СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "Портрет в музыке и живописи. Музыкальный образ"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по музыке на тему "Портрет в музыке и живописи. Музыкальный образ"

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Портрет в музыке и живописи. Музыкальный образ"»

Портрет в музыке и живописи.
Музыкальный образ и мастерство исполнителя.

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

- портрет в живописи, литературе, музыке;

- музыкальные портреты в творчестве русских композиторов;

- вокально-инструментальные и инструментальные портреты;

- влияние исполнения на восприятие музыки.

Тезаурус

Портрет – произведение изобразительного искусства, содержащее изображение какого-л. определённого человека или группы людей (в живописи, скульптуре, графике и фотографии).

Романс – камерное музыкально-поэтическое произведение для голоса с инструментальным сопровождением.

Теоретический материал

Для того чтобы начать разговор о музыкальных портретах, вспомним, что такое портрет.

Портрет – это произведение изобразительного искусства, содержащее изображение определённого человека или группы людей.

Изначально, термин относился к живописи, скульптуре, графике, фотографии. Затем слово стало применяться и к другим видам искусства: литературный портрет, музыкальный портрет.

Откроем нашу картинную галерею двойным литературно-музыкальным портретом, вершиной русской романсовой лирики.

В 1825 году великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин создал поэтический портрет – знаменитое стихотворение «Я помню чудное мгновенье…». Оно было посвящено Анне Керн, к которой поэт питал нежные чувства. Поэт рисует образ молодой женщины такими словами: мимолётное виденье, гений чистой красоты, милые небесные черты, нежный голос. Спустя 15 лет великий русский композитор Михаил Иванович Глинка написал романс на эти стихи и посвятил его дочери Анны Керн – Екатерине Керн.

Романс – камерное музыкально-поэтическое произведение для голоса с инструментальным сопровождением.

Один из самых знаменитых исполнителей этого романса – Сергей Яковлевич Лемешев. Музыка, исполняемая им с глубоким чувством, обогатила женский словесный портрет, созданный Пушкиным.

Стоит отметить, что наиболее полно мастерство Глинки-портретиста воплотилось в операх: «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила». Впервые роль Ивана Сусанина исполнил Осип Петров. Также эту партию исполнял великий русский певец Фёдор Шаляпин. Каждый исполнитель добавляет к портрету героя свои штрихи. Главный герой оперы, Иван Сусанин, завёл поляков в лес, чтобы те не смогли найти дорогу и захватить царя.

В арии «Ты взойдёшь моя заря» композитор рисует портрет героя, защитника Родины. Музыка наполнена скорбью и волнением, трагизмом и смирением. Иван пожертвовал жизнью ради спасения царя, поэтому второе название оперы – «Жизнь за царя».

Противоположный портрет Глинка создаёт в опере «Руслан и Людмила». Это портрет молодой весёлой девушки. Она в шутливой форме объясняет неудачливому претенденту на её руку, Фарлафу, что сердце её принадлежит другому.

Портреты в вокальных произведениях: романсах, операх, – поддерживаются текстом и образами, которые мы благодаря им представляем. Но создать портрет можно и с помощью одной только инструментальной музыки.

Примером тому может служить танец феи Драже из балета «Щелкунчик» Петра Ильича Чайковского. Отрывистая, негромкая, сказочная музыка рисует образ лёгкой, воздушной, невесомой, волшебной феи. Петр Ильич использовал здесь новый для того времени инструмент – челесту, чтобы добиться такого эффекта. Челеста в переводе с итальянского означает «небесный». Это клавишно-ударный инструмент, напоминающий пианино, где звук извлекается специальными молоточками.

Композитор, сочинивший романс, оперу и балет, может «нарисовать» музыкальный портрет реального человека, исторического героя или сказочного персонажа. Но и фортепианная музыка может изобразить характер, передать конкретные черты. Модест Петрович Мусоргский продемонстрировал это в фортепианных пьесах «Гном» и «Баба-Яга» из цикла «Картинки с выставки».

Мелодия фортепианной миниатюры «Гном» построена на коротких торопливых фразах, разделённых паузами. Можно сказать, что музыка звучит резко, а герой, которого она характеризует – подозрительный, недоверчивый, пугливый и ворчливый. Он, скорее не ходит, а семенит, спотыкается на коротких ножках.

Для создания портрета не всегда нужны краски. Портрет может быть не только художественным, но и литературным, а также музыкальным. Большое значение при создании портрета играет исполнитель. То, как он чувствует музыку, как передаёт её зрителю.

Есть музыкальные портреты, подкреплённые словами, а есть и инструментальные полотна. Музыка пишет их своими выразительными средствами: тональностью и интонациями, темпом и ритмом, оркестровкой. Главное, желание услышать и увидеть то, что хотел передать автор.

Виды художественных портретов

Разновидностей художественных портретов великое множество. Вот только некоторые из них:

Индивидуальный – когда изображён один человек.

Групповой – когда изображена целая семья, друзья или коллеги.

Исторический портрет – изображает героя по воспоминаниям или литературным описаниям современников.

Портрет-картина – изображение конкретного человека в каких-либо декорациях.

Автопортрет – когда художник изображает сам себя

Задания:

1. Вычеркните элемент, которого нет в романсе?

Варианты ответа: иллюстрация; текст; музыка

Ответить на вопрос поможет определение романса, пройденное на уроке. Романс – это камерное музыкально-поэтическое произведение для голоса с инструментальным сопровождением. Музыкальное предполагает наличие музыки, поэтическое – текста. В определении отсутствует упоминание иллюстраций в том или ином виде.

2. Подчеркните прилагательные, описывающие главную героиню оперы «Руслан и Людмила».

Варианты ответов: мрачная, торжественная, шутливая, озорная, лёгкая, тяжёлая.

На уроке был прослушан фрагмент каватины Людмилы из оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила». Людмила – молодая девушка, невеста, счастливая и беззаботная. Её характеризуют такие эпитеты: шутливая, озорная, лёгкая.



Д/з: подготовить иллюстрации к прослушанным произведениям