СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка подгруппового логопедического занятия с детьми старшей группы с ОНР по теме «Времена года. Осень. Обучение пересказу».

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование мнемокарточек при обучении пересказу,  как прием стимулирования  к запоминанию художественного текста  у детей с ТНР.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка подгруппового логопедического занятия с детьми старшей группы с ОНР по теме «Времена года. Осень. Обучение пересказу».»

Муниципальное бюджетное

дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 27»















Методическая разработка

подгруппового логопедического занятия

с детьми старшей группы с ОНР по теме

«Времена года. Осень. Обучение пересказу».









Подготовила:

Учитель – логопед

Соколова Светлана Анатольевна













Северск 2019г.


Пояснительная записка


Формирование речи детей при отсутствии патологии – процесс сложный. Он многократно усложняется, если имеет место общее недоразвитие речи. Логопедическое воздействие преследует цель научить детей связно и последовательно пересказывать художественные тексты. Решить эту задачу помогают мнемокарточки.

Мнемотехнические приемы фиксируют в памяти последовательность текстового материала.

Работа осуществляется по этапам:

1. детей знакомят с художественным произведением;

2. с помощью мнемокарточек выстраивают смысловую программу;

3. художественный текст читают еще раз с опорой на мнемодорожку, т.е. происходит отработка метода запоминания;

4. дети пересказывают художественный текст с опорой на мнемокарточки.

Использование мнемокарточек ускоряет процесс запоминания художественного текста, повышает интерес к овладению пересказом, формирует приемы работы с памятью.

Мнемокарточки используются на подгрупповых, индивидуальных логопедических занятиях.

































Цель: формирование навыков пересказа художественного текста.

Коррекционно – образовательные задачи:


- Обогащение и активизация словаря по теме: «Осень. Деревья»;

- Совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных).


Коррекционно – развивающие задачи:


- Развитие монологической речи;

- Формирование языковых средств выразительности;

- Формирование речевого дыхания;

- Формирование силы голоса: тихо, громче, громко.



Коррекционно – воспитательные задачи:


- Формирование любви к родной природе;

- Формирование положительных навыков сотрудничества с детьми и педагогом на занятии.


Предшествующая работа:

  1. Наблюдение за изменениями природы на прогулках.

  2. Познавательное занятие по теме «Осень. Деревья».

  3. Рассматривание иллюстраций об осени в книжном уголке.


Оборудование: 5 больших резиновых мячей; листья клена, дуба, березы, осины, ивы; мнемокарточки к рассказу Н. Сладкова «Осенняя елочка» (Приложение).


Ход занятия:


1. Игра с мячами (стоя в кругу, дети отбивают мячи от пола).

Дети: Я знаю три месяца: сентябрь – раз, октябрь – два, ноябрь – три.

Учитель – логопед (обобщает): Это осень.


2. Вводная часть: беседа об осени:

- Почему осень называется золотой?

- Что изменилось у лиственных деревьев?

- Что можно рассказать о кроне хвойных деревьев?

Учитель – логопед (читает отрывок из стихотворения):

Осень… Осыпается

Весь наш бедный сад.

Листья пожелтелые

По ветру летят.

А. Толстой

Учитель – логопед: Как можно назвать это явление природы одним словом?

Дети: Листопад.

Учитель – логопед предлагает в кабинете устроить «Листопад». Дети раздувают листья деревьев, прикрепленные к коротким веточкам от деревьев по команде учителя – логопеда:

Со звуком с-с-с (ветер свистит).

Со звуком в-в-в (ветер воет).

Со звуком м-м-м (качаются деревья).

Со звуком ш-ш-ш (листья шуршат).

При этом они меняют громкость: тихо, громче, громко.

Учитель – логопед: Дети, какими словами можно рассказать, как листья с деревьев оказываются на земле, на крыше, на дороге и т.д.

Активизировать глагольный словарь: падать, опадать, облетать, осыпаться, летать, улетать, кружиться.

Учитель – логопед: Что листья делают, когда опадают?

Активизировать словарь: шуршат, шелестят, шумят.

Учитель – логопед (обращает внимание детей на листья, которые лежат на подоконниках, на столах): Дети, окна были открыты, и к нам залетели листья разных лиственных деревьев. Отгадайте, с какого дерева лист?

Дети (поочередно называют): Это лист березы, это лист осины и т.д.

Учитель – логопед: Интересно, почему я не вижу хвои ели, сосны, пихты, кедра (хвойных деревьев)?

Заслушать ответы детей, обобщить: хвойные деревья осенью не сбрасывают хвою.

Учитель – логопед: Дети, а как сказать по–другому, но чтобы было понятно, с какого дерева лист?

Отработать образование относительных прилагательных: березовые, дубовые, кленовые, ивовые, осиновые.


3. Игра. Речь с движениями.

«Ветер тихо клен качает, Наклоны туловища

Влево, вправо наклоняет. вправо – влево с поднятыми вверх

Раз наклон, два наклон, руками

Зашумел листвою клен.


4. Дети садятся на стулья, стоящие полукругом.

Учитель – логопед: Дети, осень одно из самых красивых времен года. Многие писатели восхищаются осенними красками природы. Находят для них образные сравнения. Хотите, я познакомлю вас с рассказом Н.Сладкова «Осенняя елочка»?

Читает рассказ.

Осенью деревья дарят елочке подарки. Осина дарит красные китайские фонарики. Клен роняет оранжевые звезды. Ива засыпает елочку тонкими золотистыми рыбками.

И стоит елочка нарядная. Раскинула лапки, а на ладошках подарки.

Учитель – логопед: Дети, вам понравился рассказ?

Предлагает детям научиться пересказывать его, используя мнемокарточки. Мнемокарточки помогут запомнить образные сравнения.

Учитель – логопед читает рассказ по предложениям. Дети подбирают к каждому предложению мнемокарточку. Выстраивают смысловую программу, перекодировав абстрактные образы в реальные предметы. Используя мнемодорожку, учитель – логопед уточняет у детей, с чем автор сравнивает листья деревьев: листья осины – с китайскими фонариками, листья клена – с оранжевыми звездами, листья ивы – с золотыми тонкими рыбками. Ветки ели – с лапками, ладошками.

Затем читает текст еще раз, указкой привлекая внимания детей к мнемокарточке, в которой закодирована информация о предложении.


5. Пересказ рассказа детьми (заслушать 2-3 детей).

Учитель – логопед (предлагает детям самим оценить рассказы друг друга):

Чей рассказ понравился? Почему?

6. Раскрашивание «подарков» для елочки на индивидуальных мнемодорожках.


Учитель – логопед предлагает с помощью раскрашенной мнемодорожки пересказать рассказ Н.Сладкова «Осенняя елочка» дома родителям.


7. Рефлексия.


- Что нового узнали о деревьях осенью?

- За что нам нравится осень?



Используемая литература:


  1. Бойкова С.В. «Занятия с логопедом». С. – Петербург, 2007 г.

  2. Большева Т.В. «Учимся по сказке». С. – Петербург, «Детство» 2001 г.

  3. Казаренкова В.А. «Учебник мнемотехники». Москва, 2008 г.

  4. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Москва, «Просвещение» 2008 г.

  5. Юзбекова Е.А. «Ступеньки творчества». Москва, 2006 г.






























Приложение.


Мнемокарточки к рассказу Н.Сладкова «Осенняя елочка».