СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка учебного занятия "Сестринская помощь при язвенной болезни"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка учебного занятия "Сестринская помощь при язвенной болезни" предназначена для подготовки преподавателя к практическому занятию по МДК 02.01.1 Сестринское дело в терапии.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка учебного занятия "Сестринская помощь при язвенной болезни"»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Саткинский медицинский техникум»








МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ


для преподавателей



ПМ 02 Участие в лечебно-диагностических
и реабилитационных процессах

МДК 02.01.1 «Сестринское дело в терапии»





Сестринская помощь при язвенной болезни



Специальность: 34.02.01 Сестринское дело














Сатка 2021




СОДЕРЖАНИЕ


  1. Методическое пояснение ………………………………………

4

  1. Технологическая карта практического занятия ………………

5

  1. Список рекомендуемой литературы …………………………..

13

  1. Приложения


Приложение 1 Сестринская помощь при язвенной болезни ...

14

Приложение 2 Блок-контроля знаний ………...………………

17

Приложение 3 Желудочное зондирование …………………...

26

Приложение 4 Протокол занятия ……………………………...

29

Приложение 5 Критерии оценки ………………………………

30


  1. Методическое пояснение


Учебно-методическая разработка практического занятия составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта по специальности 34.02.01 Сестринское дело
и программой ПМ 02 Участие в лечебно-диагностическом
и реабилитационном процессах МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях.

На данном занятии студенты демонстрируют знания, которые они приобрели при изучении темы «Сестринская помощь при язвенной болезни». Студенты работают с тестовыми заданиями, решают ситуационные задачи по теме, демонстрируют технику проведения практических манипуляций в соответствии с алгоритмами, отвечают на устные вопросы по теме.

Для успешного освоения темы необходимы фундаментальные знания, прежде всего анатомии и основ физиологии. Используются знания, полученные на других дисциплинах общего профессионального цикла: «Основы латинского языка с медицинской терминологией», «Фармакология», «Психология».

Для данной темы предусмотрено 4 часа практического занятия. Внеаудиторная работа представлена в форме презентаций, сообщений, буклетов, памяток на темы: «Патогенез язвенной болезни», «Роль медсестры в оказании медицинской помощи пациентам с язвенной болезнью», составление студентами кроссвордов по теме.


2. Технологическая карта практического занятия


Учебные цели занятия:

  1. Учебные (дидактические) цели:

– проверить уровень знаний студентов по теме практического занятия;

– углубить, систематизировать и обобщить знания по теме «Сестринская помощь при язвенной болезни»;

– сформировать и закрепить тактику медицинской сестры при оказании медицинской помощи пациентам с язвенной болезнью.

2. Развивающие цели:

– способствовать развитию клинического мышления;

– способствовать развитию памяти и речи;

– развивать умение сравнивать, обобщать, анализировать.

3. Воспитательные цели:

– стремиться воспитать чувства милосердия, гуманизма, взаимопомощи, коллективизма;

– стремиться к воспитанию чувства ответственности за выполняемую работу, умения контролировать свои эмоции, воспитание чувства долга.

В соответствии с новыми образовательными стандартами после изучения материала студенты должны:

Знать:

– этапы сестринского процесса;

– определение понятия «Язвенная болезнь»;

– этиологию язвенной болезни;

– симптоматику и клинические проявления, осложнения язвенной болезни;

– нарушенные потребности и проблемы пациента (настоящие, потенциальные, приоритетные);

– диагностику, лечение, прогноз, профилактику язвенной болезни;

– алгоритмы оказания неотложной помощи при острых осложнениях язвенной болезни.

Уметь:

– провести сестринское обследование пациента с язвенной болезнью;

– выявить проблемы пациента и интерпретировать нарушенные потребности;

– спланировать цели ухода и сестринские вмешательства;

– реализовать план ухода;

– оценить полученные результаты и внести коррективы в план ухода;

– выполнять сестринские манипуляции (взвешивание, измерение роста, определение индекса массы тела, общий осмотр, подсчет частоты дыхательных движений, подсчет и характеристика пульса, измерение артериального давления, подсчет пульса и его характеристики, внутримышечная инъекция, внутривенная инъекция, подготовка пациента к общими анализу крови, биохимическому анализу крови, подготовка пациента к общему анализу мочи, подготовка пациента к анализу кала на скрытую кровь, подготовка пациента к УЗИ органов брюшной полости, подготовка пациента к ФГДС, подготовка пациента к фракционному зондированию, техника взятия крови на биохимический анализ крови);

– оказывать неотложную помощь пациентам с острыми осложнениями язвенной болезни.

Осваиваемые профессиональные компетенции:

ПК 2.1 Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

ПК 2.2 Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

ПК 2.3 Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами.

ПК 2.4 Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.

ПК 2.5 Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.

ПК 2.6 Вести утвержденную медицинскую документацию.

ПК 2.7 Осуществлять реабилитационные мероприятия.


Осваиваемые общие компетенции:

OK 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.

ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7 Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.

ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10 Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

OK 11 Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.

ОК 12 Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК 13 Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

OK 14 Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Материальное обеспечение учебного занятия:

1. Методическая разработка (для преподавателя).

2. Методическая разработка (для студентов).

2. Ноутбук.

3. Телевизор.

4. Hdmi кабель.

5. Программа для демонстрации презентаций PowerPoint.

6. Тестовые задания.

7. Карточки с заданиями для студентов (ситуационные задачи, практические манипуляции, алгоритмы).

8. Оснащение для выполнения зачетных практических манипуляций.

Тип занятия: практическое занятие.

Место проведения: кабинет доклинической практики ГБПОУ «Саткинский медицинский техникум».

Количество часов: 180 минут.

Распределение рабочего времени на учебном занятии:

1. Организационный момент – 5 минут.

2. Контроль исходного уровня знаний – 15 минут.

3. Изложение темы, цели и плана занятия – 15 минут.

4. Эвристическая беседа – 30 минут.

5. Демонстрационная часть – 25 минут.

6. Оформление манипуляционных тетрадей – 15 минут.

7. Самостоятельная работа студентов (тестированный контроль, решение клинических задач) – 55 минут.

8. Подведение итогов занятия, выставление оценок – 15 минут.

9.Задание на дом – 5 минут.

Этапы планирования занятия



Этапы занятия

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

Цели

Время

1. Организационный момент

Приветствие. Внешний вид. Готовность кабинета, оснащение. Отмечает отсутствующих

Фамилии отсутствующих говорит староста подгруппы. Доску и мел готовит дежурный

Проверить готовность к работе, сконцентрировать внимание студентов

5 минут

2.Контроль исходного уровня знаний






Срез знаний по типу вопрос-ответ (приложение 3)



Заполняют протокол. Устно дают правильный ответ







Проверить уровень знаний перед занятием

15 минут

3.Изложение темы, цели и плана занятия


Сообщает тему, цель и план занятия. Кратко объясняет тему занятия (приложение 1).

Слушают.


Раскрыть значимость темы в будущей профессии медицинской сестры. Подготовка к предстоящей работе.

15 минут

4.Эвристическая беседа

Задает вопросы, предлагает студентам отвечать, решая поставленную задачу. Преподаватель может помогать студентам, задавая наводящие вопросы, вносит поправки

Слушают, отвечают, дают полные ответы

Научить студентов овладевать знаниями, благодаря самостоятельной проработки небольших вопросов. Научить выступать перед аудиторией

30

минут

5. Демонстрационная часть











Демонстрирует практические навыки: желудочное зондирование (приложение 3).


Внимательно следят за манипуляционной техникой

Облегчить восприятие и осмысление материала. Научить клиническому мышлении.

25

минут

6.Оформление манипуляционных тетрадей




Раздает студентам описание манипуляций (приложение 3)

Вдумчиво переписывают.

Выполняют манипуляции.

Закрепить навыки, полученные в ходе занятия.

15 минут

7.Самостоятельная работа студентов

Предлагает решить ситуационные задачи, с последующим обсуждением

Предлагает студентам ответить на тестовые задания (приложение 2)









Решают тестовые задания, записывают результат теста в протокол.

Решают ситуационные задачи, записывают результат в баллах в протокол.









Проверить и закрепить полученные знания. Решение тестовых заданий и ситуационных задач помогают подготовиться к ГИА. Решение клинических задач систематизируют знания, учат определять неотложное состояние и правильно оказывать неотложную доврачебную помощь

55 минут














8. Подведение итогов занятия, выставление оценок

Подводит итоги занятия, подсчитывает средний балл, выставляет оценки. Отмечает более активных студентов

Слушают, подсчитывают баллы

Выявить уровень знаний студентов, поощрение активных студентов

15 минут

9. Задание на дом

Сообщает домашнее задание к следующему занятию.

Слушают, записывают.

Подготовка к следующему занятию.

5 минут



Методы обучения и методические приемы



Метод

Основное назначение

Уровни усвоения

Приемы

Объяснительно-иллюстративный;

Облегчить восприятие и осмысление изучаемого материала

Воспроизведение

Умения и навыки

Рассказ, беседа, иллюстрация плакатов, презентаций

Репродуктивный

Формирование умений и навыков

использования полученных знаний






Воспроизведение

Умения и навыки

Решение типовых задач, тестов, выполнение практических заданий по заданному алгоритму

Частично – поисковый

Создание проблем для самостоятельного поиска решения студентов

Воспроизведение

Умения и навыки

Эвристическая беседа, обобщение



Применение различных методов способствует созданию рабочей обстановки, творческой активности и заинтересованности студентов.


Межпредметные связи



предшествующие

сопутствующие

последующие

- технология оказания медицинских услуг

- анатомия с физиологией

- фармакология с рецептурой

- микробиология

- психология


- сестринское дело в педиатрии

- гериатрия

- сестринское дело в хирургии

- государственная итоговая аттестация



Методические приемы


  1. Объяснение.

  2. Демонстрация слайдов.

  3. Беседа.

  4. Работа с учебником.


Методы контроля


  1. Письменный – дает возможность в наиболее короткий срок проверить усвоение учебного материала всей подгруппе (тестирование).

  2. Устный.

  3. Фронтальный опрос – беседа преподавателя с группой.

  4. Комбинированный опрос – беседа проводится со всей группой, но на некоторые вопросы выбирается для ответа конкретный студент.

  5. Практический – определяется способность студентов к применению своих теоретических знаний в практической работе при решении ситуационных задач и выполнении практических манипулций.


3. Список рекомендуемой литературы


Основная литература:

1. Смолева Э. В. Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи.- Изд. 3-е.-Ростов н/Д: Феникс, 2011.- 473с

2.Обуховец Т. П. Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи: практикум.- Изд. 3-е, стер.- Ростов н\Д: Феникс,
2013.-412 с.: ил.- (Медицина)

3. Лычев В. Г., Карманова Т.Т. - «Сестринское дело в терапии: с курсом первичной медицинской помощи». – М.: Форум, 2011 г;

Дополнительная литература:

1.Щукин Ю. В. Методы исследования пациента.- Ростов н/Д: Феникс, 2014.-287 с.: ил.- (Медицина)

2. Сединкина Р. Г.- «Сестринское дело в терапии». Раздел «Гематология» – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011 г;


Интернет – ресурсы:

1.http://vmede.org/index.phpboard=1.0

2.http://sestrinskoedelo.ru/obschenie_v_sestrinskom_delе






4. Приложения

Приложение 1


Сестринская помощь при язвенной болезни


Возможные проблемы пациента: боль, изжога, отрыжка, рвота, дефицит знаний о болезни – потенциальная угроза здоровью, трудности в принятии изменений в диете, отказ от приема пиши из-за тошноты и рвоты, риск аспирации рвотными массами, вздутие живота.

План сестринских вмешательств

Краткосрочная цель: пациент отмечает стихание боли к концу 7 дня пребывания в стационаре.

Долгосрочная цель: пациент не предъявляет жалоб на боли в эпигастральной области к моменту выписки.

План

Мотивация

Обеспечить лечебно-охранительный режим.

Для улучшения психоэмоционального состояния пациента, профилактики осложнений.

Обеспечить удобное положение в постели.

Для облегчения состояния больного и скорейшей регенерации язвы.

Контролировать постельный режим.

Для уменьшения болей, профилактики осложнений.

Обучить пациента правилам приема назначенных противоязвенных лекарственных средств.

Для достижения полного взаимопонимания между медицинским персоналом и пациентом и эффективности действия препаратов.

Беседа с пациентом о правилах приеме и побочных эффектах антацидных препаратов.

Для предотвращения побочных эффектов при приеме антацидов.

Объяснить пациенту суть его заболевания, рассказать о современных методах диагностики, лечения и профилактики.

Для снятия тревожного состояния, повышения уверенности в благоприятном исходе лечения.


Обеспечить правильную подготовку пациента к ФГДС и желудочному зондированию.

Для повышения эффективности и точности диагностических процедур.

Провести беседу с родственниками об обеспечении питания с достаточным содержанием витаминов, пищевых антацидов.

Для повышения иммунных сил организма, снижения активности соляной кислоты и пепсина в желудочном соке.

Наблюдать за внешним видом и состоянием пациента (пульс, АД, характер стула).

Для раннего выявления и своевременного оказания неотложной помощи при осложнениях (кровотечение, перфорация и др.).

Выполнять назначения врача (прием антацидов, репарантов, гастропротекторов).

Для снятия болей, быстрейшего рубцевания язвы.



Д ействия медицинской сестры при
желудочно-кишечном кровотечнии


Подготовить к приходу врача:

– систему для в/в вливания, шприцы для в/в, в/м и п/к введения препаратов, жгут, ватные шарики, 70С этиловый спирт, все необходимое для определения группы крови и резус – фактора, гастроскоп;

– лекарственные препараты: 5% раствор аминокапроновой кислоты, 12,5% раствор дицинона (амп.), 10% раствор хлорида и глюконата кальция, 10% раствор желатиноля, циметидин 10% – 2мл, полиглюкин, реополиглюкин, одногрупповую и совместимую по резус-фактору кровь.



Действия медсестры при перфоративной язве желудка на догоспитальном этапе


1. Вызвать врача.

2. Уложить пациента на спину, голову повернуть набок, подложить под рот лоток или салфетку.

3. Контролировать а/д, пульс, ЧСС, ЧД, температуру тела, общее состояние.

4. Запретить пациенту принимать любую пищу, жидкость и лекарственные препараты через рот.

5. На область эпигастрия положить пузырь со льдом.

6. По назначению врача провести катетеризацию периферической вены.

7. По назначению врача внутривенно-капельно ввести лекарственные препараты (0,9% натрия хлорид 250 мл).

8. Эвакуация санитарным транспортом на носилках в отделение хирургии.

Приложение 2


Блок-контроля знаний

Задание 1.

Срез знаний «Сестринская помощь при язвенной болезни»


1. Хроническое, рецидивирующее заболевание, в основе которого лежит воспаление слизистой оболочки желудка и 12-перстной кишки и образование язв – это … (язвенная болезнь).

2. По локализации выделяют язвы: … (желудка и 12-п.к.).

3. Микроорганизм, вызывающий язвенную болезнь – это … (Helicobacter 20жениям).

4. Мелена – это … (дегтеобразный стул).

5. Скрыто протекающие язвы, клинически проявляющиеся осложнениями заболевания, называются … (немые).

6. Перфорация – это … (прободение).

7. Перечислите возможные осложнения язвенной болезни … (кровотечение, стеноз, малигнизация, перфорация, пенетрация).

8. Переход язвы в рак называется … (малигнизация).

9. ФГДС – это … (эндоскопический метод обследования пищевода, желудка и 12-п.к.).

10. Проникновение язвы в соседний орган называется … (пенетрация).


Задание 2.

Дать развернутый ответ на следующие вопросы


1. Что такое язвенная болезнь?

2. Какие этиологические факторы способствуют развитию язвенной болезни?

3. Что лежит в основе патогенеза язвенной болезни?

4. Какие язвы выделяют по локализации?

5. В чем заключается клиническая картина язвенной болезни?

6. В чем заключается диагностика язвенной болезни?

7. В чем заключается подготовка пациента к ФГДС?

8. В чем заключается подготовка пациента к анализу кала на скрытую кровь?

9. В чем заключается лечение язвенной болезни?

10. Какие осложнения могут возникнуть у пациента с язвенной болезнью?

11. Какие проблемы могут возникнуть у пациента с язвенной болезнью?

12. В чем заключается сестринский уход за пациентом с язвенной болезнью?


Задание 3.

Решите ситуационную задачу согласно своему варианту


Вариант I

Пациент 48 лет находится на стационарном лечении в гастроэнтерологическом отделении с диагно­зом: язвенная болезнь желудка, фаза обострения.

При сестринском обследовании медсестра получила следующие данные: жалобы на сильные боли в эпигастральной области, возникающие через 30-60 минут после еды, отрыжку воздухом, иногда пищей, запоры, вздутие живота, наблюдалась однократная рвота цвета «кофейной гущи». Больным считает себя в течении 1,5 лет, ухудшение, наступившее за последние 5 дней, больной связывает со стрессом. В окру­жающем пространстве больной ориентируется адекватно. Тревожен, жалуется на общую слабость, уста­лость, плохой сон, в контакт вступает хорошо, выражает опасение за свое будущее, сомневается в успехе лечения.

Объективно: состояние удовлетворительное, сознание ясное, положение в постели активное. Кож­ные покровы чистые, бледные, подкожно-жировая клетчатка развита удовлетворительно. Пульс 64 уд./мин. АД 110/70 мм 22ж. Ст, ЧДД 18 в мин. Язык обложен белым налетом, живот правильной формы, отмечается умеренное напряжение передней брюшной стенки в эпигастральной области, печень, селе­зенка не пальпируются.

Пациенту назначено: режим постельный, диета №1а; ФГДС с биопсией, исследование желудочной секреции; Маалокс по 1 суспензии 3 раза в день; Де-нол по 1 капсуле 4 раза в день; р-р платифиллина 0,2% 2,0 п/к.

Задания:

1. Выявите потребности, удовлетворение которых нарушено; сформулируйте и обоснуйте про­блемы пациента.

2. Определите цели и составьте план сестринских вмешательств с мотивацией.

Эталоны ответов на задачу

Проблемы пациента

Настоящие:

- боли в эпигастрии;

- отрыжка;

- запор;

- метеоризм;

- плохой сон;

- общая слабость.

Потенциальные:

- риск развития осложнений (желудочное кровотечение, перфорация, пенетрация, стеноз привратника, малигнизация).

Приоритетная проблема пациента: боль в эпигастральной области.

Краткосрочная цель: пациент отмечает стихание боли к концу 7-го дня пребывания в стационаре.

Долгосрочная цель: пациент не предъявляет жалоб на боли в эпигастральной области к моменту выписки.

План

Мотивация

  1. Обеспечить лечебно-охранительный режим.

Для улучшения психоэмоционального состояния пациента, профилактики желудочного кровотечение.

  1. Обеспечить питанием пациента в соответствии с диетой №1а.

Для физического, химического и механического щажения слизистой желудка пациента.

  1. Обучить пациента правилам приема назначенных лекарственных средств.

Для достижения полного взаимопонимания между медицинским персоналом и пациентом, и эффективности действия препаратов.

  1. Объяснить пациенту суть его заболевания, рассказать о современных методах диагностики, лечения и профилактики.

Для снятия тревожного состояния, повышения уверенности в благоприятном исходе лечения.

  1. Обеспечить правильную подготовку пациента к ФГДС и желудочному зондированию.

Для повышения эффективности и точности диагностических процедур.

  1. Провести беседу с родственниками об обеспечении питания с достаточным содержанием витаминов, пищевых антацидов.

Для повышения иммунных сил организма, снижения активности желудочного сока.

  1. Наблюдать за внешним видом и состоянием пациента (пульс, АД, характер стула).

Для раннего выявления и своевременного оказания неотложной помощи при осложнениях (кровотечение, перфорация).

Оценка эффективности: больной отмечает исчезновение болей, демонстрирует знания по профилактике обострения язвенной болезни. Цель достигнута.


Вариант II

В стационар поступил пациент 25 лет с диагнозом язвенная болезнь 12-типерстной кишки. При се­стринском обследовании выявлено жалобы на острые боли в эпигастральной области, возникающие че­рез 3-4 часа после еды, нередко ночью, отрыжку кислым, изжогу, запоры, похудание. Аппетит сохранен. Больным себя считает около года, однако к врачам не обращался. Работа связана с нервными перенапря­25жениями, много курит. Обеспокоен состоянием своего здоровья, и снижением трудоспособности.

Объективно: общее состояние удовлетворительное. Кожные покровы бледные, подкожно-жировая клетчатка развита слабо. Со стороны легких и сердечно-сосудистой системы патологии нет. Язык обло­жен бело-желтым налетом. При пальпации живота отмечается резкая болезненность справа от средней линии живота выше пупка. Печень и селезенка не пальпируются.

Назначено: режим постельный; диета № 1а, 16, 1; общий анализ крови (эритроциты, гемоглобин); анализ кала на скрытую кровь; рентгеноскопия желудка и 12-типерстной кишки; ФГДС; раствор но-шпы 2% в/м; Альмагель по 1ст. ложке 3 раза в день до еды; Метронидазол по 1 таблетке 3 раза в день; Ранитидин по 1 таблетке 3 раза 4 Солкосерил в/м 1 раз в день.

Задания:

1. Выявите потребности, удовлетворение которых нарушено, сформулируйте и обоснуйте про­блемы пациента.

2. Определите цели и составьте план сестринских вмешательств с мотивацией.

Эталон ответа на задачу

Проблемы пациента

Настоящие: боли в эпигастральной области, возникающие через 3-4 часа после еды, ночные боли, похудание, изжога, запоры.

Потенциальные: кровотечения, пенетрация, перфорация.

Приоритетная проблема пациента: боли в эпигастральной области, возникающие через 3-4 часа после еды, нередко ночью.

Краткосрочная цель: пациент отмечает уменьшение болей к концу недели.

Долгосрочная цель: пациент не предъявляет жалоб к моменту выписки.

План ухода

  1. Обеспечить удобное положение в постели.

Для облегчения состояния больного, для скорейшей регенерации язвы.

  1. Контролировать постельный режим.

Для уменьшения болей, профилактики кровотечения.

  1. Диета №1а, 1б, 1.

Исключить соленое, острое, жареное, частое дробное питание малыми порциями.

Для исключения продуктов, вызывающих раздражение слизистой оболочки 12-ти перстной кишки.

  1. Провести беседу с родственниками об обеспечении рационального питания пациента.

Для эффективного лечения.

  1. Беседа с пациентом о приеме и побочных эффектах антацидных препаратов.

Для предотвращения побочных эффектов при приеме антацидов.

Оценка: пациент отмечает значительное улучшение самочувствия, демонстрирует знания о мерах профилактики этого заболевания. Цель достигнута.




Задание 4.

Тестовые задания по теме
«Сестринская помощь при язвенной болезни»


1. Сезонность обострения характерна для:

а)хронического колита

б)хронического холецистита

в)цирроза печени

г)язвенной болезни

2. Ранние боли в эпигастральной области возникают после еды в течение:

а)30 минут

б)2 часов

в)3 часов

г)4 часов

3. Поздние, «голодные», ночные боли характерны для:

а)хронического гастрита

б)язвенной болезни желудка

в)язвенной болезни 12-перстной кишки

г)цирроза печени

4. Рентгенологический симптом «ниши» наблюдается при:

а)гастрите

б)язвенной болезни

в)раке желудка

г)холецистите

5. Признаки, характерные только для желудочного кровотечения:

а)бледность, слабость

б)головная боль, головокружение

в)рвота «кофейной гущей», дегтеобразный стул

г)тахикардия, гипотензия

6. При обострении язвенной болезни назначается диета №:

а)1

б)2

в)3

г)4

7. Неотложная помощь при желудочном кровотечении:

а)хлорид кальция, желатиноль

б)альмагель, атропин

в)викалин, гепарин

г)фестал, баралгин

8. Для стимуляции желудочной секреции применяют:

а)пентагастрин

б)растительное масло

в)сульфат бария

г)сульфат магния

9. Последний прием пищи перед желудочным зондированием должен быть:

а)вечером, накануне исследования

б)утром, накануне исследования

в)днем, накануне исследования

г)утром в день исследования

10. Дегтеобразный стул бывает при кровотечении из кишки:

а)12-перстной

б)ободочной

в)сигмовидной

г)прямой

11. К раку желудка может привести хронический гастрит:

а)анацидный

б)гиперацидный

в)нормацидный

12. Перерождение язвы в рак называется:

а)малигнизация

б)пенетрация

в)перфорация

г)пилоростеноз


Эталоны ответов на тест

Г

А

В

Б

В

А

А

А

А

А

А

А


Критерии оценки:

«5» (91-100%) – 1 ошибка

«4» (81-90%) – 2 ошибки

«3» (71-89%) – 3 ошибки

«2» (менее 70%) – более 3-хошибок









Приложение 3


Желудочное зондирование


Цель: получение желудочного сока для оценки секреторной функции желудка.

Показания к желудочному зондированию. Заболевания желудка.

Противопоказания. Желудочное кровотечение; варикозное расширение вен пищевода; острые воспалительные заболевания пищевода и желудка; гипертоническая болезнь; стенокардия; затруднение дыхания через нос.

Оснащение. Стерильный тонкий желудочный зонд; шприц емкостью 20 мл; полотенце; чистый почкообразный тазик; семь пробирок большой емкости или чистых сухих баночек с направлениями на каждой; энтеральный стимулятор секреции.

Подготовка к процедуре:

1. установите доверительные отношения с пациентом, объясните цель, ход процедуры и получите согласие на процедуру;

2. проинформируйте пациента, что исследование проводится утром натощак (последний прием пищи в 18.00), перед исследованием необходимо снять зубные протезы (если они есть);

3. подготовьте все необходимое оснащение;

4. вымойте руки, наденьте перчатки;

5. усадите пациента так, чтобы он плотно прислонился к высокой спинке стула, а голову слегка наклонил вперед;

6. на шею и грудь пациента положите пленку или полотенце.

Выполнение процедуры:

7. определите длину вводимой части зонда (рост минус 100см.);

8. достаньте из пакета стерильный зонд. Правой рукой возьмите его на расстоянии 10-15 см от слепого конца и смочите его водой или вазелином, левой рукой поддерживайте свободный конец зонда;

9. попросите пациента открыть рот. Слепой конец зонда положите за корень языка и вводите глубоко в глотку. Пациент при этом должен делать глотательные движения и глубоко дышать носом;

10. введите зонд на нужное расстояние (при наличии препятствий зонд удалите);

11. присоедините к свободному концу зонда шприц и извлеките содержимое желудка в пробирку (порция № 1 – натощаковая порция);

12. извлекайте желудочное содержимое через каждые 15 минут (порции №№ 2, 3, 4, 5 – базальная секреция);

13. введите энтеральный раздражитель через шприц, на зонд наложите зажим (для стимуляции желудочной секреции);

14. через 10 минут извлеките 10 мл желудочного содержимого (порция № 6);

15. извлекайте все желудочное содержимое через каждые 15 минут в течение 1 часа (порции №№ 7, 8, 9, 10, 11);

16. осторожно извлеките зонд из желудка, дайте пациенту прополоскать рот;

17. пронумеруйте пробирки, отправьте в лабораторию.

Завершение процедуры:

18. обработайте в дезинфицирующем растворе зонд, шприц, лоток;

19. снимите перчатки, вымойте руки.

Примечание: при использовании парентерального раздражителя его вводят после порции № 5, затем через каждые 15 минут извлекают порции №№ 6, 7, 8, 9.

Раздражители:

а) энтеральные – мясной бульон – 300мл, капустный отвар – 300 мл, хлебный завтрак (50 гр. белых сухарей и 400мл. воды), 5% раствор алкоголя – 300 мл, раствор кофеина 0,2г на 30 мл воды; б) парентеральные – раствор пентагастрина или раствор гистамина 0,1% (0,01мл на 1 кг массы пациента).

Приложение 4

Протокол занятия

ФИО

Тест контроль

Практическая часть

Решение

задач

Итог

1.





2.





3.





4.





5.





6.





7.





8.





9.





10.






Приложение 5

Критерии оценки


Критерии оценки за тестовые задания.

За каждый правильный ответ 1 балл.

Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

балл (отметка)

вербальный аналог

90 ÷ 100

5

отлично

80 ÷ 89

4

хорошо

70 ÷ 79

3

удовлетворительно

менее 70

2

неудовлетворительно


Критерии оценки манипуляционной техники

Критерии

Баллы

Рабочее место оснащается с соблюдением всех требований к подготовке для выполнения манипуляций; практические действия выполняются последовательно в соответствии с алгоритмом выполнения манипуляций; соблюдаются все требования к безопасности пациента и медперсонала; выдерживается регламент времени; рабочее место убирается в соответствии с требованиями санэпиднадзора; все действия обосновываются;

5

Рабочее место не полностью самостоятельно оснащается для выполнения практических манипуляций; практические действия выполняются последовательно, но не уверенно; соблюдаются все требования к безопасности пациента и медперсонала; нарушается регламент времени; рабочее место убирается в соответствии с требованиями санэпидрежима; все действия обосновываются с уточняющими вопросами педагога;

4

Рабочее место не полностью оснащается для выполнения практических манипуляций; нарушена последовательность их выполнения; действия неуверенные, для обоснования действий необходимы наводящие и дополнительные вопросы и комментарии педагога; соблюдаются все требования к безопасности пациента и медперсонала; рабочее место убирается в соответствии с требованиями санэпидрежима;

3

Затруднения с подготовкой рабочего места, невозможность самостоятельно выполнить практические манипуляции; совершаются действия, нарушающие безопасность пациента и медперсонала, нарушаются требования санэпидрежима, техники безопасности при работе с аппаратурой, используемыми материалами

2



Критерии оценки за устный ответ

При определении оценки необходимо исходить из следующих критериев:

– сумма знаний, которыми обладает студент (теоретический компонент

– системность знаний, их полнота, достаточность, действенность знаний, прочность, глубина и др. критерии оценки);

– понимание сущности педагогических явлений и процессов и их взаимозависимостей;

– умение видеть основные проблемы (теоретические, практические), причины их возникновения;

– умение теоретически обосновывать возможные пути решения существующих проблем (теории и практики).

Оценка «отлично»: 

Ответы на поставленные вопросы излагаются логично, последовательно и не требуют дополнительных пояснений. Делаются обоснованные выводы. Соблюдаются нормы литературной речи. 
Оценка «отлично» предполагает глубокое знание всего курса, понимание всех явлений и процессов, умение грамотно оперировать медицинской терминологией. Ответ студента на каждый вопрос должен быть развернутым, уверенным, ни в коем случае не зачитываться дословно, содержать достаточно четкие формулировки. Такой ответ должен продемонстрировать знание материала лекций, базового учебника и дополнительной литературы. Оценка "отлично" выставляется только при полных ответах на все основные и дополнительные вопросы.
Оценка 5 ("отлично") ставится студентам, которые при ответе:

– обнаруживают всестороннее систематическое и глубокое знание программного материала; 

– демонстрируют знание современной учебной и научной литературы; 

– способны творчески применять знание теории к решению профессиональных задач; 

– владеют понятийным аппаратом; 

– демонстрируют способность к анализу и сопоставлению различных подходов к решению заявленной в билете проблематики; 

Оценка «хорошо»:

Ответы на поставленные вопросы излагаются систематизировано и последовательно. Материал излагается уверенно. Демонстрируется умение анализировать материал, однако не все выводы носят аргументированный и доказательный характер. Соблюдаются нормы литературной речи. 
Оценка "хорошо" ставится студенту за правильные ответы на вопросы билета, знание основных характеристик раскрываемых вопросов в рамках рекомендованного учебниками и положений, данных на лекциях. Обязательно понимание взаимосвязей между явлениями и процессами, знание основных закономерностей. 

Оценка 4 ("хорошо") ставится студентам, которые при ответе:

– обнаруживают твёрдое знание программного материала; 

– усвоили основную и наиболее значимую дополнительную литературу; 

– способны применять знание теории к решению задач профессионального характера; 

– допускают отдельные погрешности и неточности при ответе. 

Оценка «удовлетворительно»: 

Допускаются нарушения в последовательности изложения. Демонстрируются поверхностные знания вопроса. Имеются затруднения с выводами. Допускаются нарушения норм литературной речи. 

Оценка 3 ("удовлетворительно") ставится студентам, которые при ответе:

– в основном знают программный материал в объёме, необходимом для предстоящей работы по профессии;

– в целом усвоили основную литературу; 

– допускают существенные погрешности в ответе на вопросы экзаменационного билета. 

Оценка "удовлетворительно" предполагает ответ только в рамках лекционного курса. Как правило, такой ответ краток, приводимые формулировки являются недостаточно четкими, нечетки, в ответах допускаются неточности. Положительная оценка может быть поставлена при условии понимания студентом сущности основных категорий по рассматриваемому и дополнительным вопросам.

Оценка «неудовлетворительно»: 

Материал излагается непоследовательно, сбивчиво, не представляет определенной системы знаний. Оценка "неудовлетворительно" предполагает, что студент не разобрался с основными вопросами изученных в процессе обучения, не понимает сущности процессов и явлений, не может ответить на простые вопросы. Оценка "неудовлетворительно" ставится также студенту, списавшему ответы на вопросы и читающему эти ответы экзаменатору, не отрываясь от текста, а просьба объяснить или уточнить прочитанный таким образом материал по существу остается без ответа.

Оценка 2 ("неудовлетворительно") ставится студентам, которые при ответе:

– обнаруживают значительные пробелы в знаниях основного программного материала; 

– допускают принципиальные ошибки в ответе на вопросы.

40