Методические рекомендации
«Мотивация обучающихся на уроках
истории и обществознания»
В последнее время многие учителя все чаще обращают внимание на то, что, несмотря на увеличение количества информации, разных оценок и различных точек зрения на ход некоторых исторических событий и дат, идет неуклонное снижение мотивации к обучению обучающихся. Наблюдая за своими воспитанниками, мы задались вопросом: «Почему у наших воспитанников с каждым годом падает интерес к учебному процессу, падает активность на уроках? Почему они не вырабатывают способность черпать информацию из источника?». Пробовали внести в методику преподавания разные методы. Что-то получается, а потом перестаёт интересовать детей, а что-то дети не могут воспринимать всё сразу. Модернизация системы образования РФ внесла много коррективов в работу учительского коллектива. Жизнь заставляет нас по-иному смотреть на явления, происходящие в обществе, в мире. Информатизация образования привела к тому, что новые технологии несомненно приведут к повышению мотивации обучения. Индивидуализация работы с воспитанниками должна повышать интерес к учёбе обучающихся. Но чаще всего получается так, что одни и те же ученики проявляют активность на уроках.
В современном российском обществе, переходящем на стадию постиндустриального развития, поток информации все более усиливается. Сейчас уже ясно, что главная задача современного педагога – это не дать максимально большее количество знаний, а научить ребенка ориентироваться в реалиях информационного общества, самостоятельно добывать и анализировать информацию. Как сформировать устойчивые позитивные мотивы познавательной деятельности? Поистине вечная проблема, стоящая перед педагогикой. Перспектива заманчива – ребенок будет учиться хорошо не потому, что за плохую «оценку» ругают родители, но потому, что ему это станет необходимо, приятно и интересно. И как результат, мы будем иметь активную личность, активно стремящуюся к самореализации. Именно поэтому, необходимо в первую очередь так построить образовательный процесс, чтобы заинтересовать ребенка трудной, но интересной «дорогой» познания, показать ему направление пути, затем, вооружить всеми необходимыми навыками для активного исследования, анализа и преобразования действительности.
Цель проекта:
1. Формирование мотивации к познавательной деятельности на уроках истории и обществознания учащихся 5-11 классов..
Задачи проекта:
1. Решение проблемы мотивации через использование современных образовательных технологий.
2. Формирование мотивации через проблемное обучение, нетрадиционные формы проведения уроков.
3. Формирование активной гражданской позиции.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный (разработка научного аппарата исследования, изучение литературы ) – 3-6 мес.
Пилотажный (предварительный эксперимент) – 3-6 мес.
Основной (получение, обработка и систематизация экспериментальных данных) 1-3 года
Оформление результатов (публикации, отчеты)
Внедрение (организация работ по использованию полученных данных, рекомендации)
План мероприятий по реализации проекта
№ | Наименование мероприятия | Место проведения | Срок проведения | Ответственный |
1. | Создание проблемных ситуаций | ОУ | В течение учебного года | Учитель- предметник |
2. | Использование ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности. | ОУ | В течение учебного года | Учитель- предметник |
3 | Использование дебатов и дискуссий на уроках и во внеурочной деятельности. | ОУ | В течение учебного года | Учитель-предметник |
4. | Использование исследовательского метода как способа мотивации обучающихся | ОУ | В течение учебного года | Учитель-предметник, обучающиеся |
5. | Использование метода проекта как способа мотивации обучающихся | ОУ | В течение учебного года | Учитель-предметник, обучающиеся |
6. | Использование игр на уроках истории и обществознания | ОУ | В течение учебного года | Учитель-предметник, обучающиеся |
7. | Организация нетрадиционных форм уроков обучения истории и обществознанию. | ОУ | В течение учебного года | Учитель-предметник |
Ресурсы
Условия | Необходимо | Имеется | Источники | Сроки |
Нормативно-правовые: | 1.ФГОС | Имеется | 1.Закон об образовании 2. Исходящие документы МО и науки РФ и РТ | В течение учебного года |
Материально-технические: | 1.компьютер 2.мультимедийный аппарат 3.учебники 4.рабочие тетради 5.карты, контурные карты | Имеется | 1.школьное оборудование | В течение учебного года |
Кадровые: | 1.Учитель предметник 2.ЗДВР | Имеется | | В течение учебного года |
Научно-методические: | 1.Журнал «Преподавание истории и обществознания в школе» 2.Инновационные технологии в преподавании социально-политических дисциплин 3.Периодические издания | Имеется | Интернет | В течение учебного года |
Информационные: | Интернет ресурсы | Имеется | http://student.km.ru http://mon.tatar.ru http://googl.ru | В течение учебного года |
Мотивационные: | 1.Достижение поставленных целей через мотивацию лидерских качеств 2 Достижение состязательности обучающихся на уроках | Имеется | | В течение учебного года |
Организационные: | 1.Постановка целей и задач 2. Определение научно-методической литературы 3.Ознакомлениt с критериями оценки индивидуальной и творческой деятельности обучающихся | Имеется | | В течение учебного года |
Финансовые: | 1.Поощрение учащихся при наличии фонда школы 2. Затраты на приобретение необходимых материалов | Имеется | Фонд школы | В течение учебного года |
Ожидаемые результаты реализации проекта:
Вносится состязательность на уроках со стороны учащихся.
Формирование умения аргументировать своё мнение.
3. Повышение числа желающих отвечать на уроках и заработать необходимые баллы и оценку, что ведёт к повышению активности обучающихся на уроках в добровольном порядке. Сокращается число «иждивенцев» среди учеников.
4. Воспитанники учатся самостоятельно добывать информацию из источника и использовать её на уроках.
5. Учитель более объективно сможет выставлять оценки в конце учебной четверти.
6. Обучающиеся включаются в исследовательскую и проектную деятельность.
Литература
Интернет ресурсы по необходимости.
Методы диагностики
Предлагаем следующие критерии оценивания ответов учащихся:
-Правильно выполненный практикум до 5 баллов.
-Ответы на вопросы репродуктивного характера от 1 до 3 баллов.
-Ответы конструктивного характера от 2 до 4 баллов.
-Знание определений понятий урока -1-2 балла в зависимости от полноты ответа.
-Знание хронологии 1 балл за каждую дату.
-Эссе до 10 баллов.
-Реферат до 20 баллов.
-Проектная работа до 30 баллов.
- Ученик при желании может отработать пропущенные темы.
-Шкала баллов склонна снижаться, хотя в начале учебной четверти им оглашаются предельные балл
-Контрольно-проверочные работы предусматривают возможность заработать более десяти баллов.
-Выслушиваются разные мнения по одному и тому же вопросу и правильные ответы оцениваются одинаково.
-Оцениваются все письменные работы по домашнему заданию.
-Отдельно каждый ученик получает оценку за ведение рабочей тетради в конце учебной четверти.
-Занимаешь призовое место на районной олимпиаде и республиканской олимпиаде то получаешь льготы (автоматом «5» в этом полугодии по данному предмету.), участвуешь на школьных, районных и республиканских, всероссийских конкурсах, то действует система поощрения.