СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "Повышение мотивации обучающихся на уроках истории и обществознания"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка содержит план работы по повышению учебной активности школьников

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Повышение мотивации обучающихся на уроках истории и обществознания"»



Методические рекомендации

«Мотивация обучающихся на уроках

истории и обществознания»



В последнее время многие учителя все чаще обращают внимание на то, что, несмотря на увеличение количества информации, разных оценок и различных точек зрения на ход некоторых исторических событий и дат, идет неуклонное снижение мотивации к обучению обучающихся. Наблюдая за своими воспитанниками, мы задались вопросом: «Почему у наших воспитанников с каждым годом падает интерес к учебному процессу, падает активность на уроках? Почему они не вырабатывают способность черпать информацию из источника?». Пробовали внести в методику преподавания разные методы. Что-то получается, а потом перестаёт интересовать детей, а что-то дети не могут воспринимать всё сразу. Модернизация системы образования РФ внесла много коррективов в работу учительского коллектива. Жизнь заставляет нас по-иному смотреть на явления, происходящие в обществе, в мире. Информатизация образования привела к тому, что новые технологии несомненно приведут к повышению мотивации обучения. Индивидуализация работы с воспитанниками должна повышать интерес к учёбе обучающихся. Но чаще всего получается так, что одни и те же ученики проявляют активность на уроках.

В современном российском обществе, переходящем на стадию постиндустриального развития, поток информации все более усиливается. Сейчас уже ясно, что главная задача современного педагога – это не дать максимально большее количество знаний, а научить ребенка ориентироваться в реалиях информационного общества, самостоятельно добывать и анализировать информацию. Как сформировать устойчивые позитивные мотивы познавательной деятельности? Поистине вечная проблема, стоящая перед педагогикой. Перспектива заманчива – ребенок будет учиться хорошо не потому, что за плохую «оценку» ругают родители, но потому, что ему это станет необходимо, приятно и интересно. И как результат, мы будем иметь активную личность, активно стремящуюся к самореализации. Именно поэтому, необходимо в первую очередь так построить образовательный процесс, чтобы заинтересовать ребенка трудной, но интересной «дорогой» познания, показать ему направление пути, затем, вооружить всеми необходимыми навыками для активного исследования, анализа и преобразования действительности.

Цель проекта:

1. Формирование мотивации к познавательной деятельности на уроках истории и обществознания учащихся 5-11 классов..

Задачи проекта:

1. Решение проблемы мотивации через использование современных образовательных технологий.

2. Формирование мотивации через проблемное обучение, нетрадиционные формы проведения уроков.

3. Формирование активной гражданской позиции.

Этапы реализации проекта:

  1. Подготовительный (разработка научного аппарата исследования, изучение литературы ) – 3-6 мес.

  2. Пилотажный (предварительный эксперимент) – 3-6 мес.

  3. Основной (получение, обработка и систематизация экспериментальных данных) 1-3 года

  4. Оформление результатов (публикации, отчеты)

  5. Внедрение (организация работ по использованию полученных данных, рекомендации)


План мероприятий по реализации проекта

Наименование мероприятия

Место проведения

Срок проведения

Ответственный

1.

Создание проблемных ситуаций

ОУ

В течение учебного года

Учитель-

предметник

2.

Использование ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности.

ОУ

В течение учебного года

Учитель-

предметник

3

Использование дебатов и дискуссий на уроках и во внеурочной деятельности.

ОУ

В течение учебного года

Учитель-предметник

4.

Использование исследовательского метода как способа мотивации обучающихся

ОУ

В течение учебного года

Учитель-предметник, обучающиеся

5.

Использование метода проекта как способа мотивации обучающихся

ОУ

В течение учебного года

Учитель-предметник, обучающиеся

6.

Использование игр на уроках истории и обществознания

ОУ

В течение учебного года

Учитель-предметник, обучающиеся

7.

Организация нетрадиционных форм уроков обучения истории и обществознанию.

ОУ

В течение учебного года

Учитель-предметник



Ресурсы

Условия

Необходимо

Имеется

Источники

Сроки

Нормативно-правовые:


1.ФГОС

Имеется

1.Закон об образовании

2. Исходящие документы МО и науки РФ и РТ

В течение учебного года

Материально-технические:


1.компьютер

2.мультимедийный аппарат

3.учебники

4.рабочие тетради

5.карты, контурные карты


Имеется

1.школьное оборудование


В течение учебного года

Кадровые:



1.Учитель предметник

2.ЗДВР

Имеется


В течение учебного года

Научно-методические:


1.Журнал «Преподавание истории и обществознания в школе»

2.Инновационные технологии в преподавании социально-политических дисциплин

3.Периодические издания

Имеется

Интернет

В течение учебного года

Информационные:


Интернет ресурсы

Имеется

http://student.km.ru

http://mon.tatar.ru

http://googl.ru


В течение учебного года

Мотивационные:


1.Достижение поставленных целей через мотивацию лидерских качеств

2 Достижение состязательности обучающихся на уроках

Имеется


В течение учебного года

Организационные:


1.Постановка целей и задач

2. Определение научно-методической литературы

3.Ознакомлениt с критериями оценки индивидуальной и творческой деятельности обучающихся


Имеется


В течение учебного года

Финансовые:


1.Поощрение учащихся при наличии фонда школы

2. Затраты на приобретение необходимых материалов

Имеется

Фонд школы

В течение учебного года


Ожидаемые результаты реализации проекта:

  1. Вносится состязательность на уроках со стороны учащихся.

  2. Формирование умения аргументировать своё мнение.

3. Повышение числа желающих отвечать на уроках и заработать необходимые баллы и оценку, что ведёт к повышению активности обучающихся на уроках в добровольном порядке. Сокращается число «иждивенцев» среди учеников.

4. Воспитанники учатся самостоятельно добывать информацию из источника и использовать её на уроках.

5. Учитель более объективно сможет выставлять оценки в конце учебной четверти.

6. Обучающиеся включаются в исследовательскую и проектную деятельность.

Литература

Интернет ресурсы по необходимости.

Методы диагностики

Предлагаем следующие критерии оценивания ответов учащихся:

-Правильно выполненный практикум до 5 баллов.

-Ответы на вопросы репродуктивного характера от 1 до 3 баллов.

-Ответы конструктивного характера от 2 до 4 баллов.

-Знание определений понятий урока -1-2 балла в зависимости от полноты ответа.

-Знание хронологии 1 балл за каждую дату.

-Эссе до 10 баллов.

-Реферат до 20 баллов.

-Проектная работа до 30 баллов.

- Ученик при желании может отработать пропущенные темы.

-Шкала баллов склонна снижаться, хотя в начале учебной четверти им оглашаются предельные балл

-Контрольно-проверочные работы предусматривают возможность заработать более десяти баллов.

-Выслушиваются разные мнения по одному и тому же вопросу и правильные ответы оцениваются одинаково.

-Оцениваются все письменные работы по домашнему заданию.

-Отдельно каждый ученик получает оценку за ведение рабочей тетради в конце учебной четверти.

-Занимаешь призовое место на районной олимпиаде и республиканской олимпиаде то получаешь льготы (автоматом «5» в этом полугодии по данному предмету.), участвуешь на школьных, районных и республиканских, всероссийских конкурсах, то действует система поощрения.