Муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 27»
Методическая разработка
подгруппового логопедического занятия
с детьми старшей группы с ОНР по теме
«Времена года. Осень. Обучение пересказу».
Подготовила:
Учитель – логопед
Соколова Светлана Анатольевна
Северск 2019г.
Пояснительная записка
Формирование речи детей при отсутствии патологии – процесс сложный. Он многократно усложняется, если имеет место общее недоразвитие речи. Логопедическое воздействие преследует цель научить детей связно и последовательно пересказывать художественные тексты. Решить эту задачу помогают мнемокарточки.
Мнемотехнические приемы фиксируют в памяти последовательность текстового материала.
Работа осуществляется по этапам:
1. детей знакомят с художественным произведением;
2. с помощью мнемокарточек выстраивают смысловую программу;
3. художественный текст читают еще раз с опорой на мнемодорожку, т.е. происходит отработка метода запоминания;
4. дети пересказывают художественный текст с опорой на мнемокарточки.
Использование мнемокарточек ускоряет процесс запоминания художественного текста, повышает интерес к овладению пересказом, формирует приемы работы с памятью.
Мнемокарточки используются на подгрупповых, индивидуальных логопедических занятиях.
Цель: формирование навыков пересказа художественного текста.
Коррекционно – образовательные задачи:
- Обогащение и активизация словаря по теме: «Осень. Деревья»;
- Совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных).
Коррекционно – развивающие задачи:
- Развитие монологической речи;
- Формирование языковых средств выразительности;
- Формирование речевого дыхания;
- Формирование силы голоса: тихо, громче, громко.
Коррекционно – воспитательные задачи:
- Формирование любви к родной природе;
- Формирование положительных навыков сотрудничества с детьми и педагогом на занятии.
Предшествующая работа:
Наблюдение за изменениями природы на прогулках.
Познавательное занятие по теме «Осень. Деревья».
Рассматривание иллюстраций об осени в книжном уголке.
Оборудование: 5 больших резиновых мячей; листья клена, дуба, березы, осины, ивы; мнемокарточки к рассказу Н. Сладкова «Осенняя елочка» (Приложение).
Ход занятия:
1. Игра с мячами (стоя в кругу, дети отбивают мячи от пола).
Дети: Я знаю три месяца: сентябрь – раз, октябрь – два, ноябрь – три.
Учитель – логопед (обобщает): Это осень.
2. Вводная часть: беседа об осени:
- Почему осень называется золотой?
- Что изменилось у лиственных деревьев?
- Что можно рассказать о кроне хвойных деревьев?
Учитель – логопед (читает отрывок из стихотворения):
Осень… Осыпается
Весь наш бедный сад.
Листья пожелтелые
По ветру летят.
А. Толстой
Учитель – логопед: Как можно назвать это явление природы одним словом?
Дети: Листопад.
Учитель – логопед предлагает в кабинете устроить «Листопад». Дети раздувают листья деревьев, прикрепленные к коротким веточкам от деревьев по команде учителя – логопеда:
Со звуком с-с-с (ветер свистит).
Со звуком в-в-в (ветер воет).
Со звуком м-м-м (качаются деревья).
Со звуком ш-ш-ш (листья шуршат).
При этом они меняют громкость: тихо, громче, громко.
Учитель – логопед: Дети, какими словами можно рассказать, как листья с деревьев оказываются на земле, на крыше, на дороге и т.д.
Активизировать глагольный словарь: падать, опадать, облетать, осыпаться, летать, улетать, кружиться.
Учитель – логопед: Что листья делают, когда опадают?
Активизировать словарь: шуршат, шелестят, шумят.
Учитель – логопед (обращает внимание детей на листья, которые лежат на подоконниках, на столах): Дети, окна были открыты, и к нам залетели листья разных лиственных деревьев. Отгадайте, с какого дерева лист?
Дети (поочередно называют): Это лист березы, это лист осины и т.д.
Учитель – логопед: Интересно, почему я не вижу хвои ели, сосны, пихты, кедра (хвойных деревьев)?
Заслушать ответы детей, обобщить: хвойные деревья осенью не сбрасывают хвою.
Учитель – логопед: Дети, а как сказать по–другому, но чтобы было понятно, с какого дерева лист?
Отработать образование относительных прилагательных: березовые, дубовые, кленовые, ивовые, осиновые.
3. Игра. Речь с движениями.
«Ветер тихо клен качает, Наклоны туловища
Влево, вправо наклоняет. вправо – влево с поднятыми вверх
Раз наклон, два наклон, руками
Зашумел листвою клен.
4. Дети садятся на стулья, стоящие полукругом.
Учитель – логопед: Дети, осень одно из самых красивых времен года. Многие писатели восхищаются осенними красками природы. Находят для них образные сравнения. Хотите, я познакомлю вас с рассказом Н.Сладкова «Осенняя елочка»?
Читает рассказ.
Осенью деревья дарят елочке подарки. Осина дарит красные китайские фонарики. Клен роняет оранжевые звезды. Ива засыпает елочку тонкими золотистыми рыбками.
И стоит елочка нарядная. Раскинула лапки, а на ладошках подарки.
Учитель – логопед: Дети, вам понравился рассказ?
Предлагает детям научиться пересказывать его, используя мнемокарточки. Мнемокарточки помогут запомнить образные сравнения.
Учитель – логопед читает рассказ по предложениям. Дети подбирают к каждому предложению мнемокарточку. Выстраивают смысловую программу, перекодировав абстрактные образы в реальные предметы. Используя мнемодорожку, учитель – логопед уточняет у детей, с чем автор сравнивает листья деревьев: листья осины – с китайскими фонариками, листья клена – с оранжевыми звездами, листья ивы – с золотыми тонкими рыбками. Ветки ели – с лапками, ладошками.
Затем читает текст еще раз, указкой привлекая внимания детей к мнемокарточке, в которой закодирована информация о предложении.
5. Пересказ рассказа детьми (заслушать 2-3 детей).
Учитель – логопед (предлагает детям самим оценить рассказы друг друга):
Чей рассказ понравился? Почему?
6. Раскрашивание «подарков» для елочки на индивидуальных мнемодорожках.
Учитель – логопед предлагает с помощью раскрашенной мнемодорожки пересказать рассказ Н.Сладкова «Осенняя елочка» дома родителям.
7. Рефлексия.
- Что нового узнали о деревьях осенью?
- За что нам нравится осень?
Используемая литература:
Бойкова С.В. «Занятия с логопедом». С. – Петербург, 2007 г.
Большева Т.В. «Учимся по сказке». С. – Петербург, «Детство» 2001 г.
Казаренкова В.А. «Учебник мнемотехники». Москва, 2008 г.
Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Москва, «Просвещение» 2008 г.
Юзбекова Е.А. «Ступеньки творчества». Москва, 2006 г.
Приложение.
Мнемокарточки к рассказу Н.Сладкова «Осенняя елочка».