместе это Дружбы круг,
Другу справа руку ты пожми,
Передай ему тепло твоей руки.
(Дети пожимают руку тому, кто справа)
Пусть растет и ширится Дружбы круг,
Чтобы рядом был верный друг.
Давайте все же заглянем в нашу шкатулку и возьмем свое «Я».
Дети подходят к шкатулке, смотрят и в недоумении глядят на учителя. Там нет их «Я». Вместо «Я» лежит «МЫ».
- Что же случилось?
Высказывания детей
- Да, очевидно, каждому «Я» было хорошо. Но, однако, и они объединились, образовав «МЫ».
- Как вы думаете, стоит их разъединять?
Так давайте прикрепим это «МЫ» на доску.
- Ну а кто же это «МЫ»?
«МЫ» - 2 «В» класс.
«МЫ» - Коллектив.
«МЫ» - Семья.
«МЫ» - ДРУЗЬЯ – все мы разные, но нам хорошо вместе.
- Класс – это маленькая семья. И хочется, чтобы в этой семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ругани, ни ссор
3. Подведение итогов.
Мы узнали значение каждого слова. Эти местоимения тесно переплетаются между собой.
Как сказал известный психолог Дейл Карнеги: Я – это думать о себе; ТЫ – это думать о другом; МЫ – это коллектив, в котором люди думают друг о друге».
- Давайте вспомним еще раз те качества человека, по которым сверяется настоящая дружба, и создадим “Дерево ДРУЖБЫ”
Вежливость.
Доброжелательность.
Честность.
Справедливость.
Дружелюбие.
Искренность.
Преданность.
Взаимовыручка.
Отзывчивость.
(Листочки наклеиваются на символический рисунок дерева без листьев, и он вывешивается в классе.)
- Благодарю вас за ваши улыбки, за активное участие в нашей беседе.